Предприятия с иностранными инвестициями — 26 советов адвокатов и юристов

Лекция 10. предприятия с иностранными инвестициями

10.1. Понятие иностранных инвестиций.

10.2. Роль иностранных инвестиций в экономике России.

10.3. Пути создания предприятий с иностранными инвестициями и их законодательное регулирование.

10.1. Понятие иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции — это долгосрочные вложения капитала и интеллектуальной собственности зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики c целью получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Экспорт предпринимательского капитала в другие страны осуществляется в основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национального капитала.

Различают инвестиции двух видов:

· реальные это вложение капитала в предприятия промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и т.д., приобретение основных средств и нематериальных активов.

· финансовые это покупка акций и других ценных бумаг.

В зависимости от сроков окупаемости инвестиции подразделяют на долго-, средне-, и краткосрочные. Долгосрочные инвестиции осуществляются, как правило, в относительно дорогие и сложные проекты, окупающиеся в течение продолжительного времени (10 лет и более).

Иностранные инвесторы вправе осуществлять инвестирование на территории России в виде:

· долевого участия в предприятиях;

· создания предприятий и филиалов, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

· приобретение предприятий, зданий, акций , и др. имущества;

·

· приобретение прав пользования землёй, водой, и иными природными ресурсами.

В свою очередь по законодательству РФ иностранными инвесторами могут быть:

· иностранные юр. Лица (компании, фирмы, предприятия и т.д.)

· иностранные граждане;

· российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей;

· иностранные государства;

· международные организации.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Каждый инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размера и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной основе граждан и юр. Лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

Инвестор в праве приобретать необходимое ему имущество у граждан и юр лиц по ценам и на условиях, определенных договором.

Инвестор имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами осуществления инвестиций, включая реинвестиции (дополнительные вложения капитала).

Государство обеспечивает гарантии прав инвесторов, предоставление им налоговых и таможенных льгот.

10.2. Роль иностранных инвестиций в экономике России.

Весьма важна роль иностранных инвестиций для нашей страны, так как создаются благоприятные условия на базе полученных кредитов обновлять и развивать все необходимые отрасли народного хозяйства, повысить эффективность производства и выпускать конкурентоспособные товары.

На сегодняшний день одной из самых распространённых форм деятельности иностранных инвесторов в России можно назвать создание СП. К таковым организациям относятся предприятия, объединения и организации, в создании кот, наряду с российскими принимают участие и зарубежные компании.

Главные отличительные признаки любого СП – объединение собственности партнёров и распределение между ними прибыли, а также их совместное участие в управлении данными предприятием.

При этом объединение собственности партнёров ведёт к распределению между ними и производственного и коммерческого рисков, однако ответственность и эффективность работы остаётся коллективной.

Важной особенностью предприятий с иностранным инвестированием является совместное участие партнёров в управлении им. В опрос о назначении руководителей создаваемого предприятия решается его участниками на учредительном собрании. Так же как правило, заранее решается, будут ли привлекаться к работе иностранные служащие.

На предприятиях с иностранным инвестированием трудовые отношения определяется коллективным договором.

Кроме того, учредители СП должны иметь в виду, что правила привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории РФ, регламентировано действующим законодательством, которое вместе с Миграционной службой России устанавливает некоторые квоты на привлечение определённого числа иностранной рабочей силы в целом и по группам профессий в частности.

Условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их соц. обеспечение и страхование определяются законодательством.

В соответствии с законодательством, предприятия с обязаны производить денежные отчисления на пенсионное обеспечение иностранных работников в соответствующие фонды их постоянного места жительства в валюте и на условиях этого государства.

Как известно наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают добывающие отрасли народного хозяйства. В связи с этим важным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало принятие ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проектов. Данный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ.

Соглашение о разделе продукции представляет собой договор, по условиям кот. РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определённый срок, исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр. Инвестор при этом принимает на себя обязательства по проведению указанных работ за свой счёт и на свой риск.

Право инвестора должно быть удостоверено лицензией, выданной органом исполнительной власти. Перечни участков недр, право пользование которое предоставляется на условиях раздела продукции, устанавливаются ФЗ.

Срок действия заключённого соглашения может быть продлён на время, необходимое и достаточное для завершения экономически целесообразной разработки месторождения сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр.

Одним из важнейших вопросов, которые решает законодательство разделе продукции является установление правил по которым собственно раздел и происходит.

Так произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором на следующих условиях:

· Определение общего объема произведённой продукции и её стоимости;

Про бизнес:  Индивидуальный инвестиционный счет ВТБ (ИИС) – открытие, работа, пополнение

· Определение части продукции которая передаётся в собственность инвестора на возмещение его затрат;

· Раздел между государством и инвестором прибыльной продукции, за вычетом части этой продукции, кот. идет на выплаты за пользование недрами;

· Передача государству принадлежащей ему части продукции или её стоимостного эквивалента;

Получение инвестором произведённой продукции, принадлежащей ему в соответствии с договором.

Важной особенностью является максимальное упрощение взаимоотношений инвестора и государства. Прежде всего это относится к взиманию налогов и др. платежей, взимание которых полностью заменено разделом продукции.

Инвестор в течение срока действия договора освобождается от уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов, сборов, акцизов и др. платежей.

Объектом налогообложения для предприятий с участием иностранных инвестиций является полученная ими прибыль представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции, работ и услуг, основных фондов или др. принадлежащего им имущества.

В налогооблагаемую прибыль предприятий не подлежат включению дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и др. ценным бумагам, а так же доходы от долевого участия в деятельности др. предприятий.

В случае реализации предприятиями основных фондов или др. имущества для определения налогооблагаемой прибыли принимается во внимание разница между продажей и первоначальной стоимостью этого имущества, уточненная на индекс инфляции.

Особенностью порядка налогообложения прибыли, действующего в РФ, является наличие налоговых льгот. Одна из важнейших — исключение из налогооблагаемой прибыли фактических затрат предприятий, осуществлённых за счёт прибыли на строительство объектов производственного назначения, а также на погашение ссуд банка. Существенной является также льгота, в соответствии с которой не облагается налогом прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, а также суммы перечисленные на благотворительность. Для предприятий, получивших убыток предусматривается учёт при налогообложении в течение 5 лет.

При ввозе на таможенную территорию РФ товаров и услуг в соответствии с проектной документацией, организации освобождаются от налога на добавленную стоимость и акцизы. Так же льготы предоставляются инвестору при осуществлении вывоза за пределы РФ минерального сырья и продуктов её переработки.

Международные соглашения об избежание двойного налогообложения доходов и капитала, заключаемые Россией и др. государствами, обеспечивают условия, при которых юридические и физические лица не будут платить налоги с одного и того же вида дохода или имущества дважды. Подобные соглашения гарантируют недопущение налоговой дискриминации, регулируют процесс разрешения споров, создают правовую основу для обмена информацией между компетентными органами.

10.3. Пути создания предприятий с иностранными инвестициями и их
законодательное регулирование.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путем приобретения такого предприятия полностью.

В принципе в России для иностранных инвестиций не установлен разрешительный порядок. Поэтому для предприятий с иностранными инвестициями предусмотрена нормативно — явочная система для создания предприятий такого типа.

Для регистрации предприятия необходимо получить разрешение Правительства по всем крупным инвестиционным проектам, а для этого нужно согласовать вопрос с 5-6 ведомствами, получить согласие местных органов власти. Было бы разумнее установить такой порядок, когда решение принимает один орган, который самостоятельно осуществляет все необходимые согласования. Был также установлен особый порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей независимо от величины их уставного капитала.

Лицам ходатайствующим о регистрации, предоставляются определенные гарантии. Отказать в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями можно только в случае, если нарушен установленный действующим законодательством порядок образования такого предприятия либо если необходимые для регистрации документы не соответствуют этому законодательству.

Государственной регистрации подлежат также все дополнения и изменения в учредительных документах уже зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и филиалов, сведения об их ликвидации.

Вновь создаваемые предприятия, в уставном капитале которых доля иностранные инвестиций эквивалентна сумме до 100 млн. руб., не предполагающие специализироваться в сфере ТЭК подлежат регистрации в территориальных регистрирующих органов (Московская регистрационная палата), предоставив ряд документов.

Если объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 млн. руб., или создаётся предприятие для деятельности в ТЭК, процесс регистрации осуществляется в Государственной регистрационной палате, с некоторыми отличиями.

При создании же кредитных организаций существует ряд особенностей: предварительное разрешение на их создание выдаёт не Гос. регистрационная палата , как принято в общих случаях, а Банк России, который при рассмотрении этого вопроса учитывает уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ, финансовое положение и деловую репутацию учредителей. Так же могут учитываться размеры иностранных инвестиций в банковской системе РФ из государств места нахождения учредителей и характер двусторонних отношений между РФ и данным государством.

Предприятие становится субъектом предпринимательской деятельности и получает право на существование только после того, как будет осуществлена его государственная регистрация в соответствии с действующим законодательством.

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного предпринимателя. Возможность таких рисков, часто именуемых «некоммерческими», увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимающей стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введениичрезвычайного положения и т.п.

Особо опасна для любого инвестора национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и переход его в собственность государства, применение иных принудительных мер. К сожалению, нужно отметить, что многие из западных фирм в свое время лишились капиталов в нашей стране.

Про бизнес:  Акции «Интер РАО» взлетели на 40% после опровержения новости о делистинге :: Новости :: РБК Инвестиции

Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах. Во внутреннем законодательстве положения о гарантиях формулируются в законах об инвестиционной деятельности, в законах и декретах об иностранных инвестициях, других законодательных актах.

Общее представление о гарантиях дает следующий перечень предусмотренных российским законодательством гарантий иностранных инвестиций:

· гарантии от изменения законодательства;

· гарантии от национализации и реквизиции;

· гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

· гарантии перевода платежей в иностранной валюте, доходов;

· сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;

· сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей;

· компенсаций при национализации или ревизии;

· компенсаций при возмещении убытков;

· гарантии использования прибылей в национально валюте каждого государства.

Гарантируя предоставление иностранным инвесторам благоприятного режима, государство обязуется обеспечивать в отношении их капиталовложений и связанной с ними деятельности справедливый и равноправный режим. Соответствующая норма соглашений имеет во многом декларативный характер. В ней выражено стремление государства поощрять иностранные инвестиции, а также благожелательно и не дискриминационно относиться к иностранным предпринимателям в части их прав на владение, управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений. Данное обязательство содержится в тех положениях соглашений, где речь идет о представлении иностранным инвесторам режима наибольшего благоприятствования или национального режима.

В отношении иностранных предпринимателей из стран, с которыми заключены двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут применяться положения о режиме инвестиций, установленные этими соглашениями.

Так же предусматриваются многосторонние соглашения. В качестве примера можно привести «Вашингтонскую конвенцию о разрешении инвестиционных споров», которая определяет методику урегулирования разногласий между иностранными инвесторами и принимающей стороной.

А так же «Сеульская конвенция о гарантиях инвестиций» регламентирует непосредственно процесс страхования инвестиций от рисков.

Внесённые или приобретённые инвесторам целевые банковские вклады, акции или ценные бумаги, средства, затраченные на приобретения имущества в случае их изъятия в соответствии с законодательными актами, возмещаются инвесторам.

Кроме того, иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную прибыль, нанесённых в результате действий каких-либо органов противоречащих законодательству.

В связи с тем, что иностранные инвестиции осуществляются, как правило, в валюте, понятие инвестиций определено в законе «О валютном регулировании». Одним из действенных способов защиты зарубежных инвесторов является страхование инвестиций. Целевое назначение такого страхования – снижение для инвестора опасности некоммерческих рисков, которые могут возникнуть при осуществлении новых проектов и расширении деятельности существующих предприятий за рубежом.

В частности, компания «Coca-Cola» была застрахована ОПИК от рисков в России, на сумму $105 млн.

Законодательство РФ предусматривает рассмотрение споров с участием созданных на территории России предприятий с иностранными инвестициями как в арбитражных судах России, так и в в Международном коммерческом арбитражном суде.

В соответствии с действующим законодательством увеличение уставного капитала предприятий требует внесения определенных изменений в устав организаций.

Увеличение уставного капитала предприятия с иностранными инвестициями может быть произведено всеми доступными способами, если такие действия не противоречат законодательству или законом не предусмотрены конкретные требования для отдельных видов предприятий.

Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.

§

11.1. Система управления внешнеэкономической деятельности на уровне государства.

11.2. Система управления внешнеэкономической деятельностью на уровне региона и фирмы.

11.1. Система управления внешнеэкономической деятельности на уровне
государства.

Основы государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью заложены Конституцией РФ.

Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Более подробное положение относительно разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, которых согласно Конституции насчитывается 89, содержится в Законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», двусторонних соглашениях, заключаемых между РФ и субъектами.

Полномочия между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, заложенные в гл. II Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», разграничены следующим образом. В ст. 6 Закона определены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. В ст. 7 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В отношении всех остальных вопросов, не отнесенных к компетенции федерации и к предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

К вопросам, которые находятся в ведении Российской Федерации, в области внешнеторговой деятельности относится следующее:

· формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики Российской Федерации;

· обеспечение экономической безопасности, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;

Про бизнес:  Росреестр разъяснил сделки с резидентами недружественных стран - новости Право.ру

· государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом;

· установление обязательных на всей территории Российской Федерации стандартов и критериев безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними;

· определение порядка ввоза и вывоза вооружений, военной техники и имущества, оказание технического содействия в военной области, передача документации, модернизация и ремонт военной техники, а также оказание других услуг в военно-технических и ракетно-космических областях;

· определение порядка экспорта и импорта расщепляющихся материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных веществ, сильнодействующих ядовитых веществ, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала человека и животных и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения;

· определение порядка ввоза и вывоза опасных отходов, а также их использования;

· определение порядка вывоза отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и оказания услуг, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники, а также тех из них, которые имеют мирные значения, но могут быть использованы при создании оружия массового поражения и ракетных средств его доставки;

· определение порядка вывоза отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, ввоза сырья для переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывоза продуктов его переработки;

· определение порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них, лома драгоценных металлов и драгоценных камней, отходов их переработки и химических соединений, содержащих драгоценные металлы;

· установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

· предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, заключение международных договоров о внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами, установление предельного размера государственных кредитов Российской Федерации и внешних заимствований Российской Федерации;

· формирование и использование официальных золотовалютных резервов Российской Федерации;

· разработка платежного баланса Российской Федерации;

· привлечение государственных, банковских и коммерческих кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации, контроль за их использованием;

· установление лимита внешнего государственного долга Российской Федерации и управление этим долгом, организация работы по погашению долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;

· заключение международных договоров Российской Федерации в области внешних экономических связей;

· участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций, реализации решений, принимаемых этими организациями;

· создание и функционирование торговых представительств Российской Федерации за рубежом, а также представительств Российской Федерации при международных экономических и научно-технических организациях;

· владение, пользование и распоряжение федеральной государственной собственностью Российской Федерации за рубежом.

Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

11.2. Система управления внешнеэкономической деятельностью на уровне
региона и фирмы.

Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона.

Субъекты Российской Федерации имеют право в пределах своей компетентности и в соответствии с законодательством: осуществлять самостоятельную ВЭД; координировать ВЭД на своей территории; формировать и реализовывать региональные программы ВЭД; создавать страховые и залоговые фонды для привлечения инвестиций иностранных государств.

Департамент международных внешнеэкономических связей региона является структурным подразделением администрации данного региона. Как правило, он имеет три отдела: отдел планирования, отдел контроля экспортно-импортных операций и отдел развития внешнеэкономических связей региона.

Отдел планирования разрабатывает стратегию региона в сфере ВЭД, координирует деятельность по разработке и реализации долгосрочных программ, осуществляет экспертизу для оценки предложений российских и иностранных предпринимателей по инвестированию проектов.

Отдел контроля экспортно-импортных операций осуществляет систематизированный учет выданных лицензий, контролирует соотношение импортных и экспортных потоков, движение валютных средств, разрабатывает справочно-аналитические материалы по ВЭД.

Отдел развития внешнеэкономических связей региона разрабатывает перспективу экономического сотрудничества региона с зарубежными коммерческими и некоммерческими организациями, занимается подготовкой информационного материала, необходимого для проведения международных переговоров, контролирует исполнение решений, готовит протокольные мероприятия и участвует в них.

Управление ВЭД на уровне предприятия.

На уровне отдельного предприятия, занимающегося ВЭД, функциональные отделы и службы можно условно разделить на три группы:

1. Отделы и службы, осуществляющие планирование, в том числе (планово-экономический отдел, валютно-финансовый отдел, транспортный отдел)

2. Отделы, занимающиеся маркетингом, в том числе (отдел конъюнктуры и цен, отдел рекламы и выставок, инженерно-технический отдел, отдел технического обслуживания).

3. Отделы, обеспечивающие принятие и исполнение управленческих решений, в том числе (отдел компьютеризации расчетов, протокольный отдел, юридический отдел, административно-хозяйственный отдел, отдел кадров, отдел делопроизводства.

Неосведомленность российских участников ВЭД об условиях регламентации внешнеторговых операций на мировом рынке сводит на нет усилия по производству экспортного товара, снижает размер предполагаемой валютной выручки, вызывает непредвиденные расходы, приводит к срыву взаимовыгодных внешнеторговых сделок.

Во избежание этого необходимо уделять постоянное внимание условиям внешнеторгового регулирования не только в РФ, но и в странах зарубежных партнеров, механизм которого формируется в первую очередь на основе достигнутых международных соглашений, зафиксированных в различного рода документах в области мировой торговли, а также на базе национального законодательства.

Оцените статью
Бизнес Болика