Прямые иностранные инвестиции (ППИ): понятия, формы. — КиберПедия

Прямые иностранные инвестиции (ППИ): понятия, формы. — КиберПедия Инвестиции

Прямые иностранные инвестиции (ппи): понятия, формы. — киберпедия

Последние 10-20 лег снижен уд. вес прямых инвестиций И увеличивается -портфельных. К ПИЙ относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал. В состав ПИИ входят: 1) вложение компаниями за рубеж собственного капитала; 2) реинвестирование прибыли — доля прямого инвестора в доходах предприятия с ин. инвестициями, не распределенная в качестве дивидендов и непереведенная прямому инвестору; 3) внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором, с одной стороны, и дочерними компаниями и филиалами с другой . Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций -это создание предприятий с ин инвестициями ( пр-е, где доля инвестора — нерезидента 10% и более) Причины ПИИ; получение более высокой прибыли, стремление выйти на новые рынки сбыта. Интенсивное наращивание ПИИ дало импульс поиску теоретических концепций непосредственно связанных с ПИИ. Первой теорией ПИИ считается теория движения капитала, которая предусматривает следующее: 1 производство однородной продукции осуществляется большим числом фирм: 2 отсутствуют барьеры входа и выхода с рынка; 3 свободный доступ к рыночной информации, 4 мобильность всех факторов производства абсолютна.

Динамика, структура и особенности движения ПИИ.

Прямые иностранные инвестиции – это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая устойчивое влияние (контроль) и непосредственное управление объектом инвестирования. Это – приобретение прямым инвестором (физическое лицо, предприятие, группа инвесторов, орган управления или государственная организация).

Формы прямого инвестирования: создание предприятия в другой стране в виде филиала или подразделения; расширение уже существующего подразделения или филиала; покупка зарубежного предприятия или его активов.

Создание филиалов ТНК осуществляется путем: создания новых фирм за границей;покупки существенной доли акций действующих фирм; поглощения (полной скупки) фирм.

Филиал — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору;

Филиалы включают: дочерние компании, ассоциированные отделения, филиалы, контролируемые на основе контрактов

Дочерняя компания – самостоятельная компания с собственным балансом (т.е. юридическое лицо). Контролируется родительской фирмой. Прямой инвестор – нерезидент владеет б. 50 % капитала. Дочерняя фирма – фирма основной компании, владеющей более чем половиной номинальной стоимости ее акционерного капитала, или держащей определенное количество акций и контролирующей состав совета директоров.

Отличие дочерней фирмы от филиала несущественно. Оно касается лишь права контроля над составом директоров, которое максимально в филиалах. Ассоциированная компания – находится не под контролем, а под влиянием головной фирмы, которой принадлежит значит. часть капитала (не основная) (м. 50 %) (от 10 до 50 %). Отделение – принадлежит родительской фирме, регистрируется за рубежом, не является юридич. лицом. Т.о. прямые инвестиции – вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране.

Структура прямых инвестиций включает: капитал филиалов и долю в уставном капитале дочерних и ассоциированных компаний (СП); Реинвестирование прибыли – доля прямого инвестора в доходах предприятия с иностр. инвестициями; внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором и дочерними, ассоциированными компаниями и филиалами.

18. Роль международных компаний в международном движении капитала. Современные ТНК и МНК.Межд. компания — это объединение субъ­ектов хозяйствования, которые монополизируют производство того или иного продукта и делят на этой основе мировые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. По уставным различиям международные компании представлены четырьмя основными видами: картелями, синдикатами, трестами и концернами. По источникам формирования ресурсов международные корпорации делятся на: транснациональные (ТНК), межнациональные (МНК).

ТНК создаются субъектами одной страны и распространяют сферы своих действий на многие страны. Обычно это компании крупных развитых стран. Они опираются на поддержку и защиту своих интересов со стороны национальных правительств, их дипломатич и административных структур.Крупнейшими ТНК мира явл-ся — «Нэстле», «Фиат», «тойота», » General motors». МНК — это собственно, межд. корпорации, объединяющая компании ряда государств на производственной и научно—технической основе. В качестве примера такой компания можно привести «роял Датч Шелл», Юнилевер, Филипс и др. Отличительными признаками МНК явл-ся: — наличие многонац, акционерного капитала, существование многонац. руководящего центра,: комплектование администрации ин. филиалов кадрами, знающими местные условия.

19 Портфельные инвестиции: понятие, виды, причины и препятствия роста. Портфельные инвестиции — вложения капитала в покупку ценных бумаг с целью дальнейшей их перепродажи по мере продвижения конъюнктуры фондового рынка. Главный смысл портфельного инвестирования — это получение спекулятивной прибыли. Они разделяются на инвестиции в: 1 акционерные ценные бумаги -обращающийся на рынке денежный документ, удостовер имущ право владельца документа по отношению к лицу-, выпустившему этот документ. 2 долговые ценные бумаги — денежный документ, удостовер отнош займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ. Причины портфельных инвестиций: — поиск более выгодный вложений капитала; — сохранение ст инфляции Объемы портфельных инвестиций учитываются в текущих рыночных ценах на момент совершения оперший. В современных условиях портфельные инвестиции растут более быстрыми темпами, чем прямые. Это объясняется тем, что портфельные инвестиции менее рискованные, более ликвидны, а значит и более подвижны. Для того, чтобы нац. экономика могла эффективно воспользоваться портфельными инвестициями, должны быть обеспечены определенные условия. Необходимо чтобы: 1. был введен либеральный режим движения капитала; 2. была сформирована нормативная база функционирования рынка ценных бумаг; 3. функционировала развитая инфраструктура фондового рынка; 4. был обеспечен свободный доступ иностранных инвесторов на национальный рынок; 5. был обеспечен благоприятный инвестиционный климат.

20. Миграция ссудного капитала. Международныйрынок ссудного капитала: особенности, участники, организационные формы.

Ссудный капитал – часть функционирующего капитала, отданная в ссуду за определенную плату в виде ссудного процента. Движение ссудного к-ла осуществляется в товарной и ден. форме, иностр. и междунар. займов, купли-продажи иностр. и междунар. ценных бумаг.

Ссудный капитал, вывозимый за границу, выступает в виде кратко-, средне- и долгосрочных займов и кредитов или банковских депозитов и средств на счетах других финансовых институтов.Мировой рынок ссудных капиталов выступает как совокупность спроса и предложения на ссудный капитал заемщиков и кредиторов разных стран.Он является механизмом аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов в мировом масштабе.Структура мирового финансового рынка включает: Мировой денежный рынок и Мировой рынок капиталов. Мировой денежный рынок включает мировой кредитный рынок, мировой рынок инвестиций и мировой рынок ценных бумаг. В основном он представлен межбанковским рынком, на котором банки размещают свободную наличность. Мировой рынок капиталов включает Мировой рынок ценных бумаг и Мировой рынок дериватов. Он возникает на основе экспорта-импорта капитала, главными факторами на нем являются кредитный риск заемщика, процентный риск, политический риск и т.д. Рынок финансовых дериватов – это совокупность экономических отношений по поводу торговли инструментами финансового риска, цены которых привязаны к другому финансовому или реальному активу.

Особенности мирового рынка ссудного капитала на современном этапе: 1. Представлен профессиональными участниками рынка (1000 банков, в том числе 43 – ТНБ); 2. Основные клиенты – правительства, пенсионные фонды и др. гос. органы, ТНК, междунар. финансово-кредитн. организации; 3. Универсальность и унификация операций; 4. Тесная связь с современными Н/Т достижениями (развитие информац. систем, создание глоб. банковских сетей, компьютерных баз данных); 5. Непрерывность функционирования. Центральное звено современного мирового рынка ссудных капиталов является рынок евровалют (сформир. в 60-е гг. ХХ в.).

Рынок евровалют включает 3 сектора: — рынок краткосрочных еврокредитов (преобладает межбанковская ссуда); — рынок среднесрочных и долгосрочных еврокредитов; — рынок еврооблигаций или еврозаймов. Евродоллар – американский доллар, полученный европейскими банками в качестве вклада. Новые формы краткосрочного еврокредита: – банковские акцепты, банковские казначейские и коммерческие векселя (векселя в евровалютах), депозитные сертификаты (от 25 тыс дол. и выше сроком от 30 дней до 3 – 5 лет) (письменные свидетельства банков о депонировании денежных средств, удостоверяющие право вкладчика на получение вклада в %). Кредитные иностранные инвестиции – кредиты иностранных банков, международных финансовых организаций, частных лиц и компаний для финансирования инвестиционных проектов в принимающей стране. Страны с формирующимися рынками больше опираются на банковский кредит, чем на рынки ценных бумаг. В ряде мусульманских государств с населением в 700 млн чел. населения мира, где есть рынки акций, рынки облигаций отсутствуют, так как Коран запрещает процентные платежи. Термин «секьюритизация» означает переориентацию предприятий с банковского кредита на эмиссию ценных бумаг.

21. Рынок международного кредита; понятие, классификации междун ссуд Между народное движение ссудного капитала, связанное с межгосударственными кредитами и банковскими депозитами, обычно относится в платежном балансе к понятию прочих инвестиции Это остаточная категория инвестиций, включающая все остальные межгосу передвижения капитала, не отнесенные к прямым, портфельным инвестициям или резервным активам. Международное заимствование и кредитование — выдача и получение средств взаймы на срок, предусматривающий выплату % за их использ-е. Основные инструменты международного заимствования и кредитования, находящие отражение в платежном балансе, следующие: — Торговые кредиты — требования и пассивы, возникающие в результате прямого предоставления кредита поставщиками и покупателями по сделкам с товарами и услугами, и авансовые платежи за работу, которая осуществляется в связи с такими сделками. Займы— финансовые активы, возникающие вследствие прямого одалживания средств кредитором заемщику, в результате которого кредитор либо не получает никакого письменного гарантийного обязательства от заемщика, либо получает долговую ценную бумагу. Депозиты — деноминир-е в местной или иностранной валюте переводные депозиты, которые беспрепятственно по первому требованию превращаются в наличные деньги и могут быть использованы для осуществления платежей.

Прочие активы и пассивы — остаточная категория, к которой относятся все прочие виды движения капитала, например взносы стран в международные организации

22. Международный рынок ценных бумаг: понятие, первичный и вторичный рынок.Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи, где сталкиваются спрос и предложение и определяется цена. Рынок ценных бумаг непосредственно складывается из первичного и вторичного рынков. На первичном рынке осущ эмиссия государственных и муниципальных облигаций, а также акций и облипший, которые выпускаются различными акционерными компаниями как финансового, так и нефинансового профиля.

Непосредственными инвесторами на первичном рынке цепных бумаг- выступают коммерческие и инвестиционные банки, собственно биржевые фирмы, страховые компании, пенсионные фонды. Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой нецентрализованную или централизованную (фондовая биржа) куплю-продажу ценных бумаг. У ценных бумаг имеется одна характерная черта, благодаря которой они отличаются oт других видов помещения ссудного капитала: это обратимость, т.е. возможность для держателя в любой момент обратить их в деньги.

Международный рынок ценных бумаг – это прежде всего первичный рынок. Вторичный рынок пока что не получил адекватного развития. Поэтому под международным рынком ценных бумаг понимается выпуск последних, выраженный в так называемых евровалютах и осуществляемый эмитентами вне рамок какого-либо национального регулирования эмиссий.

23. Внешнеинв. политика: содержание и структура Понятия «инвестиционный режим», «инвестиционный климат». Под международной инвестиционной: деятельностью понимаются действия ее участников по вложению капитала на международном рынке в объекты инвестирования для получения прибыли. Участниками являются — гос-во, предприятия, частные ляда. Инвесторы -это субъекты инвестиционной деятельности, принимающие решения по инвестированию средств и их реализующие. На инвестирование влияет: политическая и экономическая стабильность, взаимоотношение с мировым сообществом, финансовая инфраструктура, методы управления иностранными инвестициями, социально-культурная среда, Политика международного инвестирования гос-ва развивается в двух направлениях: регулирование ввоза и вывоза капитала. Гос политика принимающая страны в отношении иностранного капитала включает: инвестиционный режим, политику регулирования иностранных инвестиций с целью получения максимума прибыли, политику для привлечения максимума капитала. Гос-во может вести политику по ограничению привлечения инвестиций. Также существует ряд мероприятий, наоборот стимулирующие приток инвестиций: повышение имиджа принимающее стороны, на основе распространения рекламных материалов, предоставление гос-вом комплексного пакета услуг иностранным инвесторам по поддержке их инвестиционной деятельности.

§

Инвестиционный климат — совокупность, политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов

Понятие инвестиционного климата включает сл. параметры: Гос. политика в отношении ИИ (соблюдение международных соглашений, прочность гос. институтов, преемственность власти); Экономические условия (общее состояние экономики (подъем, спад, стагнация)) Действующее законодательство о компаниях

Составляющие инвестиционного климата: потенциальные возможности (инвестиционный потенциал ); потенциальные опасности (инвестиционный риск); Законодательная база

Инвестиционный режим включает специальные межгосударственные соглашения о регулировании отношений в связи с ПИИ. Он действует на двусторонней и многосторонней основе. В соглашениях определяются статус иностранных инвестиций, защита их, порядок разрешения споров

Причины низкого уровня зарубежных инвестиций в РБ: несовершенство законодательной базы и налогообложения; экономическая нестабильность: инфляция; отсутствие гарантий в выполнении обязательств; неинтегрированность страны в мировое сообщество; низкий платежеспособный спрос (низкая покупательная способность населения); отсутствие развитого сектора малого предпринимательства; отсутствие надежной банковской системы;

Причины выгодности инвестирования в Республику Беларусь: геополитическое расположение страны (в центре Европы, удобство для внешней экспансии и освоения новых перспективных рынков стран СНГ); высокий уровень подготовки кадров, дешевая рабочая сила; стабильная макроэкономическая ситуация;активизация отношений с международными финансовыми организациями;Рост экспортного потенциала;единое таможенное пространство с Россией;низкие эксплуатационные издержки;развитая научно – техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний;положительный опыт иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов;стабильная внутриполитическая обстановка;защита (законом) прав иностранных инвесторов.

Значение инвестирования для РБ: дополнительный капитал; новые технологии, организационные инновации, современный маркетинг.

Декрет № 10 (август 2009 г.) «О создании дополнительных условий инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»

Меры по улучшению инвестиционного климата и обеспечению устойчивого притока ПИИ: сдерживание инфляции; жесткая монетарная политика; снижение базовой ставки рефинансирования; сокращение перечня товаров, в отношении которых осуществляется регулирование; создание специализированного инвестиционного банка развития.

25 Межд.миграция рабочей силы: понятие, причины, виды, современные тенденции развития. Миграция рабочей силы — это перемещение людских ресурсов через границы опр. территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением, к нему. Выделим основные виды межгос. миграций: — этническая миграция, которая состоит из двух потоков — консолидирующего, т.е. возвращение лиц на свою историческую родину, и дисперсного, т.е. создание тер. ареалов размещения диаспоры данной национальности за рубежами истор. родины: — трудовая миграция различных типов; — переселенческая, которая включает различные виды вынужденных мигрантов (потоки беженцев, в том числе в следствие военных конфликтов, а также по политическим и религиозным мотивам); — маятниковая трудовая миграция в приграничных районах различных стран; — межгос торговая миграция, бизнес-миграция. Обуславливают этот процесс в основном эк. факторы. В их числе: — различия в уровне эк. развития отдельных стран. — неодинаковый уровень заработной платы. -существование хронической. относительно высокой безработицы в развивающихся странах. В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции: — Межд, рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих нац. границы. постепенно вовлекая в этот процесс все новые континенты; — развитие межд. рынка труда приводит к тому, что все более тесно вплетаются в мирохозяйственные связи те страны, которые еще не достигли высокого уровня эк. и техн. развития, следовательно, экспорт рабочей силы для них выступает как своеобразный инструмент участия в межд. эк. отношениях: — происходит освоение рабочей силой стран-доноров современных технологий, передовых приемов труда, что способствует сглаживанию различии в квалификационном уровне населения более развитых и менее развитых стран.

26 Направления и эк последств междунар торг миграции. Совр центры прит раб силы…Миграция трудового населения охватила все континенты, весь мир и стала поистине глобальной.Направления междунар труд миграции:1 миграция из развив и бывших социалистич стран в развитые; 2 миграция в рамках развитых стран; 3 миграция между развивающимися странами; 4 миграция высококвалифицир раб силы из развитых в развив-ся страны.Использование иностранной рабочей силы оказ-т значит влияние на эк-ку как стран–доноров, так и стран–реципиентов, причем это влияние имеет как положит, так и отрицат эффект.положит эффекты от привлеч иностран раб силыдля стран–реципиентов:1.Повышение конкурентосп-ти национал тов вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностран раб силы.2.Мультипликационный эффект (стимулирование иностран раб силой пр-ва и занятости в стране пребывания).3.Экономия на затратах на образование и проф подготовку (при импорте квалифицированной рабочей силы) 4.Увеличение доходов госбюджета из-за роста налогов 5Экономия средств на пенсии, социальные пособия.

Про бизнес:  Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 — Редакция от 07.05.2013 — Контур.Норматив

К негативным последствиям относятся:1Обострение ситуации на национал рынке труда. Усиление тенденции к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной.2. Увеличение расходов госбюджета вследствие выплат пособий по бедности

Для стран – доноров след выгоды: 1. Экспорт рабочей силы – важный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты.2. Уменьшается давление избыточных труд рес-сов и соц напряжения в стране.3Раб сила бесплатно обучается новым профессион навыкам4. Междунар эк орг-ции и страны – реципиенты участвуют в финансировании соц-эк программ стран-доноров, нацеленных на создание новых раб мест. Негативных последствия:1.Эк ущерб от потери части труд ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте.2. Потеря затрат на общеобразоват и проф подготовку иммигрантов.Современные центры притяжения трудовых ресурсов. Важнейшим центром мирового рынка труда является Западная Европа. Иностранная раб сила в общей чис-ти насел сост от 4% в Великобритании до 57 % в Люксембурге. В целом в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей, без труда которых невозможно было бы функционирование целых отраслей экономики (строительство, автомобилестроение, металлообработка, сфера услуг).В 70-х гг. ХХ в. стремительно сформировался мировой рынок раб силы в р-не нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Здесь работает более 4,5 млн. иностранцев, число местных рабочих сост 2 млн. чел.В этом регионе своеобразным центром миграции стал Израиль. Североамериканский рынок раб силы принадлежит США. В США каждый 10-ый житель страны — иммигрант и иммиграция стала главным фактором прироста населения. Начиная с 50-х гг. проводится политика по привлечению высококвалифицированных кадров и инвесторов. Около половины американских математиков – выходцы из бывшего СССР, а 1/3 лауреатов Нобелевской премии – иммигранты.Еще один международный регион миграции сформировался в Австралии. Здесь занято около 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, ориентирована на ассимиляцию иммигрантов. с 80-х гг. ХХ в. Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, инвестирующие экономику страны.

главной эк причиной миграции рабочей силы являются различия в условиях оплаты в разных странах и миграция оказывает положительное воздействие на темпы эконом роста в стране, принимающей мигрантов.

27 Миграционная политика. Формы и методы гос. и международного регулирования внешней трудовой миграции. Миграционная политика РБ. Цель межгос. мигр политики -максимизация положительных эффектов межд. миграции, минимизация отрицательных последствий этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. В частности, регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели; — Защита нац. рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, обостряющего проблему занятости.процессов в РБ ведется с 1994г. В РБ трудовая миграция получила развитие в начале перестройки и постепенно наращивала свой потенциал в последующие годы. Лидером по приему мигрантов является Брестская обл, из приграничных районов Украины (около 70%), в основном оседающая в приграничных районах.

Гос. регулирование потоков трудовой миграции осуществляется посредством использования взаимосвязанных мер законодательного, эк. и оперативного характера. Законодательные методы обеспечивают формирование правовой основы разрешающего или запрещающего характера, регулируют общественные отношения, связанные с демографическим развитием общества, и опираются на основной закон страны — Конституцию РБ. Роль государства в регулировании трудовой миграции заключается в определении целей, нац. приоритетов, выработке механизма их реализации, а также создании условий для миграции активной части населения. Привлечение ин. рабочей силы в РБ осуществляется с учетом эк. целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем ин. гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории ин. и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

28. Интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, экономические последствия (эффекты).

ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integratio — восстановление, воспол­нение; integer — целый) — объединение в целое каких-либо час­тей, элементов.

Под МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕС­КОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ понимают процесс экономического вза­имодействия стран, приводящий к сближению их хозяйствен­ных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударствен­ными органами. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ представ­ляет собой переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов стран определенного региона. Она обусловлена тем, что в некоторых регионах мира отде­льные страны вступают друг с другом в более интенсивные эко­номические отношения, чем с другими странами. Условиями и предпосылками такого сближения являются:

1. Экономико-географические: территориальная близость
государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость, способность к взаимной адаптации
и др.

2. Культурно-этнические: близость языка, национальных
культур, традиций, обычаев.

3. Общие исторические корни народов сближающихся
стран.
Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то это дает дополнительные преимущества для их сближения.

4. Социально-политические предпосылки. Интеграция стран возможна лишь тогда, когда на это есть политическая воля их руководства и стремление к этому народов, ибо интеграция всегда сопровождается потерей части своего суверенитета.

Целью международной экономической интеграции является создание единого экономического пространства, в рамках ко­торого обеспечивается свобода передвижения товаров, услуг, факторов производства (капитала и рабочей силы). В резуль­тате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся связи, причем не только в экономической, но и в других сферах жизни. Сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран.

Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

1. Зона свободной торговли (отмена таможенных пошлин в
торговле между странами-участниками интеграционной группировки);

2. Таможенный союз (унификация таможенных пошлин в
отношении третьих стран);

3. Общий рынок (либерализация движения товаров, капиталов, рабочей силы между странами — участниками интеграци­онной группировки);

4. Экономический союз (координация и унификация внутри-
экономической политики стран-участников, включая переход к
единой валюте);

5. Политический союз (проведение единой внешней поли­тики).

На каждой из этих ступеней устраняются определенные эко­номические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграцион­ного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффектив­ности деятельности фирм и понижения государственных рас­ходов на таможенный контроль. Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках создает благоприят­ные условия для фирм стран — участниц экономической интег­рации, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий разви­тия наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рын­ке труда, проводить научно-техническую политику и т.д.

Развитие экономической интеграции, несомненно, имеет и определенные негативные последствия. Взаимодействие наци­ональных хозяйств происходит с разной степенью интенсив­ности, по-разному проявляется в отдельных регионах, в резуль­тате чего периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Функционирование зон свободной торговли и либерализация импорта усиливают кон­куренцию на внутреннем рынке, что создает угрозу для нацио­нальных производителей товаров. Проявляются и другие нега­тивные стороны экономической интеграции.

29 Интеграция в Западной Европе. ЕС: эволюция, механизм функционирования, условия вступления, расширения в современных условиях. Примером регионального интеграционного объединения стран является Европейский Союз в состав которого входят 27 европейских государств с территорией более 4,2 млн кв. км и населением более 484 млн человек. В 1948г. для регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была создана организация европейского эк. сотрудничества. В 1949г. был основан Совет Европы. Дальнейшее развитие интеграционного процесса инициировала Франция, предложившая передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии наднациональному- органу. План создания европейского объединения угля предусматривал установление международного контроля над ключевыми отраслями военной промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для его участников. Осознавая важность данного плана, Италия и страны Бенилюкса выразили желание к нему присоединиться. Итак, история ЕС началась в 1951году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.

В качестве «пропускных критериев» участия в зоне евро были установлены следующие: — Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП. — Государственный долг не более 60% к ВВП. — Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать 2 процентных пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. — Инфляция не более чем на 1,5 процентных пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами. — Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет. После принятия решения о создании общей валюты (евро) все большее значение приобретают вопросы общей налоговой политики.

30 Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Соглашение между США и Канадой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли было подписано в 1988г., а в 1992г. к нему присоединилась Мексика С 1994т. оно официально вступило в силу. Сегодня НАФТА представляет крупнейшую региональную зону свободной торговли. В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимаются большинство других ограничений для экспорта и импорта. Создаются условия для свободного движения не только товаров, но и услуг капиталов. профессионально подготовленной рабочей силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления прямых иностранных инвестиций. Стороны договорились о необходимых мероприятиях по защите Интел, собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных норм. Участие каждой страны-участницы НАФТА в Соглашении имеет свои экономически обоснованные причины. НАФТА дала возможность США увеличить число рабочих мест за счет наращивания экспортных поставок в Мексику, а также снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность некоторых отраслей американской промышленности за счет перенесения трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику. Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 70% и, наоборот, доля Канады — 20%. НАФТА значительно повысило привлекательность Канады для иностранных инвесторов. одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в экономику партнеров по соглашению. Мексика связывает с НАФТА большие надежды и рассчитывает, резко ускорив темпы и качество экономического роста, через 10— 15 лет приблизиться по уровню социально — эк. развития к промышленно развитым странам.

31 Интеграции в Азиатско-Тих. Регионе (АТЭС). С середины 80-х в Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается значительная интенсификация внутренних потоков товаров, капиталов и финансовой помощи. Как результат этих процессов в 1989г. создано Азиатско-Тихоокеанские экономическое сообщество (АТЭС), котороевключает следующие страны: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию. Россию, Вьетнам и Перу. АТЭС ставит задачу поэтапного создания зоны свободной торговли и инвестиций. К 2021г. — для развитых стран региона, к 2020г. — для развивающихся стран. Россия была принята в члены организации в 1997г. Без участия в АТЭС Россия была бы изолированной от этого наиболеединамичного района мира. Более того,под угрозой мог бы оказаться и контроль России над Сибирью. В настоящее время на долю стран АТЭС приходится 10% российской внешней торговли, а без учета США и Канады — 5%. Внимание к региону определяется тем, что в последнюю, четверть века он неизменно оставался наиболее динамично развивающимся районом мира. Модернизация инфраструктуры и перестройка промышленной базы, увеличение внутреннего потребительского спроса за счет расширения собственного среднего слоя населения способствовали росту производства, стимулировали появление нетрадиционных перспективных рынков, трансформировали региональные товаропотоки, содействовали оживлению инвестиционных и технологических обменов. Большим потрясением для АТР, да и всего мира, были позиция КНДР в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия. С одной стороны, японское руководство заявило, что если у Северной Кореи будет свое ядерное оружие, то оно будет считать себя свободным от всех закрепленных в конституции и определенных международно-правовымн документами ограничений в сфере вооружении. Различия во взглядах на возможное членство России в АТР, существующие между участниками этой организации, нетрудно объяснять и понять. Сложнее понята позицию самой России. С одной стороны, политика России в отношении АТР значительно активизировалась. В 1992-1994гг. состоялась серия визитов российского руководства во многие страны региона. В ходе визитов Президента России Ельцина в Республику Корея, КНР и Японию, а также во «внешнеполитической концепции Российской Федерации» сформулирован курс России в АТР. Начиная с 1992г. российский министр иностранных дел начал принимать участие в работе расширенного совещания министров иностранных дел стран АСЕАН. Россия вступила в ряд неправительственных региональных организаций. Она поддержала позицию высших руководителей семи развитых стран, которые на своей встрече в Токио в 1993г. высказались в пользу создания переговорного механизма контроля за политическим решением конфликтов в АТР.

§

Интеграционные процессы развиваются на различных континентах в различных регионах земного шара: в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. В 80-е годы ХХ ст. развивающиеся страны учредили более 40 торгово-экономических объединений, но большинство из них находились на подготовительном этапе, некоторые из них к настоящему времени уже распались.

В основе хозяйственного сближения в различных регионах развивающихся стран лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для преодоления экономической отсталости. Ликвидация тарифов среди экономических группировок в этой подсистеме мирового хозяйства рассматривается как одно из средств развития хозяйств через региональное замещение импорта путем «обмена» рынков для каждого другого товара.

К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести общий рынок Южного Конуса (Меркосур) в Южной Америке. В Юго-Восточной Азии известной группировкой является ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Целый ряд торгово-экономических образований создан на Ближнем Востоке (5) и в Тропической Африке (13).

МЕРКОСУРпредставляет собой Южноамериканский общий рынок. Торговый пакт о его создании бал подписан в1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем. В 2006 присоединилась Венесуэла. В настоящее время это крупнейший интеграционный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения, 50% совокупного ВВП, 40% прямых зарубежных инвестиций. В пределах руппировки обеспечена свободная миграция капиталов и рабочей силы, действуют общие таможенные тарифы на импорт, координируется политика в области промышленности, с/х, транспорта, связи, в валютно-финансовой сфере.

Активно интеграционные процессы протекают в АСЕАН, созданной в 1967г. в составе 6 членов: Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда. В 1995г. к ним присоединился Вьетнам. В 1992г. между государствами-членами АСЕАН была достигнута договоренность об организации зоны свободной торговли к 2008г. на основе постепенного снижения тарифов.

Также следует отметить и такое интеграционное объединение как ЕврАзЭС, договор об учреждении которого был заключен в октябре 2006 г. между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном (позже был принят и Узбекистан). Задачами объединения являются: 1. Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли; 2. Формирование единых таможенных тарифов и единой системы нетарифного регулирования; 3. Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;.4. Выработка согласованной позиции государств – членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО и др. междунар. организациями; 5. Создание унифицированной системы таможенного регулирования. Основная цель ЕврАзЭС – создание единого экономического пространства на территории указанных 6 государств.

Деление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс глобализации, мировизации хозяйственной деятельности в мире. Образование международных экономических объединений и союзов содействует развитию международного производства в рамках таких объединений. Одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений.

ЗЗ. Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ. СНГ было созданов 1991г. Подписанный в 1992г. Устав СНГ состоит из нескольких разделов: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и мирное урегулирование споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой сферах; органы Содружества, межпарламентское сотрудничество, финансовые вопросы. Государствами-членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. СНГ — это попытка реинтеграции бывших советских республик. В настоящее время функционирует политические органы СНГ — Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет. Объединение государств в рамках СНГ произошло по следующим принципам: — государства-члены суверенны и равны; — государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Целями создания Содружества явились: — осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях; — содействие всестороннему и сбалансированному эк. и соц. развитию государств-членов в рамках общего эк. пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции; -обеспечение прав человека иосновных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ; — осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира ибезопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения; -мирное урегулирование споров и конфликтов между гос-членами. С момента создания Содружества основные усилия государств-членов сосредоточены на развитии и углублении сотрудничества в таких сферах, как внешняя политика, безопасность и оборона, экономическая и финансовая политика, выработка общих позиций ипроведение единой политики. Содружество выполняет вполне определенные регулирующие функции на постсоветском пространстве, предотвращая или сглаживая периодически возникающие между участниками противоречия и конфликты, в той или иной степени поддерживая и развивая сложившиеся разносторонние связи.

Про бизнес:  Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30 июля 2010 г. N 262 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за основными фондами, строительством и инвестициями в нефинансовые активы"

34. Платежный баланс: понятие, принципы составления, структура. Торговый баланс, еговиды. Платежный баланс — балансовый счет международных операций — это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений иплатежей. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйство находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости полученных ипредоставленных страной кредитов, инвестиций . других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активы невелики. У других стран велики и разнообразны ите и другие показатели. Особое место занимают США как нетто-импортер иностранных финансовых ресурсов. Показатели международной финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны. С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо, если посту пленяя превышают платежи, либо пассивное — если платежи превышают поступления. Структура платежного баланса. Платежный баланс имеет следующие разделы: — торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом иввозом товаров; — баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций); баланс движения капиталов и кредитов — Торговый баланс. Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами иобщей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты между народных обязательств по другим статьям платежного баланса. Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы.

35. Макроэк. значение равновесие платежного баланса. Факторы влияющие на платежный баланс. Основными статьями платежного баланса, отражающими связь экономики страны с внешним миром, являются счет теку­щих операций и капитальный счет.

ТЕКУЩИЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ, — это баланс трансакций (обменов), совершаемых в сфере реальной экономики — на рынке товаров и услуг. Баланс текущих операций показывает величину реальных ценностей, которые страна получила от заграницы или передала загранице. Дефицит платежного баланса по текущим операциям показывает, что страна расходует на оплату товаров и услуг из-за границы больше, нежели она получает из-за границы от продажи своих товаров.

КАПИТАЛЬНЫЙ СЧЕТ, или СЧЕТ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА, — это баланс трансакций, совершаемых в финансовой сфере — на рынке капитала. Он показывает, как меняются чистые заграничные активы — наблюдается приток или отток капитала. Если поступления от продажи активов остальному миру больше, чем расходы страны на покупку активов за границей, то баланс активов положительный, и страна имеет чистый приток капитала. Если же складывается обратная тенденция — баланс сводится с дефицитом, то страна имеет дело с оттоком капитала. На состояние платежного баланса влияет ряд факторов: 1. Неравномерность экономического и политического развития стран и изменение в связи с этим международных конкурентных позиций той или иной страны. 2. Циклические колебания экономики. Подъемы и спады хозяйственной активности определяют не только состояние внутренней экономики страны, но и ее внешнеэкономические позиции.3. Милитаризация экономики и военные расходы. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно применить для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, то это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Гонка вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров сверх нормальных потребностей мирного времени. 4. Усиление международной финансовой взаимозависимости стран, которое стало сильнее коммерческой взаимозависимости, что усиливает валютные и кредитные риски. 5. Изменения в международной торговле под воздействием НТР, роста интенсификации хозяйственной жизни, перехода на новую энергетическую базу, которые вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. 6. Валютно-финансовые факторы. Девальвация валюты обычно поощряет экспорт, а ревальвация — стимулирует импорт при прочих равных условиях. 7. Инфляция. Ее отрицательное влияние происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняет их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. 8. Чрезвычайные обстоятельства (неурожай, стихийные бедствия, катастрофы). 9. Торгово-политическая дискриминация страны, создающая искусственные барьеры, препятствующие развитию взаимовыгодных отношений с другими странами.

§

Необходимость регулирования обусловлена:

1. Не уравновешенностью платёжных балансов разных стран, проявляющеяся в длительном икрупном дефиците у одних стран и черезмерно активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчётов влияет на динамику валютного курса, миграцию капитала, состояние экономики в целом.

2. Слабым действием миханизмов ценового регулирования при выравнивании платёжного баланса.

3. Повышением роли платёжного баланса в системе госрегулирования экономики в условиях интернационализации хоз.связей. В круг основных задач регулирования платёжного баланса входит так же обеспечение темпов эконом. Роста, сдерживание инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платёжного баланса служит: госсобственность, в том числе официальные золотовалютные резервы; доля нацдохода, перераспределяемого через гос бюджет; статус гос-ва как экспортёра капитала, кредитора, гаранта, заёмщика; нормотивные акты по регламентации внешнеэкономических операций.

Страны с дефицитом платёжного баланса применяют методы:дефляционную политику, девальвацию, валютные ограничения, финансовую и денежно-кредитную политику, спец меры госвоздействия на платёжный баланс в ходе формирования его основных статей.

Регулирование по «невидимым» операциям: ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны, привлечение иностранных туристов, расширение расходов на научно-исследовательскую деятельность (торговля патентами, лицензиями…).

При активном платёжном балансе: рассмотренные выше методы, а также ревальвация валют используется для расширения импорта и сдерживания экспорта, увеличения экспорта капиталов.

Для погашения дефицита промышленно развитые страны мобилизируют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов.

К временным методам покрытия дефицита относятся льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи. Окончательными методами балансирования ПБ служит использование официальных валютных резервов.

Три основные особенности современного платежного баланса РБ:

Особенность первая. Белоруссия относится к числу стран, где финансовые потоки, связанные с обслуживанием внешней торговли, главенствуют в платежном обороте страны, тогда как остальные операции занимают второстепенные позиции.

Особенность вторая. Торговый баланс Белоруси хронически пассивен. Напротив, по операциям неторгового характера, как правило, складывается активное сальдо, которое в значительной степени компенсирует, а иногда даже перекрывает (так было в 2006 и 2007 гг.) дефицит по внешней торговле.

Особенность третья. Общий платежный баланс объединяет в себе две противоположные по результатам расчетов региональные структуры: хронически

пассивный платежный баланс с Россией, которому противостоит активный платежный баланс с остальным миром. Таким образом, конечный платежный итог фактически зависит от того, в какой степени нехватка средств для расчетов с российской стороной компенсируется их поступлением из-за ее пределов.

37 Валютная система: понятие, формы их характерные черты, структура. Эволюция мировой валют. системы. Валютная система РБ. Валютная система -форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгос. соглашениями. Различают национальную, мировую и региональную валютные системы. Исторически вначале возникли национальные валютные системы как формы организации международных денежных отношений, закрепленные национальным законодательством с учетом международного права. Главной задачей мировой валютной системы является регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэк. обмена и платежного оборота. Мировая валютная система включает в себя следующие основные элементы: — валюта, в том числе резервные валюты и международные счетные валютные единицы; — режимы валютных курсов: — межгосударственное регулирование валютных отношений. Мировая валютная система сформировалась к середине XIX в. характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия се принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. Мри изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершает функционирование данного этана и означает переход на качественно и принципиально новый уровень ее развития.

В своем развитии валютная система прошла 3 этапа: систему «золотого стандарта», бреттон-Вудскую систему фиксированных валютных курсов, Ямайскую систему плавающих валютных курсов. ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ форма организации денежно-валютных отношений, основанную на использовании золота как денежного товара. Впервые золотой стандарт сложился в Великобритании в конце XVIII века. Он подразделялся на: 1)Золотомонетный стандарт: исчисление цен товаров в золоте; 2) золотослитковом стандарте банкноты обменивались на золотые слитки весом в 12,5 кг, для чего требовалось предъявить в банк их крупную сумму. 3) В остальных странах предусматривался обмен кредитных денег на девизы (платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов) в валютах стран золотослиткового стандарта, а затем на золото — золото-девизный (золото-валютный) стандарт. В 1944г. на конференции были приняты международные соглашения, которые легли в основу «БРЕТТОН-ВУДСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ». В основе лежал золотовалютный стандарт, где в качестве резервов выступали золото и доллары США. Страны, подписавшие соглашение, зафиксировали курсы своих валют в долларах или в золоте. Доллар был увязан с золотом (1унция золота = 35 долл. США) и признавался основной расчетной и резервной валютой. В результате двух девальваций доллара Бреттон-Вудская система рухнула. На смену ей пришла ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА, юридически оформленная соглашением стран — членов МВФ в 1976г. — юридически оформлена демонетизация золота, отменена его официальная цена, золото исключено из расчетов МВФ и его членов; основой новой валютной системы, международным платежным средством официально признаны СДР (специальные права заимствования); в отношении валютных курсов предусмотрено либо сохранение системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо установление и поддержание стабильных курсов национальных валют к СДР; усилено межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ представляет собой форму организации валютных отношений страны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее характеризуют те же элементы, что и любую национальную валютную систему. Важнейшими из этих элементов являются валюта (белорусский рубль) и ее валютный курс.

38.Валюта: понятие, виды. Валютная обратимость (конвертируемость): понятие, виды.

Валюта – основа валютной системы;– денежная единица страны или денежные знаки иностранных государств; – любой платежный документ или денежное обязательство, выраженное в той или иной национальной денежной единице, используемое в международных расчетах (банкноты, казначейские билеты, денежные средства на различных видах банковских счетов, чеки, векселя и др. платежные средства)

Критерии классификации валют:

А. По статусу валюты:Национальная,Иностранная, Международная, Евровалюта,Резервная

Национальная валюта – установленная законом денежная единица.

Иностранная валюта – денежные знаки (банкноты, казначейские билеты и монеты других государств, являющиеся законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также сальдо валютных счетов.

Международная валюта – валютная единица, используемая для установления валютного паритета и курса.

Евровалюта – иностранная валюта, в которой коммерческие банки осуществляют безналичные операции за пределами стран-эмитентов (производителей) этих валют (евродоллары, евромарки, еврофранки, евройены)

Резервная валюта – валюта страны, в которой ЦБ других государств накапливают и хранят резервы средств для международных расчетов;

Резервная валютавалюта, в которой выражается номинал ликвидных международных резервов страны, используемых для покрытия отрицательного сальдо платежного баланса.

Или— национальные кредитные деньги ведущих государств, используемые для обслуживания международных расчетов (внешнеторговый оборот, движение капиталов, установление цен). (доллар, фунт стерл., евро, швейц франк, иена)

Важнейшим элементом обеспечения стабильности мировой экономики может стать переход к системе из нескольких региональных резервных валют (доллар, евро, китайский юань, японская иена).

Критерии классификации валют:

По статусу: Национальная, Иностранная, Международная, Евровалюта

По режиму применения (степени конвертации):Свободно конвертируемая (СКВ), Частично конвертируемая (ЧКВ), Неконвертируемая (НКВ)

Свободно конвертируемая валюта (СКВ) пользуется спросом на мировом рынке, свободно обращается и принимается.Полностью конвертируемых валют в мире около 20.

МВФ свободно конвертируемыми признает только 4:- доллар США, — евро,- йена (японская),- фунт стерлингов.Российский рубль является частично конвертируемой валютой, т.к. в рос. законодательстве сохраняются определенные ограничения на вывоз рублей за границу.

По видам валютных операций:— валюта цены контракта (валюта сделки),- валюта платежа,- валюта кредита,- валюта клиринга (двусторонние расчеты между странами),- валюта векселя (в валюте страны должника)

По отношению к курсам других валют:

В ЕС — сильная (твердая) – денежная единица экономически развитых государств (англ фунт, швейц франк, голланд гульден),— слабая (мягкая) (фр франк, итал лира, бельг франк)

На мировом валютном рынке,- сильная (твердая) – долл США, иена и (англ фунт, швейц франк, голланд гульден)

По материально-вещественной форме:— наличная, — безналичная

По принципу построения:обычная ,- корзинного типа

Конвертируемость валют выражает связь внутреннего и мирового рынков через гибкий курс национальной денежной единицы при максимальной свободе торговли, движения капитала и труда.

Различают внутреннюю конвертируемость и внешнюю.

Внутренняя конвертируемость – прием иностранной валюты к платежам при обоюдном согласии продавцов и покупателей. Внешняя конвертируемость – возможность использования иностранной валюты резидентами при операциях с нерезидентами. Свободно конвертируемая (СКВ) (свободно используемая, полностью обратимая, свободно обменивается на любую иностранную валюту) – денежные знаки, которыми могут обмениваться все их обладатели. Фактически выполняет роль мировых денег. Свободно конвертируемая валюта (СКВ) пользуется спросом на мировом рынке, свободно обращается и принимается.

Полностью конвертируемых валют в мире около 20. США, Англия, Германия, Канада, Дания, Нидерланды,

Австралия, Новая Зеландия, Сауд. Аравия, ОАЭ, Оман, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Кирибати, Сейшельские острова.МВФ свободно конвертируемыми признаются только 4 валюты:- доллар США,- евро («ходит» в 16 из 27 стран ЕС). Частично конвертируемая (ЧКВ) (валюты стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешения на обмен валюты) Российский рубль является частично конвертируемой валютой, т.к. в рос. законодательстве сохраняются определенные ограничения на вывоз рублей за границу. Неконвертируемая (НКВ) (замкнутая) (валюта стран, где законом предусмотрены ограничения по всем видам операций). Степень конвертируемости валюты – национальный режим регулирования валютных сделок по различным видам операций для резидентов и нерезидентов

39 Валютный курс: понятие, виды, функции.Валютный курс представляет собой цену денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах другой. Валютный курс можно классифицировать по следующим признакам: — по способу фиксации: фиксированный, колеблющийся, плавающий; — по виду сделок: курс срочных сделок, сделок спот (биржевые цены на кассовые сделки); — по отношению к участникам сделки: курс покупки, курс продажи, кросс-курс (курсы иностранной валют друг к другу); — по учету инфляции; реальный, номинальный. Фиксированный валютный курс представляет собой официально установленное соотношение между национальными валютами, основанное на определяемых в законодательном порядке валютных паритетах. В мировой валютной системе его использование связывалось с деятельностью Международного валютного фонда МВФ. Колеблющиеся валютные курсы — это курс, свободно изменяющийся под воздействием спроса и предложения. Плавающий» валютный курс, который предполагает свободную обратимость валют и предусматривает увязку изменений рыночного курса с динамикой курса валют других стран или набора валют. Номинальный валютный курс – это относительная цена валют двух стран, или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Если цена единицы иностранной валюты в национальных денежных единицах растет, говорят об обесценении (удешевлении) национальной валюты. И наоборот. Реальный валютный курс характеризует соотношение, в котором товары одной страны могут быть проданы в обмен на товары другой страны.В общем виде реальный валютный курс характеризует соотношение цен на товары за рубежом и в данной стране, выраженных в одной валюте.

Про бизнес:  Минфин России :: Предоставление субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам

§

Евро. вал. система. Евро: критерии и последствия введения для стран ЕС. В декабре 1991г. в Маастрихте страны ЕС договорились о сроках перехода к Европейскому валютному союзу. Договор был подписан 7 февраля 1992г, и вступил в силу с 1 ноября 1993г. Европейская валютная система (ЕВС) — организационно-экономическая форма отношений ряда стран в валютной сфере. На первом этапе перехода все члены ЕС должны были присоединиться к Единому механизму валютного обмена и держать курсы своих валют в рамках согласованного коридора. Контроль за «переливами» капитала между странами также отменялся. С 1994г. наступил второй этап продолжительностью в три года. Сближение политик всех стран в отношении инфляции, процентных ставок, состояния платежных балансов и налоговой политики должно было гарантировать стабильность валютных курсов в еще более узких рамках. На третьем этане страны перешли к использованию единой валюты — евро, которая вбезналичной форме была введена с 1 января 1995г. Созданный Европейский Центральный банк по существу превращается в эмитента европейских денежных знаков, проводящего единую денежно-кредитную политику Союза: определяет курс евро по отношению к доллару и другим внешним валютам, процентные ставки по еврокредитам, условия купли-продажи европейских ценных бумаг. Период с 1 января 1999г. по 31 декабря 2001г. стал началом реальной деятельности Экономического и Валютного союзов. Жестко фиксируются курсы национальных валют стран-участниц по отношению к евро, которая становится самостоятельной, полноправной денежной единицей. В этот период параллельно и наравне с ней функционируют и национальные валюты. После 31 декабря 2001г. все счета в обязательном порядке должны конвертироваться по официальным курсам в евро. К 1 января 2002г. в обращение были введены новые банкноты и монеты в евро, которые заменили прежние в национальных денежных единицах. После первого июля 2002г. евробанкноты и евромонеты становятся единственным законным платежным средством в соответствующих странах. На практике замещение национальных валют по фиксированным курсам началось с 1 января 1999г. Любые платежные обязательства, выраженные в евро или национальных денежных единицах данной страны-участницы, могут погашаться должником либо в евро, либо в национальной валюте. Механизм валютной интеграции включает в себя совокупность валютно-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляются сближение и взаимное приспособление нац. хозяйств и валютных систем. Очевидно, появление новой единой валюты окажет влияние на валютную систему в целом. Произойдет переход от доминирующей роли доллара к валютному плюрализму. Следовательно, развивается процесс глобализации эк. деятельности при помощи многообразных; международных эк. связей в области производства, торговли, финансов..

42.Валютная политика гос-ва: понятие, инструменты, направления. Валют. политика РБ. . полит. —совокуп. эконом. мер, осущ. гос. органами и межгос. учреждениями в сфере междунар. валютных и др. эконом. отношений в соотв.с их текущ.и стратегич.целями.Текущ.валют.политикаповседневн.,опретивное регулирование текущ.валютной конъюнктуры,деятельности валют.рынка.Цель-поддержание равновесия платежного баланса,обеспечение упорядоченного функционирования механизма нац.и мир.валют.систем.Реализуется:Министерством финн.,Центральным банком,органами валют.контроля.Формы:дисконтная-маневрирование учет.ставкой Центрального(Нац.банка);девизная-в виде валют.интервенции(купля-продажа гос.органами иностр.валюты);изменение валют.курса(девальвация,ревальвация);изменение режима обратимости валют; получение или предоставл.валют.кредитов и субсидий для компенсации возникающих разрывов в междунар.платежах; диверсификация (распределение между различ.объектами) валют.резервов-позволяет уменьшить убытки,связ.с обесцен.валют. Долговремен.(структурная) валют.политикаосуществление долговрем.структур.изменений в междунар.валют.механизме.Реализуется посредством участия стран в межгос.переговорах и соглашениях, преимущ.в рамках МВФ,а также на региональном уровне. Валют.система РБ-форма организации валют.отношений страны,сложившихся исторически и закрепленных нац.законодательством с учетом норм междунар.права.Важнейшим элементом явл.валюта(бел.руб.)и ее валют.курс.Регулирование валют.курса и валют контроль положены в основу валют.политики гос-ва.Валют.регулирование-совокуп.форм и методов организации денеж.потоков как в иностран., так и в нац.валюте при проведении внешнеэкон.операций в целях укрепления отеч.платеж.баланса,обеспеч.стабильности валют.курса и предотвращ.оттока капитала.В РБ осущ.на основе Закона «О валют.регулировании и валют.контроле»,22 июля 2003г. Установлены:порядок осущ.междунар.платеж.оборота,использования валют.ресурсов и междунар.кредитов;состав участников и режим деятельности валютного рынка;правила проведения валют.операций.Определены:статус гос.органов,осущ.валют.регулирование;основн.принципы валют.политики;порядок междунар.валютюликвидности РБ. Основн.элементы системы валют.регулир.:законодат.и нормативно-прав.док-ты;процедура регламентации проведения валют.операций;органы валют.регулирования,кот.в соотв.со своими ф-ми устанавливают регламент валютного регулирования на каждом уровне(уровень контроля).Органами валют.рег.в РБ явл.Совет Министров и Нац.банк РБ(исполнительный орган гос.валют.рег.),если иное не определено Президентом РБ. Направления денеж.-кредит.политики согласно Программы соц.-эконом.развития РБ на 2021-2021г.:постеп.переход в рамках привязки к корзине иностр.валют к более гибкому формированию обмен.курса по мере повыш.внутр.и внеш.сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отеч.производителей и ограничения инфляционных процессов;формирование золотовалют.резервов на уровне,обеспечивающем экономическую безопасность страны;совершенствование системы рефинансирования банков;поддержание процентных ставок на положительном уровне.Также органами валют контроля явл.Комитет гос.контроля и Гос.тамож.комитет.

43.Макроэкономич.политика в открытой экономике:цели и инструменты.Система нац.счетов и междунар.обмен. Экономика любого г-ва не может развиваться без определения цели ее развития. Целеполагание является одной из главных функций проведения экономической политики. В каждый конкретный период экономического развития государство определяет наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой.Экономическая цель-это основное направление развития экономики, которое раскрывается с помощью поставленных задач:1. Экономический рост-может быть достигнут в усл. наиболее эффективного использ. всех имеющихся ресурсов и достижения максимально возможной занятости.Экономический рост предполагает превышение объемов нац. пр-ва в текущем периоде над объемом пр-ва, полученным в прошлом периоде.2. Экономическая эффективность— использ.наилучших ресурсов, из всех имеющихся, во вторую — наиболее прогрессивную технологию и соответствующую ей по уровню рабочую силу.Постановка данной цели требует отказа общества от малоэффективного производства и труда.3. Экономическая свобода-предполагает свободу выбора для всех субъектов рынка в сфере деятельности, рода занятий, возможностях получения дохода.Основной задачей правительства явл. совершенствование законодательства, при котором каждый из субъектов обладал бы равным правом, и никто не должен был ущемлять собственные интересы для удовлетворения чужих потребностей.4. Полная занятость(не путать с всеобщей занятостью) предполагает, что все, кто может и желает иметь работу, ее находят, и нет людей, не нашедших себе подходящего занятия. Полная занятость является желательным условием для экономики. Для реализации названной цели необходимо предусмотреть задачи по анализу структуры производства и ее развитию, а также ориентировать работников на получение необходимых профессий. 5. Стабильный уровень цен-предполагает, что все товары, производимые обществом, обладают одинаковой эффективностью, и никто не может перераспределить доходы в пользу собственного товара. Для поддержания стабильного уровня цен правительство должно осуществлять контроль за денежной массой, чтобы она соответствовала уровню произведенного товара.6. Справедливое распределение доходов-необходима такаяорганизации распределения,при кот.каждый участник пр-ва мог бы получать доход, соответствующий качеству и к-ву затраченного им труда. Справедливое распределение доходов способствует повышению эффективности труда носителем рабочей силы. Основной задачей г-ва при реализации этой цели явл. контроль на рынке труда за «справедливой» куплей-продажей рабочей силы, т. е. обеспечение правомочности в заключении сделок.7. Экономическая обеспеченность-предполагает, что все граждане г-ва должны обладать продуктом, необходимым для поддержания их жизни на удовлетворительном уровне, независимо от их трудового вклада, а по существу принадлежности к г-ву.8.Торговый баланс-каждое г-во, участвуя в международном разделении труда и вступая в международные экономич. отношения, не должно «жить в долг» за счет других г-ств, т. е. необходимо, чтобы к-во продаваемых тов. совпадало по ценам с к-вом приобретаемых тов. у других стран. Для этого правительство должно создать систему стимулов для нац. пр-ва, делающих нац. продукцию конкурентоспособной на мировом рынке.Г-во располагает определ. инструментами, которые оно использ. для воздействия на макроэкономическую активность.Инструмент политики — это экономич. переменная, кот. нах. под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, г-во может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика-осн.инструментами явл. налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. Предприятиям и организациям также приходится выплачивать различные сборы во внебюджетные фонды, которые по величине можно сравнить с налоговыми отчислениями, что значительно повышает себестоимость, цены.Денежно-кредитная(монетарной) политика –осн.инструменты можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются:1)операции на открытом рынке;2)изменение резервной нормы;3)изменение учетной ставки. Социальная политика — это комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий. В современных условиях человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества, Это утверждение определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы посредством разработки и реализации направлений социальной политики, в качестве которых выступают:политика занятости населения;регулирование его доходов;обеспечение социальной защиты и др.Система нац. счетов (СНС) — это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов. Она дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота – пр-ве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении и сбережении (накоплении). Счет товаров и услуг, как и все другие счета СНС, состоит из двух частей. В части «Ресурсы» показываются выпуск и импорт продуктов, причем в так называемых основных ценах (т.е. без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий), а также косвенные налоги (в СНС они называются налогами на продукты и импорт) и субсидии на произведенные продукты и импорт, что необходимо для приведения основных цен к рыночным. В части «Использование» отражаются объемы использования продукции на потребление, накопление и экспорт. Счет образования доходов и счет распределения первичных доходов отражают выплату доходов экономическим агентам — домашним хозяйствам, нефинансовым и финансовым предприятиям, гос.учреждениям и некоммерческим организациям. Т.к. в статистике эти доходы не всегда можно разграничить, то в указанных счетах выделяют оплату труда наемных работников, валовую прибыль и валовые смешанные доходы, а также налоги на производство и импорт (т.е. не только косвенные, но и прямые налоги, кроме налогов на прибыль и доходы) за вычетом субсидий на это производство и импорт.Счет вторичного распределения доходов учитывает поступление доходов извне и их перевод за рубеж.Счет использования располагаемого дохода и счет скорректированного располагаемого дохода отражают распределение полученного страной дохода на конечное потребление и сбережение. Они служат основой для расчета ВВП по использованию.Счет операций с капиталом отражает превращение сбережений в основной капитал, оборотный капитал и сокровище (приобретение ценностей) с учетом притока капитала извне и его оттока (так называемого чистого кредитования).Добавленная стоимость — это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая его реальный вклад в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию.Добавленная стоимость — это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию (так как основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции). Эти величины добавленной стоимости при суммировании их по всем отраслям и производствам и дают итоговые показатели ВВП, свободные от повторного счета. В СНС в состав добавленной стоимости включаются амортизация, заработная плата, прибыли корпораций и некорпорированных предприятий, полученная ими рента, процент на ссудный капитал, а также так называемые чистые налоги или чистый экспорт. К чистым налогам на продукты и импорт относят косвенные налоги на эти товары и услуги, к чистому экспорту — экспорт товаров и услуг за вычетом их импорта. От них несколько отличаются чистые налоги на производство и импорт. При расчете сумм счетов и самого ВВП чистые налоги или чистый экспорт часто добавляют отдельной строкой для того, чтобы разные счета или подсчитанные разными способами показатели ВВП сходились, так как не во всех расчетах учитываются косвенные налоги, субсидии и сальдо внешней торговли товарами и услугами.В СНС используются различные цены — цены потребителя, т.е. рыночные (включающие налоги на продукты и импорт за минусом субсидий), а также цены производителя, называемые основными (они меньше рыночных на величину косвенных налогов). Для перевода одних цен в другие их корректируют на косвенные налоги и субсидии.В СНС налоги на продукты и импорт рассматриваются не только как поправка к ценам, но и как первичный доход госучреждений.

§

Модель IS-LM-BP – это модель, показывающая, как достигается одновременно внутреннее и внешнее равновесие. Графически эта модель строится в системе координат, где на оси абсцисс откладывается уровень национального дохода, а на оси ординат – процентная ставка. Оптимальное соотношение между этими величинами обеспечивает одновременно равновесие на трех рынках: товарном (IS)денежном (LM) и внешнем (BP).

В модели присутствуют три кривые, каждая из которых отображает равновесие соответствующего вида рынка.

Кривая IS в модели открытой экономики показывает равновесие на товарном рынке, учитывая состояние экспорта и импорта страны.

Кривая LM в модели открытой экономики показывает ситуацию равенства спроса на деньги(L) и их предложение (M) при различных комбинациях уровня дохода (Y) и процентной ставки (r). Подобный анализ помогает Национальному банку регулировать денежную массу в соответствии с достигнутым уровнем национального дохода и желаемой величиной процентных ставок.

Кривая ВР в модели открытой экономики показывает различные комбинации уровня дохода и процентной ставки, при которых платежный баланс находится в равновесии, когда чистый экспорт страны уравновешивает счет капитальных актов платежного баланса.

Принцип использования кривых IS-LM-BP такой же, как и при анализе макроэкономического регулирования в условиях фиксированного валютного курса. Однако если при фиксированном валютном курсе восстановление равновесия посредством фискальной и монетарной экспансии достигалось при активном поддержании валютного курса со стороны нац.банка, то модели IS-LM-BP в качестве фактора восстановления внутреннего и внешнего равновесия выступает изменение самого валютного курса.

46 Макроэкономич равновесие при плавающем валютн курсе: посл бюдж-налог, ден-кредитн, внешнеторг пол…В условиях плавающего обменного курса денежная и бюд-налог пол-ка имеют иные рез-ты по сравнению с ситуацией при фиксированном курсе. Бюджетно-налог пол-ка приобретает большую значимость для торгового, а значит и платежного баланса, по сравнению с денежной пол-кой, и именно ею следует пользоваться для достижения внешнего баланса; внутренний баланс становится предметом регулирования для денежной политики. Расширение предложения денег снижает процентные ставки и ведет к росту расходов. А увеличение расходов стимулирует рост импорта и ухудшает торг баланс. Дефициту платежного баланса способствует и отток капитала вследствие снижения процентной ставки. Но при гибком курсе дефицит не будет сохраняться. Рост импорта и отток капитала увеличивают спрос на иностранную валюту, а национал валюта обесценивается. Это обесценение усиливает конкурентоспособность наших экспортеров, что ведет к улучшению торгового баланса. Рост экспорта означает рост спроса на продукцию нашей страны, что еще более усиливает эконом подъем. Таким образом, денежная политика оказывает значительное влияние на внутренний доход, как непосредственно через рост предложения денег, так и опосредованно — через снижение обменного курса и увеличение экспорта.Оценка эффект-ти бюджетно-налог пол-ки при плавающем валютном курсе оказывается более сложной.

Рост гос расходов воздействует на внутр и внешн равновесие по 2-м направлениям: через доход и через ставку процента. Рост дохода увеличивает импорт, ухудшает торговый баланс и понижает курс национальной валюты. Тот же рост гос расходов ведет к повышению процентных ставок. Более высокие ставки стимулир приток капитала из-за рубежа, что повышает курс национал валюты и улучшает счет движения капитала. Бюджетно-налог пол-ка оказ-ся эффективной лишь при малой подвижности капитала.

1При фиксированном курсе внутр монетарная пол-ка оказ-ся практически «парализованной» и эффект может дать лишь бюджетно-налог, причем тем больший, чем выше мобильность капитала2. При плавающем курсе на внутр объем пр-ва положительно влияет денежная пол-ка вне зависимости от мобильности капитала, тогда как последствия бюджетной политики могут быть неоднозначными.

Маневрирование валютным курсом означает либо политику его целена­правленной девальвации, которая переключает расходы с иност­ранных на национальные товары, стиму­лирует внутреннее производство, экспорт, сокращает импорт и исправления дефицита платежного баланса; либо по­литику его ревальвации, которая переключает расходы с местных на иностранные товары, приводит к со­кращению национального производства, экспорта и используется для ликвида­ции нежелательного положительного сальдо платежного баланса.

Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий