Роль иностранных инвестиций в развитии экономики Российской Федерации

Роль иностранных инвестиций в развитии экономики Российской Федерации Инвестиции

Значение иностранных инвестиций для развития российской экономики

Значение иностранных инвестиций для развития российской экономики

Бажуков Сергей Павлович,

студент, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, bazhukov.sergo@gmail.com

Маркин Всеволод Александрович,

студент, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, sevamrk01@gmail.com

В современном мире привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Иностранные инвестиции играют важную роль в экономике любой страны, так как обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интернационализацией хозяйственно-производственных отношений, интегрированием национальной экономики в мировое хозяйство. Привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта является одним из условий стабильного функционирования и развития экономики Российской Федерации. Современная модель экономического роста в мире предполагает усиление интернационализации, стирание национальных границ, интенсификацию процессов глобализации, переключение внимания производителей с поиска ресурсов на поиск рынков сбыта, большинство из которых генерируются самими производителями и являются принципиально новыми, обеспечивая повышенную прибыль не отдельной фирме, а всем участникам производственной цепочки. На фоне эволюции мировой модели экономики, модель экономики России остается неизменной, экономический рост в которой достигается девальваци-онным путем, связанным с переложением бремени издержек энергетических госкорпораций на несырьевую экономику и потребителей. В такой модели экономический рост является несистемным и неспособным поддерживать устойчивые процессы интеграционного развития.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, капитал, прямые иностранные инвестиции, страна-донор.

Сегодня иностранные инвестиции являются не только неотъемлемой частью в структуре движения всего мирового капитала, но, в частности для России, важнейшим условием развития инвестиционной сферы российской экономики. Перед Россией в условиях роста нестабильности внешней среды, возникли серьезные макроэкономические проблемы, которые требуют формирования новой инвестиционной политики с активизацией инновационной деятельности с целями устойчивого развития экономики, модернизации материально-технической базы и вовлечения нашей страны в мировой рынок экспорта капитала.

В Федеральном законе под иностранными инвестициями понимаются «все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли» [1].

Необходимо заметить, что ни одна национальная экономика государств мира не способна сбалансированно и эффективно развиваться без участия иностранных инвестиций. Процесс усиления глобализации мировой экономики привел к росту объема иностранных инвестиций и их роли в странах-инвесторах и странах-реципиентах. Достаточно отметить, что по опубликованным данным ЮНКТАД за последнюю четверть XX в. ежегодный объем прямых зарубежных инвестиций возрос более чем в 70 раз, достигнув к 2022 г. 1,76 трлн. долл.

Приток инвестиций играет значительную роль в различных сферах жизни Российской Федерации: привлечение зарубежных технологий и интеллекта, как следствие — повышение технического уровня производства, расширение инвестиционного потенциала, объемов производства и налоговой базы, рост уровня занятости населения и заработной платы, использование мирового опыта в менеджменте и маркетинге. Экспорт технологий и организация производственных, а затем торговых и финансовых цепочек позволяет включить Россию в разнообразные процессы, характеризующие современную модель мировой экономики [3, с .65].

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) можно оценить и с позиции стран-инвесторов. Они тоже получают выгоды [1]: возможность получения большего объема прибыли, чем при инвестировании в национальную экономику; в период «перегрева» экономики отток капитала за рубеж позволяет уменьшить проблему перенакопления капитала в отечественной экономике и сделать экономический рост страны-донора капитала более длительным и постепенным; благодаря размещению производства в других государствах производители страны-донора капитала получают возможность сэкономить на средних издержках производства посредством достижения положительного эффекта

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

со

о ш т

X

<

т о х

X

масштаба; экономия издержек производства за счет низкого уровня оплаты труда рабочей силы принимающей страны, ее природного сырья, снижение транспортных расходов; получение монопольной прибыли, которая недоступна на отечественном рынке, где действует жесткая конкурентная борьба, производимая продукция уже не является уникальной, однако на зарубежном рынке данная продукция нова, что позволяет предприятию-инвестору получать монопольную прибыль, производя и реализуя эту продукцию на зарубежной рыночной нише; возможность получения дохода от вредного, неконкурентоспособного на внутреннем рынке и морально устаревшего производства в страну с менее развитой экономикой, которая не обладает новейшими технологиями и не обременена высокими экологическими стандартами.

Наравне с положительными эффектами использования прямого зарубежного капитала для страны-донора возможны и следующие потери [5]: сдерживание роста национальной экономики страны в результате «бегства капитала»; отток капитала становится дорогим фактором производства, и увеличение его цены способствует падению темпов экономического роста страны и снижению в ней инвестиционной активности; вывоз капитала может отрицательно повлиять на уровень занятости населения в стране-доноре капитала и др.

Для принимающих зарубежный капитал стран прямые иностранные инвестиции это [1]: создание новых рабочих мест, что приведет к росту благосостояния населения, повышению квалификационных навыков рабочей силы, подготовке кадров, которые будут отвечать требованиям рыночной экономики; возможность вовлечения не используемых природных ресурсов в производственную деятельность; освоение предприятиями страны новых зарубежных технологий и современных методов управления; рост участия страны в международном разделении труда, сокращение импорта благодаря росту внутреннего производства, возникновения эффекта замещения импорта и расширение экспортных поставок — все это способствует расширению торговой части платежного баланса принимающей страны; демонстрирование новейших технологий, которые были импортированы в принимающую страну и введены в эксплуатацию предприятиями с участием иностранных инвестиций, отечественным производителям, которые могут применить данные разработки на собственных предприятиях; прямые иностранные инвестиции в отличие от иностранных кредитов и займов не ложатся дополнительным бременем на государственный внешний долг принимающей страны, более того они способствуют его погашению; рост темпов инновационного развития национальной экономики, путем проведения НИОКР местными предприятиями с участием иностранных инвестиций; рост налоговых поступлений в бюджет принимающей страны, что позволяет расширять государственное финансирование социально важных программ.

Таким образом, совокупный эффект от прямого иностранного инвестирования может привести к росту экономического потенциала страны, к ее участию в международной конкуренции и упрочению ее положения на мировом рынке. В то же время, ПИИ могут вызвать и отрицательные последствия в принимающих странах, а именно [2]: снизить благосостояние национальных предприятий и вытеснить их с местного рынка,

поскольку национальные предприятия не будут иметь возможности в обеспечении более низких средних издержек в результате эффекта масштаба по сравнению с многонациональными корпорациями; инвесторы, которые заняли нишу на рынке принимающих стран, могут не обладать высокими технологиями, инвестировать в производства, которые не относятся к высокотехнологическим отраслям, и использовать отсталые технологии, вытесняя отечественные предприятия с местного рынка; активная инвестиционная политика принимающей иностранный капитал страны в большей мере поощряет развитие фирм с зарубежными инвестициями, чем местных предприятий; передовые технологии, ноу-хау в управленческой сфере, минимизация транзакционных издержек крупных иностранных корпораций могут трансформироваться в их монопольную власть на рынке принимающей страны; ПИИ могут способствовать «оттоку умов» из принимающих стран в исследовательские центры стран базирования и др.

Итак, проанализировав последствия прямого зарубежного инвестирования с различных сторон, стоит отметить, что возможность появления, как выгод, так и издержек зарождает разногласия по поводу прямых иностранных инвестиций среди ученых и исследователей экономической науки, среди политических деятелей.

В 2022 г. в России зафиксирован наибольший с 1997 г. отток ПИИ из капитала российских компаний, составивший 6,46 млрд. долл. В предыдущие два года наблюдался прирост участия иностранцев в капитале. Значимым источником ПИИ в 2022 г. стало реинвестирование прибыли зарубежных предприятий в России (более 16,7 млрд долл.) [4]. Это указывает на заинтересованность зарубежных компаний, уже работавших на рынке России продолжить свою деятельность (рис. 1).

Рис.1. Прямые иностранные инвестиции в России в 20092022 гг.

Наиболее крупными инвесторами в России традиционно были страны ЕС, в том числе Германия. В настоящее время в России работает более 2,6 тыс. немецких предприятий, суммарный объем ПИИ которых по итогам 2022 г. превысил 3,2 млрд. евро.

Прямые иностранные инвестиции распределены по территории Российской Федерации крайне неравномерно, что связано с объемом валового регионального продукта (ВРП) российских регионов [4]. По имеющимся данным, на начало 2022 г. из 36,5 тыс. российских предприятий с иностранным собственником наибольшая доля приходилась на такие регионы, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область (рис. 2).

В связи с этим одной из задач является привлечение ПИИ в периферийные регионы России. В частности, в 2022 г. правительством были приняты меры по привлечению прямых иностранных инвестиций на Дальний Восток путем снижения инвестиционных барьеров в регионе. Одной из таких мер стало упрощение визового режима для граждан стран АТР (использование электронных виз), в том числе стран-потенциальных инвесторов. В первую очередь это касается тех стран, которые интересны для России с точки зрения инвестиций.

I С7

3 i & 1

i

В о

¥

Калужская область •

Калининграде к а область мол ейская У / Приморский / ___Л *

( / 7 __С вердповская область

бласть^ ^ /

Псковская » J область __ш Л • ХМАО _ # в Тюменская

ЕЛО • » ^ • Дагест в Чечни Кабэрдто • ЯН« орласть

ан

17

18

19

22

21

24

20 21 1п(ВРП региона)

Рис. 2. Региональное распределение иностранных предприятий

В настоящее время обсуждается ряд инвестиционных проектов с иностранным участием. О своих инвестиционных планах по разработке месторождений золота на Чукотке объявила канадская компания Kinross Gold. По предварительным оценкам, объем привлеченных ПИИ в проект может составить 1,2 млрд долл. до 2041 г., а количество новых рабочих мест — свыше 61 тыс. [4]

С 2022- 2022 гг

& 15

L I к

1 0 1016 г. 2022 I. 2022 г. 2022 г, 11-3 квартал)

я Поступило 30,332 25,418 28,266 29,163

■ Изъято 4,595 »7,946 23,117 18,253

Рис. 3. Иностранные инвестиции в ТЭК с 2022 г. по 2022 (1-3 квартал) г.

Летом 2022 г. корейская компания Hyundai Motor заявила о намерении вложить в российский рынок около 27 млрд. руб., подав документы на заключение специального инвестиционного контракта (СПИК), который даст ей возможность получить господдержку в обмен на инвестиции. В частности, компания планирует построить завод двигателей мощностью 150 тыс. шт. в год [4].

ТЭК — один из важнейших секторов экономики Российской Федерации, обеспечивающий жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства страны. Более того, ТЭК — это та сфера экономики, которая пред-

Про бизнес:  Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций — Редакция от 30.12.1993 — Контур.Норматив

ставляет наибольший интерес для иностранных инвесторов. Экспорт продуктов ТЭК (нефть, газ, нефтепродукты), доля которого в общем экспорте России находится в пределах от 43 до 45 процентов, является самым стабильным источником валютных ресурсов [6]. Анализ иностранных инвестиций представлен на диаграмме (рис. 3):

1) За 2022 год: привлечено — 30,332 млрд $, погашено — 4,595 млрд $;

2) За 2022 год: привлечено — 25,418 млрд $, погашено — 17,946 млрд $;

3) За 2022 год: привлечено — 28,266 млрд $, погашено — 23,117 млрд $;

4) За 2022 (1-3 квартал) год: привлечено — 29,163 млрд $, погашено — 18,253 млрд $.

В структуре инвестиций в ТЭК лидирует добыча нефти и газа и предоставление услуг в этой сфере. Рост инвестиций в добычу нефти и газа обеспечен реализацией проектов преимущественно на севере и востоке страны и на шельфе. В последние годы Россия значительно нарастила инвестиции в ТЭК, преимущественно в нефтегазовую отрасль.

В Российской Федерации существуют много нерешенных проблем, которые осложняют перспективы участия нашей страны в международном обмене капитала в контексте повышения эффективности привлечения и использования иностранных инвестиций. Для поступления ПИИ на отечественный рынок необходимо устранить такие проблемы, как административные барьеры и коррумпированность государственных органов, неудовлетворительное качество дорог, недостаточный инновационный потенциал, торговые барьеры, непрозрачность толкования и применения законов, низкая степень защиты прав собственности, недостаточно развитая инфраструктура [2]. Устранение перечисленных проблем и снижение их отрицательного воздействия на российскую экономику позволит обеспечить больший приток прямых иностранных инвестиций в экономику нашей страны.

Таким образом, сложившаяся ситуация обостряет необходимость формирования новой, инновационной структуры иностранного инвестирования, изменения системы государственного регулирования иностранных инвестиций, ее механизмов, инструментов, составляющих.

Литература

1. Власенко Р. Д., Строганова А. В. Прямые иностранные

2. инвестиции как фактор роста российской экономики // Молодой ученый. — 2022. — №21.1. — С. 116-121.

3. Качмазова А.Д. Проблема привлечения прямых иностранных

4. инвестиций в России // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — №11 (42) Часть 1. — С. 49-50.

5. Максимова Е.В., Морозов В.В. Экономический рост и интеграция

6. в новой модели мировой экономики: выводы для России. // Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции». — 2022. — №11. — С. 64-67.

7. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и

8. вызовы социально-экономического развития. 2022. № 9 (92). Июнь / Зайцев Ю., Клячко Т., Кнобель А., Полякова А., Тищенко Т. Под ред. Гуревича В.С.,

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м о

о es о es

РО

о ш m

X

<

m О X X

Дробышевского С.М., Колесникова А.В., Мау В.А., Си-нельникова-Мурылева С.Г.; Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

9. Янюк Е.Н., Яфизова А.И. Проблемы привлечения иностранных

10. инвестиций в экономику России // Проблемы экономики и менеджмента. — 2022. — №2 (42) — С. 143145.

11. Электронный ресурс: https://biznes-bolika.ru/

12. Сулимова Е.А., Семенова А.А. Особенности деятельности венчурных компаний в условиях кризиса // Инновации и инвестиции. 2022. № 5. С. 191-193.

13. Valinurova L.S., Kazakova O.B., Sulimova E.A. Evaluation of investment attractiveness and prediction of investment volumes to the region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2022. Т. 6. № 5 S3. С. 371-379.

14. Enterprise foreign economic activity subject-object relations providing for integration into the world economy / Sazanov O.V., Martynenko N.K., Kireev V.S., Sulimova E.A., Sokolinskaya N.E. // Espacios. 2022. Т. 39. № 31.

15. Business architect: business management systems design / Kalinina I.A., Lyandau Yu.V., Maslennikov V.V., Meshkov V.R., Umnova M.G., Abdulina G.A. Almaty, 2022.

16. Ким Ю.Л., Козлов И.А., Халова Г.О. Особенности кластерно ориентированного подхода в развитии НГХ промышленности в России // В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения / Отв. Ред. Горохов А.А. 2022. С. 161-162.

17. Смирнова В.А., Халова Г.О. Перспективы создания газохимического кластера в Оренбургской области // Нефть, газ и бизнес. 2022. № 8. С. 3-5.

18. Халова Г.О., Полаева Г.Б., Панферова С.М., Оразов М.Б. Экономика зарубежных стран и регионов: учебное пособие. Москва, 2008.

19. Современная экономическая интеграция и формирование единого энергетического пространства / Телегина Е.А., Халова Г.О., Сорокин В.П., Морозов В.В., Студеникина Л.А., Иллерицкий Н.И. Москва, 2022. Том 1. Экономическая и энергетическая интеграция: опыт Европейского Союза.

20. Матюнин Л.В., Александров Д.Г., Белотелова Н.П. Роль государства в регулировании инновационной деятельности в России // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2022. № 2 (29). С. 91-94.

Significance of foreign investments for the development of

the russian economy Bazhukov S.P., Markin V.A.

Gubkin Russian State University of Oil and Gas In the modern world, attracting foreign investment is an objective necessity. Foreign investment plays an important role in the economy of any country, as it’s caused by the international division of labor, the development of international relations, the internationalization of economic and industrial relations by integrating the national economy into the world economy. The attraction and effective use in the economy of the Russian Federation of foreign material and financial resources, advanced equipment and technology, managerial experience is a condition for the stable functioning and development of the economy of the Russian Federation. The modern model of economic growth in the world involves strengthening internationalization, erasing national borders, intensifying globalization processes, shifting the attention of manufacturers from finding resources to finding markets, most of which are

generated by the manufacturers themselves and are fundamentally new, providing increased profit not to a single company, but to all participants production chain. Against the background of the evolution of the world economic model, the Russian economy model remains unchanged, in which economic growth is achieved by devaluation, associated with shifting the burden of the costs of energy state corporations to non-primary economies and consumers. In this model, economic growth is unsystematic and incapable of supporting sustainable processes of integration development.

Keywords: foreign investment, capital, foreign direct investment, donor country.

References

1. Vlasenko R. D., Stroganova A. V. Foreign direct investment as a factor in the growth of the Russian economy // Molodoy uchenyy. — 2022. — No. 21.1. — P. 116-121.

2. Kachmazova A.D. The problem of attracting foreign direct investment in Russia // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal. — 2022. — No. 11 (42) Part 1. — P. 4950.

3. Maksimova E.V., Morozov V.V. Economic growth and integration in a new model of the global economy: conclusions for Russia. // Scientific and analytical journal «Innovatsii i investitsii». — 2022. — No. 11. — P. 64-67.

4. Monitoring the economic situation in Russia: trends and challenges of socio-economic development. 2022.No 9 (92). June / Zaitsev Yu., Klyachko T., Knobel A., Polyakova A., Tishchenko T. Ed. Gurevich V.S., Drobishevsky S.M., Kolesnikov A.V., Mau V.A., Sinelnikova-Muryleva S.G .; Institute of Economic Policy named after E.T. Gaidara, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

5. Yanyuk E.N., Yafizova A.I. Problems of attracting foreign investment in the Russian economy // Problemy ekonomiki i menedzhmenta. — 2022. — No. 2 (42) — P. 143-145.

6. Electronic resource: https://biznes-bolika.ru/

7. Sulimova E.A., Semenova A.A. Features of the activities of venture companies in a crisis // Innovations and investments. 2022. No. 5. S. 191-193.

8. Valinurova L.S., Kazakova O.B., Sulimova E.A. Evaluation of investment attractiveness and prediction of investment volumes to the region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2022.Vol. 6. No. 5 S3. S. 371-379.

9. Enterprise foreign economic activity subject-object relations providing for integration into the world economy / Sazanov O.V., Martynenko N.K., Kireev V.S., Sulimova E.A., Sokolinskaya N.E. // Espacios. 2022.Vol. 39. No. 31.

10. Business architect: business management systems design / Kalinina I.A., Lyandau Yu.V., Maslennikov V.V., Meshkov V.R., Umnova M.G., Abdulina G.A. Almaty, 2022.

11. Kim Yu.L., Kozlov I.A., Halova G.O. Features of a cluster-oriented approach in the development of the NHC industry in Russia // In the collection: Management of the socio-economic development of regions: problems and solutions // Ed. Ed. Gorokhov A.A. 2022.S. 161-162.

12. Smirnova V.A., Halova G.O. Prospects for the creation of a gas chemical cluster in the Orenburg region // Oil, gas and business. 2022. No. 8. S. 3-5.

13. Halova G.O., Polaeva G. B., Panferova S. M., Orazov M. B. Economics of foreign countries and regions: a training manual. Moscow, 2008.

14. Modern economic integration and the formation of a single energy space / Telegin E.A., Halova G.O., Sorokin V.P., Morozov V.V., Studenikina L.A., Illeritsky N.I. Moscow, 2022. Volume 1. Economic and energy integration: the experience of the European Union.

15. Matyunin L.V., Aleksandrov D.G., Belotelova N.P. The role of the state in the regulation of innovation in Russia // Scientific proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2022. No. 2 (29). S. 91-94.

Статья 21. создание, открытие на территории российской федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц(в ред. федерального закона от 05.05.2022 n 106-фз)

1. Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, в том числе за открытием и прекращением деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации на основании международных договоров Российской Федерации в области воздушного сообщения (далее — деятельность в области гражданской авиации), на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц, в том числе представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Про бизнес:  Классификация инвестиционных проектов

Решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации.

Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2. В течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В течение двенадцати месяцев после принятия решения об открытии на территории Российской Федерации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, данное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этого представительства, и документы для принятия решения об аккредитации этого представительства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица.

Перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень документов, которые представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, порядок принятия решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, а также об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками указанных представительств, и формы документов, используемых при принятии соответствующего решения, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

3. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) осуществляется в срок не более чем пятнадцать рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Аккредитация представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

За осуществление аккредитации уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

4. Осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) приостанавливается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае, если этим иностранным юридическим лицом не представлены необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Принятие решения об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если этим иностранным юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, не представлены необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации документы либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Осуществление аккредитации, внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращение действия аккредитации приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления аккредитации (принятия решения об аккредитации), внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации (далее — решение о приостановлении), но не более чем на пятнадцать рабочих дней.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Решение о приостановлении принимается в пределах срока, предусмотренного соответственно для осуществления аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации. При этом течение указанного срока прерывается.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

В решении о приостановлении должны быть указаны непредставленные документы, необходимые для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации, либо представленные документы, не соответствующие утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению, в качестве основания, по которому принято решение о приостановлении, и предельный срок, до окончания которого иностранному юридическому лицу или иностранному юридическому лицу, осуществляющему деятельность в области гражданской авиации, необходимо представить недостающие или надлежащим образом оформленные документы для аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, или прекращения действия аккредитации.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

5. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

неустранение в срок, указанный в решении о приостановлении, нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении;(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

документы для аккредитации представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи; (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация; (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица противоречат Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

цели создания, открытия филиала, представительства иностранного юридического лица создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации прекращено действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, сведения об аккредитации которых были внесены в реестр;(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

если руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек;(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

ввиду отсутствия полномочий у федерального органа исполнительной власти на принятие решения об аккредитации; (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

наличие у иностранного юридического лица или иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, на первое число месяца, в котором подано заявление об аккредитации, недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, в совокупности превышающих 3 тыс. рублей (с учетом имеющихся излишне уплаченных сумм по таким обязательным платежам), с учетом имеющихся у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений об их погашении на дату получения заявления об аккредитации.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

5.1. Отказ во внесении изменений в сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица, содержащиеся в реестре, или в принятии решения о внесении изменений в сведения о представительстве иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, содержащиеся в реестре, осуществляется при наличии хотя бы одного из оснований, установленных абзацами вторым, четвертым, восьмым пункта 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется при наличии основания, установленного абзацем вторым пункта 5 настоящей статьи.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, отказ во внесении изменений в сведения о филиале, представительстве иностранного юридического лица, содержащиеся в реестре, или в принятии решения о внесении изменений в сведения о представительстве иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, содержащиеся в реестре, отказ в прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке, установленном главой 2.

Про бизнес:  Международные инвестиции: их значение в современной экономике

6. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками филиала, представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) либо его филиала или представительства, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных этим иностранным юридическим лицом заявления и документов, которые подтверждают данные изменения, в течение десяти рабочих дней со дня представления соответствующих заявления и документов.(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре (в том числе в сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками представительства иностранного юридического лица) в отношении иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, либо его представительства, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, в связи с поступлением заявления и документов, подтверждающих данные изменения.

Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и документы, подтверждающие данные изменения, представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня изменения соответствующих сведений.

7. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Действие аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращается в связи с прекращением деятельности этого представительства на территории Российской Федерации на основании решения данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, прекращением деятельности данного иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, или по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

Прекращение действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, по решению данного иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений о принятии решения о прекращении действия аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, в связи с представлением данным иностранным юридическим лицом соответствующих решения и заявления.

Подписанное руководителем филиала или представительства иностранного юридического лица либо руководителем представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, заявление о прекращении действия аккредитации соответствующих филиала, представительства и решение о прекращении деятельности соответствующих филиала, представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации представляются соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней со дня принятия такого решения.

Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому, в том числе на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в случае, если:

филиал, представительство иностранного юридического лица в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения, не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с филиалом, представительством не может быть осуществлена связь по адресу места осуществления ими деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в реестре, и филиал, представительство в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету, открытому в банке или другой кредитной организации, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации;

вступил в законную силу судебный акт, устанавливающий, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 27-ФЗ)

8. Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), обязаны сообщать в электронной форме (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения соответственно об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, о принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций, филиалов иностранных страховых организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих филиалов и представительств, иные сведения, подлежащие включению в реестр, в течение пяти рабочих дней со дня совершения соответствующих действий по формам и форматам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

9. Представляемые Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи сведения подлежат внесению уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в реестр в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений.

10. В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения в реестр записи об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет в электронной форме такие сведения в государственные внебюджетные фонды для регистрации или снятия с регистрационного учета филиала, представительства иностранного юридического лица в качестве страхователей и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в части, касающейся осуществления его полномочий, а также в Центральный банк Российской Федерации в отношении филиалов иностранных страховых организаций.(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

В срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр аккредитованным филиалу, представительству иностранного юридического лица выдается или направляется документ о внесении соответствующей записи в реестр.

Форма указанного документа устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В срок не более чем три рабочих дня со дня внесения соответствующей записи в реестр документ о внесении такой записи, документ о постановке на учет в налоговом органе в отношении аккредитованного филиала иностранной страховой организации направляются (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в Центральный банк Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

11. Сведения, содержащиеся в документах, представленных для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации, составляют реестр.

Состав сведений, содержащихся в реестре, определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами.

Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Состав сведений, подлежащих размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Плата за доступ к сведениям, размещенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не взимается.

Заинтересованные лица вправе получить сведения, содержащиеся в реестре, в виде выписки из реестра о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма предоставляемых заинтересованным лицам указанных выписки или справки и порядок их предоставления определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 97-ФЗ)

Срок предоставления указанных выписки или справки на бумажном носителе не может превышать пять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка на бумажном носителе предоставляются за плату, если иное не установлено федеральными законами.

Предоставление указанных выписки или справки в форме электронного документа осуществляется бесплатно в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные выписка или справка в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора информационной системы — уполномоченного федерального органа исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 01.05.2022 N 97-ФЗ)

Оцените статью
Бизнес Болика