Социально-экономические аспекты сохранения историко-культурного наследия – тема научной статьи по социальной и экономической географии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Социально-экономические аспекты сохранения историко-культурного наследия – тема научной статьи по социальной и экономической географии читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Инвестиции

Автореферат диссертации по теме «инвестиции в сохранение объектов культурно-исторического наследия крупного города»

На правах рукописи

Ильин Олег Николаевич

Инвестиции в сохранение объектов культурно-исторического наследия крупного города

Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

1 о ДЕК 2009

Санкт-Петербург 2009

003487394

Работа выпонена в Институте проблем региональной экономики РАН

Научный руководитель: доктор экономических наук

Лимонов Леонид Эдуардович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук

профессор Васильева Наталья Владимировна

Ведущая организация: ФГОУ ВПО Северо-Западная академия государственной службы

Защита состоится л 22 декабря 2009 года в 15-00 на заседании диссертационного совета Д 002.079.01 в Институте проблем региональной экономики РАН по адресу: 190013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д.38, ауд. 20.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института проблем региональной экономики РАН

Автореферат разослан л21 ноября 2009 года. Ученый секретарь

кандидат экономических наук, доцент Гончарова Эмилия Алексеевна

диссертационного совета

Т.В. Шабунина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Сохранение исторического наследие становится одним из основных приоритетов социально-экономического развития во многих городах мира. Санкт-Петербург обладает огромным потенциалом культурно-исторического наследия мировой значимости.

Современный мировой опыт охраны наследия и развития исторических городов опровергает устаревшее понятие о затратном характере содержания и реставрации памятников. Анализ экономических преимуществ сохранения историко-культурного наследия выявил их положительное воздействие на экономический рост в таких областях городского развития как строительство и реставрация, стоимость недвижимости, туризм, привлечение инвестиций, развитие бизнеса и т.д.

В связи с этим возникла объективная потребность разработки и внедрения новых научно-методических подходов к управлению реставрационной деятельностью, способствующих повышению эффективности функционирования организаций этой сферы.

Необходимость решения этой проблемы обусловлена следующими факторами:

— реставрационная деятельность является специфической подотрасли) городского строительного комплекса, для которой дожна быть разработана специальная методология по ее управлению;

— для эффективного управления реставрационной деятельностью необходимо создание специальных подходов, базирующихся на объективных закономерностях этой сферы, на обоснованной стратегии ее развития, принципах управления, инновационном характере.

Результаты отечественных и зарубежных исследований в данной области не представляют собой единой теории и методики комплексного управления реставрационной деятельностью в стране, регионах, городах. Механизм привлечения частных инвестиций в эту сферу в нашей стране не создан.

Необходимость решения этих задач определяет актуальность темы исследования, как в теоретическом, так и практическом плане.

Изученность проблемы. Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов: Аакера Д., Абрамова С.И., Асаула А.Н., Бузырева В.В., Гранберга А.Г., Гусакова М.А., Панибратова Ю.П., Петрова А.Н., Рипкема Д., Саму-эльсона П., Стиглица Дж., и ряда других экономистов.

В то же время имеет место недостаточная освещенность управленческого аспекта процесса привлечения инвестиций в сохранение культурно-

исторического наследия. Не до конца разработаны научно-обоснованные подходы к формированию стратегии управления привлечением инвестиций в регион. Требуют совершенствования организационно-правовые механизмы реализации программы сохранения памятников культурно-исторического наследия. Недостаточное освещение получила и проблема оценки инвестиций в сохранение и использование объектов культурного наследия.

Все это и определило выбор темы исследования.

Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ региональной политики привлечения инвестиций в сохранение и использование культурно-исторического наследия.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

— раскрыть сущность, субъекты и объекты инвестиций в сохранение и использование культурно-исторического наследия;

— определить роль и место реставрации и реконструкции объектов культурно-исторического наследия в решении социальных, экономических и экологических проблем города;

— исследовать зарубежный опыт управления инвестиционной деятельностью при реставрации и реконструкции объектов исторического наследия и рассмотреть возможности его адаптации для условий Российской Федерации;

— разработать методические основы управления инвестиционной деятельностью при реставрации и реконструкции исторических памятников, включающих закономерности, принципы, методы, критерии эффективности управления;

— предложить механизм взаимодействия участников рынка реставрационных работ на принципах государственно-частного партнерства;

— разработать методический подход к комплексной оценке эффективности реставрации и реконструкции объектов культурно-исторического наследия;

— выпонить анализ рынка реставрационных работ Санкт-Петербурга и определить направления его развитие на перспективу.

Объектом исследования является региональная политика инвестиционной деятельности в области сохранения и использования объектов культурно-исторического наследия.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия участников рынка реставрационных работ при реставрации, реконструкции и использовании объектов культурно-исторического наследия.

Теоретической, методической и информационной основой исследования послужили научные разработки отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и за-

рубежных стран в области регулирования инвестиционной деятельности, а также охраны объектов культурного наследия и их использования.

Статистическую базу исследования составили материалы государственных статистических органов РФ, а также материалы, непосредственно собранные автором в ходе исследований в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Диссертационное исследование осуществлялось на основе общенаучных методов исследования — системного подхода, анализа и синтеза, методов экономико-математического моделирования.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ НОВИЗНЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная новизна состоит в обосновании и решении научной проблемы привлечения инвестиций на формирующийся рынок реставрационных работ для сохранения объектов культурно-исторического наследия с получением следующих результатов, содержащих элементы научной новизны..

Научные результаты состоят в следующем:

— предложено новое содержание понятия инвестиционный потенциал культурно-исторического наследия. Он рассматривается как ресурс, использование которого обеспечивает экономический рост в регионе (городе). Особенностью инвестиций в сохранение исторического наследия является способность обеспечивать мультипликационный эффект за счет развития туризма, малого и среднего бизнеса, транспорта, повышения стоимости недвижимости вблизи памятников;

— дана авторская классификация объектов культурно-исторического наследия на основание критериев, характеризующих историческую, градостроительную, архитектурно-эстетическую, научно-реставрационную и функциональную ценности;

— предложен методический подход, позволяющий оценивать инвестиции в объекты культурно-исторического наследия на основании частных коэффициентов, характеризующих различные виды ценностей и интегрального коэффициента оценки их эффективности;

— на основание анализа рынка реставрационных работ объектов исторического наследия Санкт-Петербурга дана его характеристика как рынка монополистической конкуренции. Отличительными чертами рынка является фрагментированная структура, ни одна из фирм не владеет определяющей долей рынка, существует относительная легкость входа/выхода на рынок.

Наиболее эффективной конкурентной стратегией на этом рынке является специализация. Основой успешного функционирования специализированной реставрационной фирмы является высокая профессиональная квалификация и собственная материально-техническая база (литейный, кузнечный, мозаичный участки и др.);

Про бизнес:  О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 02 августа 2019 -

— для развития рынка реставрационных работ предложен концептуальный подход, рассматривающий деятельность по развитию рынка реставрационных работ в системе управления социально-экономического развития города. Новизну предложенного подхода определяет комплексное использование методов регулирования федеральной, региональной (городской) и муниципальной экономики, направленных на оптимизацию социально-экономического развития города как целостного экономического субъекта, и специализированных методов регулирования рынка исторической недвижимости и рынка жилья;

— предложен метод комплексной оценки эффекта от реставрационной деятельности, составными частями которого являются показатели бюджетной, коммерческой, социальной и экологической оценок, допоняющей и развивающей существующие методы определения экономической эффективности управления, что позволит повысить обоснованность управленческих решений по сохранению объектов исторического наследия;

— предложен механизм финансового обеспечения реставрационных работ за счет государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций, направленных на поддержание исторического наследия;

— для повышения уровня управления и оптимизации затрат на реставрацию и эксплуатацию памятников, повышения их сохранности и договечности предлагается создание на государственном уровне (городском) самостоятельного органа Фонд содействия реставрации объектов исторического наследия.

Структура и объем работы. Поставленные цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы.

В первой главе Теоретико-методологические основы формирования и реализации региональной инвестиционной политики сохранения исторического наследия рассматривается сущность инвестиционной политики и инвестиционный потенциал как основа формирования инвестиционной политики экономического роста, использование частно-государственного партнерства в инвестиционном обеспечение реставрационной деятельности.

Во второй главе Методический подход к оценке реставрационной деятельности рассматриваются следующие вопросы: методика бюджетной эффективности инвестиционных проектов реставрационных работ, система критериев ценностей памятников истории и культуры и их использование при оценке реставрации и реконструкции, методический подход к разработке программы реставрационных работ.

В третьей главе Реставрация памятников истории и культуры Санкт-Петербурга дана характеристика рынка реставрационных работ объектов исторического наследия Санкг Петербурга, выпонен анализ основных направлений реставрационной деятельности в Санкт-Петербурге на перепек-

тиву, изучен опыт зарубежных стран по сохранению исторического наследия как стратегическое направление развития туризма, а также показана эффективность использование памятников архитектуры для коммерческих целей.

В заключении приведены основные результаты исследования. Библиография содержит 126 источников. В приложении приведен пример бизнес-плана строительства торгово-развлекательного центра в исторической части города.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. Сохранение наследия дожно быть официально признано в качестве одной из национальных идей, не только формирующих патриотизм и любовь к родине жителей страны (города), а также имидж страны, но и приносящих существенный экономический эффект. Всего в реестре памятников исторического наследия РФ числится порядка 90 тыс.

Из общего числа памятников объектов культурно-исторического наследия насчитывается 27560 памятников федерального значения. Их распределение по федеральным округам приведено на рис. 1.

Сибирский; 634;

Рис.1. Распределение памятников федерального значения по округам.

Основываясь на историческом и современном практическом отечественном опыте и законодательных положениях в области охраны и реставрации памятников, представляется целесообразным свести систему ценностей памятников архитектуры к следующей классификации:

— историческая ценность (утверждение исторической правдивости);

— градостроительная ценность (исторические градостроительные факторы, связь исторической планировочной структуры с архитектурным решением);

— архитектурно — эстетическая ценность (раскрытие и подтверждение архитектурно-эстетического образа);

— эмоционально-художественная ценность (восприятие эмоционально-художественного воздействия);

— научно-реставрационная ценность (ценные послойные реставрации и рекомендации к научной реставрации);

— функциональная ценность (наделение современными функциями).

Ценность памятника культурно-исторического наследия обусловливают конкретные группы определяющих ее критериев, одно и то же сооружение может иметь одновременно несколько критериев ценности и число и виды ценностей меняются с течением времени существования памятника.

В таблице 1 приведена система критериев применительно к перечисленным выше ценностям

Таблица 1

Система критериев ценностей и памятников культурно-исторического наследия

Ценность Критерии

I Историческая Причастность здания к историческому событию Историческая достоверность, правдивость Место с архитектурным сооружением, связанное с историческим событием Место и среда, ценные действием, вошедшим в историю общества Историческая значимость архитектурных элементов

II Градостроительная Исторически ценная планировочная схема Сомасштабные пропорциональные архитектурно-пространственные композиции в системе исторического центра города Значение древнего сооружения в сохранении исторически сложившейся среды (архитектурная композиция, художественный колорит) Силуэт панорамы города, масштабные сочетания разностилевых и разновременных строений

III Архитектурно-эстетическая Период строительства Принадлежность к стилевой архитектурной эпохе (определенному архитектурному стилю) Место и значимость в мировой и отечественной архитектуре Особые архитектурно-строительные конструкции и архитектурно-художественные элементы

IV Эмоционально-художественная Эмоциональное воздействие объекта древней архитектуры на человека Скульптурные декоративные средства художественного воздействия Декоративное решение объекта

V Научно-реставрационная Система наслоений архитектурных форм Изменение первоначального вида памятника Реставрационные периоды на памятнике Значимость, ценность и отрицательность проведенных реставраций

VI Функциональная Первоначально заданные функции Возможность выпонения современных функций Целесообразность функционального действия Памятник как объект назначения под различные функциональные цели Памятник как собственно объект показа (музейный экспонат) Условия комфортности

Историческое и культурное наследие (ядро) города, включает три основные составляющие: информационную, социальную и экономическую. Каждая из них необходима для нормального функционирования этого ядра в целом и каждой его части в отдельности.

На рисунке 2 представлены основные составляющие исторического и культурного наследия.

Рис. 2. Основные составляющие исторического и культурного наследия

2. Специфика реставрационных работ требует переосмысления категории линвестиции в сохранение исторического наследия. Основой формирования и реализации инвестиционной политики является инвестиционный потенциал региона, представляющий совокупность инвестиционных ресурсов, а также условий функционирования инвестиционного механизма (создания благоприятного инвестиционного климата, усиление роли государства как гаранта соблюдения нормативно-правового режима, либерализация рынка объектов исторической недвижимости, частно-государственное партнерство).

Их особенностью является длительность сроков осуществления реставрационных работ, сравнительно невысокий уровень прибыльности и длительные сроки окупаемости, способность обеспечивать мультипликационный эффект (развитие туризма, малого и среднего бизнеса, строительства, транспорта, торговли).

Инвестиции в историческую недвижимость имеют высокую степень надежности. В связи с ограниченностью памятников культурно-исторического наследия их стоимость в перспективе будет только возрастать.

3. В диссертации выпонен анализ рынка реставрационных работ объектов исторического наследия Санкт-Петербурга и дана его характеристика. Памятники исторического наследия относятся к федеральной, региональной и муниципальной собственности. Они находится в разной степени сохранности и требуют как ежегодного текущего ухода, так и реставрации и реконструкции, различной степени сложности и стоимости.

Про бизнес:  ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИКИ

на основе государственного заказа, выставляемого на конкурс. На рынке реставрационных работ согласно реестра зафиксировано порядка 400 фирм и организаций. Фактически функционирует около 200. Крупные фирмы выпоняют- практически все виды реставрационных работ, мекие и средние (численностью до 150 чел) выпоняют специализированные работы.

На рисунке 3 показана роль объектов культурно-исторического наследия на рынке реставрационных работ.

Рис. 3. Роль объектов культурно-исторического наследия на рынке реставрационных работ

4. На формирующийся рынок исторической недвижимости оказывает большое влияние масштабная приватизация памятников, что становится реальностью, так как сняты практически все официальные ограничения на приватизацию. Государство, выставляя на аукцион или конкурс памятники исторического наследия, предполагает, что они дожны находить собственника, который будет заботиться об их сохранности.

Для экономической оценки объектов культурного наследия, по мнению автора, необходимо:

— провести экспертизу с привлечением специалистов (историков, искусствоведов, археологов, реставраторов);

— рассмотреть варианты использования и страхования;

— установить первоначальную цену с учетом инвестиционной мотивации, связанной с приобретением объекта культурно-исторического наследия.

Привлекательность объектов культурно-исторического наследия для бизнеса связанна с:

— месторасположением объекта, что служит условием коммерческой эффективности (спрос на торговые, офисные, гостиничные площади в исторической части города высокий, высока и стоимость земли);

— капитализацией (покупка памятника архитектуры и земельного участка под ним гарантирует высокую ставку доходности, которая превышает банковский процент или процент паевых фондов);

— ликвидностью (при правильном выборе объекта собственности его владелец имеет возможность реализовать объект причем по более высокой цене, чем затраты на приобретение);

— имиджем собственника (для успешных компаний размещение офиса в историческом центре в здании-памятнике культурно-исторического наследия является престижным, допонительной рекламой успешной работы на рынке);

— проявление индивидуализма (это может быть способом самовыражения, цели здесь скорее художественные, чем коммерческие — площадки для выставок, галерей, устройства салонов, театрализованных мероприятий и др.);

— благотворительными целями (создание частных музейных комплексов, как способ проявления общественного самосознания, как путь сохранения исторической памяти).

Стоимость объектов исторической недвижимости определяется: сферой их использования, техническим состоянием, месторасположением, размером земельного участка, окружающей средой, перспективой дальнейшего коммерческого использования. На величину стоимости влияет листорическая легенда, то есть допонительная стоимость объекта как исторического памятника.

В диссертации разработана система показателей комплексной оценки эффективности проектов памятников исторического наследия. Она состоит из интегрального и частных. Интегральный показатель носит обобщенный характер и строится на основе показателей эффективности — коммерческой, бюджетной, социальной, экологической.

Одним из частных показателей является показатель эффективности капительных вложений в реставрацию объектов городской жилой недвижимости.

м =1 м

где Е — банковская учетная ставка, %;

1 — продожительность реконструкции, лет; — площадь коммерческого жилья, м2;

Сж — рыночная стоимость 1 м2 жилья, тыс. руб.;

Бщ — площадь помещений объекта социальной инфраструктуры, выставляемого инвестором на продажу, м2;

С;с — рыночная стоимость 1 м2 площади помещений объекта социальной инфраструктуры, выставляемого инвестором на продажу, тыс. руб.;

Укр — объем реконструкции, м2;

С|ф — стоимость реконструкции 1 м2, руб/м2;

Затраты на комплексную реконструкцию городской жилой застройки включают затраты на реконструкцию жилых зданий, объектов социального и культурно-бытового назначения, инженерного оборудования и благоустройство территории.

В качестве критерия, позволяющего учитывать социальные, экологические, экономические и другие факторы, значимые для жителей города и туристов, предлагается использовать интегральный коэффициент оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов. Его составляющие приведены в таблице 2.

Таблица 2

Интегральный коэффициент оценки эффективности инновационно_ инвестиционных проектов__

Наименование коэффициент Задачи ншювацношкмитатщиошшх проектов, характеризуемые коэффициентом Вес коэффициента

1. Историческая значимость проекта сохранение исторического наследия города 0,25

2. Культурная значимость проекта развитие культурного наследия города 0,15

3. Духовно-нравственная направленность проекта создание нравственной среды обитания общества 0,1

4. Духовно-нравственное влияние проекта (благотворительность) повышение духовно-нравственных устоев общества 0,1

5. Духовно-нравственная значимость проекта п.З п.4 0,2

6. Информационная составляющая п. 1 п. 2 п. 5 0,60

7. Социальная значимость повышение уровня жизни населения города и гостей 0,1

8. Экологическая безопасность снижение экологической загрязненности города 0,15

9. Социальная составляющая п. 7 п. 8 0,25

10. Экономическая составляющая экономическая выгода от реализации проекта 0,15

11. Интегральный коэффициент оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов п. 6 п. 9 п. 10 1,0

Используя интегральный коэффициент, можно оценить эффективность различных инновационно-инвестиционных проектов реставрации и реконструкции, предлагаемых для реализации в историческом и культурном центре города, и выбирать лучший из них.

5. Проведенный в работе анализ политики государственной поддержки развития рынка реставрационных работ показал, что именно недоучет специфики и особенностей функционирования этого рынка отражается на качестве программы социально-экономического развития города и ее подпрограммы развития туризма.

Для решения этой проблемы предложен концептуальный подход, рассматривающий деятельность по развитию рынка реставрационных работ в системе управления социально-экономического развития города (рисунок 4). Новизну предложенного подхода определяет комплексное использование методов регулирования федеральной, региональной (городской) и муниципальной экономики, направленных на оптимизацию социально-экономического развития города как целостного экономического субъекта.

Рис.4. Рынок реставрационных работ в системе управления социально-экономического развития города

Автором выделяются ключевые процессы управления экономикой крупного города, оценивается, какое влияние управленческие воздействия оказывают на развитие рынка реставрационных работ и каким образом могут быть интегрированы и взаимоувязаны управленческие решения, объектом которых является экономика города в целом и рынки исторической недвижимости и жилья как ее элементы.

В диссертации подчеркнута необходимость координации действий органов власти и частно-хозяйствующих субъектов при реализации проектов комплексного освоения городской территории. В целях оптимальной координации усилий и объединения финансовых возможностей для реализации подобных проектов предложен механизм формирования института частно-государственного партнерства и варианты распределения пономочий и ответственности между его участниками.

6. В диссертации рекомендовано выделение реставрации и реконструкции памятников исторического наследия в самостоятельный объект управления, что позволит применить программно-целевой метод и разработать программу сохранения памятников наследия и их эффективное использование.

Объемы фактических и прогнозных инвестиций на реставрационные работы в Санкт-Петербурге приведены на рисунке 5.

Рис.5. Фактические и прогнозные инвестиции в Программу сохранения памятников культурно-исторического наследия

7. Для повышения уровня управления и оптимизации затрат на реставрацию и эксплуатацию памятников, повышения их сохранности и договечности автором предлагается создание на государственном уровне (городском) самостоятельной органа Фонд содействия реставрации объектов исторического наследия.

Агоритм организации проведения реставрационных работ в крупном городе приведен на рисунке 6.

Про бизнес:  Инвестиционный и финансовый аналитик: сравнение профессий - Блог SF Education

Рис. 6. Агоритм организации проведения реставрационных работ в крупном городе

В диссертации разработаны методические рекомендации по созданию системы государственной поддержки реставрационных работ, учитывающие специфику форм собственности, физическое состояние объекта и возможности его использования. Обоснована эффективность проектов комплексного освоения территории как инструментов взаимоувязки социально-экономического и градостроительного (пространственного) развития.

8. На формирующийся рынок исторической недвижимости оказывает большое влияние масштабная приватизация памятников, так как сняты практически все официальные ограничения на приватизацию. Государство, выставляя на аукцион или конкурс памятники исторического наследия, предполагает, что они дожны находить собственника, который будет заботиться об их сохранности.

Процесс приобретения исторической недвижимости начинается:

— с определения направлений формы использования и места будущей деятельности;

— со сбора информации об интересующем объекте (в каком реестре находится, какие имеются правоустанавливающие документы);

— с проведения БХУОТ-анализа и предварительного решения о покупке, аренде, концессии, доверительном управлении (рассматриваются плюсы и минусы каждого варианта);

— с участия в конкурсе и получения документов закрепляющих право собственности (аренды, концессии) на объект исторической недвижимости;

— с заключения договора с государственной структурой, отвечающей за сохранение и использование культурно-исторического наследия.

В диссертации предложен механизм финансового обеспечения реставрационных работ за счет государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций.

Основная роль государства заключается в создание благоприятного инвестиционного климата, который складывается из следующих направлений:

— повышение роли Правительства города как гаранта поддержания нормативно-правового режима в инвестиционной деятельности;

— предоставление инвесторам гарантий стабильных условий функционирования;

— создание конкурентных условий, способствующих устойчивому экономическому развитию и эффективному вложению капитала;

— либерализацию рынка реставрационных работ путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации (принцип лодного окна);

— обеспечение получения достоверной информации об объекте реставрации;

— содействие становлению современной институциональной инфраструктуры рынка реставрационных работ.

Государственное инвестирование, по мнению автора, дожно быть связано с:

— усилением социальной направленности инвестиционной деятельности (решение проблем жилья, социальной инфраструктуры, инвестиции в человеческий капитал);

— стимулированием привлечения иностранного капитала;

— реализацией проектов, повышающих имидж города и способствующих росту туристского потока (морской порт, кольцевая дорога, решение проблем городского транспорта);

— обеспечением прозрачности инвестиционных программ и проектов (государственный заказ, тендеры, конкурсы, отчетность);

— выпонением инвестиционных обязательств в рамках утвержденных бюджетов.

Государственно-частное партнерство включает:

— нормативно-правовое обеспечение передачи памятников исторического наследия в частную собственность;

— снижение налогового бремени, льготное кредитование, частичное компенсация затрат бизнесу;

— создание специальных организационных структур, призванных обеспечить реализацию программы сохранения культурного наследия;

— подготовку и переподготовку кадров.

Для повышения качества реставрационных работ и контроля за деятельностью компаний, занимающихся реставрационными работами, рекомендуется создание некоммерческой саморегулирующей организации. Когда заработает механизм саморегулирования, т.е. жесткий контроль качества работ реставрационных компаний, главным фактором станет имидж компании.

Вклад автора в проведенное исследование

Участие автора состоит в определении целей и задач диссертационного исследования, выборе и изучении объекта и предмета исследования, поиске источников информации. Автором показана актуальность темы исследования. Теоретические и методические положения, практические рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, являются результатом исследований и практической работы автора.

Проведенный автором анализ регионального реставрационного рынка позволил сформулировать основные пути его развития, а также показал значимость этого рыжа для социально-экономического развития города, особенно в условиях кризисной экономики. В диссертации предложен новый подход к вопросу построения эффективной системы регулирования рынка реставрационных работ.

Обоснованы методологические подходы к разработке инвестиционной политики в регионе применительно к объектам исторического наследия, в основе которой инвестиционный потенциал региона, организационно-экономический механизм управления инвестициями в объекты культурного наследия, программа работ по сохранению и эксплуатации памятников истории.

В диссертации обоснована целесообразность формирования организационной структуры Фонд содействия реставрации объектов исторического наследия.

Автором выпонен анализ рынка реставрационных работ Санкт-Петербурга и показаны основные направления реставрационной деятельности в городе на перспективу.

Практическая значимость исследования состоит в том, это теоретические положения доведены до конкретных практических рекомендаций

региональным органам государственного управления по разработке и формированию системы управления привлечением инвестиций в сохранение объектов культурно-исторического наследия.

Основные теоретические положения, выводы и рекомендации могут быть использованы при подготовке учебных пособий и разработке лекционных курсов по проблеме формирования региональной инвестиционной политики привлечения инвестиций в сохранение и использование культурно-исторического наследия.

Публикации и апробация работы. Апробация результатов исследования осуществлена как в практическом, так и в теоретическом плане. Ряд выводов и рекомендаций исследований использован в практической деятельности по совершенствованию системы регулирования инвестиционной деятельности Санкт-Петербурга. Автором опубликовано 8 работ, общим объемом 4,9 пл.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Ильин О.Н. Оценка реставрационных работ в Санкт-Петербурге. Вестник Российской академии естественных наук. №5 2009 г. — 0,6 п.л.

2. Ильин О.Н. Система критериев ценностей памятников истории и культуры и их использование при оценке реставрации и реконструкции: Препринт. — СПб.: Изд-во СПбГУАП 2007, — 1,3 п.л.

3. Ильин О.Н. Реставрация памятников истории и культуры Санкт-Петербурга — теоретический аспект: Препринт. — СПб.: Изд-во СПбГУАП, 2008 г. -1,3 п. л.

4. Ильин О.Н. Роль строительной корпорации в решении социальных проблем города. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференция Корпоративное управление и социальная ответственность бизнеса (03 марта 2009 года, Санкт-Петербург). ИПРЭ РАН. СПб.: 2009 — 0,4 пл.

5. Ильин О.Н. Рынок реставрационных работ Санкт-Петербурга. В сб. материалов VI Всероссийской научно-практической конференции Актуальные проблемы управления экономикой региона (2224 апреля 2009 г. СПб.: СПбГИЭУ. 2009 — 0,3 пл.

6. Ильин О.Н. Развитие девелопмента в инвестиционно-строительной сфере крупного города. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Инновационная и социально ориентированная экономика: региональный аспект 2-3 апреля 2009 г. Санкт-Петербург. ИПРЭ РАН, СПб — 0,3 пл.

7. Ильин О.Н. Реставрационная отрасль Санкт-Петербурга. // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. — Вып. 10. — СПб.: Изд-во СПбГУЭф, 2009,- 0,3 пл.

8. Ильин О.Н., Перекатов Б.А. Социальная эффективность реставрационной деятельности. // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. -Вып.10. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.- 0,4/0,2 пл.

Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.

_Тираж 100 экз. Заказ № 728._

Отпечатано в редакционно-издательском центре ГУАП 190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67

Оцените статью
Бизнес Болика