Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2022 году

Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2022 году Инвестиции

Приказ минэкономразвития россии от 19.05.2020 n 292
«об утверждении методики расчета показателя «объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков» федерального проекта «акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 мая 2020 г. N 292

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ

РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ «ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,

ПОЛУЧИВШИХ ДОСТУП К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПЛОЩАДЯМ И ПОМЕЩЕНИЯМ

В РАМКАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ, ТЕХНОПАРКОВ» ФЕДЕРАЛЬНОГО

ПРОЕКТА «АКСЕЛЕРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

В целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также мониторинга его показателей приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Илюшникову Т.А.

Министр

М.Г.РЕШЕТНИКОВ

Приложение

к приказу Минэкономразвития России

от 19 мая 2020 г. N 292

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ «ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,

ПОЛУЧИВШИХ ДОСТУП К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПЛОЩАДЯМ И ПОМЕЩЕНИЯМ

В РАМКАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ, ТЕХНОПАРКОВ» ФЕДЕРАЛЬНОГО

ПРОЕКТА «АКСЕЛЕРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ

И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

I. Общие положения

Методика предназначена для расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков» (далее — показатель), используемого для ведения мониторинга исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2022 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 20, ст. 2817; N 30, ст. 4717) и федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее — федеральный проект) в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Источником информации для расчета показателя являются данные Минэкономразвития России, полученные в рамках реализации федерального проекта.

Показатель рассчитывается Минэкономразвития России в целом по Российской Федерации, в разрезе субъектов Российской Федерации, на территориях которых промышленные парки и технопарки созданы и (или) получили поддержку с участием средств федерального бюджета, а также в разрезе каждого такого промышленного парка или технопарка.

Данные по инвестициям в основной капитал отражаются в текущих ценах, за единицу измерения принимается млрд. рублей.

Расчет показателя проводится без учета налога на добавленную стоимость.

Периодичность и срок формирования показателя — ежеквартально и ежегодно.

Срок предоставления (распространения) значения показателя Минэкономразвития России — не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, начиная с 2020 года.

Отслеживаемый период исполнения показателя — в течение реализации федерального проекта.

II. Основные понятия и определения

Для целей настоящей Методики используются следующие основные понятия:

«Субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие доступ к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков» — юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территориях промышленных парков, технопарков и (или) получивших доступ к отдельным видам товаров и услуг на территориях промышленных парков и технопарков;

«Инвестиции в основной капитал» — совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов.

III. Порядок расчета показателя

Расчет показателя (Io) за отчетный год производится на основе формулы:

,

где:

Ii — объем инвестиций в основной капитал в отчетном году субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков, которые созданы и (или) получили поддержку на территории i-го субъекта Российской Федерации, млрд. рублей;

Im — объем инвестиций в основной капитал в отчетном году управляющих компаний, соответствующих критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, млрд. рублей;

n — количество субъектов Российской Федерации, имеющих на своих территориях промышленные парки и технопарки, созданные с привлечением средств федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации, предусматривающих меры государственной поддержки с привлечением средств федерального бюджета, на создание инфраструктуры промышленных парков и технопарков, единиц.

При расчете показателя в разрезе субъектов Российской Федерации количество субъектов малого и среднего предпринимательства определяется по месту ведения их деятельности.

постановление правительства рф от 11.12.2022 n 1352 "об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) | гарант

Положение
об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2022 г. N 1352)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее — закупки), годовой объем закупок, который такие виды юридических лиц обязаны осуществить у указанных субъектов, а также порядок расчета годового объема закупок.

3. Заказчики, зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц после вступления в силу настоящего Положения, применяют настоящее Положение с 1 января года, следующего за годом, в котором такие заказчики были зарегистрированы.

5. Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 25 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

5.1. Годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 20 процентов совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки. При расчете такого совокупного годового стоимостного объема закупок не учитываются закупки, предусмотренные пунктом 7 настоящего Положения.

5.2. Годовой объем закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитываемый на основании заключенных в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства, определяется как увеличенный на 5 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — заказчики, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции), по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства за год, предшествующий отчетному, но не более чем 5 процентов совокупного годового стоимостного объема всех договоров, заключенных заказчиками, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, по результатам закупок товаров, работ, услуг за отчетный год. При этом заказчики, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, вправе осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме, превышающем годовой объем, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом.

Про бизнес:  Рейтинг доходности: как и сколько можно заработать на дивидендах :: Новости :: РБК Инвестиции

5.3. Годовой объем закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, которую планируется осуществить в соответствии с проектом плана закупки товаров, работ, услуг или проектом плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (в части первого года его реализации) либо которую планируется осуществить в соответствии с указанными утвержденными планами по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, определяется как увеличенный на 5 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, участниками которых являлись только субъекты малого и среднего предпринимательства, за год, предшествующий отчетному, но не более чем 5 процентов запланированного совокупного годового стоимостного объема договоров. При этом заказчики, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, вправе планировать осуществление закупки инновационной и высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме, превышающем годовой объем, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом.

6. При расчете годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются договоры, заключенные заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 4 настоящего Положения, а также договоры, заключенные поставщиками (исполнителями, подрядчиками) непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договоров, заключенных поставщиками (исполнителями, подрядчиками) с заказчиками по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения, с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 6.1 и 6.2 настоящего Положения.

6.1. В случае планирования заключения, заключения договоров по результатам закупок, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 4 настоящего Положения, срок исполнения которых превышает один календарный год, при расчете в соответствии с пунктами 5 — 5.3 настоящего Положения годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются совокупные годовые стоимостные объемы закупок, рассчитанные на соответствующий календарный год согласно сведениям, содержащимся в плане закупки (плане закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств), проектах таких планов или в заключенных по результатам закупки договорах, об объемах оплаты договора в течение каждого года его исполнения.

7.При расчете в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками, в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства, по результатам закупок, при расчете в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Положения совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки, при расчете в соответствии с пунктом 5.2 настоящего Положения годового объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства и при расчете в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Положения годового объема закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, которую планируется в соответствии с проектом плана закупки товаров, работ, услуг или проектом плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (в части первого года его реализации) либо указанными утвержденными планами осуществить по результатам закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, не учитываются (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 настоящего Положения):

а) закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

б) закупки в области использования атомной энергии;

в) закупки, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»;

г) закупки, которые осуществляются за пределами территории Российской Федерации и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории Российской Федерации;

д) закупки финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

е) закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;

ж) закупки, в отношении которых принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона;

з) закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

и) закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

к) закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объекта капитального строительства авторами, а также по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;

л) закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;

м) закупки энергоносителей;

н) закупки услуг добычи, хранения, отгрузки (перевалки) и переработки энергоносителей;

о) закупки подвижного состава и материалов верхнего строения железнодорожного пути;

п) закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим документом;

р) закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;

с) закупки труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;

т) закупки товаров, являющихся источником радиоактивной и химической опасности и применяемых для разведки, добычи, транспортировки и переработки сырой нефти и природного газа;

ч) закупки товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) основным хозяйственным обществом и дочерним хозяйственным обществом и (или) хозяйственным обществом, созданным дочерним хозяйственным обществом, в случае закупки:

товаров, работ (услуг) собственного производства — при необходимости соблюдения единого технологического процесса производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;

товаров, работ (услуг), связанных с оказанием бухгалтерских услуг, информационных услуг, охранной деятельностью или с сохранением коммерческой и информационной безопасности основного хозяйственного общества, его дочерних хозяйственных обществ, хозяйственных обществ, созданных дочерними хозяйственными обществами;

ю) закупки государственными компаниями, созданными на основании федерального закона, товаров, работ, услуг, по результатам которых заключаются на срок более 5 лет договоры (соглашения), которые предусматривают одновременно софинансирование, проектирование и (или) разработку рабочей документации, строительство (реконструкцию и (или) комплексное обустройство), эксплуатацию, включая содержание, ремонт (при необходимости), капитальный ремонт (при необходимости) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) общего пользования федерального значения и (или) отдельных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, выполнение функций оператора по сбору платы за проезд по платным автомобильным дорогам (платным участкам автомобильных дорог) общего пользования федерального значения (при необходимости), при условии установления указанными заказчиками в отношении участников закупки требований о привлечении к исполнению таких договоров (соглашений) субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

я) закупки работ, услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и обслуживанию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также закупка работ, услуг по подготовке проектной документации таких объектов в случае, если начальная (максимальная) цена договора на выполнение работ, оказание услуг по результатам указанных закупок превышает 400 млн. рублей;

я.1) закупки работ, услуг по проектированию, строительству, эксплуатации, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации объектов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к категории опасных производственных объектов, либо критически важных объектов топливно-энергетического комплекса, критических элементов объектов топливно-энергетического комплекса, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (за исключением закупки работ, услуг, включенных в утвержденный заказчиком перечень товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — перечень), в случае если начальная (максимальная) цена договора на выполнение работ, оказание услуг по результатам указанных закупок превышает 400 млн. рублей.

Про бизнес:  Как подготовить компанию к привлечению инвестиций

я 4) закупки, предусматривающие заключение договора на поставку медицинских изделий, являющихся аппаратами, приборами, оборудованием, применяемыми в медицинских целях, их последующее техническое обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию, в случае если начальная (максимальная) цена такого договора превышает 400 млн. рублей.

9. Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).

10. Заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — единая информационная система) или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее  — официальный сайт), а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

15. Заказчик вправе утвердить документ, описывающий комплекс мероприятий, направленных на формирование реестра (перечня) субъектов малого и среднего предпринимательства, поставляющих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по договорам, заключенным между указанными субъектами и заказчиком либо между указанными субъектами и поставщиком (исполнителем, подрядчиком), заключившим договор с заказчиком, участниками которых может быть неограниченное количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — программа партнерства), соответствующих следующим требованиям:

б) прохождение субъектом малого и среднего предпринимательства установленных заказчиком в соответствии с положением о закупке процедур определения соответствия субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, предъявляемым к поставщикам (исполнителям, подрядчикам). При этом такие процедуры не должны приводить к ограничению числа субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могут стать участниками программы партнерства.

15.1. Определяемые Правительством Российской Федерации конкретные заказчики и отдельные заказчики, в отношении которых акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями проводятся оценка соответствия и мониторинг соответствия, предусмотренные статьей 5.1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вправе утвердить программу партнерства в соответствии с требованиями к содержанию такой программы, предусмотренными пунктом 15.2 настоящего Положения, а также утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом предложений акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

15.2. Требования к содержанию программы партнерства включают в том числе:

а) порядок и форму ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — участников программы партнерства;

б) требования к участникам программы партнерства, а также перечень документов, представляемых субъектами малого и среднего предпринимательства для подтверждения соответствия указанным требованиям;

в) порядок оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включая обязательства заказчика по информированию о корпоративной системе менеджмента качества, распространению информации о номенклатуре текущих и перспективных технологических потребностей, планируемых объемах закупок на краткосрочный и долгосрочный периоды;

г) перечень мероприятий, направленных на оказание заказчиками финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в целях стимулирования их развития в качестве потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в случаях, если проведение таких мероприятий предусмотрено в соответствии с федеральными законами;

д) порядок формирования заказчиком перечня, а также порядок внесения изменений в такой перечень.

16. Утвержденная заказчиком программа партнерства, а также требования, предъявляемые к субъектам малого и среднего предпринимательства для участия в такой программе, размещаются на сайте заказчика в сети «Интернет».

II. Особенности проведения торгов, иных способов закупок, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только субъекты малого и среднего предпринимательства

20. При осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения в извещении о закупке и документации о закупке указывается, что участниками такой закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

21. При осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения заказчик вправе по истечении срока приема заявок осуществить закупку в порядке, установленном положением о закупке, без соблюдения правил, установленных настоящим Положением, в случаях, если:

а) субъекты малого и среднего предпринимательства не подали заявок на участие в такой закупке;

б) заявки всех участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, отозваны или не соответствуют требованиям, предусмотренным документацией о закупке;

в) заявка, поданная единственным участником закупки, являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, не соответствует требованиям, предусмотренным документацией о закупке;

22. Если договор по результатам закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, не заключен, заказчик вправе отменить решение об определении поставщика (исполнителя, подрядчика), принятое по результатам такой закупки, и осуществить закупку в порядке, установленном положением о закупке, без соблюдения правил, установленных настоящим Положением.

24. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, возвращаются:

а) всем участникам закупки, за исключением участника закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания протокола, составленного по результатам закупки;

26. Если в документации о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, установлено требование к обеспечению исполнения договора, такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке.

III. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в качестве субподрядчиков (соисполнителей)

29. Заказчики вправе установить в извещении о закупке, документации о закупке и соответствующем проекте договора требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Участники такой закупки представляют в составе заявки на участие в закупке план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

30. План привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства содержит следующие сведения:

а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для индивидуального предпринимателя), почтовый адрес, номер контактного телефона, адрес электронной почты субъекта малого и среднего предпринимательства — субподрядчика (соисполнителя);

б) предмет договора, заключаемого с субъектом малого и среднего предпринимательства — субподрядчиком (соисполнителем), с указанием количества поставляемого им товара, объема выполняемых им работ, оказываемых им услуг;

в) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги субъектом малого и среднего предпринимательства — субподрядчиком (соисполнителем);

г) цена договора, заключаемого с субъектом малого и среднего предпринимательства — субподрядчиком (соисполнителем).

32. Привлечение к исполнению договора, заключенного по результатам закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения, субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства является обязательным условием указанного договора. В такой договор также должно быть включено обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение условия о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

32.1. В документацию о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения, должно быть включено обязательное условие о сроке оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с субъектом малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договора, заключенного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с заказчиком, который должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

33. По согласованию с заказчиком поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе осуществить замену субподрядчика (соисполнителя) — субъекта малого и среднего предпринимательства, с которым заключается либо ранее был заключен договор субподряда, на другого субподрядчика (соисполнителя) — субъекта малого и среднего предпринимательства при условии сохранения цены договора, заключаемого или заключенного между поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и субподрядчиком (соисполнителем), либо цены такого договора за вычетом сумм, выплаченных поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в счет исполненных обязательств, в случае если договор субподряда был частично исполнен.

Про бизнес:  Главная / Экономика Москвы. Комплекс экономической политики и имущественно-земельных отношений Правительства Москвы. Экономический блок Москвы. Ефимов Владимир Владимирович

IV. Отчетность заказчиков об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках

Малый бизнес, не попавший в реестр мсп, остался без господдержки

Хочу заступиться за те малые и средние предприятия, которые по каким-либо причинам не попали в заветный «Реестр субъектов малого и среднего бизнеса». И хочется спросить: «А почему это, собственно, на них меры государственной поддержки не распространяются? Что это за формализм такой?»

Вникал в тему не очень глубоко, но вижу, что в данной ситуации идет нарушение нескольких позиций Конституционного Суда РФ и прогнозирую в будущем серьезные споры по этому поводу.

Вопрос:

Наше предприятие по всем параметрам является малым предприятием. Однако мы в «Единый реестр субъектов МСП» еще не включены (в прошлом году мы к малому бизнесу еще не относились, а стали фактически «малым» относительно недавно). Как быть в этой ситуации? Распространяются ли на нас меры поддержки, определенные постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409?

Ответ:

Напомним, что критерии, которые позволят квалифицировать налогоплательщика как субъекта малого и среднего предпринимательства, определены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

По общему правилу, реестр компаний, относящихся к малому или среднему предприятию, ведется в электронном сервисе «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» на сайте ФНС России.

Отвечая на Ваш вопрос, можно прямо сослаться на положения подп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, в соответствии с котором право на меры поддержки имеют только те малые и средние предприятия (и ИП), которые по состоянию на 1 марта 2020 г. включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поэтому формально, те организации, которые на 1 марта не включены в вышеуказанный реестр не имеют право на меры поддержки, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

Однако мы считаем, что в данной ситуации необходимо руководствоваться не только формальным подходом, но и подходом «по существу».

Включение предприятие в реестр означает, по нашему мнению, безусловность того, что меры поддержки, предусмотренные в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, на него распространяются в любом случае.

В то же время, соответствие налогоплательщика критериям малого и/или среднего предприятия, но его не включение в реестр субъектов малого и среднего бизнеса, не соотноситься с целью и смыслом тех государственных мер поддержки, которые вводит государство для поддержки тех субъектов бизнеса, которые оказались в сложных экономических условиях.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, налоговые обязательства обусловлены экономической деятельностью, а их возникновению предшествует, как правило, вступление лиц в гражданские правоотношения, на которых и основаны налоговые обязательства и (или) с которыми они тесно связаны. Следовательно, законодательная дискреция в области налогообложения также обусловлена его связью с экономически значимой деятельностью налогоплательщиков, а потому и нормы налогового законодательства, определяя основания, порядок и условия налоговых изъятий в бюджет, находятся в объективной взаимосвязи с нормами гражданского законодательства.

При этом федеральный законодатель, осуществляя соответствующее правовое регулирование, обязан по смыслу ч. 1 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, исходить не только из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, но и из частных интересов физических и юридических лиц с тем, чтобы соблюдалась соразмерность между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности и обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей.

Иное привело бы к неправомерному перенесению публично-правового метода регулирования, применяемого в налоговых отношениях, основанных на властном подчинении одной стороны другой, на гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве участников, и к произвольному ограничению свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов (см. постановления КС РФ от 20.02.2001 № 3-П, от 14.07.2003 № 12-П, от 13.03.2008 № 5-П, от 23.12.2009 № 20-П, от 01.03.2022 № 6-П, от 01.07.2022 № 19-П, от 24.03.2022 № 9-П, от 21.12.2022 № 47-П и др.).

Более того, в силу правовой позиции КС РФ, изложенной в ряде его решений, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и не в виде простого перечня, а как элементы системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику во многом предопределяются объективными закономерностями их экономической деятельности; при этом НК РФ исходит из того, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, как это следует, в том числе из п. 3 ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» (Постановление от 11.07.2022 № 20-П; Определения от 01.10.2009 № 1269-О-О, от 01.12.2009 № 1484-О-О и др.).

Кроме того, по смыслу ст. 57 Конституции РФ во взаимосвязи с положениями ее ст. 19, нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения, осуществляемое с учетом его конституционно-правовой природы, должно быть основано на конституционном принципе равенства, который применительно к сфере налогообложения подразумевает его равномерность, нейтральность и справедливость и исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковые налоговые последствия и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование (см. Постановления КС РФ от 22.07.2009 № 10-П, от 25.12.2022 № 33-П и др.).

В этом случае, по нашему мнению, для определения права Общества на применение пониженных ставок необходимо руководствоваться именно тем, подпадает ли Общество под критерии МСП на 01.04.2020 г. (то есть на начало периода применения пониженных ставок), которые прямо установлены положениями ст. 4 Закона о МСП, а не сведениями из сервиса ФНС России, поскольку:

Во-первых, на наш взгляд, сервис носит справочный характер и выступает больше как ориентир в оперативном определении статуса компании.

В частности, на сайте ФНС России размещен раздел «Вас нет в реестре МСП или данные не корректны», предусматривающей возможность самостоятельной подачи налогоплательщиком заявления о внесении в реестр актуальных данных.

Иными словами, данные сервиса не носят точного характера и не всегда актуальны, что признается самой ФНС России.

Во-вторых, сама формулировка ст. 6 Закона № 102 предусматривает, что пониженные ставки предоставляются:

 «Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»…»

Если бы меры поддержки предоставлялись только «субъектам из реестра», об этом прямо было бы указано также в Федеральном законе от 10.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Следовательно, на наш взгляд, при определении права налогоплательщика на применение пониженных ставок страховых взносов необходимо ориентироваться на соблюдение им критериев, установленных для МСП в ст. 4 одноименного Закона, а не информацией из сервиса на сайте ФНС России.

Однако при этом во избежание налоговых рисков мы рекомендуем налогоплательщикам, обладающим признаками МСП, но отсутствующим в реестре, своевременно обращаться в ФНС России с соответствующим заявлением о его актуализации.

Кроме того, мы уверены, что налоговые органы будут «текстуально» руководствоваться положениями Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 № 409, поэтому налогоплательщик, не находящийся в вышеуказанном «реестре», но, тем не менее, претендующий на меры государственной поддержки по этому постановлению, должен быть готов защищать свои права и законные интересы в судебном порядке, вплоть до Верховного Суда РФ, а также, не исключено и до Конституционного Суда РФ.

Оцените статью
Бизнес Болика