Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими лицами других государств 1965 г. — киберпедия
Основной задачей Вашингтонской конвенции является перевод инвестиционных споров из межгосударственных конфликтов в частно-правовую плоскость. На основе Вашингтонской конвенции был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее — МЦУИС). Согласно п. 1 ст. 25 Вашингтонской конвенции в МЦУИС могут быть переданы любые инвестиционные споры по правовым вопросам между государствами-участниками и их лицами.
По Вашингтонской конвенции стороной спора может быть государство-участник, а также любое его подразделение или учреждение, указанное МЦУИС этим государством. В соответствии с п. 3 ст. 25 Вашингтонской конвенции согласие подразделения или учреждения государства-участника на юрисдикцию МЦУИС требует одобрения со стороны этого государства.
Инвесторы, которые могут выступать стороной в споре по Вашингтонской конвенции, означают:
♦ физическое лицо, которое имеет гражданство иного государства-участника, чем государство, являющееся стороной в споре, но исключает любое лицо, которое имеет также гражданство государства- участника, являющегося стороной в споре;
♦ юридическое лицо, которое имеет национальность иного государства-участника, чем государство, являющееся стороной в споре, и юридическое лицо, которое имеет национальность государства-участника, являющегося стороной в споре, но которое ввиду иностранного контроля стороны согласилось рассматривать как юридическое лицо другого государства-участника (п. 2 ст. 25).
Соглашение о передаче спора в МЦУИС должно быть составлено в письменной форме. Если обе стороны выразили свое согласие, впоследствии ни одна из них не может отменить его в одностороннем порядке.
МЦУИС осуществляет две основные процедуры урегулирования инвестиционных споров: примирение и арбитраж. Сторона, желающая возбудить производство, обращается с письменной просьбой к Генеральному секретарю МЦУИС, который направляет копию просьбы другой стороне. Просьба должна содержать, информацию о предмете спора, сторонах, об их согласии на мирное урегулирование разногласий. Генеральный секретарь регистрирует просьбу, если не сочтет, что спор явно выходит за рамки юрисдикции МЦУИС.
Для осуществления процедур урегулирования спора из списков кандидатов выбираются члены примирительной комиссии и арбитража. Главное различие между двумя процедурами урегулирования инвестиционных споров в МЦУИС заключается в результатах рассмотрения дела. Примирительная комиссия выясняет предмет спора между сторонами и добивается достижения соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях. В этих целях комиссия может рекомендовать сторонам условия урегулирования. Если стороны придут к соглашению, комиссия составляет протокол.
Правовые последствия примирительной процедуры незначительны. В ст.35 сказано об этом. За исключением случаев, когда стороны в споре договорились об ином, ни одна из сторон в примирительной процедуре не вправе при любом другом разбирательстве приводить или ссылаться на мнения либо на заявления или признания, сделанные другой стороной в ходе примирительной процедуры.
Арбитраж предусматривает разрешение спора по существу и вынесение обязательного решения. Арбитраж разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые могут быть согласованны сторонами, а при отсутствии такого соглашения применяет право государства- участника, являющегося стороной в споре (включая нормы коллизионного права) (ст. 42 Вашингтонской конвенции).
Очень большое отличие арбитражной процедуры от рассмотрения спора комиссией заключается в полномочиях арбитража. Арбитраж не просто выясняет обстоятельства дела, он может предложить сторонам представить документы или иные доказательства, посетить место, связанное со спором, и провести такое расследование, которое сочтет целесообразным (ст. 43 Вашингтонской конвенции).
После вынесения решения Генеральный секретарь безотлагательно направляет заверенные копии арбитражного решения сторонам. Арбитражное решение считается вынесенным в день направления его заверенных копий. Арбитражное решение является обязательным и окончательным. Пересмотру оно не подлежит, но может дополняться и исправляться. В ст. 49 Вашингтонской конвенции особо оговариваются возможные ситуации в связи с этим. По просьбе любой из сторон, направленной в течение 45 дней считая с даты вынесения арбитражного решения, арбитраж может после уведомления другой стороны принять решение по любому вопросу, который не был урегулирован в арбитражном решении, и должен исправить любые опечатки, арифметические или подобные ошибки в арбитражном решении.
Пересмотр решения осуществляется по правилам ст. 51 Вашингтонской конвенции. Любая из сторон может посредством письменного заявления на имя Генерального секретаря просить о пересмотре арбитражного решения на основании выявления какого-либо факта, который существенно влияет на решение, при условии, что в момент вынесения решения этот факт был неизвестен и что незнание заявителем данного факта не было результатом небрежности. Заявление должно быть подано в течение 90 дней после выявления такого факта и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.
Отмена решения по ст. 52 Вашингтонской конвенции возможна только в исключительных случаях, если:
♦ арбитраж был сформирован ненадлежащим образом;
♦ арбитраж явно превысил свои полномочия;
♦ имел место подкуп члена арбитража;
♦ имело место серьезное отступление от какого-либо существенного правила процедуры;
♦ в арбитражном решении не изложены соображения, на которых оно основано.
Заявление об отмене подается в течение 120 дней считая с даты вынесения арбитражного решения, за тем исключением, что в случае, если просьба об отмене основана на факте коррупции, такое заявление подается в течение 120 дней после выявления факта коррупции и в любом случае в течение трех лет со дня вынесения арбитражного решения.
По получении просьбы председатель незамедлительно назначает из числа лиц, включенных в список арбитров, комитет ad hoc в составе трех человек. Никто из его членов не должен быть членом арбитража, вынесшего решение. Комитет вправе отменить арбитражное решение в целом или в части. Комитет может, если, по его мнению, обстоятельства того требуют, приостановить исполнение арбитражного решения впредь до рассмотрения просьбы.
Кроме примирения и арбитража МЦУИС может осуществлять также некоторые другие процедуры. В 1978 г. были приняты Правила дополнительной процедуры. По Правилам дополнительной процедуры в МЦИУС могут быть переданы споры, не подпадающие под действие Вашингтонской конвенции (по сторонам или по предмету). Правила дополнительной процедуры позволяют, в частности, рассматривать споры по не инвестиционным вопросам. Необходимо только, чтобы они касались сделок, имеющих черты, отличающие их от обычных коммерческих сделок. Кроме того, предметом рассмотрения по Правилам дополнительной процедуры могут быть так называемые процедуры «по выяснению обстоятельств» (factfinding proceedings), доступ к которым могут иметь любые государства и частные лица, желающие осуществить процедуры исследования и представления фактов (examine and report on facts).
19. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
Данная конвенция на многосторонней универсальной основе развивает концепцию предоставления иностранным инвесторам в развивающихся странах финансовых гарантий от некоммерческих рисков. На момент ее заключения почти все развитые страны создали соответствующие национальные агентства, гос. структуры по предоставлению своим гражданам гарантий от некоммерческих рисков в связи с инвестициями в развивающиеся страны. Было создано также международное агентство — Межарабская корпорация по гарантиям инвестиций. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (далее — МАГИ) было создано в соответствии с Сеульской конвенцией, чтобы дополнить их деятельность.
В Сеульской конвенции устанавливается общая структура операций по предоставлению гарантий. В частности, ст. 16 конвенции предусматривает, что МАГИ не может обеспечить по договору о гарантии возмещение в случае полной потери капиталовложения инвестором. Это положение направлено против безответственного поведения инвесторов. Детали каждой гарантийной операции и конкретные договоренности между агентством и инвестором подлежат включению в договор о гарантии. В основе договоров о гарантии МАГИ лежит типовой контракт. В декабре 2003 г. был разработан новый типовой контракт. Он используется как основа для заключения договоров по обращениям, поданным после 1 января 2004 г. По типовому контракту МАГИ может предоставлять гарантии до 200 млн долларов США, если необходимо, могут использоваться процедуры сострахования (тогда лимиты больше). Конкретные условия определяются страной инвестирования и риском самого инвестиционного проекта.
Процедура заключения договора о гарантии выглядит следующим образом: Совет директоров определяет политику, правила и положения, применимые к гарантийным операциям. На их основе заключается договор, который утверждается Президентом под руководством Совета директоров. Таким образом, со стороны МАГИ в договоре задействованы Совет директоров и Президент.
Сеульская конвенция охватывает некоммерческие риски:
♦ риск, связанный с переводом валют, возникающий в результате ограничений и задержек со стороны принимающего правительства в конвертировании и переводе полученной инвестором местной валюты;
♦ риск экспроприации;
♦ риск войны и гражданских беспорядков;
♦ риск нарушения договорного обязательства, взятого принимающим правительством по отношению к инвестору, или отказ от такого обязательства (например, риск нарушения концессионного договора).
Действия правительства, на которые владелец гарантии дал согласие или за которые он несет ответственность, а также убытки, связанные с девальвацией или обесцениванием валюты, не подпадают под гарантии (ст. 11 Сеульской конвенции).
В ст. 12 Сеульской конвенции содержится определение видов инвестиций, подпадающих под гарантии. Приоритет за прямыми капиталовложениями. При этом Совету директоров оставлена возможность для маневра — он может распространить покрытие и на другие формы капиталовложений. МАГИ главным образом гарантирует капиталовложения на приобретение акционерного участия, различные формы прямых капиталовложений, среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные или гарантированные владельцами акционерного участия в предприятии (так называемые акционерные, или спонсорские займы).
В статье 12 (Ь) Сеульской конвенции за Советом директоров закреплено право квалифицированным большинством голосов распространить предоставление гарантии на портфельные инвестиции.
МАГИ ограничивает свои гарантии только надежными капиталовложениями. Агентство удостоверяется, что капиталовложение будет содействовать экономическому и социальному развитию принимающей страны, соответствовать законам и положениям этой страны (ст. 12 Сеульской конвенции).
Право на получение гарантии МАГИ ограничено для инвесторов, которые имеют национальность государств — участников Сеульской конвенции. Это физические лица, являющиеся гражданами государств-участников, за исключением граждан принимающей инвестиции страны. Положения ст. 13 (Ь) Сеульской конвенции разрешают ситуацию возможного двойного гражданства: гражданство государства-участника преобладает над гражданством государства, не участвующего в конвенции; гражданство принимающей страны преобладает над гражданством любого другого государства-участника. В случае, если инвесторы, претендующие на получение гарантии МАГИ, являются юридическими лицами, они должны быть сформированы и иметь основные учреждения в государстве-участнике, которое не является принимающей страной, или большая часть их капитала должна принадлежать гражданам такого государства.
В ст. 14 Сеульской конвенции гарантийные операции ограничиваются капиталовложениями, которые производятся на территории развивающегося государства-участника. Принимающие страны должны утвердить инвестиции. В ст. 15 Сеульской конвенции предусматривается, что договор о гарантии не заключается до утверждения принимающим правительством. Любое принимающее правительство может не дать такое согласие. Это позволяет принимающей стране оценить предлагаемое капиталовложение до выдачи согласия на него.
В ст. 18 (а) Сеульской конвенции предусматривается, что если МАГИ осуществляет выплаты инвестору по договору о гарантии, МАГИ уступаются права, приобретенные инвестором в отношении принимающей страны в результате события, повлекшего требования. В Сеульской конвенции закреплено признание цессионного права МАГИ во всех странах-членах.
Согласно Сеульской конвенции возможны также гарантии спонсорских капиталовложений. Они играют дополнительную роль. Согласно ст. 24 Сеульской конвенции МАГИ может гарантировать капиталовложения, не предусмотренные Сеульской конвенцией, если страна- член или страны-члены дают согласие стать спонсорами таких капиталовложений.
Спонсорские гарантии позволяют предоставлять гарантии в том случае, если по каким-то критериям (коммерческий характер риска, национальность инвестора, отнесение страны, принимающей инвестиции, к развитым государствам) обычные гарантии по Сеульской конвенции не могут быть предоставлены. Спонсорские гарантии предоставляются в следующем порядке. Страна — член MAГИ, ‘предлагающая гарантию капиталовложения, принимает на себя условное обязательство о разделе ущерба на сумму гарантии, спонсором которой она является. Премии и другие доходы, связанные со спонсорскими гарантиями, накапливаются в отдельном целевом фонде, именуемом спонсорским целевым фондом. Административные расходы и платежи по требованиям, относящимся к спонсорским капиталовложениям, оплачиваются из средств этого фонда.
§
Основными многосторонними соглашениями государств — участников СНГ по вопросам инвестиций являются Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г ..(далее — Ашгабатское соглашение) и Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. (далее — Конвенция 1997 г.). Республика Беларусь в них участвует.
Развитие правового регулирования по вопросам инвестиций в рамках СНГ развивалось следующим образом. Сначала государства — участники СНГ заключили Соглашение СНГ 1992 г. о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (Бишкекское соглашение). Оно было заключено в целях создания правовых норм, предотвращающих взаимные претензии и гарантирующих защиту прав собственности государств, входивших ранее в СССР, а также физических и юридических лиц этих государств. Однако некоторые положения Бишкекского соглашения были посвящены проблемам инвестиционной деятельности. В этом плане была весьма интересна ст. 16 соглашения, которая гласила: «…государства-участники признают, что их юридические и физические лица, осуществляющие инвестиции, рассматриваются на территории друг друга как иностранные инвесторы, их деятельность на территории каждого государства-участника осуществляется в соответствии с ее законодательством об иностранных инвестициях и международными соглашениями».
Решением Совета глав государств, принятом в Ашгабате 24 декабря 1993 г. ст. 16 Бишкекского соглашения была отменена. Таким образом, инвесторы государств-участников не должны рассматриваться как иностранные. На них должен распространяться национальный режим. Отмена ст. 16 была вызвана заключением Ашгабатского соглашения, которое обозначило цель разработки и осуществления единой инвестиционной политики в отношении своих хозяйствующих субъектов, т. е. инвесторов из государств — участников СНГ.
Ашгабатское соглашение по содержанию представляет типичный договор о содействии и взаимной охране инвестиций. Однако его положения предусматривают гораздо более высокий уровень охраны. В Ашгабатском соглашении закреплены следующие гарантии и льготы для инвесторов сторон:
♦ полная и безусловная правовая защита, национализация только в исключительных случаях с выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации (ст. 7);
♦ беспрепятственный перевод прибыли и других сумм от инвестиционной деятельности в государства-участники, а также в другие государства (ст. 8);
♦ право реинвестирования (ст. 9);
♦ так называемая «дедушкина оговорка», по которой в случае изменения законодательства государства-участника, касающегося инвестиций, или денонсирования соглашения, условия деятельности ранее созданных предприятий инвесторов других государств-участников ухудшаются, то в течение последующих пяти лет применяются нормы, действовавшие на момент регистрации этого предприятия (ст. 10);
♦ освобождение имущества, ввозимого в качестве вклада в уставный фонд, от таможенной пошлины и налогов (ст. 15).
По Ашгабатскому соглашению инвесторы государств-участников рассматриваются как иностранные инвесторы, тот же подход был и в ст. 16 Бишкекского соглашения. Поскольку ст. 16 Бишкекского соглашения была отменена, возник вопрос, не должны ли эти лица рассматриваться в качестве национальных инвесторов. Данный вопрос стал предметом рассмотрения Экономического суда СНГ в 1997 г. по запросу Межгосударственного банка и Исполнительного Секретариата СНГ. В решении от 21 января 1997 г. № С-1/12-96/С-1/18-96 Экономический суд СНГ дал толкование ст. 6 Ашгабатского соглашения и ст. 16 Бишкекского соглашения. Экономический суд подтвердил право инвесторов из государств-участников на национальный режим, а также отметил, что правовой режим инвестиций государств-участников на территории друг друга не может быть менее благоприятным, чем режим инвестиций, осуществляемых инвесторами третьих государств. Экономический суд однозначно пришел к выводу, что инвесторы государств- участников могут претендовать на льготы и гарантии, предоставляемые по национальным законам об иностранных инвестициях.
Следующим шагом в развитии сотрудничества государств — участников СНГ в области инвестиционной деятельности стала Конвенция 1997 г. Заключив Конвенцию о защите прав инвесторов, государства- участники поставили перед собой задачу создать на своей территории общее инвестиционное пространство. Конвенция шире по сфере действия, чем Ашгабатское соглашение. Нормы Конвенции распространяются на инвесторов самой разной национальности, т. е. она действует и для инвесторов из третьих стран.
Согласно ст. 5 инвестиционный режим по Конвенции 1997 г. определен как национальный и отступления от него устанавливаются в особом порядке. Государства-участники вправе закрепить их в своем законодательстве на момент присоединения к Конвенции 1997 г., затем они вправе пересматривать перечень изъятий при условии сообщения об этом Межгосударственному экономическому комитету. Если после вступления Конвенции в силу положения национального права, касающиеся инвестиций, изменятся таким образом, что условия и режим инвестиционной деятельности будут ухудшены по мнению одного или нескольких государств-участников, то этот вопрос может быть внесен на рассмотрение Экономического суда СНГ или иных международных судов или международных арбитражных судов.
Режим, предусмотренный Конвенцией 1997 г., может скорректировать отмену ряда льгот и гарантий для иностранных инвесторов в Республике Беларусь. Однако в условиях изменения государственной политики и законодательства по вопросам иностранных инвестиций в государствах — участниках СНГ существуют некоторые проблемы в связи с ее применением. В частности, Россия подписала конвенцию, но отказалась от участия в ней (распоряжение Президента Российской Федерации от 16 апреля 2007 г.).
12 дек 2008 – соглашение о ЕврАзЭС – минус соглашения: нет льгот. Оно повторяет выводы ЭК СУДА СНГ. В этом соглашении есть гарантия защиты (ст5) от беспорядков, револ-ции, мятежа и т.д. Здесь появляется уже и порядок урегул-ния спорво. По нормам этого соглашения м обратиться в МЦУИС (признание его юрисдикции путем отсылки). НО: нету дедушкиной оговорки (К иностр инвестору в теч продолжительного периода не прим-тся положения новых актов зак-ва, ухучшающих положение инвестора с мом создания). По Леанович – это соглашение хуже Ашхабатского.
§
Есть регламент совета ЕС 2000 (2002) №1346/2002 кот спец посвящен ? трансграничных банкротств. Из сферы применения исключены ? банкротства банков, страховых орг-ций и инвестиционных компаний. Зато в равной степени регламент затрагивает ФЛ и ЮЛ. Схема: осн и вторичное банкротство. Универсалистский подход. Конкурсный управляющий, действующий в месте осн банкротства м действовать без спец док-тов в местах вторичного банкротства. Террит д-вия регламента ограничена странами ЕС — необх-мо чтобы центр жизненных интересов (домицилий) должника была одна из стран-членов. Презюмируется что это место регистрации, если нет доказ-в обратного. По ст3 регламента вторичное банкротство м.б открыто по месту, где должник осущ-ет эк д-сть (важно, чтобы эта д-сть не носила временного=транзитного хар-ра).
Вышеназванный регламент не содержит правила разрешения коллизий между юрисдикциями. Регламент прямо не говорит о применимом праве, но исходя из преамбулы и ст.4 м сделать вывод, что основное и вторичное банкротство в равной степени рег-тся по правилу lex concursus. Нек ученые считают, что это тождественно правилу Стамбульской конв.
Регламент предписывает условия для открытия вторичного банкротства: по требованию управляющего или любого лица или органа в соотв с правом вторичного банкротства. В регламенте есть обяз-в компетентных ведомств гос-в-участников сотрудничать между собой в проведении трансграничного банкротства – это касается не т. суд и адм органов, но даже и управляющих. Во вторичном банкротстве м.б но не д быть назначен управляющий.
Управляющий вторичного банкротства по регламенту д предоставлять управляющему осн банкротства приоритет в реализации его предложений по распоряжению им-ва, рассм-го во вторичном банкротстве.
Эффективность регламента обеспечивается процедурой взаимного признания решений, которое происходит автоматически. Непризнание решений м.б лишь по исключительным случаям: явное противоречие публичному порядку, его основополагающим принципам, конст правам и обяз-стям; признание или исполнение иностр решения м вызвать ограничение личной свободы чел-ка либо тайны переписки.
Экзекватура – акт признания иностр-го суд решения. Сравнить: а здесь – автоматически с даты, когда оно вступает в силу в соотв гос-ве.
Типовой закон ЮНСИТРАЛ
Типовой закон ЮНСИТРАЛ позволяет:
· налаживать сотрудничество между судами и другими компетентными органами ин.гос-в, к-е участвуют в делах о ТБ;
· допускать к отечественным процедурам иностранных конкурсных управляющих;
· обеспечивать права ин. кредиторов на основе принципа не дискриминации.
Согласно Тип. закону ин. конкурсный управляющий
· обладает правом непосредственного доступа,
· он может подавать ходатайства непосредственно суду, компетентному рассматривать ??? в отн-и должника или имущества.
После подачи хозяйства о признание иностранных процедур банкротства по просьбе ин.конкурсного управляющего отеч. суд может предпринимать достаточно широкий спектр мер (м.б. приостановлено производство исполнительных действий в отношении должника, а иностранному управляющему может быть поручено управление имуществом должника или его реализация).
После признания ин. процедур ТБ суд может по просьбе ин. конкурсного управляющего поручить ему распределение активов должника.
Положение Типового закона способствует эффективному соблюдению прав иностранных кредиторов. Когда по отеч. праву кредиторам д.б. направлено уведомление, оно направляется также известным кредиторам за границей. Типовой закон учитывает возможную конкуренцию между требованиями кредиторов в разных странах — кредитор, к-й получил частичный платеж в рамках иностранного производства, не может получать платежа по этому же требованию в отношении этого же должника в отечественных процедурах до тех пор, пока платеж другим кредитором той же очереди будет в пропорциональном отношении меньше, чем платеж, уже полученный этим кредитором.
Решение проблем ТБ в РБ
В РБ ситуация ТБ в настоящий момент пока не обозначилась достаточно остро, но уже нередки случаи появления ин. элемента в белор. процедурах банкротства: имущество должника находится за границей, иностранные кредиторы заявляют свои требования и др.
В законодательстве Республики Беларусь термин «ТБ» отсутствует. Некоторые проблемы транснациональных банкротств в белорусском праве упомянуты (признается возможность ин. кредиторов заявлять свои требования).
В законе «Об экономической несостоятельности(банкротстве)» от 18.07.2000 г . сказано, что к отношениям, регулируемым этим Законом, в к-х участвуют ин.лица в качестве кредиторов, применяются положение Закона. Некоторые дополнения в части лиц, участвующих в процедурах банкротства, есть в Указе Пр-та Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности(банкротстве)» от 12.10.03г. (ин. органы ин. гос-в, МО (их полномочные представители) м.б. привлечены(с их согласия) хозяйственным судом в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве ЮЛ и ИП, имеющих государственные и международные заказы.
Подсудность дел о банкротстве Республики Беларусь определяется согласно ст. 51 ХПК по месту нахождения должника. В разъяснении ВХС Республики Беларусь от 16.08.02г. «О подсудности дел о банкротстве, когда заявителем выступает нерезидент РБ» — дела о банкротстве являются отдельной категорией дел неискового производства и независимо от того, кто является заявителем (резидент или нерезидент РБ), рассматривается хозяйств. судами областей и города Минска.
Совершенствование белорусского права по вопросам трансграничных банкротств могло бы строиться на основе положение Типового закона ЮНСИТРАЛ.
В апрели 2001г. Всемирный банк принял Принципы и руководство по эффективному банкротству и системе прав кредитора. По нему нац. Зак-во о банкротстве должно учитывать ситуации ТБ. В частности, нац. законы должны содержать след.положения:
· право доступа ин. конкурсных управляющих в суды и другие уполномоченные органы;
· упрощенные процедуры признания ин. процедур банкротства, начатых в соответствии с международно-признанными стандартами подсудности;
· мораторий или приостановление обязательств в как можно сжатые сроки в каждой стране, где находится имущество должника;
· не дискриминация между кредиторами независимо от национальности или резидентности.;
· местные власти и суды должны эффективно сотрудничать друг с другом с целью максимального выявления имущества должника в мире.
В Принципах отмечается, что наилучший путь совершенствования нац. зак-ва по ТБ -принятие законов на основе разработок ЮНСИТРАЛ.
§
В международном частом праве издавна сложилось правило, что форма сделки (или шире —любого гражданско-правового акта) подчиняется праву места совершения сделки (акта) —locus regit formam actus. В связи с тем, что место совершения сделки может носить случайный характер, в XIX в. сформировалось правило, подчиняющее форму сделки праву страны, которое регулирует само обязательство, вытекающее из сделки, т. е. закон существа сделки—lex causae. Тем более что особенности формы сделки связаны с особенностями содержания сделки. В настоящее время применение к форме сделки lex causae получило широкое распространение. Однако первоначальная формула закона места совершения сделки сохранилась либо в качестве альтернативной, либо в качестве дополнительной (субсидиарной) привязки. Иногда используется и третья коллизионная привязка, отсылающая к закону суда, т. е. к собственному праву. Применение двухзначной коллизионной формулы (закона существа обязательства и закона места совершения сделки) закреплено в ст. 11 Венской конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи 1986 г. и в других международных договорах.
Коллизионная проблема формы сделок, попадающих в сферу действия МЧП, а также определенных видов договоров получила разрешение и в международных документах. В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ содержится унифицированная коллизионная привязка к праву места совершения сделки, заключения договора или выдачи доверенности с учетом специального исключения в отношении сделок с недвижимым имуществом, прикрепление в части формальных требований по которым осуществляется к праву государства, на чьей территории находится имущество. В свете этого, если по правилам, действующим в соответствующей юрисдикции, для совершения сделки с имуществом требуется не простая письменная, а нотариальная форма сделки, таковая должна быть совершена в указанной форме. Если действительность сделок с определенными видами имущества ставится в зависимость от регистрации их компетентным органом, несоблюдение данного правила повлияет на ее безупречность с формальной точки зрения.
Что касается материально-правовых норм, единообразно решающих вопрос формы некоторых видов сделок, наибольшее значение ныне имеет Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., в которой предусматривается и письменная, и устная форма договора международной купли-продажи. Вместе с тем благодаря диспозитивному характеру конвенционных норм и заложенному в ней особому механизму достижения компромисса — с помощью оговорок при присоединении, Конвенция допускает участие в ней и тех государств, в которых в силу национального законодательства действуют императивные правила о письменной форме сделок. Форма внешнеэкономической сделки определяется, как правило, по праву места заключения сделки. Аналогичное правило содержится и в ГК РБ, а также ДПП РБ.
Статья 1116. Форма сделки
1. Форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования права Республики Беларусь.
2. Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь или гражданин Республики Беларусь,
совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме.
3. Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, – праву Республики Беларусь.
В отношении содержания сделки в МТП господствует принцип автономии воли, т.е. стороны могут сами договориться о применимом праве, что является существенной особенностью внешнеторговых сделок. Однако в том, что касается определения применимого права, когда стороны не преминули воспользоваться автономией воли, единства нет. Это может быть право:
закона страны продавца (lex vendatoris), т.е. стороны, от которой преимущественно зависит исполнение договора (РБ, РФ, Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г.);
места исполнения сделки (Вьетнам, Монголия);
места нахождения имущества (главным образом для сделок в отношении недвижимости).
33. Коллизионные вопросы обязательственного статута.
Под обязательственным статутом в международном частном праве понимается право,
подлежащее применению к обязательственным отношениям, возникающим как в силу
односторонних сделок, так и в силу заключенных сторонами договоров.
Обязательственный статут определяется:
Соглашением сторон (на основании принципа автономии воли);
На основе коллизионных норм (при отсутствии выбора сторонами такое право
определено судом или иным органом путем использования коллизионных норм).
Однако мало установить обязательственный статут, надо определить сферу его
применения, т.е. круг вопросов, которые регулируются правом, применимым к данной сделке.
Статья 1127. Сфера действия применимого права
1. Право, применяемое к договору в силу положений настоящего параграфа, охватывает, в
частности: 1) толкование договора; 2) права и обязанности сторон; 3) исполнение договора;
4) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора; 5) прекращение договора; 6) последствия ничтожности или недействительности договора; 5 7) уступку требований и перевод долга в связи с договором.
2. В отношении способов и процедуры исполнения, а также мер, которые должны быть
приняты в случае ненадлежащего исполнения, кроме применимого права принимается во
внимание и право страны, в которой происходит исполнение.
В сферу действия обязательственного статута не могут входить вопросы, определяемые по
личному закону юридического лица, например, в отношении объема его правоспособности.
Основные привязки:
*Автономия воли; * Закон страны продавца; * Закон наиболее тесной связи
34. Коллизионные вопросы перемены лиц в договорных обязательствах.
По УНИДРУА
Уступка права требования, перевод долга, передача прав и обязанностей по договору.
В международном коммерческом праве эти проблемы практически впервые стали предметом регулирования. Положения новой девятой главы охватывают достаточно широкий круг ситуаций. Рассматривается перемена лиц в обязательствах: в отношении прав, в отношении обязанностей и в отношении всего договора.
В принципах Унидруа 2022 проводится разграничение между некоторыми уступаемыми требованиями:
-частичная уступка неденежного требования допускается, если оно является делимым, а также при условии, что уступка не делает обязательство более обременительным
— уступка неденежного требования недействительна, если она противоречит условиям соглашения между лицом, уступающим право (цедентом), и должником и если лицо, получающее право (цессионарий), знает или должно знать о наличии соответствующего соглашения
— уступка требования в отношении обязательства, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника, возможна при наличии согласия должника.
Перевод долга по принципам Унидруа 2022 может быть осуществлен по соглашению между должниками, но при наличии согласия кредитора. Согласие кредитора не требуется, если должник заключает договор с третьим лицом об исполнении обязательств перед своим кредитором. В такой ситуации кредитор сохраняет право требования к должнику по договору.
Положения третьей части 9 главы Унидруа облегчают перемену лиц в обязательствах, поскольку позволяют одним действием передать все права и обязанности по договору, а не совершать соответствующие действия в отношении отдельных обязательств должника и кредитора. Согласно принципам, передача договора возможна только при наличии согласия другой стороны. Причем в принципах максимально учитываются интересы другой стороны. В случае, если новое лицо не исполняет свои обязанности должным образом, другая сторона может предъявить требования к предыдущему должнику.
Обозначен также, что если иное не заявлено цессионарию, цедент несет перед цессионарием ответственность за то, что: (а) уступленное право существует на момент уступки, если только речь не идет об уступке будущего права; (b) цедент имеет право на уступку; (c) данное право не было ранее уступлено другому цессионарию и свободно от любых прав и притязаний третьих лиц; (d) у должника отсутствует право на возражения; (e) ни должник, ни цедент не направили уведомление о зачете, касающемся переданного права, и не направит такого уведомления; (f) цедент возместит цессионарию любой платеж, полученный от должника до направления уведомления об уступке.
Уступка прав не применяется к передаче, совершаемой по специальным правилам, регулирующим передачу (а) таких документов, как ценные бумаги, документы, удостоверяющие права собственности (титульные документы), финансовые бумаги, или (b) прав при передаче предприятия.
Нормы регулирующие перевод обязательств не применятся к переводу обязательств, совершаемому по особым равилам, регулирующим перевод обязательств в процессе передачи предприятия.
Нормы, регулирующие уступку договоров не применяются к уступке договоров, совершаемой по особым правилам, регулирующим уступку договоров в процессе передачи предприятия.
Из других международных конвенций нужно назвать Конвенцию УНИДРУА о международном факторинге 1988г и Конвенцию ООН об уступке права требования дебиторской задолженности в международной торговле 2001. Данные конвенции достаточно ограничены по регулируемым вопросам и не получили широкого признания.
В частности в Конв ООН говорится, что нормы об уступке дебиторской задолженности применяются только к уступкам дебиторской задолженности: а) возникающей из первоначального договора, являющегося договором о поставке или аренде товаров или об услугах, помимо финансовых услуг, договором о строительстве или договором о продаже или аренде недвижимости; b) возникающей из первоначального договора о продаже, аренде или передаче по лицензии промышленной или иной интеллектуальной собственности или информации, защищенной правами собственности;
§
Электронный документооборот и электронно-цифровая подпись (ЭЦП) представляют собой правовые институты, далеко выходящие за рамки частного права, поэтому их регулирование должно осуществляться с учетом возможного их применения в сфере публично-правовых отношений. Правовую основу для электронной экономической деятельности формирует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 г., создающее условия для свободного развития трансграничного рынка коммуникационных услуг. Выработка специальных правоположений, направленных на упорядочение электронной коммерции, существенным образом осложнена в связи с участием в ней большого числа международных межправительственных и неправительственных организаций. Однако, одну из основных ролей играет ЮНСИТРАЛ, поскольку данный орган имеет большой опыт в области международной регламентации электронной коммерции, необходимые организационные, финансовые и интеллектуальные ресурсы. Действующие правовые акты, прежде всего, международные соглашения, как правило, не рассчитаны на применение к отношениям с использованием электронного обмена данными. При разработке многих международных документов, прежде всего соглашений по вопросам международной торговли, транспорта, таможенного оформления, международных расчетов, признания и исполнения иностранных судебных и арбитражных решений, во внимание принималась возможность существования документов лишь в письменной форме. Таких соглашений более тридцати. Осуществить единовременное и скоординированное внесение изменений во все эти международные договоры, различные по предмету регулирования и кругу участников, представляет собой сложную организационную и правовую проблему.
Конвенция ООН.
Цель конвенции: содействовать использованию электронных сообщений в международной торговле путем обеспечения того, чтобы контракты, заключенные с использованием электронных средств, и сообщения, обмен которыми осуществляется с использованием электронных средств, являлись действительными и подлежали исполнению в той же мере, как и их традиционные бумажные эквиваленты.
Конвенция об электронных сообщениях разрабатывалась в развитие более ранних документов, подготовленных Комиссией, и, в частности, Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях. Эти документы широко признаны в качестве стандартных законодательных текстов, в которых излагаются три основополагающих принципа законодательства в области электронной торговли, закрепленные также и в этой Конвенции, а именно принципы недискриминации, технологической нейтральности и функциональной эквивалентности.
Конвенция применяется ко всем электронным сообщениям, являющимся предметом обмена между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится в договаривающемся государстве (ст. 1). Она также может применяться в силу выбора сторон. Из сферы применения Конвенции исключаются договоры, заключенные в личных, семейных или домашних целях, например договоры, относящиеся к сферам семейного и наследственного права, а также некоторые финансовые сделки, оборотные инструменты и документы о правовом титуле (ст. 2).
Кроме того, в Конвенции устанавливается общий принцип, согласно которому сообщения не могут быть лишены юридической силы на том лишь основании, что они были составлены в электронной форме (ст. 8).
Конвенция позволяет договаривающимся сторонам исключить ее применение или изменить действие ее положений в пределах, допускаемых иными применимыми законодательными положениями (ст. 3).
41. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была учреждена ГА ООН в 1966 году (резолюция 2205(XXI) от 17 декабря 1966 года). Функционирует с 1 января 1968 года. Учреждая Комиссию, ГА признала, что расхождения, возникающие в результате применения законов различных государств в вопросах международной торговли, являются одним из препятствий торговым потокам. Комиссия в этой связи рассматривалась в качестве инструмента, с помощью которого ООН могла бы играть более активную роль в сокращении или устранении препятствий в сфере международной торговли.ГА предоставила Комиссии общий мандат, поручив ей содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. С тех пор Комиссия стала основным юридическим органом системы ООН в области права международной торговли.Комиссией подготовлены и приняты следующие документы:Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров принята ООН в 1974 г.;Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ — одобрен ООН в 1976 г.;Конвенция о морской перевозке грузов — одобрена на Конференции ООН в Гамбурге в марте 1978 г.;Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров — принята ООН в апреле 1980 г. в Вене;Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях — принята ООН 9 декабря 1988 г.;Конвенция о международной смешанной перевозке грузов;Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (Нью-Йорк, 1995 год);Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (1997 год);Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 год);Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях (2001 год).
Основная цель разработки законодательных актов в сфере электронной торговли – признание юридической и доказательственной силы электронных документов (сообщений, записей и т.д.), формируемых при совершении сделок, а также действительности договоров, заключенных с использованием электронных средств.Комиссия ЮНСИТРАЛ, как орган, отвечающий в системе ООН за содействие согласованию и унификации права международной торговли, провела серьезную работу по правовым аспектам электронной торговли, в результате которой в июне 1996 года был принят Типовой закон об электронной торговле. Главная цель Типового закона заключается в упрощении процедур электронной торговли путем закрепления свода международных норм, которые могут быть использованы государствами для принятия законодательства по устранению юридических препятствий и факторов неопределенности при использовании электронных технологий в международной торговле.
Типовой закон не содержит каких-либо положений, определяющих ответственность участников передачи электронных сообщений (отправитель, получатель, телекоммуникационная компания). В связи с этим было рекомендовано при создании нормативно-правовой базы использовать Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, конкретизировав его соответствующие положения, исходя из сложившихся условий каждой страны.В 2001 году ЮНСИТРАЛ разработан Типовой закон об электронных подписях. Для создания мировой системы регулирования электронной торговли на Второй министерской конференции ВТО в Женеве в мае 1998 года была принята Декларация по глобальной электронной торговле, в которой Генеральному совету ВТО было поручено разработать программу по изучению всех аспектов электронной торговли.
42.УНИДРУА — это международная неправительственная организация, занимающаяся вопросами подготовки международных конвенций и иных документов в сфере международной торговли. Среди других разработок этой организации наиболее известные Оттавские Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге и Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 года. Первая редакция Принципов международных коммерческих договоров (далее — Принципы) датирована 1994 годом. В 2004 г. вышла новая редакция. По своему юридическому статусу Принципы — это не международный договор (конвенция), обязательный для государства. Это скорее обычай международной торговли, который признается белорусским законодательством в качестве источника права (п. 1 ст. 1093 ГК РБ). По общему правилу, чтобы Принципы применялись (полностью или частично), во внешнеэкономическом договоре должна содержаться ссылка на них.
Принципы УНИДРУА подлежат применению:
если стороны согласились, что их договор будет регулироваться данными Принципами.
если стороны согласились, что их договор будет регулироваться «общими принципами права», «lex mercatoria» или аналогичными положениями (например, «principles of natural justice»).
если в контракте отсутствует соглашение о выборе применимого права.
могут использоваться для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов, а так же служить моделью для национального и международного законодательства (легли в основу ГК РФ, Литвы, Аргентины, Туниса, Квебека и др.).
Принципы Унидруа состоят из преамбулы, 7 глав и 4 разделов.
Цели:
Настоящие Принципы устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров.
Они подлежат применению в случае, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами.
Они могут применяться, когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться «общими принципами права», «lex mercatoria» или аналогичными положениями.
Они могут использоваться для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права.
Они могут использоваться для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов.
Они могут служить моделью для национального и международного законодательства.
§
В 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) в результате 20-тилетней работы были созданы Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА).
Принципы УНИДРУА представляют собой полностью новый подход к праву международной торговли, т.к.они не являются международной конвенцией, подлежащей ратификации подписавшими ее государствами. Это свод международных торговых обычаев, т.н. «lex mercatoria», собранный и унифицированный. Причем, составлялись они признанными в междунар-м юридическом мире экспертами (выступавшими именно экспертами, а не представителями государств).
Положения Принципов УНИДРУА могут быть разделены на 2 части:
☺к 1ой относятся основополагающие принципы, общие для всех правовых систем,
☺ко 2ой – правила о заключении и исполнении междунар-х коммерческих договоров, последствия их неисполнения, сформулированные в виде предоставления потерпевшей стороне различных средств защиты.
Принципы УНИДРУА подлежат применению:
1) в случае если стороны согласились, что их договор будет регулироваться данными принципами. Используются в данном случае в виде «контрактного права», что особенно полезно при составлении договоров и ведении переговоров сторонами, говорящими на разных языках, из разных правовых систем. Руководство Принципами возможно в преддоговорной работе, при заключении и исполнении контрактов, при возникновении спорных ситуаций и взаимных претензий.
2) если стороны согласились, что их договор будет регулироваться «общими принципами права», «lex mercatoria» или аналогичными положениями (например, «principles of natural justice»).
3) в случае, когда в контракте отсутствует соглашение о выборе применимого права.
4) могут использоваться для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов, а так же служить моделью для национального и международного законодательства (легли в основу ГК РФ, Литвы, Аргентины, Туниса, Квебека и др.)
Общие принципы международных коммерческих договоров (свобода формы, принцип добросовестности, обычай и практика, правила уведомлений).
Свобода договора – Стороны свободны вступать в договор и определять его содержание.
Свобода формы – Принципы УНИДРУА не устанавливают никаких требований о том, что договор, заявление или любое другое действие должны быть совершены или подтверждены в какой-либо особой форме. Их существование может быть доказано любым способом, включая свидетельские показания.
Добросовестность и честная деловая практика
(1) Каждая сторона обязана действовать в соответствии с добросовестностью и честной деловой практикой в международной торговле.
(2) Стороны не вправе исключить или ограничить эту обязанность.
Обычаи и практика
(1) Стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях
(2) Стороны связаны обычаем, который широко известен и постоянно соблюдается в международной торговле сторонами в соответствующей области торговли, кроме случаев, когда применение такого обычая было бы неразумным
Уведомление
(1) Когда требуется уведомление, оно может быть направлено любым способом, соответствующим обстоятельствам.
(2) Уведомление считается действительным, когда оно достигает лицо,
которому оно направлено.
(3) Для целей пункта 2 уведомление «достигает» лицо, когда оно дано этому лицу устно или доставлено этому лицу в месте нахождения его предприятия или по его почтовому адресу.
(4) Для целей настоящей статьи «уведомление» включает заявление, требование, запрос или любое другое сообщение намерения
47.Правила толкования по Принципам УНИДРУА (толкование намерений, заявлений, действий сторон, contra proferentem, восполнение опущенного условия).
Принципы междунар. коммерч дог-в (Пр-пы УНИДРУА) — это набор достаточно гибких правил, кот-е также как и ИНКОТЕРМС явл-ся примером неофиц. кодификации правил междунар. торговли.
Принципы прим-ся в том случае, если стороны указали ни их прим-е, закрепив прямую ссылку к Принципам, а также могут прим-ся, когда в договоре стороны согласились, что их отн-я будут рег-ся «общими принципами права». Указание в контракте на применение Принципов УНИДРУА м.б. выражено по-разному:»дог.рег-ся общими принципами права», «применяемым явл-ся lex mercatoriai, и пр. Правило, именуемое правилом «contra proferentem»: если усл-я д-ра, выдвинутые одной стороной, явл-ся неясными, то предпочтение отдается толкованию, кот-е противоположно интересам этой стороны.
Толкование намерений.
Гл. 4 Принципов , «Толкование». – Дог-р должен толковаться в соотв с общ намерениями сторон. Если такое намерение не м.б. выявлено, д-р должен толковаться в соотв со значением, кот-е аналогичные сторонам разумные лица придавали бы договору в таких же обст-вах.
§
Эта же глава. – Заявы и иные действия стороны должны толковаться в соотв с намерениями этой стороны, если др стор-на знала или могла не знать об этих намерениях. Если данная норма не подлежит прим-ю, заявы или до действия должны толковаться в соотв со знанием, кот-е аналогичное другой стороне разумное лицо придавало бы им в таких же обст-вах.
Правило, именуемое правилом «contra proferentem»: если усл-я д-ра, выдвинутые одной стороной, явл-ся неясными, то предпочтение отдается толкованию, кот-е противоположно интересам этой стороны.
Восполнение опущенного условия.
Все – гл. 4 Принципов. – Если стороны д-ра не пришли к сонлашению в том, что явл-ся важным для опр-я их прав и обязанностей, то д-р восполняется усл-вием, представляюшимся соотв при данных обс-вах.
При опр-нии, какое усл-е явл-ся соответствующим, д.б. помимо прочих факторов приняты во внимание: намерение сторон, х-р и цель д-ра, добросовестность и честная деловая практика, разумность.
48. Содержание международного коммерческого договора по Принципам УНИДРУА (подразумеваемые обязательства, принципы сотрудничества и приложения максимальных усилий, раскрытие содержания договорных обязательств).
Содержанию межд коммерч д-ра посвящена гл 5 Принципов. Так, договорные обязательства делятся на прямые и подразумеваемые. Подразумеваемые обязат-ва вытекают из: хар-ра и дели дог-ра; практики которую стороны уст-ли в своих правоотношениях; добросовестности и честной деловой практики; разумности.
Принципы сотрудничества и обязанность достижения опр рез-та (прилож max усилий).Статьи 5.1.3 и 5.1.4.
Каждая сторона должна сотрудничать с др стороной, если такое сотрудничество можно разумно ожидать в связи с исп-нием обязат-ств этой стороны. Говоря об обязанности достиж рез-та – то в той мере, в какой обязательство стороны вкл в себя обязанность достичь опр рез-та, эта сторона обязана достичь этого рез-та. В той мере, в какой обязательство стороны вкл в себя обязанность проявлять max усилия при вып-нии каких-л действий, эта стороны обязана предпринять усилия, кот предпринимало бы аналогичное ей разумное лицо в таких обст-вах.
Раскрытие сод-я договорн обязат-ств
При опр-нии в какой степени обязат-во стороны вкл в себя обязанность проявлять max усилия при вып-нии каких-л действий или обязанность достижения опр рез-та, во внимание д.б. приняты, помимо прочих факторов: способ, кот-рым выражено обязат-во в д-ре; договорн цена и др усл-я д-ра; степень риска, присутствубщего обычно при достиж опр рез-та; способсность р стороны влиять на исп-ние обязат-ва.
Исполнение договора по Принципам УНИДРУА (срок, порядок, место исполнения, правила платежа, правила в отношении государственных разрешений, затруднения, неисполнение и право на исправление).
Исполнение д-ра — это гл. 6 Принципов.
Срок исп-я. Ст. 6.1.1. –Стороны обязаны исп-ть свое обязат-во: если срок уст-н в д-ре или м.б. лпределен на основе дог-ра в этот срок; если период времени уст-н в дог-ре или м.б. опр-н на основе дог-ра в любой срок в рамках этого периода времени, если только обст-ва не указывают на то, что др сторона вправе выбрать срок исп-я; в любом до случае, в течение разумного срока после закл-я дог-ра (в последних двух случаях обычно имеет место однарозовое исп-е или исп-ние по частям, если обст-ва не указ на иное).
Существует еще досрочное исп-е.
Порядок исполнения
Стороны обязаны осуществить исполнение обязательств одновременно, в той степени, насколько это возможно, если обстоятельства не указ на иное. Исходя из периода времени – если для исп-я лишь одной стороной треб-ся период времени, то эта сторона обязана осущ свое исп-е первой, если обст-ва не указ на иное.
Место исп-я
Если место исп-я не уст в дог-ре или не может быть определено исходя их дог-ра, сторона должна исполнить: денежное обязат-во – в месте деят-сти кредитора; любое иное обязат-во – в своем месте деят-сти. Сторона должна нести бремя увеличения связанных с исп-ем расходов, кот-е явл рез-том изм-я места нахождения ее предприятия, если изм-е происх после закл-я договора.
Правила платежа
Платеж м.б. осуществлен в люой форме, используемой в ходе обычн деловой практики в месте платежа.
М.б. осуществлен? Чеком или др док-тос, путем денежного перевода. Валюта: обычно места платежа, но есть исключения, — договоренность сторон или если эта валюта не явл свободно конвертируемой.
§
Существенное внимание уделено принципам исполнения и последствиям неисполнения договоров. Согласно Принципам любое неисполнение договора дает право потерпевшей стороне на возмещение убытков независимо от того, какие другие меры защиты были предприняты. Ряд статей посвящены порядку исчисления как реальных убытков, так и упущенной выгоды, при этом устанавливается валюта, в которой исчисляются убытки.Глава 7. НЕИСПОЛНЕНИЕ
Неисполнением считается невыполнение стороной любого из своих обязательств по договору, включая ненадлежащее исполнение и просрочку исполнения. Статья 7.1.2. Вмешательство другой стороны Сторона не может полагаться на неисполнение, допущенное другой стороной, в той мере, в какой такое неисполнение было вызвано действием или упущением первой стороны или иным событием, в отношении которого первая сторона несет риск. Статья 7.1.3. Приостановление исполнения 1. Если стороны должны исполнить свои обязательства одновременно, любая из них может приостановить исполнение до тех пор, пока другая сторона не предложит свое исполнение. 2. Если стороны должны исполнить свои обязательства последовательно, сторона, которая должна исполнить позже, может приостановить свое исполнение до тех пор, пока другая сторона не произведет исполнение. Статья 7.1.4. Исправление 1. Неисполнившая сторона может за свой счет исправить любое неисполнение при условии, что: a) она без неоправданной задержки уведомит о предлагаемом способе и времени исправления; b) исправление соответствует данным обстоятельствам; c) потерпевшая сторона не имеет законного интереса отказаться от исправления; а также d) исправление осуществляется незамедлительно. 2. Право на исправление не исключается уведомлением о прекращении договора. 3. При получении надлежащего уведомления об исправлении потерпевшая сторона не может осуществить свои права, которые не совместимы с исполнением обязательств неисполнившей стороны, до истечения срока на исправление. 4. Потерпевшая сторона может приостановить исполнение своих обязательств в ожидании исправления. 5. Несмотря на исправление, потерпевшая сторона сохраняет право требовать возмещение убытков за просрочку, а также возмещение ущерба, причиненного или не предотвращенного в результате исправления. Статья 7.1.5. Дополнительный срок для исполнения 1. В случае, когда имеет место неисполнение, потерпевшая сторона может путем уведомления другой стороны предоставить дополнительный срок для исполнения. 2. В течение дополнительного срока потерпевшая сторона может приостановить исполнение своих взаимных обязательств и потребовать возмещения убытков, однако она не может прибегнуть к любому другому средству правовой защиты. Если она получает уведомление от другой стороны о том, что последняя не предоставит исполнение в этот срок, либо, если по истечении этого срока надлежащее исполнение не имело места, потерпевшая сторона может прибегнуть к любому средству правовой защиты, которое предоставлено ей в соответствии с настоящей главой. 3. Если при не имеющей существенного значения просрочке исполнения потерпевшая сторона уведомила о предоставлении дополнительного срока разумной продолжительности, она может прекратить договор по истечении этого срока. Если предоставленный дополнительный срок не имеет разумной продолжительности, то он продлевается до разумной продолжительности. Потерпевшая сторона может указать в своем уведомлении, что договор будет автоматически прекращен, если другая сторона не произведет исполнения в течение предоставленного периода времени. 4. Пункт 3 не применяется, если неисполненное обязательство представляет незначительную часть договорных обязательств неисполнившей стороны. Статья 7.1.6. Исключительные оговорки Оговорка, которая ограничивает или исключает ответственность одной стороны за неисполнение или допускает, чтобы одна сторона произвела исполнение, существенно отличающееся от того, что другая сторона разумно ожидала, не может быть использована, если ее использование привело бы к явной несправедливости, принимая во внимание цель договора. Статья 7.1.7. Непреодолимая сила (форс-мажор) 1. Сторона освобождается от ответственности за неисполнение, если она докажет, что неисполнение было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий. 2. Если препятствие носит временный характер, освобождение от ответственности имеет силу на период времени, который является разумным, принимая во внимание влияние препятствия на исполнение договора. 3. Неисполнившая сторона должна уведомить другую сторону о возникновении препятствия и его влиянии на ее способность исполнить обязательство. Если уведомление не получено другой стороной в течение разумного срока после того, как неисполнившая сторона узнала или должна была узнать о препятствии, она несет ответственность за убытки, ставшие результатом неполучения уведомления. 4. Положения настоящей статьи не лишают сторону возможности воспользоваться правом прекратить договор или приостановить исполнение, либо просить уплаты процентов годовых.
§
Договор международной купли-продажи – это соглашение о предоставлении товаров определенного вида в собственность, заключенное между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории различных государств.
Для признания договора купли-продажи международным, достаточно лишь одного условия – местонахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах. Национальная (государственная) принадлежность сторон при этом не имеет значения.
Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. понимает под такими договорами соглашения о купле-продаже товаров «между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах:
а/ когда эти государства являются Договаривающимися государствами; или
б/ когда, согласно нормам международного частного права, применимо право Договаривающегося государства.
Кроме того, из По 2 ст.1 Конвенции вытекает, что одного лишь факта нахождения коммерческих предприятий сторон в раз-ных государствах для ее применения недостаточно. Важное значение имеет и субъективный фактор, а именно — осведомленность обоих контрагентов об этом факте не позднее чем на момент заключения договора.
Вместе с тем, как следует из ст.2 Конвенции, ее действие не распространяется на куплю-продажу:
— товаров, приобретенных «для личного, семейного или домашнего пользования»;
— товаров с аукциона;
— в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона;
— фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег;
— судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; — электроэнергии.
Общие требования к содержанию контракта Контракт купли-продажи содержит следующие основные условия: — определения и термины; — предмет и объект поставки (наименование, качество и количество товара); — срок и место поставки; — базисные условия поставки; — цена и общая стоимость поставки; — скидки и льготы; — условия, сроки и порядок платежа; — валютные риски; — порядок сдачи-приемки товара; — способы определения качества и количества товара; — транспортные условия; — условия страхования; — условия перехода собственности (титул); — контроль и инспекции; — условия о гарантиях и сервисном обслуживании; — переделы контракта и мера ответственности; — порядок претензий и санкции; — порядок разрешения споров; — обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор); — применимое право и толкование контракта; — юридические адреса сторон и банковские реквизиты; — подписи продавца и покупателя.
Основной функцией договора купли-продажи является оформление перехода имущества из собственности одного лица в собственность другого. Контакт купли-продажи обычно двухсторонний, возмездный и консенсуальный. Различаются контракты с наличным товаром, наличной оплатой, форвардные, с залогом на покупку или на продажу, контракты с кредитом (рассрочкой платежа) и другие. Объектом контракта могут выступать вещи, принадлежащие продавцу по праву собственности, или не существующие на момент продажи (будущие вещи), а также объекты, не имеющие материального выражения — неимущественное право. Объектами купли-продажи могут также выступать вещи или имущество в требовании, оборотные документы, облигации и другие ценные бумаги, услуги.
В зависимости от принципов, которые лежат в основе классификации, контракты внешнеторговой купли-продажи можно разделить на следующие виды. В зависимости от характера поставки и специфики взаимоотношений контрагентов: контракт с разовой поставкой товара, после исполнения которого юридические отношения между сторонами сделки прекращаются; контракт с периодической регулярной поставкой товаров от продавца к покупателю в течение определенного срока.
В зависимости от формы оплаты за товар: контракт с оплатой в денежной форме; контракт с оплатой в товарной форме, который предусматривает продажу одного или нескольких товаров с одновременной покупкой у контрагента другого товара.
В зависимости от характера перевозки товара:договоры купли-продажи товара, предусматривающие перевозку, в которых отчуждатель не обязан передать товар в определенном месте, однако обязан его сдать первому независимому перевозчику для передачи приобретателю; договоры купли-продажи товара, предусматривающие перевозку, в которых отчуждатель обязан сдать товар независимому перевозчику в определенном месте для последующей передачи приобретателю.
В зависимости от характера поставки:контракт с разовой поставкой; контракт с периодической поставкой.
§
Статья 1
1) Настоящая Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах:
а) когда эти государства являются Договаривающимися государствами;
или b) когда, согласно нормам международного частного права, применимо право Договаривающегося государства.
2) То обстоятельство, что коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, не принимается во внимание, если это не вытекает ни из договора, ни из имевших место до или в момент его заключения деловых отношений или обмена информацией между сторонами.
3) Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни гражданский или торговый характер договора не принимаются во внимание при определении применимости настоящей Конвенции.
Статья 2
Настоящая Конвенция не применяется к продаже:
а) товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования;b) с аукциона;с) в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона;d) фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег;е) судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке;f) электроэнергии.
Статья 3
1) Договоры на поставку товаров, подлежащих изготовлению или производству, считаются договорами купли-продажи, если только сторона, заказывающая товары, не берет на себя обязательства поставить существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства таких товаров.
2) Настоящая Конвенция не применяется к договорам, в которых обязательства стороны, поставляющей товары, заключается в основном в выполнении работы или в предоставлении иных услуг.
Статья 4
Настоящая Конвенция регулирует только заключение договора купли-продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора. В частности, поскольку иное прямо не предусмотрено в Конвенции, она не касается:
а) действительности самого договора или каких-либо из его положений или любого обычая;
b) последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар.
Статья 5
Настоящая Конвенция не применяется в отношении ответственности продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица.
Статья 6
Стороны могут исключить применение настоящей Конвенции либо, при условии соблюдения статьи 12, отступить от любого из ее положений или изменить его действие.
Возможность исключения применения правил Венской конвенции
В ст. 6 Венской конвенции 1980 года закреплено право сторон исключить ее применение или отступить от любого из ее положений.
«Статья 6
Стороны могут исключить применение настоящей Конвенции либо, при условии соблюдения статьи 12, отступить от любого из ее положений или изменить его действие.
Статья 12
Любое положение статьи 11, статьи 29 или части II настоящей Конвенции, которое допускает, чтобы договор купли-продажи, его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершались не в письменной, а в любой форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в Договаривающемся государстве, сделавшем заявление на основании статьи 96 настоящей Конвенции. Стороны не могут отступать от настоящей статьи или изменять ее действие»
Однако условие об исключении должно быть сделано очень определенно. В практике есть примеры судебных решений, когда выбор права государства-участника был рассмотрен, как выбор Венской конвенции на основании п. 1b) ст. 1.
«Статья 1
1) Настоящая Конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах:
а) когда эти государства являются Договаривающимися государствами;
или
b) когда, согласно нормам международного частного права, применимо право Договаривающегося государства».
Заключение договора
Статья 14
1) Предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, является офертой, если оно достаточно определено и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта. Предложение является достаточно определенным, если в нем обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена либо предусматривается порядок их определения.
2) Предложение, адресованное неопр. кругу лиц, рассматривается лишь как приглашение делать оферты, если только иное прямо не указано лицом, сделавшим такое предложение.
Статья 15
1) Оферта вступает в силу, когда она получена адресатом оферты.
2) Оферта, даже когда она является безотзывной, может быть отменена оферентом, если сообщение об отмене получено адресатом оферты раньше, чем сама оферта, или одновременно с ней.
Статья 16
1) Пока договор не заключен, оферта может быть отозвана оферентом, если сообщение об отзыве будет получено адресатом оферты до отправки им акцепта.
2) Однако оферта не может быть отозвана:
а) если в оферте указывается путем установления определенного срока для акцепта или иным образом, что она является безотзывной; или
b) если для адресата оферты было разумным рассматривать оферту как безотзывную и адресат оферты действовал соответственно.
Статья 17
Оферта, даже когда она является безотзывной, утрачивает силу по получении оферентом сообщения об отклонении оферты.
Статья 18
1) Заявление или иное поведение адресата оферты, выражающее согласие с офертой, является акцептом. Молчание или бездействие само по себе не являются акцептом.
2) Акцепт оферты вступает в силу в момент, когда указанное согласие получено оферентом. Акцепт не имеет силы, если оферент не получает указанное согласие в установленный им срок, а если срок не установлен, то в разумный срок, принимая при этом во внимание обстоятельства сделки, в том числе скорость использованных оферентом средств связи. Устная оферта должна быть акцептована немедленно, если из обстоятельств не следует иное.
3) Однако, если в силу оферты или в результате практики, которую стороны установили в своих взаимных отношениях, или обычая адресат оферты может, не извещая оферента, выразить согласие путем совершения какого-либо действия, в частности действия, относящегося к отправке товара или уплате цены, акцепт вступает в силу в момент совершения такого действия, при условии, что оно совершено в пределах срока, предусмотренного в предыдущем пункте.
Статья 19
1) Ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, но содержит дополнения, ограничения или иные изменения, является отклонением оферты и представляет собой встречную оферту.
2) Однако ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, но содержит дополнительные или отличные условия, не меняющие существенно условий оферты, является акцептом, если только оферент без неоправданной задержки не возразит устно против этих расхождений или не направит уведомления об этом. Если он этого не сделает, то условиями договора будут являться условия оферты, с изменениями, содержащимися в акцепте.
3) Дополнительные или отличные условия в отношении, среди прочего, цены, платежа, качества и количества товара, места и срока поставки, объема ответственности одной из сторон перед другой или разрешения споров считаются существенно изменяющими условия оферты.
Статья 20
1) Течение срока для акцепта, установленного оферентом в телеграмме или письме, начинается с момента сдачи телеграммы для отправки или с даты, указанной в письме, или, если такая дата не указана, с даты, указанной на конверте. Течение срока для акцепта, установленного оферентом по телефону, телетайпу или при помощи других средств моментальной связи, начинается с момента получения оферты ее адресатом.
2) Государственные праздники или нерабочие дни, имеющие место в течение срока для акцепта, не исключаются при исчислении этого срока. Однако, если извещение об акцепте не может быть доставлено по адресу оферента в последний день указ. срока вследствие того, что этот день в месте нахождения комм. предпр. оферента приходится на государственный праздник или нерабочий день, срок продлевается до первого следующего рабочего дня.
Статья 21
1) Запоздавший акцепт тем не менее сохраняет силу акцепта, если оферент без промедления известит об этом адресата оферты устно или направит ему соответствующее уведомление.
2) Когда из письма или иного письменного сообщения, содержащего запоздавший акцепт, видно, что оно было отправлено при таких обстоятельствах, что, если бы его пересылка была нормальной, оно было бы получено своевременно, запоздавший акцепт сохраняет силу акцепта, если только оферент без промедления не известит адресата оферты устно, что он считает свою оферту утратившей силу, или не направит ему уведомления об этом.
Статья 22
Акцепт может быть отменен, если сообщение об отмене получено оферентом раньше того момента или в тот же момент, когда акцепт должен был бы вступить в силу.
Статья 23
Дог-р считается заключ. в момент, когда акцепт оферты вступает в силу в соотв. с положениями этой Конвенции.
Статья 24
Оферта, заявление об акцепте или любое другое выражение намерения счит. «полученным» адресатом, когда оно сообщ. ему устно или доставлено любым способом ему лично, на его комм. предприятие или по его почтовому адресу либо, если он не имеет коммерческого предприятия или почтового адреса, — по его постоянному местожительству.
Вопрос 2. международные договоры в области иностранных инвестиций. — студопедия
Международные договоры
1. Вашингтонская конвенция О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. (Конвенция об инвестиционном арбитраже)
2. Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (Конвенция о страховании инвестиций)
3. Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г.
4. Двухсторонние межгосударственные договоры о поощрении и взаимной помощи капиталовложений
a. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций от 2009 г.
b. Соглашение между СССР и Австрийской республикой о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений 1990 г.
c. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Албания о поощрении и взаимной защите капиталовложений 1995 г.
Вашингтонская конвенция О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. (Конвенция об инвестиционном арбитраже)
· Конвенция учредила специальный орган для разрешения споров между государством и иностранным инвестором – МЦУИС – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
· ! показать сайт МЦУИС — https://icsid.worldbank.org/en
· Центр включает Административный совет и Секретариат
· Центр разрешает споры между государством и иностранными инвесторами
· Центр рассматривает спор, только «при наличии письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения Центру»
· Конвенция предусмотрела две процедуры для разрешения инвестиционных споров: процедуру примирения и процедуру арбитража
· Процедура примирения – процедура разрешения спора, в ходе которой Примирительная комиссия выясняет обстоятельства дела, вырабатывает условия примирительного соглашения и предлагает сторонам заключить это соглашение. Если стороны заключают примирительное соглашение, то спор считается урегулированным. Если стороны не заключают примирительное соглашение, то спор считается неурегулированным и стороны вправе обратиться к процедуре арбитража.
· Процедура арбитража – процедура разрешения спора, в ходе которой Арбитраж выясняет обстоятельства дела и выносит решение. Решение Арбитража является обязательным для сторон.
Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (Конвенция о страховании инвестиций)
1) Конвенция учредила центр страхования международных инвестиций – Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций – МАГИ
2) https://www.miga.org/
3) МАГИ осуществляет страхование от некоммерческих рисков в отношении иностранных инвестиций
4) Риски, которые подлежат страхованию (статья 11)
a. Перевод валюты
b. Экспроприация или аналогичные меры
c. Нарушение договора
d. Война и гражданские беспорядки
5) Инвестиции, подпадающие под страхование, — акционерное участие, в том числе среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные владельцами акций.
Вопрос 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ
1. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999
2. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999
3. ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999
4. ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства»
5. ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995
В соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ» от 1999 г. предусматривает следующие виды гарантий.
1) Гарантия на защиту прав и интересов ( в том числе, если нарушителем будет государство)
a. (гарантируется) Право на защиту прав (Предоставляется полная и безусловная защита прав)
b. (гарантируется) Право на возмещение убытков, причиненных государством
2) Гарантия на использование разных форм инвестиционной деятельности (в том числе вложение капитала в уставной фонд, в том числе заключение любых сделок) ! Некоторые сделки только) Некоторые сделки подлежат предварительному согласованию с гос. органами (например, сделки в результате которых иностранное государство приобретает 25 процентов голосующих акций в российском хозяйственном обществе).
3) Гарантия на переход прав и обязанностей иностранного инвестора по сделкам уступки права требования и по сделкам перевода долга
4) Гарантия на компенсацию в случае национализации и реквизиции.В случае реквизиции выплачивается стоимость реквизируемого имущества. В случае национализации выплачивается стоимость имущества и другие убытки. – статья 8.
5) Гарантия от изменения законодательства – если новые законы увеличивают налоговую нагрузку, то такие законы не действуют в течение срока окупаемости проекта, но не более 7 лет – статья 9.
6) Гарантия на судебное или арбитражное рассмотрение спора– статья 10
7) Гарантия на доходы – право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ и право на вывоз прибыли за пределы РФ
8) Гарантия на вывоз ввезенного имущества и информации – без квотирования, без лицензирования – ст. 12
9) Гарантия на приобретение ценных бумаг – ИИ вправе приобрести акции и иные ценные бумаги росс. Ком. Организаций и государственные ценные бумаги- ст. 13
10) Гарантия на приватизацию – право ИИ участвовать в приватизации государственной и муниципальной собственности
11) Гарантия на земельные участки, природные ресурсы, недвижимое имущество – только в соответствии с законодательством РФ – статья 15
Вопрос 4. Международно-правовые стандарты защиты инвестиций
В результате многолетней практики инвестирования в трансграничной сфере государства выработали определенные стандарты защиты иностранных инвестиций.
Стандарты защиты иностранных инвестиций – это минимальные правовые гарантии защиты ино инвестиций.
Как правило, они перечисляются в большинстве двусторонних международных договоров.
К стандартам относятся следующие гарантии:
1) Гарантия от экспроприации
2) Гарантия перевода платежа
3) Гарантия судебной защиты
Гарантия от экспроприации означает, что капиталовложения ино инвесторане могут быть подвергнуты экспроприации, национализации или иным мерам, равносильным по последствиям экспроприации или национализации, включая меры, которые ведут к потере права собственности над капиталовложениями. Исключение составляют случаи, когда такие меры осуществляются в общественных интересах и в законном порядке на недискриминационной основе. В случае применения таих мер Ино инвестор имеет право на выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
Гарантия перевода платежа означает, что инвестору гарантируетсявозможность беспрепятственного перевода за границу различных платежей, связанных скапиталовложениями. Переводы платежей осуществляются без задержки в свободно конвертируемой валюте по курсу, применяемому на дату перевода, в соответствии с валютным законодательством государства, на территории которой капиталовложение осуществлено. К платежам, связанным с капиталовложениями, относятся сам вложенный капитал и полученные доходы.
Гарантия судебной защиты означает, что споры, возникающие между иностранным инвестором и государством по поводу капиталовложений должны рассматриваться в независимом органе и по праву, содержащемуся в международных договорах, а не по национальному праву принимающего государства.