Изменение нормы обязательных резервов — Финансовые науки — KazEdu.kz

Изменение нормы обязательных резервов - Финансовые науки - KazEdu.kz Инвестиции

Изменение нормы обязательных резервов

Обязательные резервы – часть депозитов коммерческих банков, которую последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке или иной организации, выполняющей функции регулятора банковской системы. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема привлеченных банками депозитов и могут различаться по видам вкладов. Если в стране существует система обязательного страхования банковских депозитов, то данные резервы уже не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для выполнения контрольных и регулирующих функций Центрального банка.

Избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов, которые банки могут хранить по собственной инициативе на случай непредвиденных ситуаций (например, непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах).

Чем выше норма обязательного резервирования, тем меньше средств может использоваться банками для активных операций (в том числе кредитных). Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает действие банковского (денежного) мультипликатора и должно вести к снижению денежной массы. Таким образом Центральный банк через норму обязательного резервирования воздействует на денежное предложение.

Ставка обязательных резервов обычно применяется в качестве вспомогательной меры, так как изменение ставки может оказать существенное влияние на банковские прибыли, но на практике, увы, слабо воздействует на денежное предложение. Денежное предложение подвержено влиянию слишком большого числа разнонаправленных факторов, которые в итоге могут нейтрализовать воздействие изменения ставки обязательного резервирования.

Изменение учетной ставки.Учетная ставка (ставка рефинансирования) – ставка, по которой Центральный банк как кредитор последней инстанции кредитует коммерческие банки. Механизм воздействия изменения учетной ставки следующий. Повышение учетной ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента. В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют. Учетная ставка обычно ниже ставки межбанковского кредитного рынка, что должно (теоретически) сделать этот инструмент денежного регулирования более действенным. Однако получение кредита о ЦБ может быть ограничено и административно, так как далеко не любой банк может к нему обратиться.

Операции на открытом рынке – купля-продажа Центральным банком ценных бумаг. Покупая, ЦБ способствует увеличению денежных средств, находящихся в распоряжении комбанков. Это приводит к увеличению объема предоставляемых банками кредитов, снижению ставки ссудного процента, удешевлению денег и росту денежной массы. Продавая, ЦБ обеспечивает противоположный результат. Часто эти операции проводятся в форме РЕПО (соглашений об обратном выкупе). Банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной цене через определенный срок. Плата за данную услугу – разница между ценами покупки и продажи.

Применение операций на открытом рынке сказывается на банковских резервах практически мгновенно. Считается, что операции на открытом рынке – наиболее гибкий и точный инструмент кредитно-денежной политики, имеющий более тонкое косвенное воздействие на денежный рынок, чем другие.

Виды монетарной политики:

1. Жесткая монетарная политика – поддержание денежной массы на определенном уровне.

2. Гибкая монетарная политика – поддержание ставки процента на определенном уровне.

Выбор варианта монетарной политики зависит от причины изменения ситуации на денежном рынке. Например, рост спроса на деньги связан с инфляцией. В этом случае уместна жесткая политика поддержания денежной массы.

Следует иметь в виду, что одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента ЦБ не в состоянии. Например, если растет спрос на деньги, то для поддержания устойчивой ставки процента ЦБ вынужден расширять предложение денег, чтобы сбить влияние на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Например, повышение процентной ставки на денежном рынке может вызвать уменьшение избыточных резервов, но одновременно побудить население увеличить свои депозиты и, следовательно, сократить наличность. Это отразится на денежном мультипликаторе и, вместо уменьшения предложения денег мы получим увеличение этого предложения.

В зависимости от сложившейся экономической ситуации и целей экономической политики государство может проводить политику дешевых денег или политику дорогих денег.

Политика дешевых денег.Если реальный объем производства существенно ниже объема производства в условиях полной занятости (реальный ВВП существенно ниже потенциального ВВП), то экономика страдает от безработицы. В этих условиях следует проводить политику дешевых денег, то есть предложение денег должно быть существенно увеличено. Для этого используются следующие приемы:

· покупки на открытом рынке;

· снижение нормы обязательного резервирования;

· снижение учетной ставки.

Результатом перечисленных мер будет увеличение избыточных резервов комбанков, что, возможно, приведет к расширению предложения денег и к росту денежной массы. Расширение предложения денег вызовет снижение процентной ставки и, следовательно, рост инвестиций. Совокупный спрос под воздействием эффекта мультипликатора изменится (в данном случае возрастет) в большей степени, чем изменятся инвестиции, что, в свою очередь, сдвинет экономику в нужном направлении – к уровню полной занятости. Политика дешевых денег проводится, если основная проблема экономики – безработица и спад производства.

Политика дорогих денег.Если в экономике наблюдается ситуация инфляции спроса, то целесообразно проводить политику дорогих денег. Применяются следующие меры:

· продажи на открытом рынке;

Изменение нормы обязательных резервов - Финансовые науки - KazEdu.kz

· повышение нормы обязательного резервирования;

· повышение учетной ставки.

Комбанки в результате перечисленных мер начинают испытывать нехватку средств и вынуждены уменьшить объемы выдаваемых кредитов. Это приводит к снижению денежного предложения и росту процентной ставки. Высокая процентная ставка приводит к сокращению инвестиционных расходов, через них – к сокращению совокупного спроса, что должно сдерживать инфляцию спроса. Политика дорогих денег проводится, если основная проблема экономики – инфляция.

Результативность кредитно-денежной политики осложняется обратным воздействием ВВП на процентную ставку. Безусловно, процентная ставка в значительной степени определяет равновесный уровень ВВП, так как она воздействует на инвестиции и совокупный спрос. Однако существует и обратная связь. Уровень ВВП влияет на равновесную процентную ставку, так как спрос на деньги для сделок зависит напрямую от уровня номинального ВВП. Это означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, ослабляя тем самым результативность данной политики в отношении понижения процентной ставки. Политика же дорогих денег ведет к уменьшению номинального ВВП. Однако это уменьшает спрос на деньги и ослабляет результативность данной политики как средства повышения процентной ставки.

Политика дешевых денег неприменима в экономике полной занятости. Если экономика достигла/приблизилась к уровню полной занятости, то увеличение совокупного спроса никак не скажется на реальном объеме выпуска и занятости, так как свободных ресурсов, за счет которых можно нарастить выпуск уже нет. Результатом проведения политики дешевых денег в этой ситуации будет раскручивание инфляционной спирали.

Политика дорогих денег неприменима (неуместна) в условиях спада и безработицы. Она приведет только в дальнейшему сокращению реального производства и усилению безработицы.

Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики.

I. Преимущества: считается, что кредитно-денежная политика – основной инструмент стабилизации экономики.

1. Кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Считается, что ее воздействие на денежный рынок (особенно, если речь идет об операциях на открытом рынке) практически мгновенное.

2. Кредитно-денежная политика может проводиться относительно независимо от политических структур и не слишком подвержена воздействию политических мотивов (так называемому «предвыборному влиянию).

3. Воздействие кредитно-денежной политики на экономику и экономических агентов мягче и тоньше, чем воздействие изменений в государственных расходах или налоговой политике.

II. Недостатки: применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы.

1. Контроль за предложением денег со стороны ЦБ ослабляется с развитием альтернативных каналов вложения денег (например, электронных денег). В этом же направлении влияет интернационализация экономики: потоки финансовых ресурсов из данной страны или в данную страну могут существенно затруднить контроль над денежной массой.

2. Политика дешевых денег может создать условия для расширения кредитования, но не может заставить комбанки выдавать кредиты, а экономических агентов – их брать.

3. Современный экономический цикл зачастую характеризуется сочетанием спада производства и инфляции (стагфляцией), то есть одновременно присутствуют и причины для проведения политики дорогих денег, и причины для проведения политики дешевых денег.

4. Скорость движения денег обычно меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что тормозит или полностью нивелирует изменения денежного предложения, вызванные кредитно-денежной политикой. Например, в период инфляции кредитно-денежная политика направлена на ограничение денежного предложения, но при инфляции скорость движения денег возрастает. Результативность проводимой политики – нулевая. Напротив, в период спада кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, но скорость движения денег замедляется, что так же приводит к нулевому результату предпринимаемых мероприятий (бег вверх по эскалатору, который идет вниз).

§

Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления (формулировка Бюджетного Кодекса РФ). Государственный бюджет представляет собой баланс расходов и доходов государства, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть содержит перечень поступлений, расходная – перечень государственных расходов.

Государственный бюджет является системой, состоящей из центрального и территориальных бюджетов. Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней.

Структура бюджетной системы РФ состоит из трех уровней:

1. Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

2. Второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Третий уровень – местные бюджеты.

Основные принципы бюджетной системы РФ (определены в Бюджетном Кодексе РФ):

1. Единство бюджетной системы, что означает:

a) единство правовой базы;

b) единство денежной системы;

c) единство форм бюджетной документации;

d) единство принципов бюджетного процесса;

e) единство санкций за нарушение бюджетного законодательства и т.д.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов (принцип бюджетного федерализма):

a) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

b) право органов управления (государственных и местных) самостоятельно определять направления расходов средств соответствующих бюджетов;

c) недопустимость изъятия доходов, сумм превышения доходов над расходами соответствующих бюджетов и т.д.

4. Сбалансированность бюджетов. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему доходов этого бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Из выше сказанного видно, что принцип бюджетного федерализма означает автономное функционирование бюджетов всех уровней. Нижестоящие не входят своими доходами и расходами в вышестоящие. За каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются направления расходов. Возможно перераспределение средств между бюджетами в форме финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим. Финансовая помощь оказывается в виде бюджетных субвенций (от лат. приходить на помощь).

Источники доходов государственного бюджета:

1. Налоговые поступления (80-90% всех доходов).

2. Неналоговые доходы:

a) доходы от использования и продажи государственного имущества;

b) дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

c) целевые перечисления;

d) доходы от платных услуг государственных органов и т.д.

3. Государственные займы путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.

4. Эмиссия денег.

Расходы государственного бюджета:

I. Группировка по направлениям:

1. Расходы на социально-экономические цели.

2. Военные расходы.

3. Расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства (например, с внешнеэкономической деятельностью).

4. Расходы на государственное управление и т.д.

II. Группировка по экономическому содержанию:

1. Государственные закупки.

2. Трансфертные платежи.

3. Расходы по обслуживанию государственного долга (например, затраты на выпуск и размещение государственных облигаций, выплата процентов и т.п.).

Согласно Бюджетному Кодекса РФ расходы государственного бюджета по экономическому содержанию делятся на:

1. Капитальные расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая инвестиционную и инновационную деятельность).

2. Текущие расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т.п.).

Про бизнес:  Ответы на тесты по предмету инвестиции – Сдал на 10! Ответы на вопросы по учёбе

Бюджетный дефицит.Государственный бюджет представляет собой баланс расходов и доходов. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (бюджетный излишек). Превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (бюджетный недостаток). И то, и другое считается в процентах в ВНП (ВВП). Доходы бюджета зависят от налоговых поступлений, а те, в свою очередь, от масштабов национального производства и уровня доходов хозяйствующих субъектов. Расходы бюджета могут не зависеть от уровня доходов (автономные расходы). Следовательно, при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит бюджета, а при высоком – профицит бюджета.

Бюджетное сальдо = доходы бюджета – расходы бюджета. При профиците сальдо положительное, при дефиците – отрицательное. Потенциальное бюджетное сальдо — сальдо, которое обеспечивается в условиях полной занятости. Оно показывает, какая могла быть разница между доходами и расходами государственного бюджета при потенциальном ВВП.

В настоящее время наличие бюджетного дефицита не рассматривается как показатель, характеризующий состояние экономики. Бездефицитный бюджет не свидетельствует об экономическом благополучии, а макроэкономическое равновесие может достигаться при разном состоянии бюджета. Считается, что до определенных пределов бюджетный дефицит не опасен. Например, в период экономического спада бюджетный дефицит может быть значительным, а небольшой дефицит допускается в течение длительного времени. МВФ признает допустимым существование дефицита в пределах 2-3% ВНП. Серьезной проблемой считается только значительный или длительный дефицит.

Основные причины бюджетного дефицита:

1. Невозможность мобилизовать необходимые доходы вследствие падения темпо производства, низкой производительности труда и иных причин, вызывающих снижение эффективности производства.

2. Рост расходов без учета финансовых возможностей, их недостаточная целесообразность и эффективность (в том числе, военных расходов и расходов на содержание административного аппарата).

3. Инфляция.

4. Нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Изменение нормы обязательных резервов - Финансовые науки - KazEdu.kz

5. Целенаправленная бюджетная политика на создание дефицита.

При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов финансирования дефицита (то есть от того, из каких источников покрываются расходы, превышающие доходы).

Таблица 8.1 Основные методы финансирования бюджетного дефицита

Метод финансирования бюджетного дефицита Краткосрочный эффект Долгосрочный эффект
Процентная ставка Инвестиции Денежная масса Цены
Займы у частного сектора Рост Уменьшение Не меняется Незначительный рост Незначительный рост AD
Займы у ЦБ Уменьшение Рост Рост Рост Рост AD. Инфляция
Денежная эмиссия Уменьшение Рост Рост Рост Рост AD. Инфляция
Увеличение налогов Уменьшение частных инвестиций Рост

Займы у частного сектора порождают эффект вытеснения. Размещая займы на внутреннем рынке, государство оттягивает на себя финансовые ресурсы. Повышение спроса на деньги ведет к росту процентной ставки и последующему снижению инвестиций. Таким образом, правительственные расходы, носящие, как правило, непроизводительный и/или неэффективный характер, вытесняют частные инвестиции. Увеличение налогов как метод финансирования бюджетного дефицита может привести к такому же результату.

Сеньораж – доход государства от денежной эмиссии. Она приводит к превышению темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП. Это ведет к росту уровня цен. Таким образом все экономические агенты платят «инфляционный налог», заключающийся в том, что часть их доходов перераспределяется через цены в пользу государства.

Эффект Оливера-Танзи – сознательное задерживание экономическими агентами уплаты налогов в условиях инфляции. В результате государство получает налоги, но обесцененными деньгами.

Источники финансирования бюджетного дефицита (в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ):

1. Внутренние:

a) Кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

b) Государственные займы, полученные путем выпуска государственных ценных бумаг.

2. Внешние:

a) Государственные займы в иностранной валюте, полученные путем выпуска государственных ценных бумаг;

b) Кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных организация, предоставляемые в иностранной валюте.

Принципиальное отличие государственных займов от частных – государство погашает задолженность и выплачивает проценты за счет налогов, а предприниматели – за счет прироста дохода на основе производительного использования кредита.

Государственный долг – долговые обязательства государства. Государственный долг представляет сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков за тот же период.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним являются средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Обычно под реструктуризацией понимают погашение долговых обязательств с одновременным заимствованием в объеме погашаемого долга, но на иных условиях обслуживания и сроках погашения.

Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают:

1. Списание долга (частичное или полное).

2. Выкуп долга. Страна-должник может иметь в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов. В этом случае заемщику могут разрешить самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке.

3. Секьютеризация. Должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;

4. Обмен госдолга на акции национальных предприятий. Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

§

Основной источник государственных финансов – налоги.

Налоги – часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Налоги изымаются в обязательном и принудительном порядке. Налоговые обязательства законодательно оформляются.

Функции налогов:

1. Фискальная (лат. казенный). Налоги формируют доходы государства. Доля налогов в ВВП – от 20 до 45% ВВП в разных странах.

2. Регулирующая. Налоги могут стимулировать или сдерживать экономическую активность. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь созданным предприятиям или малому бизнесу, направлены на развитие бизнеса. Напротив, повышение тарифов на ввоз товаров направлено на сдерживание импорта. Налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития. С ее помощью проводятся структурные изменения в производстве, содействуя ускоренному развитию приоритетных отраслей.

3. Перераспределенческая. Перераспределение доходов и ресурсов общества происходит на базе изменения доходов экономических субъектов. Механизм следующий. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги воздействуют на изменение спроса и предложения, следовательно, воздействуют на цены и рыночное равновесие. Это влияет на объемы производства и занятость, что в свою очередь воздействует на распределение ресурсов.

4. Контрольная. Обязательность налоговых платежей и необходимость декларирования доходов создают возможность проверки деятельности субъектов налогообложения со стороны государственных органов.

Принципы налогообложения:

1. Справедливость и равенство налогообложения. Горизонтальная и вертикальная справедливость. Горизонтальная справедливость – находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость – находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги. В основе соблюдения принципа равенства лежит платежеспособность налогоплательщика (доход или богатство) и размер выгод, получаемых от государства. Принцип равенства на основе платежеспособности – «принцип уплаты по возможности». Он реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговым изъятием. Тот, кто получает бóльшие доходы, должен платить бóльшие налоги. Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод означает, что тот, кто больше получает от государства, платить налоги (например, автомобильный налог платят автомобилисты за пользование дорогами). На практике – за основу берется платежеспособность.

2. Эффективность налогообложения. Этот принцип связан с потерями, которые порождают налоги. Они могут оказать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, привести к неоптимальному распределению ресурсов и т.п. Налоги могут исказить соотношение цен и издержек. Возможный негатив делает необходимым при построении налоговой системы учитывать отрицательные результаты, которые могут возникнуть при налогообложении.

3. Простота и доступность при исчислении. Налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание ее аппарата — слишком дорогим.

Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, выбранным вариантом государственной экономической политики и т.д.

Налоговая система — совокупность налогов, устанавливаемых в государстве плюс методы и принципы построения налогов.

Принципы построения налоговой системы:

1. Всеобщность. Охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы.

2. Стабильность. Устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

3. Равнонапряженность. Взимание одинакового налога по одинаковым для всех налогоплательщиков налоговым ставкам.

4. Обязательность. Принудительность и неизбежность уплаты налога.

5. Самостоятельность. Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

6. Социальная справедливость. Установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Виды налогов:

I. В зависимости от взаимоотношений плательщика налога и государства.

1. Прямые налоги. Взимаются непосредственно с доходов или имущества экономических субъектов (хозяйствующих субъектов) и не могут быть переложены на других субъектов (например, подоходный налог, налог на имущество).

2. Косвенные налоги. Устанавливаются в виде надбавок к цене. Плательщик, передающий этот налог государству – экономический агент, являющийся конечным продавцом. Фактический плательщик – потребитель данной продукции. Например, НДС, акцизы.

II. В зависимости от органа, взимающего налог.

1. Общегосударственные налоги. Подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины.

2. Местные налоги. Земельный налог, имущественный налог.

III. По целям использования.

1. Общие налоги. Предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

2. Специальные налоги. Имеют целевое назначение.

Методы построения налоговой ставки.

1. Пропорциональное налогообложение. Одна и та же ставка используется независимо от величины дохода. Доля налога в доходе в этом случае постоянна и не зависит от величины дохода. Прирост налога равен приросту дохода (в процентном выражении).

2. Прогрессивное налогообложение. Ставка налога возрастает по мере увеличения дохода. Доля налога в доходе возрастает по мере роста дохода. Прирост налога больше прироста дохода (в процентном выражении).

3. Регрессивное налогообложение. Ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже при неизменной ставке налога. Доля налога в доходе падает по мере роста дохода. Прирост дохода меньше прироста дохода (в процентном выражении).

Кривая Лаффера — кривая, отражающая зависимость расширения деловой активности (и соответственно сбора налогов) от налоговой ставки. Наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные.

Изменение нормы обязательных резервов - Финансовые науки - KazEdu.kz

Изменение нормы обязательных резервов - Финансовые науки - KazEdu.kz

Рисунок 8.3 Кривая Лаффера

Бюджетно-налоговая политика —Меры государства (правительства) по изменению государственных расходов, налогов, состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, экономического неинфляционного роста, равновесия платежного баланса.

Виды бюджетно-налоговой политики:

I. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия).

1. В краткосрочной перспективе цель – преодоление циклического спада. Инструменты:

a) увеличение государственных расходов,

b) снижение налогов,

c) комбинация а) и b).

2. В долгосрочной перспективе цель – экономический рост. Снижение налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Инструменты:

a) Проведение комплексной налоговой реформы;

b) Ограничительная кредитно-денежная политика ЦБ;

c) Оптимизация структуры государственных расходов.

II. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция). Цель – ограничение циклического подъема. Инструменты:

a) уменьшение государственных расходов,

b) повышение налогов,

c) комбинация а) и b).

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса, однако ценой увеличения безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе возможен спад совокупного предложения и стагфляция.

Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате сознательных мероприятий государства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика — автоматическое изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции, состояния платежного баланса в результате циклических колебаний. Эта политика предполагает автоматическое увеличение или уменьшение чистых налоговых поступлений в госбюджет. Увеличение – в период роста ВВП, уменьшение – в период уменьшения ВВП. Считается, что такое изменение чистых налоговых поступлений оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Про бизнес:  Пути развития человеческого капитала - Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Чистые налоговые поступления – общие налоговые поступления в бюджет минус сумма трансфертов, выплаченных государством (правительством).

При дискреционной политике для стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит государственного бюджета (расходы государства растут, например, из-за финансирования создания новых рабочих мест либо налоги снижаются для стимулирования бизнеса). В период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика осложняется проблемой временных лагов. При недискреционной политике бюджетные дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов.

Автоматический (встроенный) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства. Они смягчают негативное воздействие временных лагов, так как включаются без непосредственного вмешательства правительства. Чаще всего в этой роли выступают:

· прогрессивная система налогообложения;

· система государственных трансфертов (в том числе, страхование по безработице);

· система участия в прибылях.

Степень встроенной стабильности экономии зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков. Именно они выполняют функции автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета – дефицит или излишек, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности. В фазе циклического спада налоги падают, а трансферты растут. Это ограничивает глубину спада, так как на фоне общего падения происходит относительный рост совокупного спроса.

Однако степень встроенной стабильности противоречит другой, долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики – укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и экономического роста. Стимулы к инвестированию и труду сильнее при снижении ставок налогообложения. Однако, такое снижение сопровождается сокращением циклического бюджетного дефицита (излишка) и следовательно, снижением степени встроенной стабильности экономики.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

§

Государство с необходимостью вмешивается в функционирование всех экономических систем. Оно определяет правовую основу национальной экономики е ее социальную среду. Оно перераспределяет доходы и ресурсы, контролирует уровень занятости и инфляции. Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, применяемых в целях стабильного развития национальной экономики.

Государство – субъект рыночных отношений наряду с другими субъектами: домашними хозяйствами, фирмами, внешним миром. Особенности этого субъекта – в том, что

1) Государство выступает как представитель, выразитель интересов общества.

2) Государство представляется совокупностью соответствующих организаций. Прежде всего — это взаимосвязанная иерархическая система органов управления экономическими и общественными процессами.

3) Прерогативой государства является установление и поддержание определенных институтов (законов, процедур, норм). Процедуры устанавливают порядок, последовательность, права и обязанности участников экономического процесса. Нормы фиксируют обязательные экономические параметры (минимальную заработную плату, курс обмена валюты и др.). Установленные государством условия носят обязательный характер для всех экономических субъектов. Государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. Законы определяют требования государства к экономическим агентам. Они (требования) могут принимать форму:

a) ограничений или запретов;

b) предписаний или обязательных действий экономических агентов (например, обязательность регистрации для занятия предпринимательством или обязательность получения лицензии для определенного вида деятельности).

4) Государство является необычным рыночным субъектом, так как не руководствуется рыночными принципами деятельности (к нему далеко не всегда применимы принципы рационального поведения экономического субъекта, так как принципы максимизации прибыли или эквивалентности обмена далеко не всегда в деятельности государства являются определяющими). Целью чаще всего является согласование интересов различных социальных слоев, обеспечение экономического роста и т.п.

Основание вмешательства государства в экономику – так называемые «провалы рынка». К ним относятся проявления действия рыночного механизма, которые побуждают субъектов рынка принимать экономические решения неоптимальные или нежелательные для общества:

1. Тенденция к монополизации.

2. Асимметрия информации в экономической среде.

3. Неспособность производить общественные блага.

4. Неравенство в распределении доходов.

5. Невозможность устранения экстерналий и др.

Следует не забывать, что наряду с «провалами рынка» существуют «провалы государства» — проблемы, которые не в состоянии решить государство, возможность принятия государственными органами решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества.

Логично предположить, что государство должно сосредоточить усилия на тех проблемах, которые не в состоянии решить рынок.

· Производство общественных благ.

· Регулирование естественных монополий. Контроль за ценами, качеством продукции.

· Разработка политики доходов. Устранение чрезмерного социального неравенства. Установление минимума заработной платы, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов и т.д.

· Регулирование экстерналий. Установление определенных норм. Охрана окружающей среды.

· Поддержание макроэкономической стабильности и сглаживание экономического цикла.

Функции государства в экономике можно разделить на два блока.

1. Административно-правовые функции, выражающиеся в законодательной деятельности, административном управлении и защите определенных норм и процедур, создающих благоприятные условия экономической деятельности. Государство призвано создавать стабильные и благоприятные условия для деятельности экономических субъектов. Следует особо подчеркнуть, что государство, хотя и является источником экономического законодательства, обязано действовать согласно установленным им же законам, то есть оно включено в правовую систему наряду с другими субъектами. Административно-правовые функции государства являются первичными по отношению к экономическим функциям. Экономические функции государства в основном опираются на его административно-правовые функции. Административно-правовые функции представлены:

a) в законодательном обеспечении экономической деятельности (принятие законов, установление норм и процедур);

b) в контроле за соблюдением законов, применении санкций за их нарушение;

c) в принятии и выполнении принудительных административных решений по отношению к экономическим субъектам (разукрупнение монополий и т.п.).

2. Экономические функции:

a) воздействие на других экономических субъектов путем регулирования цен (в том числе труда – установление минимума заработной платы), валютного курса, денежной эмиссии и др.;

b) непосредственная хозяйственная деятельность – государственный сектор экономики;

c) перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и др.

Исходя из выше изложенного, можно разделить функции государства как экономического агента на следующие группы:

1. Аллокационная (распределение ресурсов для достижения заданных целей). Государство ограничивает производство товаров с негативными внешними эффектами или с помощью субсидий способствует производству благ, обладающих достоинствами с точки зрения общества. Аллокация ресурсов осуществляется:

a) прямо (с помощью государственных инвестиций);

b) косвенно (посредством налогов и субсидий).

2. Дистрибутивная (распределительная) – перемещение результатов экономической деятельности, доходов от одних индивидуумов к другим (например, выплата пособий нетрудоспособным за счет обложения налогом трудоспособных).

3. Стабилизационная. Поддержание макроэкономического равновесия.

Перечисленные функции взаимосвязаны. И аллокационная, и распределительная функции состоят в том, что государство меняет направленность финансовых потоков, порождаемых и регулируемых рынком. Аллокационная функция касается в большей степени потоков между отраслями и предприятиями. Распределительная касается потоков между отдельными лицами. Политика перераспределения сказывается на макроэкономической стабильности. Любые аллокационные действия имеют распределительный аспект. Например, государственная поддержка отрасли повышает доходы работников, которые в ней заняты, за счет занятых в других отраслях.

Изменение нормы обязательных резервов - Финансовые науки - KazEdu.kz

Основные экономические задачи государства в рамках главной цели – обеспечении стабильного развития экономики:

1. Обеспечение правовой и социальной среды эффективного функционирования экономики.

2. Поддержание макроэкономического равновесия.

3. Поддержание рыночной конкуренции.

4. Перераспределение доходов.

5. Перераспределение ресурсов.

6. Контроль уровня занятости и инфляции.

7. Стимулирование экономического роста.

8. Проведение эффективной внешнеэкономической политики и др.

Соответственно перечисленным задачам объектами государственного экономического регулирования являются:

1. Экономический цикл.

2. Структура национальной экономики (в том числе в отраслевом и региональном разрезах).

3. Занятость.

4. Денежное обращение.

5. Платежный баланс.

6. Состояние конкурентной среды.

7. Распределение доходов.

8. Социальная проблемы и т.д.

Государство располагает как прямыми, так и косвенными рычагами воздействия. К прямым средствам государственного воздействия относятся:

· Административные средства.

· Целевое финансирование.

· Государственные закупки.

· Государственное предпринимательство и др.

К средствам косвенного государственного регулирования относятся:

· Денежно-кредитная политика.

· Бюджетно-налоговая политика.

· Внешнеэкономическая политика.

· Социальная политика и др.

§

Социальная политика государства

Социальная политика – часть государственной политики, связанная с воздействием на условия жизни населения. Это одно из направлений деятельности государства по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена

· на создание социальных гарантий

· формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве.

Социальная политика включает:

1. Политику регулирования доходов.

2. Политику регулирования занятости.

3. Социальное обеспечение.

4. Политику в области образования и здравоохранения.

5. Жилищную политику и др.

Цель социальной политики – поддержание и развитие человека, который является высшей ценностью любого общества. Степень и механизм реализации этой цели зависит от:

· политического строя общества;

· уровня развития национальной экономики;

· особенностей национальной истории, культуры, традиций.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1. Стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2. Сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3. Поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов.

4. Развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики. Социальное партнерство предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.

Социальная политика может воздействовать на экономическое развитие страны как положительно, так и отрицательно. Неэффективная социальная политика может привести к социальной дестабилизации и деградации.

Для оценки распределения доходов среди населения используются:

· Кривая Лоренца;

· Коэффициент Джини;

· Коэффициент фондов;

· Коэффициент бедности.

Кривая Лоренца демонстрирует соотношение между численностью населения и объемом получаемого суммарного дохода.

Изменение нормы обязательных резервов - Финансовые науки - KazEdu.kz

Рисунок 9.1 Кривая Лоренца

По горизонтальной оси графика откладывается процент населения (или семей). По вертикальной – процент дохода. Обычно население делится на пять частей (квинтелей). В каждый квинтель входит 20% населения. Группы населения располагаются по оси от самых бедных до самых богатых. Линия ОВ называется линией абсолютного равенства (все группы получают равные доходы). Линия OAВ — это линия абсолютного неравенства. Реальное распределение доходов в обществе характеризуется кривой ODB. Чем неравномернее распределение дохода, тем дальше ОDB от биссектрисы.

Отклонения кривой Лоренца от биссектрисы измеряется через отношение площади фигуры между кривой Лоренца и биссектрисой к площади треугольника, образованного биссектрисой и линией ОАВ. В результате получим показатель, характеризующий степень неравенства — коэффициент концентрации доходов или коэффициент Джини.

G = ODB/OAВ (9.1)

Этот коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем дальше кривая Лоренца отстоит от биссектрисы и тем сильнее неравенство. Согласно классификации, предложенной для стран ОЭСР: экономика с очень низкой (коэффициент Джини равен 20—22), низкой (24—26), средней (29—31) и высокой степенью неравенства (33—35).

Оценить степень неравенства в распределении доходов в обществе можно с помощью коэффициента фондов. Коэффициент фондов рассчитывается как соотношение между средними уровнями доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Для оценки дифференциации населения по доходам используется также коэффициент бедности. Коэффициент бедности — относительный показатель, исчисляемый как процентное отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны.

Социальная политика включает перераспределение доходов, которое основано на системе налогообложения, с одной стороны, и системе трансфертов, включая программы государственной помощи неимущим, с другой. Развитые системы социального и медицинского страхования также способствует сдвигу кривой Лоренца в сторону большего равенства.

Про бизнес:  Экономический цикл и фазы экономического цикла - Бизнес журнал

§

Мировое хозяйство — совокупность национальных хозяйство отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений.

Международное разделение труда – устойчивая специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции. МРТ включает специализацию и кооперирование.

Факторы, лежащие в основе МРТ:

1. Природные (географическое положение, размер территории, почвенно-климатические условия, наличие природных ресурсов и т.п.);

2. Технико-экономические (степень освоения достижений НТП, внедрения новых технологий и т.п.);

3. Социально-экономические (тип хозяйственной системы, идеология, внешняя и внутренняя политика и т.п.).

Виды специализации стран:

1. Естественная (на основе различий в природных условиях);

2. Межотраслевая (предметная);

3. Внутриотраслевая (подетальная).

На основе МРТ возникают международные экономические отношения — система экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности разных стран.

Основные формы МЭО:

1. Мировая торговля.

2. Международная миграция капитала и международный кредит.

3. Международная миграция рабочей силы.

4. Международные валютные отношения.

5. Международное научно-техническое и производственное сотрудничество.

Мировой рынок — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих национальных рынков отдельных стран, участвующих в МРТ и связанных системой МЭО.

Показатели, характеризующие развитие внешней торговли:

1. Величина торгового оборота (сумма экспорта и импорта);

2. Внешнеторговое сальдо (соотношение экспорта и импорта). Чистый экспорт. Положительное и отрицательное сальдо.

3. Экспортная и импортная квота (доля экспорта/импорта в ВНП). Показывает степень включенности страны в международную торговлю, степень открытости экономики.

4. Экспортный потенциал – доля продукции, которая могла бы быть продана страной без ущерба для собственной экономики.

5. Структура внешней торговли (по субъектам или объектам внешней торговли).

Характеристика современного состояния мировой торговли:

1. Увеличение взаимной торговли между развитыми странами (большая часть мировой торговли – товарооборот между США, Западной Европой и Японией).

2. Преобладание в структуре товарооборота готовых изделий (70% — готовые изделия, 30% — сырье);

3. Наиболее динамичный рост – торговля средствами связи, электроникой, комплектующими, уздами и деталями.

4. Опережающими темпами растет торговля услугами (транспорт, туризм, страхование и т.п.).

Влияние внешней торговли на экономику.Мультипликатор внешней торговли приводит к следующим последствиям. Рост экспортаÞрост занятости и доходовÞрост спросаÞрост спроса, в том числе и на импортные товары, что равносильно по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу и, следовательно, общий спрос сокращаетсяÞсокращение общего спроса.

Таким образом, в результате мультипликативного эффекта в результате развития внешней торговли с одной стороны происходит рост спроса за счет увеличения экспорта, а с другой стороны, тем же самым стимулируется импорт, в результате чего спрос сокращается.

Торговая политика государства — составной элемент его экономической политики, связанный с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии, прямые ограничения.

Основные виды внешнеторговой политики:

1. Свободная торговля (фритредерство) – политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения, отсутствие внешнеторговых ограничений.

2. Протекционизм – государственная политика защиты национального рынка от иностранной конкуренции. Осуществляется посредством прямого и косвенного ограничения ввоза иностранных товаров и поддержки национального экспорта. Может проводиться в отношении отдельных стран или отдельных видов товаров, защищать определенные отрасли, носить односторонний или коллективный характер.

§

Вывоз капитала появился позже вывоза товаров, дополнял этот вывоз и опосредовал его. Однако в настоящее время он все в большей степени становится определяющей формой международных экономических отношений.

Причины:

1. Относительный избыток капитала в стране (перенакопление капитала);

2. Разница в предельной производительности капитала в разных странах;

3. Наличие таможенных барьеров, препятствующих проникновению товаров на национальный рынок других стран (в этом случае зарубежные поставщики ввозят не товары, а капитал);

4. Необходимость географической диверсификации производства;

5. Несовпадение спроса и предложения капитала в разных отраслях национальной экономики;

6. Наличие в стране-импортере благоприятного инвестиционного климата.

Классификация вывозимого капитала:

1. По источнику происхождения:

· государственный (официальный) – предоставляется правительством одной стране правительству другой страны, капитал международных экономических организаций;

· частный.

2. По форме вывоза:

· Денежный;

· Товарный.

3. По характеру использования:

· Предпринимательский – средства прямо или косвенно вкладываются в производство в целях получения прибыли (вложения прямые и портфельные). Прямые инвестиции – считается инвестиции в размере более 10% акционерного капитала, дающие право контроля над предприятием. Портфельные инвестиции – вложения в иностранные ценные бумаги, не дающие реального контроля над объектом инвестирования. По сравнению с прямыми инвестициями эти вложения более ликвидны.

· Ссудный. Предоставление кратко-, средне- и долгосрочных займов и кредитов.

Последствия вывоза капитала:

1. Положительные.

· увеличение масштабов мирового производства;

· повышение эффективности использования капитала;

· укрепление международных экономических связей.

2. Отрицательные:

· возможно нарушение равновесия платежных балансов;

· опасность вытеснения национального капитала.

Международная миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую сроком более одного года. Существует в следующих формах:

· Иммиграция.

· Эмиграция.

· Реэмиграция.

Миграционное сальдо – разность между иммиграцией и эмиграцией.

Причины миграции рабочей силы:

1. Экономические:

· Состояние внутреннего рынка труда;

· Различия в оплате труда;

· Вывоз капитала, который приводит к перемещению рабочей силы.

2. Неэкономические:

· Политико-правовые;

· Демографические;

· Религиозные и др.

Последствия миграции рабочей силы:

I. Положительные

1. Для страны – экспортера:

· перевод заработанных средств положительно отражается на платежном балансе страны;

· сокращение расходов на обучение и других социальных расходов;

· возможные последствия реэмиграции;

· уменьшение безработицы.

2. Для страны – импортера:

· при импорте квалифицированной рабочей силы – экономия затрат на обучение;

· дополнительный спрос, предъявляемый иммигрантами, повышает совокупный спрос;

II. Отрицательные:

1. Для страны – экспортера:

· сокращение объема трудовых ресурсов, ухудшение их качества;

· экономические потери, связанные с тем, что затраты на профессионализацию работника не возвращаются.

2. Для страны – импортера:

· возможное ухудшение качества применяемого труда;

· конфликты, вызванные несовпадением производственной культуры разных стран;

· социальные и иные проблемы адаптации иммигрантов.

§

Разделение труда и специализация, возникающая на его основе, приводят к развитию интернационализации производства. Интернационализация – процесс взаимного проникновения и взаимопереплетения национальных экономик. Интеграция – организационная форма интернационализации. Интернационализация глобальна, интеграция – региональна (локальна). Интеграционные союзы могут быть сформированы как сверху, так и снизу.

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется в либерализации условий взаимной торговли и международной миграции капитала, труда.

Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства. Другая причина – необходимость противостоять экономической экспансии стран других регионов (например для ЕС – противостояние экономической экспансии США и Японии). Международное разделение труда и международная производственная кооперация — предпосылки развития интеграционных блоков. Работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе или в разных процессах, связанных между собой. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок.

Интернационализация экономически выгодна:

· позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран;

· дает экономию на масштабе, что особенно важно в условиях высокотехнологичного современного производства.

Этапы развития интеграционных группировок:

1. Зона свободной торговли. Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками.

2. Таможенный союз. Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран.

3. Общий рынок. Либерализация движения между странами – участниками.

4. Экономический союз. Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте.

5. Политический союз. Проведение единой внешней политики.

На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры между странами. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство. Интеграционные процессы приводят, прежде всего, к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран.

Платежный баланс — стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны за определенный период в виде соотношения платежей за границу и поступлений из-за границы. В платежном балансе находят стоимостное выражение все внешнеэкономические операции страны. Обычно платежный баланс составляется по форме, рекомендованной Международным валютным фондом.

Классификация статей платежного баланса по методике МВФ (упрощенная схема приводится в учебных целях; классификация платежного баланса по методологии СНС имеет более сложный вид).

I. Счет текущих операций. Счет текущих операций включает в себя экспорт товаров и услуг (со знаком « »), импорт товаров и услуг (со знаком «-»), чистые доходы от инвестиций и чистые текущие трансферты. Экспорт и экспортоподобные операции учитываются со знаком « » и выступают как крЕдит, так как создают запасы иностранной валюты в стране. Импорт и импортоподобные операции учитываются со знаком «-» по графе дЕбет, так как сокращают запасы иностранной валюты в стране.
1. Товарный экспорт 2. Товарный импорт
Сальдо баланса внешней торговли (торговый баланс)
3. Экспорт услуг (включая кредитные услуги) 4. Импорт услуг (включая кредитные услуги)
5. Чистые факторные доходы из-за рубежа. Образуются в результате экспортоподобных и импортоподобных операций. Включают чистую оплату труда временных работников и чисты доходы от кредитных услуг. Если национальный капитал, вложенный за рубежом, приносит больший объем процентов и дивидендов, чем иностранный капитал, вложенный в данной стране, результат положительный, в противном случае – отрицательный.
6. Чистые текущие трансферты. Переводы частных и государственных средств за границу (подарки, переводы, помощь).
Сальдо баланса по текущим операциям
II. Счет движения капитала и финансовых операций. Отражаются международные сделки с активами (доходы от продажи акций, облигаций, недвижимости и т.п. иностранцам и расходы, возникающие в результате покупки активов за границей).
7. Приток капитала. 8. Отток капитала
Сальдо баланса движения капитала и финансовых операций. Показывает чистые поступления иностранной валюты от всех сделок с активами.
Сальдо баланса по текущим, капитальным и финансовым операциям.
III. Изменение официальных резервов. Официальные валютные резервы включают золото, иностранную валюту. Дефицит платежного баланса может быть профинансирован за счет сокращения официальных резервов ЦБ. Активное сальдо платежного баланса сопровождается ростом официальных валютных резервов.

Валютный курс. Номинальный валютный курс (обменный курс) – относительная цена валют двух стран, цена одной валюты в единицах другой валюты. Реальный валютный курс определяется относительной ценой товаров, произведенных в этих странах.

Паритет покупательной способности – уровень обменного курса валют, выравнивающий покупательную способность каждой из них.

Режимы валютного курса:

1. Гибкий валютный курс. Обменный курс устанавливается в результате свободных колебаний спроса и предложения как равновесная цена валюты.

2. Фиксированный курс. Обменный курс устанавливается ЦБ. Обычно ЦБ устанавливает пределы колебаний курса национальной валюты в целях макроэкономической стабилизации. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней границам, ЦБ проводит валютные интервенции. При приближении к нижней границе ЦБ покупает национальную валюту в обмен на иностранную, при приближении к верхней границе – продает.

Изменение нормы обязательных резервов - Финансовые науки - KazEdu.kz

Режим гибкого валютного курса эффективен в стабильных экономиках, широко включенных в мировую экономику, в условиях гиперинфляции, для урегулирования платежного баланса. В режиме гибкого курса эффективность монетарной политики выше, чем фискальной. Режим фиксированного курса требует значительных валютных резервов ЦБ, неэффективен при кризисе платежного баланса. В режиме фиксированного курса эффективность фискальной политики выше, чем монетарной.

Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий