Непредсказуемость и старость: что беспокоит иностранных инвесторов — РБК

Непредсказуемость и старость: что беспокоит иностранных инвесторов — РБК Инвестиции

Непредсказуемость и старость: что беспокоит иностранных инвесторов

Непредсказуемость изменений, старение населения, неопределенность законодательства: такие проблемы в российской экономике видят крупнейшие международные корпорации. 21 октября они обсудят инвестклимат в России с премьер-министром

21 октября в Москве пройдет очередное, 33-е заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). Традиционно на это мероприятие в Россию съезжаются главы крупнейших международных корпораций, чтобы обсудить с властями свои основные проблемы и пожелания.

В этом году совету, который был основан правительством в 1994 году «для прямого диалога» власти и бизнеса, 25 лет. Первые встречи проводил лично Борис Ельцин, а взаимодействием с приехавшими инвесторами (их было всего девять компаний) руководил Виктор Черномырдин. Сейчас КСИИ возглавляет премьер-министр Дмитрий Медведев, в текущем составе совета (ротация происходит ежегодно) 53 международные корпорации, в том числе BP, Danone, PepsiCo, IKEA, Siemens, Total, Unilever, Société Générale Group, UniСredit и др.

Явка на КСИИ — своего рода индикатор инвестиционной привлекательности России, а присутствие на его заседаниях глав крупнейших корпораций отражает ситуацию в отношениях страны с международным сообществом, пояснял ранее вице-президент Ассоциации российских банков Олег Прексин. Формат пленарного заседания КСИИ — первые лица корпораций встречаются на обсуждении с главой российского правительства. Как рассказывали источники РБК из числа компаний — участников совета, с учетом «юбилейности» предстоящего заседания была «неформальная просьба о максимальной явке». В прошлом году явка была минимальной как минимум за последние пять лет: участвовала 31 компания. В этом году ожидается 38 участников (данные по состоянию на пятницу, 18 октября), рассказал РБК Александр Ивлев, управляющий партнер компании EY по России (координатор работы совета). По его словам, это станет рекордом. Предыдущий был установлен в 2022 году, когда на заседание совета приехали 36 руководителей международных корпораций.

Традиционно список тех, кто из международных корпораций посетит заседание совета, не анонсируется. Как показал опрос РБК, точно планируют участвовать представители Abbott Laboratories, Carlsberg Group, Danone, Essity Aktiebolag, Exxon Mobil Corporation, IKEA Group, Kinross Gold Corporation
Mondelez International, Novartis, PepsiCo, Samsung Electronics Co., Société Générale Group, Unilever, Siemens.

33-е заседание консультативного совета по иностранным инвестициям в россии

На заседании обсуждались реализуемые инвестиционные проекты и вопросы совершенствования налогового и таможенного законодательства и администрирования, а также развитие торговли, потребительского рынка и технического регулирования.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Максима Орешкина и управляющего партнёра по СНГ компании Ernst & Young Александра Ивлева по завершении заседания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Добрый день, уважаемые
дамы и господа, коллеги!

Как обычно заседание
Консультативного совета по иностранным инвестициям бывает у нас осенью, я вас
сердечно приветствую в России. Это заседание особенное, у нас в этом году
юбилей – 25 лет. Приличный срок. За это время, как мне представляется, удалось
создать очень хорошую площадку, даже в чём-то уникальную. Я начал вспоминать,
где существует подобный совет, где бы первые лица Правительства напрямую
общались с представителями, руководителями крупнейших компаний. Наверное,
нигде. Не знаю, хороший это признак для нашей экономики или не очень. Может
быть, лучше, когда вообще Правительство ни во что не погружается. Но мы точно
ещё не находимся на той стадии развития экономики в нашей стране, когда
Правительство может быть сторонним наблюдателем экономических процессов. Хочу
вас поблагодарить за работу в составе Консультативного совета по иностранным
инвестициям.

Д.Медведев: «Это заседание особенное, у нас в этом году юбилей – 25 лет.
Приличный срок. За это время удалось создать очень хорошую площадку. В 1994
году, когда совет был создан, объём инвестиций составлял около 700 млн
долларов. Сейчас у нас ежегодный приток инвестиций измеряется миллиардами. Суммарные
капиталовложения компаний, которые входят в совет, составляют около
180 млрд долларов».

Оглядываясь назад,
можно сказать, что мы прошли немаленький путь. Достаточно вспомнить, с каких
показателей инвестиции начинались. В 1994 году, когда совет был создан и начал работать,
объём инвестиций, по данным наших ведомств, составлял около 700 млн долларов.
Даже с учётом поправки на изменения курса доллара понятно, что сейчас это
совершенно другие цифры. Сейчас у нас ежегодный приток инвестиций измеряется
миллиардами.

Про бизнес:  Читать книгу Макроэкономика: краткий курс Григория Вечканова : онлайн чтение - страница 3

Суммарные капиталовложения компаний, которые входят в
наш Консультативный совет по иностранным инвестициям, составляют около
180 млрд долларов, что в общем и целом вполне достойная сумма.

За эти годы, наверное, кто-то из тех, кто в 1994 году
начал присутствовать на таких заседаниях, с нашего рынка ушёл – жизнь есть
жизнь. Каждый – в силу своих причин. Но ослабления интереса к России в целом не
произошло. Напротив, даже после введения санкций объём инвестиций по линии КСИИ
продолжал расти. За последние пять лет – период как раз непростой – объём
инвестиций увеличился приблизительно на 50%. Что называется, почувствуйте
разницу и зависимость между различными формами давления на Россию и
инвестированием.

Четыре структуры получили статус наблюдателей, помимо
тех 53 компаний, которые являются членами совета. И у нас есть
10 структур, которые стояли у истоков создания КСИИ и до сих пор работают в совете.
Это, так сказать, наш золотой фонд.

Все вы представляете разные отрасли бизнеса. Уверен,
что такого рода работа даёт, безусловно, позитивный импульс тем отраслям,
которыми вы занимаетесь.

Несколько слов в начале
нашего общения, которое всегда носит абсолютно практический характер. Его ценность
заключается в том, что сначала в широком, а потом в узком составе обсуждаются
практические вопросы, связанные либо с отраслевыми задачами, либо с теми или
иными вопросами, которые возникают у вас – по линии компаний, которые вы
возглавляете.

Если говорить об
экономике, очевидно, что в целом у нас всё в порядке. Увеличивается объём
промышленного производства, товарооборот, макроэкономические показатели в
России находятся на очень хорошем уровне, низкой является инфляция. Мы
стараемся двигаться в разных системах рейтингов. Не ради того, чтобы кому-то
понравиться. Это само по себе отражает общее состояние нашей экономики и то,
правильно мы что-то делаем или в чём-то ошибаемся.

Всё это стало
закономерным результатом работы Правительства по совершенствованию
инвестиционного климата. В том числе благодаря вашим рекомендациям внедрялись Международные стандарты финансовой отчётности. Было усовершенствовано
миграционное законодательство, стало легче привлекать специалистов, хотя здесь,
наверное, ещё не всё так гладко, как хотелось бы. Были сокращены сроки
регистрации объектов права собственности, получения разрешения на
строительство, упрощены процедуры подключения к сетям.

Очевидно, что нам надо
ещё очень многое сделать по совершенствованию делового климата и развитию
экономики. Это задачи, которыми занимается любое Правительство, тем более в
экономике такого плана, как российская. Мы запустили механизм оперативного
управления системными изменениями деловой среды. В январе этого года я подписал
план мероприятий по трансформации
делового климата
. В нём приблизительно 140 инициатив, которые согласованы с
бизнесом – как российским, так и иностранным.

Мы начали довольно
сложный процесс, который называется реформой контрольно-надзорной деятельности.
Он получил в нашей публицистической литературе образное название «регуляторная
гильотина». Смысл в том, чтобы отсечь все устаревшие документы, причём сделать
это очень быстро – потому и используется термин «гильотина». У нас этих
документов очень много, в том числе тех, которые создавались ещё в советский
период.

Также мы занимаемся созданием
нового кодекса об административных правонарушениях, потому что действующий – очень громоздкий,
сложный, его трудно применять. Естественно, это сказывается и на качестве
делового администрирования. В ближайшее время и эту работу, надеюсь,
завершим.

Продолжается работа по совершенствованию
инвестиционного законодательства. Мы обновили в этом году институт специального
инвестиционного контракта. Многие присутствующие этот институт используют.
Создали так называемый СПИК 2.0. Ничего в нём сверхъестественного нет, но
это точно не ухудшение ситуации, а, на наш взгляд, её безусловное
совершенствование. Этот институт СПИК 2.0 предоставляет гарантии неизменности
условий ведения бизнеса на длительный период – 15–20 лет. И освобождение
инвесторов от ряда налогов.

Мы продолжаем
работу над законодательством о защите инвестиций – новым законодательством.
Обсудили недавно этот проект на заседании Правительства. Он предполагает
поощрение предпринимательской деятельности через гарантии стабильности условий
ведения инвестиционной деятельности. Тоже достаточно много было споров на эту
тему – и в Правительстве, и в экспертной среде. Но сейчас эта работа
завершается, и скоро этот законопроект будет рассматриваться в нашем
парламенте.

Про бизнес:  Росстат сообщил о двукратном замедлении инвестиций в конце 2018 года :: Экономика :: РБК

Дополнительные
возможности создают и те решения, которые идут в рамках бюджетного процесса, а
также сотрудничество с российскими институтами развития, такими как РФПИ и «ВЭБ.РФ».

Не буду продолжать,
потому что ценность нашего общения не в том, чтобы Председатель Правительства
рассказывал, как у нас всё хорошо, а в том, чтобы вас послушать.

Из стенограммы:

А.Ивлев
(управляющий партнёр по
СНГ компании Ernst & Young)
:
Сегодня успешно прошло юбилейное заседание Консультативного совета по
иностранным инвестициям. В рамках этого заседания были озвучены некоторые цифры
исследования, которое провёл Консультативный совет совместно с Министерством
экономического развития. В нём приняли участие 95 компаний. Исследование
включило 53 компании, входящие в Консультативный совет.

Если посмотреть на
динамику с 1994 года, когда был создан совет, по 2022 год, накопленный объём
инвестиций в совокупности составляет 585 млрд долларов. При этом
Консультативный совет, точнее компании-участники совета, вложили 184 млрд
долларов. То есть каждый третий доллар, вложенный в российскую экономику, – это
компании КСИИ.

91% участников
подтвердили, что Россия является стратегически важным рынком. Азия является
лидером по росту объёма иностранных инвестиций. В ближайший год именно азиатские
компании планируют увеличить объёмы своих инвестиций в Россию на 41%. Европа и
США планируют увеличить объёмы своих инвестиций на 29%.

Регионы, наиболее
интересные для международного бизнеса, – это Москва и Московская область,
Центральная Россия и Северо-Запад. В то же время Дальний Восток становится всё
более интересным для международных компаний, особенно это касается компаний,
представляющих азиатский рынок, а также занимающихся добычей и работой с
недрами. 60% компаний отмечают улучшение инвестиционного климата, 55% – считают,
что их работа на российском рынке позволяет создавать экспортно ориентированное
производство. В целом 85% международного бизнеса говорит о том, что они видят
рост российского рынка.

М.Орешкин:
Продолжая тему, скажу, что эти цифры – не просто цифры опроса, они нашли
отражение и во время пленарного заседания. Многие компании отмечали, что
собираются реализовывать новые проекты, причём в разных сферах – и в сфере
добычи природных ресурсов, и в высокотехнологичных отраслях. Все готовы
реализовывать новые проекты, и все отмечают улучшение инвестиционного климата.
Движение вперёд, которое мы видим по рейтингу Doing Business, – не просто движение
по рейтингу, а то, что находит отклик в компаниях. Цифры независимого опроса
Ernst & Young подтверждают эту тенденцию.

Среди важных тем,
которые сегодня обсуждали, на которых заостряли внимание, первая – это
предсказуемость регулирования. Этому была посвящена большая часть сегодняшнего
мероприятия. Говорили об изменениях в налогах, в налоговом администрировании,
регулировании. Здесь и Правительство, и инвесторы стоят на единой позиции: предсказуемость
регулирования – это важное направление, над которым надо всем вместе работать,
чтобы делать следующий шаг вперёд.

Большая часть
дискуссии была посвящена новым технологиям в разных сферах. Обсуждали вопрос о
повышении производительности труда и сошлись во мнении, что роботизация,
цифровизация, использование искусственного интеллекта – всё это вместе может дать
серьёзный толчок с точки зрения роста производительности труда, и ведущие
иностранные компании, которые уже добились значительного успеха на глобальных
рынках, могут здесь играть очень важную роль и помочь этому позитивному тренду.
Со стороны Правительства мы отмечали, что приход иностранных инвесторов для нас
важен не столько деньгами, сколько компетенциями, которые приходят вместе с
компаниями. Это и управленческие компетенции, и технологические. Поэтому по
всем направлениям, будь то энергетика, фармацевтика или в целом промышленное
производство, совместная работа с иностранными компаниями будет позволять
добиваться тех целей, которые стоят перед Правительством.

Вопрос:
О каких добывающих проектах шла речь? И с какими компаниями?

М.Орешкин:
Если говорить про нефть и газ, один из постоянных участников заседаний совета –
это Патрик Пуйане из «Тоталя». И инвестиции, которые компания «Тоталь» делает,
– это одни из крупнейших инвестиций в России. Поэтому здесь реализация тех
проектов, которые есть. Был у него ряд вопросов по поводу налогообложения, но
эти вопросы, судя по ответу Министерства финансов, в ближайшее время будут
сняты. Они связаны с налогообложением на региональном уровне.

Про бизнес:  Ст. 282 Предпринимательский кодекс РК Уполномоченный орган по инвестициям от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК Предпринимательский кодекс Республики Казахстан Статья 282 Комментарий - Законодательство Ресупблики Кахастан 2021 год

Помимо нефти и газа
есть и другие проекты в сфере добычи. Например, золотодобыча. Компания Kinross Gold, которая активно работает на нашем
рынке уже 25 лет, планирует увеличивать свои инвестиции в новые месторождения.
Здесь опять же идёт полная поддержка со стороны Правительства.

Вопрос:
Поднималась ли тема сделки Fortum
с Uniper,
которая сейчас обсуждается в ФАС и должна быть вынесена на правительственную
комиссию?

М.Орешкин:
Понятно, за этой историей во многом стоял корпоративный конфликт между Fortum и Uniper, но сейчас, после выкупа
миноритарных пакетов со стороны Fortum,
корпоративный конфликт здесь уходит на второй план и остаётся уже техническая
история, которую Правительство совместно с компаниями будет решать. Я думаю,
что через полгода мы уже об этой проблеме не будем вспоминать.

Вопрос:
То есть будет разрешение дано?

М.Орешкин:
Я думаю, да.

О решениях по итогам 35-го заседания консультативного совета по иностранным инвестициям в россии

18 октября 2021 года Михаил Мишустин
провёл 35-е заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям
в России
. По итогам приняты следующие
решения и даны поручения:

1. Утвердить
перечень приоритетных направлений деятельности Консультативного совета по
иностранным инвестициям в России на 2022 год, указанных в Коммюнике по итогам
35-го заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

2. Минэкономразвития
России
(М.Г.Решетникову)

Обеспечить с участием заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти и организаций рассмотрение
предложений и рекомендаций Консультативного совета по иностранным инвестициям в
России и о результатах доложить
в Правительство Российской Федерации.

Срок – до 20 июля 2022 года.

3. Минэнерго
России
(Н.Г.Шульгинову), Минэкономразвития России (М.Г.Решетникову), ФАС
России (М.А.Шаскольскому), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову)

Представить в
Правительство Российской Федерации анализ эффективности реализации механизма
стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке
электрической энергии и мощности.

Срок – до 1 марта 2022 года.

4. Минздраву
России
(М.А.Мурашко), Минэкономразвития России (М.Г.Решетникову), Минпромторгу
России (Д.В.Мантурову), Росздравнадзору (А.В.Самойловой)

Проработать вопрос о
внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части установления
особенностей ввода высокотехнологичных лекарственных препаратов в гражданский
оборот и о результатах доложить
в Правительство Российской Федерации.

Срок – до 1 февраля 2022 года.

5. Минэкономразвития
России
(М.Г.Решетникову), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минздраву
России (М.А.Мурашко), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минцифры России
(М.И.Шадаеву), Роспатенту (Г.П.Ивлиеву), ФАС России (М.А.Шаскольскому)

Продолжить работу по
созданию полнофункциональной версии реестра фармакологически активных
действующих веществ, предусмотрев закрепление правового статуса указанного
реестра, а также необходимое финансирование, и о результатах доложить в Правительство Российской
Федерации.

Срок – до 1 февраля 2022 года.

6. Минэкономразвития
России
(М.Г.Решетникову), Минсельхозу России (Д.Н.Патрушеву)

Рассмотреть
целесообразность установления на постоянной основе нулевых ставок ввозных
таможенных пошлин на какао-продукты в установленном порядке в рамках
подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам
во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и
интеграции и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.

Срок – до 15 декабря 2021 года.

7. Минстрою
России
(И.Э.Файзуллину), Минприроды России (А.А.Козлову), Минпромторгу
России (Д.В.Мантурову), Минсельхозу России (Д.Н.Патрушеву)

Ознакомиться с опытом
компании «Роквул» по утилизации строительных материалов и о результатах доложить в Правительство Российской
Федерации.

Срок – до 1 февраля 2022 года.

8. Россельхознадзору
(С.А.Данкверту)

Продолжить совместную с Европейским
союзом проработку механизма по возобновлению поставок кормов и о результатах
доложить в
Правительство Российской Федерации.

Срок – до 1 апреля 2022 года.

9. Минздраву
России
(М.А.Мурашко)

Провести анализ российского
законодательства по вопросам регулирования оборота продуктов
специализированного лечебного питания в сравнении с законодательством иных
стран и представить в
Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности разработки
программы (стратегии) развития рынка специализированных пищевых продуктов и
биологически активных добавок, а также «дорожной карты» изменений в
законодательство.

Срок – до 1 февраля 2022 года.

10. ФТС России
(В.И.Булавину), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову)

Обеспечить
взаимодействие с АО «Арконик СМЗ» в части декларирования промышленного
оборудования с использованием кодов ТН ВЭД ЕАЭС, установленных на аналогичные
образцы, в соответствии с действующим российским законодательством и правом
Евразийского экономического союза и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.

Срок
– до 30 ноября 2021 года.

Оцените статью
Бизнес Болика