Перспективы улучшения инвестиционного климата в республике Казахстан

Перспективы улучшения инвестиционного климата в республике Казахстан Инвестиции

Инвестиционный климат в казахстане и меры по его улучшению

Республика Казахстан располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительными промышленными потенциалом, но для их эффективного использования не хватает инвестиций.

Для улучшения инвестиционного климата в нашей стране необходимо стремиться к устранению факторов сдерживания и развитию благоприятствования. К тому же на международной арене рейтинг Казахстана постоянно повышается. Правительство должно делать все от него зависящее, чтобы укреплять его и усиливать.

В литературе под понятием «инвестиционный климат» понимается совокупность политических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов. [8]

Практическое значение данного понятия состоит в том, что категория «инвестиционный климат» позволяет составить представление о той системе ориентиров и ценностей, в рамках которой будет действовать иностранный инвестор, и на этой основе выработать оптимальную линию по отношению к нему.

Поскольку инвестиционный климат отличается сложностью и комплексностью представляется, необходимым в методологическом плане уточнит содержание понятия инвестиционный климат на макро и микроэкономическом уровне.

На макроэкономическом уровне понятие инвестиционного климата включает в себя существующую политическую, экономической ситуации решающую роль играют такие параметры, как государственная политика в отношении иностранных инвестиций, традиция соблюдения международных соглашений, оценка стабильности законодательных и исполнительных структур, степень государственного вмешательства в экономику.

Среди экономических параметров на инвестиционный климат оказывают влияние — общее состояние экономики (подъем, спад, стагнация), состояние валютной, финансовой и кредитной систем, таможенные платежи и режим и использования рабочий силы. Важным моментом здесь является стоимость рабочей силы и ее соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительностью труда.

На микроуровне инвестиционный климат определяется через двусторонние отношения фирмы — инвестора или государства и конкретных государственных органов, хозяйственных субъектов. На этом уровне происходит конкретизация обобщенной комплексной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических отношений.

Между двумя уровнями не существует жесткой субординации, поэтому можно выделить три укрупненные группы факторов инвестиционного климата:

  • — политический;
  • — финансово-экономический;
  • — социальный.

Причем основным из вышеперечисленных групп факторов является политический. Инвестору с целью увеличения притока капитала и минимизации потерь очень важен фактор политический стабильности в стране-реципиенте.[9]

Анализ инвестиционного климата призван дать представление о той системе ценностей, в которой действуют иностранные инвесторы, о совокупности факторов, принимаемых или в расчет при выработке инвестиционной стратегии на новом рынке. В ходе анализа различные параметры приводятся к общему знаменателю, который воплощается в показателе инвестиционного риска.

Если инвестиционный климат в стране неблагоприятен, то возрастает риск инвестирования, и страна — реципиент инвестиций необходимо должна нести более высокие издержки по привлечению иностранного капитала, чем страна с благоприятным инвестиционным климатом.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальные денежные выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» иностранных капиталовложений.

Факторы инвестиционного климата можно разделить на две группы: благоприятствующие и препятствующие.

  • 1) доступ к природным ресурсам, что связано, прежде всего, с началом разработки огромных природных ресурсов (нефть и газ, цветные и редкие металлы оцениваются в 9 трлн. долларов США). По оценкам специалистов, нефтяные запасы Казахстана превосходят совместные запасы Ирака и Ирана, что в начале следующего века Казахстан может превратиться в ведущую нефтяную державу с ежегодным экспортом до 100 млн. тг.
  • 2) выгодное геостратегическое расположение республики, как центральноазиатского транспортного перекрестка, обеспечивающего выход на государства с населением свыше 2 млрд. человек и развивающимися рынками (Россия, Китай, Южная Азия);
  • 3) Казахстан лидирует среди стран СНГ по развитию процессов трансформации экономики и общества. Осуществлен значительный прогресс в приватизации государственной собственности, создавались благоприятные предпосылки для привлечения иностранного капитала. В стратегической программе развития страны «Казахстан — 2030 год» нашей «республике отводится роль первого «центральноазиатского тигра».
  • 4) большой потенциал рынка;
  • 5) внешняя политика государства;
  • 6) внутриполитическая стабильность;
  • 7) потенциальный коэффициент прибыли.

Одним из важных факторов инвестиционной привлекательности Республики Казахстан стало проведение глубоких институциональных преобразований по следующим ключевым направлениям:

  • 1. демонополизация производства;
  • 2. приватизация государственной собственности;
  • 3. реформирование бюджетной и налоговой системы;
  • 4. трансформация банковской системы;
  • 5. пенсионная реформа;
  • 6. формирование системы медицинского страхования;
  • 7. реформа жилищно-коммунального сектора.

Представители зарубежных компаний, фирм, частные бизнесмены выделяют такие притягательные моменты для вкладывания инвестиций в Казахстане, дающие прибыль в короткие сроки, как несметная кладовая минерально-сырьевых ресурсов.

Потенциальная ценность минерального сырья в недрах республики экспертами оценивается в 8,7 трлн. долларов США. Запасы меди в стране составляют — 10% от мировых, свинца — 19%, цинка — 13%, железа — 10% (седьмое место в мире), хромитовых руд — 30% (второе место).

Республика занимает первое место по запасам урана, седьмое — по золоту, второе — по его содержанию. Утвержденные запасы барита превышают запасы мира в 1,1 раза, вольфрама — 1,2 раза. Крупные запасы углеводородного сырья уже разведаны и еще могут быть открыты в районе Прикаспийской впадины и других регионах.

Кроме того, реформировав сельское хозяйство на основе современных технологий и методов управления, Казахстан, имея по периметру своих границ огромные и растущие рынки сбыта, способен экспортировать зерно, мясо, шерсть, кожу и различные продукты питания.

Про бизнес:  Объем прямых иностранных инвестиций в мире в 2021 году вырос на 77% – доклад | Новости 19 января 2022 г.

Предоставленные инвесторам экономические возможности, а также существующие законодательные акты и относительно справедливые процедуры заключения сделок и политическая стабильность служат основанием для достижения положительных результатов в привлечении инвестиций в нашу страну.

Благодаря своему геополитическому положению, Казахстан, по сравнению с другими бывшими республиками СССР, располагает реальными возможностями для расширения транспортно-транзитных услуг и в ближайшем будущем, вполне может стать глобальней Китая с одновременным выходом на рынки Юго-Восточной Азии; в пределах транспортной досягаемости — еще и на рынки стран Ближнего и Среднего Востока, а также Индии.

Наряду с благоприятными, существуют определенные факторы, которые сдерживают, а иногда и отпугивают иностранных инвесторов. Их можно разделить на 2 основные группы:

Первая группафакторы, характеризующие политическую и экономическую стабильность в стране. Говоря об экономических факторах, подразумевают падение темпов производства и абсолютное сокращение его объема, что приводит к сокращению масштабов накопления капитала. Дефицит накопления увеличивается за счет высокой процентной ставки. Это делает банковский кредит труднодоступным, что практически ограничивает его применение в производстве. Рост объемов неплатежей между предприятиями обусловлен искусственным сжатием наличной денежной массы и отсутствием рынка ценных бумаг. Обменный курс тенге согласуется с реальным уровнем инфляции.

Вторая группа — уровень законодательного обеспечения подразумевает наличие соответствующей гарантии иностранных вложений в случае форс-мажорных ситуаций. Затрагивает такие проблемы, как конвертация валют, свободный вывоз доли дохода инвестора за рубеж, оплата импортных контрактов, гарантированное открытие счетов в зарубежных банках и т.д.

К другим факторам этой группы можно отнести несовершенство налогового законодательства и таможенного регулирования. Кроме того, некоторых инвесторов отпугивает отдаленность Республики Казахстан от мировых рынков.

Снижает инвестиционный поток и то, что иногда более охотно иностранные государства и международные организации предоставляют кредиты, а не инвестиции. Причина эта, на наш взгляд, ясна. Кредиты защищены достаточно надежно, так как предоставлялись под правительственные гарантии, а Правительству Казахстана есть что заложить. Но окупаемость инвестиций бесспорна.

Тем не менее, следует отметить, что приток иностранных инвестиций в Казахстан еще далеко не соответствует реальным потребностям страны. В среднесрочной перспективе приоритетными отраслями для притока капитала будут нефтегазовая, химическая промышленности, металлургия и т.д.

В Казахстане (впервые в СНГ) начала применяться такая форма хозяйствования, как заключение контрактов с зарубежными компаниями на право управления объектами государственной собственности с последующей их приватизацией.

В целом, опыт страны, широко открывших свои границы зарубежному капиталу, показывает, что для масштабного и активного его участия в структурной перестройке экономики необходимо сбалансированное сочетание норм прибыли, уровня риска, стимулов и гарантий.

Наша республика должна четко определить свою стратегию в области иностранных инвестиций, с тем, чтобы она способствовала национальным интересам. При выработке инвестиционной стратегии должны быть учтены следующие факторы:

  • 1. Цели, которые могут быть достигнуты благодаря привлечению прямых иностранных инвестиций. Экономическим интересам Казахстана отвечало бы участие иностранных инвесторов в решении следующих проблем:
  • 1) поиск дополнительных источников финансирования капиталовложений;
  • 2) участие в приватизации как посредством перехода государственных активов к новым собственникам, так и путем увеличения доли частных фирм в общем числе казахстанских предприятий.
  • 3) структурные сдвиги в экономике, преодоление отсталости структуры за счет создания новых производств;
  • 4) модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий.
  • 2. Механизм привлечения и использования прямых иностранных инвестиций.

Здесь должно проявиться понимание национальных интересов и то, как должен сочетаться с ними для иностранных инвестиций.

При этом основной вопрос — это выбор национального или преференциального режима.

В зависимости от существования льгот и привилегий иностранному инвестору в стране-реципиенте могут складываться следующие виды режима для прямых иностранных инвестиций:

  • 1) режим взаимности, где права и льготы иностранных инвесторов идентичны правами и льготам национальных инвесторов;
  • 2) режим наибольшего благоприятствования обеспечивает равенство прав и обязанностей без дискриминации между инвесторами разных стран;
  • 3) преференциальный режим, предоставляющий различные льготы определенным группам инвесторов;
  • 4) национальный режим уравнивает условия деятельности национальных и иностранных инвесторов.
  • 3. Задачи, тесно связанные с обеспечением национальных интересов, достижение которых может ограничить приток прямых иностранных инвестиций. В число таких задач входят обеспечение национальной безопасности, суверенитет над природными ресурсами, сохранение контроля над природными ресурсами, сохранение контроля над ключевыми секторами экономики. Речь идет о сферах, где прямые иностранные инвестиции должны быть запрещены или ограничены.
  • 4. Интересы и цели потенциальных иностранных инвесторов. Данному фактору пока не уделяется должного внимания. Дело в том, что разрабатываемые в Казахстане меры по привлечению финансовых ресурсов слабо учитывают состояние международного рынка капиталов и поведение инвесторов.

Определив основные задачи национальной стратегии, выделим факторы, определяющие стратегию иностранных инвесторов;

  • — стратегия компаний, исходящая из возможности завоевания новых рынков, сокращения издержек, трансферта технологии, интеграции создаваемых в Казахстане предприятий в глобальную или региональную сеть своего производства;
  • — оценка инвесторами ситуации в Казахстане стабильность инвестиционного климата, инвестиционная привлекательности отдельных регионов;

Проведенный анализ деятельности иностранных инвесторов в Казахстане указывает на необходимость обеспечения условий, отвечающих национальными задачами привлечения прямых иностранных инвестиций и интересам иностранных инвесторов. Особое место в проводимом анализе занимают методы стимулирования прямых иностранных инвестиций. Применение разнообразных льгот, наряду со стабильными правовыми гарантиями, должно быть направлено на стимулирование наиболее приоритетных инвестиционных проектов. Можно выделить три основных группы мер по привлечению прямых иностранных инвестиций:

  • — финансовые (субсидии, займы, кредиты, ускоренная амортизация);
  • — фискальные (снижение или от лицензирования, квотирования, общее пред инвестиционное содействие).
Про бизнес:  Прямые иностранные инвестиции: какую пользу дает привлечение зарубежных инвесторов в проект

Рассмотрев важнейшие социально-экономические и политические проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в Казахстане, можно сделать ряд обобщений и выводов:

  • 1. В методологическом плане сделана попытка обогатить содержание понятийного аппарата, в частности, уточнено, что понятие благоприятный инвестиционный климат отличается сложностью, комплексностью.
  • 2. Главным фактором в привлечении и использовании прямых иностранных инвестиций является законодательная база страны-реципиента капитала, что предполагает создание эффективной системы государственного регулирования прямых иностранных инвестиций.
  • 3. Для более взвешенной оценки эффективности конкретных инвестиционных проектов следует принимать во внимание мотивацию иностранного инвестора. В данной работе выдвинуты критерии инвестиционного климата, лимитирующие приток прямых иностранных инвестиций.
  • 4. Поэтому, в связи с реализацией мер по созданию благоприятного инвестиционного климата необходимо обеспечение баланса интересов страны-реципиента и иностранного инвестора (с учетом определенных границ контроля над деятельностью) и выделение комплекса отраслей, в которых прямые иностранные инвестиции необходимы, желательны и не целесообразны. Казахстан активно проводит информационно-презентационные работы по привлечению прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики. Так, в июне 1997 года в городе Алматы проведен первый Форум «Казахстанский инвестиционный саммит», в котором приняли участие руководители и представители 52 компаний из 17 стран и двух международных организаций

В сентябре 1997 года в Лондоне успешно проведена международная конференция «Инвестируя в Казахстан», главной целью которой было привлечение внимания зарубежных инвесторов к новым инвестиционным возможностям в Казахстане. В рамках официального визита Президента Республики Казахстан в Соединенные Штаты Америки в вашингтонском университете Галлодет 18-19 ноября 1997 года проведена конференция «Торговые и инвестиционные возможности Казахстана и его геостратегическое значение» с участием крупнейших американских и транснациональных компаний. 27 ноября 1997 года во Франкфурте-на-Майне (Германия) прошла конференция «Казахстан — торговля и инвестиции». 4 июня 1999 года в Алматы прошел 3-й Международный форум «Алматинский инвестиционный саммит». В нем приняли участие представители 160 компаний из 22 стран. В июне 1999 года в Лондоне прошла международная конференция-саммит «Казахстан — новая столица нового тысячелетии», организованная Казахстаном совместно с компанией ITE. В ней приняло участие более 250 делегатов из Европы и Америки. В целях обеспечения прямого диалога с инвесторами, работающими в Казахстане, а также оперативного решения проблемных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью, Указом Главы государства от 30 июня 1998 года создан Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. В состав Совета входят премьер-министр и заместители премьер-министра, а также 13 руководителей ведущих европейских, азиатских и американских компаний, осуществляющих инвестиции в Казахстане, таких, как «ШевронТексако Корпорэйшн», «Бейкер энд МакКензи», «Дойче Банк Секьюритиз», «АБН АМРО Банк Казахстан», «Бритиш Газ», «Испат Кармет», «Самсунг», «Мицубиси Корпорэйшн», ЕБРР, «ТотальФинаЭльф Казахстан», «Кох Холдинг», Евразийский Банк и «Эрнст энд Янг». В рамках содействия установлению благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан путем подготовки предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательного режима и системы налогообложения в Совете организованы рабочие группы по следующим вопросам:

  • 1) Законодательство
  • 2) Налогообложение
  • 3) Текущая деятельность инвесторов
  • 4) Повышение инвестиционного имиджа страны

В качестве органов, координирующих деятельность рабочих групп, выступают Комитет по инвестициям при Министерстве иностранных дел Президенте Республики Казахстан.

Основными задачами Совета являются:

  • 1. Внесение на рассмотрение Президенту Республики Казахстан предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности, а также предложений по вопросам, связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов Республики Казахстан, имеющих международное значение.
  • 2. Разработка рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, а также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан.
  • 3. Выработка предложений по интеграции экономики страны в мировые экономические процессы.

На заседаниях Совета обсуждается широкий спектр вопросов, в том числе:

  • 1) Улучшение инвестиционного имиджа Республики Казахстан;
  • 2) Судебная система Республики Казахстан;
  • 3) Улучшение системы налогообложения и налогового администрирования;
  • 4) Повышение транспарентности законотворческого процесса;
  • 5) Лицензирование ввоза иностранной рабочей силы;
  • 6) Предотвращение конфликтов и внесудебное разрешение инвестиционных споров;
  • 7) Координация тарифной политики с соседними странами и транспортные тарифы;
  • 8) Упрощение процедур по въезду и выезду руководящего звена иностранных компаний;
  • 9) Борьба с бюрократизмом и коррупцией;
  • 10) Страхование инвестиций от политических и регулятивных рисков.

В течение 2009 года организованы и проведены заседания пяти рабочих групп Совета (по вопросам законодательства, по вопросам налогообложения, по вопросам текущей деятельности иностранных инвесторов, по вопросам повышения инвестиционного имиджа Республики Казахстан, по вопросам нефтегазового сектора). В целом принимаемые в республике меры по созданию благоприятных условий для инвесторов способствовали притоку значительного объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. В нее вкладывают сегодня свои финансовые ресурсы более 40 стран. Причем государством сделан план на привлечение прямых инвестиций.

Хотя Казахстану свойственны изобилие природных ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной по отношению к иностранным инвестициям внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан:

  • 1) бюрократия;
  • 2) финансовый риск;
  • 3) налоговый и финансовый режим Казахстана;
  • 4) правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права;
  • 5) валютный контроль.
Про бизнес:  Рентабельность инвестированного капитала, ROIC - Альт-Инвест

Два из пяти факторов, не являясь чисто экономическими, оказывают существенное влияние на приток инвестиций в республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим и валютный контроль в Казахстане признаются одними из либеральных в странах СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов. Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора состояние. Несомненно, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты. Не последнюю роль в привлечении иностранных инвестиций, думается, сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности и разгосударствление. Создается рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.

Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов — реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами. Нельзя упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата следует учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия. Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие. Закон «Об иностранных инвестициях», который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

  • 1) национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;
  • 2) правительственные гарантии от имени республики;
  • 3) гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;
  • 4) гарантии от экспроприации и др.

Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

  • — повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;
  • — усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
  • — повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
  • — увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
  • — содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;
  • — использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
  • -достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.

Самым главным фактором, препятствующим притоку портфельных инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует нормально функционирующий рынок ценных бумаг — реальная основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредственно вытекают из предыдущего: неопределенность, «непрозрачность» рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, — все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана.

Оцените статью
Бизнес Болика