Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу — Инвестиции

Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу — Инвестиции Инвестиции

Инвестиции в основной капитал по субъектам российской федерации

24.9. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в фактически действовавших ценах; миллионов рублей; до 2000 г. — млрд. руб.)

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2022

2022

Российская Федерация

249,1

266974

1165234

3611109

4730023

6716222

8781616

7976013

9152096

10776839

Центральный
федеральный округ

55,261

64119

303918

964158

1225593

1779599

2278329

1928138

2103011

2360371

Белгородская область

2,673

2676

9242

35022

52073

83510

104218

73127

96313

132289

Брянская область

1,903

1188

2808

8496

12462

21010

25298

26858

41989

48617

Владимирская область

1,900

1551

4852

17327

22253

37775

45056

51546

50088

57987

Воронежская область

3,158

2392

8262

28652

38867

65319

94168

94788

132275

152210

Ивановская область

1,448

760

2058

12068

14734

17416

26051

31956

29961

31009

Калужская область

1,546

1398

5293

13624

18297

35012

66270

60349

74489

69172

Костромская область

1,233

801

4636

14083

11821

13919

16848

11334

15100

15201

Курская область

2,067

1398

5425

17864

23241

33523

46752

41183

46093

58244

Липецкая область

1,894

1917

6265

30312

44565

64707

88089

84317

101600

117790

Московская область

8,500

10913

50729

181260

236931

401143

481617

380061

391809

393043

Орловская область

1,674

805

4881

9610

12715

24119

27242

19791

20970

35470

Рязанская область

1,951

1575

6162

23629

25945

33630

53231

38036

40622

53078

Смоленская область

2,177

936

6701

14371

16029

25178

37562

34633

48833

60564

Тамбовская область

1,617

835

2527

14698

19667

30861

42701

48795

53674

65601

Тверская область

2,249

2319

9555

23845

24326

36384

50222

70047

82618

84478

Тульская область

2,245

1928

10197

20804

24361

36208

55363

61518

71526

72579

Ярославская область

2,173

2243

8112

42466

37143

44203

55174

57377

72291

69894

г. Москва

14,853

28484

156215

456025

590163

775682

962468

742422

732761

843142

Северо-Западный
федеральный округ

25,547

24156

116663

483265

651271

832478

1040669

933693

1134405

1259724

Республика Карелия

1,254

1261

6396

15280

18081

19154

26133

18692

22798

29698

Республика Коми

3,377

3941

17098

50409

74170

63025

83656

109469

112313

192720

Архангельская область

3,130

2160

10471

47710

88413

130642

145622

74284

99686

133189

в том числе Ненецкий
автономный округ

0,818

121

3828

22466

50091

91200

87104

36364

42565

38701

Вологодская область

2,301

2605

8593

60635

66101

79211

78448

55794

68569

118031

Калининградская область

1,241

983

4571

29959

32596

46192

70812

60463

55877

68958

Ленинградская область

2,945

2939

19241

82859

127209

126296

166112

190860

278864

304770

Мурманская область

2,710

2049

7190

20017

24460

26912

46844

41722

38611

55765

Новгородская область

1,267

728

4767

13996

18954

23919

33934

35617

39454

39098

Псковская область

1,416

804

2446

5547

7603

13679

16472

12717

16695

23909

г. Санкт-Петербург

5,906

6686

35891

156854

193684

303448

372637

334074

401537

293586

Южный
федеральный округ

17,713

18084

108941

245104

324543

496911

704183

709382

895572

1026624

Республика Адыгея

0,301

329

1264

3603

4088

10973

13275

15874

14036

16708

Республика Калмыкия

0,596

316

6628

3062

3751

6151

7950

8106

6970

9269

Краснодарский край

5,546

6972

54734

113917

152080

229714

332532

377013

577781

676201

Астраханская область

1,859

1157

12438

21642

29383

49970

68273

61953

59863

68744

Волгоградская область

4,120

4293

11516

42735

39613

64954

88440

75591

78431

100789

Ростовская область

5,291

5017

22361

60145

95629

135150

193713

170845

158490

154914

Северо-Кавказский
федеральный округ

7,765

12430

25964

93317

128950

199888

260242

267085

313412

346264

Республика Дагестан

1,380

1839

3479

26966

39584

60713

86938

102189

120653

134927

Республика Ингушетия
Чеченская Республика1)

1,009

382

5663

952

971

3431

13184

3370

22615

7678

41318

3951

50380

6523

41508

7452

50369

4466

47448

Кабардино-Балкарская Республика

0,756

540

2404

5830

6443

12788

15889

17514

20958

17654

Карачаево-Черкесская Республика

0,545

322

637

6242

7988

9082

11001

10145

9140

14001

Республика Северная Осетия — Алания

0,545

405

1656

5959

6912

14644

17032

13927

16204

21104

Ставропольский край

3,530

3279

15865

31706

42038

53665

75051

75279

88635

106664

Приволжский
федеральный округ

47,913

49807

206781

609499

783640

1148397

1485341

1279154

1447419

1685380

Республика Башкортостан

5,829

8643

35497

84471

107751

160345

203657

148142

153143

184883

Республика Марий Эл

1,122

647

1706

7722

10692

17204

21408

16576

22304

26628

Республика Мордовия

1,384

670

3066

15123

19597

27414

39254

31968

40778

46570

Республика Татарстан

6,479

7610

44716

139361

160606

214558

273098

277573

328944

386145

Удмуртская Республика

2,463

2452

9904

26876

34312

44565

53536

40450

51148

60899

Чувашская Республика

1,890

1467

4940

19445

25861

38069

50473

35688

42612

55522

Пермский край

4,981

5295

27516

56800

75520

122480

152363

132274

139652

133921

Кировская область

2,283

1346

4275

17088

24185

37389

42672

31471

34553

37800

Нижегородская область

5,390

5182

15383

64581

89272

133189

207392

202292

192072

221686

Оренбургская область

3,391

4159

15005

39993

52953

80353

108868

91268

103648

113004

Пензенская область

1,928

1008

3956

15689

25459

44023

52632

43603

45678

57125

Самарская область

4,510

7292

23125

67206

88560

137127

148262

111189

164852

198744

Саратовская область

3,949

2682

13506

40435

46993

56710

83221

67760

80041

100686

Ульяновская область

2,314

1354

4187

14711

21882

34970

48507

49500

47993

61768

Уральский
федеральный округ

38,952

50359

250731

593370

801479

1113151

1482552

1337857

1492761

1869904

Курганская область

1,658

1045

2522

8628

13916

19043

33437

35021

25573

27955

Свердловская область

6,323

8395

25895

91019

133476

187314

242634

200368

266374

371938

Тюменская область

25,957

35378

200065

420875

564887

775868

1025474

957021

1049693

1295650

в том числе:

Ханты-Мансийский автономный
округ — Югра

11,802

18814

107173

223318

306570

381342

482584

472195

507172

648649

Ямало-Ненецкий автономный округ

8,733

13048

82458

141234

170738

287954

399611

344336

387696

469227

Челябинская область

5,014

5541

22250

72848

89200

130926

181006

145446

151121

174362

Сибирский
федеральный округ

36,870

33527

98647

346105

483721

708951

945556

834593

977816

1214665

Республика Алтай

0,233

189

615

2914

4080

5967

7591

7169

9522

11802

Республика Бурятия

1,613

1111

3477

9606

15928

19457

23605

23379

33569

41017

Республика Тыва

0,439

167

282

1293

1975

2396

3756

5188

7236

7033

Республика Хакасия

0,836

983

1812

10328

19516

17420

13312

12837

22109

38064

Алтайский край

3,667

2480

6731

21344

29285

42643

55965

45026

54580

70833

Забайкальский край

1,964

1697

6810

17402

22421

32057

47445

42271

44825

51557

Красноярский край

6,871

7075

25457

71388

92587

120833

204171

247789

266910

303885

Иркутская область

5,929

5116

10814

36675

70672

121878

129951

106550

119395

137995

Кемеровская область

5,345

7531

17380

80315

91032

115681

152887

110074

155646

225131

Новосибирская область

4,249

2953

10805

36829

51176

89474

133410

100448

113232

142078

Омская область

3,023

2232

5160

38611

47039

69506

87509

59184

73196

83342

Томская область

2,701

1993

9304

19401

38011

71640

85954

74679

77598

101927

Дальневосточный
федеральный округ

19,588

13960

53589

276291

330825

436849

584745

686111

787699

1013906

Республика Саха (Якутия)

4,210

3949

15809

48978

56619

119825

156954

192648

130493

165972

Камчатский край

1,080

758

3546

7060

8337

13019

16520

24385

32615

33843

Приморский край

4,370

2937

7332

28499

34234

46988

76970

149813

208209

278378

Хабаровский край

3,079

1974

11605

39166

47281

64544

83675

96974

156439

176654

Амурская область

2,426

1797

4051

23742

28651

45683

66056

65625

83892

123232

Магаданская область

1,419

639

2138

5126

7109

9900

13471

15178

16809

18897

Сахалинская область

2,048

1524

8067

110850

137529

122756

152387

118446

135014

181298

Еврейская автономная область

0,369

247

340

5461

6059

8541

10426

8039

18811

26626

Чукотский автономный округ

0,587

135

701

7409

5006

5594

8286

15001

5419

9007

1)

2000 г. — по данным федеральных органов исполнительной власти, принимавших участие в восстановлении экономики и социальной сферы Чеченской Республики,
с 2005 г. — по данным Чеченстата.

Российский статистический ежегодник — 2022 г.
Copyright © Федеральная служба государственной статистики

Анализ инвестиционной деятельности регионов приволжского федерального округа

Региональная экономика и управление:

электронный научным журнал

Анализ инвестиционной деятельности регионов Приволжского федерального округа

ц. eee-region.ru/article/4819

Analysis of investment activity of the Volga Federal District

Инвестиции и инновации Отправить статью мне на email

Авторы

Трещева Алевтина Александровна

соискатель кафедры национальной и региональной экономики Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Andreeva_Alya@mail.ru Чайникова Лилия Николаевна

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры национальной и региональной экономики

Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

lilia.tambov@mail.ru

Аннотация

Цель исследования заключалась в выявлении сложившихся тенденций в инвестиционной деятельности регионов Приволжского федерального округа, что позволило выявить регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. В работе проведен анализ таких показателей как: объем инвестиций в основной капитал исследуемых регионов, структура инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности, доля инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, объем иностранных инвестиций. В статье проанализирована практика внедрения современных инструментов стимулирования инвестиционной деятельности в исследуемых регионах. Представленный материал может быть использован при разработке региональных инвестиционных стратегий.

Ключевые слова

инвестиционная деятельность, регион, Приволжский федеральный округ, Региональный инвестиционный стандарт, Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата российских регионов

Рекомендуемая ссылка

Чайникова Лилия Николаевна , Трещева Алевтина Александровна

Анализ инвестиционной деятельности регионов Приволжского федерального округа// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4819. Дата публикации: 26.11.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4819/

Treshheva Alevtina Aleksandrovna

Competitor of the Department of National and Regional Economy Russia, Russian University of Economics named G.V. Plehanov Andreeva_Alya@mail.ru Chajnikova Lilija Nikolaevna

Doctor of Economics, professor of the department of national and the regional economy Russia, Russian University of Economics named G.V. Plehanov lilia.tambov@mail.ru Abstract

Authors

The purpose of the study was to identify current trends in investment activity regions of the Volga Federal District, which revealed the regions leaders and outsiders regions. The analysis of indicators such as the volume of investment in fixed assets studied regions, the structure of investment in fixed assets for certain types of economic activity, the proportion of investment in fixed assets to gross regional product, the volume of foreign investment. The article analyzes the practice of introducing modern instruments to stimulate investment activity in the studied regions. The material can be used in the development of regional investment strategies.

Keywords

investment activity, region, Volga Federal District, Regional Investment standards, national investment climate rating of Russian regions

Suggested Citation

Chajnikova Lilija Nikolaevna , Treshheva Alevtina Aleksandrovna

Analysis of investment activity of the Volga Federal District// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4.(48), Art. #6618. Date issued: 26.11.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/4819/

Введение

Модернизация экономики регионов России, основой которой является инновационное возрождение промышленности, предполагает постоянную заинтересованность региональных властей в привлечении инвесторов, прежде всего в промышленно развитые регионы [1].

Для проведения эффективной инвестиционной политики необходимо постоянное наблюдение за положением дел в сфере инвестиционной деятельности и анализ происходящих в ней изменений. Мониторинг должен проводиться на основании постоянно пополняющейся и совершенствующейся информационной базы данных инвестиционных проектов организаций города, а также базы данных потенциальных инвесторов [2].

Нами в качества объекта исследования выбран Приволжский федеральный округ (ПФО), доля валового регионального продукта которого в общероссийском показателе на протяжении десяти лет стабильно составляет более 15% (табл. 1).

Таблица 1 — Доля ВРП Приволжского федерального округа в ВРП России, %*

Года 2005 2006 2007 2008 2009 2022 2022 2022 2022 2022

Доля 15,52 15,62 15,49 15,70 15,38 15,15 15,53 15,75 15,66 15,57

* Источник: [Рассчитано авторами на основе данных: Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.biznes-bolika.ru/free_doc/doc_2022/region/reg-pok15.pdf. Дата обращения: 21.09.2022].

Основные конкурентные преимущества, способствующие оптимизации инвестиционной деятельности в ПФО обусловливаются [3]: сложившейся в регионе политической стабильностью; выгодным экономико-географическим положением; благоприятными природно-климатическими условиями; достаточно емким региональным потребительским рынком; наличием квалифицированных кадров; наличием инвестиционно-привлекательных секторов; деятельностью государственного аппарата по привлечению инвестиций.

Анализ динамики инвестиций в основной капитал

Анализ данных, приведенных в табл.2, позволяет оценить прирост инвестиций в основной капитал в субъектах ПФО.

Таблица 2 — Динамика инвестиций в основной капитал ПФО и его субъектов, млрд. руб.

Субъекты 2007 2008 2009 2022 2022 2022 2022 2022 Изменения показателя за 2022 г. относительно данных за 2007 г.*

Абс. Отн., %

Российская Федерация 6716,2 8781,6 7976,0 9152,1 11035,7 12586,1 13450,2 13557,5 6841,3 101,8

ПФО 1076,7 1455,1 1255,7 1323,4 1685,4 1980,6 2301,2 2355,9 1279,2 118,8

Республика Башкортостан 148,0 207,1 139,7 139,6 184,9 232,9 266,3 285,5 137,5 92,9

Республика Марий Эл 17,1 21,0 15,9 21,2 26,6 30,6 46,2 48,3 31,2 182,4

Республика Мордовия 26,4 37,9 32,6 38,4 46,6 49,5 53,7 55,2 28,8 109,0

Республика Татарстан 210,1 268,6 268,0 306,0 386,1 464,7 525,7 542,7 332,6 158,3

Удмуртская Республика 44,5 49,9 41,3 42,3 60,9 57,2 82,6 89,8 45,3 101,7

Чувашская Республика 37,2 49,6 41,6 43,8 55,5 65,2 60,1 56,4 19,2 51,6

Пермский край 101,8 152,4 134,5 129,9 133,9 158,3 219,4 185,6 83,8 82,3

Кировская область 37,5 40,5 29,5 30,6 37,8 50,1 58,6 56,2 18,7 49,8

Нижегородская область 121,7 195,6 196,4 172,3 221,7 258,2 280,8 286,6 164,9 135,4

Оренбургская область 76,6 103,2 88,8 97,5 113,0 151,2 152,8 150,2 73,6 96,0

Пензенская область 39,9 55,2 46,7 46,3 57,1 72,3 82,1 83,6 43,7 109,5

Самарская область 126,7 145,8 110,0 132,6 198,7 204,2 269,7 300,3 173,6 137,0

Саратовская область 56,8 78,2 62,1 78,1 100,7 113,4 125,8 132,8 76,0 133,8

Ульяновская область 32,5 49,9 48,7 44,8 61,8 72,8 76,8 82,1 49,6 152,6

*Источник: [Рассчитано авторами на основе данных: Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах, млрд. рублей). Режим доступа: http://www.biznes-bolika.ru/free_doc/doc_2022/region/reg-pok15.pdf. Дата обращения: 21.09.2022].

Следует отметить как положительную тенденцию прирост инвестиций в основной капитал в абсолютном выражении, который за исследуемый период составил 1279,2 млрд. руб., т.е. увеличился на 118%. Доля ПФО в общероссийском объеме инвестиций в 2022 году составила 17% от общего объема инвестиций в основной капитал РФ.

Наибольший объем инвестиций был аккумулирован в Республике Татарстан, что в целом объективно соответствует экономическому потенциалу данного региона. Увеличение относительной доли инвестиций в основной капитал Татарстана составило ( 158,3%). Наибольший прирост доли инвестиций среди регионов ПФО наблюдался в Республике Марий Эл ( 182,4%), в которой реализуются следующие инвестиционные проекты: по производству пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции, в том числе создание современного птицеводческого комплекса «Птицефабрика «Акашевская», по производству строительных материалов и нефтепродуктов, ведется строительство второй линии газопровода — отвода к г Йошкар-Ола, активно развивается национальный парк «Марий Чодра».

Самые низкие значения анализируемого показателя у Кировской области ( 49,8%), основная причина — отсутствие крупных проектов в регионе, которые могли бы заинтересовать потенциальных инвесторов.

Как негативную тенденцию следует отметить замедления притока инвестиций в ПФО в последние годы, связанное с геополитическими рисками, падением цен на нефть, введение странами ЕЭС антироссийских санкций и др., что свидетельствует о снижении экономического роста. В случае неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры для округа может возникнуть угроза затяжной экономической рецессии, консервации проблем на рынке труда, оттока квалифицированных кадров и капитала. Отсутствие должного объема инвестиций может привести в будущем к недостатку современных основных фондов и производственных активов, а также снижению конкурентоспособности предприятий и региона в целом.

Анализ динамики инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в регионах

Для более детального мониторинга инвестиционной деятельности субъектов ПФО, рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в периоды с разными макроэкономическими условиями. Наиболее показательными, на наш взгляд, являются 2007, 2009, 2022 гг. В зависимости от макроэкономических условий в РФ в различные периоды (подъем экономики, посткризисное состояние), данные временные отрезки более четко отражают изменения исследуемого показателя.

Особенностью ПФО является неоднородность и неравномерный характер распределения инвестиционной активности по территории округа.

Анализ статистических данных (табл.3), позволил выделить следующие тенденции. Наиболее заметно увеличилась доля инвестиций в добычу полезных ископаемых в Пермском крае ( 165,7%). Данный субъект является одним из крупнейших центров добычи минерального сырья в России (нефть, газ, минеральные соли, алмазы, торф, известняк, драгоценные камни). Наибольшая добыча производится такими предприятиями, как «ООО «ЛУКойл-Пермь», ООО «Урал-Ойл», ООО «Энергетическая компания «РИФ» и др.

Таблица 3 — Структура инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности в 2007, 2009, 2022 гг. %

Субъекты ПФО Годы Всего Добыча полезных ископаемых Обрабатывающее производство Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля Транспорт и связь

ПФО Всего: 2007 100 9,5 26,0 5,9 1,9 3,1 19,1

2009 100 9,8 31,0 6,9 1,4 2,3 18,5

2022 100 13,3 35,4 8,4 1,5 2,3 13,7

Республика Башкортостан 2007 100 10,2 24,7 4,9 1,4 4,7 22,0

2009 100 10,2 23,9 5,9 2,8 4,7 20,1

2022 100 14,0 24,6 5,8 1,6 2,1 19,8

Республика Марий Эл 2007 100 — 23,3 6,8 1,6 4,2 15,7

2009 100 — 35,7 7,5 0,5 1,6 12,6

2022 100 — 16,5 3,7 0,4 3,8 8,4

Республика Мордовия 2007 100 0,01 32,7 3,6 1,2 0,1 13,0

2009 100 — 33,9 3,3 0,7 0,6 9,7

2022 100 — 26,3 4,1 3,8 1,4 11,4

Республика Татарстан Удмуртская Республика 2007 100 11,2 29,9 3,4 1,6 0,1 12,0

2009 100 10,0 38,9 5,2 1,6 1,6 11,7

2022 100 11,1 47,5 4,7 4,7 2,7 9,4

2007 100 15,7 16,0 5,9 3,6 1,7 18,4

2009 100 17,7 21,9 5,7 1,5 3,5 17,9

2022 100 18,0 33,1 4,5 2,1 2,1 7,2

Чувашская Республика 2007 100 0,03 19,9 5,9 3,8 0,1 26,3

2009 100 0,02 18,3 6,1 0,9 2,5 20,4

2022 100 19,7 0,09 8,1 1,1 2,1 17,9

Пермский Край 2007 100 11,1 35,7 9,2 3,5 1,8 17,3

2009 100 12,0 30,7 9,9 0,9 3,5 17,9

2022 100 29,5 34,7 8,4 2,4 1,3 8,2

Кировская область 2007 100 0,04 27,8 8,3 1,1 1,8 10,5

2009 100 0,4 21,4 8,4 0,7 5,4 13,6

2022 100 0,1 31,5 16,3 16,3 2,1 12,1

Нижегородская область 2007 100 0,1 27,5 20,1 4,9 21,0 72,2

2009 100 0,03 49,4 6,02 0,5 1,7 17,5

2022 100 0,06 47,3 9,9 9,9 2,9 14,9

Оренбургская область 2007 100 35,4 20,6 5,9 2,9 1,4 11,8

2009 100 40,4 14,6 4,7 3,4 0,3 17,7

2022 100 49,4 15,2 4,2 0,8 1,5 10,3

Пензенская Область 2007 100 0,1 10,9 2,8 1,1 1,2 13,1

2009 100 0,04 10,7 5,6 0,4 0,9 11,7

2022 100 — 18,5 3,2 0,2 3,0 26,4

Самарская область 2007 100 9,6 28,6 4,8 1,2 4,1 25,2

2009 100 10,6 24,3 11,3 1,9 3,6 26,5

2022 100 12,1 39,7 13,6 1,5 1,6 16,7

Саратовская область 2007 100 4,2 17,4 11,6 3,4 0,2 34,7

2009 100 5,9 16,9 11,6 1,7 5,0 22,4

2022 100 2,9 39,7 19,6 1,6 2,5 20,7

Ульяновская область 2007 100 2,0 14,4 9,7 1,0 2,2 37,1

2009 100 1,4 34,3 4,8 2,3 2,3 25,7

2022 100 4,05 36,3 6,9 1,3 5,3 16,9

Источник: [Рассчитано авторами на основе данных: Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.biznes-bolika.ru. Дата обращения: 23.09.2022].

Увеличение доли инвестиций в данный вид экономической деятельности наблюдался в Республике Башкортостан ( 37,2%) конкурентными преимуществами которой является наличие крупных производств и технологий в топливном, химическом и нефтехимическом видах экономической деятельности, машиностроении, имеющих экспортную составляющую (ОАО «Башнефть», ООО «Башкирская медь» и др.) [4].

Анализируя данные табл.3, необходимо выделить Нижегородскую область, в которой увеличилась относительная доля объема инвестиций в обрабатывающее производство ( 72,0%). В области расположены перспективные высокотехнологичные производства в сфере электронного оборудования, энергетики, переработки сельскохозяйственной продукции (ОАО «Гидроагрегат», ОАО «Коммаш», ОАО «Заволжский моторный завод, и др.), что делает ее привлекательной для инвестиционной деятельности. Необходимо оценить, как положительную тенденцию увеличение доли инвестиций в обрабатывающем производстве в Республике Татарстан ( 58,8%), обладая богатой природно-сырьевой базой «нефтяная столица Поволжья» не считает приоритетом продажу сырья, а вкладывает денежные средства и привлекает инвесторов на создание нефтеперерабатывающих производств (ОАО «Тенеко», ПАО «Татнефть»), в развитие нефтехимии и инноваций (особая экономическая зона «Алабуга»). Необходимо отметить Самарскую область, где также наблюдалось увеличение исследуемого показателя ( 38,8%) в обрабатывающее производство. В области сформирован мощный инновационный территориальный аэрокосмический кластер, который объединяет ведущие предприятия в области ракетостроения, двигателестроения и производства авиационной техники (ОАО «Кузнецов», ОАО «Завод авиационных подшипников», ОАО «Агрегат» и др.). Развивается автомобильный кластер, системообразующим которого является крупнейший в России завод ОАО «АвтоВАЗ», основными направлениями деятельности которого являются разработка, производство и послепродажное обслуживание легковых автомобилей, прикладные исследования и разработки в области создания и совершенствования узлов и агрегатов транспортных средств, новых материалов и технологических процессов. Функционирует нефтехимический кластер, в котором сосредоточены крупные предприятия по нефтепереработке и химическому производству [5]. В тоже время значительно сократилась доля инвестиций в обрабатывающее производство в Республиках Марий Эл (-29,1%) и Мордовии (-19,5%), Оренбургской области (-26,2%), а также Чувашской Республике (-99,4%). Такие структурные сдвиги, в результате которых происходит сокращение доли инвестиций в обрабатывающее производство, во многом препятствуют формированию новой модели экономического роста, основой которой является инновационное возрождение промышленности.

Увеличение доли инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды в большинстве субъектов ПФО необходимо оценивать как положительную тенденцию, так как данный вид экономической деятельности характеризуется высокой степенью износа основных фондов (исключение составляет Нижегородская область, где наблюдается сокращение исследуемого параметра (-50,7%)). Кроме того, необходимо отметить незначительное уменьшение доли инвестиций по Приволжскому федеральному округу в целом за исследуемый период в транспорт и связь (-28,2%), строительство (-21,1%), торговлю (-28,2%), в основном это связано с ростом издержек производства, вызванным увеличением цен на сырье, энергоносители, услуги естественных монополий.

Анализируя динамику изменения доли инвестиций в основной капитал по отдельным видам экономической деятельности, необходимо отметить, что основной инвестиционный потенциал ПФО сосредоточен в Республиках Татарстан, Башкортостан, Самарской и Нижегородской областях, в Пермском крае. На долю этих регионов приходится более 50% всех инвестиций ПФО, которые концентрируются преимущественно в таких видах экономической деятельности как добыча полезных ископаемых, обрабатывающем производстве, строительстве и производстве и распределение электроэнергии, газа и воды [6]. Основной причиной такой неравномерности, на наш взгляд, является исторически сложившиеся структура хозяйства в

этих субъектах, которые создают неравные стартовые условия для развития экономики субъектов. Другая причина дифференциации уровня развития регионов заключается в неравномерном размещение наиболее эксплуатируемых природных ресурсов, которое и привело к возникновению диспропорций в развитии промышленности субъектов ПФО.

В целом по округу за исследуемый период существенного снижения инвестиционных потоков не произошло, а кратковременный отток спекулятивного капитала был своевременно парирован действиями Правительства РФ («Антикризисная политика Правительства РФ в 2008-2009 гг.») [7].

Анализ доли инвестиций в основной капитал к ВРП

Особую значимость в стимулирование инвестиционной деятельности имеют объемы реальных инвестиций, которые можно характеризовать таким показателем, как доля инвестиций в основной капитал в ВРП (табл.4).

Таблица 4 — Динамика доли инвестиций в основной капитал к ВРП по субъектам ПФО

Субъекты ПФО 2007 2008 2009 2022 2022 2022 2022 2022 Изменения показателя 2022 г. относительно 2007 г.

Абс. Отн., п.п.

Республика Башкортостан 27,1 27,4 22,8 20,2 19,4 19,6 21,0 22,8 -4,3 -15,8

Республика Марий Эл 31,2 32,5 32,2 27,0 27,5 27,7 36,2 33,5 2,3 7,3

Республика Мордовия 35,5 41,7 35,1 39,1 36,7 37,1 35,9 32,3 -3,2 9,0

Республика Татарстан 28,3 29,4 31,3 39,7 30,2 31,1 33,6 32,4 4,1 14,4

Удмуртская Республика 21,6 22,0 17,5 19,3 18,1 18,5 17,7 20,3 -1,3 -6,0

Чувашская Республика 30,8 32,5 25,5 27,9 29,4 30,1 26,3 24,0 -6,8 -22,0

Пермский край 25,6 25,0 24,5 22,1 16,6 17,1 21,1 19,1 -6,5 -25,3

Кировская область 31,6 28,2 21,5 20,7 18,6 18,4 25,2 22,4 -9,2 -29,1

Нижегородская область 28,1 35,2 36,8 29,7 28,7 29,1 29,4 28,2 0,1 0,3

Оренбургская область 21,6 25,3 22,8 22,7 20,4 21,1 21,5 20,5 -1,1 -5,1

Пензенская область 36,9 35,6 29,6 28,8 28,5 28,7 29,8 28,1 -8,8 -23,8

Самарская область 23,4 21,2 19,0 25,8 23,8 24,1 25,2 26,0 2,6 11,1

Саратовская область 22,4 25,6 20,7 21.6 23,5 23,9 23,1 23,6 1,2 5,4

Ульяновская область 28,0 32,1 32,0 27,4 27,6 27,9 29,2 29,4 1,4 5

Источник: [Рассчитано авторами на основе данных: Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах, млрд. рублей). Режим доступа: http://www.biznes-bolika.ru/free_doc/doc_2022/region/reg-pok15.pdf.Дата обращения: 21.09.2022].

Среди регионов ПФО наблюдается как положительные, так и отрицательные тенденции в изменение доли инвестиций в основной капитал в ВРП в течение 2007-2022 гг. Наибольший рост исследуемого показателя у Республики Татарстан ( 14,4%), Самарской области ( 11,1%), Республики Мордовии ( 9,0%). Максимальное снижение исследуемого показателя характерно для Кировской области (-29,1%), Пермского края (-25,3%), Пензенской области (-23,8%).

Проводя анализ инвестиционной деятельности, необходимо отметить Республику Татарстан, имеющую развитую инновационную инфраструктуру которая включает в себя: технополис «Химград», специализирующейся в сфере нефтехимии; 3 технопарков, среди которых лучший технопарк России в 1Т-сфере; 2 индустиальных парка, среди которых крупнейший индустриальный парк с предприятиями в области машиностроения КИП «Мастер», созданный при поддержке ОАО «Камаз»; 1 технополис; 7 бизнес-инкубаторов; первый в стане Центр нанотехнологий; 1 особые экономические зоны («Алабуга»); финансовые институты развития, которые отличаются по видам деятельности и способам поддержки инвестиционной деятельности [8].

Серьезным конкурентным преимуществом Республики Татарстан является самодостаточность ее энергосистемы, которая входит в четверку самых крупных региональных энергосистем страны [9]. В частности, на инвестиционную привлекательность значительное влияние оказывают тарифы на электро- и тепло- энергию. В настоящее время реализуется комплекс мероприятий по снижению стоимости технологического присоединения к электрическим сетям, сроков подключения, а также по сдерживанию цен на электроэнергию [10].

В сравнение с другими регионами ПФО Самарская область имеет достаточно стабильную динамику исследуемого показателя. В регионе реализуется ряд масштабных долгосрочных проектов федерального значения, например, строительство стадиона и инфраструктуры к Чемпионату Мира по футболу 2022 года (общая стоимость проекта превышает 13,4 млрд. руб.), реконструкция (строительство) и модернизация объектов инфраструктурного комплекса международного аэропорта «Курумоч» (общая стоимость проекта более 12,3 млрд. руб.), строительство мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара с выходом на автомобильную дорогу «Автомобильный маршрут «Центр — Поволжье — Урал» (общий объем инвестиций в проект составляет 20,6 млрд. руб.) и др.

Положительные тенденции наблюдаются в Республике Мордовии, объем инвестиций в основной капитал которой в 2022 году, составил более 55,2 млрд. рублей (108,2 % к уровню 2022 г.). В Мордовии в последние годы (какие?) реализуется целый ряд особо значимых для экономики республики проектов. Продолжаются работы по созданию Технопарка республики — одного из тринадцати технопарков России, входящих в комплексную Государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (общий объем инвестиций в проект составляет 15,26 млрд. руб.) В результате реализации данного проекта в республике будут созданы 9400 рабочих мест. Также планируется модернизация цементного производства на базе ОАО «Мордовцемент» (объем инвестиций в проект составляет 29,2 млрд. руб.) и создание производственного комплекса по выпуску стального и чугунного литья (объем инвестиций в проект составляет 4,4 млрд. руб.), которые дадут еще 336 и 600 рабочих мест соответственно.

Максимальное снижение доли инвестиций в основной капитал в ВРП характерно для Кировской области. Недостаточная обеспеченность инфраструктурой является одним из основных факторов, сдерживающих инвестиционную деятельность. В целях развития инфраструктуры и повышения инвестиционной привлекательности в области осуществляется формирование плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры с планируемыми сроками строительства объектов до 2022 года.

Анализ поступления иностранных инвестиций

Как показывают данные (табл. 5), в течение анализируемого периода (2007-2022 гг.) в большинстве субъектов ПФО доля прямых иностранных инвестиций увеличилась (исключение составляет Чувашская Республика, где наблюдается максимальное сокращение исследуемого параметра (-94,2%)).

Таблица 5 — Поступление иностранных инвестиций по регионам ПФО в 2007-2022 гг., в действующих ценах, млн. долл. США

Субъекты ПФО 2007 2008 2009 2022 2022 2022 2022 Изменения показателя 2022 г. относительно 2022 г

Абс. Отн.

Республика Башкортостан 320 178 169 507 314 596 303 -17 -5,3

Республика Марий Эл 3 0,5 28 2 7 34 8 4 133,3

Республика Мордовия 40 25 57 46 140 152 109 69 172,5

Республика Татарстан 1679 2594 2240 4150 857 736 894 -785 -46,7

Удмуртская Республика 78 78 87 37 41 6 49 8 10,2

Чувашская Республика 94 27 46 87 15 11 5 -82 -94,2

Пермский край 226 475 346 486 1710 930 2699 2213 455,3

Кировская область 6 114 186 84 139 151 97 13 15,4

Нижегородская область 410 709 263 433 999 1115 1044 611 141,1

Оренбургская область 529 487 546 649 590 406 335 -314 -48,3

Пензенская область 45 54 34 18 46 92 120 102 566,6

Самарская область 2367 2654 1054 1177 1869 2378 3536 2356 200,4

Саратовская область 92 111 197 150 172 187 171 21 14

Ульяновская область 84 206 27 103 67 137 109 6 5,8

ПФО 5973 7712 5280 7929 6966 6931 9478 1549 19,5

Источник: [Рассчитано авторами на основе данных: Федеральная служба государственной статистики. Иностранные инвестиции (в действующих ценах, млн. долл. США). Режим доступа: http://www.biznes-bolika.ru/Дата обращения: 23.09.2022].

К наиболее существенным факторам, сдерживающим приток иностранных инвестиций в данный субъект можно отнести [11]:

• отсутствие готовых инженерно-обустроенных инвестиционных площадок для размещения производств;

• административные барьеры на пути реализации инвестиционных проектов (длительность процедур, предшествующих получению разрешения на строительство объектов, отсутствие в структурах местных администраций специалистов в сфере градостроительства);

• отсутствие долгосрочных производственных и инвестиционных программ развития организаций, что не позволяет своевременно привлекать средства крупных инвестиционных компаний и институтов развития.

Недостаток инвестиционных ресурсов, поступающих в экономику Чувашской республики, в дальнейшем может привести к снижению темпов развития отдельных секторов экономики, качества предоставляемых населению услуг и, в конечном счете, уровня и качества жизни населения республики.

В связи с этим Правительством Чувашской Республики разработана программа «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2022-2020 гг.» [12]. Реализация программы позволит создать правовые, экономические и организационные условия для эффективного развития инвестиционной деятельности на основе комплексной и эффективной системы поддержки и сопровождения хода реализации инвестиционных проектов, увеличения объемов инвестиций, привлекаемых в экономику Чувашской Республики.

В целом по ПФО наблюдается рост исследуемого показателя ( 19,5%). Наиболее активными иностранными инвесторами для регионов ПФО за исследуемый период выступали партнеры из Германии (42,3%), Нидерландов (42,0%), Кипра (7,0%), Швеции (2,2%) [13]. Приоритетным направлением иностранного инвестирования в округе были обрабатывающие производства, в том числе: химическое производство (39,3%); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (36,6%); производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (6,5%); производство транспортных средств и оборудования (3,4%); производство машин и оборудования (2,8%) [13].

Однако необходимо отметить, что современный зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, привлечение иностранных инвестиций основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций, что особенно актуально в условиях реализации политики импортозамещения [14].

Дальнейшее увеличение объема инвестиций в экономику ПФО представляет собой одно из важнейших условий стабильного экономического роста. Серьезный препятствием, которое не позволяет преодолеть зависимость от экспорта сырьевых ресурсов, выступает тот факт, что современное развитие промышленной базы ПФО так и остается лишенным серьезных модернизационных ориентиров. Важным фактором, который определяет такое неравномерное распределение инвестиций на территории ПФО, является серьезные различия в управлении и стимулировании инвестиционного процесса на региональном уровне. В частности, «в администрациях некоторых регионов есть специальные отделы по работе с инвесторами, которые обеспечивают прохождение согласовательных документов в разных инстанциях. Есть также субъекты — такие, как Самарская область, Республика Татарстан, которые предоставляют инвесторам площадки с готовой инфраструктурой. А есть регионы, где наоборот, выстраивается барьер перед инвесторами. Более того, многие региональные чиновники почти открыто заявляют, что не хотят пускать иностранных инвесторов в регион» [15].

В условиях нестабильных политических взаимоотношений между странами, инвесторы еще более тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования как на уровне регионов, так и страны в целом, сохраняя некоторое беспокойство относительно перспектив развития российской экономики, которая по-прежнему аккумулирует в себе определенные риски.

Оценка инвестиционного потенциала и динамики инвестиционного риска регионов

Далее проанализируем инвестиционный потенциал и динамику регионального инвестиционного риска субъектов ПФО на основе материалов рейтингового агентства «Эксперт-РА». Необходимо отметить, что во время составления рейтинга инвестиционного потенциала России в 2022-2022 гг., сама методика составления рейтинга совершенствовалась, что и привело к некоторым изменениям в распределении позиций субъектов РФ по итогам рейтинга в 2022 году, но в целом не

повлияло на оценку инвестиционного потенциала регионов. В России, самыми высокими остаются риски, связанные с государственным управлением, хотя отмечается снижение суммарного инвестиционного риска страны и других отдельных рисков.

В рамках двухфакторной модели (риск — потенциал) выделяются 12 типов инвестиционной динамики, изменения которой за

2006-2022 гг. по субъектам ПФО представлены в табл. 6.

Таблица 6 — Распределение регионов ПФО по рейтингу инвестиционного потенциала и динамики инвестиционного риска за

2007-2022 гг.

Субъекты ПФО Год

2007 2008 2009 2022 2022 2022 2022 2022

Республика Башкортостан 2В 2В 2В 2В 2В 2В 2В 2В

Республика Марий Эл 3В2 3В2 3В2 3В2 3С2 3В2 3В2 3В2

Республика Мордовия 3В2 3В2 3В2 3В2 3В2 3В2 3В2 3В2

Республика Татарстан 2В 2В 2В 2В 2В 1А 1А 2А

Удмуртская Республика 3С1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1

Чувашская Республика 3В2 3В2 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1

Пермский край 2В 2В 2В 2В 2В 2В 2В 3В1

Кировская область 3В2 3С2 3В1 3С2 3В1 3В1 3В1 3В1

Нижегородская область 2В 2В 2В 2В 2В 2В 2В 2В

Оренбургская область 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1

Пензенская область 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1

Самарская область 2В 2В 2В 2В 2В 2В 2В 2В

Саратовская область 3В1 3В1 3В1 2В 3В1 3В1 3В1 3В1

Ульяновская область 3С1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1 3В1

1А Высокий потенциал — минимальный риск; 1В Высокий потенциал — умеренный риск; 1С Высокий потенциал — высокий риск; 2А Средний потенциал — минимальный риск; 2С Средний потенциал — высокий риск; 3А Низкий потенциал — минимальный риск; 3В1 Пониженный потенциал — умеренный риск; 3С1Пониженный потенциал высокий риск; 3В2 Незначительный потенциал — умеренный риск; 3С2 Низкий потенциал — высокий риск; 3D Низкий потенциал -экстремальный риск.

Источник: [Составлено авторами на основе данных: Концепция проекта «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России». Электронный ресурс: рейтинговое агентство «Эксперт-РА». Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/concept. Дата обращения 01.10.2022].

По результатам проведенного анализа инвестиционного потенциала и инвестиционного риска субъектов ПФО сформулирован следующий вывод: методика РА «Эксперт-РА» указывает на наличие одинакового типа инвестиционной привлекательности по всему округу — это зона «В» (2В, 3В1, 3В2) с очень небольшими вариациями. Общее для этого типа — умеренный риск. Кроме того, как видно из табл. 6, сложившаяся ситуация характеризуется высоким уровнем стабильности: за 8 лет из 14 субъектов ПФО 8 субъектов ни разу не вышли из своей группы.

Экономический кризис 2008-2009 гг. не оказал существенного влияния на распределение регионов ПФО в рейтинге.

Лидирующую позицию занимает Республика Татарстан, которой в 2022 году впервые для ПФО был присвоен рейтинг «1А», наивысший из возможных. Также в лидерах (с климатом «2В») находятся Пермский край, Нижегородская область, Самарская область и Республика Башкортостан. К аутсайдерам относились Республика Марий Эл («3В2»), замыкающая рейтинг по причине небольшого размера и, соответственно, потенциала своей экономики [16].

Таким образом, особенностью регионов ПФО является их сосредоточение в группах со средне-низким потенциалом и умеренным риском, а также высокий уровень устойчивости сформировавшегося типа инвестиционной привлекательности вне зависимости от того, что происходит на макроэкономическом уровне.

Современные инструменты стимулирования инвестиционной деятельности в регионах Приволжского федерального округа

Объемы инвестиций в 2022-2022 гг. в регионах Приволжского федерального округа приведены в табл. 7. Согласно статистическим данным (табл. 7) рост объемов иностранных инвестиций в 2022 г. относительно 2022 г. в целом по Приволжскому федеральному округу был заметно выше ( 34,3), чем по России. Показатель объема инвестиций в основной капитал на душу населения в первом полугодии 2022 г. по Приволжскому федеральному округу несколько ниже чем в целом по России (-7,6 тыс. руб.), однако данный показатель однозначно трактовать как отрицательную динамику нельзя, поскольку плотность населения Приволжского федерального округа превосходит аналогичный показатель по России в 3,3 раза.

Одним из современных инструментов активизации инвестиционной деятельности в регионах России является Региональный инвестиционный стандарт, являющийся ключевым проектом Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. В 2022 г. Стандарт внедрялся в 11 пилотных регионах, а с начала 2022 г. Агентство приступило к масштабированию Стандарта [17].

В настоящее время Стандарт активно внедряется в регионах Приволжского федерального округа. Половина регионов уже завершила работу: в Саратовской области реализовано 14 положений Стандарта из 15, в Пермском крае — 13, в Республике Башкортостан и Самарской области — 12.

В соответствии с планом-графиком внедрения Инвестиционного Стандарта в Республике Татарстан все 15 разделов Стандарта были рассмотрены на заседаниях Экспертной группы АСИ по апробации и внедрению Стандарта в Республике Татарстан и признаны исполненными.

Таблица 7 — Информация об объемах инвестиций в регионах Приволжского федерального округа

№ п/ п Наименование субъекта Российской Федерации Объем инвестиций в основной капитал (данные Росстата) Объем инвестиций в основной капитал на душу населения Объем инвестиций из-за рубежа (данные Банка России)

I пол. 2022 г, млрд. рублей Ранг (по объему) I пол. 2022 г. к I пол. 2022 г., % Ранг (по темпу роста) I пол. 2022 г., тыс. руб. Ранг 2022 г., млн. долл. США 2022 г к 2022 г., % Ранг (по объему)

1 Республика Башкортостан 117,2 2 97,5 6 28,8 3 209 51,7 6

2 Республика Марий Эл 12,1 14 56,3 14 17,6 11 4 60,3 14

3 Республика Мордовия 16,1 13 90,6 8 20,0 10 9 736,9 13

4 Республика Татарстан 219,1 1 101,6 3 56,7 1 1 319 244,1 2

5 Удмуртская Республика 33,3 8 105,9 1 21,9 8 171 49,0 7

6 Чувашская Республика 19,4 12 85,9 9 15,7 14 43 81,0 11

7 Пермский край 88,0 4 99,5 5 33,4 2 2 867 281,4 1

8 Кировская область 21,2 11 94,8 7 16,3 13 47 1049,9 10

9 Нижегородская область 72,6 5 84,3 11 22,3 7 902 73,3 3

10 Оренбургская область 54,5 6 85,0 10 27,3 5 54 38,4 9

11 Пензенская область 23,5 10 67,9 13 17,4 12 21 48,7 12

12 Самарская область 90,8 3 76,3 12 28,3 4 275 32,6 4

13 Саратовская область 50,0 7 105,8 2 20,1 9 83 48,8 8

14 Ульяновская область 32,5 9 100,3 4 25,8 6 264 120,8 5

Приволжский федеральный округ 850,1 92,1 28,6 6 267 124,7

Российская Федерация 5302,7 95,7 36,2 132130 90,3

Источник: Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе : Режим доступа: http://pfo.gov.ru/district/invest/

В рамках внедрения Стандарта в Республике Татарстан был создан Инвестиционный совет, принята Инвестиционная декларация, утвержден порядок публичной оценки регулирующего воздействия действующих и принимаемых нормативных правовых актов, разработан и принят порядок сбора информации об инвестиционных объектах и объектах необходимой для инвестора инфраструктуры в рамках Геопортала, утвержден регламент взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности по содействию в реализации инвестиционных проектов на территории Республики Татарстан по принципу «одного окна» [17].

В соответствии с Посланием Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (12 декабря 2022 г.) начата работа по формированию Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации [18].

Рейтинг позволяет учитывать оценку бизнеса практики правоприменения и эффективности реализации реформ в регионах. Рейтингом измеряется совокупность факторов, находящихся в компетенции региональных властей, т.е. фактически он оценивает непосредственные усилия региональной власти по улучшению инвестиционного климата. Рейтинг позволит оценить эффективность и прогресс внедрения мероприятий «дорожных карт» в регионах, Регионального инвестиционного стандарта, программ поддержки малого и среднего предпринимательства и выявить «слабые места» и лучшие практики [18].

Рейтинг оценивает эффективность действий региональных органов власти по созданию благоприятной бизнес-среды на территории региона (табл. 8).

Таблица 8 — Результаты рейтингования согласно показателям Национального рейтинга [18]

Показатели Национального рейтинга Регионы ПФО, вошедшие в лидирующую группу (группа А)

«Регуляторная среда» (оценка эффективности процедур регистрации предприятий, прав собственности, подключения к электросетям, выдачи разрешений и лицензий) Республика Татарстан, Чувашская Республика

«Институты для бизнеса» (качество регионального законодательства о защите прав инвесторов, уровень административного давления на бизнес, эффективность организационных механизмов поддержки бизнеса, качество информационной поддержки) Республика Татарстан, Ульяновская область, Пензенская область, Республика Мордовия, Республика Марий Эл

«Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры» (оценка качества и доступности инфраструктуры, качество и доступность финансовой поддержки, трудовых ресурсов, эффективность процедур постановки на кадастровый учет и качество территориального планирования) Республика Татарстан

«Эффективность поддержки субъектов малого предпринимательства» (оценивается уровень развития малого предпринимательства в регионе, качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки СМП, эффективность финансовой и нефинансовой поддержки СМП). Пензенская область, Нижегородская область.

В 2022 г на Петербургском международном экономическом форуме были озвучены итоги Национального рейтинга, который составлен по итогам анализа деятельности 76 субъектов Российской Федерации. Самые высокие оценки получили (по интегральному показателю): Республика Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области.

Результаты рейтинга позволяют выделить не только лидеров по отдельным показателям и направлениям, но и стимулировать регионы к более сбалансированному развитию и реализации мер по улучшению инвестиционного климата на системной основе.

Заключение

По итогам мониторинга инвестиционной деятельности регионов Приволжского федерального округа можно сделать вывод, что в целом он обладает значительным потенциалом для активизации инвестиционного процесса, развития деловой активности и реализации масштабных инвестиционных проектов. Проведенный мониторинг позволил определить эффективность инвестиционной деятельности в регионах Приволжского федерального округа, приоритетные направления реальных вложений в отрасли производства, выявить сложившиеся тенденции в экономике исследуемых регионов.

Дальнейшие исследования авторов будут посвящены разработке механизма воздействия на инвестиционные процессы и инструменты контроля за эффективностью использования инвестиционных ресурсов.

Библиографический список:

1. Теория и методология управления инвестиционными процессами в регионах России на основе оценки их интегральной эффективности. Автореферат докт. дисс. Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a1016.php

2. Мониторинг инвестиционной деятельности. Режим доступа: http://books.house/prava-teoriya/monitoring-investitsionnoy-deyatelnosti-19261.html

3. Программа «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.» Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6648235/

4. Инвестиционная карта Республики Башкортостан. Режим доступа: invest.bashkortostan.ru

5. Официальный сайт Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области. Режим доступа: http://www.economy.samregion.ru

6. Сервис статистики. Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php

7. «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» (утв. Правительством РФ 19 июня 2009 г.) Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6648235/

8. Инвестиционная карта республики Татарстан. Режим доступа: http://www.invest.tatar.ru/ru/#start

9. Заседание экспертной группы АСИ по мониторингу внедрения регионального инвестиционного стандарта в Республике Татарстан. Режим доступа: http://investstandart.ru/

10. Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» Режим доступа: http://biznes-bolika.ru/document/917031224?block=2

11. Инвестиционная стратегия Чувашской Республики до 2020 года. Режим доступа: http://investchr.ru/upload/Investicionnaja_strategija-1423141818-0.pdf

12. Государственная программа Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2022 -2020 гг.» Режим доступа: http://biznes-bolika.ru/document/473608691

13. Официальный сайт Росстата. Режим доступа: http://www.biznes-bolika.ru/

14. Стрижова Ю. С. Иностранные инвестиции в российской экономике // Вопросы экономики и управления. — 2022. — №1. — С. 9-12.

15. Фетисов ГГ., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 416 с.

16. Официальный сайт аккредитованного рейтингового агентства «Эксперт РА». Режим доступа: http://raexpert.ru/

17. Сайт МЭРИТ Самарской области. Режим доступа: http://www.investinsamara.ru/

18. Инвестиционный Стандарт внедрен в 36 регионах России. Режим доступа: http://news16.ru/403459

19. Результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/climate/improvement/202204200

References

1. Theory and methodology of management of investment processes in the Russian regions based on their assessment of the effectiveness of the integrated. Abstract of Doctor. diss. [Teorija i metodologija upravlenija investicionnymi processami v regionah Rossii na osnove ocenki ih integral’noj jeffektivnosti. Avtoreferat dokt. diss.]. Access: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a1016.php

2. Investment Activity Monitoring [Monitoring investicionnoj dejatel’nosti]. Access: http://books.house/prava-teoriya/monitoring-investitsionnoy-deyatelnosti-19261.html

3. The program «Strategy of socio-economic development of the Volga Federal District until 2020» [Programma «Strategija social’no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal’nogo okruga na period do 2020 g.»]. Access: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6648235/

4. Investment Map of the Republic of Bashkortostan [Investicionnaja karta Respubliki Bashkortostan]. Access: invest.bashkortostan.ru

5. The official website of the Ministry of Economic Development of Investments and Trade of Samara Region. [Oficial’nyj sajt Ministerstva jekonomicheskogo razvitija investicij i torgovli Samarskoj oblasti]. Access: http://www.economy.samregion.ru

6. Statistics Service [Servis statistiki]. Access: http://newsruss.ru/doc/index.php

7. «The program of anti-crisis measures of the Russian Federation for 2009» (approved by the RF Government of June 19, 2009.) [«Programma antikrizisnyh mer Pravitel’stva Rossijskoj Federacii na 2009 god» (utv. Pravitel’stvom RF 19 ijunja 2009 g.)]. Access: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6648235/

8. Investment Map of the Republic of Tatarstan [Investicionnaja karta respubliki Tatarstan]. Access: http://www.invest.tatar.ru/ru/#start

9. The Expert Group Meeting on ASI monitoring the implementation of regional investment standards in the Republic of Tatarstan [Zasedanie jekspertnoj gruppy ASI po monitoringu vnedrenija regional’nogo investicionnogo standarta v Respublike Tatarstan]. Access: http://investstandart.ru/

10. The program «Development and deployment of the productive forces of the Republic of Tatarstan on the basis of cluster approach to 2020 and for the period till 2030». [Programma «Razvitie i razmeshhenie proizvoditel’nyh sil Respubliki Tatarstan na osnove klasternogo podhoda do 2020 goda i na period do 2030 goda»]. Access: http://biznes-bolika.ru/document/917031224? block=2

11. The investment strategy of the Chuvash Republic till 2020. [Investicionnaja strategija Chuvashskoj Respubliki do 2020 goda]. Access: http://investchr.ru/upload/Investicionnaja_strategija-1423141818-0.pdf

12. The State Programme of the Chuvash Republic. «Economic development and innovative economy for 2022 -2020 years». [Gosudarstvennaja programma Chuvashskoj Respubliki Jekonomicheskoe razvitie i innovacionnaja jekonomika na 2022-2020 gg]. Access: http://biznes-bolika.ru/document/473608691

13. Official site of Rosstat [Oficial’nyj sajt Rosstata]. Access: http://www.biznes-bolika.ru/

14. Strizhova Ju. S. Foreign investment in the Russian economy [Inostrannye investicii v rossijskoj jekonomike]. Questions of economy and management. №1. pp. 9-12.

15. Fetisov G.G., Oreshin V.P. Regional economics and management. Textbook [Regional’naja jekonomika i upravlenie. Uchebnik]. M . INFRA-M, 2008. 416 p.

16. The official website of the accredited «Expert RA» rating agency [Oficial’nyj sajt akkreditovannogo rejtingovogo agentstva «Jekspert RA»]. Access: http://raexpert.ru/

17. Website MERIT Samara region [Sajt MJeRIT Samarskoj oblasti]. Access: http://www.investinsamara.ru/

18. Investment standard implemented in 36 regions of Russia [Investicionnyj Standart vnedren v 36 regionah Rossii]. Access: http://news16.ru/403459

19. The results of the National rating of the state of the investment climate in the Russian Federation. [Rezul’taty Nacional’nogo rejtinga sostojanija investicionnogo klimata v subektah Rossijskoj Federacii]. Access: http://economygov.ru/minec/activity/sections/climate/improvement/202204200

Отправить статью мне на email

Про бизнес:  Брокерский счет: плюсы и минусы, подводные камни, риски, доходность
Оцените статью
Бизнес Болика