Теоретические основы финансово-кредитного механизма. сущность и понятие финансово-кредитного механизма
Финансовый рынок — это сфера функционирования финансово-кредитного механизма.
На практике сложилось понимание финансового рынка как трех взаимосвязанных сегментов:
- — рынок ценных бумаг;
- — рынок кредитов;
- — валютный рынок.
Прежде всего, коснемся некоторых теоретических вопросов, связанных с функционированием финансово-кредитного механизма, который является совокупностью форм и методов регулирования свободных товарно-денежных отношений. Такие отношения представляют собой сложнейшую систему, состоящую из многих элементов (подсистем), находящихся во взаимосвязи и обусловливающих друг друга. При этом каждая подсистема, в свою очередь, состоит из элементов (подсистем).
Важнейшее условие эффективного управления системой — выявление и практическое использование общего свойства всех ее элементов. Таким свойством в системе товарно-денежных отношений является стоимость. В качестве подсистем сюда входят система отношений по использованию стоимости в товарной форме (назовем ее, с некоторой условностью, системой товарных отношений) и система отношений в. связи с использованием стоимости в ее денежной форме (назовем ее системой денежных отношений). В сферу регулирования первой подсистемы входит весь комплекс проблем, связанных с движением товаров при помощи цен от производства до распределения, в сферу второй — регулирование движения денег от эмиссии через распределение и перераспределение до изъятия из обращения. Такой аспект рассмотрения товарно-денежных отношений основан на методологическом положении политэкономии, согласно которому раздвоение продукта на товар и деньги есть закон выражения продукта как товара.
Как продукт конкретного и абстрактного труда каждый товар представляет собой единство потребительской стоимости и стоимости. Это единство предопределяет неразрывную связь товарной и денежной форм стоимости. В то же время в сфере обращения, то есть на рынке, имеет место самостоятельное движение товарной и денежной форм стоимости.
Отличие финансовых и кредитных отношений от других экономических отношений заключается в том, что деньги используются здесь не только в функции меры стоимости, но и в функции либо средства платежа, либо средства обращения, то есть выступают как реальные деньги. Они служат непосредственным объектом финансовых и кредитных отношений, их материальным носителем. Государство, воздействуя на движение денежной формы стоимости, тем самым влияет и на движение ее в товарной форме, ибо каждая величина стоимости проявляется дважды: как товар, и как деньги. При этом деньги получают самостоятельное движение, не имеющее непосредственной связи с движением товара, но каждый раз они должны быть эквивалентом соответствующей массы стоимости, воплощенной в товарно-материальных ценностях. Эти эквивалентные отношения в практической жизни не всегда могут сохраняться. Отклонения в ту или иную сторону неизбежны, однако превышение объективно необходимы их отклонений влечет за собой отрицательные явления в экономике. Недостаток денег замедляет процесс реализации продукции и может превратиться в одну из причин спада производства. Излишек денег влечет за собой инфляцию со всеми сопутствующими негативными последствиями.
На практике все отношения, возникающие при движении и использовании реальных денег, называют финансовыми. Таково определение финансов в широком смысле слова. В методологическом же аспекте различаются две категории — «финансы» и «кредит».
Финансы — экономические отношения, возникающие в связи с относительно безвозвратным движением денег.
Функции финансов:
- 1) Распределительная;
- 2) Контрольная;
- 3) Регулирующая;
- 4) Стабилизирующая.
Кредит — экономические отношения, обусловленные движением денег на условиях возврата. Возвратность является специфическим свойством, присущим кредиту в отличие от финансов.
Кредит выполняет следующие функции:
- 1) Аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
- 2) Перераспределение денежного капитала;
- 3) Экономию издержек;
- 4) Ускорение концентрации и централизации капитала;
- 5) Регулирование экономики.
Граница между финансовыми и кредитными отношениями весьма подвижна, хотя в каждом конкретном акте движения денег она обозначается достаточно четко. Обладая самостоятельностью, эти отношения функционируют, предполагая и дополняя друг друга. Они настолько тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, что могут быть определены как финансово-кредитные отношения, а формы и методы их использования — как финансово-кредитный механизм.
Финансово-кредитный механизм выступает в качестве составной части единой финансово-кредитной системы, которая охватывает сферу финансово-кредитных отношений (объект финансово-кредитной системы), совокупность финансовых и кредитных органов (субъект финансово-кредитной системы).
Этот механизм обеспечивает возможность воздействия финансово-кредитных учреждений на финансово-кредитные отношения и создает необходимые предпосылки для перераспределения денег через:
- — бюджетную систему;
- — банковскую систему;
- — обращение ценных бумаг;
- — обмен национальной валюты на иностранную валюту.
Особенности финансово-кредитного механизма
Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма, который состоит из двух, подсистем: управляющей и управляемой.
Субъектом управления, т.е. управляющей подсистемой финансового менеджмента, являются финансовая служба и её отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры. В качестве основного объекта управления в финансовом менеджменте выступает денежный оборот фирмы, как непрерывный поток денежных выплат и поступления, проходящих через расчетный и другие счета фирмы. Управлять денежным оборотом — значит предвидеть его возможные состояния в ближайшей и отдаленной перспективе, уметь определять объем и интенсивность поступлений и расхода денежных средств, как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу.
Финансово-кредитный механизм — это способы использования финансово-кредитных ресурсов, а также форма организации финансов. Принципы функционирования: финансово-хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, соблюдение финансовой дисциплины и др., а также наличие правового (законодательные акты), нормативного (акты органов исполнительной власти) и информационного (внутренняя и внешняя экономическая информация) обеспечения. Также финансово-кредитный механизм — это воздействие на экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег для получения конечного результата.
В финансово-кредитном механизме соединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования.
Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:
- 1) Организация финансовых отношений;
- 2) Управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.
Содержание первой функции финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.
Действие второй функции финансового механизма выражается через функционирование финансового менеджмента.
Целью финансового механизма является:
- — Выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности компании, предприятия в целом и отдельных его производственно-хозяйственных звеньев;
- — Повышение доходов вкладчиков (акционеров), владельцев (собственников капитала) фирмы;
- — Нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении;
- — Постановка целей, отвечающая финансовым интересам объекта управления;
- — Принятие решения по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними;
- — Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах.
Содержание финансовых отношений в значительной степени определяется отраслевой принадлежностью предприятия. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру имущества, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования, состав и структуру финансовых ресурсов, размеры финансовых резервов. В финансово-кредитной системе выделяют финансово-кредитные инструменты.
Финансово-кредитный инструмент — любой контракт, результатом которого является появление определенной статьи в активах одной стороны контракта и статьи в пассивах другой стороны контракта. Финансовые инструменты — валюта, ценные бумаги и индексы их курсов.
Финансово-кредитными инструментами могут выступать различные вне оборотные и оборотные активы и, кроме того, финансовые, инвестиционные, заемные и другие виды аналогичных ресурсов с учетом их дисконтирования, либо наращения, прибыль, цены, налоги, амортизация, гарантии и др.
При этом к финансовым активам относят:
- Ш Денежные средства;
- Ш Контрактное право получать от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;
- Ш Контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;
- Ш Акции другого предприятия.
К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:
- — Выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;
- — Обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием.
Основные финансовые методы, которые представляют собой способ использования одного или нескольких финансовых инструментов:
- v Инвестирование;
- v Налогообложение;
- v Кредитование;
- v Страхование;
- v Аренда;
- v Лизинг;
- v Самофинансирование и финансирование.
Реализация финансово-кредитного механизма в ведущих отраслях области в развитых странах мира.
В каждой развитой стране с устоявшейся рыночной экономикой жилье и частные земельные участки, занятые этим жильем, являются важнейшим составным элементом национального богатства, а вложения граждан в недвижимость представляют собой едва ли не большую часть, материальных активов семейных хозяйств. Высокий и постоянно растущий уровень жизни населения, повышающиеся требования к качеству жизни, в том числе величине и комфортности жилища, делают жилищное строительство одной из приоритетных отраслей для различных форм финансирования и кредитной деятельности.
В России дела обстоят совершенно иначе. Жизненный уровень и качество жизни людей значительно отстают от показателей развитых стран Западной Европы, Северной Америки и др. Доля строительства в России составляет примерно 3—4% в структуре общенационального объема инвестиций в основной капитал; в абсолютном выражении в 2004 г. этот показатель составил 87,4 млрд. рублей.
В развитых же странах, где жилой фонд несравним с нашим по качеству и количеству, доля жилищного строительство в инвестициях, направляемых в основной капитал, на порядок выше нашей. В среднем по западным странам удельный вес жилищного строительства в общем объеме капиталовложений достигает 30—40%, в США этот показатель составляет около 23%. В абсолютном выражении инвестиции в жилищное строительство могут составлять в разных странах многие сотни миллиардов долларов.
Формы и источники финансирования жилищного строительства могут быть различными, но в западных странах они сводятся к трем основным направлениям. Во-первых, строительство жилья финансируется за счет собственных средств строительных компаний. Во-вторых, финансирование идет по каналам коммерческого кредитования строительных организаций. И, в-третьих, широко используется ипотечное кредитование частных застройщиков и покупателей готового жилья, как на первичном, так и на вторичном рынке. Более того, общий объем финансовых ресурсов жилищного строительства существенно расширяется за счет широкого обращения ипотечных ценных бумаг.
Основным и фундаментальным источником финансирования жилищного строительства в мире являются собственные средства строительных компаний. В России же дела обстоят совершенно иначе. Одна из особенностей строительной отрасли — значительная стоимость возводимого объекта — ограничивает возможности строительных организаций в использовании собственного капитала, рост которого происходит, в основном, за счет получаемой чистой прибыли.
Небольшой период существования российских строительных фирм, образование большей части которых приходится на середину 90-х годов прошлого столетия, вялотекущий строительный процесс и применение устаревших строительных технологий, не обеспечивающие достаточную норму прибыли, существенный рост цен на строительные материалы, а также смещение ориентиров в спросе в сторону более качественного жилья привели к значительному превышению стоимости возводимых жилых объектов над объемом имеющихся в распоряжении строительных компаний собственных средств. Преимущества использования собственного капитала в строительстве очевидны: ресурсы являются бесплатными, не требуют возврата и дают полную свободу в их распоряжении. Однако, как показывает практика, собственных средств достаточно лишь для возведения фундамента дома. Для существенного роста капитала строительных компаний потребуются годы, а может быть и десятилетия.
В итоге, в условиях постоянного дефицита собственных оборотных средств все более актуальным становится поиск альтернативных источников финансовых ресурсов, в качестве которых выступают привлеченные и заемные средства. Для простоты понимания внешние финансовые ресурсы следует разбить на три вида:
- — привлеченные средства инвесторов — юридических лиц;
- — привлеченные средства долевых участников (физических или юридических лиц);
- — заемные средства финансово-кредитных учреждений.
Учитывая тот факт, что первый вид финансовых ресурсов, в основном, имеет место в крупных городах (в большей мере это относится к Москве и Санкт-Петербургу), т. к. на данном этапе инвесторами выступают крупные столичные холдинги, имеющие в своем распоряжении свободные денежные ресурсы и заинтересованные в их вложении в быстрорастущий рынок недвижимости, а рынок жилья в Москве является лидером по росту цен, не станем вдаваться в подробности функционирования данного источника финансовых ресурсов.
На региональных рынках наиболее распространен второй вид ресурсов, который является основным источником финансирования жилищного строительства — привлеченные средства долевых участников.
В качестве юридических лиц, которые вступают в долевые отношения, преобладают предприятия промышленности строительных материалов. Схема работы проста: по договору о долевом участии промышленные предприятия (например, производящие кирпич или цемент) поставляют на объект стройматериалы, а компании-застройщики в обмен на это предоставляют часть квартир в построенном из данных материалов жилом доме. Несмотря на большую распространенность данной схемы работы, она имеет свои недостатки, присущие всем бартерным схемам расчетов: возможность искажения рыночных цен, необходимость совпадения желаний партнеров, длительные переговоры о спецификации цен и количестве обмениваемых товаров (что может привести к убыткам одной из сторон при быстром изменении конъюнктуры), усложненная процедура контроля качества и рекламаций.
Но наиболее существенными по объему являются финансовые средства физических лиц, вовлекаемые в процессе строительства жилого дома также путем заключения со строительной организацией договора о долевом участии. Среди преимуществ данного источника финансирования жилищного строительства можно выделить следующие:
- — пополнение оборотных средств строительных организаций на раннем этапе строительства жилого дома, что, в свою очередь, обеспечивает непрерывность строительного процесса и снижает сроки строительства;
- — гарантии того, что все квартиры в доме (или их большая часть) будут реализованы;
- — исключение последующего этапа реализации квартир.
Однако основным недостатком данной схемы является сокращение нормы прибыли строительных компаний, что обусловлено более низкими (чем после сдачи дома) ценами, по которым реализуются квартиры долевым участникам. Кроме того, в ряде случаев использование данной схемы приводит к крайне негативным последствиям: замораживанию строительного объекта. Это возникает в результате финансового просчета и воздействия внешних факторов, таких как резкий скачок цен на стройматериалы и недвижимость.
Финансирование строительства за счет привлечения средств физических лиц через систему долевого участия является наиболее распространенным явлением и обеспечивает значительную часть оборотных средств строительных организаций.
Между тем, надо отметить несовершенство законодательной базы, регулирующей отношения участников долевого строительства. Принятие Федерального закона № 214 от 22.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», призванного защищать интересы дольщиков, в итоге привело к снижению активности строительных компаний и замораживанию некоторых строительных площадок. Если раньше строительные организации без ограничений привлекали средства физических лиц, то после принятия Закона ситуация существенно изменилась.
В статье 3 Закона сказано, что «застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства… после получения в установленном порядке разрешения на строительство…». Так как для получения необходимой разрешительной документации требуется 1—2 года, вышеуказанная статья существенно увеличила сроки строительства и привела к дефициту денежных средств у строительных компаний. Еще одним спорным моментом Закона является статья 14, где говорится, что «при обращении взыскания на предмет залога застройщик и залогодержатели… в полном объеме несут солидарную ответственность по обязательствам застройщика…». В данном случае под залогодержателями подразумеваются банки, оформившие в залог объекты незавершенного строительства в обеспечение возврата кредита, предоставленного строительной организации. Данная норма может привести к сворачиванию кредитных программ банков по финансированию нового строительства.
Законодатели, оценившие недостатки Закона, подготовили и приняли к нему поправки. Нормы, которые вводят дополнительные механизмы финансирования нового строительства, скажутся положительно. Важным нововведением является определение круга лиц, на которых будет распространяться действие нового закона, а именно: граждане будут являться основной защищаемой категорией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в процессе нового строительства будут действовать на началах предпринимательского риска. Анализ текста законопроекта позволяет сделать вывод, что его принятие позволит частично снять те неблагоприятные моменты, которые сегодня мешают развитию строительной отрасли. Как пример можно привести изменения, которые отменяют солидарную ответственность банков по обязательствам застройщиков перед гражданами.
В свете принятия поправок к закону ситуация на рынке новостроек изменится в сторону стабилизации: в продаже появятся новые объекты, темпы роста цен начнут снижаться до 3—4% в месяц, а затем до 2%. По прогнозам специалистов, рынок новостроек начнет стабилизироваться. По оценкам других специалистов, поправки к 214 ФЗ не решают проблемы с продажей участков для застройки. Как они отмечают, местные власти не готовы предоставлять полную информацию на конкурсы для застройщиков — у них нет соответствующих служб, финансов и ресурсов для сбора полной информации по техническому обеспечению участка. Ситуация на рынке не изменится, пока обязанность информировать застройщиков лежит на местных властях.
Принятие смягчающих поправок к новому законодательству, возможно, скорректирует ситуацию на рынке недвижимости. Вместе с тем, уменьшение темпов роста цен может произойти только в том случае, если застройщикам разрешат открывать продажи до получения всей необходимой документации, как это было раньше. Кризис в сфере строительства вызван не только введением в действие нового закона, цены растут из-за отсутствия предложений, связанных с невозможностью застройщиком открывать продажи до получения всей необходимой документации, а на согласование всего пакета документов уходит от полутора до двух лет. Более того, если нет разрешения на строительство, то банк не дает кредитных ресурсов. В настоящее время есть еще одна существенная проблема на рынке недвижимости — это отсутствие площадок под строительство. Наличие же таковых, к сожалению, не зависит от данного закона.
Третий вид ресурсов (заемные средства финансово-кредитных учреждений) может вовлекаться в процесс строительства жилья двумя путями:
- — прямое кредитование строительных организаций кредитными учреждениями;
- — ипотечное жилищное кредитование физических лиц с целью строительства или приобретения жилья на первичном, либо вторичном рынках под залог приобретаемой квартиры.
В условиях постоянно растущих цен на жилье, низкого уровня заработной платы людей и отсутствия существенных сбережений все более распространенным источником финансовых ресурсов у физических лиц для покупки жилья через долевое участие, либо на вторичном рынке является ипотечное жилищное кредитование населения, обеспечивающее приток денежных средств в строительную отрасль.
Однако данный вид ресурсов несет в себе и негативные последствия для жилищной отрасли страны. Ипотечное жилищное кредитование населения опосредованно выступает в качестве источника финансирования жилищного строительства, т. е. финансовые ресурсы кредитных организаций, предоставляемые физическим лицам в рамках договора ипотечного кредитования, могут вовлекаться в строительный процесс. Однако наличие потенциального источника финансовых ресурсов еще не является достаточным для того, чтобы строительные организации начали активно возводить жилые дома. Причинами, ограничивающими желание и возможности строительных компаний, могут являться (а в России фактически являются) несовершенство законодательной базы, отсутствие инфраструктуры и коммуникаций на земельных участках, отводимых под строительство жилья, высокие бюрократические барьеры и прочее. При этом ипотечное кредитование населения в большей степени оказывает прямое воздействие на платежеспособный спрос, который увеличивается в разы.
В результате в последнее время в нашей стране наблюдается процесс постоянного увеличения спроса (в условиях активного развития программ ипотечного кредитования) и снижения предложения на рынке жилья. Дефицит жилья на первичном рынке приводит к тому, что спрос активно перемещается в сторону вторичного рынка. Следствием этого является дефицит жилья, как на первичном, так и на вторичном рынках, что приводит к опережающему росту цен на жилую недвижимость. В итоге активное развитие ипотечного кредитования без создания полноценных условий строительным компаниям для массового строительства жилья вызывает негативные последствия, а общество все больше отдаляется от решения жилищной проблемы.
В сложившихся на сегодняшний день условиях в жилищной отрасли России первоочередной задачей является создание полноценных условий для массового строительства жилья, стимулирование строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов в увеличении объемов производства и строительства, а также развитие иных (не затрагивающих спрос) источников финансирования строительных организаций.
В этой ситуации увеличивается важность и приоритетность развития взаимоотношений строительных предприятий и кредитных учреждений, аккумулирующих значительные объемы финансовых ресурсов. Прямое кредитование строительства позволит существенно пополнить оборотные средства строительных компаний, что, в свою очередь, в комплексе с созданием благоприятных условий даст толчок к массовому строительству жилья и увеличит его предложение на первичном (а косвенно и на вторичном) рынках.
В настоящее время прямое кредитование строительных организаций финансово-кредитными учреждениями в России почти полностью отсутствует. Основным игроком на данном рынке является Сбербанк, который занимается инвестиционным кредитованием строительных проектов и имеет в своем штате соответствующих специалистов. Кроме него кредитованием строительной отрасли занимаются еще несколько крупных коммерческих банков. Более часто взаимоотношения кредитных учреждений и строительных организаций сводятся к расчетно-кассовому обслуживанию и краткосрочному кредитованию (до 1 года) в незначительных для строительных компаний объемах (в основном, для покрытия кассовых разрывов).
В широком смысле финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.
Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества элементов финансового механизма.
Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.
Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:
- · финансовое планирование и прогнозирование;
- · финансовые показатели, нормативы и лимиты;
- · управление финансами;
- · финансовые рычаги и стимулы;
- · финансовый контроль;
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Таким образом можно сделать вывод, что финансовый механизм — совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм.
В более узком смысле финансовый механизм можно определить как действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.
Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма, как пять взаимосвязанных элементов:
- · финансовые методы;
- · финансовые рычаги;
- · правовое обеспечение;
- · нормативное обеспечение;
- · информационное обеспечение.
Рассмотрим подробнее данные элементы.
Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.
Другие авторы трактуют понятие финансового механизма предприятия в другом аспекте. Рассмотрим подробнее данную точку зрения.
Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.
В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:
- 1. Система регулирования финансовой деятельности включает:
- · Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).
- · Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.
- · Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.
- 2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:
- · Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия.
- · Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.
- · Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.
- · Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.
- · Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).
- 3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:
- · Цену.
- · Процент.
- · Прибыль.
- · Амортизационные отчисления.
- · Чистый денежный поток.
- · Дивиденды.
- · Синергизм.
- · Пени, штрафы, неустойки.
- · Прочие экономические рычаги.
- 4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:
- · Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).
- · Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).
- · Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).
- · Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).
- · Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).
- · Прочие виды финансовых инструментов.
На основе всего изложенного можно сказать, что эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.
Теоретические основы построение механизма финансирования
Бюджетное финансирование — это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами инвестиций в области развития сферы образования через расходование бюджетных средств в форме оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам, а также инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц, осуществляемых в порядке бюджетного процесса. Развитие рыночных отношений слабо отразилось на механизме финансирования образования, в котором, по-прежнему преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится огромная сеть образовательных учреждений, но цели ее функционирования, критерии оценки эффективности деятельности до сих пор не разработаны.
В настоящее время финансирование учебных заведений высшего и среднего профессионально-технического образования осуществлялось на следующих принципах плановой экономики:
Основным источником финансирования для государственных высших учебных заведений являлся государственный бюджет соответствующего уровня, для учебных заведений ведения кооперативных организаций — соответствующие средства этих организаций;
отпуск средств производился в соответствии с установленными классификациями общесоюзного, республиканского или местного бюджетов в зависимости от уровня, к которому было отнесено финансирование того или иного учебного заведения;
Финансирование учебных заведений осуществлялось в соответствии с финансовыми планами по осуществлению подготовки кадров соответствующих министерств и ведомств или аналогичных планов кооперативных организаций;
На каждое учебное заведение независимо от ведения и уровня финансирования должна была составляться индивидуальная годовая приходно-расходная смета, утверждаемая органом, которому это учебное заведение непосредственно подведомственно;
Расходы по содержанию, строительству, оборудованию всех высших и средних профессионально-технических учебных заведений исчислялись и производились в соответствии с контингентами учащихся, ставками заработной платы преподавательского персонала, нормами материального обеспечения учащихся и объемом капитального строительства. Аналогичный порядок финансирования был введен и для образовательных учреждений других уровней образования.