- Иностранные инвесторы хотят стабильности отношений
- Постановление правительства рф от 6 марта 2022 г. n 295 об утверждении правил выдачи правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российской федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности российской федерации и внесении изменения в положение о правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российской федерации
- Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российской федерации (до 16.03.2020) — правительство россии
- Поручение правительства рф от 26 октября 2021 г. о решениях по итогам 35-го заседания консультативного совета по иностранным инвестициям в россии
Иностранные инвесторы хотят стабильности отношений
Заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) показало значительный интерес иностранного бизнеса к новому механизму снижения проектных рисков компаний — к соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). По данным “Ъ”, вопрос об участии участников КСИИ в таких соглашениях поднимался в закрытой части этой онлайн-встречи. Белый дом, перед которым стоит задача запуска нового инвестиционного цикла для возобновления роста экономики, выразил готовность поддержать этот интерес.
Вызванные пандемией новые реалии сказались как на форме вчерашней встречи руководства российского правительства с зарубежными инвесторами — она прошла онлайн, так и на ее повестке: премьер-министр Михаил Мишустин предложил на этот раз начать обсуждение не с налогового и таможенного регулирования, а с вопросов здравоохранения.
На эту тему у иностранных инвесторов нашлись замечания.
По данным “Ъ”, поднимался вопрос об охране прав на интеллектуальную собственность в отношении запатентованных лекарств — эффективность работы по пресечению недобросовестных действий в этой сфере вызывает вопросы у инвесторов.
Как пояснил “Ъ” источник в Белом доме, ответом на эти замечания станет поручение, в частности, Роспатенту, Минцифре и Минфину, проработать вопрос создания реестра фармакологически активных действующих веществ, охраняемых патентом на изобретения. Предполагается, что такой реестр может быть создан к 1 марта следующего года.
Говорили на заседании КСИИ и о редких заболеваниях, один из участников предложил внедрять в российскую практику их лечения (например, при спинально-мышечной атрофии или гемофилии) инновационные генные и клеточные технологии. Сейчас с этим есть сложности, связанные с процессом регистрации таких технологий, с доступом пациентов к генетическим методам диагностики и с действующей системой оплаты медпомощи и лекарственного обеспечения. Впрочем, возможный источник финансирования применения таких технологий уже определен. Это, напомним, поступления от повышения ставки НДФЛ до 15% для доходов свыше 5 млн руб. в год.
В открытой же части заседания Михаил Мишустин порадовал иностранных инвесторов сообщением о том, что России в условиях мирового коронакризиса удалось сохранить макроэкономическую стабильность, а восстановление экономики и вовсе идет быстрее, чем предполагалось: в 2021 году Белый дом ожидает возвращения к росту ВВП. Отметим, что тезис о восстановлении экономики РФ более быстрыми темпами, чем ожидалось весной и в начале лета, уже с августа стал общим местом в оценках экономистов госсектора — Банк России сообщает об этом с августа (впрочем, глава ЦБ Эльвира Набиуллина стандартно подчеркивает, что это превышение ожиданий вписывается в диапазон прогнозов регулятора). В конце августа тезис о восстановлении быстрее прогнозов стал официальной позицией Минэкономики. 10 сентября на совещании по экономическим вопросам с правительством это предположение поддержал президент Владимир Путин.
К признанию более быстрого, чем можно было ожидать, восстановления правительство перешло, по существу, только после того, как убедилось в относительной эффективности антикризисных пакетов, реализованных до июля 2020 года.
При этом, отметим, пока официальная позиция Белого дома в этом вопросе достаточно осторожна. С одной стороны, возможность неблагоприятного развития ситуации с эпидемией в России не снята, и это может повлиять на финальные цифры ВВП в этом и следующем году (напомним, глава Счетной палаты Алексей Кудрин в октябре предполагал более глубокий, чем 4–4,5%, спад экономики РФ в 2020 году, имея в виду предположения о второй серии ограничений экономической активности, несравнимой, впрочем, с весенней). С другой стороны, говорить об абсолютной устойчивости восстановления, вне зависимости от его темпов, в третьем квартале оснований еще не было — цифры промпроизводства в сентябре после их пересмотра Росстатом (см. “Ъ” от 16 октября) поводов для уверенного оптимизма не давали.
Свой прогноз премьер связал с реализацией плана восстановления экономики, который, в частности, предусматривает запуск СЗПК. Напомним, этот механизм гарантирует инвесторам неизменность условий для проектов на весь срок их реализации — к концу года правительство рассчитывает заключить 20 пилотных соглашений на 900 млрд руб. По данным “Ъ”, иностранные инвесторы на встрече выразили желание поучаствовать в СЗПК.
Отметим, что такой интерес может быть связан с недовольством зарубежных предпринимателей частыми изменениями в регулировании. Как следует из опроса, проведенного EY к заседанию КСИИ, более половины респондентов назвали такую нестабильность одной из ключевых проблем правового поля России. В Белом доме интерес иностранного бизнеса к СЗПК только приветствуют — как сказал журналистам глава Минэкономики Максим Решетников, для участия в соглашениях уже поступают заявки от российских компаний и власти рассчитывают, что иностранные инвесторы тоже присоединятся.
Постановление правительства рф от 6 марта 2022 г. n 295 об утверждении правил выдачи правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российской федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности российской федерации и внесении изменения в положение о правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российской федерации
Обзор документа
9 марта 2022
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации. 2. Дополнить Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 г. N 510 "О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 28, ст. 3382), пунктом 61 следующего содержания: "61. Комиссия для выполнения отдельных задач и осуществления функций может создавать подкомиссию, компетенция которой определяется Правительством Российской Федерации, а состав утверждается председателем Комиссии либо его заместителем.". 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 295 Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации 1. Настоящие Правила устанавливают особый порядок выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия) разрешений на осуществление (исполнение): а) резидентами с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия), следующих сделок (операций): сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество; б) резидентами с иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, сделок (операций), предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, если предметом таких сделок (операций) являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные после 22 февраля 2022 г. указанными иностранными лицами у лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия; в) валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа; г) зачисления резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг. 2. Выдача Комиссией разрешений на совершение сделок, иных действий в отношении хозяйственных обществ, на которые распространяются положения Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон), осуществляется путем предварительного согласования таких сделок, иных действий в соответствии с Федеральным законом. 3. Понятие "резидент" используется в настоящих Правилах в том же значении, что и в статье 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Лицо считается находящимся под контролем в соответствии с абзацем первым подпункта "а" пункта 1 настоящих Правил при наличии одного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона. 4. Заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций), указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - разрешение на осуществление (исполнение) сделки (операции), представляется резидентом или лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (далее - уполномоченный орган). 5. В состав заявления, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил, включаются следующие документы: а) обращение о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), содержащее информацию о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки (операции), о планируемых сроках действия такого разрешения, адресованное Комиссии и составленное в произвольной форме (в случае подачи обращения о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), в результате которой приобретается право прямо или косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, в обращении о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) указывается количество голосов, приходящихся на такие голосующие акции (доли); б) документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя - юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства, либо в отношении заявителя юридического лица иной подтверждающий факт его создания документ; в) документ, удостоверяющий личность заявителя - физического лица; г) документ, подтверждающий факт учреждения заявителя - иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена; д) учредительные документы заявителя - юридического лица; е) документ, содержащий сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, лице, осуществляющем контроль над являющимся стороной сделки (участвующим в операции) лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия, и о признаках нахождения такого лица под контролем в соответствии со статьей 5 Федерального закона; ж) бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, при отсутствии указанного бухгалтерского баланса в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (в случае представления заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента); з) сведения о балансовой стоимости активов резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления (в случае представления заявления о выдаче разрешения на совершение (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента). 6. Заявление и документы, указанные в пункте 5 настоящих Правил, составляются на русском языке. В случае если оригиналы документов составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен). Документы представляются в прошитом виде и заверяются печатью (при ее наличии) заявителя. В случае если заявителем является физическое лицо, документы заверяются подписью физического лица, подлинность которой свидетельствуется нотариально в установленном порядке. Заявление может быть представлено в уполномоченный орган представителем заявителя, имеющим нотариально удостоверенную доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на представление заявления. К заявлению прилагается опись направляемых документов. 7. Заявитель при наличии в заявлении и документах, указанных в пункте 5 настоящих Правил, сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, указывает в заявлении исчерпывающий перечень документов, содержащих такие сведения. Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, представляется в уполномоченный орган в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации. 8. Сведения и документы, включенные в состав заявления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, должны быть полными и достоверными. В случае невозможности представления заявителем сведений и документов в полном объеме они представляются в имеющемся у него объеме. При этом указываются причины невозможности представления заявителем соответствующих сведений и документов, а также сообщается, где такие сведения и документы могут быть затребованы. 9. Информация об изменении сведений и документов, включенных в состав заявления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, доводится заявителем до сведения уполномоченного органа в письменной форме в течение 3 дней со дня, когда заявителю стало известно о таких изменениях. 10. Уполномоченный орган обеспечивает учет и хранение заявления и документов, включенных в его состав в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также защиту содержащихся в них сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. 11. В случае если в уполномоченный орган в целях выдачи разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) в интересах лиц, указанных в пункте 1 настоящих Правил, обращаются федеральные органы исполнительной власти и (или) Центральный банк Российской Федерации, пункты 4-10 настоящих Правил не применяются. 12. Заявление и документы, указанные в пункте 5 настоящих Правил, обращения, указанные в пункте 11 настоящих Правил, могут быть представлены в уполномоченный орган на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи. 13. Разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), содержащим условия осуществления (исполнения) такой сделки (операции), отказом в выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) является оформленное уполномоченным органом решение подкомиссии, в состав которой входят по одному представителю от Администрации Президента Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, Центрального банка Российской Федерации и которая возглавляется руководителем уполномоченного органа (далее - подкомиссия). 14. Подкомиссия рассматривает заявления и документы, указанные в пункте 5 настоящих Правил, обращения, указанные в пункте 11 настоящих Правил, и принимает решения по сделке (операции) или группе сделок (операций) на заседаниях подкомиссии или путем проведения заочного голосования. Решения принимаются подкомиссией единогласно. 15. Подкомиссия вправе определить срок действия разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции). 16. Подкомиссия вправе принимать решения о выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) неопределенному кругу лиц.
Обзор документа
Определен порядок получения разрешения на сделки с иностранными компаниями из недружественных стран.
В целях обеспечения финансовой стабильности России для резидентов установлен особый порядок совершения некоторых сделок (операций) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия. Речь идет, в частности, о предоставлении таким лицам кредитов и займов (в рублях), а также о сделках, влекущих возникновение права собственности на недвижимость и ценные бумаги.
Для совершения этих сделок потребуется специальное разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России. Определен порядок его получения. Установлено, о каких конкретно сделках идет речь. Перечислены необходимые документы.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Назад
Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в российской федерации (до 16.03.2020) — правительство россии
Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации образована в соответствии с Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» для контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основными задачами Комиссии являются предварительное согласование в соответствии с Федеральным законом сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, а также согласование установления контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, или отказ в данных согласованиях.
Поручение правительства рф от 26 октября 2021 г. о решениях по итогам 35-го заседания консультативного совета по иностранным инвестициям в россии
18 октября 2021 года Михаил Мишустин провёл 35-е заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. По итогам приняты следующие решения и даны поручения:
1. Утвердить перечень приоритетных направлений деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России на 2022 год, указанных в Коммюнике по итогам 35-го заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.
2. Минэкономразвития России (М.Г. Решетникову)
Обеспечить с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций рассмотрение предложений и рекомендаций Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.
Срок — до 20 июля 2022 года.
3. Минэнерго России (Н.Г. Шульгинову), Минэкономразвития России (М.Г. Решетникову), ФАС России (М.А. Шаскольскому), Минпромторгу России (Д.В. Мантурову)
Представить в Правительство Российской Федерации анализ эффективности реализации механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Срок — до 1 марта 2022 года.
4. Минздраву России (М.А. Мурашко), Минэкономразвития России (М.Г. Решетникову), Минпромторгу России (Д.В. Мантурову), Росздравнадзору (А.В. Самойловой)
Проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части установления особенностей ввода высокотехнологичных лекарственных препаратов в гражданский оборот и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.
Срок — до 1 февраля 2022 года.
5. Минэкономразвития России (М.Г. Решетникову), Минпромторгу России (Д.В. Мантурову), Минздраву России (М.А. Мурашко), Минфину России (А.Г. Силуанову), Минцифры России (М.И. Шадаеву), Роспатенту (Г.П. Ивлиеву), ФАС России (М.А. Шаскольскому)
Продолжить работу по созданию полнофункциональной версии реестра фармакологически активных действующих веществ, предусмотрев закрепление правового статуса указанного реестра, а также необходимое финансирование, и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.
Срок — до 1 февраля 2022 года.
6. Минэкономразвития России (М.Г. Решетникову), Минсельхозу России (Д.Н. Патрушеву)
Рассмотреть целесообразность установления на постоянной основе нулевых ставок ввозных таможенных пошлин на какао-продукты в установленном порядке в рамках подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.
Срок — до 15 декабря 2021 года.
7. Минстрою России (И.Э. Файзуллину), Минприроды России (А.А. Козлову), Минпромторгу России (Д.В. Мантурову), Минсельхозу России (Д.Н. Патрушеву)
Ознакомиться с опытом компании «Роквул» по утилизации строительных материалов и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.
Срок — до 1 февраля 2022 года.
8. Россельхознадзору (С.А. Данкверту)
Продолжить совместную с Европейским союзом проработку механизма по возобновлению поставок кормов и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.
Срок — до 1 апреля 2022 года.
9. Минздраву России (М.А. Мурашко)
Провести анализ российского законодательства по вопросам регулирования оборота продуктов специализированного лечебного питания в сравнении с законодательством иных стран и представить в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности разработки программы (стратегии) развития рынка специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок, а также «дорожной карты» изменений в законодательство.
Срок — до 1 февраля 2022 года.
10. ФТС России (В.И. Булавину), Минпромторгу России (Д.В. Мантурову)
Обеспечить взаимодействие с АО «Арконик СМЗ» в части декларирования промышленного оборудования с использованием кодов ТН ВЭД ЕАЭС, установленных на аналогичные образцы, в соответствии с действующим российским законодательством и правом Евразийского экономического союза и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации.
Срок — до 30 ноября 2021 года.
По итогам заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России Правительство поручило:
— утвердить перечень приоритетных направлений деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России на 2022 г.;
— проанализировать эффективность стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности;
— закрепить правовой статус реестра фармакологически активных действующих веществ;
— рассмотреть возможность обнуления на постоянной основе ставок ввозных таможенных пошлин на какао-продукты;
— продолжить работу по возобновлению поставок кормов.