Совершенствование системы российского законодательства об иностранных инвестициях по российскому праву – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Проблемы иностранного инвестирования в россии

УДК 347 Дата: поступления статьи / Submitted: 30.10.2022

после рецензирования / Revised: 20.11.2022

IB—ÜLJ Научная статья / Scientific article принятия статьи / Accepted: 21.11.2022

П.В. Осадчук

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Российская Федерация

E-mail: polina-osadchuk@mail.ru

Проблемы иностранного инвестирования в России

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам иностранного инвестирования в России, где существуют барьеры для инвесторов. Сам процесс иностранного инвестирования — достаточно молодое явление для российской экономики, которое берет свое начало после распада СССР в 90-х годах. На первоначальном этапе данный вид инвестирования был востребован западными и азиатскими корпорациями. В настоящий момент капитализация из-за иностранных инвестиций реализуется медленными темпами за счет обозначенных автором проблем, которые возникают у инвесторов. Ключевые слова: иностранные инвестиции, зарубежные корпорации, финансирование, проблемы инвестирования, инвестиционные барьеры.

Цитирование. Осадчук П.В. Проблемы иностранного инвестирования в России // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 10. № 4. С. 27-32.

P.V. Osadchuk

Samara National Research University, Samara, Russian Federation

E-mail: polina-osadchuk@mail.ru

Problems of foreign investment in Russia

Abstract: This article is devoted to the problems of foreign investment in Russia, where there are certain barriers for investors, which will be described below. The process of foreign investment itself is a fairly young phenomenon for the Russian economy, which originates after the collapse of the USSR in the 90-ies. At the initial stage, this type of investment was in demand by Western and Asian corporations. At the moment, the rate of capitalization due to foreign investment is being implemented at a slow pace due to certain problems that arise for investors.

Key words: foreign investment, foreign corporations, financing, investment problems, investment barriers. Citation. Osadchuk P.V. Problems of foreign investment in Russia. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2022, vol. 10, no. 4, pp. 27-32. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

© Полина Владимировна Осадчук — студент II курса магистратуры направления «Финансы и кредит», Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

© Polina V. Osadchuk — student of the 2nd year of study of Master’s degree programme, direction «Finance and Credit», Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Введение

Важную роль в развитии национальной экономики любой страны играют иностранные инвестиции. Привлечение иностранных капиталов способствует активизации инвестиционного процесса, освоению российскими бизнес-структурами современных технологий, использованию инновационного зарубежного опыта производства и управления, развитию малого и среднего бизнеса, росту инвестиционного потенциала российских регионов и т. д. Основными факторами прямых иностранных инвестиций являются открытие на территории другой страны предприятий инвесторов, в том числе от-

крытие дочерних предприятий, создание совместных предприятий с российскими предпринимателями, а также покупка контрольного пакета акций российских предприятий.

Ход исследования

Обратимся к анализу объема прямых иностранных инвестиций по странам-получателям. Для данного рейтинга были изучены 20 крупнейших стран мира (табл. 1).

Таблица 1 — Приток ПИИ в 20 крупнейших получателей в 2022 и 2022 годы Table 1 — FDI inflow to the 20 largest recipients in 2022 and 2022

Приток ПИИ Вывоз ПИИ

Место Страна Объем (млрд долларов) Место Страна Объем (млрд долларов)

2022 2022 2022 2022

1 США 277 252 1 Япония 1б0 143

2 Китай 134 139 2 Китай 158 130

3 Сингапур 7б 78 3 Франция 41 102

4 Нидерланды 58 70 4 Германия 92 77

5 Соединенное Королевство 101 б4 5 Нидерланды 28 59

б Бразилия б8 б1 б Канада 80 50

7 Австралия 42 б0 7 Соединенное Королевство 118 50

8 Испания 21 44 8 Республика Корея 34 39

9 Индия 40 42 9 Сингапур 44 37

10 Канада 25 40 10 Российская Федерация 34 3б

11 Франция 30 37 11 Испания 40 32

12 Мексика 32 32 12 Швейцария -35 27

13 Германия 37 2б 13 Саудовская Аравия 7 21

14 Италия 22 24 14 Италия 2б 21

15 Индонезия 21 22 15 Швеция 23 20

1б Израиль 18 22 1б Китайская провинция Тайвань 12 18

17 Вьетнам 14 1б 17 Таиланд 17 18

18 Республика Корея 18 14 18 Объединенные Арабские Эмираты 14 15

19 Российская Федерация 2б 13 19 Ирландия -39 13

На долю развитых стран в начале 2022 г. приходилось 55 % от общего объема мировых инвестиций. Данные представленной выше таблицы 1 позволили сделать вывод, что лидером по объему полученных инвестиций являются США в 2022 и 2022 гг. Россия находится лишь на 19-м месте. Япония же занимает первое место по объему вывезенных прямых иностранных инвестиций. В данном рейтинге Россия находится уже на 10-м месте [1].

Таким образом, Россия считается перспективной страной, но ее развитие в мировом инвестиционном трафике тормозится из-за определенных проблем, которые ограничивают поступление иностранных инвестиций в российскую экономику.

Иностранные инвестиции для России можно рассматривать как драйверы для: — ускорения экономического и технического прогресса;

— обновления и модернизации производственных объектов;

— освоения передовых методов управления производством [2, с. 9].

Российская сторона заинтересована в притоке иностранного капитала, так как внешняя задолженность страны не имеет тенденции к росту, притом что сотрудничество с зарубежными предприятиями открывает доступ российского бизнеса к иностранным научным производственным технологиям, управленческим решениям, а также международным рынкам с конкурентоспособными продуктами. Реальные инвестиции считаются импульсом для преодоления экономических кризисов и выходов экономики страны на тенденцию экономического роста (см. рис.).

Проблемы иностранного инвестирования в России (влияющие на инвестиционный климат)

О

Общемировые тенденции Замедление потребительского спроса Значительные колебания цен на нефть

Рис. — Проблемы иностранного инвестирования в России, оказывающие влияние на инвестиционный климат страны Fig. — Problems of foreign investment in Russia, affecting the country’s investment climate

Рассмотрим представленные выше факторы более подробно. К общемировым тенденциям следует отнести: общую сложную экономико-политическую обстановку в мире.

Замедление потребительского спроса объясняется в том числе высокими долговыми нагрузками населения. Согласно данным Центрального Банка РФ, кредитная нагрузка на одного работника составляла около 3,7 среднемесячной заработной платы в 2022 году [3].

Изменение цен на нефть создало значительные риски для инвесторов. Сложные внешнеполитические отношения России и других стран привели к введению политических и экономических санкций, отрицательно сказавшись на ее инвестиционной привлекательности. Значительно сократились инвестиции в металлургическую отрасль, а также в строительство и информационные технологии.

Несмотря на вышеуказанные негативные аспекты, Россия по-прежнему привлекательна для иностранных инвесторов по следующим причинам:

— большая емкость внутреннего рынка;

— богатые природные ресурсы;

— относительно дешевая рабочая сила и т. д. [4].

Добыча полезных ископаемых является самой внешнеинвестируемой статьей вложения средств для российской промышленности, причем данное лидерство достигается за весь период инвестиционной деятельности в России. С одной стороны, ежегодное развитие нефтегазовой отрасли посредством иностранных инвестиций — положительное явление, так как самый высокий процент в доле общих иностранных инвестиций занимает именно эта позиция, но при этом страна улучшает свою экономику за счет сырьевой политики, что не присуще современному развитию общества. Нефтегазовые запасы небесконечны, и спустя несколько поколений они будут истощены. Стоит отметить зарубежный опыт, взяв, например, ОАЭ. Правительство понимает, что запасы нефти небесконечны, поэтому вкладывает огромное количество средств в развитие туризма, инфраструктуры, IT-технологий и научных разработок. Когда у государства закончится нефть, оно все равно будет перспективным по своим крупным проектам, в которых будет заложена огромная доля иностранных инвестиций. В России же о долгосрочных перспективах не думают, и по сравнению с теми же ОАЭ российская экономика считается не такой сильной. Смысл в том, что нужно развивать все те процессы, которые присущи постинформационному обществу, а не держаться за сырьевые достижения.

За 2022 г. был зафиксирован наибольший показатель оттока иностранных инвестиций из капитала отечественных организаций. Данный отток был рекордным за последние десятилетия, и сумма выво-

да капитала составила порядка $ 6,5 млрд. Такая статистика не делает виноватыми за эти цифры государственную политику или тенденции развития российской бизнес-среды. Данное снижение — это общемировая тенденция. Капитальные вложения зарубежных инвестиций снизились за год на 19 %. Для России к тому же характерны риски политического и санкционного характера, что добавляет негативных тенденций для экономики [5].

После присоединения Крыма в 2022 году позиции России в иностранном инвестировании перешли в процесс ослабления. Мировые политики объявили в отношении России санкции. В первую очередь ограничительные меры коснулись иностранных инвесторов.

В 2022 г., после присоединения Крыма к России, объем ПИИ в отечественную экономику уменьшился на 70 %, то есть до $ 21 млрд, что откатило позиции иностранного инвестирования к итогам 2006 г. К концу года был зафиксирован чистый отток ПИИ, причем таких проблем у России не было в течение десятилетия.

Падение прямых иностранных инвестиций дошло до критического уровня, когда за вторую половину 2022 г. они достигли отметки в $ 2,6 млрд, что в 3-4 раза меньше, чем в любое полугодие за десятилетие, включая экономический кризис в России в 2008 г. В конечном счете российские власти спланировали политику импортозамещения, и в период санкций в краткосрочной перспективе это дало свои плюсы для развития промышленности.

По оценке уполномоченных правительственных структур, санкционная политика повлияла на снижение возможности привлечения капиталов от иностранных инвесторов. За 4 года, до начала 2022 г., были введены 159 фактов ограничений, которые выразились для российской экономики суммой $ 6,3 млрд, причем 40 % от этой суммы — убытки российской экономики от государств Евросоюза, около 25 % издержек приходят от американской стороны. Сама Украина при этом нанесла экономике России ущерба в 12 % от общей суммы. Однако эти зарубежные ограничения имеют разные формы и неодинаковую степень воздействия на российскую экономику.

Про бизнес:  Брокерский счет: что это такое и зачем он нужен, как на нем заработать

Дополнительное давление на российскую экономику оказало падение цен на нефть. К тому же инвесторы стараются избегать Россию из-за «неопределенности» на рынке. При этом Россия, несмотря на действие санкций, не находится на грани «системного» кризиса. Вероятность банкротства попавших под ограничения компаний выросла всего на 2-3 %, а разорение стратегически важных организаций крайне маловероятно.

Введение санкций, безусловно, повлияло и на промышленную политику России. Зависимость эта крайне неоднозначна. Есть несколько областей промышленности, которые подвержены спаду.

Ключевым последствием санкций является ограничение доступа к внешним финансовым рынкам и, следовательно, удорожание фондирования для российских банков и организаций, а также возможное ухудшение общего финансового состояния. Таким образом, российская экономика остается уязвимой в условиях действия санкций. Во многом причиной этого является ее направленность не на развитие собственных производственных возможностей и усиление экономического потенциала, а на потребление импортной продукции. Следует отметить, что сегодня примерно половина ВВП России создается за счет экспорта сырья. Действие санкций со стороны Запада вынуждает органы исполнительной власти России развивать высокотехнологические отрасли промышленности, обрабатывающие производства и тем самым сокращать технологическое отставание ее от развитых стран в целях обеспечения национальных интересов и устойчивого социально-экономического развития.

В последнее время наблюдается перспектива снятия санкций из-за ограничений в борьбе с пандемиями, многие европейские страны согласны снять ограничения, но политика США и Украины в отношении России не дает в полной мере реализовать процесс повсеместного снятия санкций. В конечном счете из-за надвигающегося экономического и социального кризиса во всем мире увеличивается вероятность процесса снятии санкционных мер, что сможет улучшить инвестиционный климат в России.

Конечно, кризис, вызванный пандемиями, может также ухудшить положение иностранного капитала в стране, так как многие зарубежные компании могут вывести свои активы, тем не менее из-за всех существующих ограничений по всему миру вероятность того, что иностранная компания в России закроется, существенно больше, чем вероятность последствий санкционных ограничений, поэто-

му государству необходимо организовать максимально доступный инвестиционный климат для иностранного и отечественного бизнеса, чтобы не ухудшить и без того сложную экономическую ситуацию в 2020 г.

В целом отрицательные направления иностранного инвестирования заложены в следующих пунктах.

1. Усложнение конкурентной борьбы для локальных компаний.

2. Увеличенная вероятность роста коррупции из-за бюрократических проблем иностранного инвестирования.

3. Возможность спровоцирования негативных экономических колебаний через вывод иностранного капитала.

Многие сектора экономики страны на сегодняшний день находятся в стадии бурного развития. Данный факт означает позитивные изменения по увеличению потребительского спроса, а также появление новых возможностей в целях развития российского бизнеса, например, это государственные программы импортозамещения, которые в краткосрочном периоде дали рост развития внутреннего производства [6].

Окупаемость проектов в России может быть в 1,5-2,5 раза быстрее по сравнению с Европой. На Западе очень сложно реализовывать проекты в сфере недвижимости с доходностью 10-12 %, а в России — вполне реально. Россия привлекательна для иностранцев с точки зрения размещения производства. За последние два года рабочая сила в России заметно подешевела. Кроме того, у России хороший потенциал в плане сырьевых ресурсов — при относительной дешевизне они доступны. Производство на территории России имеет более широкий спектр каналов сбыта продукции.

Вместе с тем, несмотря на огромное поле для деятельности инвесторов, в России существуют значительные риски. В качестве примеров хотелось бы привести следующие аспекты:

— несовершенство нормативной базы;

— недостаточную развитость кредитной системы;

— низкий уровень рентабельности в отдельных сферах;

— нехватку квалифицированных кадров;

— отсутствие экономической стабильности.

Новизна данной статьи заключается в разработке мер по выходу их тех проблем, которые можно наблюдать в политике сокращения иностранного инвестирования.

Заключение

Из вышесказанного следует вывод, что необходимо увеличить прозрачность правил ведения бизнеса и снижения коррупционной и бюрократической составляющей экономики.

В любой стране экономические отношения в сфере инвестирования должны быть упорядоченными. Правовое регулирование инвестиционной деятельности — это комплекс мер, направленных на осуществление бизнес-деятельности в рамках законодательного поля. Более прозрачное регулирование и упрощение бюрократических процессов необходимы для повышения инвестиционного климата в целом по стране.

Таким образом, учитывая все вышеперечисленные проблемы, можно заключить, что развитие иностранного инвестирования необходимо для современной российской экономики. Упрощая бюрократические процессы, улучшая инвестиционный климат в регионах путем снижения налогообложения на иностранных резидентов, а также развивая показатели окупаемости проектов за счет развития инвестиционных инфраструктур и упрощенных форм банковского кредитования, можно добиться положительного результата, выражающегося в повышении инвестиционной привлекательности России в целом.

Библиографический список

1. Мониторинг экономической ситуации в России. URL: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/monreo/ monreo-2022-9-951.pdf.

2. Боркова Е.А., Боркова Е.А., Буравилина Ю.И., Сенчило А.А. Влияние санкций на инвестиционный климат и промышленную политику России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 10. С. 9-12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27340638.

3. Инвестиции в России: итоги 2022 года и прогноз на 2020 год от CBRE. URL: https://cre.ru/analytics/78674.

4. Платонова И.Н. Влияние финансовых санкций на привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику // Экономика и управление: проблемы и решения. 2022. Т. 9. № 3. С. 117-121. URL: https:// mgimo.ru/upload/iblock/016/vliyanie-finansovyh-sankcij-na-privlechenie-inostrannyh-investicij-v-rossij skuyu-ehkonomiku.pdf.

5. UNCTAD Investment Trends Monitor. January, 2022. URL: https://unctad.org/en/ Publications Library/diaeiainf2022d1_en.pdf.

6. Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в России в 2022 г.: стат. сб. Москва, 2022 г. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_56/Main.htm.

References

1. Monitoring of economic situation in Russia. Available at: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/monreo/monreo-2022-9-951.pdf. (In Russ.)

2. Borkovа E.A., Baravilala Y.I., Senchilo A.A. The impact of the sanctions on the investment climate and industrial policy of Russia. Economy and Business: theory and practice, 2022, no. 10, pp. 9-12. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27340638. (In Russ.)

3. Investment in Russia: results of 2022 and forecast for 2020 from CBRE. URL: https://cre.ru/analytics/78674. (In Russ.)

4. Platonova I.N. The impact of financial sanctions on foreign investment in the Russian economy. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2022, vol. 9, no. 3, pp. 117-121. Available at: https:// mgimo.ru/upload/iblock/016/vliyanie-finansovyh-sankcij-na-privlechenie-inostrannyh-investicij-v-rossij skuyu-ehkonomiku.pdf. (In Russ.)

5. UNCTAD Investment Trends Monitor. January, 2022. Available at: https://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/diaeiainf2022d1_en.pdf.

6. Federal State Statistics Service. Investment in Russia in 2022. Statistical compendium. Moscow, 2022. Available at: https://gks.ru/bgd/regl/b19_56/Main.htm. (In Russ.)

Фз об иностранных инвестициях в российской федерации от 09.07.1999 № 160-фз :: судакт.ру

Статья 21. Создание, открытие на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц

1. Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, в том числе за открытием и прекращением деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации на основании международных договоров Российской Федерации в области воздушного сообщения (далее — деятельность в области гражданской авиации), на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.

Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в том числе представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.

Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. В течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В течение двенадцати месяцев после принятия решения об открытии на территории Российской Федерации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, данное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этого представительства, и документы для принятия решения об аккредитации этого представительства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица.

Про бизнес:  Диверсификация простым языком: виды, свойства и рекомендации для долгосрочных инвесторов

Перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень документов, которые представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, порядок принятия решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, а также об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками указанных представительств, и формы документов, используемых при принятии соответствующего решения, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

3. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) осуществляется в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Аккредитация представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

За осуществление аккредитации уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) приостанавливается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае, если этим иностранным юридическим лицом не представлены необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.

Принятие решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если этим иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, не представлены необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам.

Осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращение действия аккредитации приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления аккредитации (принятия решения об аккредитации), внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации (далее — решение о приостановлении), но не более чем на пятнадцать рабочих дней.

Решение о приостановлении принимается в пределах срока, предусмотренного соответственно для осуществления аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении должны быть указаны непредставленные документы, необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации, либо представленные документы, не соответствующие утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению, в качестве основания, по которому принято решение о приостановлении, и предельный срок, до окончания которого иностранному юридическому лицу или иностранному юридическому лицу, осуществляющему деятельность в области гражданской авиации, необходимо представить недостающие или надлежащим образом оформленные документы для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации.

5. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

неустранение в срок, указанный в решении о приостановлении, нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении;

документы для аккредитации представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи;

установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация;

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации;

в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации прекращено действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр;

если руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек;

ввиду отсутствия полномочий у федерального органа исполнительной власти на принятие решения об аккредитации;

наличие у иностранного юридического лица или иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, на первое число месяца, в котором подано заявление об аккредитации, недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, в совокупности превышающих 3 тыс. рублей (с учетом имеющихся излишне уплаченных сумм по таким обязательным платежам), с учетом имеющихся у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений об их погашении на дату получения заявления об аккредитации.

5.1. Отказ во внесении изменений в сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица, содержащиеся в реестре, или в принятии решения о внесении изменений в сведения о представительстве иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, содержащиеся в реестре, осуществляется при наличии хотя бы одного из оснований, установленных абзацами вторым, четвертым, восьмым пункта 5 настоящей статьи.

Отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется при наличии основания, установленного абзацем вторым пункта 5 настоящей статьи.

Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, отказ во внесении изменений в сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица, содержащиеся в реестре, или в принятии решения о внесении изменений в сведения о представительстве иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, содержащиеся в реестре, отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2022 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и в судебном порядке.

6. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками филиала, представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) либо его филиала или представительства, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных этим иностранным юридическим лицом заявления и документов, которые подтверждают данные изменения, в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих заявления и документов.

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, либо его представительства, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, в связи с поступлением заявления и документов, подтверждающих данные изменения. Внесение данных изменений осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления соответствующих заявления и документов.

Про бизнес:  Коэффициент покрытия — формула — КорпХантер — юридические консультации по вопросам коммерческого права

Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и документы, подтверждающие данные изменения, представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня изменения соответствующих сведений.

7. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Действие аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращается в связи с прекращением деятельности этого представительства на территории Российской Федерации на основании решения данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращением деятельности данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, или по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

Прекращение действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, по решению данного иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, в связи с представлением данным иностранным юридическим лицом соответствующих решения и заявления. Такое прекращение действия аккредитации осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих решения и заявления.

Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о прекращении действия аккредитации соответствующих филиала, представительства и решение о прекращении деятельности соответствующих филиала, представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации представляются соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня принятия такого решения.

Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому, в том числе на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если:

филиал, представительство иностранного юридического лица в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения, не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с филиалом, представительством не может быть осуществлена связь по адресу места осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в реестре, и филиал, представительство в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету, открытому в банке или другой кредитной организации, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации;

вступил в законную силу судебный акт, устанавливающий, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации.

8. Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), обязаны сообщать в электронной форме (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения соответственно об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, о принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций, филиалов иностранных страховых организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих филиалов и представительств, иные сведения, подлежащие включению в реестр, в течение пяти рабочих дней со дня совершения соответствующих действий по формам и форматам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. Представляемые Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи сведения подлежат внесению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в реестр в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

10. В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения в реестр записи об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в электронной форме такие сведения в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователей и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в части, касающейся осуществления его полномочий, а также в Центральный банк Российской Федерации в отношении филиалов иностранных страховых организаций.

В срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр аккредитованным филиалу, представительству иностранного юридического лица выдается или направляется документ о внесении соответствующей записи в реестр.

Форма указанного документа устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения соответствующей записи в реестр документ о внесении такой записи, документ о постановке на учет в налоговом органе в отношении аккредитованного филиала иностранной страховой организации направляются (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в Центральный банк Российской Федерации.

11. Сведения, содержащиеся в документах, представленных для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации, составляют реестр. Создание, эксплуатация и ведение реестра осуществляются в порядке, установленном оператором информационной системы — уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Состав сведений, содержащихся в реестре, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.

Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Состав сведений, подлежащих размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Плата за доступ к сведениям, размещенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не взимается.

Заинтересованные лица вправе получить сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписки из реестра о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Срок предоставления указанных выписки или справки на бумажном носителе не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка на бумажном носителе предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами. Размер платы за предоставление указанных выписки или справки на бумажном носителе определяется Правительством Российской Федерации.

Предоставление указанных выписки или справки в форме электронного документа осуществляется бесплатно в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы — уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Оцените статью
Бизнес Болика