Новая экономическая политика • большая российская энциклопедия — электронная версия
НО́ВАЯ ЭКОНОМИ́ЧЕСКАЯ ПОЛИ́ТИКА (НЭП), в РСФСР и СССР социально-экономич. преобразования, проводившиеся РКП(б)–ВКП(б) в 1921–29. Была вызвана необходимостью выхода из социально-экономич. кризиса (разруха и голод вследствие Гражд. войны 1917–22, национализации и неэффективного управления обобществлённым произ-вом, политики «военного коммунизма») и политич. кризиса (угроза потери власти большевиками из-за резкого недовольства их политикой, вылившегося в серию антибольшевистских восстаний, среди них – Тамбовское восстание 1920–21, Западносибирское восстание 1921, Кронштадтское восстание 1921). Переход к НЭПу происходил в условиях и внутрипартийного кризиса: Л. Д. Троцкий и его сторонники предлагали «завинтить гайки военного коммунизма» на производстве (см. Дискуссия о профсоюзах), а «Рабочая оппозиция» считала необходимым передать управление экономикой независимым профсоюзам, оставив за партией и сов. правительством решение политич. вопросов. В. И. Ленин выступил с инициативой НЭПа, который рассматривал и как «стратегич. отступление» партии, «осторожно-обходной метод действий», и как политику, которая «вполне обеспечивает» экономически и политически «возможность постройки фундамента социалистической экономики» (Ленин В. И.Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 45. С. 60–61).
Осуществление НЭПа началось по решению 10-го съезда РКП(б) (март 1921) с замены продразвёрстки (зимой 1920/21 у крестьян были изъяты все запасы зерна) значительно менее обременительным продналогом (натуральным; с 1924 взимался в денежной форме). Проведена частичная денационализация мелких предприятий (Декрет СНК от 17.5.1921), децентрализация производства. Определённая свобода предоставлена кооперации. Предусмотрены обмен, покупка и продажа с.-х. продуктов в губерниях, выполнивших продразвёрстку предыдущего года (позднее распространено на все губернии), разрешена частная торговля др. товарами (Декрет СНК от 24.5.1921). Решением СНК от 9.8.1921 (опубл. 11 авг.) бо́льшая часть гос. предприятий в крупной пром-сти переведена на хозрасчёт для обеспечения рентабельности произ-ва. Они получили право устанавливать цену на свою продукцию и свободно продавать её, создавать тресты, которым передавались права юридич. лица (к кон. 1922 ок. 90% крупных пром. предприятий объединились в 421 трест; важнейшие из них подчинялись ВСНХ), а также синдикаты, занимавшиеся сбытом продукции и распределением гос. заказов (к кон. 1922 80% трестированной пром-сти было синдицировано). На предприятиях восстанавливалась денежная оплата труда, вводились тарифы, исключающие уравниловку. Частным лицам, кооперативам, артелям было разрешено брать в аренду гос. предприятия (Декрет СНК от 5.7.1921) и открывать мелкие частные предприятия (Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 7.7.1921). Быв. владельцы национализированных, но не действовавших предприятий могли вновь получить их в собственность (Декрет СНК от 10.12.1921). Для привлечения капитала в отд. отрасли или отдалённые регионы с 1923 расширена практика выдачи концессий иностр. гражданам и фирмам. К 1927 действовало 117 концессионных соглашений (охватывали предприятия, на которых работали 54 тыс. чел. и выпускалось св. 1% пром. продукции). Введены определённые правовые гарантии для частных собственников (Декрет ВЦИК от 22.5.1922). Крестьяне получили ограниченное право на использование наёмного труда и на краткосрочную аренду земли (Земельный кодекс РСФСР, окт. 1922). В 1922–24 проведена денежная реформа (см. в ст. Денежные реформы), ненадолго укрепившая курс рубля (с 1926 с каждым годом нарастала инфляция). Тогда же учреждено неск. кооперативных, всерос. и региональных коммерч. банков (см. в ст. Банки в России). Создавались акционерные общества, деятельность которых регламентировалась постановлением ЦИК и СНК СССР от 24.4.1925 (уставы обществ вносились на утверждение СТО и СНК), в акционерных обществах могли участвовать гос. предприятия и учреждения. Возрождение оптовой торговли привело к возникновению широкой сети торговых предприятий, ярмарок, а также товарных бирж (доминировала Моск. биржа), действовавших под контролем государства. В розничном товарообороте доля частной торговли составляла 40–80% (1925). Чувствительным индикатором экономич. конъюнктуры в период НЭПа стал Всесоюзный индекс вольных (рыночных) цен, выводимый Конъюнктурным институтом. Наряду с частичной денационализацией осуществлена децентрализация системы управления нар. хозяйством. В составе ВСНХ в мае 1921 созданы 16 (вместо 52) гл. управлений (главков) по отраслям пром-сти, которые руководили гос. предприятиями крупной пром-сти через областные (губернские) совнархозы.
НЭП вызвал изменение социальной структуры. По данным Всесоюзной переписи населения 1926, численность несельскохозяйств. буржуазии (нэпманов) вместе с членами семей достигла 2,34 млн. чел. (1,6% всего населения). В деревне ускорилось размывание общинных устоев, что привело к формированию зажиточного слоя крестьянства («кулаков» в терминологии того времени) и выделению хуторян. По данным комиссии СНК СССР, число крупнотоварных хозяйств в 1925–27 выросло с 728 тыс. до 896 тыс., а их доля в общей численности крестьянских хозяйств поднялась с 3,3 до 3,9%. Однако особенно заметным стал рост удельного веса середняцких хозяйств (св. 60% всех хозяйств в 1927). Число служащих в госучреждениях в 1920-е гг. увеличилось более чем в 3 раза, численность фабрично-заводских рабочих в 1921–28 – с 1,3 до 2,7 млн. чел. Широкое распространение получило отходничество (св. 3,1 млн. крестьян в 1926–1927), опережавшее спрос на рабочую силу в пром-сти и усиливавшее безработицу (с 1,2 млн. чел. в нач. 1924 до 1,7 млн. чел. в нач. 1929), которая усугублялась закрытием нерентабельных предприятий и переводом гос. пром-сти на хозрасчёт.
НЭП позволил преодолеть критич. социально-экономич. и политич. ситуацию, но, в свою очередь, сопровождался кризисами, реформы сочетались с контрреформами в разл. сферах жизни общества, признание роли рынка – с мерами по его упразднению; у парт. лидеров отсутствовала единая концепция НЭПа. Экономич. итогом НЭПа явилось приближение уровня развития пром-сти к довоенным показателям – гл. обр. за счёт возрождения мелкого и среднего произ-ва, не требовавшего больших капиталовложений и способного в короткий срок насытить рынок потребительскими товарами. В сфере крупной пром-сти получена 1/4 часть нац. дохода. Однако использование элементов рынка сопровождалось кризисными явлениями: переведённые на хозрасчёт предприятия к нач. 1922 распродали свою продукцию (т. н. разбазаривание пром-сти), что вызвало резкое падение цен на неё, в 1923 синдикаты и тресты вновь подняли цены на пром. товары, в результате они стали недоступными для крестьян. В с. х-ве были преодолены последствия голода, устранён дефицит продуктов питания, валовая продукция с. х-ва страны в 1921–27 увеличилась почти вдвое и составила 98,6% относительно 1913. Но товарность с.-х. произ-ва оказалась значительно ниже (26% в 1913, 16% в 1923/24, 18,3% в 1926/27) во многом из-за ценовой политики государства (производителю доставалось 50–60% цены, уплаченной потребителем за хлеб). Противоречивость экономич. курса вызвала рост недовольства в деревне – в осн. вследствие резкого (на 25%) повышения в 1924 сельхозналога в условиях неурожая в ряде хлебопроизводящих регионов, очередного скачка цен на промтовары и массовых увольнений крестьян-отходников на пром. предприятиях в связи с ограничением бюджетного финансирования. Нараставший кризис весной 1925 вынудил правительство к либерализации аграрной политики под лозунгом «лицом к деревне». Сельхозналог был снижен почти вдвое, разрешены долгосрочная аренда и наём рабочей силы, предоставлены значит. льготы в налогообложении и кредитовании крестьянского хозяйства и пр. Вместе с тем НЭП с его акцентом на частное предпринимательство и торговлю вызывал недовольство части пром. рабочих, участвовавших в Окт. революции 1917 и сражавшихся в Гражд. войну 1917–22 под лозунгом диктатуры пролетариата. Попытки смягчить ситуацию привели к неблагоприятному для крестьян соотношению индексов пром. и с.-х. цен, в 1927 крестьяне теряли до 1 млрд. руб. Это приводило к отказу крестьян от продажи зерна. В условиях хлебозаготовительного кризиса 1927/28 политич. руководство прибегло к чрезвычайным адм.-принудит. мерам, включая конфискацию зерна и введение антирыночных ограничений. В ответ крестьяне стали сокращать произ-во. Продолжилось падение сов. хлебного экспорта (в 1928/29 хозяйств. году сократился в 3,5 раза), что становилось препятствием для гос. курса на форсированную социалистич. индустриализацию, осуществляемую за счёт перекачки средств из сельской экономики в пром-сть.
Политич. итогом НЭПа стало сохранение и укрепление власти большевиков. Вместе с тем отношение к НЭПу явилось одной из причин углубления в 1923–1927 идейных разногласий в руководстве РКП(б)–ВКП(б), возникновения «Левой оппозиции», «Новой оппозиции» и «Объединённой оппозиции».
С сер. 1926 началось свёртывание НЭПа. К 1928 доля гос. сектора в пром-сти достигла 86%. Доля частника в розничном товарообороте снизилась до 35%, а в оптовой торговле – до 5%. В кон. 1929, в т. ч. на ноябрьском Пленуме ЦК ВКП(б), сов. руководство приняло решение о сплошной коллективизации с. х-ва (началась с янв. 1930), которая сопровождалась политикой раскулачивания. Это стало окончанием НЭПа, хотя офиц. решений об отказе от него не принималось. Партия начала выдвигать на первый план реализацию идеологич. задач, оказавшихся с переходом к НЭПу в тени.