Развитие инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Город Киров»

Развитие инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Город Киров» Инвестиции

I.2.7 инвестиции — правительство ростовской области

Начиная с 1998 года в Ростовской области происходит рост объемов инвестиций в основной капитал, объемы инвестиций за этот период возросли на 30 процентов.

Основные показатели инвестиционной деятельности за период 1998-2002 годов в Ростовской области представлены в таблице 26.

Таблица 26. Основные показатели инвестиционной деятельности

.

Ед. изм.

1998

1999

2000

2001

2002

Валовой региональный продукт

млн. руб.

40266,1

68504,2

94300,7

125163,3

149659,2

Инвестиции в основной капитал

-«-

6822

11135

22361,4

28086

26444,4

Инвестиции в основной капитал на душу населения

тыс. руб.

1,558

2,557

5,165

8,047

5,88

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП

%

17

16,25

23,7

22,4

16,8

Индексы физического объема инвестиций

в сопоставимых ценах к предыдущему году

%

108,0

102,3

152,8

109,9

77

Ввод в действие общей площади жилых домов

тыс.кв.м

843

933

976,2

1000,9

1011,0

Суммарный рост объемов инвестиций сопровождался высокими темпами роста в основных отраслевых секторах экономики: угольная отрасль, цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, сельское хозяйство, отрасли транспорта,  связи, торговли и общественного питания, а также отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование, наука и научное обслуживание).

В значительной степени рост инвестиций происходил за счет внутреннего спроса и внутренних источников. Доля собственных средств предприятий возрастала и составила в 2000 году 35 процентов от общей суммы средств, в 2001 году – 46,8,  2002 году – 46,6.

В 2002 году организациями области за счет всех источников финансирования привлечено свыше 25,0 млрд. рублей, в том числе на строительство объектов производственного назначения 70 процентов всех инвестиций, на строительство объектов непроизводственного назначения соответственно 30 процентов.

В отраслевой структуре инвестиций в основной капитал большой удельный вес занимает промышленность, однако ее доля в общем объеме инвестиций снижается. Так в 2000 году она составила 41,3 процента от общего объема инвестиций в области, в 2001 году – 34, в 2002 году – 30,3.

Таблица 27. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования

(процентов к итогу)

.

2000

2001

2002

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

100,0

100,0

100,0

в том числе:

.

.

.

собственные средства

35,03

46,82

46,56

из них: прибыль

18,11

23,16

25,9

амортизация

14,88

19,4

16,8

привлеченные средства

64,97

53,18

53,44

из них:

.

.

.

кредиты банков

4,49

10,35

8

заемные средства других организаций

2,47

3,07

5,2

бюджетные средства

13,55

12,62

16

средства внебюджетных фондов

1,01

0,26

0,22

прочие

34,23

11,53

11,75

В течение 2000–2002 годов в структуре инвестиций увеличивается доля собственных средств предприятий и организаций прежде всего за счет прибыли, направляемой в инвестиционную сферу. В 2002 году доля прибыли в общем объеме инвестиций по сравнению с 2000 годом выросла на 7,8 процента и составила 25,9 процента.

Таблица 28. Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики в 2000-2002 годах

 (млн.руб.)

.

2000

2001

2002

Всего

22361,4

28086,0

26444,4

в том числе:

.

.

.

по отраслям, производящим товары:

.

.

.

промышленность

9238,8

9757,5

7599,8

из нее:

.

.

.

электроэнергетика

4163,0

4505,3

2267,4

топливная промышленность

741,8

902,8

969,9

химическая и нефтехимическая промышленность

104,7

124,4

183,1

черная металлургия

919,2

912,1

445,3

цветная металлургия

80,5

129,8

275,9

машиностроение и металлообработка

373,9

702,5

985,9

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

131,2

112,7

124,7

промышленность строительных материалов

187,2

229,7

445,2

легкая промышленность

185,2

211,6

338,6

пищевая промышленность

2047,8

1184,9

1023,4

Сельское хозяйство

1134,9

1570,1

2239,8

Лесное хозяйство

6,1

9,1

8,1

Строительство

515,7

530,5

791,2

По отраслям, оказывающим рыночные и нерыночные услуги

.

.

.

Транспорт

5298,4

7132,7

4075,9

Связь

326,2

517,6

1169,6

Торговля и общественное питание, оптовая  торговля продукцией производственно-технического назначения

555,3

981,4

1390,1

Жилищное хозяйство

2567,9

3137,5

3429,1

Коммунальное хозяйство

974,2

1712,9

1817,3

Здравоохранение, физическая культура, спорт,   социальное обеспечение

522

808,1

871,2

Образование

346,9

805,3

539,5

Культура и искусство

94,5

77,1

179

Наука и научное обслуживание

65,8

144,6

130,9

Иностранные инвестиции. Объем инвестиций, поступивших в экономику области от иностранных инвесторов, на протяжении последних трех лет составляет в 2000 году –91,1, в 2001 году – 84, в 2002 году – 111,871 млн. долл. США.

На долю промышленных предприятий в 2002 году приходится около 30 процентов всех поступивших инвестиций, предприятий оптовой торговли  — почти 40 процентов, предприятий связи – 12, транспортную отрасль — 1,2, строительство — 1,2. Среди промышленных отраслей наибольший интерес для инвесторов представляют машиностроение и стекольная промышленность.

Таблица 29. Объемы промышленного производства, объемы инвестиций и сумма налоговых поступлений  по отраслям экономики

(процентов)

Отрасли
промышленности

2001 год

2002 год

Доля отрасли в объеме промышлен-ности

Доля отрасли по фонду начисленной зарплаты

Инвестиции в отрасль, в

Доля отрасли в объеме налоговых поступлений

Доля отрасли в объеме промышлен-ности

Доля отрасли по фонду начисленной зарплаты

Инвестиции в отрасль

Доля отрасли в объеме налоговых поступлений

Промышленность – всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по отраслям:

.

.

.

.

.

.

.

.

электроэнергетика

17,1

11,76

46,2

8,6

18,7

13,80

32,8

12,5

топливная

6,0

12,49

9,3

7,4

5,0

10,49

1,4

5,0

металлургия

11,2

10,6

10,2

8,3

11,1

11,0

10,4

4,7

химическая и нефтехимическая

3,3

3,83

1,3

3,2

3,1

3,64

2,3

2,4

машиностроение

27,2

39,3

7,2

28,1

24,4

38,6

12,0

26,0

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

1,7

2,12

1,2

1,9

1,9

2,42

1,4

2,0

строительных материалов

3,0

4,24

2,0

3,1

4,4

4,44

5,9

4,0

легкая

3,8

3,7

2,2

1,4

4,4

3,7

4,9

1,6

пищевая

24,2

9,41

12,1

26,0

24,6

9,9

11,7

27,7

другие отрасли промышленности

0,5

0,84

1,8

11,8

0,6

1,01

2,3

14,0

Несмотря на положительные тенденции в инвестиционном процессе объемы инвестиций в реальный сектор экономики недостаточны. Чтобы выйти на устойчивые темпы роста порядка 6 процентов в год, Ростовская область должна иметь темпы роста объемов инвестиций свыше 8 процентов в год.

_________________________
Далее…
I.2.8  Образование
<<<< Содержание программы

Ульяновская область : губернатор и правительство / стратегия социально-экономического развития ульяновской области до 2030 года / 3. сценарии (варианты) развития ульяновской области до 2030 года

В настоящем разделе представлены сценарии (варианты) развития Ульяновской областидо 2030 года и их обоснования. Раздел включает:

описание многофакторной модели, использованной для прогнозирования основных параметров социально-экономического развития Ульяновской областина период до 2030 года;

описание сценариев развития Ульяновской областина период до 2030 года и ихобоснования:

а) описание сценариев развития Ульяновской областина период до 2030 года;

б) результаты расчётов моделей долгосрочного социально-экономиче-ского развития Ульяновской области(сценарного моделирования);

выбор целевого сценария развития Ульяновской областидо 2030 года.

3.1. Описание многофакторной моделидля прогнозирования основных параметров социально-экономического развития Ульяновской областина период до 2030 года

Прогнозирование основных параметров социально-экономического развития Ульяновской областина период до 2030 года осуществлялось с использованием имитационного сценарного моделирования экономических процессов, а также путём построения балансовой модели взаимосвязанных социально-экономических показателей развития Ульяновской области.

Следующие предположения использовались в качестве базовых при процессе моделирования:

высокий уровень зависимости параметров развития Ульяновской областив долгосрочном периоде от ожидаемой макроэкономической динамики Российской Федерации и экономической политики, проводимой на федеральном уровне;

определяющее значение совокупного объёма инвестиций в экономику Ульяновской областиза счёт всех источников финансирования для обеспечения перспективной положительной динамики валовой добавленнойстоимости и производительности труда в Ульяновской области.

Основная задача моделирования заключалась в расчёте перспективной динамики ВРП Ульяновской областив зависимости от изменения объёма инвестиций в экономику Ульяновской областиза счёт всех источников. При этом в расчётах учитывались прогнозные значения соответствующих параметров для Российской Федерации.

Прогнозные значения валового внутреннего продукта (далее – ВВП) России, объёма инвестиций, индексов-дефляторов и индекса потребительских цен были приняты в соответствии с базовым сценарием долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Министерством экономическогоразвития Российской Федерации в ноябре 2022 года, в официальной редакции от 27.12.2022), а также всеми последовавшими изменениями.

Все расчёты перспективных значений показателей осуществлены в реальном выражении. Для перехода к номинальным показателям использовались прогнозы соответствующих дефляторов и индексовпотребительских цен для Ульяновской области, полученных в результате коррекции текущих региональных значений за 2022 год на прогнозное изменение аналогичных показателей для Российской Федерации. Значение показателя доли инвестиций в ВРП рассчитано на основе номинальных показателей.

В рамках прогнозирования предложен инструментарий, позволяющий определить объём инвестиций, необходимый для достижения экономикой Ульяновской областиопережающих темпов роста ВРП по сравнению с общероссийскими показателями, а также целевых параметров увеличения производительности труда и денежных доходов населения. Особую роль играет характер изменения количественных значенийпоказателей, так как он отражает специфику разделения вариантов развития Ульяновской области на сценарии «Модернизация промышленности» и «Высокие технологиии креативный класс»1.

_______________

1 Описание сценариев представлено в разделе 3.2.

При расчётах контрольным параметром выступала эластичностьотклонений ВРП по инвестициям, рассчитанная по формуле:

где t – соответствующий год.

Моделирование прогнозных значений средней эластичности строилось на основе следующих ограничительных предположений:

ограничение коридором фактических значений средних отклонений показателей за период с 2005 по 2022 год;

ограничения, установленные фактическими значениями показателей 2022 года, свидетельствующие о стагнации в экономике Российской Федерации и Ульяновской области;

ограничения, установленныетекущими политическими рисками, а также

негативными оценками прогнозных значений динамикимакроэкономических показателей Российской Федерации и регионов.

При расчёте компонентов средней эластичности и общего значения средней эластичности осуществлена балансировка значений показателей всех блоков балансовой модели между собой, что обеспечило взаимосвязь значений итоговых показателей.

Балансовая модель включает следующие основные блоки:

динамика ВРП Ульяновской областии выпуска;

численность населения по половозрастным группам;

структура ВРП Ульяновской областипо видам экономической деятельности и прогнозы выпуска отдельных секторов;

структура ВРП Ульяновской областипо источникам доходов;

баланс денежных доходов и расходов населения Ульяновской области;

инвестиции и их доля в ВРП Ульяновской области;

уровень занятости населения.

Сценарный прогноз численности населения Ульяновскойобласти по половозрастным группам разработан Институтом демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и использовался

в модели экзогенно при расчёте среднедушевого ВРП, денежных доходов населения, потенциально возможной численности занятых, динамики численности пенсионеров, а также получателей социальных льгот.

Сценарии перспективной структуры ВРП по видам экономической деятельности разработаны с использованием оценок, основанных на проведённом анализе сложившейся структуры экономики,тенденций её изменения, а также экспертных рекомендаций по её реструктуризации, выработанных в ходе работы над Стратегией.

Прогноз отраслевой структуры ВРП Ульяновскойобласти строился по видамдеятельности, зафиксированным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД), так как именно в соответствии с ним представлены ретроспективные статистические данные, которые использовались при построении прогноза. Для тех отраслей, по которым имелись целевые установки на 2022 год (обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство), использовались целевые значения темпов роста.

Прогноз отраслевой структуры производился в реальном исчислении, с учётом прогноза отраслевых дефляторов. Рамочными условиямипрогноза выступали условия базовой модели социально-экономического развития Ульяновскойобласти, принимавшиеся при прогнозировании отраслевойструктуры в качестве экзогенных.

Прогнозирование отраслевой структуры ВРП Ульяновской областиосуществлялось в несколько этапов.

1-й этап – построение авторегрессионных моделей для каждой отрасли, на основе которых осуществлялся прогноз отраслевой динамики до 2030 года, то есть фактически выполнялся инерционный прогноздля каждой отрасли в отдельности. Затем была выстроена балансоваямодель инерционного прогноза.

2-й этап – сценарные гипотезы, разработанные для социально-экономического прогноза, были переведены в набор отраслевых гипотез, отражающих специфику сценариев в отраслевом разрезе. Длякаждого сценария были выделены ведущие отрасли (которые являются основными точками роста в сценарии), эти отрасли характеризуются темпом роста, опережающим темп роста ВРП, и увеличением их доли в ВРП на прогнозном горизонте. Далее сформулированы гипотезы о связи между ведущими отраслямии прочими отраслями сучётом социально-экономических особенностей каждого прогноза.

3-й этап – построены имитационные балансовые модели для каждого сценария, позволяющие варьировать инерционный прогноз с учётом сценарных гипотез. Модели учитывают связи прогнозируемых отраслевых переменных с социально-экономическими переменными (реальным ВВП, доходами населения, демографическимиданными, динамикой инвестиций и бюджетными  расходами, причём набор объясняющих переменных варьируется в зависимости от специфики отрасли); таким образом, осуществлялась связь
социально-экономического прогноза с отраслевым.

Дополнительно учитывалась взаимозависимость отраслей. Объясняющие переменные в большинстве своём носят лаговый характер с целью учёта различий в длительности общеэкономического цикла и циклов отдельных отраслей, а также различий в инерции кризисных процессов; длительность лагов оценивалась как на основе ретроспективных статистических данных по Ульяновскойобласти, так и на основе оценок внешних экспертов. Укрупнённое представление о сравнительной динамике отраслей дано в таблице 2 подраздела 3.2 раздела 3.

4-й этап – симулирование сценарных условий для обоих сценариев и калибровка моделей. В качестве контрольных переменных выступали дифференциалы темпов роста между отраслями, между одноимёнными отраслями в двух сценариях и между отдельными отраслями иреальным ВРП. Итоговой контрольной переменной служили показатели накопленного (кумулятивного) роста по каждой отрасли.

3.2. Сценарии (варианты) развития Ульяновской области и их обоснования

Сценарии социально-экономического развития Ульяновской области(далее также – сценарии развития) разработаны на основе гипотез о развитии экономики Российской Федерации согласно базовому сценариюсоциально-экономического развития Российской Федерации, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (в официальной редакции от20.05.2022), и различаются качественными сценарными предпосылками развития Ульяновской областив зависимости от значений параметров социально-экономического развития:

структурная трансформация экономики: ориентация на диверсификацию экономики и устойчивое развитие новых отраслей;

уровень инвестиций в человеческий капитал: рост инвестиционных вложений в человеческий капитал в зависимости от потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах;

Про бизнес:  Вебинары и статьи о бухгалтерии и про бухгалтерию — Контур.Бухгалтерия

обеспечение внутреннего спроса внутренним предложением: удержание растущих доходов населения на территории региона за счёт расширения внутреннего предложения товаров потребления и услуг;

параметры бюджетной политики: реализация областного бюджета при соблюдении принципов «умеренного риска» и высокой доли вложений в увеличение стоимости основных средств;

параметры демографической политики: изменение численностинаселения в зависимости от факторов роста рождаемости, сокращения смертности и уровня миграционного прироста.

Выделено три сценария социально-экономического развития Ульяновской области:

инерционный сценарий – сценарий сохранения существующих тенденций развития и противодействия внешним шокам;

модернизация промышленности – сценарий форсированного индустриального развития;

высокие технологии и креативный класс– инновационный социально ориентированный сценарий экономического развития.

Таблица 2

Укрупнённое представление о сравнительной динамике отраслей – изменение структуры ВРП (в ценах 2022 года)

Сценарий «Высокие технологии и креативный класс»

Сценарий «Модернизация промышленности»

№ п/п

ВРП

2022 г.

2022 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

ВРП

2022 г.

2022 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

1.

РеальныйВРП

всего, млн.руб.

245864

(100%)

245265

(100%)

293573

(100%)

351550

(100%)

448558

(100%)

РеальныйВРП всего, млн.руб.

245864  (100%)

246476 (100%)

295918 (100%)

321935 (100%)

353040 (100%)

1.1.

Сельское хозяйство и рыболовство

17260 (7%)

19296 (7,9%)

22215 (7,5%)

21631 (6,2%)

26465 (5,9%)

Сельское хозяйство

17260 (7%)

17946 (7,3%)

19865 (6,7%)

18014 (5,6%)

15887 (4,5%)

1.2.

Промышленность

70219 (28,5%)

69828 (28,5%)

83733 (28,5%)

99152 (28,2%)

121559 (27,1%)

Промышленность

70219  (28,6%)

70746 (28,7%)

88647 (30%)

100037 (31,1%)

123564 (35%)

1.3.

Строительство

16620 (6,8%)

16750 (6,8%)

21001 (7,2%)

26911 (7,6%)

29156 (6,5%)

Строительство

16620 (6,8%)

16797 (6,8%)

20590 (7%)

24013 (7,5%)

25066 (7,1%)

1.4.

Услуги, в том числекреативнойсферы деятельности

141765 (57,7%)

139391 (56,8%)

166624 (56,8%)

203856 (58%)

271377 (60,5%)

Услуги, в том числе креативной

сферы деятельности

141765 (57,7%)

140987 (57,2%)

166816 (56,4%)

179870 (55,9%)

188523 (53,4%)

3.2.1. Описание сценариев развития Ульяновской области на период до 2030 года

В настоящем подразделе даётся описание сценариев развития Ульяновской областина период до 2030 года. В отношении каждого из сценариев рассмотрены возможные приоритеты и механизмы в сферах экономической политики, инвестиций, инноваций, социального и пространственного развития Ульяновской области.

3.2.1.1. Инерционный сценарий

При сохранении сложившихся основных тенденций в экономике Ульяновской области и неизменных или ухудшающихся внешних условиях реализуется инерционный сценарий. В рамках данного сценария численность населения продолжит сокращаться, в то время как компенсирующего миграционногопритока не произойдёт. Экономикабудет характеризоваться низкимитемпами экономического роста на уровне ниже среднероссийского, низким (или отрицательным) уровнем прироста инвестиционных вложений, незначительными темпами роста реальных доходов населения, сохранением качества среды проживания на достигнутомуровне.

В случае реализации инерционного сценария контекстом, определяющим пространственное развитие, будут низкие темпы экономического роста,тяжёлая демографическая и миграционная ситуация, а также низкая привлекательность среды проживания. Экономическиактивное население, прошедшее первичную социализацию в условиях городского образа жизни, будет стремиться к переезду в крупные города близлежащих регионов ПФО, а сельское население периферийных и полупериферийных районов Ульяновскойобласти будет стягиваться в её центр. Экономическая активность будет постепенно сокращаться в малых промышленных центрах и сосредоточиваться преимущественно в пределах Ульяновской агломерации вокруг крупных организаций, созданных в советское время, в виде смежных и побочных производств, низкоквалифицированных услуг и занятости в бюджетной сфере.

При реализации данного сценария социально-экономическогоразвития пространственное развитие Ульяновскойобласти будет происходить в рамках схемы расселения «города плюс дороги». Развитие исторически сформировавшегося транспортно-расселенческого каркаса будетограничено федеральными стратегическими интересами и соответствующими расходами, а также возможностями областного бюджета и сведётся к поддержанию эксплуатационных характеристик существующих автомобильных дорог, обеспечивающих выезд населения на работув центр Ульяновскойобласти и в близлежащие регионы ПФО. Объёмы нового жилищного строительства останутся на современном уровне (600-700 тыс. кв. м/год), что не позволит решить проблему замены ветхого и аварийногожилищного фонда. Качество городской среды останется на низком уровне и не будет способствовать закреплению не только высококвалифицированных кадров, но и работников со средней квалификацией. В рамках сценария ситуация в части коммунального хозяйства также продолжит оставаться достаточно напряжённой, втом числе в связи с недостатком бюджетных средств, расходуемых в Ульяновской области  на реконструкцию и капитальный ремонт инженерных коммуникаций. В сфере жилищно-коммунального комплекса будет продолжена практика использования советского наследия и проведения, за редким исключением, текущих ремонтов инженерных коммуникаций.

На фоне общего снижения численности населения (и городского, и сельского) будет нарастать его концентрация в городах (в первую очередь Ульяновске, Новоульяновске и Димитровграде, доля которых в общей численности населения возрастёт до 63 процентов, а вчисленности городского населения – до 83-84 процентов) и крупныхсельских населённых пунктах.

При реализации данного сценария Ульяновская область будет представлять собой территорию с недостаточно развитыми связями между отдельными структурными элементами, отсутствием синергетическихэффектовсоциально-экономического развития. ТерриториальнаяцелостностьУльяновской области будет определяться административным статусом субъекта Российской Федерации.

При концентрации подавляющей части населения и экономической активности в центральной части Ульяновскойобласти какого-либо положительного влияния центральной зоны на социально-экономическое развитие других территорий Ульяновскойобласти наблюдаться не будет.

В части инвестиционной стратегии Ульяновской областипри реализации инерционного сценария будет наблюдаться стремление органов власти Ульяновской областипривлечь инвестиции в различные сферы по принципу «чем больше инвесторов, тем лучше», что будет вызвано отсутствием конкретныхцелей в инвестиционной политике Ульяновской области. В связи с этим в Ульяновской областиввиду достаточно благоприятного инвестиционного климата по-прежнему будет наблюдаться существенный приток инвестиций, ограниченный,однако, политикой привлечения «любого инвестора», что, в конечном счёте, не позволит осуществлять ответственную инвестиционную политику. Что касается государственных инвестиций, то они будут направлены в основном на развитие отраслей социальной сферы. Ввиду высокой нагрузки на областной бюджет это будет практически единственное направление инвестирования за счёт государственных средств, дабы обеспечить социальнуюстабильность. Развитие индустриальных парков будет приостановлено на этапе развития всего лишь двух таких парков, а также развитияинфраструктуры портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

В части инновационно-технологической стратегии Ульяновской областипри реализации инерционного сценария будут наблюдаться разрозненные попытки организаций в Ульяновской областипо обеспечению повышенияуровня технологического развития и обеспечению внедрения инноваций. При текущем, достаточно среднем, уровне поддержки экспорта продукции производителей в Ульяновской области, а также отсутствии стимулов для повышения конкурентоспособности организаций в Ульяновской областиинновационно-технологическое развитие организаций в Ульяновской области будет ограничено. Данныеограничения приведут к тому, что высокий уровень инновационно-технологического развития продолжат демонстрировать лишь организации федерального значения, осуществляющие свою деятельность в Ульяновской области, а также организации, созданные в результате вложения инвестиций зарубежных высокотехнологичных компаний. Производители межрегионального, регионального и местного уровня, малое и среднеепредпринимательствофактически не будут использовать инновации в текущей деятельности и окажутся не способны производить продукты инновационной деятельности, что существенным образом будет сдерживать их конкурентоспособность.

3.2.1.2. Сценарий «Модернизация промышленности»

«Модернизация промышленности» – это сценарий форсированного экономического роста, предполагающий развитие экономики Ульяновской областипо пути максимального использования накопленного производственного потенциала и расширения объёмов производства товаров и услуг за счёт привлечения инвестиций и трудовых ресурсов. Сценарий предполагает сохранение сложившейся индустриальнойструктуры экономики без существенной её диверсификации. Рост валовой добавленной стоимости будет обеспечен в первую очередь за счёт формирования производственных кластеров и технологическоймодернизации «якорных» производств.

Основными ведущими отраслями развития будут развитые отрасли промышленности – авиастроение, автомобилестроение, машиностроение, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, а в перспективе к ним добавятся текстильная промышленность и станкостроение. Сельское хозяйство будет развиваться за счёт вертикальной интеграции с активно растущимиотраслями промышленности (прежде всего пищевой), однако самостоятельной ведущей отраслью являться не будет. Доля добывающей промышленности в ВРП сокращается умеренно в связи с опережающим ростом развитых отраслей промышленности. Оптовая и розничная торговля будет расти темпами, соответствующими умеренным приростам денежных доходов населения. По мере роста производства в перечисленных отраслях обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и торговли развитие с определённым лагом во времени получат строительство и промышленность строительных материалов.

Основные показатели социально-экономического развития будутдемонстрировать умеренную динамику роста. Причина этого связана сневысокой отдачей от используемого капитала и привлекаемых инвестиций ввиду ориентации на сложившуюся структуру экономики и высокой конкуренции на приоритетных рынках в основных отраслях Ульяновской области.

Ключевую роль в экономике Ульяновской области будут играть организации четвёртого технологического уклада. Так как производство на таких организациях трудоёмко, то развитие и модернизация этих производств требуют прироста рабочей силы, который в значительной степени может быть обеспечен лишь за счёт миграционного притока трудоспособного населения, что наряду с мерами по стимулированиюрождаемости обеспечит максимальное сокращениечисленности населения.

Ускоренное развитие будет наблюдаться в зонах наибольшего благоприятствования для бизнеса – портовой особой экономической зоне, технопарках, индустриальных парках и индустриальных (промышленных) зонах (промышленные зоны «Заволжье», «Карлинская», «Новоульяновск», индустриальные парки «Диамикс», «Центрмикроэлектроники и автоматизации» и т.д.).

Стратегические задачи в рамках данного сценария, по сути, сводятся к следующим:

модернизация производства, обновление производственных фондов;

диверсификация производства, включение в перечень продукции с более высокой добавленной стоимостью;

значительное расширение рынков сбыта, в том числе за счёт развития внутриобластной кооперации в рамках кластеров.

Данные стратегические задачи будут решены в числе прочего за счёт существенных улучшений в транспортной сфере и повышенияуровня мобильности трудовых ресурсов.

Пространственное развитие Ульяновской области при реализации сценария «Модернизация промышленности» будет характеризоваться ростом значенияУльяновской агломерации. Ульяновская агломерация при данном сценарии в отличие от инерционного сценария не превратится в транзитный миграционный центр, поставляющий рабочую силу в близлежащие регионы ПФО. Транзитный вектор миграции, преобладающий сегодня,будет постепенно сменяться на центростремительный. Абсолютныйрост численности населения Ульяновскойагломерации потребует существенного развития транспортной сети, обеспечивающей коммуникации между её ядром и городами-спутниками, что приведёт к росту связности пространства и реализации собственно агломерационного эффектапутём формирования более тесных межпоселенческих и межотраслевых связей. Основным фактором риска развития станут инфраструктурные ограничения прохождения транспортных и энергетических потоков в периоды пиковой нагрузки, а также сверхнормативные нагрузки на инфраструктуру жизнеобеспечения. На долю Ульяновскойагломерации будет приходиться до 65 процентов численности населенияУльяновской области. Начнётся процесс реорганизации городской среды, направленный на повышение привлекательности индустриальных центров для высококвалифицированной рабочей силы. Также существенную роль в экономике Ульяновской областибудут играть Димитровградскаяагломерационная зона, Новоспасская транспортно-индустриальнаязона и Инзенская транспортно-индустриальная зона.

Возрастут объёмы жилищного строительства. Основными площадками станут участки в пределах имеющихся территориальныхрезервов внутри основных городов Ульяновской области, определённые документами территориального планирования, а также в зонах реализации программы создания технопарков и индустриальных парков. Проблемаветхого и аварийного жилищного фонда будет решена частично, показатели душевой обеспеченности жилплощадью будут медленно расти.В части коммунального хозяйства будут осуществляться мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту инженерных коммуникацийв целях удовлетворениянужд организаций отраслей промышленного производства. В том числе будут реконструированы и(или) капитально отремонтированы инженерныекоммуникации, необходимые для придания новогоимпульса развития промышленным организациям  в Ульяновской области, находящимся втяжёлой экономической ситуации. Вследствие этого будет наблюдаться недостаток финансовых ресурсов для существенного повышения качества инженерных коммуникацийв населённых пунктах Ульяновской области.

Как и в инерционном сценарии, будет реализовываться программа по использованию транзитного потенциала Ульяновской области. Однако содержание этой программы качественно улучшится – транспортно-логистический комплекс Ульяновской области будет предоставлять более широкий и более технологичный комплекс услуг, и в его рамках будут созданы предпосылки для инновационно-кластерного развития, в том числе дляэкспорта постиндустриальных услуг третичного сектора экономики(таких как обслуживание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и создание программной среды типового транспортно-логистического комплекса).

При реализации этого сценария пространственное развитие Ульяновской области вне агломерации будет по-прежнему жёстко привязано к существующей сети автомобильных и железнодорожных путей и населённых пунктов. Развитие автодорожной сети, обеспечивающей доступ всех сельских населённых пунктов к ближайшим районным центрам, будет по-прежнему наталкиваться на ограниченные возможности областного и местного бюджетов. Мультипликативного эффекта, вызванного экономическим ростом, будет всё ещё недостаточно для массового запуска коммерчески выгодных проектов государственно-частного партнёрства в сфере строительства дорог. Продолжится концентрация сельского населения в крупных населённых пунктах.

В части инвестиционной стратегии Ульяновской области  при реализации сценария«Модернизация промышленности» Правительству Ульяновской области будет необходимо принять различные решения, уместные для каждой из приоритетных отраслей. Приоритетом привлечения инвестиций будут высокотехнологичные отрасли с достаточно высокой ёмкостью рынка в Российской Федерации, темпами роста, экспортным потенциалом, и в то же время те из них, которые в Ульяновской областисуществуют на достаточно высоком уровне. Таковыми отраслями являются субъекты среднего и крупного бизнеса (отрасли представлены в соответствии с наименованиями, принятыми в ОКВЭД):

производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи;

производство контрольно-измерительных приборов;

производство автомобилей, прицепов и полуприцепов;

производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств.

Следует отметить, что одной из целей реализации данного сценария является обеспечение высокого уровня занятости, при определении приоритетов инвестиционной политики это способствует выборуотраслей с высоким уровнем вклада фактора труда среди имеющихся или имевшихся в Ульяновской области. Таким образом, дополнительными приоритетами развития Ульяновской области являются иные отрасли обрабатывающей промышленности, как то:

производство пищевых продуктов, включая напитки;

производство прочих неметаллических минеральных продуктов;

текстильное производство;

производство одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды.

Перечисленным выше отраслям в рамках данного сценария уделяется особое внимание, что позволяет обеспечить рост промышленного производства.

Стоит отдельно отметить особую роль отраслей сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых, которые должны быть вертикально интегрированы с активно растущими отраслями обрабатывающей промышленности.

Про бизнес:  ИИС — нюансы налогообложения - Финансовая азбука -

Безусловным приоритетом инвестиционной политики Ульяновской области в рамках реализации рассматриваемого сценария является объединение перечисленных выше отраслей с концентрацией на производственном компоненте. Важным также является развитие строительной отрасли, позволяющей внести существенный вклад в развитие промышленности строительных материалов в Ульяновской области, и наоборот.

В части инновационно-технологической стратегии Ульяновской области при реализации сценария «Модернизация промышленности» основным приоритетом является техническое переоснащение приоритетных отраслей для развития Ульяновской области. Правительством Ульяновской области должно осуществляться стимулирование технической модернизации организаций, определённых в качестве наиболее приоритетных. В рамках данного сценария государственные инвестиции должны направляться на развитие отраслей социальной сферы. Правительству Ульяновской области следует в рамках данного сценария оказывать дополнительную поддержку следующим отраслям,демонстрирующим существенную отрицательную динамику:

текстильное производство;

производство одежды из текстильных материалов и аксессуароводежды.

Особо стоит отметить, что существенный объём инвестиций в развитие промышленных отраслей не даёт гарантии существенногоприроста ВРП Ульяновской областии скачкообразного увеличения валовой добавленной стоимости. Данное обстоятельство вызвано двумя факторами:

а) необходимы предельно высокие объёмы инвестиций в модернизацию производства;

б) на приоритетных рынках имеются устоявшиеся лидеры, что не гарантирует высокого уровня прибыльности производств после проведения технической модернизации.

3.2.1.3. Сценарий «Высокие технологии и креативный класс»

Данный сценарий позволяет создать в долгосрочной перспективе региональную экономику, устойчивую к внешним негативным воздействиям и колебаниям конъюнктуры. Стимулирование конкуренции, повышение эффективности инвестиций, создание инноваций и рост валовой добавленной стоимости за счёт перехода к более длинным технологическим цепочкам в отдельных секторах будет способствовать структурной трансформации экономики, которая в условиях общероссийской тенденции к стабилизации численностинаселения позволит с большей отдачей использовать сокращающуюся рабочую силу. Повышение качества человеческого капитала будет сопровождаться поступательным ростом реальных доходов населения, ускоренным развитием социальной сферы и сферы услуг, индустрий туризма и сферы развлечений. Рост благосостояния будет способствовать смягчению негативных последствий демографических тенденций и приведёт к повышению рождаемости и снижениюуровня смертности, а также к росту среднего уровня миграционного прироста.

Сценарий «Высокие технологии и креативный класс» предполагает, что Ульяновская областьбудет позиционироваться как центр высокотехно-логичного производства, с одной стороны, и как центр возможностей для реализации экономических устремлений креативного класса – с другой. Основное внимание будет уделяться поддержкесоздания новых и развитию существующих высокотехнологичных производств и услуг на территории Ульяновской области. Ввиду того что появление инноваций и высоких технологий возможно только в устойчивоконкурентной среде, одновременно с мерами по стимулированию инновационной активности организаций будут реализовываться меры по стимулированию конкуренции междуорганизациями, осуществляющими деятельность в Ульяновской области.

Ведущими отраслями экономики станут как существующие, так и новые отрасли (в том числе высокотехнологичных услуг), а такжеобразование. Обрабатывающая промышленность будет расти опережающими темпами, однако темп опережения будет замедляться после2020 года. Оптовая и розничная торговли также станут драйверами развития благодаря росту душевых доходов и более равномерному развитию территории. Сфера услуг растёт высокими темпами в первую очередь за счёт развития туризма и креативных сфер деятельности, а также роста объёма деловых услуг. На высоком уровне будут темпы роста строительства, транспорта. Высокие темпы роста финансового сектора необходимы для обеспечения диверсифицированной деловой активности, реализации инвестиционных и инновационных проектов.

Реализация данного сценария потребует принятия «инвестиционного» бюджета и комплекса мер по активной поддержке образования и здравоохранения, обеспечивающих воспроизводство кадрового потенциала. Особый акцент будет сделан на эффективную кластерную политику, при которой опережающим темпом будет происходить «обрастание» производства высокотехнологичными услугами, в первую очередь деловыми услугами в сфере информационно-коммуникационных технологий, инжиниринга, маркетинга, логистики высокого уровня и т.п.

Приоритетными отраслями в обрабатывающей промышленности, как и в сценарии «Модернизация промышленности», являются следующие отрасли (субъекты среднего и крупного бизнеса, отрасли представлены в соответствии с наименованиями в ОКВЭД):

производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи;

производство контрольно-измерительных приборов;

производство автомобилей, прицепов и полуприцепов;

производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств.

Иными точками роста в рамках рассматриваемого сценария являются строительство, оптовая и розничная торговля, туризм, транспорт и связь, образование и деловые услуги – данные отрасли должны быть отданы на откуп, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, которые за счёт большей гибкости смогут обеспечить более высокие темпы развития перечисленных отраслей.

Пространственное развитие Ульяновской областипри реализации сценария «Высокие технологии и креативный класс» обеспечит устойчивое развитие территории на принципах полицентричности, что предполагает формирование новых точек роста и зон опережающего развития регионального и межрегионального значения. При этом данные точкироста будут юридически оформлены, в том числе и путём проведения реформирования административных границ муниципальных образований Ульяновской области.

Формирование точек роста должно обеспечить пространственные противовесы Ульяновской агломерации с таким расчётом, чтобы не оставалось изолированных субрегионов и периферийных зон, лишённых своих, пусть малых, центров концентрации экономической и инновационной активности, квалифицированных трудовых ресурсов. Продолжится доформирование и развитие каркаса расселения, основанного на сети городских населённых пунктов, не завершённое полностью в советский период и заторможенное в кризисные годы трансформации экономики страны. В то же время преобразования предполагают развитие природного каркаса, сохранение биоразнообразия, создание непрерывной сети, включающей естественные лесные и открытые ландшафты.

Будет формироваться иерархическая система «центры –подцентры» и происходить более явная дифференциация экономических подрайонов. Развитие подцентров (главным образом малых и средних городов) будет происходить за счёт выноса «отягощающих» функций из центров (отдельные промышленные и инфраструктурные объекты). Последнее будет способствовать формированию постиндустриального уровня качества городской среды в крупнейших центрах и давать дополнительный стимул индустриальному росту подцентров, их более полному включению в систему межрегиональных связей по продукции, технологиям, персоналу, перетоку знаний.

Ульяновская агломерация будет развиваться в направлении формирования полноценной двухъядерной агломерации, включающей города Ульяновск и Димитровград. Важнейшими факторами формирования являются 1-1,5-часовая транспортная доступность городов, их значительный промышленный и инновационный потенциал, дополняющий друг друга, эффективная транспортная связь через мультимодальный транспортный путь (автомобильные дороги Р-241, Р-178 и железная дорогаМосква – Ульяновск – Димитровград – Бугульма).

На территорияхмуниципальных образований «город Ульяновск»,   «город Димитровград», «город Новоульяновск» будет реализован комплекс мер по стимулированию развития наукоёмких, инновационных производств, образования, науки, культуры, повышению качества городской среды и качества социального обслуживания, а также созданиюположительного образа данных муниципальных образований как привлекательных местпроживания, приложения труда и отдыха. В муниципальном образовании «город Димитровград» будет осуществлён комплекс мер по диверсификации экономики, направленный на преодоление «синдрома моногорода» за счёт развития малого и среднего предпринимательства.

Развитие Новоспасской и Инзенскоймакрозон осуществляется внаправлении формирования сильных межрайонных центров как пространственных противовесов Ульяновской агломерации. Будет осуществлён комплекс мер по доформированиюмультимодального транспортного пути вдоль автомобильнойдороги М-5 «Урал» и Транссиба вНовоспасском и Николаевском районах, развитию крупного транспортного и производственно-логистического центра в западной части Ульяновской области(Инза), формированию площадок под развитие промышленных кластеров.

В сельскохозяйственных районахУльяновской области будет реализован комплекс мер по улучшению качества инфраструктуры и социального обслуживания, по повышению транспортной доступности относительно изолированных населённых пунктов. Главными целями указанных мер в отношении сельской местности являются повышение уровня конкурентоспособности экономики районов и эффективности использования их ресурсного потенциала, обеспечение инвестиционной привлекательности, усиление стратегическихпозиций муниципальных образований в аграрном и промышленном комплексах Ульяновской области. Таким образом, будет осуществляться поддержка организаций лесной, текстильной, пищевой и мебельной промышленности в указанных районах. Сельскохозяйственные районы, которые граничат с иными субъектами Российской Федерациив ПФО (Республикой Татарстан, Самарской и Пензенской областями, Чувашской Республикой), будут усиливать кооперационные связи с данными субъектами Российской Федерации.

В части развития жилищно-коммунального комплекса Ульяновской областив рамках рассматриваемого сценария приоритетно будут реализовываться программы развития с участием частного капитала. Этот результат будет достигнут за счёт применения технологии бенчмаркинга и сравнительного анализа деятельности компаний энергетического сектора, что повлечёт за собой утверждение тарифов на долгосрочную перспективу. Наличие установленных на долгосрочный период тарифов позволит привлечь дополнительные инвестиции в сферу энергетики. В целом привлечение частных инвесторов в сферу управления энергетическим комплексом позволит стимулировать развитие жилищно-коммунального комплекса с использованием новых технологий, что позволит перейти на траекторию существенного повышения качества услуг, предоставляемых организациями жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Инвестиционная стратегия Ульяновской областипри реализации сценария «Высокие технологии и креативный класс» должна быть основана на развитии высокотехнологичных отраслей с применением кластерного подхода. При этом на фоне развития отраслевых кластеров в экономике Ульяновской области будет повышаться роль сектора услуг, в первую очередь деловых интеллектуальных услуг в сфере ИКТ, инжиниринга, маркетинга, логистики высокого уровня и т.п.

В  рамках реализации сценария «Высокие технологии и креативный класс» государственные инвестиции будут осуществляться в основном по следующим направлениям:

стимулирование развития инновационных отраслей путём создания промышленных зон, индустриальных парков;

предоставление финансовых гарантий, а также заёмных средств для организаций высокотехнологичных отраслей экономики;

предоставление налоговых льгот субъектам бизнеса, осуществляющим долгосрочные инвестиции в высокотехнологичные отрасли экономики Ульяновской области, в том числе в разработку современного оборудования;

развитие инструмента «инновационный ваучер», позволяющего прошедшим конкурсный отбор субъектам бизнеса на бесплатной основе получать разработки субъектов научной и инновационной деятельности, работающих в Ульяновской области;

инвестиции в развитие логистической инфраструктуры региона: содействие строительству современных складов (в том числе в Новоспасской транспортно-индустриальной зоне, а также Инзенскойтранспортно-индустриальной зоне), модернизация технического состояния автомобильных дорог в Ульяновской области;

инвестиции в формирование комфортной среды проживания в Ульяновской области;

инвестиции в переформатирование системы образования Ульяновской областив целях еёкоординации с рынком труда Ульяновской области.

В   части инновационно-технологической стратегии Ульяновской областипри реализации сценария «Высокие технологии и креативный класс» будет осуществляться поддержка внедрения передовых отраслей, таких как:

производство полимерно-композиционных материалов для целейавиастроения;

производство композитных автокомпонентов, автокомпонентовиз алюминиевых сплавов;

производство композиционных материалов и алюминиевых сплавов методом литья под давлением;

производство электродвигателей и силовых агрегатов;

производство модульных элементов зданий с использованием нанотехнологий;

производство высококачественного стекла с нанопокрытием.

В   рамках рассматриваемого сценария в сфере услуг признаются приоритетными следующие инновационные направления:

стимулирование создания в Ульяновской областиорганизаций, оказывающих высокотехнологичные услуги. Правительство Ульяновской области признаёт приоритетность развития следующих направлений: услуги инжиниринга,ИКТ, связи, финансовые (в том числе страховые), услуги по сопровождению (до- и послепродажному обслуживанию) сложной техники, консалтинговые услуги, услуги в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее –НИОКР);

развитие высокотехнологичной медицины в Ульяновской области. ПравительствоУльяновской областипризнаёт приоритетность развития высокотехнологичной медицины в Ульяновской области, в том числе посредством формирования ядерно-инновационного кластера в городе Димитровграде;

развитие финансового сектора экономики Ульяновской области. Правительство Ульяновской областипризнаёт приоритетность развития современных финансовых инструментов для целей развития экономики региона в долгосрочном периоде.

Полный перечень приоритетных направлений формируется пофакту принятия закона Ульяновской областиоб инновационной деятельности на территории Ульяновской областис учётом мнения Совета по развитию инновационнойдеятельности при Губернаторе Ульяновской области.

В целях развития высокотехнологичных отраслей Правительством Ульяновской областибудет осуществляться поддержка соответствующих организаций с использованием институциональной и инфраструктурной среды инновационного развития. В целом в рамках данного сценария будет реализовываться смешанная модель инновационного развития, где существующая структура экономики работает на социально-экономическую стабильность, обеспечивая умеренный рост, а развитие инновационного сектора обеспечивается за счёт вузовской научной сферы, научных подразделений и организаций, а также инновационного бизнеса.

В таблице 3 приведено сравнение сценарных условий отраслевыхсценариев развития Ульяновской областипо отраслям экономики.

Таблица 3

Сравнение сценарных условий отраслевых сценариев развития Ульяновской области

п/п

Отрасль

Сценарий «Высокие технологии
и креативный класс»

Сценарий «Модернизация промышленности»  

1

2

3

4

 

1.

Сельское хозяйство,

охота и

лесное

хозяйство

Отрасль развивается  преимущест-венно за счёттенденций к полицентрическому развитию и пространственной диверсифи-кации точек роста,однако не является драйвером экономики Ульяновской области и постепен-но её роль в создании ВРП падает

Отрасль развивается преимуществен-но за счётвертикальной интеграции         с активно растущими отраслями промышленности, прежде всего

пищевой, поэтому растёт, но само-стоятельным драйвером не является

 

2.

Добыча полезных ископаемых

Снижение доли добывающей промышленности в ВРП происходит ввиду повышения значимости высокотехнологичных отраслей в экономике Ульяновской области

Доля добывающей промышленности в ВРП сокращается умеренно в связи с опережающим абсолютным и относительным ростом отраслей промышленности

 

3.

Обрабатыва-ющие производства

Обрабатывающаяпромышлен-ность остаётся одним из драйверов экономического роста и продол-жает расти быстрее ВРП, однако темп опережения в некоторой степени снижается, так как после 2020 года успевают набрать силу другие драйверы экономики Ульяновской области

Обрабатывающая промышленность остаётся главным драйвером развития экономики Ульяновской области, её доля в ВВП растёт, темп роста к концу прогнозного горизонта увеличивается за счёт модернизации действующих производств

 

4.

Производство и распределе-ние электро-

энергии, газа

и воды

Отрасль растёт, но темпы роста замедляются вследствие влияния двух тенденций: с одной стороны,

роста ВРП и, соответственно, потребности вэнергоресурсах, с другой – снижения энергоёмкости ВРП вследствие опережающего ростановых ведущих отраслей,обладающих низкойэнергоёмкостью. К 2025 году становится заметно преобладание второй тенденции надпервой

Отрасль растёт устойчивыми темпами, так каксохранение ведущей роли отраслей промышленности, имеющих энергоёмкий характер, предполагает устойчивый рост потребности в продукции отрасли. Потенциалснижения энергоёмкости в данном сценариименьше, поэтому тенденция к замедлениютемпов роста к концу прогнозного периода выражена слабее

 

5.

Строительство

Строительная отрасль приобретает опережающееразвитие ближе к 2030 году, так как отрасльявляется инвестиционноёмкой, с длительнымпериодом отдачи от инвестиций. Темпы ростаотрасли к концу прогнозного периода заметновозрастают благодаря диверсификации пространствен-ного развития Ульяновской области и повышению требований к качеству городской среды.Таким образом, отрасль становится одним издрайверов развития

Строительная отрасль ввиду высокой инертности справляется с последст-виями кризисатакже лишь после 2022 года, но темпы ростаотрасли более низкие, поскольку сценарийпредполагает сохранение сущест-вующего пространственного каркаса и нынешних урбанистических тенденций. В данных условияхтребования и к объёму, и к качеству строительства ниже

 

6.

Оптовая и

розничная торговля; ремонтавто-транспортных средств,

мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного

пользования

Отрасль выступает одним из драйверов развития, во-первых, благодаря росту душевыхдоходов, во-вторых, благодаря более равномерному развитию территории, в-третьих,благодаря тенденции к удержанию доходоввнутри области, прежде всего вследствиеопережающего развития сферы услуг, которыепо определению потребляются там, где производятся

Отрасль также сохраняет за собой роль драйвераразвития, но темпы её роста ниже, поскольку, во-первых, ниже темпы роста доходов, во-вторых,менее благоприятен демографический прогноз,в-третьих, удержание доходов внутри областипроисходит в основном за счёт замещения привозных товаров товарами местного производства,что сложнее ввиду высокой конкуренции и относительной низкой доли конечной продукции вструктуре промышленности в Ульяновской области

 

7.

Гостиницы

и рестораны

Отрасль не является самостоятельным драйвером, а обслуживает драйвер туристскойсферы деятельности, поэтому возрастает с некоторымлагом по сравнению с динамикой драйвера.Тем не менее темпы её роста высоки, поскольку в данном сценарии потребность в нейрастёт не только у туристов, но и у населенияобласти благодаря росту душевых доходов ивозвышению потребностей, характерному длякреативного класса

Доля отрасли в ВРП практически не меняется,поскольку и внешние, и внутренние стимулык её росту в данном сценарии практически неменяются во времени

 

8.

Транспорт

и связь

Отрасль до 2020 года растёт равномернымитемпами и в основном за счёт транспорта,роль которого вследствие тенденции к полицентрическому развитию резко возрастёт.

После 2020 года отрасль будет расти ускоренными темпами в связи с опережающим ростом

высокотехнологичных услуг связи, которые вданном сценарии выступают одним из важных

постиндустриальных способов повышениясвязности территории

Отрасль растёт быстрее ВРП, но меньше,чем в целевом сценарии, поскольку сценарий предусматривает сохранение существующегопространственного каркаса и, соответственно,менее диверсифи-цированной сети транспортных путей. Играют роль и более жёсткиебюджетные ограничения, заложенные в данныйсценарий

 

9.

Финансовая

деятельность

Высокие темпы роста данной отрасли необходимы для реализации целевого сценария, таккак деловая активность в области креативныхсфер деятельноститребует продвинутой финансовой системы. Рост обеспечивается такжевследствие развития креативного класса,обладающего высоким уровнем компетенциив управлении финансами и предъявляющегоспрос на продвинутые финансовые услуги какв семейных, так и в корпоративных финансах.

Кроме того, финансовая отрасль является высокотехнологичной, поэтому целевой сценарий создаёт условия для её развития

Доля сектора в ВРП повышается незначительно, поскольку финансовая система области

уже приспособлена к нуждам основных отраслей промышленности и будет испытывать более слабую внешнюю мотивацию. Со стороны населения стимулы к развитию также слабеевследствие более низкого уровня душевых доходов, следовательно, более низкой склонностик сбережениям и менее диверсифицированного

спроса на финансовые услуги

 

10.

Операции с

недвижимым

имуществом,

аренда и предоставле-ние услуг

Данной отрасли отведено место нового драйвера. Отрасль растёт очень высокимитемпами в первую очередь за счёт развития

креативных сфер деятельности, которые в большинстве своём относятся к сфере услуг. Быстроеформирование креативного класса с еговысокими доходами и постиндустриальными

потребностями также способствует растущему спросу на услуги. Деловые услуги такжерастут, но их роль менее заметна

Отрасль растёт менее высокими темпами впервую очередь за счёт высокотехнологичныхделовых услуг, сопровождающих развитие

отраслей (логистических, информа-ционных технологий (далее – ИТ), инжиниринговых, консалтинговых и т.п.). Прочие источники роста, характерные для целевогосценария, в данном случае действуют гораздослабее

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11.

Государствен-ноеуправ-ление и обесп-

печение военной

безопасности;

обязательное

социальное

обеспечение

Доля государственного управ-ления в ВРПснижается, так как управленческие расходы

в долгосрочной перспективе сокращаются впервую очередь за счёт активного внедрениясовре-менных технологий оказания услуг государства с использованием ИКТ, а также ростадоли малого и среднего предпринимательствас достаточно высокойспособностью к самоорганизации. Заложенная в сценарий тенденция к удержанию молодёжи в Ульяновской области снижает социальную нагрузку

Доля государственного управления в ВРПснижается медленнее, так как при преобладании основных отраслей промышленностинеобходимость активного государственного регулирования выше и потребность в централизации управленческих функций в рукахрегиональных и муниципальных органоввласти жёстче. Кроме того, менее благоприятный демографический прогноз означает болеевысокую долю населения, нуждающегося всоциальном обеспечении

 

12.

Образование

Отрасль является одним из ключевых драйверовразвития и растёт ускоренными темпами, таккак реализация целевого сценария без активнойподготовки растущего числа квалифицирован-ных кадров невозможна; кроме того, сценарийпредусматривает удержание молодёжи в Ульяновской области, то есть повышение спроса на современное образование. Поскольку при диверсификации экономикиУльяновской области необходимо создание новых направленийподготовки, требующих времени, то существенный рост вклада отрасли в ВРП прослеживается ближе к концу прогнозного периода

Темпы роста отрасли ниже, чем при реализации сценария «Высокие технологии и креативный класс», но более равномерны, поскольку

структура потребности в кадрах изменитсяменьше и может быть осуществлена путёмсовершенст-вования существующих направлений подготовки. Но при этом отрасль остаётсядрайвером развития, поскольку модернизацияосновных отраслей требует формирования новых компетенций и навыков, что повышает значимость системы образования

 

13.

Здравоохра-нение и

предоставле-ниесоциаль-ныхуслуг

Здравоохранение растёт по мере роста душевого дохода и даже с опережением, так как вданную отрасль осуществляются инвес-тициив рамках ядерно-инно-вационного кластера.Поскольку создание кластера займёт время,заметный рост отдачи от отрасли предусмотрен ближе к концу прогнозного периода; тогдатемпы роста заметно возрастут, посколькуцентр ядерной медицины способен привлечьпациентов и из других регионов

Темпы роста здравоохранения ниже вследствиеболее низких темпов роста душевых доходови более жёстких бюджетных ограниченийсценария. Но при этом учитывается и противоположная тенденция: заложенное в сценарийстарение населения будет способствовать роступотребности в услугах здравоохранения

 

14.

Предоставле-ние прочих

коммуналь-ных,социаль-ных иперсональныхуслуг

Вклад отрасли в ВРП в реальном исчислениисокращается благодаря повышению энергоэффективности и снижению ресурсоёмкостикоммунального хозяйства. Эта тенденцияспособна перевесить противоположную тенденцию к росту потребности в персональных

услугах, вызванную ростом хорошо зарабатывающего среднего класса

Вклад отрасли в ВРП не снижается, посколькутенденции, характерные для целевого сценария,в данном случае не выражены

 
Про бизнес:  Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства

3.2.2. Результаты сценарного моделирования

Прогнозные значения для показателей развития экономики приведены на период до 2030 года. На рисунках 1 и 2 представлена динамика показателей индекса физического объёма (далее – ИФО) ВРП и инвестиций для различных сценариев развития Ульяновской областив сравнении с динамикой индексов физического объёма ВВП и инвестиций Российской Федерации. Графикииллюстрируют логику сценарного моделирования для Ульяновской области. При сценарии «Модернизация промышленности» Ульяновская область идёт по пути форсированного развития – увеличение прироста инвестиций в основной капитал, направленных на реализацию производственных проектов в краткосрочной и среднесрочной перспективе, но системных преобразований в экономике и социальной сфере не происходит. Относительно резкий рост ИФО инвестиций и направление их вложений обеспечивает резкий рост ВРП
до 2022 года, затем постепенное падение до уровня показателей ниже среднероссийского. Сценарий «Высокие технологии и креативный класс» является сценарием инновационного социально ориентированного типа экономического развития. При этомсценарии умеренный экономический рост обеспечивается умеренным приростом инвестиций и сопутствующей трансформацией экономики региона, развитием инновационного сектора. ИФО инвестиций растёт стабильно, на промежутке с 2020 до 2030 года индексы инвестиций и ВРП устойчиво превышают среднероссийский уровень.

Далее приведены значения ключевых параметров социально-экономического развития Ульяновской областидля двух сценариев («Модернизацияпромышленности» и «Высокие технологии и креативный класс). Следует отметить, что при реализации инерционного сценария развития экономики Ульяновской области отраслевая структура экономики региона практически не изменится.

Рис. 1.Динамика ИФО ВРП Ульяновской областидля различных сценариев развития

Развитие инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Город Киров»

Рис. 2.Динамика ИФО инвестиций в Ульяновской областидля различных сценариев развития

Развитие инвестиционной деятельности в муниципальном образовании «Город Киров»

Сценарий «Модернизация промышленности»

При реализации сценария «Модернизация промышленности» значение ВРП в текущих основных ценах вырастет с 244230 млн. рублей в 2022 году до    620070 млн. рублей в 2030 году, а в ценах 2022 года – до 353040 млн. рублейв 2030 году. Совокупный рост ВРП в реальном исчислении в период с 2022 по 2030 год составит 145 процентов.

Динамика инвестиций в основной капитал с 2022 по 2030 год будет характеризоваться поступательным увеличением ИФО инвестиций до 106,5 процента в 2022 году, а затем резким уменьшением до уровня 99,8 процента в 2030 году. Совокупный рост объёма инвестиций в основной капитал в реальном исчислении за период до 2030 года составит 123,8 процента.

При значительном сглаживании негативных тенденций в демографии и падении численности занятых в экономике будут наблюдаться устойчивый рост производительности труда с 102,3 процента в 2022 году до 105,2 процента в 2022 году за счёт резкого роста показателя ВРП и последовательное снижение темпов роста производительности труда к 2030 году до 102,6 процента
с тенденцией к поступательному падению в дальнейшем.

Уровень среднемесячной заработной платы в реальном исчислении в 2020 году составит 23589 рублей, в 2030 году – 26707 рублей при показателе совокупного роста за период 156,1 процента. Динамика уровня реальных располагаемых доходов будет демонстрировать схожую тенденцию, и объём реальных располагаемых доходов увеличится с14706 рублей в 2022 году
до23700 рублей по итогам 2030 года (показательсовокупного роста – 161,2 процента).

Сценарий «Высокие технологии и креативный класс»

При реализации сценария «Высокие технологии и креативный класс» значение ВРП в текущих основных ценах вырастет с 244230 млн. рублей в 2022 году до 787836 млн. рублей в 2030 году, а в ценах 2022 года – до 448558 млн. рублей в 2030 году. Совокупный рост ВРП в реальномисчислении в период с 2022 по 2030 год составит 183,6 процента.

Динамика инвестиций в основной капитал будет характеризоваться изменением значения ИФО инвестиций относительно предыдущего года в диапазоне 102,5-105,5 процента и совокупным ростом объёма инвестиций в основной капитал в реальном исчислении по итогам 2030 года в размере 171,5 процента. Доля инвестиций в ВРП не будет опускаться ниже уровня 29 процентов на протяжении всего периода, что будет следствием максимального внимания к созданию благоприятных условий для бизнеса и повышениюэффективности привлекаемых инвестиций.

При умеренном сглаживании негативных тенденций в демографической ситуации и падении численности занятых в экономикебудут наблюдаться достаточно высокие темпы роста производительности труда на протяжении всего периода до 2030 года (диапазон 102,1-106,1 процента).

Сбалансированное развитие экономической системы будет способствовать повышению качества жизни населения. Повышение уровня реальных располагаемых доходов (среднемесячных) с 14706 рублей в2022 году до 20764 рублей к 2020 году (показатель совокупного роста 141,9 процента) и до30300 рублейк 2030 году (показатель совокупного роста 206 процентов) будет достигнуто в первую очередь за счётповышения уровня среднемесячной реальной заработной платы с 17107 рублей в 2022 году до 24738 рублей в 2020 году (показатель совокупного роста 141,2 процента) и до 39429 рублей в 2030 году (показатель совокупного роста 230,5 процента).

3.3. Выбор целевого сценария развития Ульяновской области до 2030 года

При выборе целевого сценария целесообразно исходить из следующих условий.

Во-первых, параметры численности населения Ульяновской области должны быть реально достижимы, а качественные характеристики трудовых ресурсов соответствовать требованиям производственного потенциала, чтобы избежать формирования структурной безработицыи дефицита рабочей силы. Тенденция абсолютного падения численности населения Ульяновскойобласти должна быть преодолена, его демографический и квалификационный состав улучшен. Данному критерию в целом соответствуют как сценарий «Высокие технологии и креативный класс», так и сценарий «Модернизация промышленности», при реализации которых численность населения Ульяновской области к 2030 году будет составлять около 1200 тыс. человек.

Во-вторых, развитие базовых отраслей промышленности и сельского хозяйства должно быть направлено на реализацию целей комплексного развития Ульяновской областии Российской Федерации в целом, созданиеусловий обеспечения конкурентоспособности на региональных и мировых рынках. Должен сохраниться и расшириться экспортный потенциал организаций в Ульяновской области. Опережающими темпами долженрасти выпуск высокотехнологичных товаров и услуг, продукции с высокой добавленной стоимостью и количество высоких технологических переделов. Существенное повышение потенциала по производству высокотехнологичных товаров и услуг предусматривается сценарием «Высокие технологии и креативный класс».

В-третьих, уровень доходов и качество жизни населения Ульяновской областидолжны повышаться, необходимо также формировать привлекательные рабочие места, расширять возможности для самореализации, чтосделает Ульяновскую областьпривлекательной для местной молодёжи и мобильных,относительно квалифицированных мигрантов прежде всего из российских регионов. В соответствии с результатами экономическогомоделирования к 2030 году уровень заработной платы в регионе будет более высоким при реализации сценария «Высокие технологии и креативный класс». 

В-четвёртых, реализация сценария должна позволять стимулировать развитие всей Ульяновскойобласти с точки зрения пространственного развития. Формирование пространственных противовесов Ульяновскойагломерации с таким расчётом, чтобы не оставалось изолированныхсубрегионов и периферийных зон, лишённых своих, пусть малых, центров концентрации экономической и инновационной активности, – основной посыл сценария «Высокие технологии и креативный класс». 

Вышеприведённым условиям в наибольшей степени соответствует сценарий «Высокие технологии и креативный класс». При его реализации будут выполнены все четыре условия. При достаточно высоких темпах роста ВРП на всём горизонте стратегического планирования и увеличении его реального объёма к концу периода болеечем в 1,8 раза по сравнению с 2022 годом реальные располагаемые доходы населения удвоятся.

Сценарий «Высокие технологии и креативный класс» будет рассматриваться как целевой для дальнейшей конкретизации направлений развития Ульяновской областидо 2030 года, определения мер и механизмовреализации Стратегии. В рамках данного сценария реализуется смешанная модель инновационного развития, где существующая структура экономики работает насоциально-экономическую стабильность, обеспечивая умеренный рост, а развитие инновационного сектора обеспечивается за счётвузовской научной сферы, научных подразделений и организаций, а также инновационного бизнеса.

Оцените статью
Бизнес Болика