Влияние инвестиций на экономическое развитие РФ

Влияние инвестиций на экономическое развитие РФ Инвестиции

Курсовая работа на тему «иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики» | курсовые работы «экономика»

Введение
Глава 1. Сущность иностранных инвестиций, их классификация и роль в развитии современной экономики
1.1. Иностранные инвестиции: сущность, формы
1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие Республики Беларусь
Глава 2. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в Республике Беларусь
Глава 3. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь и оценка инвестиционного климата государства
3.1. Мировые тенденции в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций
3.2. Виды, формы прямых иностранных инвестиций и направления их привлечения в Республике Беларусь
3.3. Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь
3.4. Факторы, негативно влияющие на инвестиционный климат Республики Беларусь
3.5. Основные направления улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Транснациональные корпорации с наибольшими зарубежными активами (по данным за 2022 г.)

Введение

Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в белорусскую экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою научную и практическую значимость до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике Республики Беларусь в трансформационный период, страна проигрывает конкуренцию многим государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала.

Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) в январе-октябре 2022 г. составили всего 1,3 млрд. долларов США при прогнозе на 2022 г. 6,4–6,5 млрд. долларов США [6]. Планируется обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги)) в 2022 году в размере 3,7 млрд. долларов США.

В настоящее время суммарный объем поступивших в Республику Беларусь иностранных инвестиций превысил 18 млрд. долларов США, однако, их недостаточно для устойчивого развития и структурной модернизации белорусской экономики.

В современных условиях глобализации повышаются актуальность исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели и разработки методических подходов к оценке вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках.

Также возрастает потребность в обосновании эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит увеличить отдачу иностранных инвестиций, прежде всего, выражаемую в темпах прироста валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Республики Беларусь, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для развития предпринимательства.

Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества Республики Беларусь является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Выработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста.

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики Республики Беларусь на современном этапе.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
  • исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
  • проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
  • исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций Республики Беларусь;
  • исследовать особенности инвестиционного климата в Республике Беларусь на современном этапе;
  • проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в Республике Беларусь;
  • обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Республики Беларусь.

В соответствии с поставленными задачами в работе выделяются три главы.

Первая глава — раскрывает основное теоретическое содержание инвестиций (сущность, классификацию) и оценку инвестиций: роли и основным методам экономической оценки.

Вторая глава — посвящена анализу структуры и диамики иностранных инвестиций.

В третьей главе — рассмотрены основные нормативные акты, регламентирующие деятельность по привлечению и использованию инвестиций в Республике Беларусь, приведен анализ тенденций развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, определены основные проблемы совершенствования инвестиционной деятельности в современных условиях.

При написании работы использованы нормативные документы  Республики Беларусь, научные публикации, учебная литература по курсу «Макроэкономика», «Финансирование и кредитование инвестиций».

1. Сущность иностранных инвестиций, их классификация и роль в развитии современной экономики

1.1. Иностранные инвестиции: сущность, формы

Международный переток капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации – инвестору.

В наиболее общем виде инвестиции могут быть определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли.

В экономической теории выделяются следующие основные функции инвестиций:

Регулирующая. Инвестиции способны корректировать процессы воспроизводства капитала и поддержание темпов их роста, развитие наиболее важных ключевых отраслей хозяйства, структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса и улучшать социальное благосостояние. Их регулирующая функция, фактически, распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывать все уровни и сферы жизнедеятельности общества.

Распределительная. Посредством инвестирования, в сущности, осуществляется распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности. Характер распределительных процессов непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. При этом инвестирование, как реализация отношений распределения, соответствует целям жизнедеятельности общества, выражает форму присвоения экономических благ, а также используется как способ разрешения общественных противоречий.

Стимулирующая. Инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники. В этой своей роли инвестиции, по сути, обслуживают развитие как таковое, определяют его темпы роста и качественные характеристики.

Индикативная. Реализация этой функции инвестиций позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.

Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.

Успешно распространять свои операции на зарубежные рынки компании позволяют: ее способность лидировать, умение организовать деятельность на внешних рынках, проводить маркетинговые исследования рынка, осуществлять эффективный финансовый менеджмент, обеспечивать себя необходимыми финансовыми ресурсами и способствовать развитию человеческих ресурсов.

В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования:

1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия).

2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

3. Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10 % акционерного капитала.

Как правило, главным источником прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) являются транснациональные корпорации (далее – ТНК). ТНК с наибольшими зарубежными активами представлены в приложении А.

Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.

1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитиеРеспублики Беларусь

Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития – будь-то промышленно развитая или наименее развитая страна.

Важность ПИИ значительно возросла в 1980 – 1990 годы, когда инвестиции стали рассматриваться в качестве одного из основных средств интеграции национальной экономики в мировое хозяйство на основе переноса производственных мощностей, перевода капитала, передачи технологии, управленческого опыта и навыков, инноваций в принимающую страну, нередко в более крупную экономику (чтобы достичь так называемого «эффекта масштаба»).

Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов.

Можно выделить два канала эффективности:

1. Выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что приводит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее рентабельными компаниями и способствует росту среднего уровня производительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране.

Иностранные инвесторы не получают экономических преимуществ от роста производительности труда в форме большей прибыли в отличие от резидентов принимающей страны, которые имеют более высокий средний уровень доходов за счет притока ПИИ.

Создание зарубежных филиалов и дочерних компаний способствует повышению среднего уровня производительности труда.

Различают две основные причины этого явления:

  • Зарубежные компании имеют более высокий уровень вложения капитала на единицу труда, что непосредственно влияет на рост производительности труда.
  • Как правило, зарубежные компании – более крупные структуры (по сравнению с национальными фирмами) и содействуют росту производительности труда за счет так называемого «эффекта масштаба».

Кроме того, в зарубежных компаниях более высокий средний уровень заработной платы с учетом того, что некоторая доля роста средней производительности, связанная с притоком ПИИ, проходит через местные факторы производства;

2. Второй канал эффективности иностранных инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний. Деятельность последних побуждает национальные фирмы работать эффективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм содействует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т. н. показательного (или демонстрационного) эффекта.

Про бизнес:  Аналитика и особенности применения вкладов в имущество

ТНК предоставляют принимающей стране свои международные каналы закупок, производства и сбыта, что создает условия для доступа на мировой рынок национальных фирм и расширению или, напротив, сокращению их связей с местными поставщиками.

Как правило, ТНК реинвестируют большую часть полученной прибыли в дочерние компании и меньшую часть прибыли вывозят за рубеж. Т. е. в отличие от местных фирм они имеют более высокую способность оставлять полученные прибыли для реинвестирования в принимающей стране. Это также содействует более высокому уровню формирования капитальных фондов в национальной экономике.

Даже когда ТНК используют национальные источники финансирования капиталовложений, их экспансия может осуществляться на основе формирования капитала, если она не ведет к вытеснению местных производителей.

Эффект зарубежных инвестиций на экономическое развитие принимающей страны:

1. ПИИ могут увеличить объем совокупного капитала, а значит, содействовать экономическому росту. Однако необходимо, чтобы зарубежные инвестиции не вытесняли равные суммы национальных капиталов вследствие роста конкуренции на рынках;

2. ПИИ содействуют экономическому росту, если они более рентабельны или прибыльны по сравнению с национальными капиталовложениями;

3. Вклад ПИИ в увеличение экономического роста возможен только в условиях наличия связи между ПИИ и уровнем квалификации трудовых ресурсов.

ПИИ – основной канал передачи передовой технологии развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Но негативную роль могут сыграть отдельные факторы. Например, в условиях протекционистской торговой политики ПИИ могут быть единственным путем доступа на внутренний рынок в отличие от традиционного экспорта товаров в принимающую страну. Аналогично правительство может предложить стимулы иностранным инвесторам, чтобы стимулировать ПИИ в целях пополнения валютных резервов и развития конкретных отраслей, являющихся стратегическими с точки зрения промышленной политики. Следствием такой политики может быть приток ПИИ.

Эффект ПИИ на экономическое развитие зависит от уровня квалификации рабочей силы в принимающей стране. Существует тесная взаимосвязь между ПИИ и уровнем образования занятых лиц. ПИИ, как сказано выше, – основной канал передачи технологии, а ее реализация требует соответствующего уровня подготовки местных кадров, которые могут эффективно работать с передовыми технологиями. Это, в свою очередь, определяет влияние зарубежных капиталовложений на трудовые ресурсы – на уровень занятости, на стоимость оплаты труда, а также на рост квалификации.

Наряду с положительными эффектами ПИИ в частности и капитала в целом на экономическое развитие и рост экономики принимающей страны есть и потенциальные негативные эффекты:

  • вытеснение национальных капиталов и компаний (т. н. эффект «crowding out»);
  • содействие оттоку капитала из страны на основе трансфертного ценообразования.

2. Анализ структуры и динамики иностранных инвестиций в Республике Беларусь

За 2022 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 18,9 млрд. долларов США инвестиций.

Инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (50 % от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (23,3 %), Кипра (6,6 %), Австрии (5,1 %).

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (28,0 % от всех поступивших инвестиций), транспорта (25,0 %), промышленности (21,0 %) (приложение В).

 Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 70,2 % от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с 2022 годом валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,1 раза (приложение Г). Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (90,8 % от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за 2022 год составила 11,6 млрд. долларов США, что в 2,3 раза больше, чем за 2022 год.

Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (45 % от всех прямых инвестиций), транспорта (42,8 %), промышленности (7 %).

Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (54,4 % от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 30,4 % валового объема прямых инвестиций, Украины – 4,2 %, Кипра – 2,6 %.

Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 5,6 млрд. долларов США, или в 1,6 раза больше, чем за 2022 год. На их долю приходилось 29,8 % от всего валового поступления иностранных инвестиций.

За 2022 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (76,0 %) (приложение Д). На организации Минской области приходилось 9,8 % валового поступления иностранных инвестиций, Гомельской области – 7 %.

3. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь и оценка инвестиционного климата государства 

3.1. Мировые тенденции в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций

 Лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций в мире согласно Докладу о мировых инвестициях, 2022 год (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию), являются США (18,4 процента от мирового притока в 2022 году), Китай (8,5 %), Гонконг (5,5 %), Бельгия (5 %), Бразилия (3,9 %), Германия (3,7 %), Великобритания (3,7 %), Россия (3,3 %), Сингапур (3,1 %), Франция (2,7 %).

Главными инвесторами выступают США (24,9 процента от мирового оттока), Германия (7,9 %), Франция (6,4 %), Гонконг (5,7 %), Китай (5,1 %), Швейцария (4,4 %).

В 2022 году впервые развивающиеся страны освоили почти половину глобального притока прямых иностранных инвестиций. Они достигли также рекордных уровней по вывозу прямых иностранных инвестиций, что свидетельствует о растущей значимости развивающихся стран для мировой экономики.

Крупнейшими регионами размещения прямых иностранных инвестиций становятся Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия, что обусловлено экономическим ростом, процессами приватизации и либерализации. Лидерами по привлечению прямых иностранных инвестиций здесь выступают Китай (31,3 процента от общего притока прямых иностранных инвестиций в регионе), Гонконг (16 %), Саудовская Аравия (11,7 %), Индия (11,4 %), Сингапур (5,6 %).

Основными инвестиционными донорами являются Гонконг (29,6 процента от общего оттока прямых иностранных инвестиций в регионе), Китай (27,2 %), Индия (4,9 %), Кувейт (4,9 %), Южная Корея (3,4 %).Среди стран Юго-Восточной Европы и государств – участников СНГ основными получателями прямых иностранных инвестиций являются Россия (60,4 процента от притока прямых иностранных инвестиций в регионе), Казахстан (14,6 %), Украина (9,5 %), а основным экспортером – Россия (85,3 %).

Беларусь привлекла в 2022 году лишь 2 % прямых иностранных инвестиций, приходящихся на регион. Самыми крупными инвесторами в странах Юго-Восточной Европы и СНГ являются США, Германия, Франция, Австрия.Среди государств – участников СНГ наиболее привлекательные для инвесторов страны с богатыми природными ресурсами, а в Европейском союзе – с развитой инфраструктурой.ТНК все активнее взаимодействуют с развивающимися странами и странами с переходной экономикой, используя все более широкий спектр моделей производства и инвестиций, таких как подрядное промышленное и сельскохозяйственное производство, перевод на внешний подряд услуг, франчайзинг и лицензирование.

Эти относительно новые явления открывают перед развивающимися странами и странами с переходной экономикой возможности для углубления их интеграции в стремительно эволюционирующую глобальную экономику, укрепления их производственного потенциала и повышения международной конкурентоспособности.По прогнозу Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2022 году потоки прямых иностранных инвестиций будут увеличиваться и достигнут 1,4–1,6 трлн. долларов США, или своего докризисного уровня.

Ожидается, что в 2022 году они вырастут до 1,7 трлн. долларов США, а в 2022 году достигнут 1,9 трлн. долларов США – пикового уровня 2007 года. Продолжающаяся корпоративная и промышленная реструктуризация, рост котировок на фондовых рынках и постепенный вывод средств государств из капитала финансовых и нефинансовых компаний, участие в котором использовалось в качестве меры поддержки во время кризиса, денежные авуары, имеющиеся у ТНК, открывают новые инвестиционные возможности для компаний во всем мире.

Вместе с тем посткризисное состояние деловой среды сопряжено со множеством факторов неопределенности. Подъему в сфере прямых иностранных инвестиций все еще могут помешать такие факторы риска, как непредсказуемость глобальной системы экономического управления, возможный широкомасштабный кризис суверенного долга и дисбалансы в бюджетах и финансовых секторах некоторых развитых стран, а также рост темпов инфляции и перегрев экономики стран с формирующимися рынками.

Больше всего прямые иностранные инвестиции в 2022 году под воздействием кризиса снизились в сфере услуг. Сокращение отмечалось во всех основных отраслях услуг (деловые услуги, финансы, транспорт и связь, а также коммунальная сфера), хотя и разными темпами.Один из крупнейших показателей сокращения потоков прямых иностранных инвестиций отмечен в финансовом секторе.

Доля прямых иностранных инвестиций, приходящаяся на обрабатывающую промышленность, увеличилась почти до половины всего объема прямых иностранных инвестиций. Вместе с тем в отраслях обрабатывающей промышленности, чувствительных к циклам деловой активности, таких как металлургия и электронная промышленность, инвестиции сократились.

Химическая промышленность (включая фармацевтическую) демонстрировала свою сопротивляемость на протяжении всего кризиса, а в таких отраслях, как производство продовольствия, напитков и табака, текстильных изделий и предметов одежды, а также автомобилестроение, в 2022 году наметилось оживление.

Прямые иностранные инвестиции в отрасли добывающей промышленности, не пострадавшей во время кризиса, в 2022 году сократились.

Кроме того, наметились следующие тенденции в мировых инвестиционных процессах:

  • растет приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой и развивающиеся страны;
  • операции в сфере трансграничных слияний и поглощений играют первостепенную роль в политике мировых прямых иностранных инвестиций;
  • возрастает значение частных фондов прямых инвестиций и других коллективных инвестиционных фондов в сфере трансграничных слияний и поглощений;
  • отмечается рост производства товаров и услуг ТНК;
  • прогнозируется возможное ухудшение инвестиционного климата, что во многом связано с мировым кризисом и усилением протекционизма в развитых странах.

 3.2. Виды, формы прямых иностранных инвестиций и направления их привлечения в Республике Беларусь

Прямые иностранные инвестиции включают следующие виды:

  • вклад в уставный фонд (в форме материальных и нематериальных активов, денежных средств);
  • аймы, кредиты, финансовый лизинг, иные виды финансовых инструментов, полученные от инвестора;
  • прочие прямые инвестиции (стоимость оборудования, переданного прямым инвестором организации, кроме взносов в уставный фонд;
  • суммы задолженности за товары, работы, услуги прямому инвестору, включая задолженность по договорам оперативного лизинга и договорам аренды).

Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Республики Беларусь является создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов «green field», что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики.

Про бизнес:  Как эффективнее накопить на старость: сдавая квартиру или покупая фонды? :: Новости :: РБК Инвестиции

Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов «brown field» – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны. При этом приватизация в Республике Беларусь проводится в соответствии с трехлетними планами приватизации, а на примере восьми открытых акционерных обществ государственным учреждением «Национальное агентство инвестиций и приватизации» будут внедрены и отработаны передовые технологии осуществления приватизационных сделок по продаже малых и средних предприятий стратегическому инвестору.

Конечной целью является создание прозрачной, открытой и понятной системы управления приватизацией, разработка четкой коммуникационной стратегии привлечения прямого инвестора и взаимодействия с ним, популяризация основных преимуществ и выгод, создание положительного имиджа приватизации, внедрение эффективной пошаговой схемы и технологии приватизации государственных организаций – от подготовки к продаже в целях получения максимальной прибыли до постпродажного мониторинга проекта и оценки полученных от него экономических и социальных выгод.

Республика Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих деятельность в сфере производства высокотехнологичных продуктов и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт.

С учетом приоритетности вложения средств иностранных инвесторов определены следующие направления привлечения прямых иностранных инвестиций:

1. В высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био- и нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии);

2. В создание и развитие кластеров – объединенной на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей и сосредоточенной на определенной территории группы организаций, обеспечивающей конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках;

3. В традиционные виды экономической деятельности (химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, транспорт и связь, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность).

Прямые иностранные инвестиции необходимо направить в импортозамещающие производства, имеющие одновременно и экспортоориентированный потенциал (продукция пищевой промышленности, фармацевтика и медицина, автокомпоненты и запасные части, аудио- и видеоэлектроника, пестициды и гербициды).

3.3. Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь

Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешней экономической политики Республики Беларусь. Анализ статистических бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2022 год показал, что объем привлеченных прямых иностранных инвестиций увеличился с 451,3 млн. долларов США до 5569,4 млн. долларов США (рост в 12,3 раза).

Доля прямых иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь, в общемировом объеме прямых иностранных инвестиций составила в 2022 году 0,11 % (данные Доклада о мировых инвестициях, 2022 год (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию).Постоянный рост прямых иностранных инвестиций в экономику республики сказался на увеличении их объемов на душу населения с 47 долларов США в 2005 году до 587 долларов США в 2022 году.

Однако этот показатель значительно меньше, чем в ряде стран Восточной Европы.В общем объеме прямых иностранных инвестиций основная доля приходится на прочие прямые иностранные инвестиции – 92,1 процента. Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов, составляют 4,7 %, прямые иностранные инвестиции в уставный капитал – около 3,1 %, финансовый лизинг – 0,1 %.В 2005–2022 годах иностранные инвесторы вкладывали капитал преимущественно в развитие торговли и общественного питания – 18 млрд. долларов США, транспорта и связи – 8 млрд. долларов США, промышленности – 1,4 млрд. долларов США.

На эти сферы пришлось около 74 % общего объема прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику страны за указанный период.Основными странами – донорами прямых иностранных инвестиций в экономику республики в 2005–2022 годах являлись Россия (64 процента общего объема прямых иностранных инвестиций), Швейцария (19,7 %), Кипр (4,4 %), Германия (1,7 %), Великобритания (1,4 %), США (1,2 %).Число организаций с иностранным капиталом, работающих в стране, увеличилось с 3545 на 1 января 2005 г. до 5876 на 1 января 2022 г.

Значительный интерес у иностранных инвесторов в последние годы отмечается:

  • к банковской сфере;
  • транспортной инфраструктуре;
  • оптовой торговле промышленными и продовольственными товарами;
  • пивоварению;
  • производству строительных материалов;
  • производству продуктов питания;
  • фармацевтике.

В настоящее время в республике функционируют следующие крупнейшие ТНК:

1. В банковской сфере:

  • Сбербанк (Россия);
  • ВТБ Банк (Россия);
  • Raifeisen International Bank-Holding (Австрия).

2. В нефтяной сфере:

  • Лукойл (Россия);
  • TNK-BP Holding (Россия);
  • Татнефть (Россия).

3. В сфере дистрибуции:

4. В сфере телекоммуникаций, IT, рекламы:

  • АФК Система (Россия);
  • Вымпелком (Россия).

5. В сфере производства строительных материалов:

6. В сфере фармацевтики:

  • Fresenius (Германия) и другие.

Однако вклад частного сектора в валовой внутренний продукт остается незначительным – лишь 30 %, тогда как в других странах данный показатель составляет от 65 до 80 %. Незначительного прогресса Беларусь достигла в приватизации. Несмотря на то, что начиная с 2008 года процессу приватизации решено придать плановый характер, ее темпы являются неудовлетворительными.

Так, в 2008–2022 годах запланирована продажа акций 409 открытых акционерных обществ, фактически состоялось 77 сделок, в том числе 18 сделок с акциями этих открытых акционерных обществ.

Важной предпосылкой для привлечения инвестиций и продвижения экспорта служит двусторонняя нормативная правовая база между Республикой Беларусь и другими странами.

Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, по 30 соглашениям ведется работа по заключению. Созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере придорожного сервиса.

В целях создания прозрачных и комфортных условий для иностранного инвестора, в частности предоставления дополнительных гарантий по защите иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, активизирована работа с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, 15 июля 2022 г. ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 года, 29 июля 2022 г. подписаны базовые соглашения между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты.

31 декабря 2022 г. ратифицировано Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком, благодаря чему открылись возможности для получения финансирования в форме кредитов и банковских гарантий со стороны данного банка, а также финансирования инвестиционных проектов этим банком совместно с другими международными финансовыми организациями. Ведутся переговоры по подписанию соглашений с Северной экологической финансовой корпорацией.

Для совершенствования работы с инвесторами и повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь образовано государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации». Созданные в Республике Беларусь условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций позитивно оцениваются международными организациями.

В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса-2022» по индексу легкости ведения бизнеса Беларусь заняла 69-е место из 183 стран, поднявшись с 91-го места в 2022 году (с учетом произошедшей корректировки методологии определения рейтингов). Для сравнения Российская Федерация занимает 120-е место, Украина – 152-е. По итогам доклада «Ведение бизнеса-2022» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов за последние 6 лет и замыкает тройку наиболее активных стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса.Беларусь добилась значительного прогресса по трем показателям: «Уплата налогов» – 156-е место (183-е в докладе «Ведение бизнеса-2022»), «Защита инвесторов» – 79-е место (108-е) и «Ликвидация компаний» – 82-е место (98-е).

Отмечены успехи по показателю «Регистрация собственности» – 4-е место в мире (6-е в докладе «Ведение бизнеса-2022»). В новом рейтинге Беларусь поднялась с последнего места по показателю «Налогообложение», по которому в течение ряда последних лет занимала 183-е место. В перечень показателей доклада «Ведение бизнеса-2022» включен новый показатель «Доступ к электроэнергии», по которому Беларусь занимает 175-е место, и это самый низкий уровень среди показателей республики, требующий оперативного принятия комплекса мер в данной сфере. Кроме того, принятые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и выбранный курс Правительства Республики Беларусь на либерализацию экономических отношений получили признание в ежегодном докладе Всемирного банка о регулировании прямых иностранных инвестиций в государствах мира «Инвестиции без границ-2022».

Беларусь заняла 54-е место в данном рейтинге, оценивающем факторы процветания с точки зрения их влияния на экономический рост и долгосрочное благополучие населения. В этом рейтинге Беларусь обошла Россию (63-е место) и Украину (69-е место).

По индексу экономической свободы фонда «The Heritage Foundation» в 2022 году Беларусь поднялась на 150-е место (167-е место в 2009 году), по индексу восприятия коррупции – на 127-е место (151-е). Опрос руководителей 500 коммерческих организаций с иностранными инвестициями и представительствами иностранных компаний, из которых совместные предприятия составили 55 %, иностранные – 43,6 %, представительства иностранных компаний – 1,4 %, проведенный в 2022 году Белорусским государственным университетом совместно с государственным научным учреждением «Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь» в 29 населенных пунктах (областных и районных центрах, крупных городах), показал некоторое ухудшение инвестиционного климата в республике.

Так, более половины респондентов указали на следующие факторы, в наибольшей степени препятствующие притоку иностранных инвестиций: система валютного регулирования (74 % респондентов), нестабильность нормативно-правовой среды для бизнеса (61,4 %), система применения санкций за нарушение условий и порядка ведения бизнеса (56,6 %), уровень налоговой нагрузки (53 %), а также доступ к финансовым ресурсам, уровень развития консалтинговых и других деловых услуг.

К числу факторов, которые оценены респондентами как наиболее привлекательные, относятся порядок регистрации собственности, возможности развития производства новых товаров и услуг, условия приобретения и аренды недвижимости, система гарантий защиты прав собственности, качество транспортной инфраструктуры и логистики, условия закрытия бизнеса, регулирование ценообразования и иные.

Несмотря на то, что прямые иностранные инвестиции не стали одним из главных факторов экономического роста республики, высокие темпы развития экономики Беларуси в последние годы, социально-экономическая и политическая стабильность, активное сотрудничество с международными организациями создают предпосылки для привлечения иностранных инвестиций.

 3.4. Факторы, негативно влияющие на инвестиционный климат Республики Беларусь

Несмотря на все старания белорусских властей, многие эксперты и сами инвесторы отмечают уровень налоговой нагрузки, как один из самых неблагоприятных факторов белорусского инвестиционного климата. Даже иностранные инвесторы, имеющие значительные привилегии, все еще негативно отзываются о белорусской системе налогообложения.

Про бизнес:  Формы и методы финансирования инвестиционных проектов

Вторым негативным факторов, являются условия получения финансовой поддержки или льгот со стороны государства. Зачастую инвесторы недовольны тем, что государство создает неравные условия хозяйствования. Государственные предприятия имеют преференции не только по доступу к кредитным ресурсам, но также по доступу на внутренний рынок, по участию в программе государственных закупок. Даже тарифы, условия аренды для иностранцев выше, чем для резидентов.

Еще одним негативным фактором является уровень бюрократии в стране. О данной проблеме говорят уже на протяжении многих лет, однако государство пытается устранить последствия проблемы, а не ее причины. Часто, перспективные инициативы «сверху» (принцип «одного окна» и т. д.) гибнут из-за формализованности местных властей. Иностранные инвесторы недовольны законотворческой деятельностью министерств, Палатой представителей национального собрания и Администрации Президента. Пугают инвесторов даже не сами законопроекты, а то с какой скоростью они сменяют друг друга, внося суматоху в бизнес круги.

3.5. Основные направления улучшения инвестиционного климата в Республике Беларусь

Улучшение инвестиционного климата осуществляется на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций.

В целях привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация комплекса мер по следующим направлениям: 

  1. Реформирование государственного сектора.
  2. Отношений собственности.
  3. Приобретения недвижимости и земли.

Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.

Изменение структуры экономики повысит эффективность ее функционирования, конкурентоспособность продукции на внешних рынках, расширит возможности привлечения прямых иностранных инвестиций. Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.

Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме. Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другое.

Государственно-частное партнерство может реализовываться в таких формах, как реконструкция – эксплуатация – передача, строительство – владение – управление, проектирование – строительство – владение – управление – передача, концессия, и иных. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (в случаях концессии – концессионных договоров).

В целях реформирования отношений собственности планируются предоставление гражданам Республики Беларусь и негосударственным юридическим лицам при выкупе земельных участков в частную собственность права на зачет платы за право заключения договора аренды земельного участка, ранее уплаченной за будущий срок аренды, в стоимость его приобретения, определение порядка передачи эксплуатирующим организациям завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории свободных экономических зон.

Предоставление Правительству Республики Беларусь полномочий самостоятельно проводить реструктуризацию задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский бюджет, связанным с получением долей (акций), приобретенных в процессе приватизации у государства;- совершенствование системы налогообложения посредством снижения ставки налога на прибыль до 18 %, а также совершенствование налогового администрирования в целях снижения временных и трудовых затрат на уплату налогов за счет дальнейшего распространения системы электронного декларирования, расширения сферы его применения.

Обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и организация подготовки и переподготовки специалистов в области ведения этого учета, а также проведения дополнительной правовой оценки норм законодательства Республики Беларусь, гарантирующих инвесторам возможность использования судебных и досудебных процедур для защиты своих прав;- развитие финансового рынка (принятие мер по совершенствованию секторов финансового рынка – банковского и страхового, рынка ценных бумаг).

В этих целях необходимы внедрение современных стандартов надзора за осуществлением страховой деятельности, соответствующих международным принципам, повышение капитализации страховых организаций, в том числе за счет привлечения иностранного капитала, а также обеспечение дальнейшего развития национальной системы страхования и перестрахования, создание благоприятных условий для привлечения в нее иностранных инвестиций, включая снятие ограничений на участие страховых организаций, в том числе с иностранными инвестициями, в проведении отдельных видов обязательного страхования;- оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли.

В целях создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования;- создание положительного инвестиционного имиджа Беларуси.

Для стимулирования деятельности иностранных инвесторов необходимо:

1. Создание и обеспечение системы предоставления полной, актуальной и постоянно обновляемой информации для инвесторов о возможностях и условиях инвестирования и об изменении инвестиционного климата (в том числе создание базы данных инвестиционных проектов и популяризация реальных успешных примеров инвестирования, пропагандирование привлекательности высокотехнологичных секторов белорусской экономики).

2. Оказание содействия организациям Республики Беларусь в установлении контактов с потенциальными партнерами и иностранными инвесторами;В соответствии с названными направлениями предусмотрены мероприятия по улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь.

Заключение

Таким образом, цели, поставленные во введении курсовой работы, достигнуты. Раскрыты понятия инвестиционного климата и методик его оценки, рассмотрены особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь на современном этапе, проведен анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь, высказаны ряд рекомендаций по улучшению инвестиционного климата.

Текстовые высказывания подкреплены графическими изображениями, приложенными к курсовой работе.

Проведенное исследование приводит к выводам:

  1. Имеется тенденция улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь в целом и отдельных факторов.
  2. Инвесторы незамедлительно реагируют на все изменения инвестиционного климата.
  3. Наблюдается рост числа инвесторов, ожидающих улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь и желающих расширять бизнес в Республике Беларусь.
  4. Существенно проявляются региональные противоречия: «центр-периферия» и «запад-восток», то есть центральные и западные регионы Республики являются более привлекательными по оценкам инвесторов.
  5. В большинстве компаний с иностранным капиталом (52,6%) в республике инвестировали страны непосредственные соседи, они менее критичны к инвестиционному климату Республики Беларусь по сравнению с остальными.

Основными путями улучшения институциональных факторов (краткосрочная и среднесрочная стратегия реформирования ПИИ-политики) должны стать:

  • реформирование системы государственного регулирования экономики;
  • осуществление дальнейшей либерализации экономики;
  • реформирование инвестиционного законодательства для защиты иностранных инвестиций;
  • реформирование судебно-арбитражной системы;
  • формирование активной политики привлечения ПИИ в Республику Беларусь.

Основными путями улучшения экономических факторов (долгосрочная стратегия должны стать):

  • совершенствование торговой политики и региональной интеграции (в том числе со странами Европейского союза);
  • развитие инфраструктуры;
  • развитие сектора страховых услуг и финансового сектора, что способствует реализации наиболее эффективных и прибыльных проектов;
  • развитие консалтинговых и других деловых услуг;
  • совершенствование корпоративного управления;
  • развитие человеческого капитала (включая изучение иностранных языков) и др.

В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечения инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике.

С цель увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.

Все это должно сделать нашу страну привлекательны и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

Список использованных источников

1. Петрушкевич, Е. Влияние прямых иностранных инвестиций на развитие экономики Республики Беларусь//Банк. вестник. – 2009. — № 2. – с. 30-35.
2. Раковец, А. А. Иностранные инвестиции как элемент развития инновационной экономики//Вестник БГЭУ. – 2022. — № 2. – с. 35-40.
3. Тур, А. Н. Инвестиционный климат Беларуси: возможности и перспективы/А. Н. Тур// Вестник БГЭУ. – 2022. -№ 5.-С. 5-12.
4. Ульянова, Н. Механизм повышения инвестиционной привлекательности Беларуси//Банк.вестник. – 2007. — № 10. – с. 20-23.
5. Электронный ресурс. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/finvestment.php. Дата доступа: 18.02.2022.
6. Электронный ресурс. Исследовательская Группа BusinessForecast.by. Режим доступа: http://businessforecast.by/partners/publication/442/. Дата доступа: 20.02.2022.
7. Электронный ресурс. Список 2022 г. 500 глобальных компаний по версии журнала Fortune. Режим доступа: http://money.cnn.com/magazines/fortune/global500/2009/full_list/. Дата доступа: 20.02.2022.
8. Электронный ресурс. Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 18 января 2022 г. № 51/2 «Об утверждении стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2022 года». Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file4816334850364d29.PDF. Дата доступа: 20.02.2022.
9. Электронный ресурс. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/finance2.php. Дата доступа: 18.02.2022.
10. Электронный ресурс. Указ Президента Республики Беларусь № 590 от 23 декабря 2022 г. «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2022 год». Режим доступа: http://www.belta.by/ru/articles/officially?cat_id=1487. Дата доступа: 18.02.2022.
11. Электронный ресурс. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/regions/f2.php. Дата доступа: 18.02.2022.
12. Электронный ресурс. Совет Министров Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.government.by/ru/content/4217. Дата доступа: 20.02.2022.

Приложение А

Таблица А.1. Транснациональные корпорации с наибольшими зарубежными активами (по данным за 2022 г.)

Оцените статью
Бизнес Болика