Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу — Сущность, факторы и модели экономического роста

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста Инвестиции

Основные термины и понятия — мегалекции

1. е; 2. в; 3. а; 4. г; 5. б; 6. д; 7. ж.

Упражнения

1. а) Дефицит госбюджета составляет 0,2 млрд долл.

б) Излишек госбюджета составляет 0,2 млрд долл.

2. а) Государственный долг увеличится на 1 млрд долл.

б) Нет. Ежегодное превышение прироста национального продукта над сум­мой процентов составит 220 млн долл. Через 5 лет накопленной суммы окажется достаточно для выплаты долга.

3. а) 10 000 долл.

б) Нет.

в) Сумма долга — 10 000 долл., величина процента — 400 долл,

г) Сумма долга — 10 300 долл., величина процента — 412 долл.

д) Суммa долга — 10 000 долл., величина процента — 712 долл.

Тесты

1. в; 2. а; 3. г; 4. в; 5. г; 6. а; 7. в; 8. б; 9. г; 10. в; 11. а; 12. б; 13. г; 14. б; 15. в; 16. б; 17. в; 18. а,

Верно/Неверно

1. В; 2. В; 3. Н; 4. В; 5 В; 6. Н; 7. В; 8. Н; 9. Н; 10, Н; П. В; 12. Н; 13. В; 14. Н; 15. Н; 16. В; 17. В; 18. Н; 19. В; 20. Н.

Проблемы

1. а) Увеличится на 100 долл.

б) Увеличится на 20 долл.

в) Уменьшится на 25 долл.; уменьшится на 125 долл.; уменьшится на 25 долл.

2. а) Дефицит равен 30 млрд долл.; излишек равен 40 млрд долл.

б) Инвестиции должны быть на 40 млрд долл больше, чем сбережения.

Тема 28 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Главный вопрос, на который стремится ответить теория экономическо роста, сводится к тому, каким образом можно увеличить реальный объс-номинального продукта в долгосрочном периоде, то есть в услових полис занятости. Ответ на этот вопрос имеет практическое значение, так как е решение позволяет преодолеть ограниченность ресурсов и, следовательн расширить возможности экономики удовлетворять потребности общества. Экономический рост измеряется двумя способами: увеличением реально ВНП и ростом его объема на душу населения за определенный nepni времени.

Факторы экономического роста можно разделить на три группы: фактор предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, объем основного и питала, технология); факторы спроса (уровень совокупных расходов) и фа торы распределения (эффективное использование ресурсов). Но при обсу] дении проблем экономического роста на первый план обычно выдвигает роль факторов предложения. Поэтому экономический рост нередко опре; ляют с помощью сдвига кривой предложения вправо, Рассматривая экон мический рост в его связи с факторами предложения, можно сделать вывс что увеличение ВНП определяется и наращиванием ресурсов, и повышена эффективности их использования. Первое требует расширения экстенсивш факторов роста предложения,, второе на первый план выдвигает интенсивна факторы его расширения. В настоящее время в развитых странах перв степенную роль в объяснении экономического роста играют интенсивна факторы — технический прогресс, организация и управление производство обшее и профессиональное образование. На экономический рост оказыва] влияние и иные факторы. Одни из них сдерживают экономический ро (например, большие капиталовложения в охрану окружающей природ выхолащивание творческого начала в трудовой деятельности, острые col альные коллизии и т. д.). Другие, напротив, могут его ускорять (наприме благоприятная социальная, культурная, политическая ситуация в обществ У экономистов нет однозначного отношения к экономическому росту, т как он сопровождается не только положительными, но и отрицательны! последствиями.

Среди сторонников экономического роста существуют разногласия относ тельно роли государства в его стимулировании и регулировании. Кейнсианская школа связывает экономический рост, в первую очередь, факторами спроса и утверждает, что с помощью фискальной и кредит! денежной политики государство может его регулировать, прежде всего, краткосрочном периоде. Сторонники теории экономики предложения счи’ ют, что экономический рост связан, в первую очередь, с факторами пр< ложения, которое должно стимулироваться продуманной системой нало обложения.

Многие экономисты считают, что экономический рост предполагает участ государства в формировании определенной индустриальной политики, i торая создает благоприятные условия и стимулы для повышения его темпов.

При наличии самых различных точек зрения на роль государства в регу­лировании экономического роста, экономисты, как правило, признают, что возможности его влияния на уровень капиталоемкости и склонности к сбережению в условиях полной занятости очень ограничены.

Учебные цели

1. Раскрыть понятие экономического роста и способы его измерения.

2. Понять различия между экстенсивным и интенсивным экономическим ростом.

3. Определить основные факторы, оказывающие влияние на экономический рост.

4. Дать характеристику технического прогресса в современных условиях.

5. Показать характер и возросшую роль инвестиций в человеческий капитал как фактора экономического роста.

6. Выявить отрицательные последствия технического прогресса.

7. Раскрыть роль государства в регулировании экономического роста.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

а. Инвестиции в человеческий капитал

б. Инновация

в. Экономический рост

г. Экстенсивный экономический рост

д. Интенсивный экономический рост

1. Инвестиции, направленные на повышение квалификации и развитие спо­собностей работников.

2. Увеличение реального объема ВНП в абсолютном выражении, или в рас­чете на душу населения.

Экономический рост, основанный на использовании интенсивных фак-оров (более эффективное использование ресурсов). 4. Первое коммерческое применение новой технологии. 5.. Экономический рост, основанный на использовании экстенсивных фак­торов (увеличение объема используемых ресурсов).

УПРАЖНЕНИЯ

1. На основании данных, приведенных в таблице 28.1, определите следующие величины:

а) Реальный объем ВНП в расчете на душу населения (полученные данные занесите в таблицу).

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

б) Оптимальную численность населения в данной стране.

в) Абсолютную величину прироста ВНП во 2-м году по сравнению с 1-м годом.

. г) Прирост ВНП (в процентах) в 4-м году по сравнению с 3-м годом, д) Прирост ВНП (в процентах) в расчете на душу населения в 7-м году по сравнению с 6-м годом.

2. На основании данных, приведенных в таблице 28.2, определите:

а) Реальный объем ВНП в каждом году (полученные данные занесите в таблицу).

б) На сколько процентов выросла производительность труда во 2-м году по сравнению с 1-м годом? На сколько процентов вследствие этого (количество труда осталось без изменения) увеличился реальный объем ВНП?

в) На сколько процентов выросло количество труда в 3-м году по сравнению со 2-w годом? На сколько процентов вследствие этого (производительность труда не изменилась) увеличился реальный объем ВНП?

г) На сколько процентов увеличился реальный объем ВНП в 3-м году по сравнению с 1-м годом?

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

3. В таблице 28.3 представлены данные, характеризующие отношение между количеством часов рабочего времени, затраченного в сталелитейной про­мышленности и объемом выплавки стали в индустриально развитой стране.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

а) При каком уровне затрат рабочего времени предельный продукт труда уменьшается? При каком уровне средний продукт труда сокращается?

б) Предположим, что использование новой технологии позволило в два раза увеличить производительность труда в сталелитейной промышленности. Определите величину предельного продукта труда при увеличении объема рабочего времени с 4 до 5 миллионов часов. Определите величину среднего продукта труда при использовании 6 млн часов рабочего времени.

в) Если до использования новой технологии производилось 4 млн т стали, а после ее введения стало производиться 8 млн т, то во сколько раз выросла производительность труда?

г) Изобразите на рисунке 28.1 кривую среднего продукта труда до исполь­зования новой технологии.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

ТЕСТЫ

1. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых стра­нах — это:

а) Увеличение объема рабочего времени.

б) Технологические изменения в производстве.

в) Увеличение объема применяемого капитала.

г) Реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту.

д) Pост квалификации рабочей силы.

2. Какой из приведенных ниже показателей больше всего подходит для измерения военного потенциала государства?

а) Номинальный объем ВНП.

б) Реальный объем ВНП.

в) Номинальный объем ВНП в расчете на душу населения.

г) Реальный объем ВНП в расчете на душу населения,

д) Среднедушевой доход семьи.

3. Какая из перечисленных ниже стран достигла в последние четыре деся­тилетия наиболее высоких темпов экономического роста?

а) Великобритания. б) Италия. в) Япония. г) ФРГ. д) США.

4. Данные о росте реального объема ВНП и реального объема ВНП в расчете на душу населения:

а) Показывают, что реальный объем ВНП на душу населения всегда растет быстрее, чем суммарный реальный объем ВНП.

б) Преуменьшают экономический рост, потому что они не принимают во внимание фактор загрязнения окружающей среды.

в) Преуменьшают экономический рост, потому что они не принимают во внимание имевшее место сокращение рабочего времени

г) Преувеличивают экономический рост, потому что они не принимают во внимание улучшение качества жизни.

д) Показывают, что реальный объем ВНП всегда растет быстрее, чем номи­нальный объем ВНП.

5. Производлительность труда измеряется отношением:

а) Затрат капитала к затратам труда.

б) Реального объема продукта к количеству часов рабочего времени.

в) Реального объема продукта к численности населения.

г) Количества часов рабочего времени к реальному объему ВНП.

д) Затрат капитала к реальному объему продукта.

6. Что из перечисленного ниже не оказывает влияния на рост производи­тельности труда?

а) Технологические изменения.

б) Увеличение количества работников.

в) Уровень образования и квалификации работников

г) Эффект масштаба производства.

д) Уровень организации производства.

7. Какое из приведенных ниже равенств является верным?

а) Объем продукта = производительность труда / количество часов рабочего времени.

б) Производительность труда = количество часов рабочего времени / объем продукта.

в) Объем продукта = количество часов рабочего времени * производитель­ность труда.

г) Количество часов рабочего времени = производительность труда * объем продукта.

д) Производительность труда = количество часов рабочего времени х объем продукта.

8. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

а) Сдвигом влево кривой производственных возможностей.

б) Сдвигом вправо кривой производственных возможностей.

в) Движением точки по кривой производственных возможностей.

г) Движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей.

д) Движением от одной точки к другой за пределами кривой производствен­ных возможностей.

9. В модели «AD—AS» экономический рост может быть представлен как:

а) Сдвиг влево кривой AS.

б) Сдвиг вправо кривой AD.

в) Сдвиг влево кривой AD.

г) Сдвиг вправо кривой AS.

д) Все предыдущие ответы неверны.

10. Исторически перемещение рабочей силы из сельского хозяйства впро­мышленность:

а) Порождает инфляционные явления.

б) Не влияет на среднюю производительность труда.

в) Приводит к росту средней производительности труда.

г) Приводит к сокращению средней производительности труда.

д) Приводит к уменьшению объема ВНП в расчете на душу населения.

11. При прочих равных условиях, если в экономике, характеризующейся полной занятостью, происходит значительное перемещение ресурсоз в произ­водство средств производства, то следует ожидать:

а) Увеличения объема текущего потребления.

б) Снижения объема потребления в будущем.

в) Снижения темпов роста ВНП.

г) Увеличения производительности труда.

д) Уменьшения объема инвестиций.

12. В экономике, характеризующейся полной занятостью, высокие темпы экономического роста требуют:

а) Низкой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций.

б) Высокой нормы сбережений и низкой нормы инвестиций.

в) Высокой нормы сбережений и высокой нормы инвестиций.

г) Снижения нормы сбережений и инвестиций.

д) Низкой нормы сбережений и высокой нормы инвестиций.

13. Сторонники теории экономического роста приводят в защиту своей кон­цепции все из приводимых ниже доводов, кроме того, что:

а) Экономический рост приводит к повышению уровня жизни.

б) Легче бороться с нищетой, когда экономика успешно развивается.

в) Имеется прямая связь между увеличением реального объема ВНП и оздо­ровлением окружающей среды.

г) Экономический рост создает предпосылки к повышению уровня образо­вания и квалификации.

д) Экономический рост приводит к укреплению обороноспособности страны.

14. Предположим, что в экономике занято 50 рабочих, каждый из которых работает 3000 часов в год. Производительность труда составляет 8 долларов в час. Общий объем произведенного продукта составит:

а) 150 000 дол л. г) 1200 000 долл.

б) 750 000 долл. д) 1 400 000 долл.

в) 1 000 000 долл.

15. Реальный объем ВНП США в 1929 году составлял 710 млрд долл., в 1940 году — 773 млрд долл. Реальный объем ВНП в расчете на душу населения составлял в 1929 году — 5820 долл., а в 1940 году — 5553 долл. Почему первый показатель увеличился, а второй уменьшился?

а) Реальный объем ВНП отражает уровень экономического развития страны, который за указанный период вырос, а реальный объем ВНП в расчете на душу населения отражает жизненный уровень, который, наоборот, снизился.

б) В течение указанного периода страна переживала великую депрессию, поэтому динамика указанных показателей ни о чем не говорит.

в) В течение указанного периода численность населения США росла быстрее, чем реальный объем ВНП.

г) Реальный объем ВНП в расчете на душу населения отражает уровень производительности труда, тогда как первый из указанных показателей его не отражает.

д) Реальный объем ВНП отражает рост цен, а второй из указанных пока­зателей его не отражает.

16. Статистика большинства экономически развитых стран показывает:

а) Доля инвестиций в ВНП и темпы роста производительности труда нахо­дятся в обратной зависимости.

б) Существует тесная прямая связь между долей ВНП, направляемой на инвестиции, и темпами роста производительности труда.

в) Высокие предельные налоговые ставки на доходы корпораций и личные доходы способствуют инвестициям.

г) В периоды высокой безработицы не происходит создания новых рабочих

мест.

д) Сокращение численности занятых работников приводит к падению сред­ней производительности труда.

17. В стране X отношение капитал/продукт равно 3, а в стране Y оно равно 2. Если сберегаемая (и инвестируемая) доля ВНП в обеих странах является одинаковой, то в стране X темп роста ВНП:

а) На 50% выше, чем в стране Y.

б) В 2 раза ниже, чем в стране Y.

в) Составляет 2/з от темпа роста в стране Y.

г) На 331/з% больше, чем в стране Y.

д) Все предыдущие ответы неверны.

18. В стране А сберегаемая (и инвестируемая) доля ВНП составляет 15%, а в стране Б — 10%. При условии, что отношение капитал/продукт в обеих странах является одинаковым, темп роста ВНП в стране А:

а) На 50% больше, чем в стране Б.

б) На 5 процентных пунктов больше, чем в стране Б.

в) На З31/з% больше, чем в стране Б.

г) Равняется темпу роста в стране Б.

д) Все предыдущие ответы неверны.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

1. Если объем ВНП растет быстрее, чем численность населения, то объем ВНП в расчете на душу населения снижается.

2. Технический прогресс является основным фактором роста производитель­ности труда в развитых странах.

3. Экономический рост — это увеличение номинального объема ВНП за определенный период времени.

4. Общий объем произведенного в стране продукта равен количеству часов рабочего времени, деленному на производительность труда.

5. Статистика показывает, ,что имеется тесная прямая связь между долей ВНП, направляемой на инвестиции, и ростом производительности труда.

6. Из двух определений экономического роста рост реального объема ВНП в расчете на душу населения наиболее точно отражает это понятие.

7. Предположим, что в двух странах объем ВНП одинаков и равен 500 млрд долл. Если годовой темп роста ВНП в первой стране составил 3%, а во второй — 5%, то разница в величине годового прироста ВНП между этими странами составляет 10 млрд долл,

Про бизнес:  Сравнение портфелей для пассивного инвестирования

8. Реальный объем ВНП равен затратам труда, деленным на производитель­ность труда.

9. Природные ресурсы — важный фактор экономического роста в России.

10. Чем ббльшая доля ВНП в условиях полной занятости направляется на инвестиции, тем выше темп роста ВНП.

11. Экономический рост не зависит от инвестиций, вкладываемых в чело­веческий капитал.

12. Экономический потенциал страны растет, когда кривая производствен­ных возможностей сдвигается влево.

13. Увеличение количества рабочего времени — интенсивный фактор эко­номического роста.

14. Увеличение численности работников — экстенсивный фактор экономи­ческого роста.

15. Экономия, обусловленная масштабом производства, не оказывает влия­ния на производительность труда.

16. Прекращение работы во время забастовок положительно влияет на эко­номический рост.

17. Если темпы увеличения объема применяемого капитала превышают тем­пы роста рабочей силы, то капиталовооруженность сокращается.

18. Экономический рост обостряет противоречие между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами.

19. Экономический рост — важная предпосылка повышения качества жизни.

ПРОБЛЕМЫ

1. а) Предположим, чтов экономически слаборазвитой стране отношение капитал продукт равно 3. Как повлияют на величину ВНП в условиях полной занятости инвестиции объемом 10 млн долл.?

б) Предположим, что доля сбережений в ВНП составляет 5%, отношение капитал/продукт равно 3. Определите темп роста ВНП в условиях полной занятости.

в) Каким окажется темп роста ВНП при увеличении доли сбережений в ВНП до 10 %?

г) Определите темп роста ВНП в расчете на душу населения в условиях полной занятости, если численность населения в стране выросла на 4% за год при условиях, указанных в пункте б); при условиях, указанных в пункте в).

2. Предположим, что в некоторой экономически слаборазвитой стране от­ношение капитал/продукт равно 2; объем ВНП в условиях полной занятости составляет 20 млрд долл. Для упрощения допустим, что государственные расходы и внешняя торговля отсутствуют. Функция потребления СС пред­ставлена на рисунке 28.2.

а) Определите объем инвестиций в данном году при условии, что достигнута полная занятость.

б) Определите величину ВНП в условиях полной занятости в следующем году.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

в) Каким должен быть объем инвестиций в будущем году, необходимый для достижения полной занятости (предельная склонность к потреблению рав­на 0,5)?

3. Предположим, что единственными компонентами совокупного спроса в стране являются инвестиции и потребление. Средняя склонность к потреб­лению равна 0,8; отношение капитал/продукт составляет 2. В течение всего указанного периода экономика находится в условиях полной .занятости. Заполните таблицу 28.4 недостающими данными.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ

Основные понятия и термины

I. а; 2. в; 3. д; 4. б; 5. г.

Упражнения

1. а) См. таблицу 28.5.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

б) 150 млн чел.

в) 15 млрд долл.

г) 46,7%.

д) «9,1%.

2. а) См. таблицу 28.6.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

б) 5%; 5%.

в) 10%; 10%.

г) 15,5%.

3. а) Предельный продукт труда уменьшается после затрат 3 млн часов рабочего времени; средний продукт труда сокращается после затрат 3 млн часов рабочего времени.

б) 2 т стали/час; 3 т стали/час.

в) В 2 раза.

г) См. рисунок 28.3.

Тесты

1. б; 2. б; 3. в; 4. в; 5. б; 6. б; 7. в; 8. б; 9. г; 10. в; 11. г; 12. в; 13. в; 14. г; 15. в; 16. б; 17. в; 18. а.

Верно/Неверно

1. Н; 2 В; 3. Н; 4. Н; 5. В; 6. Н; 7. В; 8. Н; 9. В; 10. В; 11. Н; 12. Н; 13. Н; 14. В; 15. Н; 16. Н; 17. Н; 18. Н; 19. В.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

Проблемы

1. а) ВНП в условиях полной занятости увеличится на З’/з млн долл.

б) 12/з%.

в) 31 /з%.

г) -21/з%; — 2/з%.

2. а) 5 млрд долл.

б) 22,5 млрд долл.

в) Если объем ВНП равен 22,5 млрд долл., расходы на потребление составят 16,25 млрд долл. В этом случае инвестиции составят 6,25 млрд долл.

3. См. таблицу 28.7.

Таблица 28.4

  ВНП Сб ережения Инвестиции Изменения в величине ВНП
Год         в условиях полной занятости
        млн долл.    
   
    по
   
  266,2 266,2   133,1

Тема 29


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

§

Теория международной торговли основана на концепции сравнительных преимуществ, сформулированной Давидом Рикардо в начале XIX столетия. Страна А обладает абсолютным преимуществом по отношению к стране Б в производстве какого-либо товара, если она производит этот товар с мень­шими затратами ресурсов. Однако товарообмен между странами может быть взаимовыгодным даже в том случае, когда одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров. Абсолютное преимущество не играет роли при определении международной специализации и структуры торговли. В данном случае имеет значение только сравнительное преиму­щество в производстве товаров.

Если принять во внимание межстрановые различия в соотношении из­держек то страна обладает сравнительным преимуществом в производстве товара, если она способна производить этот товар с меньшими альтернатив­ными издержками, чем ее потенциальный торговый партнер. Каждая страна всегда обладает сравнительным преимуществом в каком-либо производстве, даже не имея абсолютного преимущества ни в одной отрасли. Анализ показывает, что в результате международной специализации и сво­бодной торговли, основанной на использовании принципа сравнительного преимущества, суммарное производство товаров увеличивается, а страны достигают такого уровнГпотребления, который превышает их внутренние производственные возможности.

В целях защиты местных производителей от иностранной конкуренции правительство может устанавливать на пути свободной торговли различные барьеры Такая политика, ограничивающая объем торговли, называется протекционизмом. Торговые ограничения выступают в форме импортных пошлин (тарифов) и нетарифных барьеров.

Пошлина — это акцизный налог, устанавливаемый правительством на им­портируемый товар. Нетарифные барьеры включают в себя импортные квоты лицензии, добровольные экспортные ограничения. Все торговые ограничения приводят к повышению внутренних цен на импортные товары и снижают объем импорта.

Основными аргументами, которые приводят сторонники протекционизма для оправдания торговых барьеров, являются:

— необходимость обеспечения национальной обороны;

— сохранение рабочих мест;

— защита молодых отраслей от иностранной конкуренции.

Исторический опыт убедительно опровергает эти аргументы. Издержки nplZvecZpez^awn протекционистской торговой политики превосходят получаемую выгоду.

Учебные цели

1. Понять, каким образом принцип сравнительного преимущества можно применить к процессу международной специализации и торговли.

2. Выяснить различие между абсолютным преимуществом и сравнительным преимуществом страны в производстве товаров и услуг.

3. Объяснить, почему международная торговля приносит выгоды всем стра­нам — участницам этого процесса.

4. Рассмотреть основные формы торговых барьеров и экономические послед­ствия введения импортных пошлин и нетарифных ограничений.

5. Оценить основные аргументы в пользу политики протекционизма и пред­ставить контраргументы.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

а. Экспорт

б. Импорт

в. Абсолютное преимущество

г. Сравнительное преимущество

д. Линия торговых возможностей

е. Условия торговли

ж. Выигрыш от торговли

з. Протекционизм

и. Импортная пошлина (тариф)

к. Импортная квота

л. Нетарифные барьеры

м. Демпинг

н. Экспортная субсидия

о. Свободная торговля

п. ГАТТ (GATT)

1. Налог, устанавливаемый на импортируемый товар.

2. Способность страны производить товар или услугу с меньшими затратами ресурсов по сравнению с другими торговыми партнерами. ,

3. Показывает варианты выбора, которые имеются у страны при специали­зации на одном продукте и его обмене (экспорте) для получения другого продукта.

4. Всякие барьеры (за исключением таможенных пошлин), ограничивающие международную торговлю: импортные квоты, специальные лицензии и т. д.

5. Товары и услуги, которые одна страна продает гражданам и фирмам дру­гих стран.

6. Инструмент торговой политики, с помощью которого правительство может стимулировать местных производителей — экспортеров продукции.

7. Количественный лимит на ввоз товара из других стран.

8. Продажа на иностранном рынке товаров по ценам ниже их себестоимости.

9. Процесс международного обмена, основанный на принципе сравнитель­ного преимущества и исключающий всякое вмешательство государства.

10. Товары и услуги, которые мы» покупаем у граждан и фирм других стран.

11. Способность страны производить товар или услугу с относительно мень­шими альтернативными издержками по сравнению с другими торговыми партнерами.

12. Отношение экспортных цен к импортным ценам.

13. Установление барьеров на пути свободной торговли.

14. Страны, участвующие в процессе международной торговли, достигают уровня потребления, который превышает их внутренние производственные возможности.

15. Соглашение между государствами, направленное на сокращение пошлин и на устранение различных нетарифных ограничений в международной торговле.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Предположим, что спрос и предложение на рынке транзисторных радио­приемников в США имеют следующую динамику:

Цена (долл.) Объем спроса (млн шт.) Объем предложения (млн шт.)

5 5 2

104 3

15 3 4

20 2 5

Спрос и предложение на рынке транзисторных радиоприемников в Японии имеют следующую динамику:

Цена (долл.) Объем спроса (млн шт.) Объем предложения (млн шт.)

5 2,5 1

10 2,0 3

15 1,5 5

20 1,0 7

а) Предположим, что между двумя странами осуществляется свободная вза имная торговля. Какова будет равновесная цена на радиоприемник?

б) Какая страна будет экспортировать радиоприемники в другую страну?

в) Каков будет объем экспорта?

г) Предположим, что США вводят импортную пошлину в размере 10 долл на каждый радиоприемник. Что произойдет с объемом экспорта и импорта:

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

2. Рисунок 29.1 иллюстрирует внутренний спрос (DD) и предложение (SS) на рынке магнитофонов в стране X. Мировая цена магнитофона равна отрезку ОВ.

а) Определите внутреннюю цену на магнитофон и объем импорта при условии свободной международной торговли.

Предположим теперь, что на каждый импортируемый магнитофон прави­тельство вводит пошлину, равную отрезку ВС,

б)/Определите внутреннюю цену на магнитофон и объем импорта после введения пошлины.

в) Как изменится объем внутреннего производства магнитофонов?

г) Определите на графике площадь фигуры, отражающей дополнительные расходы потребителей на покупку магнитофонов после введения импортной пошлины.

д) Какая часть этих дополнительных расходов поступит в госбюджет как доходы от введения пошлины и какая часть составит дополнительную ренту местных производителей?

е) Каковы чистые потери общества от введения импортной пошлины?

3. Рисунок 29.2 иллюстрирует внутренний спрос (DD) и предложение (SS) на рынке одежды в стране X. ОА — мировая цена на одежду.

а) Каков был бы импорт одежды в страну при отсутствии торговых ограни­чений?

Правительство устанавливает импортную квоту, ограничивая ввоз одежды в страну до уровня FJ.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

б) Какая цена на одежду установится на внутреннем рынке после введения импортной квоты?

а) Как изменится внутреннее производство и потребление одежды?

г) Что показывает площадь прямоугольника FGKJ?

д) Каковы чистые потери общества от установления импортной квоты?

ТЕСТЫ

1. Страна А может производить 1 т пшеницы или 4т угля, используя одну единицу ресурсов. Страна Б может производить 2 т-пшеницы или 5 т угля, используя также одну единицу ресурсов.

а) Страна А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь.

б) Страна Б будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь.

в) Страна А не будет экспортировать и импортировать пшеницу.

г) Страна Б не будет экспортировать и импортировать уголь.

д) Все предыдущие ответы неверны.

2. Если Франция экспортирует в Англию вино, а Англия экспортирует во Францию текстиль, то повышение цены на вино относительно цены на тек­стиль означает:

а) Улучшение условий торговли для Франции.

б) Изменение угла наклона линии торговых возможностей Франции,

в) Изменение угла наклона линии торговых возможностей Англии.

г) Все предыдущие ответы верны,

д) Верны только ответы а) и б).

3. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина:

а) Приводит к сокращению международной торговли.

б) Приводит к повышению цен.

в) Приносит доходы в госбюджет.

г) Способствует снижению жизненного уровня в стране.

д) Все предыдущие ответы неверны.

4. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал:

а) Томас Мальтус.

б) Адам Смит.

в) Пол Самуэльсон.

г) Давид Рикардо.

д) Альфред Маршалл.

5. Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:

а) Защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции.

б) Увеличения внутренней занятости.

в) Предотвращения демпинга.

г) Обеспечения обороны страны.

д) Все предыдущие ответы верны.

6. Страны А и Б производят следующие количества товаров X и Y (в еди­ницах):

Товар X Товар Y______

Страна А 12 16

Страна Б 8 8

Если каждая страна специализируется на основе принципа сравнительного преимущества, то обменный коэффициент (условия торговли) составит:

а) 1 ед. X за 11/3 ед. Y.

б) 1 ед. X за 2 ед. Y.

в) 1 ед. X за 1 ед., Y.

г) от 1 до IV3 еД- X за 1 ед. Y.

д) от ‘/г до 3/4 ед. X за 1 ед. Y.

7. Какая из следующих форм торговых барьеров не является существенным препятствием для свободной торговли:

а) Пошлина на импорт.

б) Добровольные экспортные ограничения.

в) Импортная квота.

г) Лицензии на экспорт и импорт.

д) Все предыдущие ответы неверны.

Тесты 8—13 следует выполнять последовательно друг за другом.

8. В приведенной ниже таблице представлены данные об объемах произ водства сукна и вина в двух странах, А и Б (используется только одиь ресурс — труд):

Производство в час I Страна А | Страна Б

Сукно (в метрах) 5 15

Вино (в литрах) 10 20

Сравнивая две страны и анализируя возможности торговли между ними будет верным утверждать, что страна А обладает;

а) Абсолютным преимуществом в производстве сукна.

б) Абсолютным преимуществом в производстве вина.

в) Сравнительным преимуществом в производстве сукна,

г) Сравнительным преимуществом в производстве вина.

д) Не обладает сравнительным преимуществом ни по одному товару.

9. Вначале между двумя странами отсутствует взаимная торговля. Валют страны А — а, валюта страны Б — b. Цены на сукно в странах А и Б составляют соответственно 20а и 60b. Если каждая страна независимо др)п от друга производит оба товара, то цены на вино должны быть равна соответственно:

а) 5а, 20b. б) 40а, 45b. /в) 10а, 40b. г) 10а, 60b. д) 40а, 80b.

10. Если между двумя странами начнется взаимная торговля, то можн< предположить, что страна Б будет:

а) Импортировать вино.

б) Экспортировать вино.

в) Импортировать и вино, и сукно.

г) Экспортировать и вино, и сукно.

д) Не будет ничего ни экспортировать, ни импортировать.

11. До начала процесса торговли для каждой страны было характерно сво ценовое, отношение, которое отражало внутренние производственные и: держки. Если между странами А и Б развивается торговля, то отношени цены на вино к цене на сукно:

, а) Растет в стране А, падает в стране Б.

б) Падает в стране А, растет в стране Б.

в) Растет в обеих странах.

г) Падает в обеих странах.

д) Не изменяется ни в одной стране.

12. Если между двумя странами установились стабильные торговые свя;н то отношение цены на сукно к цене на вино может составлять (приблиз! тельно):

а) 1,2 в обеих странах.

б) 1,8 в стране А, 1,5 в стране Б.

b) 1,6 в обеих странах.

г) 2,1 в стране А, 1,3 в стране Б.

д) 2,3 в обеих странах.

13. Если известно, что ежедневный экспорт сукна составляет 500 м, то с учетом ценового отношения, определенного в тесте 12, ежедневный объем экспорта вина равен:

а) 600 л из страны А.

Про бизнес:  Основные макроэкономические тождества. Чистое экономическое

б) 600 л из страны Б.

в) 800 л из страны А.

г) 800 л из страны Б.

д) 1150 л из Страны А.

BEPHd/HEBEPHO

1. Если в Бразилии уровень затрат на производство каждого товара (по все­му кругу товаров) составляет 80% от уровня затрат Аргентины, то Бразилия обладает сравнительным преимуществом в производстве всех товаров по от­ношению к Аргентине.

2. Защита ряда отраслей в целях национальной безопасности — один из аргументов в пользу установления торговых барьеров.

3. Экономическое благосостояние страны в условиях свободной междуна­родной торговли всегда ниже, чем при введении импортных пошлин.

4. Сравнительное преимущество отражает международные различия в аль­тернативных издержках производства разных товаров.

5. Введение таможенных пошлин стимулирует внутреннее потребление в стране.

6. Необходимость защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции —-справедливый аргумент в пользу установления торговых барьеров.

7. Уровень жизни в России в большей степени, чем в Дании, зависит от внешней торговли.

8. Импорт товаров и услуг приводит к росту внутренних цен и является причиной инфляции.

9. Импорт увеличивает совокупный спрос в стране.

10. Условия торговли — это отношение экспортных цен к импортным ценам.

11. Цель введения импортных пошлин — сократить импорт, чтобы защитить национальные отрасли и рабочие места от иностранной конкуренции.

12. Международные различия в обеспечении ресурсами и в относительных количествах разных типов человеческих и материальных ресурсов —г важная основа для специализации и торговли.

13. С точки зрения ограничения импорта иностранных товаров импортные квоты более результативны, чем пошлины.

14. ГАТТ — это международная организация, объединяющая европейские страны, входящие в «Общий рынок».

15. Ограничения импорта ведут к сохранению в стране неэффективных отраслей и сдерживают рост эффективных производств.

ПРОБЛЕМЫ

1. Предположим, что США могут производить 3 компьютера или 3000 бочек вина, используя при этом одну единицу ресурсов; Франция может производить 1 компьютер или 5000 бочек вина, используя при этом также одну единицу ресурсов.

а) Приведет ли специализация каждой страны к увеличению суммарного производства?

б) Данный пример иллюстрирует абсолютное или сравнительное преиму­щество?

в) Как будет выглядеть линия производственных возможностей США, если максимальное количество компьютеров, которое может быть произведено в этой стране, составляет 1000 штук. (Используйте рисунок 29.3.)

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

г) На рисунке 29.3 начертите линию торговых возможностей США, предпо­лагая, что страна производит только компьютеры и продает нх во Францию в обмен на вино (цена одного американского компьютера равна цене 2000 бо­чек французского вина).

д) Как будет выглядеть линия производственных возможностей Франции, если максимальное количество бочек вина, которое может быть произведено в этой стране, составляет 2 млн. (Используйте рисунок 29.4.)

е) На рисунке 29.4 начертите линию торговых возможностей Франции, пред­полагая, что страна производит только вино и продает его в США в обмен на компьютеры (цена одного американского компьютера равна 2000 бочек французского вина).

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

2. Вернитесь к проблеме I. Предположим, что цена компьютера растет. Теперь она равна цене 4000 бочек вина. Другими словами, теперь один американский компьютер обменивается на 4000 бочек французского вина.

а) Начертите на соответствующих рисунках (рис. 29.3 и 29.4) новые линии торговых возможностей США и Франции.

б) Показывают ли полученные результаты, что уровень потребления в США теперь может быть ниже, чем раньше? Выше, чем раньше? Объясните ваш ответ.

в) Показывают ли полученные результаты, что уровень потребления во Франции теперь может быть ниже, чем раньше? Выше, чем раньше? Объ­ясните ваш ответ.

3. Между странами А и Б из-за политических проблем отсутствовала вза­имная торговля. Наконец, политические противоречия устранены и страны начинают торговать между собой.

В стране А сигареты относительно дешевы, а масло относительно дорого. В стране Б масло относительно дешево, а сигареты относительно дороги.

Итак, если между странами А и Б устанавливается режим свободной торговли, то:

а) Спрос на сигареты, производимые в стране А, увеличится или умень­шится? Цена на сигареты в стране А вырастет или упадет?

б) Спрос на сигареты, производимые в стране Б, увеличится или умень­шится? Цена на сигареты в стране Б вырастет или упадет?

в) Спрос на масло, производимое в стране А, увеличится или уменьшится? Цена на масло в стране А вырастет или упадет?

г) Спрос на масло, производимое в стране Б, увеличится или уменьшится? Цена на масло в стране Б вырастет или упадет?

д) Спрос на ресурсы, используемые в стране А для производства сигарет, увеличится или уменьшится? Спрос на ресурсы, используемые в стране Б для производства масла увеличится или уменьшится?

е) Спрос на ресурсы, используемые в стране Б для производства сигарет, увеличится или уменьшится? Спрос на ресурсы, используемые в стране А для производства масла, увеличится или уменьшится?

4. В странах G и Н производятся только продукты питания и одежда. Ниже приведены производственные возможности этих двух стран (производство измеряется в единицах).

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

а) Какова альтернативная стоимость одежды, выраженная в продуктах пи­тания, в стране G?

б) Какова альтернативная стоимость одежды, выраженная в продуктах пи­тания, в стране Н?

в) Если между странами G и Н начинается процесс свободной торговли, то какая страна будет экспортировать продукты питания? Какая страна будет экспортировать одежду?

г) В каких пределах будут находиться «условия торговли» между двумя странами?

5. Предположим, чтадве страны, А и Б, производят два товара — велосипеды и теннисные ракетки; обе страны используют общую валюту. В таблице 29.1 показаны затраты труда на производство двух/товаров в странах А и Б.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

а) Какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров?

б) Рассчитайте для каждой страны альтернативные издержки производства велосипедов, выраженные в ракетках, и альтернативные издержки произ­водства ракеток, выраженные в велосипедах?

в) Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве

велосипедов?

Предположим, что международная торговля отсутствует. Каждая страна име­ет 300 работников, занятых 40 часов в неделю. Первоначально в каждой стране половина работников занята в производстве велосипедов, а другая половина — в производстве теннисных ракеток.

г) Рассчитайте объемы производства велосипедов и ракеток в каждой стране и заполните таблицу 29.2.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

Теперь предположим, что начался процесс международной торговли. Стра-новая специализация осуществляется следующим образом: страна, обладаю­щая сравнительным преимуществом в производстве теннисных ракеток вы­пускает только ракетки; другая страна производит велосипеды на уровне суммарного объема производства, имевшего место при отсутствии торговли, направляя оставшиеся трудовые ресурсы на выпуск ракеток.

д) Рассчитайте объем производства велосипедов и ракеток в каждой стране, заполните таблицу 29.3 и покажите, какие выгоды могут иметь обе страны от международной торговли.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

е) На отдельном графике начертите линии производственных возможностей для каждой страны.

ж) Можно ли на основе данной графической иллюстрации производственных возможностей сделать вывод о потенциальном выигрыше от международного обмена? Обоснуйте наш ответ.

ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

§

В международных торговых и финансовых операциях используются разные национальные валюты. Экспортные операции страны порождают спрос на ее валюту за рубежом и одновременно предложение иностранной валюты. Импорт создает внутренний спрос на иностранную валюту и предложение национальной валюты. Обмен одной валюты на другую осуществляется на валютных рынках.

Все сделки, которые имеют место между резидентами страны и резидентами других зарубежных государств, отражаются в платежном балансе данной страны.

Счет текущих операций фиксирует все поступления и расходы иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также чистые трансфертные платежи из страны в другие государства мира, Счет движения капитала отражает потоки капитала, связанные с куплей/продажей в тече­ние года материальных и финансовых активов. Для урегулирования несба­лансированности платежного баланса по текущим операциям и движения капитала используются официальные резервы иностранной валюты, Статьи платежного баланса, отражающие экспортные операции, выступают как кредит, поскольку означают поступление, «зарабатывание» иностранной валюты; статьи, отражающие импортные операции, считаются дебетом, по­скольку означают расход иностранной валюты,

Существуют три основных системы валютных (обменных) курсов: 1) фикси­рованные, 2) свободно плавающие и 3) управляемые плавающие валютные курсы, ^

В условиях фиксированных валютных курсов каждая страна устанавливает золотое (долларовое) содержание своей денежной единицы, определяя тем самым обменный курс между своей валютой и валютами других стран, Для поддержания фиксированного курса национальной валюты страна использует свои резервы иностранной валюты или куплю-продажу золота. Свободно плавающие валютные курсы определяются на основе спроса и предложения и исключают всякое воздействие государства на цену своей валюты. Свободное колебание валютных курсов автоматически корректирует дефициты и активы платежных балансов.

Система управляемых плавающих валютных курсов предусматривает, что центральные банки разных стран должны покупать и продавать на открытых рынках иностранную валюту для сглаживания краткосрочных и значитель­ных колебаний (нередко усиленных спекулятивными операциями) валютных курсов.

Учебные цели

1. Объяснить, каким образом финансируется международная торговля.

2. Уяснить, что такое платежный баланс страны, и проанализировать его структуру.

3. Объяснить, что такое валютный курс и как разные национальные валюты обмениваются друг на друга.

4. Рассмотреть и оценить различные системы валютных курсов.

5. Показать связь между режимом обменных курсов и платежным балансом.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

а. Валютный (обменный) курс

б. Золотой стандарт

в. Платежный баланс

г. Счет текущих операций

д. Обесценение национальной валюты

е. Удорожание национальной валюты

ж. Счет движения капитала

з. Гибкий валютный курс

и. Фиксированный валютный курс

к. Официальные резервы

л. Дебет платежного баланса

м. Девальвация валюты

н. Кре’дит платежного баланса

0. Система управляемых плавающих валютных курсов.

1. Курс валюты, который определяется спросом на иностранные деньги и их предложением; он может свободно повышаться или понижаться.

2. Использование (расходование) иностранной валюты.

3. Цена, уплачиваемая в собственной валюте за единицу иностранной ва­люты.

.4. Уменьшение государством установленной стоимости валюты.

5. Курс валюты, свободное повышение или снижение которого «не допуска­ется.

6. Система, при которой каждая страна устанавливает золотое содержание сйоей денежной единицы.

7. Означает, что для покупки единицы какой-либо иностранной валюты по­требуется затратить больше единиц национальной валюты, чем раньше.

8. Раздел платежного баланса страны, в котором фиксируется приток и от­ток капитала.

9. Иностранная валюта во владении центрального банка страны.

10. Фиксирует все операции, которые имели место в течение года между резидентами одной страны и резидентами других зарубежных стран.

11. Означает, что на покупку единицы какой-либо иностранной валюты по­требуется затратить меньше единиц национальной валюты, чем раньше.

12. Раздел платежного баланса страны, в котором фиксируются объемы ее экспорта и импорта тораров и услуг, чистого дохода от инвестиций и чистого объема трансфертных платежей.

13. «Зарабатывание» иностранной валюты.

14. Предполагает, что центральные банки разных стран должны покупать и продавать иностранную валюту для сглаживания частых и значительных колебаний валютных курсов.

УПРАЖНЕНИЯ

1. На рисунке 30.1 показаны кривые предложения японских телевизоров на американском рынке, отражающие два временных периода.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

а) Одна кривая предложения соответствует периоду времени, который пред­шествовал обесценению доллара. США по отношению к японской иене; другая кривая соответствует периоду после обесценения доллара. Определите, какая кривая соответствует первому периоду, а какая — второму. Объясните, почему.

б) Какое влияние окажет обесценение доллара США на цену японского телевизора (в Долларах)?

в) Как повлияет эта ситуация (пункт (б)) на расходы американцев (в дол­ларах) на японские телевизоры, если спрос на них в Соединенных штатах эластичный по цене?

г) Как повлияет эта ситуация (пункт (б)) на расходы американцев (в дол­ларах) на японские телевизоры, если спрос на них в Соединенных штатах неэластичный по цене?

2. На рисунке 30.2 показана кривая спроса в Японии на американские компьютеры.

а) Если японская иена обесценивается по отношению к доллару США, то как изменится, количество американских компьютеров, продаваемых в Япо­нии по цене 4000 долл.: увеличится или уменьшится?

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

Рис. 30,2, Кривая спроса на компьютеры США в Японии

б) Как изменится в этой ситуации спрос на американские компьютеры: вырастет или упадет?

в) Как изменятся в этой ситуации расходы японцев (в долларах) на аме­риканские компьютеры: вырастут или упадут?

3, Ниже приводится список внешнеэкономических операций между стра­ной А и другими странами:

(млн долл.)

Покупка резидентами страны А ценных бумаг иностранных фирм 50

Импорт товаров и услуг в страну А 100

Экспорт товаров и услуг из страны А 120

Денежные переводы из других стран в страну А 30

Продажа ценных бумаг фирм страны А иностранцам 60

Импорт золота в страну А 60

Составьте платежный баланс страны А.

4. Ниже приведена карта спроса на швейцарские франки и их предложения:

Цена франка (в долларах)

0,80

0,70

0,60

0,50

0,40

Объем спроса на франки (млн франков)

Объем предложения франков (млн франков)

а) Каков равновесный валютный курс доллара?

б) Каков равновесный валютный курс швейцарского франка?

в) Какое количество долларов будет куплено на валютном рынке?

г) Какое количество швейцарских франков будет куплено на валютном рынке?

5. Ниже приведена карта спроса на фунты стерлингов:

Цена фунта (в долл.) 2,00 2,10 2,20 2,30 2,40 2,50


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

§

а) Предположим, что правительство Великобритании устанавливает валют­ный курс 1 ф. ст. = 2,40 долл.; количество предлагаемых по этому курсу фунтов стерлингов равно 180 млн. Должно ли британское правительство в этой ситуации покупать или продавать фунты? .Если да, то какое количество?

б) Если британское правительство должно покупать фунты за доллары, где __оно может взять необходимые доллары?

ТЕСТЫ

1. Если цена немецкой марки в долларах упала с 50 до 45 центов за одну марку, то цена магнитофона (в долларах), продаваемого в ФРГ за 150 марок:

Упадет на 10 долл, Снизится на 7,50 долл.

в) Снизится на 5,00 долл,

г) Вырастет на 7,50 долл.

д) Все предыдущие отйвты неверны,

2. Составная часть платежного баланса страны — счет текущих платежей — не включает:

а) Товарный экспорт.

б) Чистые доходы от инвестиций.

в) Транспортные услуги иностранным государствам. ^г| Изменения в активах страны за рубежом,

д) Односторонние трансфертные платежи.

3. Кривая спроса на французские франки сдвинется вправо, если:

а) Реальные процентные ставки во Франции окажутся относительно выше, а уровень инфляции относительно ниже (по сравнению с другими странами),

б) Реальные процентные ставки во Франции окажутся относительно ниже, ровень инфляции относительно выше.

реальные процентные ставки, и уровень инфляции во Франции ока-тся относительно ниже.

г) И реальные процентные ставки, и уровень инфляции во Франции ока­жутся относительно выше.

д) Все предыдущие ответы неверны.

4. Когда говорят, что страна девальвировала свою валюту, то имеется в виду, что:

а) Страна отказалась от золотого стандарта.

б) Внутренняя покупательная способность единицы валюты упала.

в) Правительство повысило цену, по которой оно будет покупать золото.

г)Встране отмечается дефицит торгового баланса.

д) Цены по крайней мере некоторых валют, выраженные в валюте данной страны, упали.

5. Если обменный курс швейцарского франка по отношению к доллару США изменился с 4 франков до 3 франков за 1 доллар, то цена франка:

а) Поднялась с 25 центов до 33 центов, а курс доллара вырос по отношению к франку.

Про бизнес:  В какие технологии инвестировать — ТОП 6 прибыльных направлений

б) Упала с 33 центов до 25 центов, а доллар обесценился по отношению к Аранку.

в) Поднялась с 25 центов до 33 центов, а доллар девальвирован относительно франка.

г) Поднялась с 25 центов до 33 центов, а доллар обесценился по отношению к франку.

д) Упала с 33 центов до 25 центов, а курс доллара вырос по отношению к франку.

6. Действует система золотого стандарта. Страна А существенно увеличила экспорт товаров в страну Б. В этой ситуации:

а) Уровень цен в стране А снизится; в стране Б возможно изменится, воз­можно нет.

б) Уровень цен в стране А возможно изменится, возможно нет; в стране Б снизится.

в) Уровень цен в стране А вырастет, в стране Б снизится.

г) Уровень цен в стране А снизится, в стране Б вырастет.

д) Все предыдущие ответы неверны.

7. Как может повлиять на физический объем экспорта и импорта США за­метное снижение цены доллара в иностранных валютах (например, в фунтах стерлингов)?

а) Экспорт и импорт вырастут.

б) Экспорт вырастет, а импорт снизится.

в) Экспорт и импорт снизятся.

г) Экспорт снизится, а импорт вырастет.

д) Существенно не повлияет ни на экспорт, ни на импорт.

8. Если между США и Канадой установлен режим свободно плавающих ва­лютных курсов и если спрос на канадские доллары растет, то это означает, что:

а) Предложение канадских долларов снизилось или снизится.

б) Цена канадского доллара в валюте США упадет.

в) Предложение долларов США снизилось.

г) Цена доллара США в канадской валюте упадет,

д) Доллар США девальвирован.

9. Если ВНП Соединенных Штатов Америки снижается, то при системе сво­бодно плавающих валютных курсов:

а) Импорт будет снижаться, а цена доллара США расти.

б) Импорт и цена доллара США будут снижаться.

в) Импорт и цена доллара будут расти.

г) Импорт будет расти, а цена доллара США снижаться.

д) Все приведенные выше утверждения неверны.

10. Если американские корпорации выплачивают высокие дивиденды (в дол­ларах) иностранцам, то:

а) Это может привести к обесценению доллара.

б) Это может привести к повышению курса доллара.

в) В США будет перемещаться золото в качестве компенсации за ушедшие из страны доллары.

г) Импорт в США будет увеличиваться, компенсируя ушедшие за границу доллары.

д) Все предыдущие ответы неверны.

11. Активное сальдо платежного баланса увеличится, если в стране:

а) Снизятся реальные процентные ставки.

б) Вырастут темпы инфляции.

в) Вырастут темпы экономического роста.

г) Произойдут все процессы, перечисленные выше.

д) Ничего из перечисленного выше не произойдет.

12. Испания решает установить контроль над внешней торговлей с тем, что­бы снизить дефицит платежного баланса. Одним из результатов этого реше­ния будет:

а) Снижение уровня инфляции в стране.

б) Снижение темпов экономического роста.

в) Снижение испанского экспорта,

г) Снижение испанского импорта.

д) Снижение сальдо торгового баланса.

13. Если при режиме фиксированных валютных курсов уровень инфляции в Японии окажется выше, чем в других странах, то:

а) Японский экспорт и импорт снизятся.

б) Японский экспорт и импорт вырастут.

в) Японский экспорт вырастет, а импорт снизится.

г) Японский экспорт снизится, а импорт вырастет.

д) Активное сальдо платежного баланса Японии станет больше или дефицит станет меньше.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

1. Когда английское отделение корпорации IBM переводит свою прибыль в Соединенные Штаты Америки, то эта операция выступает как кредит в платежном балансе Великобритании.

2. Система золотого стандарта способствует автоматическому балансирова­нию экспорта и импорта, так как, если в стране уменьшаются запасы золота, тогда уровень цен в ней возрастает, если же запасы золота увеличиваются, тогда уровень цен снижается.

3. Итог платежного баланса страны, строго говоря, всегда составляет ноль.

4. Бреттон-Вудская система предусматривала использование золота и доллара в качестве международных резервов.

5. Когда мы предоставляем займы резидентам других стран, эта операция выступает как кредит в нашем платежном балансе.

6. Когда страна снижает цену на золото, это называется обесцениванием ее валюты.

7. Страна может изменить общий уровень внутренних цен для того, чтобы восстановить равновесие платежного баланса.

8. Когда американская компания IBM покупает в Санкт-Петербурге завод,

эта операция выступает как кредит в платежном балансе России.

9. Если итальянцы увеличат спрос на французское «вино, сыр и другие французские товары и услуги, тографически это отразится в сдвиге вправо кривой спроса на французские франки и кривой их предложения.

10. Уменьшение официальных резервов иностранной валюты США будет отражено в платежном балансе со знаком «минус»: данная операция является дебетной, или операцией импортного типа.

11. Система гибких валютных курсов может оказывать дестабилизирующее влияние на внутреннюю экономику, привести к сЬкращению внешней торговли и объема инвестиции за рубежом.

12. Дефицит платежного баланса по текущим операциям финансируется в основном чистым притоком капитала.

13. Когда цена фунта стерлингов в долларах снижается, говорят, что доллар обесценился по отношению к фунту.

14. С 1971 года в мировой экономике действует система фиксированных валютных курсов.

15. Свободно плавающие валютные курсы определяются беспрепятственной игрой спроса и предложения.

ПРОБЛЕМЫ

1. а) Предположим, что ФРГ импортирует продукт X из Соединенных Шта­тов. Если цена этого продукта в США составляет 5 долл., сколько он будет стоить в ФРГ при валютном курсе 1 долл. = 3 маркам? При валютном курсе 1 долл. = 4 маркам? При валютном курсе 1 долл. = 2 маркам?

б) В таблице 30. 1 показана зависимость между объемом спроса на продукт в ФРГ и ценами на него (в марках). Таблица показывает также предполгаемые расходы жителей ФРГ на этот продукт при различных валютных курсах.

Впишите в таблицу отсутствующие данные.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

в) Покажите на рисунке 30.3 связь между ценой доллара (в марках) и ki личеством долларов, на которое предъявляют спрос немецкие импортер продукта X.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

2. а) Предположим, что Соединенные Штаты импортируют продукт Y и ФРГ. Приведенная ниже таблица 30.2 иллюстрирует спрос на этот продук в США. Таблица показывает также предполагаемые расходы американцев н этот продукт при различных валютных курсах.

Впишите в таблицу отсутствующие данные.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

б) Покажите на рисунке 30.3 (проблема 1в) связь между ценой доллара (в марках) и количеством долларов, предлагаемых американскими импортерами продукта Y.

в) Если предположить, что вся международная торговля между США и ФРГ ограничена только продуктами X и Y, то каким будет равновесный валютный курс? «.

г) Если предположить, что валютные курсы фиксированные и обменный курс немецкой марки составляет 1 марка = 0,30 долл., то что будет наблю­даться: дефицит или излишек немецких марок?

3. Предположим, что в странах А и Б принят золотой стандарт. Единица валюты страны А приравнена к 1/40 унции золота (унция = 28,3 г), а единица валюты страны Б — к 1/8 унции золоту.

а) Сколько стоит единица валюты А в валюте Б?

б) Сколько стоит единица валюты Б в валюте A? j

в) Если одна единица валюты страны Б начинает продаваться за три еди^ ницы валюты страны А, то каким образом вновь установится равновесный обменный курс?

4. Предположим, что существует система золотого стандарта. Доллар США имеет фиксированное золотое содержание при цене 20,67 долл. за 1 унцию, а британский фунт — 4,25 ф. ст. за 1 Унцию золота.

а) Каков обменный курс долл./ф. ст.?

Предположим, что вы начинаете осуществлять коммерческие операции, имея 85- ф. ст., при обменном курсе 6 долл. = 1 ф. ст.

б) Какое количество золота вы могли бы купить в Великобритании?

в) Предположим, что вы не покупаете золото в Британии, а обмениваете свои фунты на доллары. Какое количество золота вы могли бы купить затем в США?

г) Если вы после этого посылаете золото обратно в Великобританию, то сколько оно будет стоить в фунтах?

д) Как долго, по вашему мнению, будет сохраняться курс обмена- 6 долл. = 1 ф. ст.?

е) Опишите возможные события, если бы обменный курс составлял 3 долл. = — 1 ф. ст.

5. Каждая из трех стран А, Б и В характеризуется высоким уровнем инфляции. В международной сфере между этими странами установлен режим свободно плавающих валютных курсов. Страна А, стремясь снизить уровень инфляции, начинает, проводить рестрективную денежную политику (политику дорогих денег).

а) Как это повлияет на обменный курс валюты страны А относительно валют двух других стран?

б) Как это скажется на конкурентоспособности продукции страны А?

в) Что происходит между тем с уровнем инфляции в странах Б и В?

Теперь и страна Б начинает проводить жесткую денежно-кредитную пол итику.

г) Как это повлияет на обменный курс валюты страны Б относительно валкп двух других стран?

д) Опишите кратко влияние жесткой денежно-кредитной политики страны Б на положение страны А.

Мы могли бы, конечно, рассмотреть, что произойдет, если страна Б будет проводить политику жестких денег, но вместо этого:

е) Перечислите кратко потенциальные преимущества координации экономи­ческой политики между тремя странами.

ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

§

1. з; 2. л; 3. а; 4. м; 5. и; 6. б; 7. е; 8. ж; 9. к; 10. в; 11. е; 12. г; 13. н; 14. о.

Упражнения

1. а), б) Более высокая кривая предложения соответствует периоду времени после обесценения доллара. Чтобы сохранить тот же объем предложения, японские производители должны теперь назначать более высокую цену в долларах.

в) Расходы уменьшатся.

г) Расходы увеличатся.

2. а) Уменьшится.

б) Упадет.

в) Упадут.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

4. а) Доллар будет продаваться за 12/з франка.

б) 60 центов.

в) 340 млн франков х 60 центов = 204 млн долл.

г) 340 млн франков.

5. а) Покупать; 20 млн фунтов.

б) Из своих официальных резервов.

Тесты

1. б; 2. г; 4. в; 5. г; 6. в; 7. б; 8. г; 9. в; 10. а; П. д; 12. г; 13. г.

Верно/Неверно

1. Н; 2. В; 3. В; 4. В; 5. Н; 6. Н; 7, В; 7. В; 8. В; 9. Н; 10. Н; 11. В; 12. В; 13. Н; 14. Н; 15. В.

Проблемы

1. а) 15 марок. 20 марок. 10. марок.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

в) См. рисунок 30.4.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

б) См. рисунок 30.4.

в) 3 марки = 1 долл. *

г) Спрос на марки ФРГ будет превышать их_ предложение. Будет наблюдаться дефицит марок.

3. а) Единица валюты страны А стоит 1/5 единицы валюты страны Б.

б) Единица валюты страны Б стоит 5 единиц валюты страны А.

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

в) Жители страны Б могут обменять единицу своей валюты на 1/8 унции золота и перевезти его в страну А, где оно может быть продано за 5 единиц местной валюты. Таким образом, жители страны Б не станут обменивать единицу своей валюты на 3 единицы валюты страны А.

4. а) 20,67 : 4,25 = 4,86.

б) 20 унций.

в) 85 ф. ст. обмениваются на 510 долл., на которые можно купить 24,67 ун­ций золота.

г) 24,67 унций золота стоят 104,85 ф. ст. в Великобритании. Затем следует повторить операцию: продать золото в Великобритании, конвертировать фун­ты в доллары и вновь купить золото в США.

д) Такой курс может продержаться только очень короткое время.

е) Если соотношение между валютами определяется их золотым содержани­ем, то станет выгодной обратная цепочка операций: продажа золота в США и его покупка в Великобритании.

5. а) Рестрективная денежная политика ведет к повышению процентных ставок и к повышению курса валюты страны А.

б) Конкурентоспособность снижается.

в) Конкурентоспособность продукции в странах Б и В повышается, так как курсы их валют снижаются. Усилится тенденция к росту цен.

г) Обменный курс валюты страны Б повысится.

д) Курс валюты страны А снизится относительно валют стран Б и В. Уси­лится тенденция к росту.

е) Если бы все три страны координировали свои действия, то удалось бы сгладить колебания валютных курсов, ослабить спекулятивное движение финансового капитала и обеспечить бо’льшую экономическую стабильность. Издержки антиинфляционной политики в каждой отдельной стране оказа­лись бы меньшими.

Содержание

Предисловие ……………………… 3

Часть I. Микроэкономика

Тема 1. Предмет и метод теоретической экономики…….. 6

Тема 2. Основные проблемы экономической организации общества 14

Тема 3. Рыночная система хозяйствования. Роль государства в рыноч­ной экономике ………………… 28

Тема 4. Основы анализа спроса и предложения………. 38

Тема 5. Эластичность спроса и предложения ……….. 56

Тема 6. Теория потребительского поведения………… 74

Тема 7. Производство и издержки……………. 92

Тема 8. Предложение в условиях совершенной конкуренции . . . .112

Тема 9. Монополия………………….. 127

Тема 10. Монополистическая конкуренция и олигополия…… 145

Тема 11. Рынок, факторов производства: труд ………… 159

Тема 12. Рынок факторов производства: земля и капитал…… 174

Тема 13. Государственное регулирование рынка………. 185

Тема 14. Общее равновесие и экономическое благосостояние …. 199

Часть II. Макроэкономика

Тема 15. Измерение объема национального производства, националь­ного дохода и уровня цен……………. 214

Тема 16. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфля­ция……………………… 228

Тема 17. Совокупный спрос и совокупное предложение……. 240

Тема 18. Потребление и инвестиции……………. 254

Тема 19. Равновесный объем производства в классической и кейнси-

анскои моделях …….. ………….. 267

Тема 20. Фискальная политика ……………… 285

Тема 21. Циклические колебания экономики………… 302

Тема 22. Деньги и банковская система …………: . 313

Тема 23. Роль банков в предложении денег ………… 327

Тема 24. Кредитно-денежная политика…………… 340

Тема. 25. Альтернативные взгляды: монетаризм и рациональные ожи­дания ……………………■ ■ ■ 354

ТеШ26, сБи™в8н3еокТа1ЛиГИИбезРаб0ТИ«ь» ™«и зрения кейн-предания ЛСИК0В » СТ0Р0ИНИК0Вте°РИ« экономики

V г6«8II’ ^ЮАжетныйде*и«ит и государственный долг’ .’……«8

М Тема 28. Экономический рост , . ….. .378

/Тема 29. Международная торговля и торговая политика ‘ ,’……зад

Тема 30. Платежный баланс и валютные курсы …..415

Микро-,макроэкономика. Практикум. / Под общ. ред. Ю, А. Оги-Д 64 бина. — СПб.: «Литера плюс», «Санкт-Петербург оркестр», 1994. — 432 с.

ISBN 5-87685-001-2

В книге содержится система учебных заданий — упражнений, тестов, проблем с ответами и комментариями — по микро- и макроэкономике, Соответствует программе вводного курса Economics западных университетов и колледжей,

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, колледжей, лицее», школ бизнеса и тех, кто самостоятельно изучает современную теорию рыночной эко­номики

ББХ 65.9(7)

МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

— Практикум

Составители: Н, 3, Волчек, Ю. А. Огибин, М. А. Скляр

Общая редакция Ю. А. Огибина

Оригинал-макет изготовлен АО «Гарт» Технический редактор Г, Е, Быстрова

ЛР J* 030043 от 19.07.1991 г. Сдано в набор 15.06.93. Подписано в печать 17.11.93.

Формат 70«100/16. Бумага газетная. Гарнитура «Антиква». Печать офсетная.

Усл.-печ. л, 34.83. Тираж 50 000 экз. Заказ №1258,

АО «Литера плюс». 191104, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 50, пом. Зн. АО «Санкт-Петербург оркестр». Санкт-Петербург, ул. Потемкинская, 2.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ордена Трудового Красного Знамени ГП

«Техническая книга» Миникформпечати РФ. Р/8052, Санкт-Петербург,

Измайловский пр., 24,


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Неоклассическая модель. Модель Р. Солоу - Сущность, факторы и модели экономического роста

Оцените статью
Бизнес Болика