Политика привлечения иностранных инвестиций — Студопедия.Нет

1. Сущность иностранных инвестиций

Одним из важнейших факторов развития мировой экономики являются инвестиции.

Иностранные инвестиции относятся к одному из наиболее дискуссионных вопросов в области современных экономических исследований. Наличие множества точек зрения по проблеме сущности, форм, роли иностранных инвестиции в экономическом развитии стран указывает на важность и актуальность изучения данного вопроса.

Интерес экономистов к выяснению сущности, происхождения инвестиций возник еще в древности. В период первоначального накопления капитала инвестиции рассматривались в денежной форме. С развитием капитализма под инвестициями стали рассматривать товарную, производственную формы[1].

В период господства командно-административной системы существовали разнообразные точки зрения о роли иностранного капитала в экономику[2]. Среди них необходимо выделить подход, согласно которому прямые иностранные инвестиции рассматривались в качестве инструмента капитализма — способа обладания основными ресурсами и эксплуатации дешевой рабочей силы.

Кроме того, распространенной была точка зрения о том, что инвесторы стараются не платить налогов и репатриируют полученную прибыль в свою страну. В настоящее время подход к оценке роли иностранных инвестиций в экономику претерпел изменения. Иностранные инвестиции используются в качестве источника получения прибыли как отечественными, так и зарубежными инвесторами, поступления дополнительных средств в госбюджет. Государство заинтересовано в проведении политики привлечения иностранных инвестиций[3].

В процессе глобализации и интеграции мировой экономики международное перемещение капитала возрастает. Прямые иностранные инвестиции выступают одной из форм реализации процесса глобализации[4]. Приток иностранного капитала вызывает развитие международной конкуренции, способствует либерализации рынков, сопровождается расширением участия новых стран в процессе международного движения капитала.

В рамках известных неоклассического, институционального и эконометрического подходов в экономической теории можно выделить основные теории иностранных инвестиций. Практическое применение этих теорий нашло отражение в макроэкономических моделях иностранных инвестиций.

Под макроэкономической моделью инвестиций понимают экономико-математическую модель, позволяющую определить и оценить инвестиции, эффективность их использования на основе установления корреляционных связей между исследуемыми параметрами мировой экономики[5].

Возросший интерес к изучению теории иностранных инвестиций объясняется рядом причин. Г.Подшиваленко относит к ним, прежде всего, необходимость использования преимуществ международного разделения труда, международного движения капитала, сокращение объемов производства в ряде стран, поиск внешних источников финансирования развития промышленности, необходимость ограничения и прекращения нелегального оттока капитала из стран с транзитивной экономикой[6].

В современных условиях на смену неоднозначной трактовке роли иностранного капитала в экономическом развитии пришло признание выгодности привлечения и использования иностранных инвестиций. В настоящее время получили распространение ряд теорий, обосновывающих выгодность привлечения иностранных капиталов для развития экономики.

При исследовании иностранных инвестиций применяется неоклассический подход, который основывается на определении предельной полезности факторов производства путем сравнения предельного дохода с предельными издержками для разных видов рыночной структуры[7].

В зарубежной литературе авторы данного направления признают значение нормы прибыли и нормы процента при оценке инвестиций и используют методы маржинального анализа. В соответствии с неоклассическим подходом институциональная структура общества рассматривается как изначально данная в экономике.

Её функционирование не связывается с теоретическим конструированием каких-либо абстрактных моделей на уровне мышления. Инвестиции исследуются в дискретном исчислении[8]. Неоклассики признают существование трансакционных издержек и включают их в общие издержки производства.

Мотив прибыли определяется в качестве ведущей цели инвестора большинством сторонников данной концепции. Ряд ученых придерживается противоположной точки зрения на роль прибыли, объясняя это разными мотивами инвестирования предпринимателей, выпуском нерентабельной продукции, отсутствием тесной корреляции между объемом инвестирования и нормой ссудного процента.

В рамках неоклассического подхода выделяют теории ТНК и прямые иностранные инвестиции (далее – ПИИ) в условиях несовершенных видов рынка, которые включают монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. При оценке инвестиционных решений фирма производит сравнение ожидаемой предельной прибыли с предельными издержками капитала.

Причем делается допущение, что предельные издержки капитала будут одинаковыми в сравниваемых странах. В случае, если ожидаемая предельная прибыль от инвестиций выше за границей, чем внутри страны, то инвестирование за границей будет более выгодным. Теории ПИИ и ТНК основываются на несовершенстве взаимоотношений в условиях олигополии и наличии монополистических преимуществ.

Основной тезис теории олигополии применительно к ТНК состоит в следующем. Фирмы, работающие за пределами национальных границ и в масштабах огромной территории, сталкиваются с неблагоприятными условиями, вызванными сложностью системы связи, коммуникаций, наличием культурных и языковых различий между странами, недостаточным знанием внутреннего рынка.

В противоположность сказанному выше ТНК должны иметь определенные преимущества, чтобы выходить на рынок какой-то страны. В условиях совершенной конкуренции в качестве допущения рассматривается отсутствие у фирм каких-либо специальных преимуществ, которые все равно были бы недоступны другим фирмам, испытывающим неблагоприятные последствия от проводимых транснациональных операций. В таком случае ПИИ не будут иметь место[10].

Необходимым условием ПИИ является обладание инвестируемой фирмой определенных монополистических или олигополистических преимуществ, отсутствующих у потенциальных конкурентов в стране[11]. Существование монополистического преимущества ТНК объясняет причину инвестирования иностранной фирмой по сравнению с организацией деятельности небольшой национальной компании, а также более значительный объем инвестиций ТНК[12].

Теория олигополии применительно к использованию ПИИ основывается на противопоставлении различия неблагоприятных условий при проведении иностранных операций по отношению к приобретаемым олигополистическим преимуществам[13]. К основному условию распространения олигополии относятся маркетинговые преимущества, которые приводят к распространению высоких технологий.

В фазе инноваций компании используют временные монопольные преимущества. Конкурентная борьба обостряется в фазах зрелости и стандартизации, что сопровождается интернационализацией деятельности компаний. В фазе стандартизации ТНК предпринимают попытки выхода на мировой рынок и выгодного размещения там производства с целью сохранения своего лидерства[14].

В рамках неоклассического подхода во многих теориях ПИИ используется процентная ставка в качестве важнейшего показателя. Вместе с тем следует учитывать относительный характер влияния данного показателя на принятие инвестиционных решений, что подтверждается целым рядом эконометрических исследований.

Теории интернационализации П.Баккли и М. Кассона, конкурентного преимущества М. Портера, ПИИ и конкурентного преимущества Т. Озава, эклектическая парадигма Дж. Даннинга, пути инвестиционного развития наций Дж. Даннинга, Р. Нарула объясняют процессы, происходящие в развитии мировых экономик.

Процесс интернационализации выражается в объединении рынков промежуточных продуктов и происходит в случае, когда полезность от совместно приобретенных внутренних и внешних активов превалирует над издержками организации этой деятельности. Основными факторами, побуждающими ТНК инвестировать в другие страны, относятся преимущества местоположения, наличие природных ресурсов и доступность выхода на рынок в этих странах.

Про бизнес:  Инвестиции - Тосненский район Ленинградской области

В условиях ограниченности природных ресурсов и недостатка внутренних инвестиций проблема исследования привлечения иностранных инвестиций относится к важной задаче нахождения альтернативного источника финансирования развития в странах с переходной экономикой[16].

Интернационализация проявляется в объединении технологий, «ноу-хау», установлении и углублении экономических связей ПИИ крупных корпораций с их дочерними фирмами. В целом такой подход позволяет охарактеризовать иерархическую организацию бизнес-функций. П.Бакли, М.

Кассона делают основное допущение об учете трансакционных издержек, которые, по их мнению, следует учитывать при использовании теории интернационализации для ТНК. В рассматриваемой работе они исследуют природу трансакционных издержек, предпринимают попытку распространить их на теорию интернационализации.

Она базируется на наличии определенных стимулов захвата ТНК новых рынков и улучшения качества обслуживания покупателей, установления контроля качества продукции. ТНК (операторы) получают конкурентное преимущество из-за своей способности интернационализировать свое ноу-хау, вместо того, чтобы передавать его другим (внешним) организациям[17].

В последнее время получило распространение понятие техноглобализм, которое означает широкое распространение и свободный доступ к международной деятельности ТНК, ликвидацию барьеров и национальных границ для распространения новейших технологий[18].

Итогом исследования взаимосвязи ПИИ с уровнем развития технологий явилось возникновение теории пути инвестиционного развития наций Дж. Даннинга, Р.Нарула. Данной теорией обосновывается наличие зависимости между экспортом и импортом ПИИ от уровня экономического развития страны относительно государств остального мира.

Выделение пяти фаз инвестиционного развития позволяет определить инвестиционные позиции страны как нетто-импортера или нетто-экспортера. Фазы 1-3 характеризуют низкие притоки и оттоки ПИИ, низкую долю ВВП в расчете на душу населения. Развитие капиталоёмкой промышленности на 2-3 фазах обеспечивает переход на последующие фазы[19].

Страна превращается в нетто-экспортера инвестиций в 4-5 фазы. Применение теории пути инвестиционного развития может быть использована для выработки основных рекомендаций экономической политики стран, проводящих трансформационные преобразования[20].

Теории интернационализации имеют целью объяснить мотивацию поведения иностранных инвесторов в инвестируемых странах. Изучение и применение положений рассмотренных выше теорий позволяет экономистам обосновать экономическую политику в области использования основных концепций привлечения иностранных инвестиций в современных условиях[21].

Рассмотрим основные теории иностранных инвестиций в контексте институционального подхода, а также их использование в условиях проведения институционально-рыночных преобразований экономики. В последнее время активизировали свою деятельность сторонники институциональных теорий инвестиций, объясняющих мотивацию предпринимательской деятельности разделением прав собственности и управления в современной корпорации.

Они обосновывают отсутствие совпадения целей и интересов менеджеров и аппарата управления в корпорации[22]. Представители институционального направления настаивают на создании макротеории инвестиций, аргументируя это тезисом о том, что инвестиции являются важнейшей составляющей национального дохода.

К числу положительных черт привлечения иностранного капитала следует отнести более высокий уровень заработной платы, предоставляемый многонациональными фирмами своим филиалам в стране-реципиенте инвестиций. Например, в Венгрии и Ирландии рабочие получают дополнительную компенсацию, которая составляет 53 % от совокупного уровня заработной платы в промышленности, причем такие дочерние компании составляют 13 % и 16% соответственно от общего числа фирм-изготовителей.

Существование стабильной системы прав собственности составляет основу для принятия инвестиционных решений при минимизации величины издержек от сделок. Право собственности предоставляет индивидууму право на присвоение дохода от собственности. Используя это право, общество может обеспечить увеличение дохода с возрастающим эффектом.

Возникновение частной собственности создает стимулы для наиболее эффективного использования природных ресурсов. Частная собственность выступает основой концентрации средств и установления контроля над активами в личных интересах. Развитие прав частной собственности прошло два параллельных пути[24].

Первый основывался на приватизации государственной собственности самим же государством. Второй — это спонтанное развитие небольших частных фирм. Определение системы прав собственности и либерализация существующих прав посредством их либерализации оказывает воздействие на процесс создания рыночной среды, стимулирует приток ПИИ в страну.

Специфические формы инвестиции зависят от инвестиционных решений и видов предприятий. Экономической деятельности субъекта отводится важная роль в системе действующих институтов. В переходной экономике функциональные связи между субъектами устанавливаются в условиях еще несформировавшейся институциональной системы.

Принадлежность экономического субъекта к институту обеспечивает доступ к определенному набору благ. Существует и обратный эффект, который выражается в воздействии функционирующих отношений на институциональные процессы[25]. Социально-экономические изменения могут привести к деструкции ряда институтов.

Определение прав собственности через систему прав направлено на уменьшение издержек от сделок, что стимулирует рост притока ПИИ. Это позволяет получать наибольшую выгоду от эффективного функционирования такой системы. Создание новых рыночных институтов направлено на формирование системы прав собственности, обеспечивающей соблюдение прав частной собственности, их защиту при одинаковом использовании всех источников дохода и поддержание функционирующего капитала и финансовых рынков[26].

Иностранные инвестиции очень важны для стабильного и эффективного развития экономики государства. Инвестиции при определенных условиях могут послужить подъему в некоторых областях промышленности и сельского хозяйства, а, следовательно, и экономического положения в целом, тем самым способствуя укреплению общих основ экономической и национальной безопасности государства[27].

2. Пути привлечения иностранных инвестиций

Целенаправленное воздействие на инвестиционные ресурсы должно обеспечивать наращивание производственного потенциала и повышение международной конкурентоспособности национальной экономики, что обеспечивается путем разработки политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций[28].

Политика привлечения и использования иностранных инвестиций базируется на следующих принципах:

– интеграция в общую инвестиционную политику государства;

– учет мнений и предложений заинтересованных сторон при ее разработке;

– постоянная актуализация и гибкость;

– обеспечение национальной экономической безопасности страны;

– обеспечение защиты иностранных инвесторов с точки зрения предоставляемых гарантий;

– обеспечение стабильных и предсказуемых условий осуществления иностранных инвестиций[29].

Любая политика разрабатывается и реализуется по определенным этапам.

На первом этапе для формирования базы принятия управленческих решений необходима оценка состава и структуры иностранных инвестиций в экономику России в отраслевом и региональном аспектах. Результатом данного этапа должна быть полная и неискаженная информация об уровне внешней инвестиционной активности регионов и изменениях, происходящих в отдельных отраслях экономики страны[30].

Вторым этапом является анализ внешнего окружения и конкуренции на мировом инвестиционном рынке. Кроме анализа текущей ситуации с привлечением иностранных инвестиций внутри страны, важным условием принятия верных решений является формирование информационной базы о состоянии мирового инвестиционного рынка и действиях, предпринимаемых правительствами других стран, являющихся конкурентами России по привлечению иностранных инвестиций.

Про бизнес:  Роль инвестиций в деятельности предприятия. Курсовая работа (т). Эктеория. 2014-10-08

На третьем этапе необходимо определение типа формируемой ИИ-политики. Разные страны в зависимости от объема привлекаемого иностранного капитала могут формировать два принципиальных типа политики: наступательную (агрессивную) и оборонительную (консервативную)

[32]. Если цель — привлечение иностранных инвестиций и оптимизация их структуры в сторону увеличения доли прямых иностранных инвестиций, то необходимо разрабатывать наступательную политику, которая предполагает активные действия, направленные на поиск и привлечение иностранных инвестиций в заранее определенные приоритетные отрасли экономики, в первую очередь, в реальный ее сектор[33].

Четвертым этапом является формирование системы инструментов и механизмов, обеспечивающих эффективность реализации разрабатываемой политики. В большинстве стран, добившихся успеха в привлечении иностранных инвестиций, система инструментов и механизмов, которую также определяют как инвестиционная инфраструктура, достаточно хорошо разработана и, как правило, включает в себя следующие элементы: информационную систему для инвесторов; консалтинг для топ-менеджмента; зоны экономического и технологического развития; побудительные механизмы; промоутерские и коммуникационные кампании; финансовый инжиниринг[34].

И пятым, заключительным этапом, должно стать обеспечение реализации ИИ-политики и оценка ее эффективности.

Выводы по Главе 1

Иностранные инвестиции – это важнейший источник получения прибыли как отечественными, так и зарубежными инвесторами, поступления дополнительных средств в госбюджет. Привлеченные инвестиции позволяют создать новые рабочие места, и как следствие — увеличить объемы налоговых отчислений, что благоприятно скажется на формировании дополнительных источников финансирования социально-экономического развития; а также повысить качество физической и мягкой инфраструктуры; стимулировать развитие предпринимательской деятельности на территории и диверсифицировать ее отраслевую структуру и снизить риски, связанные с цикличностью развития отраслей.

Ключевыми направлениями совершенствования политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций в экономике России являются:

– совершенствование нормативно-правового обеспечения инвестиционного процесса;

– упрощение административных процедур;

– развитие инфраструктуры, в том числе энергетической, транспортной, финансовой;

– улучшение инвестиционного имиджа России и ее регионов.

Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности России

2.1. Инвестиционный климат в России

Конкурентоспособность страны в привлечении иностранных инвестиций можно определить, как способность государства более успешно по сравнению с другими странами обеспечивать устойчивый рост притока инвестиций в экономику путем наращивания своего инвестиционного потенциала, снижения рисков, а также создания привлекательных условий для инвестирования и ведения бизнеса.

Для оценки инвестиционного климата в России рассмотрим место страны в различных международных рейтингах.

1. Рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing business)[36] основан на изучении условий ведения бизнеса по 4 основным источникам информации: опрос респондентов, изучение законодательства, норм и правил, регулирующих предпринимательскую деятельность, консультации правительств исследуемых стран, данные World Bank Group. В 2022 г. исследованием охвачено 189 экономик мира, было привлечено 10 200 экспертов из разных стран мира, опрошено 13 026 респондентов.

Число исследованных показателей 10 584 по 56 в каждой стране рейтинга. Все значения показателей по странам публикуются на официальном сайте проекта, начиная с первого года использования анализируемого показателя или включения страны в выборку исследования.

Таблица 1

Составляющие рейтинга по группам показателей и ранг России

по Doing Busines за 2022 и 2022 гг.[37]

Группа

Предмет изучения

Ранг России

2022

2022

Сложность и стоимость процессов, регулирующих предпринимательскую деятельность

Регистрация бизнеса

Процедуры, сроки, стоимость и минимальный размер оплаченного уставного капитала на момент регистрации

101

88

Разрешений на строительство

Процедуры, сроки и стоимость

178

178

Подключение к электрическим сетям

Процедуры, сроки и стоимость

184

117

Регистрация собственности

Процедуры, сроки и стоимость

46

17

Налоговые платежи

Виды налогов, сроки уплаты, ставки
налогообложения

64

56

Международная торговля

Документы, сроки и стоимость

102

157

Сила правовых институтов

Получение кредитов

Правила залога и система кредитной
информации

104

109

Защита инвесторов

Ответственность по сделкам

117

115

Обеспечение исполнения контрактов

Процедуры, сроки, стоимость решения хозяйственного спора

11

10

Решение о закрытии предприятия (несостоятельности)

Сроки признания неплатежеспособности, стоимость и период возобновления деятельности

53

55

Итоговый ранг

112

92

По данным таблицы видно, что в 2022 г. итоговый ранг России составил 112 баллов, что на 20 п. выше показателя 2022 г. На наш взгляд, несмотря на то, что этот рейтинг отличается конкретностью и характеризует уровень барьеров в основных сферах деятельности бизнеса, будет недостаточно только увеличения ранга России для реального улучшения инвестиционного климата, тем более, что другие рейтинги, например индекс экономической свободы и восприятия коррупции, свидетельствуют о тенденциях, неблагоприятных для инвесторов.

2. Рейтинг стран мира по уровню благоприятных условий ведения бизнеса в 2022–2022 гг. (Business Environment Rankings 2022–2022)[38] измеряет качество или привлекательность бизнес-среды в 82 странах, охваченных исследованием. Модель рейтинга состоит из 10 базовых критериев, включая политическую и макроэкономическую стабильность, рыночные возможности, политику в отношении свободного предпринимательства и конкуренции, политику по отношению к иностранным инвестициям, внешнеэкономический и валютный контроль, налогообложение, финансовая структура, рынок трудовых ресурсов и инфраструктуру.

3. Рейтинг Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS) — совместная инициатива Всемирного банка (США) и Европейского банка реконструкции и развития (Великобритания) — ставит целью получить представление фирм о восприятии деловой среды, в которой они работают.

Интервьюирование проводят с интервалом в три года, что добавляет динамику в изучение бизнес-среды в странах с переходной экономикой. Рейтинг предоставляет данные по широкому кругу вопросов об эффективности предприятий, отношениях бизнеса и власти, состоянии частного сектора, проблемах финансирования, развитии трудовых отношений, инфраструктуры, объемах неформальных платежей и коррупции, а также подготовке кадров и инновациях.

Данные публикуются на сайте Всемирного банка[40], там же приведены итоги опросов в 171 стране за 2005–2022 гг. Результаты рейтинга BEEPS по итогам опроса 4 220 респондентов в России, проведенного в 2022 г., представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты рейтинга России согласно Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS)[41]

Категория

Показатель рейтинга

Значение

Регулирование
и налогообложение

Время, проведенное на ознакомление с требованиями постановлений Правительства, % времени высшего руководства

14,7

Количество посещений или необходимые встречи с работниками налоговых органов в течение года

1,1

Разрешения и
лицензии

Время, необходимое для получения лицензии, дн.

56,3

Коррупция

Неформальные выплаты чиновникам, % фирм

20,5

Взяточничество, % фирм, хотя бы раз столкнувшихся с
требованием неформальной оплаты

14,2

Глубина взяточничества, % от публичных сделок, где была предложена неформальная оплата

9,7

Доля предприятий, идентифицирующих коррупцию как
основное препятствие развития, %

33,1

Преступность

Потери из-за краж, грабежей, вандализма и поджогов, % продаж

0,4

Неформальность

Доля фирм, конкурирующих против незарегистрированных фирм, %

30,2

Пол

Доля фирм с женским топ-менеджментом, % фирм

20,1

Финансы

Доля фирм, использующих банки для финансирования инвестиций, %

11,3

Инфраструктура

Объем потерь из-за отключения электропитания, % продаж

2,0

Инновации

Доля фирм, имеющих международно-признанный сертификат качества серии ИСО 9000, 9002 или 14000, %

12,6

Торговля

Среднее время, затрачиваемое на экспорт через таможню, дн.

5,6

Рабочая сила

Доля фирм, предлагающих обучение для штатных
работников, занятых полный день, %

46,1

Про бизнес:  11 за и против прямых иностранных инвестиций (FDI) | Finopedia

4. Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom)[42]. В 2022 г. составлялся двадцатый раз независимой организацией The Heritage Foundation, которая не пользуется государственной поддержкой. Данный индекс предполагает анализ экономик мира по 10 индексам, объединенным в 4 группы.

Индекс изменяется от 0 до 100, где 100 соответствует максимальной свободе. Страны, имеющие индекс от 80 до 100, относятся к свободным; от 70 до 79,9 — к преимущественно свободным; от 60 до 69,9 — к относительно свободным; от 50 до 59,9 — к преимущественно несвободным;

Таблица 4

Составляющие рейтинга по группам индексов и ранг России

по Index of Economic Freedom за 2022 и 2022 гг.[43]

Группа

Индексы

Значение индексов

2022

2022

Законность

Обеспечение права собственности

25,0

25,0

Свобода от коррупции

24,0

22,1

Размер государственного участия в экономике

Фискальная свобода

86,9

85,6

Государственные расходы

54,4

61,5

Эффективность национального законодательства

Свобода в области бизнеса

69,2

70,0

Свобода в области трудовых отношений

52,6

55,8

Свобода в денежной сфере

66,7

69,4

Открытость рынков

Свобода в области торговли

77,4

74,6

Инвестиционная свобода

25,0

25,0

Финансовая свобода

30,0

30,0

Итоговый ранг (значение индекса)

139
(51,1)

140
(51,9)

В 2022 г. составители индекса сделали вывод о том, что экономическая свобода в России находится в состоянии застоя, так как за 20-летнюю историю индекса он повысился менее, чем на 1. Заметные улучшения свободы в области торговли и свободы в денежной сфере происходят на форе существенного снижения инвестиционной и финансовой свободы, свободы в области бизнеса и обеспечения прав собственности, что делает экономику России «в основном несвободной».

В числе причин такого положения названы недостаточная правовая база, кумовство и коррупция, поразившая всю экономику, политические репрессии, зависимость государственного бюджета от экспорта природных ресурсов, слабая защита частной собственности, уязвимость судебной власти (подверженность политическому давлению, непоследовательность в применении закона)

, устаревший Трудовой кодекс РФ, ограничивающий рост занятости и вмешательство государства в экономику (большое количество государственных предприятий в некоторых секторах экономики, в том числе в финансовом секторе, обширные субсидии, применение экспортных пошлин на нефтепродукты и других средств, чтобы влиять на цены на внутреннем рынке).

Таким образом, по оценкам международных экспертов индекс экономической свободы находится на очень низком уровне и достаточно четко выделяет наиболее слабые звенья инвестиционного климата России, в том числе не улавливаемые рейтингом «Doing Business».

5. Рейтинг «Барометр предпринимательской деятельности G20» за 2022 г. (G20 Entrepreneurship Barometer 2022)[44]3 призван помочь каждой из включенных в рейтинг стран определить текущие преимущества в предпринимательской среде и основные возможности для дальнейшего развития.

Согласно принятому подходу к определению членства в G20 в этот список входят 19 отдельных стран и в качестве дополнительного члена — Европейский союз (ЕС). В рамках исследования за 2022 г. использована модель балльной оценки стран по 5 критериям, отражающим основные факторы развития предпринимательства: доступ к финансированию; предпринимательская культура; налогообложение и регулирование; образование и обучение; согласованная работа по поддержке предпринимательства.

Места России, попавшей в 3 квартиль рейтинга, наряду с Бразилией, Саудовской Аравией, Китаем и Мексикой, приведены в табл. 5.

Таблица 5

Составляющие рейтинга G20 Entrepreneurship Barometer 2022 и ранг России

7. Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации статистических и динамических компонент: официальных данных и результатов глобального опроса руководителей компаний.

Таблица 6

Место России в рейтинге The Global Competitiveness Index[45]

Россия в 2022 г. поднялась в рейтинге с 67 до 64 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Венгрия (63 место) и Шри-Ланка (65). В докладе отмечается, что по сравнению с 2022 г. положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов.

Благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета страна за 2022 г. поднялась в этом разделе рейтинга с 22 на 19 место. Несмотря на то, что российская экономика сейчас балансирует на грани рецессии, пока ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран.

К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118 место), недостатоточный инновационный потенциал (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место).

Как и в 2022 г., ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (32 место), Литву (48), Азербайджан (46), Казахстан (50) и Латвию (52). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (72 место), Армения (79), Украина (84, снижение на 11 позиций), Молдова (89) и Кыргызстан (121).

Можно сделать вывод о том, что достижение определенного рейтингового места, используемого в качестве индикатора в официальных документах, не будет способствовать реальному улучшению ситуации, поскольку нами было показано, что повышение ранга России в одном рейтинге сопровождается сохранением низкого места в других.

Оцените статью
Бизнес Болика