ООО, филиал, представительство с иностранными инвестициями: Правовые аспекты и налогообложение

ООО, филиал, представительство с иностранными инвестициями: Правовые аспекты и налогообложение Инвестиции

Основные ограничения для иностранных компаний

Несмотря на национальный правовой режим, действующий на территории РФ, федеральное законодательство содержит ряд изъятий, в некотором смысле ограничивающих права иностранных компаний. Основные из них касаются прав собственности на земельные участки.

Это не означает, что приобретение земельного участка иностранным юридическим лицом невозможно, но некоторые ограничения все-таки существуют. В частности, законодатель допускает возможность приобретения земельных участков иностранными компаниями. Однако, согласно ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, они не вправе обладать землей, находящейся на приграничных территориях, определенных указом Президента РФ от 09.01.11 № 26. Согласно ему, к таким территориям отнесены 380 муниципальных образований, городских округов и районов, находящихся на приграничных территориях.Как работают иностранные юридические лица в России

Кроме того, существуют ограничения и в части владения землями сельскохозяйственного назначения. В частности, ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», запрещает иностранным компаниям владеть такими землями, допуская лишь их аренду.

Данный запрет распространяется также на российские юрлица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан и компаний превышает 50%. Кроме того, действуют некоторые ограничения относительно страховой и банковской деятельности, а также в сфере телекоммуникаций.

Деятельность иностранных компаний в рф

Хозяйственная деятельность иностранных компаний, в силу действия ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», осуществляется через филиалы и представительства. Они не являются самостоятельными организациями, поскольку считаются структурными подразделениями этих компаний.

Правовая доктрина различает понятия филиалов и представительств. Так, если первыми, согласно ст. 55 ГК, может осуществляться вся административно-хозяйственная и иная деятельность в иностранных компаниях или часть этих функций, то вторые создаются лишь для защиты интересов и обеспечения этой деятельности, но не для осуществления хозяйственных функций.

Согласно ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях», над деятельностью иностранных компаний государство осуществляет контроль посредством их аккредитации, которая осуществляется в течение 25 дней с момента подачи документов.

После этого представителям иностранной компании выдается документ, подтверждающий полномочия иностранного юридического лица. Им следует считать документ, подтверждающий внесение соответствующей записи об аккредитации в реестр. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ, компании может быть отказано в аккредитации.

С момента получения аккредитации в налоговых органах иностранная организация обретает право заниматься предпринимательской и иной деятельностью в России, в том числе и брать заем иностранной компании от российской банковской организации.

Как начало, так и прекращение деятельности иностранной компании на территории РФ осуществляется филиалами и представительствами по решению юридического лица или органов исполнительной власти РФ. С момента прекращения деятельности прекращается и оформленная ранее аккредитация.

Зарубежный бизнес в россии

Экономический кризис, безусловно, отразился на выручке и доходах иностранных компаний, что привело к их массовому уходу с отечественного рынка. Однако, несмотря на снижение показателей, международный бизнес, как и раньше, представлен на российском рынке. В контексте этого многих интересует, сколько и какие иностранные компании работают в России.

По данным ФНС, на территории РФ действует около 23 тыс. компаний с иностранным участием. В это число входят не только зарубежные компании, но и российские предприятия с иностранными инвестициями. При этом, несмотря на негативные оценки российского рынка, на нем продолжают присутствовать крупнейшие игроки.

В частности, согласно ежегодному рейтингу Forbes, в число крупнейших представителей иностранного бизнеса в России вошли такие иностранные предприятия, как:

  • “Ашан”,
  • “Метро Кэш энд Керри”,
  • ДЖ.Т.И Россия,
  • Toyota Motors,
  • IKEA,
  • Volkswagen Group,
  • PepsiCo,
  • Mercedes-Benz.

Интересно, что российский рынок приносит иностранным предприятиям неплохую прибыль. Например, доля российской выручки в общем объеме мировых продаж лидера списка – компании “Ашан” – достигала в 2022 году 14%. Очевидно, что многие зарубежные фирмы не желают покидать Россию, и по мере выхода страны из кризиса такая тенденция будет лишь усиливаться.

Лекция 10. предприятия с иностранными инвестициями

10.1. Понятие иностранных инвестиций.

10.2. Роль иностранных инвестиций в экономике России.

10.3. Пути создания предприятий с иностранными инвестициями и их законодательное регулирование.

10.1. Понятие иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции — это долгосрочные вложения капитала и интеллектуальной собственности зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики c целью получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Экспорт предпринимательского капитала в другие страны осуществляется в основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национального капитала.

Различают инвестиции двух видов:

· реальные это вложение капитала в предприятия промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и т.д., приобретение основных средств и нематериальных активов.

· финансовые это покупка акций и других ценных бумаг.

В зависимости от сроков окупаемости инвестиции подразделяют на долго-, средне-, и краткосрочные. Долгосрочные инвестиции осуществляются, как правило, в относительно дорогие и сложные проекты, окупающиеся в течение продолжительного времени (10 лет и более).

Иностранные инвесторы вправе осуществлять инвестирование на территории России в виде:

· долевого участия в предприятиях;

· создания предприятий и филиалов, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

· приобретение предприятий, зданий, акций , и др. имущества;

·

· приобретение прав пользования землёй, водой, и иными природными ресурсами.

В свою очередь по законодательству РФ иностранными инвесторами могут быть:

· иностранные юр. Лица (компании, фирмы, предприятия и т.д.)

· иностранные граждане;

· российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей;

· иностранные государства;

· международные организации.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Каждый инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размера и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной основе граждан и юр. Лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

Инвестор в праве приобретать необходимое ему имущество у граждан и юр лиц по ценам и на условиях, определенных договором.

Инвестор имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами осуществления инвестиций, включая реинвестиции (дополнительные вложения капитала).

Государство обеспечивает гарантии прав инвесторов, предоставление им налоговых и таможенных льгот.

10.2. Роль иностранных инвестиций в экономике России.

Весьма важна роль иностранных инвестиций для нашей страны, так как создаются благоприятные условия на базе полученных кредитов обновлять и развивать все необходимые отрасли народного хозяйства, повысить эффективность производства и выпускать конкурентоспособные товары.

На сегодняшний день одной из самых распространённых форм деятельности иностранных инвесторов в России можно назвать создание СП. К таковым организациям относятся предприятия, объединения и организации, в создании кот, наряду с российскими принимают участие и зарубежные компании.

Главные отличительные признаки любого СП – объединение собственности партнёров и распределение между ними прибыли, а также их совместное участие в управлении данными предприятием.

При этом объединение собственности партнёров ведёт к распределению между ними и производственного и коммерческого рисков, однако ответственность и эффективность работы остаётся коллективной.

Важной особенностью предприятий с иностранным инвестированием является совместное участие партнёров в управлении им. В опрос о назначении руководителей создаваемого предприятия решается его участниками на учредительном собрании. Так же как правило, заранее решается, будут ли привлекаться к работе иностранные служащие.

На предприятиях с иностранным инвестированием трудовые отношения определяется коллективным договором.

Кроме того, учредители СП должны иметь в виду, что правила привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории РФ, регламентировано действующим законодательством, которое вместе с Миграционной службой России устанавливает некоторые квоты на привлечение определённого числа иностранной рабочей силы в целом и по группам профессий в частности.

Про бизнес:  Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по ипотечным кредитам и займам" от 30 марта 2021 -

Условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их соц. обеспечение и страхование определяются законодательством.

В соответствии с законодательством, предприятия с обязаны производить денежные отчисления на пенсионное обеспечение иностранных работников в соответствующие фонды их постоянного места жительства в валюте и на условиях этого государства.

Как известно наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают добывающие отрасли народного хозяйства. В связи с этим важным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало принятие ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проектов. Данный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ.

Соглашение о разделе продукции представляет собой договор, по условиям кот. РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определённый срок, исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр. Инвестор при этом принимает на себя обязательства по проведению указанных работ за свой счёт и на свой риск.

Право инвестора должно быть удостоверено лицензией, выданной органом исполнительной власти. Перечни участков недр, право пользование которое предоставляется на условиях раздела продукции, устанавливаются ФЗ.

Срок действия заключённого соглашения может быть продлён на время, необходимое и достаточное для завершения экономически целесообразной разработки месторождения сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр.

Одним из важнейших вопросов, которые решает законодательство разделе продукции является установление правил по которым собственно раздел и происходит.

Так произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором на следующих условиях:

· Определение общего объема произведённой продукции и её стоимости;

· Определение части продукции которая передаётся в собственность инвестора на возмещение его затрат;

· Раздел между государством и инвестором прибыльной продукции, за вычетом части этой продукции, кот. идет на выплаты за пользование недрами;

· Передача государству принадлежащей ему части продукции или её стоимостного эквивалента;

Получение инвестором произведённой продукции, принадлежащей ему в соответствии с договором.

Важной особенностью является максимальное упрощение взаимоотношений инвестора и государства. Прежде всего это относится к взиманию налогов и др. платежей, взимание которых полностью заменено разделом продукции.

Инвестор в течение срока действия договора освобождается от уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов, сборов, акцизов и др. платежей.

Объектом налогообложения для предприятий с участием иностранных инвестиций является полученная ими прибыль представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции, работ и услуг, основных фондов или др. принадлежащего им имущества.

В налогооблагаемую прибыль предприятий не подлежат включению дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и др. ценным бумагам, а так же доходы от долевого участия в деятельности др. предприятий.

В случае реализации предприятиями основных фондов или др. имущества для определения налогооблагаемой прибыли принимается во внимание разница между продажей и первоначальной стоимостью этого имущества, уточненная на индекс инфляции.

Особенностью порядка налогообложения прибыли, действующего в РФ, является наличие налоговых льгот. Одна из важнейших — исключение из налогооблагаемой прибыли фактических затрат предприятий, осуществлённых за счёт прибыли на строительство объектов производственного назначения, а также на погашение ссуд банка. Существенной является также льгота, в соответствии с которой не облагается налогом прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, а также суммы перечисленные на благотворительность. Для предприятий, получивших убыток предусматривается учёт при налогообложении в течение 5 лет.

При ввозе на таможенную территорию РФ товаров и услуг в соответствии с проектной документацией, организации освобождаются от налога на добавленную стоимость и акцизы. Так же льготы предоставляются инвестору при осуществлении вывоза за пределы РФ минерального сырья и продуктов её переработки.

Международные соглашения об избежание двойного налогообложения доходов и капитала, заключаемые Россией и др. государствами, обеспечивают условия, при которых юридические и физические лица не будут платить налоги с одного и того же вида дохода или имущества дважды. Подобные соглашения гарантируют недопущение налоговой дискриминации, регулируют процесс разрешения споров, создают правовую основу для обмена информацией между компетентными органами.

10.3. Пути создания предприятий с иностранными инвестициями и их
законодательное регулирование.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путем приобретения такого предприятия полностью.

В принципе в России для иностранных инвестиций не установлен разрешительный порядок. Поэтому для предприятий с иностранными инвестициями предусмотрена нормативно — явочная система для создания предприятий такого типа.

Для регистрации предприятия необходимо получить разрешение Правительства по всем крупным инвестиционным проектам, а для этого нужно согласовать вопрос с 5-6 ведомствами, получить согласие местных органов власти. Было бы разумнее установить такой порядок, когда решение принимает один орган, который самостоятельно осуществляет все необходимые согласования. Был также установлен особый порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей независимо от величины их уставного капитала.

Лицам ходатайствующим о регистрации, предоставляются определенные гарантии. Отказать в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями можно только в случае, если нарушен установленный действующим законодательством порядок образования такого предприятия либо если необходимые для регистрации документы не соответствуют этому законодательству.

Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов, сведения об их ликвидации.

Вновь создаваемые предприятия, в уставном капитале которых доля иностранные инвестиций эквивалентна сумме до 100 млн. руб., не предполагающие специализироваться в сфере ТЭК подлежат регистрации в территориальных регистрирующих органов (Московская регистрационная палата), предоставив ряд документов.

Если объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 млн. руб., или создаётся предприятие для деятельности в ТЭК, процесс регистрации осуществляется в Государственной регистрационной палате, с некоторыми отличиями.

При создании же кредитных организаций существует ряд особенностей: предварительное разрешение на их создание выдаёт не Гос. регистрационная палата , как принято в общих случаях, а Банк России, который при рассмотрении этого вопроса учитывает уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ, финансовое положение и деловую репутацию учредителей. Так же могут учитываться размеры иностранных инвестиций в банковской системе РФ из государств места нахождения учредителей и характер двусторонних отношений между РФ и данным государством.

Предприятие становится субъектом предпринимательской деятельности и получает право на существование только после того, как будет осуществлена его государственная регистрация в соответствии с действующим законодательством.

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного предпринимателя. Возможность таких рисков, часто именуемых «некоммерческими», увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введениичрезвычайного положения и т.п.

Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и переход его в собственность государства, применение иных принудительных мер. К сожалению, нужно отметить, что многие из западных фирм в свое время лишились капиталов в нашей стране.

Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах. Во внутреннем законодательстве положения о гарантиях формулируются в законах об инвестиционной деятельности, в законах и декретах об иностранных инвестициях, других законодательных актах.

Про бизнес:  Автономные инвестиции неоклассическая и кейнсианская теория

Общее представление о гарантиях дает следующий перечень предусмотренных российским законодательством гарантий иностранных инвестиций:

· гарантии от изменения законодательства;

· гарантии от национализации и реквизиции;

· гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

· гарантии перевода платежей в иностранной валюте, доходов;

· сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;

· сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей;

· компенсаций при национализации или ревизии;

· компенсаций при возмещении убытков;

· гарантии использования прибылей в национально валюте каждого государства.

Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятного режима, государство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложений и связанной с ними деятельности справедливый и равноправный режим. Соответствующая норма соглашений имеет во многом декларативный характер. В ней выражено стремление государства поощрять иностранные инвестиции, а также благожелательно и не дискриминационно относиться к иностранным предпринимателям в части их прав на владение, управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений. Данное обязательство содержится в тех положениях соглашений, где речь идет о представлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования или национального режима.

В отношении иностранных предпринимателей из стран, с которыми заключены двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения о режиме инвестиций, установленные этими соглашениями.

Так же предусматриваются многосторонние соглашения. В качестве примера можно привести «Вашингтонскую конвенцию о разрешении инвестиционных споров», которая определяет методику урегулирования разногласий между иностранными инвесторами и принимающей стороной.

А так же «Сеульская конвенция о гарантиях инвестиций» регламентирует непосредственно процесс страхования инвестиций от рисков.

Внесённые или приобретённые инвесторам целевые банковские вклады, акции или ценные бумаги, средства, затраченные на приобретения имущества в случае их изъятия в соответствии с законодательными актами, возмещаются инвесторам.

Кроме того, иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную прибыль, нанесённых в результате действий каких-либо органов противоречащих законодательству.

В связи с тем, что иностранные инвестиции осуществляются, как правило, в валюте, понятие инвестиций определено в законе «О валютном регулировании». Одним из действенных способов защиты зарубежных инвесторов является страхование инвестиций. Целевое назначение такого страхования – снижение для инвестора опасности некоммерческих рисков, которые могут возникнуть при осуществлении новых проектов и расширении деятельности существующих предприятий за рубежом.

В частности, компания «Coca-Cola» была застрахована ОПИК от рисков в России, на сумму $105 млн.

Законодательство РФ предусматривает рассмотрение споров с участием созданных на территории России предприятий с иностранными инвестициями как в арбитражных судах России, так и в в Международном коммерческом арбитражном суде.

В соответствии с действующим законодательством увеличение уставного капитала предприятий требует внесения определенных изменений в устав организаций.

Увеличение уставного капитала предприятия с иностранными инвестициями может быть произведено всеми доступными способами, если такие действия не противоречат законодательству или законом не предусмотрены конкретные требования для отдельных видов предприятий.

Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.

§

11.1. Система управления внешнеэкономической деятельности на уровне государства.

11.2. Система управления внешнеэкономической деятельностью на уровне региона и фирмы.

11.1. Система управления внешнеэкономической деятельности на уровне
государства.

Основы государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью заложены Конституцией РФ.

Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Более подробное положение относительно разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, которых согласно Конституции насчитывается 89, содержится в Законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», двусторонних соглашениях, заключаемых между РФ и субъектами.

Полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, заложенные в гл. II Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», разграничены следующим образом. В ст. 6 Закона определены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. В ст. 7 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В отношении всех остальных вопросов, не отнесенных к компетенции федерации и к предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

К вопросам, которые находятся в ведении Российской Федерации, в области внешнеторговой деятельности относится следующее:

· формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;

· обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;

· государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;

· установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;

· определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества, оказание технического содействия в военной области, передача документации, модернизация и ремонт военной техники, а также оказание других услуг в военно-технических и ракетно-космических областях;

· определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих ядовитых веществ, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала человека и животных и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения;

· определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;

· определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирные значения, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки;

· определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;

· определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

· установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

· предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;

· формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации;

Про бизнес:  Национальный центр по привлечению инвестиций в регионы возглавит Галушка - глава РФПИ | 07.11.19 |

· разработка платежного баланса Российской Федерации;

· привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;

· установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;

· заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;

· участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;

· создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях;

· владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.

Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

11.2. Система управления внешнеэкономической деятельностью на уровне
региона и фирмы.

Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона.

Субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетентности и в соответствии с законодательством: осуществлять самостоятельную ВЭД; координировать ВЭД на своей территории; формировать и реализовывать региональные программы ВЭД; создавать страховые и залоговые фонды для привлечения инвестиций иностранных государств.

Департамент международных внешнеэкономических связей региона является структурным подразделением администрации данного региона. Как правило, он имеет три отдела: отдел планирования, отдел контроля экспортно-импортных операций и отдел развития внешнеэкономических связей региона.

Отдел планирования разрабатывает стратегию региона в сфере ВЭД, координирует деятельность по разработке и реализации долгосрочных программ, осуществляет экспертизу для оценки предложений российских и иностранных предпринимателей по инвестированию проектов.

Отдел контроля экспортно-импортных операций осуществляет систематизированный учет выданных лицензий, контролирует соотношение импортных и экспортных потоков, движение валютных средств, разрабатывает справочно-аналитические материалы по ВЭД.

Отдел развития внешнеэкономических связей региона разрабатывает перспективу экономического сотрудничества региона с зарубежными коммерческими и некоммерческими организациями, занимается подготовкой информационного материала, необходимого для проведения международных переговоров, контролирует исполнение решений, готовит протокольные мероприятия и участвует в них.

Управление ВЭД на уровне предприятия.

На уровне отдельного предприятия, занимающегося ВЭД, функциональные отделы и службы можно условно разделить на три группы:

1. Отделы и службы, осуществляющие планирование, в том числе (планово-экономический отдел, валютно-финансовый отдел, транспортный отдел)

2. Отделы, занимающиеся маркетингом, в том числе (отдел конъюнктуры и цен, отдел рекламы и выставок, инженерно-технический отдел, отдел технического обслуживания).

3. Отделы, обеспечивающие принятие и исполнение управленческих решений, в том числе (отдел компьютеризации расчетов, протокольный отдел, юридический отдел, административно-хозяйственный отдел, отдел кадров, отдел делопроизводства.

Неосведомленность российских участников ВЭД об условиях регламентации внешнеторговых операций на мировом рынке сводит на нет усилия по производству экспортного товара, снижает размер предполагаемой валютной выручки, вызывает непредвиденные расходы, приводит к срыву взаимовыгодных внешнеторговых сделок.

Во избежание этого необходимо уделять постоянное внимание условиям внешнеторгового регулирования не только в РФ, но и в странах зарубежных партнеров, механизм которого формируется в первую очередь на основе достигнутых международных соглашений, зафиксированных в различного рода документах в области мировой торговли, а также на базе национального законодательства.

Проверка иностранных компаний

В контексте сотрудничества с зарубежными компаниями важны вопросы проверки ее существования, добросовестности и легальности ее деятельности. В перечень мероприятий, направленных на проверку иностранных партнеров, входит анализ официальной информации из государственных реестров.

Все необходимые сведения об иностранном юридическом лице позволяет получить интернет-сервис ФНС, предоставляющий информацию из государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств. Все данные предоставляются бесплатно.

Получение информации возможно, если указать сервису наименование представительства, государственный номер записи об аккредитации или регистрационный номер ИИН/КПП. По результатам поиска сервис выдает список всех официально аккредитованных филиалов и представительств зарубежного партнера.

Прочитайте подробнее как проверить иностранное юридическое лицо.

Разновидности правовых режимов

Правовые режимы иностранных физических и юридических лиц в РФ традиционно формулируются в международных договорах, заключенных государством. В качестве базовых режимов обычно используются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования, зафиксированный Россией посредством заключения двустороннего международного договора или соглашения, обязывает предоставить юрлицам и гражданам другой страны не менее благоприятные льготы, привилегии, права и преимущества, чем те, которые Россия предоставляет представителям третьих стран. Это, в частности, касается и таможенного режима, налогообложения, правил оформления и иных формальностей.

При действии национального правового режима Россия обязуется предоставить юридическим лицам и гражданам иностранного государства тот объем прав и свобод, которыми пользуются российские граждане и компании.

Национальный режим традиционно фиксируется в двусторонних соглашениях о защите инвестиций и может формулироваться как общий режим недискриминации, основанный на нормах международного публичного права.

Тем, кто осуществляет сопровождение иностранной компании в России, нужно учитывать, что нормы, определяющие конкретный правовой режим для представителей других государств, могут содержать не только базовые принципы, но и иные вопросы, связанные с деятельностью иностранных компаний. В частности, порядок разрешения споров, выплаты компенсаций, возмещения ущерба, порядка совершения транзакций и т. д.Как работают иностранные юридические лица в России

При этом, согласно ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях», правовой режим для иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим для российских инвесторов, за исключением изъятий, предусмотренных законом. Исходя из смысла статей 29, 33 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в отношении товаров и услуг устанавливается национальный правовой режим, препятствующий созданию условий, менее благоприятных, чем для российских товаров и услуг.

Регистрация зарубежных компаний в рф

Под регистрацией зарубежных компаний в России следует понимать их аккредитацию в налоговых органах. Зарубежная компания не требует повторной регистрации на территории РФ, а вносится лишь в специальный реестр аккредитованных филиалов и представительств.

Согласно приказу ФНС России от 22.12.2022 NММВ-7-14/[email protected], регистрация иностранных юридических лиц осуществляется межрайонной инспекцией ФНС России № 47 по г. Москве. Регистрация осуществляется в течение 12 месяцев после принятия юрлицом решения о создании или открытии филиала/представительства на территории РФ.Как работают иностранные юридические лица в России

В соответствии с приказом ФНС России NММВ-7-14/[email protected] от 26.12.2022г., в налоговую инспекцию направляется заявление об аккредитации по форме № 15АФП, вместе с которым подаются:

  • учредительные документы зарубежной компании;
  • выписка из реестра юридических лиц из страны происхождения или равный документ;
  • документ, подтверждающий регистрацию в стране происхождения;
  • решение о создании филиала или представительства;
  • документ об уплате госпошлины;
  • опись всех документов.

Прохождение процедуры требует уплаты госпошлины в размере 120 тыс. рублей.

Читайте более подробно о регистрации ООО с иностранным учредителем.

Участие иностранного инвестора в ооо

Иностранные инвесторы, исходя из положений ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», могут участвовать в хозяйственной деятельности путем создания новых предприятий или привлечения капитала в уже существующие. Поскольку в России действует национальный режим деятельности иностранных инвесторов, они могут приобретать доли в обществах и товариществах на равных правах с российскими инвесторами. При этом инвестицией признается приобретение не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации.

Однако участие иностранного капитала допускается во всех хозяйственных обществах, не являющихся стратегическими для обороны и безопасности страны. Статья 6 ФЗ № 57 от 29.04.08 не допускает этого в отдельных видах деятельности, связанной, в частности, с:

  • гидрометеорологическими и геофизическими процессами;
  • возбудителями инфекционных заболеваний;
  • ядерными установками, материалами и радиацией;
  • производством шифровальных средств;
  • вооружением и военной техникой;
  • авиационной и космической безопасностью.

Ознакомьтесь подробнее с тем, как происходит продажа доли в ООО нерезиденту.

Оцените статью
Бизнес Болика