Глава рфпи: доходные инвестиции стали залогом доверия наших партнеров
Кирилл Дмитриев рассказал о результатах работы Российского Фонда прямых инвестиций за 10 лет

Москва. 9 декабря. biznes-bolika.ru — Российский Фонд прямых инвестиций отмечает свой юбилей — 10 лет. За это время фонд инвестировал почти в сотню проектов на сумму более 2 триллионов рублей. В его портфеле не только уникальные, но и высокоэффективные проекты, многие крупные фонды и компании стали соинветсорами РФПИ, что является знаком большого доверия. Не удивительно, что во время пандемии РФПИ поддержали самые перспективные разработки отечественной фармы. А их главным продуктом стала первая российская вакцина от коронавируса «Спутник V». О результатах своей работы за эти 10 лет в интервью «Интерфаксу» рассказал глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
— Кирилл Александрович, в эти дни РФПИ отмечает 10-летие. Каковы итоги работы Фонда за десятилетку? Сколько проектов проинвестировано, в каком объеме? Какие вы могли бы выделить?
— За 10 лет РФПИ совместно с иностранными партнерами инвестировал более чем в 90 проектов на сумму свыше 2,1 триллиона рублей. Эти проекты охватывают практически все регионы РФ и большинство секторов экономики – от энергетики и инфраструктуры до IT и здравоохранения.
Это сухие цифры, за которыми стоят десятки примеров успешных инвестиций в ведущие компании и перспективные проекты, которые стали возможными благодаря стратегическим партнерствам с ведущими международными соинвесторами из 18 стран на общую сумму более $40 миллиардов. 10-летняя история РФПИ доказывает эффективность инвестиционной модели роста российской экономики.
История РФПИ – это не только слаженная работа команды, но и очень мощная поддержка от руководства страны. Каждый год президент проводит встречи с нашими партнерами, ведущими мировыми инвесторами, отвечает на их вопросы об экономике России, о приоритетах инвестирования. Во всем мире это абсолютно уникальный формат, традиционно встречи происходят в рамках Санкт-Петербургского Международного Экономического Форума. Эти встречи критически важны для нас, для понимания приоритетов и движения вперед.
Наши портфельные компании — это не только Москва, они активно расширяются в регионы. Например, компания «Мать и дитя», одна из первых наших инвестиций еще в 2022 году. С момента инвестиции РФПИ компания открыла 40 новых высокотехнологических медицинских центров мирового уровня, число регионов присутствия увеличилось с 3 до 25, было создано более 7 тысяч рабочих мест, в госпиталях группы родилось почти 60 000 детей. Во время пандемии «Мать и дитя» в кратчайшие сроки переориентировало ряд госпиталей для борьбы с ковидом, что позволило спасти десятки тысяч жизней.
Или компания «Герофарм», которая смогла заместить иностранный инсулин инсулином российского производства благодаря запуску завода по производству фармацевтических субстанций в Санкт-Петербурге. Компания разработала и вывела на рынок инновационные аналоги инсулина, которые производятся в РФ по принципу полного цикла – от субстанции до готовой лекарственной формы.
Важно, что многие наши проекты имеют измеряемый эффект. Например, первый железнодорожный мост между Россией и Китаем, инвестором в который мы выступаем, на 54% повышает пропускную способность по железной дороге между странами и сокращает время путешествия грузов на 700 км. Это очень важный проект, который способствует развитию внешнеторговых связей между Россией и Китаем. Строительство завершено более чем на 90%, официальный запуск – в будущем году.
Еще один знаковый проект – логистическая платформа PLT, которая сейчас входит в тройку крупнейших игроков на рынке складской недвижимости России, хотя она была создана «с нуля» только в 2022 году. За это время было построено 10 новых логистических терминалов общей площадью более миллиона квадратных метро, и компания является сейчас одним из абсолютных лидеров на логистическом рынке РФ. Мы также проинвестировали в крайне интересный проект переоборудования бывшего аэропорта «Тушино» в суперсовременный технопарк, где будут проживать шесть тысяч семей. Около 20 000 сотрудников будут трудиться в абсолютно высококачественном месте, где есть современные офисы и лучшая инфраструктура для сотрудников. Это еще один успешный проект «с нуля», возведен современнейший комплекс для людей, один из лучших в России.
Можно еще долго перечислять примеры проектов — расширение аэропортов Владивостока и Санкт-Петербурга, строительство ЦКАД, такие крупнейшие производства, как «ЗапСибНефтехим» — и каждый – это очень интересная созидательная история.
— В чем суть модели инвестирования РФПИ? Каким образом удается сбалансировать интересы государства, выделяющего средства на проекты, и интересы иностранных инвесторов, нацеленных на получение прибыли?
— В этом и заключается важность нашей роли – в нахождении такого баланса. Понятно, что далеко не каждый проект, в котором заинтересовано государство, может быть инвестиционно привлекательным. И, соответственно, наоборот – не все, что интересно инвесторам, отвечает государственным представлениями о приоритетных проектах. Мы должны инвестировать в проекты, которые являются знаковыми для страны и имеют значимый потенциал роста. При этом деньги должны вернуться к нам, а через нас к государству, с доходностью. Наша уникальная модель соинвестирования предполагает, что на каждый наш рубль мы привлекаем 9 рублей от наших партнеров.
Важно подчеркнуть еще раз, что это не модель расходования госсредств, а модель инвестирования в ведущие проекты. Это сильно усложняет задачу, потому что надо и проекты отбирать очень качественные, и партнеров убеждать в прибыльности инвестиций. Доверие иностранных партнеров к нашей модели подтверждается тем фактом, что уже 8 фондов автоматически инвестируют с нами. Например, фонд Mubadala из Объединенных Арабских Эмиратов уже заключил с нами более 60 сделок, и они получили хорошую доходность на свои инвестиции. Китайский фонд проинвестировал уже более чем в 20 компаний, и они являются примерами для других соинвесторов, многие из которых до работы с нами никогда раньше не инвестировали в Россию.
У нас есть уникальный уровень доверия с ними и многими другими фондами. Если бы мы теряли деньги, если бы не вкладывали их с доходностью, они бы перестали работать с РФПИ. Поэтому наше величайшее достижение за эти 10 лет — это история доходных инвестиций, она является залогом того доверия, которое у нас есть с фондами, что соинвестируют с нами. Одним из первых наших соинвесторов стал суверенный фонд Кувейта. Это старейший суверенный фонд, который имеет высочайшую репутацию, и когда они первыми объявили, что входят на 10% в каждую нашу сделку, это стало знаком очень большого доверия, и за ними последовали другие фонды.
Мы не только позволяем другим фондам инвестировать в Россию, но и помогаем российским компаниям на внешних рынках – это настоящая глобализация российского бизнеса через инвестиционные партнерства РФПИ. Через нас российские компании выходят не только на наших партнеров среди суверенных фондов, но и получают выход на экосистемы их портфельных компаний по всему миру, что фактически дает возможность партнерства и синергетического эффекта с тысячами компаний через партнерство с нами.
Мы сейчас находимся в уникальной ситуации, когда для технологической российской компании мы можем очень быстро открыть рынки Эмиратов, Саудовской Аравии, Китая, Японии, Кореи, многих стран.
Так, одна из портфельных компаний РФПИ, NTechLab, занимающаяся развитием систем «компьютерного зрения» с применением технологий искусственного интеллекта, сумела успешно выйти на рынки Ближнего Востока при поддержке партнеров РФПИ из региона.
— Как ваши инвестиции соотносятся с нацпроектами? В чем роль РФПИ при их реализации?
— Безусловно, мы играем очень важную роль в достижении целей, поставленных целым рядом национальных проектов — в инфраструктуре, здравоохранении, транспорте и других. Мы предоставляем финансирование, в том числе внебюджетное — от наших партнеров. Мы находим и проекты, которые могут быть доходными, и соинвесторов.
— Как за 10 лет изменились приоритеты фонда? Как его деятельность соотносится с теми целями, которые ставились изначально?
— Мы развиваемся в соответствии с теми целями, которые были поставлены первоначально, а именно стать ведущим суверенным фондом, который привлекает капитал в ключевые и знаковые для России проекты, способствуя экономическому росту. Если посмотреть на все наши инвестиции, то они полностью соответствуют этой миссии — от инвестиций в дороги (например, наши инвестиции в ЦКАД, которые помогают сократить транзитный трафик Москвы на 30%, а при реализации проекта создано 200 тыс. новых рабочих мест), до наших инвестиций в вакцину, которые тоже являются абсолютно знаковым для России проектом. Имея очень четкие цели, мы им следуем, но это может принимать абсолютно различные формы: от производства инсулина, вакцины и других медицинских ключевых препаратов, до развития нефтехимических предприятий или инвестиций в аэропорты.
Успешность нашей модели, основанной на международных партнерствах, очевидна. В качестве наиболее ярких примеров можно привести наши инвестиции в аэропорты. Это инвестиции в аэропорт Владивостока, куда пришел Changi, крупнейший сингапурский оператор аэропортов и один из лучших в мире. Мы привели их в аэропорт Владивостока, что помогло ему стать одним из ведущих аэропортов в России по уровню сервиса.
В аэропорт «Пулково» в Петербурге мы привлекли шесть суверенных фондов. Это первая инвестиция в инфраструктурный объект в мире, в рамках которой удалось объединить сразу 6 инвесторов — суверенных фондов из таких стран, как Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Китай. Мы показываем, что инфраструктура России интересна для огромного количества фондов и это не только позволяет привлекать инвестиции, но и создавать пулы инвесторов, которые в дальнейшем также готовы проактивно инвестировать в Россию.
— Как меняются предпочтения инвесторов? Как на них повлиял COVID? Как это отражается на ваших инвестиционных предпочтениях?
— Мир после пандемии – это мир технологий. Поэтому мы видим огромнейший интерес к интернет-компаниям, всем связанным с онлайн-сферой. Например, с нашими партнерами мы сейчас активно инвестируем в создание ведущего облачного сервиса. В целом, все, что связано с «цифрой», использованием искусственного интеллекта – это крайне интересно. Во многие подобные компании вы начали инвестировать задолго по пандемии. Например, в компанию «Доктис», которая стала ведущим сервисом онлайн-медицины. Это оказалось очень востребованным в эпоху локдаунов.
Или еще крайне интересный пример небольшой портфельной компании — Elementaree, которая доставляет на дом готовые продуктовые наборы. Все это делается в онлайн- формате, и это особенно востребовано в пандемию: этот бизнес очень активно вырос в последний год. Фактически с нуля компания стала одним из лидеров по доставке на дом готовых наборов еды.
Также мы видим, что на фоне резкого роста инфляции во всем мире, сохраняется значимый интерес к ресурсам, к энергетике, в первую очередь, к «зеленой» энергетике. Так, мы являемся большим инвестором вместе с Fortum в ведущую сеть в России ветропарков, инвестируем в создание крупнейшей в России солнечной электростанции в Калмыкии. Тема устойчивого развития и ESG надолго вошла в повестку и предоставляет широкие возможности для новых инвестиций.
Мы также будем наращивать взаимодействие между портфельными компаниями РФПИ, потому что у нас уже почти 100 компаний, куда мы проинвестировали. Они между собой активно взаимодействуют и на самом деле находят очень много общего, потому что все они – быстрорастущие компании, технологичные, обладают большим потенциалом. От Aliexpress Россия и сети фитнес-клубов UFC Russia до различных медицинских и инфраструктурных проектов – это те бизнесы, которые отличает нацеленность на улучшение качества жизни людей, создание новых рабочих мест, привлечение инновационных технологий и лучших мировых практик. Мы видим все больше возможностей взаимодействия между ними и это то направление, которому мы, безусловно, будем уделять большое внимание в будущем.
— В последний год РФПИ в первую очередь ассоциировался с вакциной «Спутник» и борьбой с пандемией. Как так получилось? Работа над вакциной затмила все?
— Мы действительно взяли на себя огромные риски, и это было очень сложным решением, потому что в самом начале эпидемии мы видели, что многие партнеры просто ожидают, что все закончится очень быстро, в течение нескольких месяцев. Мы же поняли, что это все надолго, и сразу подумали о тех трех вещах, которые мы можем делать как инвестор — это тесты, препарат и вакцина. Это наша «триада» борьбы с пандемией.
Были предприняты титанические усилия, чтобы найти и проинвестировать в лучшие тесты, лучший препарат против коронавируса и лучшую вакцину. И у нас это получилось. Это пример того, как активно работает команда РФПИ, как активно работают наши сотрудники. Мы не просто стали первыми, кто инвестировал в уникальные тесты для коронавируса в России, которые дают результат за 30 минут и пользуются очень большим спросом за рубежом, но сейчас у нас есть две новые модели этих тестов. Одна — это очень высокопроизводительная модель, которая может очень быстро тестировать большое количество людей. Другая – это портативное устройство, которое можно поставить дома, и которое имеет точность в 500 раз выше обычного теста и может тестировать не только на коронавирус, но на семь других различных вирусов. Поэтому мы не оставляем тестовую тематику.
«Авифавир», препарат, созданный совместно с группой «ХимРар», показал, безусловно, очень хорошую эффективность. Главное — принимать его в первые 5-7 дней после выявления коронавируса. Он показал, что практически в два раза можно сократить срок течения болезни и не допустить развития тяжелых случаев.
И, конечно, вакцина «Спутник V», это ключевая тема как для РФПИ, так и для всей страны, это одно из выдающихся достижений российской науки в 21 веке. Центр им. Гамалеи создал ее на базе хорошо изученной, безопасной и эффективной платформы аденовирусных векторов человека, что существенно отличает нашу вакцину от иностранных аналогов и позволяет формировать сильный, а главное, длительный иммунитет. Регистрация в 71 стране позволила не просто спасти миллионы жизней, но также получить независимые подтверждения высочайшей эффективности и безопасности, показать, что российская вакцина не только не уступает иностранным разработкам, но и превосходит их.
Например, свежие данные из Венгрии показывают, что «Спутник» – лучшая из пяти ведущих вакцин, применяемых в стране, по защите от смертности от COVID-19. Там «Спутник» показал эффективность 98% защиты от смертности, вероятность смерти от коронавируса после прививки российской вакциной в 130 раз ниже, чем у невакцинированных. Это лучше, чем у Pfizer, Moderna, AstraZeneca, и Sinopharm.
— Какой объем средств вложен в продвижение «Спутника», в его производство? Сколько «Спутника V» и «Спутника Лайт» сейчас производится за рубежом? На площадках каких стран?
— Мы проинвестировали 22 млрд рублей в вакцину «Спутник V» и «Спутник Лайт». При этом «Спутник Лайт» фактически был создан по инициативе РФПИ, мы финансировали и клинические исследования за рубежом, и ряд производственных мощностей, в том числе там. Что касается производства, то «Спутник» производится более чем в 10 странах на мощностях более чем 20 производителей. Соответственно, среди этих стран — Индия, включая Serum, ведущий производитель в мире вакцин, и еще пять других производителей в Индии. Также в Корее, в Китае и в других странах.
Сейчас у нас за рубежом производится не только «Спутник V», но и «Спутник Лайт». Со временем, мы считаем, что главный объем производства за рубежом будет двигаться именно в сторону «Спутника Лайт». Потому что «Спутник Лайт» — это уникальная вакцина, она успешна не только как отдельная вакцина, но и как бустер для других вакцин.
Соответственно, мы видим возможность через «Спутник Лайт» бустировать много других вакцин, в этом наше преимущество, потому что «Спутник» держит защиту дольше, чем мРНК-вакцины. «Спутник» был первым коктейлем вакцин, то есть сочетал два компонента аденовируса. Использование «Спутника Лайт» как универсального бустера для других вакцин — это тоже, нам кажется, крайне перспективно. Он уже одобрен в таком качестве и в Эмиратах, и в Аргентине, и на Филиппинах.
— Из Европы приходят тревожные сообщения о планах введения новых локдаунов из- за роста заболеваемости коронавирусом. Это происходит на фоне довольно высокого уровня вакцинации в европейских странах. В чем вы видите причину складывающейся ситуации? Вакцина не работает?
— Нет никаких сомнений, что вакцины работают, но ключевой вопрос – как долго сохраняется их эффективность. Например, данные из ряда стран по вакцине Pfizer показывают, что уже через четыре месяца ее эффективность падает ниже 50%, а через шесть месяцев – ниже 30%! Напомню, что вакцина Pfizer является де-факто монополистом в США и большинстве стран ЕС, где на нее порой приходится 75% вакцинаций и более – именно в тех странах, где мы сейчас наблюдаем резкий рост заболеваемости. Именно в быстро снижающейся эффективности, как мы считаем, и заключается главная причина очень мощного всплеска случаев. Важно, что рост этот начался задолго до новостей о появлении нового штамма Омикрон.
Для сравнения, недавние исследования в Сан-Марино, где, наоборот, большинство были вакцинированы «Спутником», показывают, что российская вакцина сохраняет эффективность на уровне 80% через 6-8 месяцев. 80% и 30% – это огромная разница! Мы не просто об этом говорим, а предлагаем сразу эффективное решение – однокомпонентный «Спутник Лайт» как универсальный бустер, дополнительный укол для мРНК-вакцин, для других вакцин, чтобы повысить их эффективность, длительность иммунного ответа.
Поэтому мы выступаем за сотрудничество между различными вакцинами, за то, чтобы «Спутник Лайт» как один из элементов мировой борьбы с коронавирусом активно использовался, чтобы были комбинации вакцин. Комбинации вакцин – самый эффективный способ борьбы с мутациями, в том числе с новым «Омикроном» и с другими мутациями, которые еще могут возникнуть в ближайшие месяцы.
— А что значит «комбинации вакцин»? Это вакцины «Спутник V» и «Спутник Лайт» как бустер, либо это какие-то международные вакцины и их сочетание?
— Началось все как раз со «Спутника V», который стал первой комбинацией вакцин – это аденовирус 26 (первый укол) и аденовирус 5 (второй укол). Это гетерогенный подход, который доказал свою эффективность. Другие двухкомпонентные вакцины предполагают укол одни и тем же компонентом дважды.
Мы спонсируем исследования комбинации «Спутника Лайт» в Аргентине в сочетании с препаратами Pfizer, Moderna, AstraZeneca и Sinopharm. Отдельные исследования с AstraZeneca мы начали еще в феврале этого года, что стало первым примером исследования комбинированного использования вакцин от ковида. Это очень важная история. Имеющиеся данные свидетельствуют, что «Спутник Лайт» может бустировать другие вакцины более эффективно, чем третий укол той же самой вакцины.
Мы исходим из того, что эффективность Pfizer и других вакцин очень сильно падает после 5-6 месяцев. «Спутник Лайт» с его более длительным иммунитетом мог бы стать для них лучшим бустером. Подобные исследования мы уже провели во многих странах. «Спутник» уже одобрен, в качестве универсального бустера на Филиппинах, в ОАЭ, Бахрейне и других странах. На этой неделе Аргентина также утвердила «Лайт» в качестве бустера.
— Как проходят испытания комбинации «Спутника» и AstraZeneca. Есть какие-то результаты, когда планируется завершить эти исследования?
— Да, они проводятся в Азербайджане, в Аргентине и других странах. Очень важен пример Аргентины, где мы тестируем комбинацию не только с AstraZeneca», но и с Sinopharm, и с Moderna. И, например, использование «Спутника» в качестве бустера «Sinopharm» привело к повышению антител клеточного иммунитета в 10 раз у китайской вакцины. Поэтому все эти исследования и комбинации, в том числе в Аргентине, показали и высочайший уровень безопасности, и высочайший уровень эффективности, где во всех вакцинах, если их бустирует «Спутник», результирующий иммунитет, и по антителам, и по клеточному иммунитету, выше, чем, если бустируют еще одним уколом той же самой вакцины.
Также в Аргентине уже более миллиона человек получили комбинацию «Спутника» с другими препаратами. Это » AstraZeneca» и » Moderna». Поэтому мы сейчас лидеры в мире по комбинации «Спутника» с другими вакцинами.
— Ориентировочные сроки по завершению исследований?
— Данные мы уже публиковали по безопасности, по иммуногенности. Мы считаем, что все данные исследований этих комбинаций будут опубликованы в декабре — январе.
— Что касается испытаний комбинации «Спутника» с «Pfizer». Вы говорили, чтопроводятся исследования, но не называли страны.
— Гондурас уже опубликовал официальный данные, что испытания «Спутника» с «Pfizer» показали высокий уровень безопасности и эффективности. И мы подтверждаем, что еще несколько стран используют «Спутник» как бустер для «Pfizer». И, соответственно, есть уже исследования, где мы видим, что эффективность «Спутника» как бустера для «Pfizer» высока. Но все эти данные мы будем публиковать, скорее всего, в следующем году.
— А страны или хотя бы регион вы назовете? Ближний Восток?
— В том числе на Ближнем Востоке, детали мы пока не готовы озвучить.
— Какова была именно роль РФПИ в теме бустирования? Ведь вы инвестиционный фонд, а не вирусологи или фармакологическая компания.
— Однокомпонентная вакцина «Спутник Лайт» это как раз тот препарат, который РФПИ предложил создать на базе «Спутника V», потому что мы с самого начала понимали, что на фоне появления новых штаммов потребуется ревакцинация, и, соответственно, бустерная вакцина. Это подчеркивает наш глобальный подход — мы не только вкладываем средства, но и помогаем получать образцы новых штаммов, запускаем зарубежные производства, активно работаем над научными публикациями, помогаем собирать данные со всего мира.
Иными словами, мы не просто выделяем средства и просто пассивно ждем хорошую доходность. Это тяжелейшая ежедневная работа, иногда требующая управления в «ручном режиме». Это отражение периодических атак «большой фармы», что стимулировало нас запустить Twitter-аккаунт, где сейчас уже почти миллион человек подписчиков, в том числе журналисты и ученые со всего мира. И мы через Twitter, через специально созданный сайт о вакцине распространяем ключевую информацию про «Спутник», которая зачастую блокируется или искажается многими западными СМИ. Все это показывает, как по мере реализации проекта «Спутник» мы должны были выполнять многие несвойственные нам задачи для того, чтобы достичь цели – донести правильную информацию о российской вакцине и защитить сотни миллионов людей по всему миру от пандемии.
— Вы часто выступаете с критикой «большой фармы» и необъективности западных СМИ. Что вы имеете в виду? Как вы с этим боретесь?
— Речь не только о «Спутнике». Ряд других вакцин, в первую очередь AstraZeneca, также подверглись необоснованным атакам. Важно понимать, что «большая фарма» во многом заточена на атаку конкурентов.
Одна из компаний «большой фармы» официально заплатила $4,7 миллиарда штрафов за последние годы за агрессивный нелегальный маркетинг. Что имеется в виду? Это не только подкуп в системе здравоохранения, но и использование медиа для атаки на конкурентов, вброс определенных тем и историй.
«Спутник» был атакован еще до того, как был зарегистрирован. Все эти бредовые истории про русских хакеров якобы укравших рецепт вакцины — мы очень жестко на все это ответили, и сейчас эту тему уже никто не поднимает. Но постоянно всплывают другие вопросы – а вдруг «Спутник» неэффективен, а вдруг он небезопасен? Лучший ответ на это — научные статьи, данные реального применения вакцины по всему миру. Это и статья в Lancet, показавшая, что «Спутник» одна из наиболее эффективных вакцин в мире, и данные из Венгрии, и данные из Мексики, где у нашей вакцины лучшие показатели безопасности. То есть на все ангажированные вопросы у нас уже есть четкий набор хорошо документированных научно выверенных данных, подтверждающих нашу правоту.
— Многие официальные российские лица, в том числе пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, говорил, что сейчас ощущается позитивное отношение со стороныевропейцев по вопросам взаимному признанию сертификатов вакцинации.
— Да, взаимное признание сертификатов — это единственный путь вперед. И, безусловно, уверен, этот процесс резко ускорится в начале следующего года. И, что важно, мы здесь тоже предлагаем вариант новаций, мы считаем, что переболевшие имеют право на сертификат при демонстрации определенного уровня антител. И вообще считаем, что взаимное признание вакцин и сертификатов – это критично для возобновления туристических потоков и нормальной экономической деятельности.
— Если пофантазировать, а нет ли планов выхода на американский рынок российских вакцин?
— Смотрите, они не пустили на американский рынок даже вакцину «AstraZeneca», то есть своего союзника в Великобритании, которая отозвала свою заявку после того, как провела там клинические испытания. Поэтому, к сожалению, мы видим, что вопрос вакцин политизирован. Мы видели, что официально в отчете министерства здравоохранения США они написали, что препятствовали «Спутнику» в Бразилии, убедили Бразилию не использовать «Спутник». Поэтому мы просто реалистично относимся к тому, что мы будем фокусироваться больше на тех рынках, где «Спутник» востребован, и люди его хотят и понимают. Вот, например, президент Фернандес (президент Аргентины Альберто Фернандес — ИФ), мы видели, ревакцинировался «Спутником Лайт». Поэтому у нас очень большие возможности, и мы фокусируемся на рынках за пределами США.
— Как ваша существующая модель инвестирования помогла при продвижении «Спутника»?
— Одним из условий глобального успеха «Спутника» стали партнерства РФПИ по всему миру, которые мы задействовали. Возвращаясь к десятилетию РФПИ, важно отметить, что мы действительно построили очень доверительные отношения с ведущими суверенными фондами. Важнейшую роль сыграли наши китайские партнеры, которые на раннем этапе помогли нам оценить весь масштаб пандемии и начать действовать. Нам очень помогли и Объединение Арабские Эмираты, они одними из первых зарегистрировали вакцину и провели клинические испытания, которые показали очень высокую эффективность вакцины «Спутник».
Дмитриев кирилл александрович — директор российского фонда прямых инвестиций — биография
Российский финансист и инвестор.
Генеральный директор Российского Фонда Прямых Инвестиций.
Член правления Российского союза промышленников и предпринимателей.
Заместитель председателя Совета по инвестициям при председателе Государственной Думы РФ.
Кирилл Дмитриев родился 12 апреля 1975 года в городе Киев, Украина. После школы, уехал в США, где в 1996 году окончил Стэнфордский университет с наивысшим отличием. В течении следующих трех лет работал в инвестиционном банке Goldman Sachs в Нью-Йорке и в консалтинговой компании McKinsey & Company в Лос-Анджелесе, Москве и Праге.
В 2000 году окончил с наивысшим отличием MBA Гарвардской школы бизнеса Baker Scholar. После этого устроился в компанию «Информационные Бизнес Системы», где до 8 ноября 2001 года являлся заместителем генерального директора, а затем в течении следующего года выступал управляющим директором департамента управленческого консультирования.
С 2002 по 2007 год Кирилл Александрович являлся исполнительным директором, а затем стал соуправляющим партнером Delta Private Equity Partners, одного из крупнейших фондов прямых инвестиций в России с капиталом под управлением в объеме более 500 млн долларов. В Delta Private Equity Кирилл руководил инвестиционными проектами компании преимущественно в секторах финансовых услуг и технологий, медиа и телекоммуникационных услуг. В этот же период являлся председателем Российской Ассоциации Прямого и Венчурного Инвестирования.
Среди успешных инвестиций Дмитриева можно отметить: продажи банка DeltaBank компании General Electric, банка DeltaCredit компании Societe Generale, CTC Media компании Fidelity Investments, Национальные Кабельные Сети компании «Базовый Элемент», ТВ-3 холдингу «Проф-Медиа», Компьюлинк трем инвестиционным фондам и SUN Interbrew на открытом рынке.
В конце 2007 года Дмитриев решил создать собственный фонд прямых инвестиций, для чего создал компанию Icon Private Equity, средства которого должны инвестироваться в компании России и СНГ, в частности, Украины и Белоруссии. С 2007 по 2022 год Кирилл Александрович являлся управляющим партнером и президентом фонда прямых инвестиций Icon Private Equity.
Далее, с апреля 2022 года Дмитриев занял должность Генерального директора УК Российского Фонда Прямых Инвестиций. Тем самым став единственным представителем России в рейтинге «100 самых влиятельных профессионалов индустрии прямых иностранных инвестиций за последние 10 лет» Private Equity International.
Дмитриев Кирилл так же является заместителем Председателя Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Российской Федерации. Возглавляет целевую группу «Деловой двадцатки» по инвестициям и инфраструктуре. Входит в состав правления Российского союза промышленников и предпринимателей.
Кирилл Александрович, 25 мая 2022 года удостоен Почетной грамоты Президента Российской Федерации — за вклад в социально-экономическое развитие Российской Федерации, достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу.
Указом Президента РФ Кирилл Дмитриев назначен одним из пяти членов Делового Совета БРИКС, а также одним из трех членов Делового консультативного совета АТЭС. Входит в список Молодых глобальных лидеров Всемирного экономического форума в Давосе. Является членом Экспертного Совета Harvard Business Review — Россия.
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 17 января 2022 года полномочия Кирилла Дмитриева на посту генерального директора Российского фонда прямых инвестиций продлены на следующие пять лет.
Кирилл Александрович 6 апреля 2022 года стал Кавалером Ордена Почетного легиона. Орден вручен послом Франции в Российской Федерации Сильви-Аньес Берманн в ходе торжественной церемонии в Посольстве Франции 19 ноября 2022 года.
Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев 5 октября 2022 года удостоен высшей награды Королевства Саудовская Аравия орденом короля Абдель Азиза II степени за вклад в укрепление сотрудничества между двумя странами. Награждение состоялось в столице страны городе Эр-Рияд.
Владимир Путин 17 января 2020 года провел встречу с Кириллом Дмитриевым. Обсуждались результаты работы фонда в 2022 году. Дмитриев отметил, что за 2022 год РФПИ проинвестировал 365 миллиардов рублей в экономику России с партнерами. Из этих средств 30 миллиардов — это средства РФПИ, остальное — средства партнеров.
В мае 2020 г. указом Президента Италии Кирилл Дмитриев удостоен Ордена Звезды Италии степени Командор за особые заслуги в развитии дружественных отношений и сотрудничества между Италией и Россией.
Награды Кирилла Дмитриева
Основные Публикации Кирилла Дмитриева
Дмитриев: «Рост экономики начинается с инфраструктуры» // Парламентская газета, 8 апреля 2022
«2022 — был непростым, но прорывным» // Газета.ru, 28 декабря 2022
Инвестиции по науке // Российская газета, № 1020 (41), 20 октября 2022
Бизнес голосует рублем // Российская газета, № 996 (17), 5 мая 2022
Проект на вырост// Российская газета, № 981 (2), 20 января 2022
В поисках роста // Российская газета, 25 февраля 2022
Инвестиции с Востока // Российская газета, 8 апреля 2022
Балийские рецепты // Российская газета, № 917 (39), 8 октября 2022
Средний класс перебирается в страны АТЭС // «Российская газета», 7 октября 2022
«Пилот» для G20 // «Российская газета», 3 сентября 2022
Инвестируйте в Россию! // «Российская газета», 22 января 2022
Инвестировать в Россию стало модно // Российская газета, № 5812 (139), 21 июня 2022
«России есть что демонстрировать» // Деловой журнал РБК, Михаил Лосев, март 2022
«В России очень много самобичевания», — генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев // «Ведомости», 20 июня 2022
Кирилл Дмитриев: «В России много отраслей, которые будут расти несмотря ни на что» // «Ведомости», № 3126, 20 июня 2022
Деньги идут с Востока // Российская Бизнес-газета, № 848 (19), 22 мая 2022
«Одна из главных проблем в том, что инвесторы иногда читают газеты» // Газета «Коммерсантъ», № 113 (4654), 24 июня 2022
18.01.2020
О российском фонде прямых инвестиций
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О Российском Фонде Прямых Инвестиций
Принят Государственной Думой 17 мая 2022 года
Одобрен Советом Федерации 25 мая 2022 года
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» (далее — Общество) и особенности порядка осуществления Обществом деятельности по доверительному управлению инвестиционными фондами, в том числе закрытым паевым инвестиционным фондом «Российский Фонд Прямых Инвестиций», предназначенным для квалифицированных инвесторов (далее — Фонд).
Статья 2. Правовое положение Общества и Фонда
1. Общество является непубличным акционерным обществом, единственным акционером которого выступает Российская Федерация.
2. Местом нахождения Общества является город Москва.
3. Полное фирменное наименование Общества на русском языке — акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке — АО «УК РФПИ». Устав Общества может содержать полное и сокращенное фирменные наименования Общества на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
4. Фонд является обособленным имущественным комплексом, состоящим из имущества, переданного в доверительное управление Обществу учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой Обществом.
5. Общество не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Общества. На имущество Общества не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации.
Статья 3. Правовое регулирование деятельности Общества и Фонда
1. Правовой статус и деятельность Общества, в том числе особенности порядка образования и компетенции органов управления Общества, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России), а также уставом Общества. Устав Общества не должен противоречить настоящему Федеральному закону.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Федеральный закон «Об акционерных обществах»), Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»), Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», другие федеральные законы, касающиеся деятельности Общества, распространяются на деятельность Общества в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Деятельность Общества по доверительному управлению Фондом осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «Об инвестиционных фондах», в соответствии с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
4. Изменения и дополнения в правила доверительного управления Фондом по вопросам, указанным в подпункте 1 пункта 9 статьи 18 Федерального закона «Об инвестиционных фондах», могут быть внесены только по взаимному согласию Общества и учредителя (учредителей) доверительного управления Фонда. Передача прав и обязанностей по договору доверительного управления Фондом другой управляющей компании и досрочное прекращение договора доверительного управления Фондом допускаются только по взаимному согласию Общества и учредителя (учредителей) доверительного управления Фонда (за исключением случаев, если такая передача или такое досрочное прекращение осуществляется при наступлении оснований, предусмотренных подпунктом 3 статьи 30 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»). При этом не подлежат применению положения подпунктов 2 и 3 пункта 9 статьи 18 Федерального закона «Об инвестиционных фондах».
Статья 4. Имущество Общества и Фонда
1. Имущество Общества формируется за счет вкладов в уставный капитал Общества, доходов, получаемых от деятельности Общества, а также за счет других законных поступлений.
2. Имущество Общества обособляется от имущества, составляющего Фонд, имущества владельцев инвестиционных паев, имущества, составляющего иные инвестиционные фонды, находящиеся в доверительном управлении Общества, а также иного имущества, находящегося в доверительном управлении или по иным основаниям у Общества. Такое имущество учитывается Обществом на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
3. Доходы от доверительного управления имуществом, составляющим Фонд, включаются в состав имущества Фонда и используются в соответствии с инвестиционной декларацией Фонда.
4. Расходы, связанные с доверительным управлением имуществом, составляющим активы Фонда, оплачиваются за счет имущества Фонда. Перечень указанных расходов определяется нормативными актами Банка России. Дополнительно за счет имущества Фонда может осуществляться оплата расходов по анализу инвестиционных проектов, в том числе различных видов экспертиз, проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и правовой экспертизы учредительных документов и деятельности хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых приобретаются либо планируются к приобретению в состав имущества Фонда, а также иных расходов в пределах размера, установленного в правилах доверительного управления Фондом.
Статья 5. Деятельность Общества
1. Общество действует в целях привлечения иностранных и российских инвестиций, высококвалифицированных кадров и инновационных технологий в экономику Российской Федерации, обеспечения развития и повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, стимулирования инвестиционной деятельности путем развития взаимоотношений с иностранными инвесторами, способствования созданию и распространению благоприятного инвестиционного климата и позитивного восприятия инвестиционных возможностей Российской Федерации, а также в целях получения прибыли от своей предпринимательской деятельности.
2. Общество действует в качестве доверительного управляющего Фонда, осуществляя за счет имущества Фонда финансирование инвестиционных проектов как в Российской Федерации, так и за пределами ее территории, в том числе с участием иностранных лиц.
3. Общество реализует проекты с привлечением средств Фонда национального благосостояния в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
4. Общество вправе осуществлять деятельность по доверительному управлению иными инвестиционными фондами помимо Фонда.
5. Общество вправе осуществлять инвестирование собственных средств, совершать сделки по передаче имущества в пользование, оказывать консультационные услуги в области инвестиций при соблюдении требований нормативных актов Банка России по предупреждению конфликта интересов, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение его целей, в том числе:
1) приобретать доли (акции, паи) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
2) осуществлять управление ценными бумагами, инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
3) предъявлять иски и выступать ответчиком по искам в суде в связи с осуществлением деятельности по доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами;
4) создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать юридические лица на территории Российской Федерации и за ее пределами;
5) осуществлять иные виды деятельности.
Глава 2. Отчетность и аудит отчетности Общества
Статья 6. Учет и отчетность Общества
1. Отчетный год Общества устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.
2. Общество ведет бухгалтерский учет в соответствии с установленными в Российской Федерации правилами бухгалтерского учета и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда, а также Международными стандартами финансовой отчетности.
3. Годовой отчет Общества составляется ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, и утверждается наблюдательным советом Общества не позднее 15 июня года, следующего за отчетным.
4. В дополнение к иным отчетам, которые Общество обязано представлять либо раскрывать в соответствии с законодательством Российской Федерации, Общество представляет учредителю (учредителям) доверительного управления Фондом отчеты о расходовании денежных средств, входящих в состав имущества Фонда, по формам, утвержденным наблюдательным советом Общества.
Статья 7. Аудит отчетности Общества
1. Для проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества наблюдательный совет Общества утверждает аудиторскую организацию, а также размер ее вознаграждения.
2. Аудиторская организация проводит обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества до утверждения ее наблюдательным советом Общества.
Статья 8. Ревизионная комиссия Общества
1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества создается ревизионная комиссия.
2. Решения о назначении председателя и членов ревизионной комиссии Общества и прекращении их полномочий, в том числе о досрочном прекращении их полномочий, принимаются наблюдательным советом Общества по предложению генерального директора Общества. Члены ревизионной комиссии назначаются на срок до одного года.
3. Порядок деятельности ревизионной комиссии Общества устанавливается внутренним документом Общества, который утверждается наблюдательным советом Общества.
Глава 3. Управление Обществом
Статья 9. Органы управления Общества
1. Органами управления Общества являются единственный акционер, наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Правление Общества и генеральный директор Общества подотчетны наблюдательному совету Общества.
2. Генеральный директор Общества, члены правления Общества, члены наблюдательного совета Общества должны соответствовать требованиям, предъявляемым к указанным лицам в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционных фондах». При этом не требуется согласования с Банком России кандидатов на должность генерального директора Общества и членов наблюдательного совета Общества.
Статья 10. Единственный акционер Общества
1. Единственным акционером Общества является Российская Федерация.
2. К компетенции единственного акционера Общества относятся:
1) принятие решения о реорганизации Общества;
2) принятие решений об одобрении сделок с имуществом Общества, в совершении которых имеется заинтересованность всех членов наблюдательного совета Общества, либо в случае, если количество незаинтересованных членов наблюдательного совета Общества составляет менее определенного уставом Общества кворума для проведения заседания наблюдательного совета Общества;
3) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями.
3. Решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах», а также в соответствии с другими федеральными законами, принимаются наблюдательным советом Общества, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или уставом Общества.
4. Решения по вопросам, относящимся к компетенции единственного акционера, принимаются акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения Федерального закона «Об акционерных обществах», определяющие сроки проведения годового собрания акционеров, к Обществу не применяются.
Статья 11. Наблюдательный совет Общества
1. Общее руководство деятельностью Общества осуществляет наблюдательный совет Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции единственного акционера Общества и исполнительных органов Общества.
2. Члены наблюдательного совета Общества назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации на срок не более пяти лет. Председатель наблюдательного совета Общества назначается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации из числа членов наблюдательного совета Общества одновременно с назначением членов наблюдательного совета Общества. Количество членов наблюдательного совета Общества определяется Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации, но не может составлять более одиннадцати человек.
3. В случае досрочного выбытия членов наблюдательного совета Общества, в том числе в связи с добровольным сложением полномочий, Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации вправе принять решение о назначении нового члена наблюдательного совета Общества на освободившуюся должность без необходимости переназначения наблюдательного совета Общества в полном составе.
4. Генеральный директор Общества входит в состав наблюдательного совета Общества по должности. Генеральный директор Общества не может одновременно являться председателем наблюдательного совета Общества.
5. Члены наблюдательного совета Общества, за исключением генерального директора Общества, не работают в Обществе на постоянной основе. В состав наблюдательного совета Общества могут входить лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
6. Члены наблюдательного совета Общества обязаны осуществлять голосование на заседании наблюдательного совета Общества независимо и самостоятельно исходя из своего профессионального опыта и интересов Общества.
7. В случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрена выдача органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти членам наблюдательного совета Общества директив на голосование определенным образом на заседании наблюдательного совета Общества, такие директивы не подлежат применению.
Статья 12. Заседания наблюдательного совета Общества
1. Заседания наблюдательного совета Общества созываются председателем наблюдательного совета Общества по его собственной инициативе, по требованию члена этого совета, ревизионной комиссии Общества, аудитора Общества, генерального директора Общества или правления Общества.
2. Наблюдательный совет Общества правомочен принимать решения, если на заседании присутствует более половины от общего числа его членов. Решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов наблюдательного совета, если иное количество голосов не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации либо уставом Общества.
3. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов от числа членов наблюдательного совета Общества, не заинтересованных в ее совершении.
Статья 13. Полномочия наблюдательного совета Общества
1. При осуществлении возложенных на Общество функций его наблюдательный совет:
1) определяет основные направления (стратегию) деятельности Общества;
2) определяет количественный состав и срок полномочий правления Общества, инвестиционного комитета Общества, по предложению генерального директора Общества назначает и досрочно прекращает полномочия членов правления Общества, инвестиционного комитета Общества и ревизионной комиссии Общества, определяет размер вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых членам ревизионной комиссии Общества;
3) принимает решения об увеличении уставного капитала Общества (в пределах объявленных акций Общества), а также об уменьшении уставного капитала Общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения Обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных Обществом акций;
4) по предложению генерального директора Общества вносит изменения в устав Общества, за исключением изменений по вопросам, отнесенным к компетенции единственного акционера Общества;
5) утверждает внутренние документы Общества, регламентирующие деятельность органов управления Общества, а также утверждает внутренний документ, регулирующий порядок и направления использования средств резервного фонда Общества;
6) утверждает годовые отчеты и годовые бухгалтерские балансы;
7) назначает аудиторскую проверку, утверждает аудитора и устанавливает размер оплаты его услуг;
8) принимает решение о размещении Обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
9) утверждает финансовый план доходов и расходов (бюджет) Общества;
10) принимает решение о распределении прибыли Общества (в том числе о выплате (объявлении) дивидендов) и убытков Общества по результатам отчетного года;
11) принимает решения об одобрении отдельных сделок (видов сделок), совершаемых Обществом с имуществом Фонда при осуществлении деятельности по доверительному управлению Фондом в связи с реализацией инвестиционных проектов, при этом критерии для вынесения таких сделок на рассмотрение наблюдательного совета Общества определяются уставом Общества;
12) принимает решение об одобрении сделок, предметом которых является имущество Общества и в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе в случаях, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 83 Федерального закона «Об акционерных обществах», в порядке, установленном Федеральным законом «Об акционерных обществах»;
13) принимает решение об одобрении крупных сделок, предметом которых является имущество Общества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов балансовой стоимости активов Общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату;
14) утверждает форму отчетов о расходовании денежных средств, составляющих имущество Фонда, имущества, составляющего иные инвестиционные фонды, находящиеся в доверительном управлении Общества, а также иного имущества, находящегося в доверительном управлении или по иным основаниям у Общества;
15) назначает на должность и освобождает от должности контролера (руководителя службы внутреннего контроля) Общества, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым к данному лицу в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционных фондах»;
16) утверждает правила организации и осуществления внутреннего контроля в Обществе;
17) принимает иные решения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или уставом Общества.
2. Передача полномочий наблюдательного совета Общества, предусмотренных настоящим Федеральным законом, правлению Общества или генеральному директору Общества не допускается.
Статья 14. Правление Общества
1. Правление Общества является коллегиальным исполнительным органом Общества. В состав правления Общества входит генеральный директор Общества по должности. Генеральный директор Общества руководит работой правления Общества. Количественный состав правления Общества определяется наблюдательным советом Общества.
2. Члены правления Общества назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом Общества по представлению генерального директора Общества.
3. Члены правления Общества работают в Обществе на постоянной основе.
4. Лица, входящие в состав правления Общества, могут назначаться членами правления Общества неограниченное число раз.
5. Члены правления Общества могут быть досрочно освобождены от исполнения полномочий наблюдательным советом Общества по представлению генерального директора Общества. В случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц назначаются новые члены правления Общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом Общества.
6. Правление Общества действует на основании устава и утвержденного наблюдательным советом Общества положения о правлении Общества, которым устанавливаются сроки, порядок созыва и проведения заседаний правления Общества, а также порядок принятия им решений.
Статья 15. Полномочия правления Общества
При осуществлении возложенных на Общество функций его правление:
1) принимает решения об участии Общества в финансово-промышленных группах, ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
2) принимает решения об участии Общества в других хозяйственных обществах;
3) принимает решения об одобрении отдельных сделок (видов сделок), совершаемых Обществом с имуществом Фонда при осуществлении деятельности по доверительному управлению Фондом в связи с реализацией инвестиционных проектов, при этом критерии для вынесения таких сделок на рассмотрение правления Общества определяются уставом Общества;
4) принимает решения об одобрении отдельных сделок (видов сделок) с имуществом Общества, одобрение которых не отнесено к компетенции наблюдательного совета Общества и критерии которых определяются уставом Общества;
5) принимает иные решения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или уставом Общества.
Статья 16. Генеральный директор Общества
1. Генеральный директор Общества является единоличным исполнительным органом Общества и осуществляет руководство его текущей деятельностью.
2. Генеральный директор Общества назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Генеральный директор Общества назначается на срок не более пяти лет.
Статья 17. Полномочия генерального директора Общества
Генеральный директор Общества:
1) действует от имени Общества и представляет без доверенности интересы Общества в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями иностранных государств и международными организациями и другими юридическими лицами, а также физическими лицами, совершает сделки от имени Общества;
2) возглавляет правление Общества и организует реализацию решений правления Общества и наблюдательного совета Общества;
3) издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Общества;
4) представляет наблюдательному совету Общества предложения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Общества, инвестиционного комитета Общества и ревизионной комиссии Общества;
5) принимает на работу и увольняет работников Общества;
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом или уставом Общества, и принимает решения по иным вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции единственного акционера Общества, наблюдательного совета Общества и правления Общества.
Статья 18. Комитеты Общества
1. Для принятия решений в отношении инвестиционной деятельности Общества формируется инвестиционный комитет, количественный состав и персональный состав которого определяются наблюдательным советом Общества по предложению генерального директора Общества.
2. Уставом Общества может быть предусмотрено создание иных комитетов, в том числе создаваемых при наблюдательном совете Общества.
Статья 19. Ликвидация Общества и прекращение Фонда
1. Общество может быть ликвидировано на основании федерального закона, определяющего условия, порядок и сроки его ликвидации.
2. При ликвидации Общества его имущество поступает в собственность Российской Федерации.
3. В случае прекращения Фонда составляющее его имущество подлежит реализации и распределению между лицами, владеющими инвестиционными паями Фонда, и иными лицами, имеющими право на получение выплат за счет имущества Фонда, в порядке, установленном Федеральным законом «Об инвестиционных фондах».
Глава 4. Заключительные положения
Статья 20. Особенности порядка реорганизации при создании Общества
1. Общество создается путем реорганизации в форме преобразования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ» в Общество после передачи по решению наблюдательного совета государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» ста процентов долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ» в собственность Российской Федерации. При этом на период до завершения такой реорганизации к участию Российской Федерации в обществе с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ» не применяются положения пункта 11 статьи 38 Федерального закона «Об инвестиционных фондах».
2. Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ» продолжает осуществлять деятельность по управлению Фондом на период до момента преобразования в Общество. Права и обязанности общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ» по договору доверительного управления Фондом при его преобразовании в Общество не изменяются и переходят к Обществу в порядке правопреемства с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о регистрации Общества.
3. Имущество Общества при его создании формируется за счет имущества, полученного в результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ».
4. Состав имущества общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ» определяется по результатам инвентаризации, которая проводится обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ» до начала его реорганизации.
5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, на основании результатов инвентаризации осуществляет все действия, необходимые для осуществления реорганизации, принимает решение о такой реорганизации, в том числе о порядке и об условиях преобразования в Общество, о порядке обмена доли участника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ» на акции Общества, об утверждении устава Общества в срок не позднее двадцати календарных дней с даты назначения Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации членов наблюдательного совета Общества и генерального директора Общества.
6. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, а также государственная регистрация выпуска ценных бумаг, размещаемых при реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ», осуществляется не позднее истечения сорока пяти календарных дней с даты принятия уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, решения о реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РФПИ». При этом правила абзаца третьего пункта 4 статьи 57, статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 51, статьи 56 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не применяются.
Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
2 июня 2022 года
№ 154-ФЗ