Способы и виды привлечения иностранных инвестиций в Россию

Способы и виды привлечения иностранных инвестиций в Россию Инвестиции

Методы привлечения иностранных инвестиций. курсовая работа (т). эктеория. 2022-02-21

амортизационные отчисления;

Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. [3, c-24]

Финансовых средств, получаемых национальной экономикой за счет внутренних источников инвестиций, не всегда достаточно для успешного экономического развития страны. Это особенно актуально для стран с развивающейся или переходной экономикой. В связи с этим, необходимо отдельно рассмотреть внешние источники инвестиций, т.е. источники иностранных инвестиций, а именно:

а) прямые иностранные инвестиции;

Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем одной четвертой акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор может создать полностью принадлежащее ему предприятие, филиал или представительство, создать совместное предприятие, стать совладельцем уже существующего и нормально функционирующего предприятия и т.д. При этом он всегда стремится принять участие или самостоятельно осуществлять руководство этой компанией.

Следует особо отметить, что прямые зарубежные инвестиции также представляют собой способ повышения технического уровня предприятий, поскольку иностранные инвесторы не только вкладывают средства в организацию производства, но и часто внедряют на этих предприятиях современные технологии.

Привлечение прямых иностранных инвестиций должен иметь доступ ко многим сферам национальной экономики, однако должны существовать и некоторые отраслевые ограничения (государственные монополии и т.п.). Примерами таких отраслей являются отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, нефтедобывающие и газодобывающие отрасли), а также производственная инфраструктура (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.).

б) портфельные иностранные инвестиции;

Портфельными иностранными инвестициями принято называть капиталовложения в ценные бумаги зарубежных предприятий и организаций. Также возможно инвестирование средств в ценные бумаги иностранного государства.

Отличительной чертой портфельных инвестиций являются мотивы инвесторов. Так, портфельный инвестор не заинтересован в управлении компанией, ценные бумаги которой он приобрел. Его целью является получение доходов от владения ценными бумагами (дивидендов, процентов, разницы между ценами покупки и продажи и т.д.).

Посредниками при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки, через которых инвесторы получают доступ к национальному рынку другой страны.

в) иностранные кредиты;

В качестве кредиторов обычно выступают международные организации и крупные зарубежные банки. Среднесрочные и долгосрочные кредиты могут предоставляться промышленным и торговым корпорациям, предприятиям, банкам, финансовым компаниям, а также непосредственно государству.

Для того чтобы инвестиционный проект заработал и начал приносить деньги как его организатором, так и инвестору, перво-наперво он должен получить достаточное финансирование. Нет денег — нет проекта. И, как следствие, никакой прибыли и вообще, полная нецелесообразность разработки проекта. Потому совершенно справедлива мысль о то, что основа любого проекта (наряду с идеей, конечно) — это источники инвестиций, которые должны быть найдены главными инвесторами для осуществления своей деятельности.

Где взять деньги, каждый инвестор решает сам. При этом не имеет значения, является ли он организатором инвестиционного проекта или привлеченным инвестором. Основные источники инвестиций одинаковы для всех.

1.3 Объекты и субъекты инвестиционной деятельности

Объектами инвестиционной деятельности являются, прежде всего, вновь создаваемые и модернизируемые производственные и непроизводственные основные фонды и оборотные средства во всех сферах национальной экономики. Именно сюда направляется основная часть реальных капиталообразующих инвестиций. Следует подчеркнуть, что реальные инвестиции играют исключительную роль в отечественной экономике. Чем это определяется? Рассмотрим некоторые экономические аспекты.

Полные затраты труда на изготовление любого товара складываются из двух частей: себестоимости и прибавочного продукта в форме прибыли. В любом производственном процессе осуществляются затраты труда овеществленного (сырья, материалов, топлива, энергии и т.п.) и живого (заработной платы), которые находят свое выражение в себестоимости продукции, составляющей основную часть полных затрат на изготовление товара, т.е. вновь созданной стоимости.

В структуре себестоимости практически всех товаров, особенно промышленных, большая половина затрат приходится на основные фонды и оборотные средства. Именно поэтому рост объема и эффективность использования реальных, капиталообразующих инвестиций, направленных на создание новых и модернизацию действующих основных фондов, на качественное улучшение оборотных средств, увеличивают производственную мощность экономики и являются материальной основой достижения более высокого уровня экономического роста.

Инвестиции в новейшие технологии позволяют также сохранить конкурентные преимущества как отдельного хозяйствующего субъекта, так и национальной экономики в целом.

Другими объектами инвестиционной деятельности для владельцев средств являются ценные бумаги, целевые денежные вклады. Однако эти объекты вложения средств являются соподчиненными по отношению к вложениям в создание новых или модернизацию действующих основных фондов. В конечном итоге средства от реализации ценных бумаг, целевых денежных вкладов служат источником финансового обеспечения реальных (капиталообразующих) инвестиций.

Объектами инвестиционной деятельности являются также готовая научно-техническая продукция и ее разработка, имущественные права и права владения земельными участками, угодьями, права на промышленную интеллектуальную собственность, торговые марки и сертификаты и т.д. Инвестиции в научно-технические разработки и научно-техническую продукцию тесно связаны с инвестициями в создание новых и модернизацию действующих основных фондов. Они отражают состояние и перспективы инновационной деятельности, качественного обновления материальной, основы национальной экономики — основных фондов.

Особый объект инвестиционной деятельности — объекты и средства обеспечения экологической безопасности. Инвестиции в экологию могут представлять собой как самостоятельные вложения в природоохранные объекты и мероприятия, так и являться составной частью инвестиций в создание и модернизацию основных фондов.

Субъектами инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и другие.

Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

Инвесторами могут быть:

Правительство и правительства субъектов в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом или наделенных имущественными правами;

органы местного самоуправления, уполномоченных в законодательном порядке;

отечественные предприятия, а также предпринимательские объединения, организации и другие юридические лица, наделенные их уставами необходимыми в том правами;

совместные зарубежные предприятия, организации и другие юридические лица;

зарубежные юридические лица;

иностранные государства в лице органов, уполномоченных их правительствами;

международные организации.

Инвесторы выступают, прежде всего, в роли прямых вкладчиков финансовых средств и других капиталов и, соответственно этому, в роли покупателей и пользователей продукции инвестирования (построенных заводов, фабрик, транспортных сооружений, линий и объектов связи и др.). Инвесторы — это и инвестиционные фонды, компании; они вкладывают средства в акции вновь создаваемых предприятий (производств) или существующих, которые осуществляют на средства от продажи акций модернизацию или диверсификацию своего производства; инвесторами являются физические и юридические лица, вкладывающие свои средства в приобретение акций и других ценных бумаг предприятий и организаций, а также выпускаемых государством, территориальными органами власти.

Чтобы реализовать различные инвестиционные проекты, необходимы разработка технико-экономических обоснований, проведение инженерных изысканий, разработка проектной документации на строительство и возведение зданий и сооружений, проведение работ по реконструкции, заключение договоров с подрядными строительно-монтажными организациями на осуществление строительно-монтажных, пусконаладочных работ и т.д. Эти функции заказчика инвесторы могут осуществить либо сами через свои соответствующие службы, либо уполномочивают на это посреднические юридические или физические лица. Для этого указанные лица наделяются со стороны инвестора необходимыми правами распоряжения инвестициями в рамках, определяемых инвестором.

Исполнителями работ при реализации инвестиционных проектов выступают проектно-изыскательские и строительные фирмы, пусконаладочные организации, производственные фирмы и т.п.

К исполнителям относятся и инженерные фирмы, которые, не имея собственных производственных мощностей, но обладая специалистами-менеджерами, выступают в качестве генеральных подрядчиков по реализации инвестиционных проектов, привлекая для выполнения различных работ множество строительных, монтажных и других фирм на условиях субподряда. Специалисты-менеджеры формируют и реализуют организационный план по осуществлению всех работ по инвестиционному проекту, обеспечивают взаимную увязку всех привлекаемых фирм-соисполнителей.

Осуществление производственных инвестиционных проектов связано с использованием большого объема строительных материалов, конструкций, изделий технологического оборудования, в том числе нестандартного, электроизделий, кабельной продукции, труб, проката и т.д. Поэтому важными участниками инвестиционных проектов являются поставщики названной продукции. К поставщикам в рамках осуществления инвестиционных проектов относятся также предприятия — производители строительных машин и механизмов, средств транспорта, в том числе специального.

Большую группу субъектов инвестиционной деятельности составляют так называемые институциональные инвесторы: страховые компании, инвестиционные компании и фонды, негосударственные пенсионные фонды и др. Функциональное назначение указанных организаций состоит в привлечении свободных средств у населения, различных хозяйствующих субъектов и направлении их на цели инвестирования. [2, c-34]

2. Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

.1 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующими привлечение иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь» (Закон от 22.06.2001 №37-З, в редакции Закона от 05.08.2004 №313-З). Республикой Беларусь заключено 28 международных двусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы и правовые гарантии.

Ни для кого не секрет, что страны с переходной экономикой обладают большой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено прежде всего тем, что в развивающейся экономике легче получить высокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов являются крупные предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации. Потребность белорусской экономики во внешних инвестициях в 2022 году эквивалентна $13 млрд.

Согласно версии правительства, в республике созданы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов. Завершен процесс акционирования пяти крупнейших предприятий нефтехимической отрасли: ПО «Нафтан», «Полимир», «Азот», БШК «Белшина», ГПО «Химволокно». Потребность этих предприятий в инвестициях до 2008 года оценивается в 800 млн. долларов. Кроме того, акционирование проходит на 14 предприятиях концерна «Белнефтехим».

И несмотря на кажущееся благополучие в настоящее время около двух третей в общем объеме инвестиций в основной капитал Министерства промышленности, составляют собственные средства предприятий и кредиты банков. Так может, следовало бы задуматься, так ли уж привлекательны наши предприятия для иностранных инвесторов. Ведь не каждого из них заставишь «тащить на себе» социальную сферу предприятия, да и волокита с оформлением документов многих пугает. Но, однако, находятся люди, готовые вложить свои деньги в нашу экономику. Они (иностранные инвесторы) хотят получить под свое развитие на новом рынке определенные гарантии и взамен готовы предоставить себя «принимающей стороне» в качестве налогоплательщика, мецената и благотворителя. Единственное, что нужно инвестору, так это не мешать ему развиваться. [8, c-98]

Белорусские власти не против прихода в страну крупных иностранных инвесторов. Как показывает пример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения индивидуального предпринимательства и совместного предпринимательства от налогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственное законодательство и как реально оно выполняется. Но именно по этим критериям рейтинг Беларуси остается едва ли не самым низким даже среди стран СНГ. В 90-е годы в погоне за инвестициями буквально все правительства пытались строить отношения с инвесторами по схеме: мы вам — льготы, вы нам — деньги. Какие-то капиталы действительно были ввезены, но далеко не в том объеме, а главное, отнюдь не того «качества», на которые делался первоначальный расчет.

Беларусь, объявив о своей новой программе привлечения иностранных инвестиций, фактически ничего не сделала для обновления своей концепции сотрудничества с инвесторами. Им по-прежнему предлагают главным образом льготы в виде освобождения от налога на прибыль и обязательной продажи валюты, что само по себе неплохо, но, с учетом других факторов, реального влияния на ситуацию в бизнесе почти не оказывает. В условиях крайней нестабильности белорусского законодательства действительно существенное значение для привлечения иностранных инвесторов мог бы иметь предусмотренный Инвестиционным кодексом мораторий на неприменение к ним в течение 5 лет норм законодательства, ухудшающих условия их деятельности инвесторов. Но на практике данная норма под разными предлогами постоянно нарушается, что особенно заметно в сфере налогового законодательства. К сожалению, хозяйственные суды в таких спорах, если они и возникают, отказываются, как правило, встать на сторону инвестора.

Про бизнес:  Как выводить деньги с брокерского счета Сбербанка

Фактически не реализуется и другая предусмотренная Инвестиционным кодексом и имеющая важное значение для крупных инвесторов возможность заключения инвестиционного договора. Таким образом, складывается довольно странная ситуация, когда в стране, с одной стороны, существует современное инвестиционное законодательство, вполне привлекательное для инвесторов, а, с другой стороны, отсутствует практика применения его важнейших норм. Свои отступления от закона власти компенсируют льготами.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и коррупция. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Помимо ущерба в результате направления не по адресу ресурсов и долларовых инвестиций, которые оказываются в карманах чиновников, коррупция является сильным отпугивающим фактором для зарубежных инвесторов.

Часто любое поступление средств из-за рубежа, кроме гуманитарной помощи, расценивается как инвестиции. Однако инвестиции — это только долгосрочные вложения капитала. Нельзя считать внешними инвестициями кредиты, так как заемные средства должны быть возвращены. Результат использования средств кредитора не интересует, так как он в любом случае вернет свое, ибо защищен страховкой и гарантиями. Зато заемщик должен добиться максимальной отдачи ресурсов, вернуть кредит и заплатить проценты. Это и становится причиной отказа от внешнего кредитования значительной части предприятий. В отличие от кредитора инвестор, вкладывая средства, рассчитывает только на получение прибыли. По показателям оценки внешнего долга, Беларусь относится к группе стран с наименьшей закредитованностью. По данным 2008 г., отношение внешнего долга к ВВП у нас составило 7,12%, к экспорту товаров и услуг — 11%. В России эти показатели — соответственно были 69,5% и 137%, в Украине — 32,5% и 57,1%. Беларусь аккуратно рассчитывается по таким долгам и с этой стороны достаточно привлекательна для кредитования, особенно при наличии правительственных гарантий.

В настоящее время часто говорят о конкурентоспособной продукции. Но на самом деле конкурирует не продукция, а предприятия. Товар одинакового качества и потребительских свойств в условиях рынка продается всегда по одинаковой цене, которая формируется отношением спроса и предложения.

Другими словами, продать можно все. А конкурентоспособность предприятия выявляется в сравнении издержек на производство и реализацию.

Надо признать, что Беларусь выпадает из числа стран, куда иностранные инвестиции потекут рекой. Открытость экономики сама по себе не означает привлекательность для инвесторов. В большей степени она характеризуется зависимостью от конъюнктуры внешних рынков. Открытость белорусской экономики — неизбежность, поскольку емкость внутреннего рынка слишком мала для имеющегося уровня развития промышленности. Это не означает, что инвестиции в белорусскую экономику исключены. Можно назвать ряд направлений, где привлекательность инвестиций достаточно велика. Это транзит грузов и связанная с ним инфраструктура, пищевая и фармацевтическая промышленность. Основой выживаемости других отраслей сегодня является низкая, по сравнению с остальными странами Европы, цена на энергоносители, что позволяет удерживаться на минимальном уровне конкурентоспособности большинству экспортеров в дальнее зарубежье. Формирование правовой базы, необходимой для решения поставленных задач, крайне актуально. Одного Инвестиционного кодекса для этого недостаточно. Этот документ во многом повторяет нормативные акты, существовавшие ранее. Вместе с тем не решен ряд вопросов упрощения регистрации юридических лиц. Приоритет отдается внешним инвесторам, ставя в неравное положение внутренних. Необходима правовая база создания холдингов, в том числе международных.

Приоритет экспорта для страны часто понимается как необходимость работы на внешних рынках всех субъектов хозяйствования, безусловное выполнение ими прогнозных показателей. Результатом часто становится низкая эффективность, убыточность. Более перспективным путем развития экспорта представляется разумное ограничение внешнеэкономической деятельности с активным участием посредников — специализированных торговых и инжиниринговых компаний, в том числе международных. Предпочтительнее акционерная форма таких организаций с участием на первом этапе государства.

Относительная слабость банковской системы республики не позволяет кредитовать промышленность на условиях, аналогичных предлагаемым банками других стран. Возможным решением могло бы стать привлечение иностранных банков для работы в Беларуси и создание для этого соответствующих условий. Развитие производства новых видов продукции, удержание и завоевание новых рынков сбыта требуют привлечения значительных инвестиций. Для этого необходима консолидация ресурсов различных предприятий и банковских структур при создании холдингов или вхождении в уже существующие. Нуждаются в переменах формы и методы управления: стратегический инвестор вправе требовать участия в руководстве, а то и полной передачи предприятия в свои руки. Без изменения формы собственности здесь не обойтись. При этом политика новых владельцев по получению прибыли может не совпадать с социальной политикой государства. С этим надо считаться.

В экономике Беларуси за последние годы произошли позитивные изменения. Это выход на положительные реальные процентные ставки, переход к единому курсу рубля на всех сегментах валютного рынка.

Безусловно, необходимо добиваться улучшения инвестиционного режима, сделать более перспективными стратегию и механизмы стимулирования и привлечения иностранных инвестиций. И важнейшим приоритетом в связи с этим в предстоящие годы является улучшение инвестиционного климата в стране по всем его cоставляющим. [9, c-62]

2.2 Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь

Беларусь расположена между двумя мощными центрами силы: Европейским союзом и Россией. Эти факторы в значительной степени определяют белорусские внешнеэкономические приоритеты.

Наша страна — экспортоориентированное государство, ежегодный прирост валового внутреннего продукта которого в докризисный период составило примерно 8%. При этом около 50% нашего ВВП мы экспортируем.

В частности, Беларусь входит в число моровых лидеров — экспортеров грузовых автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники. Доля республики в мировом производстве тракторов составляет 8%.Произведенные в Беларуси БелАЗы грузоподъемностью от 30 до 400 тонн занимают треть мирового рынка большегрузных самосвалов.

Основным экспортом Беларуси в последние годы стал Евросоюз (43,6% белорусского экспорта по итогам 2009 года). Вместе с тем Россия остается нашим главным партнером по общему объему внешнеторговых операций и занимает второе место после ЕС по объёмам белорусского экспорта.

В регионе СНГ Беларусь стабильно удерживает лидирующие позиции в области химической и перерабатывающей промышленности, по отдельным направлениям развития информационно-коммуникационных технологий. Мы имеем значительные наработки в области высоких технологий: производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления, включая системы предупреждения и оповещения. Беларусь — важнейшая транспортная артерия: ежегодно через ее территорию следует свыше 100 млн. тонн европейских грузов из них около 90% — между российской и ЕС. При этом мы обеспечиваем оперативность и безопасность транзита.

В нынешней сложный период мирового финансово-экономического кризиса белорусская экономика в наибольшей степени продемонстрировала свою устойчивость перед его негативным воздействием в сравнении с государствами нашего региона. По итогам 2009 года темп роста ВВП обеспечен на уровне 100,2%, продукции сельского хозяйства — 101,3%, инвестиций в основной капитал — 107,6%.В республике сохраняется социальная стабильность. В 2009 году уровень реальных денежных доходов населения по сравнению с 2008 годом увеличился на 2,9%. В 2022 году уже за январь — апрель темп роста ВВП составил 106,1%, промышленности — 106,1%, сельского хозяйства — 105,4%, экспорта — 128,6%, реальных доходов населения — 106,8%. За этот период инфляция возросла на 3,1%.

Удельный вес инвестиций в основной капитал с каждым годом увеличивается это обусловлено привлекательностью нашей страны для инвесторов, а также хорошими условиями. Удельный вес инвестиций на 2009 год составляет 31,5% от ВВП, то есть практически каждый третий рубль является инвестиционным.

Исследование параметров привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка их влияние на развитие экономики Республики Беларусь свидетельствует о необходимости стимулирования притока прямых иностранных инвестиций в национальную экономику для увеличения ее международной конкурентоспособности. Оценка прямых иностранных инвестиций эффектов в Республике Беларусь показала, что:

прямые иностранные инвестиции являются эффективным источником финансирования развития экономики и устойчивой к влиянию мирового кризиса. Хотя накопленные прямые иностранные инвестиции составляют только десятую долю ВВП страны, доля компании с иностранными инвестициями в ВВП Беларуси выросла 15,63 в 2008 год до 24,8% в 2009 году.

Республика Беларусь недополучает новой технологии с притоком прямых иностранных инвестиций. В стране в 2009 год из 4880 коммерческих организаций с иностранными инвестициями насчитывалось только 71 из организаций, которые представляют собой филиалы Транснациональные компании. Транснациональные компании, обладающие 80% патентов на изобретение распространяются новые технологии в странах с транзитивной экономикой и развивающихся только в рамках своих филиалов, находящихся в 100%-ой собственности.

компания с иностранными инвестициями обеспечивают существенную долю экспорта Республики Беларусь (около 20% в 2008 году и 30,9%- в 2009 году).

Используя многообразие инструментов ограничение, стимулирование, активного поиска и продвижения прямых иностранных инвестиций, некоторые страны стали разрабатывать стратегии их привлечения, то есть комплексные системы мероприятий, охватывающие те направления экономической политики, которые связаны с привлекательностью инвестиционного климата. Первыми из таких стран стали Россия, Австрия, Кипр. За ними последовали Нидерланды, Великобритания, Швейцария и другие страны [Рисунок 2.2]. Такие стратегии позволяли им увеличивать объемы «продуктивного» инвестирования и сократить «спекулятивное», обеспечить структурную перестройку, обеспечит защиту окружающей среды.

Поскольку приток прямых иностранных инвестиций предполагает международное движение в первую очередь частного капитала, то развитие рыночных условий экономической деятельности является необходимым фактом привлечения прямых иностранных инвестиций. Глобальные притоки прямых иностранных инвестиций значительно сократились в последнем квартале 2008 года и продолжили снижение в 2009 году. [Приложение Б] Наша страна находится в окружении государств, обладающих значительной привлекательностью для прямых иностранных инвестиций в среднесрочной перспективе. Это значит, что довольно большое число прямых иностранных инвесторов выберет для размещения производств не Республику Беларусь, а соседние страны. В данных условиях подтверждается необходимость решительного и последовательного реформирования экономики Беларуси.

Среди успешно работающих на белорусском рынке организаций с иностранным капиталом следует отметить совместное предприятие «Бакко Бисов», совместное предприятие «МАЗ-МАН» и др. Совместное предприятие «Бакко Бисов» — единственный производитель биметаллических ленточных пил промышленного назначения для металлообработки и деревообработки на территории СНГ. Производственная программа совместное предприятие «Бакко Бисов» включает биметаллические ленточные пилы различных типоразмеров. Для нужд организаций стран СНГ предприятие производит 10% продукции, остальная часть экспортируется на европейский рынок. В совместном предприятии «Бакко Бисов» с 2008 года инвестировано около $6 млн. иностранного капитала. В последние годы постоянно происходит модернизация и наращивание объемов производства. Планируемый годовой объем производства на 2009 год составляет 7 млн. м. биметаллических ленточных пил, объем выручки от реализации продукции — $5,4 млн. В настоящее время на предприятии работает 90 человек. Ежегодный товарооборот этой фирмы составляет приблизительно $340 млн. Компания имеет 2500 служащих и действует в более чем 40 странах мира. Благодаря высокому качеству производимая компанией продукция пользуется устойчивым спросом среди профессиональных пользователей. Компания контролирует весь цикл — от фундаментальных исследований в процессе развития и производства продукции до ее реализации. «Бакко Групп» регулярно внедряет инновации, которые помогают потребителям повышать качество работы. Совместное белорусско-германское предприятие ЗАО «МАЗ-МАН» создано с целью производства современных большегрузных автомобилей для региональных и международных перевозок. Учредителями предприятия являются немецкий автомобильный концерн МАN Nutzfahrzeuge AG, г. Мюнхен, минский автомобильный завод РУП «МАЗ», ЗАО АКБ «Инфобанк» и др. Руководителям совместное предприятие «МАЗ-МАН» представилась возможность на практике реализовать новые технологии организации производства, применив западные концепции в отечественных экономических условиях. Немецкая сторона активно участвует в процессе реализации данного проекта, передавая опыт в построении бизнеса, ноу-хау, поддерживая техническое развитие предприятия, внедряя новые подходы в сфере организации производства. Немецкие специалисты передают свой опыт в области создания гибких производственных и управленческих технологий. Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск до 3000 автомобилей в год. На производственных площадях располагаются современно оборудованный сборочный цех, складские помещения, площадка для хранения готовой продукции, а также административное здание. На предприятии в настоящее время занято около 140 человек. СП «МАЗ-МАN» стало первым в Республике Беларусь отечественным производителем седельных тягачей европейского класса, соответствующих требованиям европейских правил и директив, в том числе правилам ЕЭК ООН по нормам, регулирующим уровень выхлопа и шумности. В настоящее время завод производит также самосвалы МАЗ-МАN 651668 с колесной формулой 6×4, автомобили-шасси МАЗ-МАN 630368 с колесной формулой 6×4, бортовые автомобили-тягачи с колесными формулами 6×4 и 6×2. На базе указанных моделей освоен ряд модификаций — таких, как автомобили для перевозки опасных грузов, в северном и тропическом исполнениях, для эксплуатации в тяжелых дорожных и климатических условиях и т.д. Разработаны также технические опции для повышения технико-эксплуатационных параметров автомобилей в зависимости от конкретных условий эксплуатации. За время своей деятельности предприятие произвело свыше 700 единиц автомобильной техники. Основными регионами сбыта являются страны СНГ. С 2002 года осуществлены первые поставки в регионы Ближнего Востока. Автомобили МАЗ-МАN представляют на рынке качественно новый уровень техники, производимой в Республике Беларусь, соответствующей всем действующим и перспективным европейским требованиям. Перед СП «МАЗ-МАN» стоят задачи по освоению автомобилей МАЗ-МАN самого различного направления, увеличению производства автомобилей до 600 единиц в год, модернизации производственных мощностей, усовершенствованию контроля качества продукции, выходу на рынки дальнего зарубежья (Африка, Азия, Западная Европа). «Кока-Кола». Свой первый современный производственный объект компания запустила в Колядичах Минской области. С тех пор присутствие «Кока-Колы» на рынке Беларуси существенно возросло. В настоящее время компания имеет оптовые базы во всех крупных белорусских городах. Предприятие «Кока-кола Бевериджиз Беларусь» завоевала серию наград, в том числе: «Продукт года в Беларуси» — «Кока-Кола» и «Бон Аква». Награда за улучшение качества и защиту окружающей среды — компания стала победителем среди более чем 200 компаний из 40 стран «Лучший предприниматель» в Беларуси, Минском районе и Минской области «Кока-Кола» на рынке Беларуси: более 70% партнеров и поставщиков компании — белорусские предприятия. Две трети материалов, используемых в процессе производства, закупаются в Беларуси. На каждого служащего «Кока-колы» в Беларуси приходится более десяти человек, занятых в процессе поставки сырья и предоставлении услуг. «Кока-кола» в Беларуси также поддерживает социальную сферу: спонсорская поддержка фестиваля «Славянский базар в Витебске». Вложение более 4,6 млн. долларов США в строительство электрической подстанции в Минске в 2008 году. Спонсорская помощь детским домам, медицинским учреждениям и общественным организациям. Спонсорская поддержка республиканских спортивных состязаний и организаций, в т.ч. Национального олимпийского комитет. «Кока-кола Бевериджиз Беларусь» заработала в Беларуси более 87,5 млн. долларов США. Пивоваренная компания «Сябар». Пивоваренная компания «Сябар» — белорусско-американское предприятие, созданное в 2004 году. Это был первый проект в Беларуси, осуществленный при участии Международной финансовой корпорации. Пивоваренный завод в Бобруйске находился на грани банкротства. Во время реорганизации в компанию было инвестировано почти 20 млн. долларов США. В результате проведены: полная модернизация лагерного бродильного отделения установка новой линии розлива в ПЭТ-бутылки переоборудование варочного отделения. Модернизация проведена с использованием самого современного оборудования и технологий из Германии, Италии и США. Количество сотрудников пивоваренного завода превышает 200 человек. В 2008 году компанию приобрела голландская пивоваренная компания «Хайнекен».

Про бизнес:  Зачем нужны однодневные облигации? — вопросы от читателей

Другие проекты с иностранными инвестициями в Беларуси. Число проектов с иностранными инвестициями в Беларуси увеличивается. Среди успешных проектов также: «Елизово», «Санта Импэкс Брест», «Мобильные ТелеСистемы. [7]

2.3 Основные направления по улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь

Под понятием «инвестиционный климат», как правило, понимается совокупность политических, экономических, правовых административных условий, определяющих деятельность иностранного инвестора в конкретной стране, а также меры, предпринимаемые в ней для привлечения иностранного капитала.

Иностранный инвестор, выбирая государство для размещения капитала, ищет наиболее благоприятные условия, оценивает их с различных позиций и, в первую очередь, обращает внимание, насколько эти условия стабильны и как долго сохраняются. Если в перспективе выглядит все хорошо, то мелкие препятствия его не пугают. Если же стабильности не было и она не просматривается в будущем, то никакие условия здравомыслящего инвестора не привлекут.

Помимо политической и экономической стабильности для инвестора важны общее состояние экономики и государственная политика экономического развития. Позитивными факторами в этом плане являются постоянный рост валового национального продукта и производства, что считается хорошими основаниями для развития рынка.

Инвестор учитывает и уровень жизни населения, темпы роста заработной платы, цены на местные материалы и сырьё, а также инфляцию и инфляционные ожидания, инвестиционные риски.

Первое заключение о государственной экономической политике инвестор делает при изучении валютного регулирования и контроля, в частности, колебаний национальной валюты, протекционистских мер, условий вывоза капитала и прибылей, импортного регулирования, процедуры лицензирования. Валютное регулирование имеет для инвестора решающее значение. Оно исследуется с позиции реальных гарантий и возможностей репатриации капитала и перевода дивидендов и процентов. При этом лучшей реальной гарантией считается положительный платежный баланс страны-реципиента капитала. Такие меры, как ограничения при переводе прибылей из страны или прогрессивная система их налогообложения, существенно снижают заинтересованность в инвестировании капитала.

Ёмкий внутренний рынок — важный момент, при прочих благоприятных условиях положительно влияющий на приток инвестиций. При этом покупательная способность населения является одним из главных притягательных моментов. Иностранный инвестор всегда высчитывает, какая часть продукции может быть продана на местном рынке.

В последние годы правительство Беларуси активно проводит политику, направленную на реформирование и либерализацию экономических отношений в стране. Целью этой политики является прежде всего раскрепощение предпринимательской инициативы. А это в свою очередь способствует росту производства и занятости, увеличению притока инвестиций, ускорению внедрения инноваций, успешному социально-экономическому развитию страны. [14, c26]

Курс — на либерализацию экономики

В последние два года в стране предпринимаются значительные усилия по реформированию и либерализации экономики. Только за 2009 год в этом направлении принято 56 нормативных правовых актов, что свидетельствует о заинтересованности нашей страны в улучшении делового климата.

Преобразования затронули широкий спектр отношений, среди которых можно выделить следующие:

совершенствование системы налогообложения.

Среди основных изменений в ней — введение в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, что позволило отменить ряд налогов, в частности, налог на приобретение автотранспортных средств, налог с продаж в розничной торговле, сбор в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств. В общей сложности отменено 22 налоговых платежа, в результате чего нагрузка на экономику снизилась на 1,3% от ВВП.

сокращение лицензируемых видов деятельности.

Сейчас их количество составляет 53. Кроме того, предусматривается отмена лицензирования еще 16 видов деятельности.

либерализация ценообразования.

В рамках реализации курса на либерализацию условий экономической деятельности значительная работа проведена в 2009 году по сокращению сферы административного регулирования цен и расширение сферы свободного ценообразования. В частности, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 года №70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. №285», которым значительно расширена сфера применения свободного ценообразования, упрощены административные процедуры в этой области, на 14 позиций сокращен перечень товаров, цены на которые регулируются органами государственного управления.

либерализация условий осуществления экономической деятельности в области оценки соответствия стандартам.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации в Беларуси сокращен на 40% и включает в основном социально значимые товары для населения и некоторые товары производственного назначения. Одновременно упрощены и сами правила и процедуры сертификации.

введение заявительного принципа регистрации субъектов хозяйствования с одновременным снижением издержек по открытию и ведению бизнеса.

В настоящее время регистрация осуществляется в день подачи необходимых документов и при минимальном их количестве — заявления, копия устава и документов, подтверждающий уплату государственной пошлины.

отмена института «золотой акции», который вызывал нарекание международных организаций и бизнеса.

ограничение вмешательства контрольных органов в работу бизнеса.

упрощение процедуры выделения земельных участков.

В Беларуси изменены подходы к структуре собственности и процессу приватизации. С 2008 года формируются планы приватизации конкретных предприятий на трехлетний период. Например, 2008-2022 годы в такой план включено 503 республиканских унитарных предприятий. При этом приватизация рассматривается как способ привлечения в экономику стратегических инвесторов, которые могут предложить Беларуси на взаимовыгодных условиях новые и высокие технологии современные управленческие решения, дополнительные рынки сбыта продукции, иными словами, все то, что может повысить эффективность развития белорусских предприятий. [14, c-42]

В Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Для активизации инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в республике будут реализовываться меры по:

подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;

созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам;

расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств;

более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.

Для эффективного использования инвестиций сформирован перечень инвестиционных проектов Республики Беларусь на период до 2022 г. Особое внимание государства будет уделено реализации инвестиционных проектов по модернизации производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями, техническому перевооружению и развитию отраслей экспортной и импортозамещающей направленности в нефтехимическом комплексе, микроэлектронике, производстве сельскохозяйственной техники, медицинских препаратов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в сфере современных транспортных коммуникаций, связи, туризма, строительных услуг.

С целью реализации дорогостоящих инвестиционных проектов внедряются новые формы инвестирования: концессии, проектное и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке.

Новый земельный кодекс, принятый в 2009 г., является предпосылкой для улучшения ситуации в решении вопроса с землей. В частности кодекс создает основания для развития рынка недвижимого имущества посредством предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского кредита.

В 2009 году продолжено совершенствование законодательной базы. Совсем недавно принят Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь» от 6 августа 2009 г. №10 и Указ Президента Республики Беларусь «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» от 6 августа 2009 г. №413. Декрет предусматривает формирование трехуровневой системы инвестиционных договоров. На первом уровне инвестиционный договор заключается на основании решения облисполкома или профильного ведомства, инвестиционный проект реализуется в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и в пределах компетенции государственного органа или исполнительного комитета. На втором уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь, если инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации. На третьем уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при предоставлении инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации.

Независимо от уровня инвестиционного договора, данный Декрет предполагает дополнительные условия для реализации инвестиционного проекта. В частности, предусматривается:

право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;

упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона, без взимания платы за заключение договора аренды с фиксированным размером арендной платы за земельный участок;

освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;

освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта. Перечень товаров согласуется с органом госуправления;

освобождение от целевых сборов в местные бюджеты.

Указом №413 вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности — инвестиционные агенты. Статус инвестиционного агента могут получить как юридические, так и физические лица, способные проводить подготовку инвестиционных проектов к реализации, и вести переговоры с потенциальным инвестором. Введение данного института еще раз свидетельствует о том, что Республика Беларусь открыта для инвесторов и готова к инвестиционному сотрудничеству. [8]

Заключение

Выход из сложившейся системной кризисной ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных концептуальных изменений. При выходе из этого кризиса просто необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.

Отечественная система «модернизации» основывается на издании многочисленных законодательных актов низшего порядка, в большинстве своем ведомственных. Кстати, многие из этих поправок не имеют обязательных (для вступления в силу) реквизитов регистрации Министерства юстиции, а, следовательно, и экспертной оценки. Часто поправки и добавления противоречат друг другу и, что хуже всего, «отменяют» положения Инвестиционного кодекса. На порочность и необходимость ликвидации такой практики указывается постоянно; тем не менее она продолжается. Наконец, на общем фоне «борьбы с недоимками», стремлением наполнить бюджет любой ценой, смысл выпущенных документов очевиден. Другой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты кампания по ограничению проникновения в страну зарубежного капитала — якобы источника угрозы отечественной экономике. Действительно, нередки ситуации, когда странами предпринимаются соответствующие защитные и ограничительные меры как в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики. Думается, что, взвешенно оценивая нынешнее положение народного хозяйства и результаты более чем скромного, несмотря на почти пятилетний опыт, прямого иностранного инвестирования, обнаружить опасность для белорусской экономики, во всяком случае с этой стороны, 6 удет сложно.

Про бизнес:  Тинькофф Инвестиции - подробный обзор: регистрация, как пользоваться, зарабатывать, какие есть подарки и налоги.

Изучая опыт стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития инвестиций в Беларуси выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.

На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

Что нужно для того, чтобы все эти возможности инвестиций в полной мере реализовались в нашей стране?

Прежде всего необходимо улучшение социально-экономической ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о расширении спектра объектов для инвестирования. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой формы инвестирования, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в белорусскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в нашем государстве цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно-экономического кризиса. При этом необходимо иметь в виду, что интересы общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, проведении антиимпортной политики. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Беларуси и сопредельных государств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют наши предприниматели, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Масштабные инвестиции — необходимое условие выхода экономики Беларуси из кризиса.

Список использованных источников

инвестиция проект климат иностранный

1.Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие / Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевзелюк и др.; Под ред. Т.К. Савчук. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 196 с.

.Золотогоров В.Г. Инвестиционное проектирование: Учебник/ В.Г. Золотогоров. — Мн.: Книжный дом, 2005, — 368 с.

.Инвестиционная политика Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / В.И. Поплыко — Минск: БГЭУ, 2008. — 126 с.

.Экономическая Теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. — Мн.: БГЭУ, 2006. — 752 с.;

.Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие / Т.К. Савчук, В.И. Шевчук, А.А. Бевзелюк и др.; Под ред. Т.К. Савчук. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 196 с. 690;

.Электронный ресурс. Министерство экономики Республики Беларусь. Режим доступа: #»justify»>7.Электронный ресурс Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь. Режим доступа #»justify»>.Электронный ресурс Национальный инвестиционный сайт Республики Беларусь. Режим доступа #»justify»>.Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: учебное пособие ООО «Книгодел»; 2006 г. -160 с.

.Долан, Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл; под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. — СПб., 2004. — 496 с.

.Деева А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Экзамен, 2005. — 230 с.

.Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. — М.: Инфра-М, 2007. 340 с.

.Шмарловская Г.А., Петрушевич Е.Н. Стратегии формирования инвестиционного климата Республики Беларусь. // Весник БГЭУ — 2022 — №2 с. 5-11

.Напреев В.Н. Инвестиционный климат Беларуси: возможности и перспективы для бизнеса. // Экономика Беларуси — 2022 — №2 с. 42-46

.Знаткевич И.В. Инвестиционный климат: факторы привлекательности. // Финансы Учет Аудит — 2022 — №7 с. 26-28

.Тиханов А.О. Совершенствование законодательства по защите иностранных инвестиций в Республике Беларусь. // Банковский Вестник — 2009 — №34 с. 50-54

Привлечение и защита иностранных инвестиций — адвокат в самаре и москве — представительство в суде и юридические услуги

1. Понятие и виды иностранных инвестиций. Иностранная инвестиция — это использование в предпринимательских целях на территории России принадлежащего иностранному инвестору капитала. В качестве капитала могут выступать любые не изъятые из оборота в силу российского законодательства объекты гражданских прав, в том числе деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, интеллектуальная собственность, услуги.

На территории России в качестве иностранного инвестора могут выступать любые субъекты права, в том числе физические и юридические лица, государства, международные организации. При этом каждый из названных субъектов должен обладать надлежащим объемом право- и дееспособности, иметь права на инвестиционную деятельность в России по своему личному закону.

Иностранные инвестиции подразделяются на две категории: прямые и портфельные. Критерием подразделения является возможность инвестора принимать участие в управлении объектом инвестирования: если такая возможность есть, то инвестиция прямая, если такой возможности нет, то инвестиция будет портфельной. Юридическое значение классификации состоит в том, что статус иностранного инвестора могут получить только прямые инвесторы.

Действующее законодательство называет следующие способы осуществления прямых иностранных инвестиций: 1) участие иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале российского хозяйственного общества или товарищества в размере не менее 10%; 2) создание на территории России филиала иностранного юридического лица и наделение его имуществом; 3) участие в договоре лизинга на стороне арендодателя при условии, что предметом финансовой аренды будет выступать определенное оборудование <1>, таможенная стоимость которого составляет не менее 1 млн. руб. Кроме того, с некоторой долей условности к способам осуществления прямых иностранных инвестиций можно отнести участие в реализации приоритетных инвестиционных проектов.

———————————

<1> Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2022 г. N 54.

2. Правовой режим иностранных инвестиций и отдельные аспекты статуса инвесторов могут быть установлены как международным, так и внутригосударственным правом. Особенности осуществления инвестиционной деятельности определяются межправительственными соглашениями о поощрении и защите капиталовложений <1>. Традиционно они предусматривают установление абсолютного режима и одного из относительных режимов инвестиций.

———————————

<1> Для России действует более 70 таких соглашений.

Абсолютный режим предполагает обязательство государства, принимающего инвестицию, не применять дискриминационных мер к иностранной собственности, обеспечивая справедливый и равный режим управления и распоряжения этим имуществом. Абсолютный режим действует как минимальный международный стандарт защиты собственности, но из-за абстрактности содержания он не обеспечивает оптимальную защиту прав инвестора. Относительные режимы инвестиций основаны на предписаниях, позволяющих четко определить статус капиталовложения. В международном инвестиционном праве выделяются режим наибольшего благоприятствования (уравнивающий иностранных инвесторов из разных стран), национальный режим (приравнивающий иностранных и отечественных инвесторов), режим допуска (ограничивающий возможности при осуществлении инвестиционной деятельности), режим деятельности (предлагающий льготы в целях привлечения капиталов).

Российское инвестиционное законодательство закрепляет, что базовым для иностранных инвесторов является национальный режим, однако он осложняется отдельными элементами режима допуска (изъятия ограничительного характера) и режима деятельности (изъятия стимулирующего характера).

3. Инвестиционный договор — это соглашение о реализации инвестиционного проекта, сторонами которого выступают принимающее инвестиции государство и иностранный инвестор — частное лицо другого государства.

Материально-правовое регулирование инвестиционных договоров на универсальном уровне не представлено, действует несколько региональных международных договоров (Европейский союз), но Россия в них не участвует.

Коллизионные правила определяют применимое право к таким договорам с учетом концепции государственного иммунитета. Соответственно, в качестве такового всегда выступает право принимающего инвестиции государства.

В российской практике распространено несколько видов инвестиционных договоров, каждый из которых является предметом специального регулирования на уровне федерального законодательства:

1) концессионный договор — предполагает предоставление инвестору на возмездной, срочной и возвратной основе права на осуществление вида деятельности, являющегося исключительным правом государства, или прав по владению и пользованию объектом государственной собственности (в том числе созданным силами инвестора). Особенности регулирования концессионных отношений устанавливаются Законом о концессионных соглашениях;

2) соглашение о разделе продукции — представляет собой договор, в соответствии с которым инвестор обязуется осуществлять поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, предоставленном ему на возмездной и срочной основе. Закон о разделе продукции детально определяет содержание такого соглашения, а также особенности получения прибыли инвестором;

3) в силу соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне инвестор обязуется осуществить инвестиции в объеме и сроки, которые установлены соглашением, взамен на предоставление особого режима деятельности в особой экономической зоне. Особенности содержания и исполнения таких соглашений определены Законом об особых экономических зонах.

4. Особые средства защиты иностранных инвесторов представляют собой гарантии прав инвесторов, предусмотренные как внутренними, так и международными нормами. К таким средствам защиты в том числе относятся:

1) выбор применимого права к инвестиционным отношениям с участием государства, который позволяет преодолеть государственный иммунитет и подчиняет инвестиционный спор нейтральному правопорядку;

2) стабилизационная (или «дедушкина») оговорка, защищающая инвестора от неблагоприятного изменения закона, действовавшего в начале реализации инвестиционного проекта. В случаях, предусмотренных законом, действие новых норм не распространяется на иностранного инвестора в течение срока реализации инвестиционного проекта (ст. 9 Закона об инвестициях);

3) страхование инвестиций, т.е. активация механизма возмещения инвестору его затрат на реализацию проекта при наступлении страхового случая. Наибольшую значимость имеет возможность страхования инвестиции от некоммерческих рисков в порядке, определенном Сеульской конвенцией <1>;

———————————

<1> Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.; вступила в силу для РФ с 29 декабря 1992 г.).

4) особые механизмы рассмотрения и разрешения инвестиционных споров с участием государства. Они позволяют преодолеть юрисдикционный иммунитет государства и минимизировать возможность злоупотребления властью с его стороны. Наибольшую значимость в инвестиционной сфере имеет деятельность ИКСИД <1>.

———————————

<1> Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.).

Оцените статью
Бизнес Болика