Иностранные инвестиции как фактор развития инновационного сектора экономики России Специальности: 08.00.14 – мировая экономика 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону –2012

Иностранные инвестиции как фактор развития инновационного сектора экономики России Специальности: 08.00.14 – мировая экономика 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону –2012 Инвестиции

Курсовая работа на тему «инвестиции и риски в логистической системе» | курсовые работы «маркетинг»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Логистические системы: понятие, основные черты и свойства

.2 Инвестиции в логистических системах

.3 Риски в логистических системах

.4 Механизмы управления рисками

. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ЕВРОТОРГ»

.1 Характеристика предприятия

.2 Характеристика продукции

.3 Организационная структура предприятия

.4 Краткая характеристика производственного процесса

.5 Схема структуры бизнесс-процессов

.6 Характеристика и требования к работе логистической структуры предприятия

. СТАТЬЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ВВЕДЕНИЕ

Одним из ключевых факторов экономического и инновационного развития государства является высокая инвестиционная активность, способствующая обеспечению экономического роста и, как следствие, повышению благосостояния общества. Она находит свое выражение в инвестиционной деятельности логистических систем.

Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью в логистических системах, является одним из основополагающих условий сокращения длительности производственно-сбытового цикла, создающим предпосылки для экономического роста путем ускорения оборачиваемости средств. От оптимального использования инвестиций как на микро, так и на макрологистическом уровне во многом зависят производственный потенциал хозяйствующих субъектов, их эффективность, а значит отраслевая и воспроизводственная структура всего общественного производства.

1. ИНВЕСТИЦИИ И РИСКИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

.1 Логистические системы: понятие, основные черты и свойства

Что такое логистика в понимании большинства — это наука об управлении различных потоков: финансовых, информационных, материальных.

Наиболее распространенное в отечественной литературе определение гласит: «Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой».

В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степениподготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Зарубежные ученые и специалисты в области логистики чаще используют понятие «Логистическая цепь/цепь поставок», а логистическую систему трактуют как процесс «планирования и координации всех аспектов физического движения материалов, компонентов и готовой продукции для минимизации общих затрат и обеспечения желаемого уровня сервиса».[2]

С позиций системного подхода к организации бизнеса можно дать следующее определение.

Логистическая система — это относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса. Для чего она нужна? Для того чтобы максимально организовать управление ограниченных ресурсов.

Использование понятие «логистическая сеть» позволяет дать более короткое определение.

Логистическая система — совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (тактики).

Логистические системы управления, как и любая система, в реальности могут находиться на различных стадиях развития и отличаться степенью полноты охвата различных компонентов производства и сбыта.

Данные, опубликованные в зарубежной печати, касающиеся опыта применения логистических систем управления в ряде компаний ведущих промышленных стран, позволяют считать, что для этих систем управления характерны четыре уровня развития или четыре степени полноты охвата компонентов производственно-сбытовой системы.

Для логистических систем первой степени полноты охвата компонентов характерно выполнение функций организации складирования продукции, готовой к отправлению, и ее транспортировки к потребителям. Такая система обеспечивает демпфирование на выходе путем правильного и своевременного реагирования на ежедневные пики и колебания в заявках потребителей и непредвиденные задержки при доставке продукции в процессе удовлетворения этих заявок.

Для логистических систем второй степениполноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции до выходов собственно производства. Подобные системы наряду с охватом системы транспортировки продукции к потребителям и складов готовой к отправлению продукции, что свойственно системам первой степени полноты, охватывают также внутризаводские склады готовой продукции. В функции таких систем входят обработка заказов, обслуживание потребителей, хранение готовой продукции на предприятии и управление внутризаводскими запасами готовой продукции.

Для логистических систем третьей степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции дополнительно (по сравнению с системами второй степени полноты охвата компонентов) на входные склады, систему доставки исходных материалов, сферу закупок и снабжение, а также на движение материалов во время производственного процесса. В соответствии с этой расширенной компетенцией такие системы, дополнительно к рассмотренным ранее, выполняют функции управления закупкой и доставкой сырья и комплектующих, управление запасами сырья и комплектующих, а также уровнем незавершенного производства.

Логистическое управление системами третьего уровня заключается в генерировании упреждающих воздействий, а не ограничивается адекватным реагированием на спонтанные отклонения.

Наконец, логистические системы четвертой степени полноты охвата компонентов распространяют свою компетенцию на все элементы и стадии производственно-сбытового процесса, включая планирование и управление собственно производством. Это позволяет объединить результаты маркетинговых исследований с операциями планирования, производства, снабжения и финансов. Логистическое управление базируется на принципе интеграции и идее экономических компромиссов.

Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но конкретизированными применительно к задачам логистики.

. Целостность и членимость. Элементы логистической системы должны работать как единое целое для реализации потенциальной способности к объединению и совместной работе.

. Взаимосвязанность элементов. Между элементами логистической системысуществует вполне определенные связи как организационного (в том числе договорного) характера, так и технологические и производственные, более значимые, чем элементы, оказавшиеся вне этой системы.

. Организованность совокупности элементов. Потенциальные возможности элементов логистической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздействия, направленные на достижение целостности.

. Интегративные качества. Это свойство заключается в том, что логистическая система, как единое целое, проявляет качества, которыми элементы материальных и информационных потоков, объединяемых в логистическую систему, по отдельности не обладают. Для этого свойства есть емкое выражение: эффект суммы превышает сумму эффектов.

. Сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев); многофакторный характер взаимодействия между отдельными элементами; содержание функций, выполняемых системой; структура организованного управления; воздействие на систему неопределенного числа стохастических факторов внешней среды.

. Иерархичность. Подчиненность элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня, что касается линейного или функционального логистического управления.

. Эмерджентность (целостность). Свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами.

. Структурированность. Предполагает наличие определенной организации структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления и обеспечивающих ее декомпозицию.

Для логистических систем важным фактором, является способность быстро реагировать на изменения рынка, а также учитывать различные изменения внешней среды. К этим изменениям внешней среды могут относиться изменения спроса и предложения на товары и услуги, поломка оборудования, изменение автомобильных и ж/д тарифов, ввод или вывод из строя тех или иныхтранспортных каналов, изменения ставок по кредитам.

Ввиду таких особенностей все элементы логистических систем представляют собой единую систему, имеющую обратную связь и гибко реагирующую на все происходящее.

Характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяющихся внешних условий.

Логистические системы для целей исследования и проектирования подразделяются на подсистемы, звенья и элементы.

1.2 Инвестиции в логистических системах

Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью в логистических системах, является одним из основополагающих условий сокращения длительности производственно-сбытового цикла, создающим предпосылки для экономического роста путем ускорения оборачиваемости средств. От оптимального использования инвестиций как на микро, так и на макрологистическом уровне во многом зависят производственный потенциал хозяйствующих субъектов, их эффективность, а значит отраслевая и воспроизводственная структура всего общественного производства.

Сегодня управление инвестиционной деятельностью логистических систем являются неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Российский рынок относится к числу перспективных развивающихся рынков в системе БРИК. В то же время для российского рынка, с учетом множества влияющих на его развитие факторов внешнего и внутреннего характера, присущи повышенные инвестиционные риски. По мере того, как такого рода рынки структурируются и темпы их развития стабилизируются, приток инвестиционных капиталов увеличивается. Во многом этому способствуют мероприятия по улучшению инвестиционного климата на макроуровне, с одной стороны, а с другой — постепенно нарабатываются новые методы современного управления инвестиционной деятельностью на микроуровне.

Инвестиционная деятельность логистических систем в России осуществляется в условиях тех тенденций и противоречий, которые присущи отечественному рынку логистики на современном этапе.

Следует отметить, что инвестиции в логистические операции, в первую очередь рассматриваются с позиций поддержания требуемого уровня запасов материальных ресурсов при одновременной минимизации затрат на их доставку и хранение. Однако необходимо рассматривать логистические операции в общем случае не только в основном с позиций минимизации затрат на их осуществление, но и как источник доходов за счет совершенствования услуг путем наращивания числа и качества предлагаемых логистических операций, их комбинирования и комплексирования. С этой целью в работе рассматривались сложившиеся подходы к моделированию и прогнозированию инвестиционной деятельности в экономических системах.

Инвестиционная деятельность в логистических системах реализуется определенной системой производственных, функциональных, организационных и институциональных структур, образующих сектор логистических услуг в национальной экономике.

Формализация связей между инвестиционными, инновационными и производственными подсистемами позволяет сформулировать условия эффективного функционирования логистических систем. Эти условия учитывают как внутренние (эндогенные) факторы, формирующие эффект инвестиционной деятельности, так и внешние (экзогенные) факторы по отношению к логистической системе, определяющие эффект, возникающий в результате предоставления логистических услуг.

1.3 Риски в логистической системе

Понятие рисков в логистических системах

Для построения эффективной системы управления рисками необходимо обозначить сам предмет управления — риск. Существует довольно большое разнообразие определений этого понятия, и очень важен факт его однозначного понимания и документального фиксирования. Итак, под риском будем понимать возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной, финансовой или другой деятельности организации.

Необходимо отметить, что в числе основных причин возникновения риска — не только статистическая возможность появления неблагоприятной ситуации, но еще и три других фактора внешней и внутренней логистической среды: неопределенность, случайность, противодействие, с которыми необходимо считаться, предвидеть, планировать и — если возможно — снижать, уменьшать и предотвращать.

Неопределенность рассматривается как сумма обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но нельзя определить, насколько существенно они повлияют на результирующие показатели логистической деятельности.

Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и в большинстве случаев возникают под воздействием факторов внешней среды.

Противодействие — намеренное сопротивление обстоятельствам и участников логистического процесса его выполнению.

Одним из принципов логистики является надежность, причем на микро- и макрологистическом уровне. Это означает, что риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован, особенно риск возврата финансовых средств, инвестированных в логистическую систему.

Группы рисков

Укрупненно риски подразделяются на две группы: внутренние и внешние (по сущности и содержанию они являются противоположными).

Внутренние риски в большей своей части находятся в зависимости от финансово-хозяйственной деятельности организаций, действующих в составе ЛС. Управленческий персонал организации может активно влиять на внутренние риски, поэтому они называются управляемыми.

Внешние риски появляются независимо от внутренней деятельности организаций и поэтому называются неуправляемыми (хотя в определенной степени есть возможность предвидения этих рисков и управления ими).

Наиболее существенными внутренними рисками в организации являются производственные, снабжения, сбыта, финансовые. Виды внутренних рисков приведены на рис. 5.6. Внутренние риски зависят от вида и специализации организации, ее организационно-правовой формы, состава партнеров. В зависимости от характера проводимых операций внутренние финансовые риски могут подразделяться на риски активных и пассивных операций. Пассивные операции представляют собой операции получения кредитов, привлечения депозитов. Активные операции связаны с размещением имеющихся средств, т.е. вложением средств путем формирования фондовых портфелей.

Внешние риски как правило, подразделяются на страновые, валютные, форс-мажорных обстоятельств. Страновые риски зависят от национальных особенностей государства, с которыми организации, входящие в ЛС, осуществляют свою деятельность. В зависимости от условий и причин возникновения странового риска в настоящее время различают социально-политические, правовые и экономические риски.

Валютные риски связаны с потерями организацией дополнительных доходов в связи с изменением курсов иностранной и национальной валют. Они также зависят от несоответствия структуры пассивов и активов при возникновении инфляционных процессов в государстве. Валютному риску могут быть подвержены любые заключенные договора. Форс-мажорные риски являются абсолютно неуправляемыми. К ним относятся стихийные бедствия, пожары, непредвиденные социально-политические ситуации. Конвенцией ООН и Гражданским кодексом РФ предусмотрено освобождение от ответственности за заключенные договора о поставке продукции между организациями и странами в результате возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Для уменьшения рисков используются заранее разработанные правила поведения участников в рискованных ситуациях и осуществляется синхронизация действий участников при изменениях условий реализации сделок и проектов.

Виды рисков

Надежность является одним из принципов логистики. Риск логистической системы как составляющей части предпринимательства имеет различные виды.

. Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучении продукции, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли) путем нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.

. Риск потери имущества из-за плохих природных условий, включая стихийные бедствия.

. Риск, возникающий в связи с хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, учитывая угон автотранспортных средств.

. Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например при транспортировке или хранении продукции.

. Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

. Технический риск. Риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть уменьшены работой персонала, занятого в логистическом процессе.

Многозвенность логистической системы изначально предполагает высокий уровень потенциального риска. Поэтому логистическая система должна предусматривать определенный комплекс мероприятий, направленных на поддержание надежности на требуемом уровне, что должно свести вероятность отказов или наступление страхового случая к минимуму. Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму путем дополнительного страхования этих рисков.

Страхование логистических рисков осуществляется с помощью системы управления непосредственно процессом товародвижения и системы страхования специализированными страховыми компаниями.

В первом случае в системе страхования центральное место занимает управление, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы. Управляющие воздействия включают в себя: ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям, замену одних материальных ресурсов другими, изменение траектории движения материальных потоков, использование резервов оптово-торговых фирм — страхование поставок за счет товарных запасов, управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами, дробление материального потока, регламентацию использования материальных ресурсов, оперативные закупки материальных ресурсов, эшелонирование материальных ресурсов, консигнацию товаров и грузов, профилактику и резервирование технических средств логистического процесса, сервисное сопровождение логистического процесса, предварительную комплектацию товаров, поставки «точно в срок» и т. п.

В последнем случае взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования.

Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, ибо, кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. А поэтому задача состоит в недопущении наступления страхового случая — решение этой задачи возлагается на персонал, занятый в данной логистической системе.

Для транспортной логистики выделяют следующие риски:

а) Коммерческий риск. Выражается в срыве поставок, недополучение продукции, увеличение транспортных издержек нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли);

б) Риск ущерба в результате изменения погодных условий, включая стихийные бедствия;

в) Технические риски. Связаны с эксплуатацией технических средств логистической системы;

г) Риск утраты груза в результате хищения, учитывая пропажу груза без вести или угон транспортного средства вместе с грузом;

д) Экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например, при транспортировке или хранении продукции;

е) Риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.

Про бизнес:  Пошаговая инструкция открытия ИИС в Альфа-Банке

Для складской логистики выделяют следующие риски:

а) Превышение объема хранения, т.е. нарушение производственного ритма;

б) Утрата (хищение) имущества;

в) Повреждение или уничтожение товара в результате поломки систем жизнеобеспечения: водопровода, электропроводки, канализационных систем и т.д.

г) Повреждение или утрата в процессе хранения и обработки в результате неосторожности или ошибки работников склада;

д) Риск повреждения или уничтожения в результате пожара, стихийных бедствий.

Практически все эти риски можно застраховать. Проще всего Страховые компании оценивают и соответственно берут на страхование имущественные риски. Коммерческие и финансовые риски, так же, как и риски гражданской ответственности оценить гораздо сложнее в силу их специфичности на российском рынке и сложности получения исходных данных для объективной оценки риска.

1.4 Механизмы управления рисками в логистических системах

Первая особенность отечественного риск-менеджмента — низкая эффективность управления рисками, то есть отсутствие комплексности в развитии риск-менеджмента, его второстепенность в иерархии корпоративных ценностей, эпизодичность и несистемность в использовании. Вторая отличительная черта — его частое замещение страхованием. Такая политика чревата как злоупотреблением со стороны страховщика и увеличением соответствующего бюджета компании, так и снижением общего внимания, уделяемого рискам.

Крупным корпорациям до недавнего времени было удобнее организовывать собственные страховые компании. Как правило, такие страховщики берут на себя не только защиту имущественных интересов материнских компаний, но и оказывают услуги по размещению теневых финансовых потоков. При наличии подобного страховщика материнские компании отказываются от привлечения дополнительных риск-менеджеров, возлагая их функцию на страховую компанию, сводя управление рисками к страхованию отдельных составляющих бизнес-процесса. Лишь в последнее время с развитием логистики в России ситуация стала меняться.

Растущие риски логистических систем вынуждают владельцев крупного, да и среднего, бизнеса серьезнее подходить к их оценке, искать действительно эффективные меры по их снижению. Корпоративные страховочные решения перестали пользоваться популярностью. Отказавшись от них и желая осмысленно оценивать риски и управлять ими, крупная компания непременно сталкивается с проблемой: кто должен профессионально и комплексно заниматься этими вопросами? В теории — это дело службы риск-менеджмента. Однако сегодня подобными подразделениями могут похвастаться лишь несколько сырьевых и промышленных холдингов. Компаниям необходимо либо выстроить систему по управлению рисками, либо искать другие решения. Кроме того, управление рисками в логистике имеет особую специфику и специалистов в этой области не много.

Итак, с чего необходимо начать создание системы управления рисками в логистике?

Для снижения значимости негативных явлений (рисков) обычно создается система «управления риском», которая включает ряд видов деятельности.

. Идентификация риска

Идентификация риска означает выявление источников риска, их видов и возможного ущерб. К наиболее распространенным относят логистические риски, связанные с выполнением соответствующих функций: производства, хранения, маркировки и упаковки, консолидации и разукрупнения, транспортировки различными видами транспорта, документирования, расчетов, распределения и т.д.

а) риски, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном перевозочном средстве, включая пожары, дорожно-транспортные происшествия, угон или пропажу транспортного средства, взрывы, повреждения при погрузке, укладке, выгрузке, приеме товара; утрату или повреждение тары, упаковки, утрату или неправильное оформление документов, халатность персонала и т.д.;

б) риски, воздействующие на грузы извне: ДТП, климат, запреты властей, неплатежеспособность или банкротство субподрядчиков, ошибки в оформлении процедур платежей, задержка в пути, утрата или повреждение груза при хранении, складировании и других операциях на складах и при подготовке к транспортировке, высокая концентрация груза, низкий уровень квалификации работников;

в) риски, воздействующие на внешние объекты из-за происшествий с грузом: жертвы аварий, несчастный случай, ожидание выполнения операций, повреждение собственности подрядчика, повреждение чужого имущества, таможенные риски и т.д.;

г) прочие риски, затраты на спасение и аварию, ликвидацию последствий, затраты насюрвейера или юриста и другие затраты. На риски продавца, связанные с оплатой по контракту, и на риски покупателя, связанные с доставкой товара, существенно влияют установленные в контракте условия платежа. При этом регламентируются расходы по кредиту и платежам, а также устанавливаются форма и путь оплаты. Поставка товара и его оплата, как правило, разделены во времени и пространстве, поэтому в зависимости от принятых условий платежа изменяется величина рисков для продавца и покупателя. Соотношение позиций, занимаемых заказчиком и поставщиком при переговорах, интенсивность и продолжительность деловых отношений между ними и уровеньобоюдного доверия оказывают значительное влияние на определение условий платежа. В качестве условий платежа, влияющих на риски в ЛС, используются: предоплата, аванс, платеж по документарному аккредитиву, платеж по документам инкассо.

Эксперты или специалисты могут идентифицировать грозящие риски до их появления. Важно выделить влияющие на величину риска факторы. К этим рискам относят: вид товара и его упаковку; средство транспортировки (вид транспорта, число транспортных средств и их характеристики); сроки и продолжительность транспортировки и транспортные пути и т.п.

Идентификация риска позволяет впоследствии получить количественную и качественную оценку риска — оценка вероятности наступления опасности, прогнозирование вероятного уровня потерь по стоимости или в натуральном измерении. Полученные оценки позволяют разработать организационно-технические мероприятия для предотвращения (контроля) риска с целью минимизации ущерба и регулирования убытков.

Выявив и идентифицировав вид риска, необходимо знать последствия управленческих решений, связанных с особенностями проявления риска. Риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном выражении, если ущерб поддается измерению в денежной форме. В относительном выражении риск определяется величиной возможных потерь, отнесенной к любой базе: имущество предприятия; общие затраты ресурсов; ожидаемый доход (прибыль).

Среда возникновения: внешний риск возникает в результате взаимодействия предприятия с рыночными контрагентами; внутренний риск возникает внутри предприятия, вследствие особенностей организации производства, системы учета и контроля, принятия решений, подбора персонала.

Многие риски связаны со свойствами товара, предъявляемого для логистического обслуживания. Подобные риски можно предотвратить или уменьшить уже на стадии планирования выполнения контракта. Для этого иногда полезно соблюдать некоторые правила:

в контракте присутствуют спецификации (или прилагаются) и устанавливается финансовая ответственность за разрыв контракта;

фиксируются условия поддержания качества товара, согласуются системы стандартов и образцов, процентное содержание веществ, сертификация качества, безопасность поставки и самого товара;

правильно производится упаковка и маркировка, за нарушение — устанавливается штраф.

. Условия поставки

Выбор условий контракта.

Подробно рассматриваются условия формирования цены товара по базисным условиям поставки, т.к. за этим скрывается риск недополучения прибыли. Единственным методом защиты является четкое рассмотрение структуры цены контракта. За время между моментом подписания контракта и моментом поставки цена может измениться. Поэтому по рекомендации ЕЭК в контрактах устанавливается «скользящая цена».

Форс-мажорные обстоятельства.

Труднее всего оценивать и предотвращать риски, которые возникают в результате форс-мажорных обстоятельств. В качестве таковых не признаются обычные коммерческие риски — колебания коңюнктуры, изменения цен, банкротство.

Расторжение контракта.

Подробно и четко фиксируются условия расторжения контракта — порядок возмещения убытков, выплаты неустойки, штрафов. Контракт можно расторгнуть при следующих обстоятельствах: замена исполнителя, дополнительные соглашения о прекращении обязательств. Реализация права на расторжение контракта вследствие нарушения его условий ограничена — это может быть только просрочка поставок.

. Выбор партнера

Выбор партнера (посредника) в ЛС также позволяет снизить риски, связанные с незнанием обстоятельств и условий его деятельности. Многие западные мониторинговые фирмы советуют в этом случае использовать правило 5 «С»:

Характер (character) — репутация в деловом мире, ответственность и готовность выполнить обязательства.

Финансовые возможности (capacity) — способность погасить ссуду, кредит или другой долг за счет текущих денежных поступлений или продажи активов.

Имущество (capital) — величина и структура акционерного и уставного капитала.

Обеспечение (collateral) — виды и стоимость активов. Общие условия (conditions) — состояние коңюнктуры и другие факторы внешней среды.

Кроме того, необходимо проверять возможности логистических контрагентов с помощью собственной системы информации или профессиональных систем типа DueDiligence. Информацию о реальном финансовом положении клиента или контрагента можно получить: в Торгово-промышленной палате, банках, отчетах, аудиторских и страховых компаниях, союзах предпринимателей, фондовых и других биржах, консалтинговых компаниях. Подобная информация позволяет значительно снизить риски потерь, связанных с посредниками или партнерами, которых впервые привлекают к участию в логистическом процессе, а также узнать об изменении положения у «давних» контрагентов.

. Оценка рисков и определение ущербов

Любой риск обладает следующими характеристиками:

) наличием большого количества единиц, подверженных риску;

) случайным характером потерь;

) некатастрофическим характером потерь;

) возможностью расчета вероятности потерь;

) невысокой страховой премией.

Вследствие изменений в окружающей среде происходит постоянное изменение риска. Для оценки риска используют различные методы — метод индивидуальных оценок, метод средних величин и метод процентов.

Под оценкой риска в общем виде следует понимать:

) оценку риска в смысле опасностей, которым он может быть подвержен;

) степень и вероятность причинения ущерба в результате воздействия таких опасностей;

) наиболее рациональное и глобальное страховое покрытие, необходимое для данного объекта страхования;

) условия осуществления такое страхование и наличие экономически обоснованных ставок;

) процесс ликвидации и минимизации убытков;

) размер и целесообразность перестраховочной защиты;

) инспектирование риска, осуществление мер контроля над ним;

) оценка возможных последствий страхового случая.

Страхование — сбор небольших страховых премий с большого количества клиентов и формирование страхового фонда для покрытия вероятного страхового случая.

Способность управлять рисками, т.е. снижать, компенсировать и предотвращать потери, определяется после выявления характера риска и получения его количественных и качественных оценок. При оценке рисков применяются несколько основных подходов и множество методов.

Согласно теоретическому подходу риск рассчитывается:

на основе логических рассуждений, эмпирически — путем экстраполяции прошлых ситуаций и прогнозирования их на будущее; на основе статистики — путем изучения статистики потерь с установлением частоты появления определенных уровней потерь;

экспертно — на основе оценок и информации, полученной от экспертов;

расчетно-аналитически — путем построения кривой распределения вероятностей потерь.

Выбор методов оценки риска чаще всего связан с обстоятельствами и необходимой точностью оценок ущербов (прибылей) от невыполнения договоров, сделок и других операций.

Разнообразные методы оценки риска — от простейших, позволяющих сориентироваться в сложившейся ситуации, до современных математических методов — позволяют получить точные количественные оценки с прогнозируемой динамикой.

Результаты оценки, как правило, позволяют в дальнейшем принять решение о мерах компенсации, снижения или предотвращения логистического риска, в основе которых лежат существующие и постоянно модифицируемые методы. В их числе:

Диверсификация — распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала в ЛС, которые непосредственно не связаны между собой, что способствует снижению риска и уменьшению потерь.

Передача риска (снижение риска) — передающая сторона (трансфера) передает риск принимающей стороне (трансфери) на основе заключения контракта.

Лимитирование — установление предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.

Страхование — передача или распределение рисков, возникающих у одного лица, между рядом лиц.

Устранение риска — отказ от некоторых видов деятельности, связанных с риском.

Основные пути минимизации рисков в логистике Минимизация рисков, возникающих в ЛС, основывается на ряде организационно-экономических мероприятий, целенаправленно и превентивно уменьшающих вероятность возникновения рисков:

. Наличие информации — достоверной, своевременной и полной.

. Управляющих воздействиях в ЛС, снижающих вероятность возникновения рисков и уменьшающих их негативные последствия.

. Использование нормативных материалов — для правильного реагирования на возникновение рисковых ситуаций.

. Наличие развитой логистической инфраструктуры: транспортной и информационной.

. Страхование процессов транспортировки, складирования, грузопереработки.

. Предотвращение дальнейшего ущерба от рисков.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ЕВРОТОРГ»

.1 Характеристика предприятия

Компания «Евроторг» начала свое функционирование в 1993 г. В 2000 г. была проведена реорганизация, в результате которой появилось ООО «Евроторг», которое на данный момент осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом и действует на принципах хозяйственного расчёта.

Компания ведет свою деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации №1011568731, выданном Мингорисполкомом, которая даёт право на осуществление оптовой и розничной торговли на основании устава организации, в котором определены цель, виды и границы его деятельности.

ООО «Евроторг» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество (его составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе организации), самостоятельный баланс, расчетный счет в учреждении «Приорбанк», гербовую и иные печати и штампы со своим наименованием, фирменные бланки, товарный знак и другие реквизиты.

ООО «Евроторг» является частной собственностью двух учредителей — Башкирова Юрия Васильевича и Руденкова Андрея Ивановича. Управление деятельностью организации осуществляется директором Зубковым Андреем Владимировичем.

История развития компании представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — История развития компании

Примечание — Источник: Собственная разработка

ООО «Евроторг» — одно из крупнейших предприятий оптовой и розничной торговли в Республике Беларусь. Уже более 10 лет торговая марка «Евроопт» завоевывает все больше и больше потребителей, с каждым годом расширяя ассортимент предлагаемой продукции, открывая новые объекты розничной торговли, обновляя основные фонды, повышая квалификацию своих сотрудников и улучшая качество обслуживания клиентов. Так на сегодняшний день ООО «Евроторг» насчитывает 92 торговых объекта в различных городах Беларуси. Наибольшее число магазинов сконцентрировано в городе Минске, а также Витебской, Гомельской и Могилевской областях. Уже открыты два магазина в Российской Федерации в г. Москве и г. Смоленске.

К концу 2022 года в компании ООО «Евроторг» насчитывалось 4 950 работников, что почти в два раза больше чем в 2008 году. Уже к концу 2022 в компании работает более 10 000.

Средняя торговая площадь магазинов около 600 кв.м. Среднее количество покупателей в день 3,8 тыс. человек в одном магазине. Количество ассортиментных позиций — более 17 000.

В Уставе сформулированы основные права и направления деятельности ООО «Евроторг», а также предмет и цели деятельности, указан порядок образования имущества, формирование и распределение дохода.

Высшим органом управления компании является Общее Собрание Акционеров, которое выбирает Директора компании. В компании нет формального Наблюдательного Совета и Правления. Акционеры имеют опыт деятельности в оптовой и розничной торговле свыше 15 лет, и активно участвуют в деятельности компании, принимая стратегические решения по направлениям деятельности и развитию, продаже активов и финансированию основных инвестиций. Акционеры следят за результатами деятельности по финансовым отчетам, которые постоянно предоставляются финансовым отделом компании.

ООО «Евроторг» управляет команда опытных и высоквалифицированных руководителей, которые имеют многолетний опыт в розничной торговле.

Основными целями деятельности ООО «Евроторг», согласно Уставу, являются:

. хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли;

. удовлетворение потребностей потребителей, предприятий, организаций, учреждений и граждан в производимых Обществом продукции, работах, услугах.

Общество осуществляет следующие виды экономической деятельности:

производство пищевых продуктов, включая напитки;

строительство;

оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;

розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;

ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

предоставление услуг гостиницами и ресторанами;

деятельность автомобильного грузового транспорта;

транспортная обработка грузов и хранение;

хранение и складирование;

организация перевозок грузов;

сдача внаем собственного недвижимого имущества;

аренда машин и оборудования без оператора и прокат бытовых изделий и предметов личного пользования;

исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения;

консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;

рекламная деятельность;

предоставление секретарских услуг и услуг по переводу.

В таблице 2представлены основные финансово-экономические показатели работы ООО «Евроторг» в динамике за период 2009-2022 гг.

Про бизнес:  Страхование инвестиций в Москве (виды и риски страхования)

Таблица 2.2 — Финансово-экономические показатели работы ООО «Евроторг» в 2008-2022 гг.

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных ООО «Евроторг»

По данным таблицы можно видеть, что по всем показателям предприятие демонстрирует стабильный рост. Не повлиял на финансово-экономические показатели и кризисный период. Это объясняется общим позиционированием торговой сети «Евроопт» как сети магазинов низких цен, который совпал с общей тенденцией в обществе — стремлением к экономии. Низкий цены позволили сохранить уровень продаж, что отразилось на всех показателях.

Показательно, что при высоких темпах роста прибыли (как балансовой, так и чистой; в 1,6 и 2,9 раза за период соответственно) и сравнительно невысоком росте издержек (в 1,1 раз) рентабельность продаж остается невысокой. Это можно объяснить тем, что полученные от реализации продукции денежные средства компания направляет на финансирование развития сети.

Товарно-материальное обеспечение предприятия осуществляется, как правило, на основании прямых договоров. Поставщиками необходимых в текущей деятельности товаров являются в основном предприятия из Польши, Бразилии, России, Италии, Китая, Молдовы, Украины, Венгрии, Аргентины, Великобритании и других стран.

ООО «Евроторг» располагает обширным автопарком, распределительными складами площадью около 10000м2 с современным оборудованием, автомобильными и железнодорожными подъездными путями.

Материально-техническая база предприятия постоянно модернизируется. Ряд технологических нововведений ООО «Евроторг» впервые применены на территории РБ. Эти нововведения делают собственные объекты торговли автономными при дополнительной экономии. К таким новшествам относится собственныйэнергоцентр с тригенерационной схемой на базе австрийских газопоршневых установок Enbaher. Это автономное, комбинированное производство электричества, тепла и холода.

Кроме того в торговой сети компании используются стеллажи дискаунтерного типа, позволяющие разместить большую часть товара в торговом зале, что открывает возможности для рационализации использования складского пространства и позволяет снизить затраты.

2.2 Характеристика продукции

ООО «Евроторг» предлагает широкий ассортимент продукции по приемлемым ценам. При создании своей сети компания ориентируется на ассортиментный перечень продовольственных и непродовольственных товаров в зависимости от формата магазина (подробнее см. раздел 3). В целом же типичного представителя целевой аудитории магазина можно описать как женщину 30-55 лет со средним либо ниже среднего уровнем дохода, живущую в городе с населением от 20000 человек.

Структуру ассортимента реализуемых товаров в соответствии с классификатором корпоративной информационной системы можно представить в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Укрупненные группы товаров

Примечание — Источник: Собственная разработка на основе данных компании

В частности, по состоянию на 17 июня 2022 г. группа «Бытовая техника» была представлена 2902 наименованиями товара, продовольственные и промышленные товары насчитывали 13136 и 375 наименований соответственно; группа «Собственное производство» содержала 475 SKU и наконец, на упаковку, тару и рекламные средства приходилось 379 наименований товара. Соответствующая структура ассортимента представлена на рисунке 2.1.

Иностранные инвестиции как фактор развития инновационного сектора экономики России Специальности: 08.00.14 – мировая экономика 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону –2012

Рисунок 2.1 — Структура товарного ассортимента

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

2.3 Организационная структура предприятия

Организационная структура управления ООО «Евроторг» представлена в приложении А. Как видно из приложения А, она относится к линейно-функциональной структуре управления.

Логистические функции выполняет отдельное подразделение — управление логистики, причем специалисты основных функциональных областей работают в структуре распределительного центра в отделах распределительной логистики, транспортной логистики, учета и выписки, а также в складской службе.

Отличительной особенностью организационной структуры ООО «Евроторг» с точки зрения логистики является выделение области закупок в отдельное подразделение, которое хотя и интенсивно взаимодействует с остальными логистическими подразделениями, представляет собой совершенно обособленную от них структурную единицу.

В целом же если анализировать структуру управления логистики ООО «Евроторг» для каждой функциональной области логистики внутри неё создан обособленный отдел.

В отделе транспортной логистики осуществляется деятельность по доставке товаров, постоянно происходит анализ рынка перевозчиков, цен на топливо, издержек по перевозке, и кроме того специалисты транспортной службы занимаются корректировкой маршрутов и партий поставки, ориентируясь на снижение совокупных издержек и времени доставки товаров в магазины.

Отдел распределительной логистики осуществляет деятельность по контролю наличия товаров в магазинах, формирует заявки на отгрузку товара с приоритетами в комплектации, корректирует данные, предоставляемые корпоративной программой «Market» по отчетам продаж на сумму скидок, акций и т.п.

Отдел распределительной логистики осуществляет также деятельность по контролю уровня запасов товаров в торговой сети компании. В целях недопущения затаривания магазинов проводится регулярный (не менее 2 раз в неделю, в понедельник и четверг) мониторинг складских остатков магазина, по итогам которого принимается решение о необходимости провести возврат продукции на центральный склад или, при наличии возможности, в другие магазины сети. В ходе мониторинга выявляют товары, запаса которых хватит более чем на 50 дней продаж при сложившемся в магазине уровне спроса на данный товар, а также те, количество которых превышает полочный запас (количество, необходимое для выкладки).

Складская служба осуществляет и координирует складской бизнес-процесс, анализирует рациональность размещения на складе запасов, совершенствует работу WMS, контролирует голосовое управление заданиями, а также осуществляет наиболее рациональную укладку и комплектование заказа.

Отдел развития торговой сети анализирует распределение сети торговых объектов «Евроопт» по всей республике, проводит мониторинг каждого из них и обосновывает создание новых магазинов и складов. Кроме того, данный отдел осуществляет поиск новых направлений развития компании в соответствии с установившейся концепцией шаговой доступности магазинов и низких цен.

И, наконец, отдел управления логистикой объединяет исследования всех структурных подразделений, анализирует их результаты, а также решает вопросы не относящиеся к конкретной функциональной области логистики.

В ООО «Евроторг» трудятся более 10 тысяч работников, 89 человек из которых выполняют определенные логистические функции. Данные для анализа структуры логистического персонала компании представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 — Состав работников, выполняющих логистические функции

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Можно отметить, что в возрастной структуре персонала преобладают специалисты в возрасте до 30 лет, что объясняется как причинами макроуровня (особенности развития логистики как таковой в Республике Беларусь), так и причинами микроуровня (предъявляемыми требованиями к уровню владения ПО и обучаемости, а также установленным в компании для данных подразделений графиком работ). Т.к. большая часть коммуникаций сотрудников логистической службы проходит непосредственно внутри структуры, а также с русскоязычными контаргентами, свободное владение иностранным языком в общем случае не является приоритетным требованием к специалисту данной сферы в компании «Евроторг». Вместе с тем предъявляются достаточно высокие требования к знаниям и навыкам в конкретной узкопрофессиональной сфере, а также высоко ценятся аналитические способности.

Однако несмотря на то, что практически каждый работник компании имеет высшее образование, менеджеры по работе с персоналом 2 раза в год проводят контроль знаний в каждом структурном подразделении. Также ООО «Евроторг» проводит обучение сотрудников и организовывает курсы по повышению квалификации за счет предприятия.

Взаимодействие служб логистики с другими подразделениями предприятия, а также между собой осуществляется в среде единой корпоративной информационной системы в рамках предоставленных прав доступа. Программа Market является собственной разработкой предприятия и относится к классу ERP-систем. Отдельным программным модулем в неё интегрируется WMS система.

Данные о взаимодействии отдела распределительной логистики с другими подразделениями компании в разрезе форматов взаимодействия (б — бумажный документооборот, э — электронный документооборот, л — личные и приравниваемые к личным контакты) представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 — Взаимодействие отдела распределительной логистики с прочими структурными подразделениями компании

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Очевиден тот факт, что наиболее интенсивно протекает взаимодействие отдела со структурами внутри управления логистики.

Помимо электронного обмена данными налажен и бумажный документооборот на основе стандартных форм складской, финансовой, кадровой и прочей отчетности. Кроме того обязательному оформлению в печатном виде подлежат документы, опосредующие взаимодействие подразделений компании с внешними контрагентами различного профиля.

В связи с территориальной обособленностью подразделений для того, чтобы обеспечить необходимый уровень эффективности процесса передачи информации, в качестве аналога устных распоряжений может использоваться корпоративная рассылка.

Кроме того в целях ускорения обмена информацией и оперативного согласования и принятия управленческих решений в компании в рамках взаимодействия отделов практикуется отправка документов, требующих бумажного оформления в электронном виде для предварительного ознакомления.

Активно используются также личные контакты, а также общение посредством телефонных переговоров и сети интернет, т.к. оно позволяет существенно экономить время, затрачиваемое на решение вопросов.

В целях повышения эффективности функционирования системы предприятия в ООО «Евроторг» постоянно проводятся различного рода исследования, как маркетингового, так и логистического характера, а также значительные объемы работ по мониторингу и анализу различных показателей.

Так, например, в различных логистических структурных подразделениях компании постоянно происходит анализ рынка перевозчиков, цен на топливо, издержек по перевозке, рынка складской недвижимости, рынка труда логистического персонала и т.д. Кроме того проводится сравнительный анализ показателей с основными конкурентами, что позволяет компании удерживать лидирующие позиции в сфере сетевого ритейла Республики Беларусь.

Большая часть аналитической работы на основе сводных показателей проводится начальниками отделов и служб, а также их заместителями, или же сотрудниками по их поручению. Последние также могут проводить аналитическую работу самостоятельно и по собственной инициативе. При этом информация, которой они располагают, ограничена рамками прав доступа, сформированных правилами корпоративной информационной системы.

Можно привести также конкретные примеры исследований. Так в 2022-2022 году было проведено исследование по развитию торговой сети, в результате которого было выявлено, что ООО «Евроторг» может освоить новый для компании рынок: организовывать выезд автолавок для труднодоступных районов страны, где создание стационарных магазинов невыгодно.

Также за последние два года отделом развития сети и маркетинговым отделом по распоряжению директора компании было проведено исследование по созданию непродовольственных магазинов. На данный момент уже функционируют 2 магазина «ТехноПлюс» в Бресте и Жлобине, осуществляющих продажу бытовой техники по доступным ценам.

Еще одно совместное исследование отдела распределительной логистики, финансового отдела и директоров компании выявило целесообразность создания собственного банка. Такое решение позволит создать сеть пунктов обмена валюты и выдачи кредитов в крупных магазинах сети «Евроопт»; кроме того, финансовое обслуживание будет более дешевым и выгодным для потребителей. На данный момент выкуплено 90% акций Международного резервного банка; готовится его переименование.

Кроме того постоянно проводятся маркетинговые исследования, направленные на выявление особенностей восприятия торговой марки, коммуникационной политики, проводится постоянное совершенствование ассортиментного ряда, для реализации чего также проводятся маркетинговые исследования.

Поставки продукции в ООО «Евроторг» осуществляются большим количеством поставщиков из различных регионов, что обуславливает значительную вариацию сроков доставки и пройденного грузом расстояния. Укрупненно данные показатели можно сгруппировать в зависимости от регионов отправления партий товара на поставки отечественных производителей, которые осуществляются в течение суток и дальность которых ограничена размерами респубики; поставки из ближнего зарубежья, которые занимают около 3 суток, как, например, доставка из Польши, что по километражу составит порядка 750 км, и поставки из стран дальнего зарубежья, которые по срокам занимают около недели, а в километровом выражении могут составлять значительные цифры, как, например, около 2350 км из Италии или 2250 км из Голландии.

Более подробные данные о сроках, дальности и способах доставки товаров на склады компании представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6 — Данные о сроках, дальности и способах доставки товаров на склады компании

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Для доставки используется автотранспорт, т.к. он обеспечивает достаточную скорость доставки, позволяет осуществлять доставку от двери до двери, а также более гибко манипулировать габаритами и весом отгружаемых партий. ООО «Евроторг» имеет собственный парк автотранспортных средств, которые преимущественно относятся к категории специализированных. На сегодняшний день компания располагает 18 машинами грузоподъемностью 20 тонн и вместимостью 32 европаллеты. К этому же типу автомобилей относятся и рефрижераторы на 3,5 тонны и 6 европаллет, которые используются для перевозки грузов в черте города Минска. Остальные 6 машин — изотермы на 8 тонн и 14 европаллет — они позволяют поддерживать необходимый температурный режим. Очевидно, что такого количества недостаточно для обеспечения функционирования крупнейшей торговой сети Беларуси, поэтому, наряду с собственным активно используется привлеченный транспорт.

Про бизнес:  Амортизация как источник финансирования инвестиционных решений - Экономическая оценка инвестиций

К потенциальным вариантам организации доставки относится также лизинг автомобилей.

Приведем некоторые показатели использования подвижного состава на автотранспорте (ввиду специфики компании — для тарно-штучных грузов): в среднем за 1 день автотранспортом компании и привлеченными перевозчиками развозится 730 тонн груза (из них 298 тонн приходится на Минск), причем среднее расстояние одной ездки по региону составляет 400 км., а в Минске — 60 км, со средней технической скоростью 60 км/ч. (с учетом того, что средняя техническая скорость по Минску составляет 40 км/ч., а по региону — 80 км/ч.). Коэффициент использования автотранспорта — 0,7, что, в принципе, является достаточно неплохим показателем, но тем не менее следует стремится к полной загрузке автотранспорта с целью исключения дополнительных ездок машин по одному и тому же маршруту. Однако неполная загрузка автомобилей по большей части следствие неэффективной работы склада, который не успевает выполнять все заявки на отгрузку.

Погрузка и разгрузка автомобиля занимает 0,9 часа (автомобиль номинальной грузоподъемностью 10 тонн). Продолжительность смены водителя составляет 12 часов. При этом нормативными актами предусмотрен режим работы и отдыха водителей, что также следует учитавать при планировании транспортной работы.

Структура транспортных направлений, используемых в компании, соответствует административно-территориальному делению РБ. В целом же маршруты формируются с учетом географического положения магазинов, их удаленности друг от друга и от складов компании.

При доставке товаров в магазины используются маятниковые и развозочные кольцевые маршруты.

Кроме того выделяют городские и областные маршруты (их примеры представлены на рисунках 2.2 и 2.3 соответственно).

Иностранные инвестиции как фактор развития инновационного сектора экономики России Специальности: 08.00.14 – мировая экономика 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону –2012

Рисунок 2.2 — Городской маршрут

Иностранные инвестиции как фактор развития инновационного сектора экономики России Специальности: 08.00.14 – мировая экономика 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону –2012

Рисунок 2.3 — Областной маршрут

Однако было бы ошибочным утверждать, что выбор маршрута детерминирован географическим положением магазинов. Немаловажную роль играет также сезон и день недели, т.к. они являются детерминантами спроса, а следовательно, опосредованно инициируют транспортную работу.

Кроме этого в расчет принимается множество факторов, как, например, технические возможности магазина по приемке товара, категория и свойства перевозимого товара, совместимость товаров в соответствии с нормативной документацией, параметры автомобиля, соблюдения сроков поставки.

Так, например, в Мозырь целесообразнее отправлять машину с большой грузоподъемностью, поскольку там находятся 6 магазинов; однако 5 из них имеют подъездные пути, которые не позволяют заехать машине грузоподъемностью более 5 тонн.

Размеры отгрузок в каждую конкретную торговую точку обусловлены техническими возможностями магазина и уровнем покупательского спроса. Для большинства магазинов эта цифра составляет порядка 8 тонн, однако есть исключения. Так, например, объемы спроса и наличие необходимого погрузочно-разгрузочного оборудования в совокупности с удобными подъездными путями позволяют гипермаркетам принимать машины 20 тонн. При этом следует отметить, что товар туда часто отгружается даже поддонами. Противоположна ситуация для 34 магазина по ул. Независимости, 48. Его возможности по приемке ограничены 6 поддонами, однако спрос на товары достаточно велик, т.к. магазин в центре города, и это создает определенные трудности.

Складская система ООО «Евроторг» так же, как и система магазинов компании, имеет сетевую структуру, которая схематически представлена на рисунке 2.4:

Иностранные инвестиции как фактор развития инновационного сектора экономики России Специальности: 08.00.14 – мировая экономика 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону –2012

Рисунок 2.4 — Структура складской системы

Центром её служит распределительного склада при логистическом центре, расположенного около гипердискаунтера в г. Минске. Следующий уровень составляют несколько крупных региональных оптово-накопительных складов, а замыкает структуру множество мелких складов при магазинах.

Оптово-накопительные склады расположены преимущественно в Минской области. Такое расположение складов является эффективным, поскольку продукция с них отправляется на центральный распределительный склад, расположенный в городе Минске для дальнейшего централизованного распределения по торговой сети.

Оптово-накопительные склады являются специализированными и оборудованы для хранения определенной группы товаров. К примеру, на складе №21 в Заславле хранятся алкогольные и табачные изделия, бытовая химия; на складе №4 в Минске хранятся рыба и замороженные морепродукты; на складе №7 в Гатово хранятся фрукты и овощи. Также на втором этаже центрального распределительного склада располагается склад рекламной продукции, на котором хранятся пакеты с фирменной символикой, различные плакаты и растяжки и прочая продукция связанная с рекламной деятельностью. Данный склад не оборудован стеллажами, и на нем применяется штабельное хранение.

В целях эффективной организации фиксации имеющейся продукции в информационной системе предприятия при каждом оптово-накопительном и при центральном распределительном складах создается виртуальный склад, который также имеет свой индивидуальный номер. Продукция, которая числится на виртуальных складах, фактически размещается в помещении реального склада, однако она не предназначена для отправки в магазин в силу некоторых обстоятельств. Чаще всего такими обстоятельствами является вопросы, связанные с ценообразованием или переоценкой товара.

Распределительный центр находящийся по адресу г.Минск, ул. Монтажников, д.2 имеет общую площадь 20000 м2 и включает в себя склад хранения сухой продукции площадью 9000 м2, склад-холодильник для хранения фруктов и овощей площадью 7000 м2, мезонин площадью 3000 м2, (здесь происходят процессы переработки и фасовки грузов) и офисные помещения площадью 1000 м2. Все склады относящиеся к распределительному центру являются собственностью компании.

Склад сухой продукции оборудован фронтальными 6-ярусными стеллажами и рассчитан на 11000 паллетомест. На данном складе хранится около 1700 наименований продукции. Высота потолка склада составляет 12 м, рабочая высота стеллажей около 11 м. Для обслуживания складских процессов задействовано около 80 единиц складской погрузочной техники: штабелеры, электротележки, двухпаллетные сборщики заказов, «тумбочки». Наряду с фронтальными стеллажами на складе сухого хранения установлены стеллажи типа шаттл. В одну ячейку такого стеллажа устанавливается до 27 паллет. Электризованная тележка позволяет перемещать паллеты внутри тоннеля набивного стеллажа. Стоит отметить, что ежедневно с данного склада отгружается 1100-1200 поддонов товара. По техническим характеристикам и оснащенности данный склад относится к классу А-.

Склад-холодильник для хранения фруктов и овощей оборудован набивными стеллажами и холодильными установками позволяющими поддерживать необходимый температурный режим. На данном складе хранится около 100 наименований продукции; товарооборот составляет 200-400 т в сутки. Также склад оборудован 7 камерами газации бананов, выработка которых составляет 1300 тонн в месяц. По техническим характеристикам и оснащенности данный склад относится к классу B .

Оптово-накопительный склад в Гатово имеет площадь 5500 м2 и вмещает в себя 6000 поддонов. Данный склад является неотапливаемым и он не оборудован стеллажами — здесь применяется штабельное хранение. Здесь, в основном, хранятся сезонные товары длительного хранения. Расположен в постройке производственного назначения, переоборудованной под склад. Данный склад не является собственностью ООО «Евроторг», а снимается в аренду (стоимость аренды 1 м2 составляет 3 евро в месяц). Он используется как база перевалки с железнодорожного транспорта на автотранспорт, и по сути это единственный склад ООО «Евроторг», имеющий собственную железнодорожную ветку.

Рампа оптово-накопителного склада в Гатово позволяет одновременно обслуживать 4 фуры и 6 вагонов. Отгрузка с данного склада идет на распределительный центр или на гипермаркеты которым требуются целые паллеты одного товара. Из погрузочного оборудования на нем применяются электрокары, электропогрузчики, ручные тележки. По техническим характеристикам и оснащенности данный склад относится к классу С.

Склад промышленной группы в Заславле имеет площадь 11000 м2 с высотой потолков 7 метров. На этом складе хранится 1000 наименований продукции (алкоголь, сигареты и бытовая химия). Отгрузка товаров с данного склада на каждый магазин производится 1 раз в 3 дня. Оборудован двухуровневыми стеллажами с рабочей высотой 4 метра, а также электротележками, электросборщиками и электропогрузчиками. Помещение склада снимается в аренду (стоимость аренды 1 м2 в месяц составляет 6 евро). По техническим характеристикам и оснащенности данный склад относится к классу А-.

На старых складах по адресу г. Минск, ул. Монтажников, д.2 в данный момент ведется капремонт. На момент окончания ремонтных работ они будут оборудованы холодильными установками для хранения замороженной продукции площадью 3000 м2 и стеллажами для хранения бытовой техники площадью 1000 м2. По окончании ремонтных работ по техническим характеристикам и оснащенности эти склады будут соответствовать классу А-.

Склад в Барановичах имеет площадь 2000 м2 и является базой для будущего строительства распределительного центра площадью 25000 м2. (ориентировочная стоимость строительства — 40 млн $). На данный момент склад располагается в арендуемом помещении класса В площадью 2000 м2 и используется для хранения 200 товарных позиций, относящихся к лидерам продаж. Склад в Барановичах используется для обеспечения региона бесперебойными поставками наиболее востребованных товаров, а также для набора и обучения персонала для будущего распределительного центра.

Управление всеми звеньями складского хозяйства осуществляется посредством программы WMSMarket, разработанной IT отделом компании ООО «Евроторг». Данный программный продукт позволяет дистанционно управлять элементами складского хозяйства, отслеживать состояние запасов в целом по всему складскому хозяйству, взаимоувязывать процессы между разными элементами складской системы, осуществлять оперативный обмен данными между разными элементами складского хозяйства.

Анализ эффективности функционирования складской системы ООО «Евроторг» можно провести на примере центрального распределительного склада. Данные для анализа представлены в таблице 2.7:

Таблица 2.7 — Годовой грузооборот центрального склада

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Как видно по данным, представленным в таблице в отчетном периоде по сравнению сбазисным наблюдается значительное увеличение величины грузооборота, причем положительным является тот факт, что одновременно увеличивается уровень механизации складских операций, что говорит о том, что развитие системы центрального склада можно отнести к интенсивному типу.

2.4 Краткая характеристика производственного процесса

Основанием для начала процесса приемки являются заявки, подготовленные отделом закупок. После проведения сверки сопроводительных документов, они поступают на сертификацию, а информация о товаре вносится работниками складской службы в WMS систему, проходит сверка поступившего товара по количеству.

Когда товар разгружен, в отдел приемки передаются сведения о работниках, осуществлявших операции приемки и разгрузки, в том числе раздельно о количестве поддонов, выгруженных механически и вручную, т.к. это детерминирует заработную плату грузчиков.

Далее товару системой присваивается место на основе информации о нем, а также типе поддона, на котором он расположен, и его перемещают непосредственно к месту хранения и ставят в отведенную ячейку.

Общим принципом организации стеллажного пространства является резервация нижнего яруса стеллажей под зону комплектации, а непосредственно хранение осуществляется на верхних ярусах стеллажной системы.

Основанием для начала процесса сборки являются заявки, подготовленные отделом распределительной логистики. Очередность сборки заявок в соответствии с их приоритетами на каждое число поступает в складскую службу от руководства. Очередность сборки заказов в разрезе складов, на которые они будут отправлены, определяется в соответствии с планом подачи автомобилей под загрузку.

Сборочные листы для осуществления сборок поступают складской службе через WMS-систему от отдела распределительной логистики. На основе информации о уже собранных поддонах, определяется их количество к сборке, которое отбирается из заявок, находящихся в нулевом статусе («в ожидании»). Далее первыми собираются старые заявки, а также те, у которых выше приоритет: «В первую очередь», «Акция срочно», «Акция», «Топ-1000», «Ассортимент» (в порядке убывания). При этом более ранние заявки приоритета «Ассортимент», при необходимости могут быть отодвинуты и заменены более поздними заявками с более высоким приоритетом.

Сборочные листы подразделяются по типу сборки на те, которые собираются вручную и те, которые требуют работы штабеллера. Сборочный лист имеет свой штрих-код и содержит следующие сведения: номер заказа, номер магазина и его месторасположение, количество поддонов, месторасположение товара, его количество в ящиках.

В процессе сборки возможна корректировка, если обнаружено несоответствие данных информационной системы реально сложившейся ситуации, например, при нехватке товара, невозможности получения доступа к нему. В таком случае несоответствие утверждается после проверки и корректировщиком вносятся изменения в систему. Также после сборки каждый поддон обязательно проверяется контролером на наличие ошибок. В компании действует система штрафов за ошибки при сборке.

По прибытию автомобилей на загрузку, производится оформление сопроводительных документов, которые затем выдаются водителю, автомобиль пломбируется. После этого транспортное средство отправляется по заданному маршруту.

Инвентаризация товара предполагает сверку фактического наличного на складе товара с данными о нем в WMS системе. Расхождения в данных могут возникнуть, например, в связи с тем, что вследствие ошибки специалиста, прибывшие товары не были внесены в систему WMS при размещении на стеллажах. В такой ситуации они входят одной из составляющих в информационную базу для формирования заявок отделом распределительной логистики, однако при сборке не могут быть обнаружены на складе ввиду отсутствия по ним информации в базе данных WMS, что снижает эффективность функционирования логистической системы ООО «Евроторг» в целом.

Сроки проведения инвентаризации обусловлены технической возможностью такого проведения, однако верхний порог их регламентирован и составляет не менее 1 раза в два месяца.

Специалист, проводящий инвентаризацию, перемещается по рядам в специально оборудованной для этого съемной корзине штабелера и в беспроводном терминале в режиме функции «инвентаризация» посредством упорядоченного считывания штрих-кодов ячеек и товаров производит сверку по каждому месту хранения на складе. По итогам инвентаризации специалистом составляется отчет, а данные о наличии товаров по местам хранения на складе приводятся в соответствие.

ООО «Евроторг» уделяет значительное внимание продвижению своей торговой сети, для чего в структуре предприятия выделен специальный отдел. Маркетинговые коммуникации предприятия хорошо структурированы и охватывают большое количество различных средств, что представлено на рисунке 2.8:

Иностранные инвестиции как фактор развития инновационного сектора экономики России Специальности: 08.00.14 – мировая экономика 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону –2012

Рисунок 2.8 — Структура маркетинговых коммуникаций ООО «Евроторг»

Наиболее активно в рамках рассмотренной выше структуры используются стимулирование продаж, реклама и мерчендайзинг.

ООО Евроторг использует следующие медиа-каналы для коммуникации со своими покупателями:

СМИ, включая собственное печатное издание (еженедельный журнал «Красная цена»);

Радио, которое позволяет донести информацию о краткосрочных акциях, проводимых в торговой сети «Евроопт», а также периодическое напоминание про постоянные акции в «Евроопте»;- еженедельные ролики «Красная цена» для усиления восприятия «Евроопта», как торговой сети с «лучшими ценами» и ролики о проводимых совместно с поставщиками акциях и их освещение на телевидение;- борды и реклама в транспорте (метро) имиджевого характера («красная цена», «программа лояльности» и др.).

Структура расходов по медиаканалам представлена на рисунке 2.9:

Иностранные инвестиции как фактор развития инновационного сектора экономики России Специальности: 08.00.14 – мировая экономика 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону –2012

Рисунок 2.9 — Структура расходов по медиаканалам

Наибольшие затраты на печатные издания объясняются тем, что в структуру печатных изданий включается журнал «Красная цена», распространяемый через саму торговую сеть. Журнал, еженедельный тираж которого составляет 300 тыс. экземпляров, и занимает большую часть в расходах на печатную рекламу. Расходы между другими медиаканалами распределяются в основном в равных долях, с незначительным преобладанием телевидения.

Реклама предприятия ежемесячно размещается на биллбордах в г. Минске. Компания представлена на всех значимых радиоканалах страны. Данные по размещению рекламы на радио в период декабрь — март 2022 г. представлены на рисунке 11:

Иностранные инвестиции как фактор развития инновационного сектора экономики России Специальности: 08.00.14 – мировая экономика 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону –2012

Рисунок 2.10 — Реклама на радиостанциях

На основе данных диаграммы можно утверждать, что при размещении рекламы на радио ООО «Евроторг» ориентируется на массового слушателя, выбирая радиостанции, обеспечивающие максимально возможный охват населения республики.

ООО «Евроторг» проявляет значительную активность на рекламном рынке, о чем свидетельствует сравнение интенсивности использования рекламных носителей в 2022 г, что наглядно отражено в таблице 2.8:

Таблица 2.8 — Интенсивность использование рекламных носителей в 2022 г.

ООО «Евроторг» активно взаимодействует с рекламными агентствами и средствами массовой информации. Основными партнерами являются:;

Проспектпресс;

студия рекламы «3А»;

Медиа Паб»;

информационное агентство «Белта».разрабатывает и реализует комплексную концепцию продвижения торговой сети. Концепция реализуется посредством рекламы на ТВ, радио, наружной рекламы.

Оцените статью
Бизнес Болика