Скорее жив: как пандемия изменила венчурный рынок

Скорее жив: как пандемия изменила венчурный рынок Инвестиции

Российская модель венчурного финансирования: состояние и пути развития

Никита Александрович Ларионов,

аспирант кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

В связи с необходимостью модернизации экономики России требуются дополнительные финансовые ресурсы на развитие высокотехнологичных сфер деятельности и инновационных проектов. В статье рассмотрены традиционные и новые источники финансирования рисковых инвестиций. Целью статьи является оценка современного состояния, динамики развития венчурной отрасли и финансирования с поиском возможных вариантов активизации инструментов венчурного финансирования в России. Выделены отличительные черты венчурного финансирования. Проанализированы особенности нормативно-правового механизма финансирования венчурных направлений, а также российской системы институтов развития инновационной экономики. Оценены факторы, ограничивающие развитие венчурного бизнеса. Сделан вывод о недофинансировании на ранних стадиях развития новых предприятий. По результатам исследования предложены налоговые и другие инструменты финансового обеспечения венчурного бизнеса в России.

Ключевые слова: инновации, венчурный капитал, венчурный фонд, краудфандинг.

N.A. Larionov

THE RUSSIAN MODEL OF VENTURE FINANCING: CURRENT SATE AND FUTURE PROSPECTS

дф ivonoiral@gmail.com

УДК 336.58

The paper states that modernization of Russian economy requires additional financial resources for the development of high-tech industries and innovation projects. The paper discusses conventional and new sources of funding for risky investments. The paper aims to assess the current state, dynamics of venture financing development and findpossible ways for encouraging venture financing in Russia. Distinctive features of venture financing in Russia are identified, regulatory mechanism of venture financing as well as the system of institutions for innovative economy development in Russia are analyzed, and factors limiting the development of business ventures are examined. It is concluded that enterprisesin the early stages of their development are underfunded. The study suggests fiscal and other financial instruments for stimulating business ventures in Russia.

Keywords: innovation, venture capital, venture capital fund, crowd-funding.

Основной мировой тенденцией развития современного общества является переход от парадигмы сырьевой и индустриальной экономики к парадигме новой экономики, также называемой информационной экономикой, экономикой, основанной на знаниях (knowledge based economy), или инновационной экономикой. Новая экономика, базирующаяся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, означает качественно новый технологический уровень всего народного хозяйства, включая производительные силы общества. Данный тип экономики делает акцент не на развитие собственно знаний, а на превращение информационных технологий в основной фактор роста и эффективности производства. Поэтому сегодня экономики ведущих стран подошли к принципиально новому этапу прогресса — инновационному пути развития. Стратегия инновационного развития является единственной альтернативой энергосырьевому сценарию роста экономики России, что способствует устойчивости финансовой системы [4]. В Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. говорится о переходе российской экономики к инновационному типу развития.

Вопросы инновационного развития неразрывно связаны с развитием малого и среднего бизнеса. Привлечение венчурного капитала является важнейшим условием активизации инновационной деятельности и повы-

шения конкурентоспособности отечественных малых и средних предприятий. Решение этой задачи становится особенно важным в связи с ростом экономической активности России на международной арене.

Одним из наиболее эффективных финансовых инструментов развития инновационных предприятий является венчурное финансирование. Венчурное финансирование — специфический финансовый инструмент, играющий роль катализатора развития отраслей, характеризующихся высокой добавленной стоимостью и динамично растущими (новыми) рынками.

Становление в мире венчурного капитала совпало по времени с бурным развитием компьютерных технологий. Современные гиганты компьютерного бизнеса DEC, Apple Computers, Compaq, Sun Microsystems, Microsoft, Lotus, Intel сумели стать таковыми во многом благодаря венчурному капиталу. Более того, бурный рост новых отраслей, таких как персональные компьютеры и биотехнология, оказался возможным в основном из-за венчурных инвестиций.

Венчурное финансирование стало одним из двигателей экономики развитых стран, хотя объем его капиталовложений в общем инвестиционном потоке относительно невелик. Венчурные фонды и компании живут по формуле «высокий риск (high risk) — высокие технологии (high tech) — высокий уровень жизни (high life)».

Европейская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (European Private Equity & Venture Capital Association — EVCA) так определяет венчурное финансирование: «Акционерный капитал, предоставляемый профессиональными фирмами, которые инвестируют, одновременно принимая участие в управлении, в частные предприятия, демонстрирующие значительный потенциал роста, в фазах их начального развития, расширения и преобразования»[2]. Британская ассоциация венчурного инвестирования (British Venture Capital Association — BVCA) делает упор на среднесрочный и долгосрочный прирост капитала (capitalgains) от венчурных инвестиций в не котируемые на фондовом рынке акции компаний, обладающих потенциалом роста; при этом более значительный, чем в других сферах инвестирования, прирост капитала должен компенсировать риски и неликвидностъ венчурных инвестиций.

Множество определений венчурного финансирования сводится к его функциональной задаче: способствовать росту конкретного бизнеса путем предоставления определенной суммы денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.

Следует выделить характерные черты венчурного финансирования:

— осуществляется непосредственно в акционерный капитал компаний;

— всегда сопряжено с высоким риском;

— долговременное отсутствие ликвидности;

— возврат по инвестициям осуществляется за счет продажи акций (доли в акционерном капитале) компаний.

В России активизация венчурного финансирования связана с государственными инициативами начиная с 1993 года. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 г. в соответствии с Федеральным законом « О науке и государственной научно-технической политике», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2021 г. № 2227-р. Новым документом, определяющим задачи и пути развития венчурной индустрии в России, является подпрограмма «Стимулирование инноваций» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», разработанной Минэкономразвития РФ и утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2021 г. № 467-р.

Основными событиями на российском инвестиционном рынке в последнее время стали создание и продвижение специальных институтов развития:

Про бизнес:  Почему на рынке кредитов и инвестиций доминируют развитые страны?

— Венчурный инновационный фонд (ВИФ);

— региональные венчурные фонды, созданные на основе партнерства федеральных и региональных властей с бизнесом;

— федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития»;

— ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО РВК);

— особые экономические зоны (ОЭЗ);

— технопарки в сфере ИТ;

— ОАО «РОСНАНО»;

— инновационный центр « Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Скол-ково»»;

— рынок инноваций и инвестиций (РИИ Московской биржи);

— Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Данные институты развития должны обеспечить реализацию мер по становлению в Российской Федерации современной инновационной экономики, в том числе путем комплексной модернизации. Они оказывают поддержку через финансирование бизнес-проектов, инфраструктурную поддержку, а также софинансирова-ние НИОКР.

Основным институтом развития в области венчурной деятельности является РВК, главными целями которой на период до 2020 г. заявлены: вовлечение частного венчурного капитала в развитие инновационного предпринимательства (стимулирование венчурных инвестиций); содействие созданию институциональной и отраслевой венчурной инфраструктуры (формирование венчурной экосистемы); выход венчурного рынка РФ по своим основным показателям (общему объему предложения денег и общему объему венчурных сделок за год) на второе место в Европе.

Для регулирования правовых основ инновационной деятельности в Саратовской области частично создана законодательная база, направленная на стимулирование инновационной активности предприятий:

— в 1997 г. впервые среди субъектов РФ был принят Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности»;

— в июле 2004 г. был принят Закон Саратовской области «О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области»;

— в мае 2021 г. была принята инвестиционная стратегия Саратовской области до 2020 года.

На территории Саратовской области имеются следующие формы и направления государственной поддержки инновационной деятельности:

1) пониженные налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения для субъектов инновационной деятельности в размере 5% на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г.;

2) субсидии малым и средним инновационным компаниям в рамках областных целевых программ поддержки малого и среднего предпринимательства путем выделения: грантов на создание юридического лица — субъекта малого предпринимательства в сфере инноваций; субсидий на возмещение капитальных и текущих затрат действующим субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций;

3) развитие инновационной инфраструктуры: региональное подразделение Европейского информационно-консультационного центра; из венчурного фонда области финансирование получили два проекта (создание малотоннажного нефтеперерабатывающего завода мощностью 42 тыс. тонн нефти в год и завода по переработке отходов птицефабрик в высококонцентрированные гу-миносодержащие удобрения); созданы Региональный фонд посевных инвестиций, центры молодежного инновационного творчества, ориентированные на обеспечение деятельности детей и молодежи (будут работать в области на протяжении как минимум 10 лет, не меняя своего инновационного профиля).

Анализ российской модели венчурного финансирования позволяет заключить, что за трехлетний период 2021 — 2021 гг. российский венчурный рынок как минимум утроился: по оценкам РВК, в 2021 г. общий объем венчурных сделок в России достиг уровня 30 — 32 млрд рублей. Ускоренное развитие российского венчурного рынка стало заметным в глобальном масштабе. Так, по итогам исследования Dow Jones VentureSource, Россия поднялась на 4-е место в Европе по объему венчурных инвестиций в отраслях высоких технологий. В секторе высоких технологий в России на протяжении последних лет происходит бум венчурных инвестиций: за последние четыре года объем венчурных инвестиций в РФ вырос почти в 10 раз, а российский венчурный рынок является самым быстрорастущим в Европе. Если в 2021 г. Россия по объему венчурных инвестиций отставала от Ирландии, Финляндии, Испании, Нидерландов и Швеции, то уже по итогам 2021 г. Российская Федерация вошла в пятерку инновационных лидеров Европы. Согласно данным агентства Bloomberg, по итогам 2021 г. Российская Федерация заняла 14-е место в рейтинге 50 самых инновационных стран мира.

Общий объем венчурных инвестиций на российском рынке за 2021 г. составил 910,6 млн долл. США, которые были получены в результате 201 сделки (рис. 1).

Рис. 1. Объем венчурных инвестиций на рынке России, млн долл. [9]

Объем накопленной капитализации работающих на российском рынке фондов, деятельность которых анализируется в настоящей статистике, по состоянию на конец I полугодия 2021 г. составил около 27,6 млрд долл. (рис. 2). Совокупный объем средств, привлеченных в действующие на российском рынке фонды прямых инвестиций и фонды венчурных инвестиций, по итогам I полугодия 2021 г. может быть оценен в размере примерно 1,22 млрд долл.

Однако подавляющее большинство венчурных инвестиций, привлеченных в 2021 г., связано с реализацией проектов в сфере информационных технологий. В 2021 г. участники рынка ИТ привлекли 792,1 млн долл., что вдвое больше, чем в 2021 г. (84% всех венчурных инвестиционных сделок было заключено именно с ИТ-компаниями). Подобная картина в целом отражает общую структуру предпочтений венчурных инвесторов, большинство из которых продолжает ориентироваться исключительно на сектор информационных технологий (рис. 3).

В 2021 г. венчурный рынок России находился на стадии первоначального интенсивного восходящего развития, которое, судя по опыту других стран, запускавших за последние 20 — 25 лет венчурные рынки, может при неблагоприятном стечении обстоятельств смениться коррекцией рынка вниз — как по предложению капитала, так и по числу сделок.

Рынок венчурного инвестирования РФ создан и развивается, причем основной движущей силой этого развития уже является частный капитал. Характерные черты и тенденции современного состояния венчурного финансирования в России:

— общее предложение капитала на венчурном рынке России превышает квалифицированный спрос в годовом исчислении (по оценкам, в 6 — 7 раз против 4 — 5 раз на развитых рынках);

— инвестиционные инструменты венчурного рынка неодинаково доступны на всей территории страны, а региональные экосистемы венчурного инвестирования имеют все необходимые элементы в ограниченном числе инновационных регионов страны (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Томск и др.);

5 га

ТО £0

I —

га Ö-

* s

Про бизнес:  Экономико-математическая модель оптимального распределения инвестиций при модернизации наукоёмких предприятий – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

s В «

II -X ^ о

га с;

Ш 5 ^

Й 32 га

I 3

^ с;

о н

12 ООО -л 10 000 8 000 ¿000 4 000 2 000 —

4 32С

2007

IL IL Tl.3 IL IL

II Мобилизованный капитал II Капитализация ликвидированных фондов ? Накопленная капитализация действующих фондов

га in

О

I 5

п X

га s

* ?

л 2

5 >>

i Р

аз и

i= Ф

О С£

¥

а:

Рис. 2. Капитализация венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, млн руб. [6]

ОАО «РВКо, февраль 2021 Источник данных: экспертная оценка

Рис. 3. Распределение предложения капитала на венчурном рынке РФ в 2021 г.

— структура предложения денег на российском венчурном рынке также не идеальна и имеет явные диспропорции. В частности, ощущается острый недостаток предложения капитала на посевной и предпосевной стадиях;

— на российском рынке присутствует высокая доля (до 25 — 30%) международного капитала, готового инвестировать в российские стартапы, но не имеющего специфических знаний и опыта для эффективной работы на рынке РФ;

— рынок венчурных инвестиций РФ по состоянию на начало 2021 г. характеризовался наличием секторальных и стадийных перекосов: отмечается недостаток предложения капитала в большинстве приоритетных отраслей, кроме сектора интернет-проектов и особенно электронной коммерции;

— не решена «проблема масштаба»: доля российского инновационного бизнеса (продуктов и услуг) в ВВП страны составляет, по разным оценкам, от 11% до 15% против 30% и более в развитых странах.

Сложившиеся в инновационном сегменте российской экономики перекосы и диспропорции можно разделить на две основные группы — стадийные и секторальные:

— стадийная диспропорция: ощущается острый недостаток предложения капитала на предпосевной и посевной стадиях инновационных проектов;

— секторальный перекос: отмечается недостаток предложения капитала в большинстве приоритетных отраслей, кроме секторов Интернета, особенно электронной коммерции, частично ИТ и телекоммуникаций.

Посевные венчурные инвестиции являются наименее развитым элементом отрасли. Первая стадия развития компании начинается с идеи продукта и прообраза бизнес-модели, позволяющей новой компании выпустить на рынок новый или существенно отличающийся от имеющихся конкурентный продукт и благодаря этому «застолбить» часть рынка для «выращивания» стоимости нового бизнеса. Она заканчивается изготовлением опытного образца продукции, которую предполагается выпускать и которая по своим потребительским харак-

теристикам конкурентоспособна по сравнению с другими аналогичными продуктами. Источником финансирования компании на первой стадии в основном служат так называемые 3F (family — семья, friends — друзья, fools — дураки), а также бизнес-ангелы, которые ограничены по объему. С другой стороны, венчурные инвесторы будут относиться к инвестированию в новую компанию с оправданной осторожностью, и именно поэтому завершающие стадии этого этапа (когда имеющиеся деньги закончились, а новые привлечь не удается) часто называют «долиной смерти».

Динамичному развитию в этой нише препятствует целый ряд барьеров (внутрирыночных и общесистемных):

— недоверие, недостаточная информированность, отсутствие венчурной инфраструктуры и неэффективность работы большинства ассоциаций бизнес-ангелов;

— некачественный поток сделок (deal flow) и отсутствие практики deal flow sharing;

— требования отрасли к модификации законодательства не в сфере снижения налогов и введения льгот, а в плоскости стимулирования принятия современных практик развитых рынков и обеспечения соответствующего правоприменения;

— в венчурной отрасли фактически сосуществуют две подотрасли, развивающиеся параллельно, но по разным правилам: «ИТ Интернет» (с явным уклоном в e-commerce) и остальная «отрасль hi-tech»;

— недостаточный уровень развития физической и социальной инфраструктуры венчурного инвестирования на ранних стадиях;

— недостаточный объем грантовой поддержки инно-ваторов на ранних стадиях для налаживания стабильного потока проектов соискателей посевного и венчурного финансирования;

— отсутствие широкого спектра механизмов привлечения финансирования в проекты ранних стадий;

— недостаток сервисных услуг и инфраструктуры поддержки инноваторов в процессе привлечения первоначальных инвестиций (грантовых средств);

— несовершенство законодательной базы;

— неэффективные налоговые стимулы для инновационного развития;

— отсутствие развитой системы коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности;

— низкая активность банков, пенсионных фондов и страховых компаний в венчурном инвестировании.

В США 70% средств для венчурных инвестиций традиционно поступает из пенсионных фондов, страховых компаний или благотворительных фондов, которые рассчитывают на премию примерно в 4% по отношению к тому, что они могли бы получить от инвестиций в более ликвидные виды активов, например при торговле акциями на бирже. В Европе из этих же источников и с теми же намерениями осуществляется лишь 30% прямых инвестиций в акционерный капитал. Примерно 40 — 50% средств поступает от банков, и, хотя «стратегические инвестиции» (например, чтобы поддержать выданные кредиты) все еще имеют место, банковские учреждения вынуждены как-то оправдывать направление средств в прямые инвестиции. Таким образом, активное участие в формировании источников капитала для венчурных фондов принимают государственные и частные пенсионные фонды, коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, корпорации, государственные и благотворительные фонды и частные лица.

Существующие инструменты государственной поддержки инновационных проектов слаборезультативны, поскольку в основном ориентированы на безрисковое малое и среднее предпринимательство, что противоречит самому смыслу венчурного инвестирования. Настоящие инновационные проекты отличаются именно высокими рисками, соответственно финансовые ресурсы под такие проекты не выделяет даже государство. Эксперты подтверждают, что сама форма механизма — закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) — не предполагает рискованных капиталовложений. Более того, для венчурных фондов предусмотрены те же ограничения, что прописаны для рынка ценных бумаг, — в первую очередь это закрытость информации. Например, информацию о проектах венчурных фондов можно раскрывать только квалифицированным инвесторам. Запрет рассчитан на то, чтобы неопытные граждане, не осознающие риски, не стремились вкладывать свои средства в эти фонды и проекты. Следовательно, из-за этого запрета управляющие компании лишены возможности рекламировать проекты фонда для привлечения дополнительных инвестиций. Непродуманность механизма обнаруживается и в том, что довольно мощное венчурное финансирование рассчитано скорее на уже сложившиеся и работающие команды изобретателей и предпринимателей. Но большинство авторских коллективов не вписываются в определенные фондами параметры проектов.

Стратегическое направление — создание инновационного лифта, системы, при которой инноватор ощущает финансовую поддержку на всех этапах реализации проекта: от возникновения идеи до создания производства инновационного продукта и его реализации потребителям.

Про бизнес:  Финансовые инвестиции

Для решения обозначенных проблем развития в России механизмов венчурного финансирования и активизации инновационной экономики считаем целесообразным:

— увеличение объема средств в распоряжении Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

— переход на грантовую систему выделения средств Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (отказ от использования контрактной системы) и расширение полномочий фонда;

— повышение эффективности использования средств выделяемых грантов за счет участия в принятии решений о выделении грантов независимых представителей рынка — специалистов по технологическому предпринимательству;

— создание гибкого механизма, по которому гранты выдаются также и на развитие сервисов для малых инновационных компаний и всей необходимой инфраструктуры.

Для активизации венчурного финансирования инновационной деятельности в России необходимо использовать зарубежный опыт введения пониженных ставок по налогу на добавленную стоимость (например, Китая) в отношении отдельных видов инновационной продукции, выбранных в качестве приоритетных: отечественного высокотехнологичного оборудования, наноматери-алов и изделий из них. Ставка должна быть минимальной — например, половина существующей пониженной ставки НДС, т.е. на уровне 5%.

Действенным инструментом налогового стимулирования венчурного бизнеса может стать восстановление инвестиционной льготы по налогу на прибыль для инвестиций в компьютерное оборудование и специализированное программное обеспечение (в области инжиниринга и промышленного дизайна).

Кроме того, возможно и введение льгот на капитальные вложения на предприятиях машиностроительного комплекса, в виде:

— освобождения от налога на имущество нового наукоемкого оборудования;

— применения ускоренной амортизации к новому оборудованию;

— освобождения от НДС наукоемкого оборудования отечественного производства;

— предоставления права муниципалитетам ввести льготу по налогу на землю под новые производства.

Наилучший результат достигается путем сочетания различных мер регулирования и стимулирования инноваций. Задача законодателя — построить такую систему налоговых льгот в области инноваций, при которой льготы могут быть максимально объективно гарантированы тем, кто действительно нуждается в них (например, не зависеть от усмотрения налогового инспектора, а основываться на законе), и быть устойчивыми к необоснованному применению.

1. Буров В.Ю. Структура экономической безопасности и проблема концептуального выбора развития экономики Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2021. № 2. С. 5 — 15.

2. Венчурный капитал и прямые инвестиции в инновационной экономике: курс лекций. 2021. и^: http://www.biznes-bolika.ru/rus/ ге8оигсе/11Ьгагу/РУСА-Соигзе-2021/.

3. Ермакова Е.А. Государство как хозяйствующий субъект рыночных отношений // Вестник СГСЭУ. 2007. № 17. С. 120 — 123.

4. Ермакова Е.А. Методология оценки состояния и устойчивости государственных финансов // Финансы и кредит. 2008. № 27. С. 13 — 18.

5. Ермакова Е.А. Формирование нефтегазовых доходов России: налоговый аспект // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2021. № 9.

6. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за I полугодие 2021 года / Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ). URL: http://www.biznes-bolika.ru/upload/files/lib/RVCA_ yearbook_2021_Russian_PE_and_VC_market_review_2021-I-ru.pdf

7. Перспективы краудфандинга: в США — закон, в России — мошенничество. URL: http://russia-business.ru/page/show/ articles/business-ideas/20211801.html.

8. Российская экономика: новая модель развития // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 2.

9. Российский венчурный рынок меняет ориентиры развития. URL: http://www.rg.ru/2021/11/26/investizii.html.

10. Тюпакова Н. Налоговый механизм как фактор развития инновационной деятельности // Региональная экономика: теория и практика. 2021. № 13.

йй» eael3@mail.ru Михаил Васильевич Попов,

Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор экономических наук, профессор, зам. директора по учебной работе, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Елена Алексеевна Ермакова,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.13 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ

В условиях финансовой глобализации и нестабильности экономики России необходимо развивать систему управления финансовыми рисками государства. Целью статьи является рассмотрение основ теории государственных финансовых рисков и специфики управления ими. Предложено авторское определение финансовых рисков государства. Систематизированы причины их появления. Выделены специфические черты, присущие финансовым рискам на макроуровне. По результатам исследования классифицированы финансовые риски, наиболее часто проявляющиеся в российской финансовой системе. Обоснованы методологические подходы к управлению государственными финансовыми рисками. Выделены две группы мер предупреждения и минимизации рисков: средства разрешения рисков и приемы снижения степени риска. Предложено в специальном нормативном акте установить основные положения, касающиеся выявления финансовых рисков государства и управления ими, а также отражения некоторых их показателей в среднесрочных и долгосрочных финансовых планах публично-правовых образований.

Ключевые слова: финансовый риск, общественные финансы, долговая нагрузка.

M.V. Popov, Ye.A. Yermakova

STATE FINANCIAL RISKS: NATURE, FEATURES, CLASSIFICATION, METHODS OF CONTROL

The paper argues that in the context of financial globalization and economic instability Russia needs to develop a system of state financial risk management. The paper aims to discuss the fundamental theory of the state financial risks and their management. The authors present an original definition of the state financial risks, systematize the causes of those risks, and highlight specific features inherent in financial risks at the macro-level. The study offers a classification of the financial risks that are typical in the Russian financial system. The authors describe the methodological approaches to the management of state financial risks, identify two groups of steps for preventing and minimizing risks: risk resolving measures and measures for reducing risks, and suggest a legislative act to establish the basic provisions concerning risk identification and state financial risk management as well as their indicators in the medium and long term state financial plans.

Keywords: financial risk, public finance, debt burden.

Система управления общественными (государственными и муниципальными) финансами связана с управлением финансовыми рисками. Финансы (как и экономика в целом), как открытая система, неустойчивы.

Характерной причиной возникновения экономического, а следовательно и финансового, риска является неопределенность. Рискованная ситуация связана со статистическими процессами, и ей сопутствуют три ус-

Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий