Кирьянов А.В. — Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность

Кирьянов А.В. - Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность Инвестиции

Государственная политика, стимулирующая экономический рост — мегаобучалка

На рост экономического потенциала и уровня жизни населения существенное воздействие может оказать экономическая политика государства. Прежде всего, с помощью экономической политики государство может влиять на величину физического и человеческого капитала. Если растет запас капитала в экономике, то экономический потенциал страны увеличивается и экономика может производить в будущем большее количество товаров и услуг. Поэтому, если правительство хочет увеличить производительность ресурсов, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику:

ü стимулировать внутренние инвестиции и сбережения. Рост запаса капитала в экономике происходит с помощью инвестиций. Чем выше доля инвестиций в экономику (например, в Японии, Южной Корее), тем выше темпы экономического роста. Поскольку рост запаса капитала непосредственно влияет на рост производительности труда, то основное условие экономического роста – увеличение инвестиций. Основу инвестиций составляют сбережения. Если общество потребляет меньше, а сберегает больше, оно имеет больше ресурсов для инвестирования;

ü стимулировать инвестиции из-за границы. Увеличение капитала может происходить не только за счет внутренних, но и за счет иностранных инвестиций. Различают два вида иностранных инвестиций: прямые и портфельные. Прямые иностранные инвестиции – это инвестиции в капитал, которыми владеют и распоряжаются (управляют) иностранцы (нерезиденты). Примером прямых иностранных инвестиций может служить создание иностранной фирмой филиала в данной стране. Портфельные иностранные инвестиции – это инвестиции в капитал, финансируемые иностранцами, но находящиеся под управлением производителей (резидентов) данной страны. Пример портфельных иностранных инвестиций – покупка иностранцами акций и облигаций, выпускаемых фирмами данной страны. Иностранные инвестиции обеспечивают рост экономики страны. Несмотря на то, что часть доходов фирм, созданных при участии иностранного капитала, уходит за границу (прибыль иностранных фирм от прямых инвестиций и полученные дивиденды и проценты по ценным бумагам от портфельных инвестиций), зарубежные источники финансирования увеличивают экономический потенциал страны, повышают уровень производительности и оплаты труда. Кроме того, иностранные инвестиции позволяют развивающимся странам освоить самые передовые технологии, разрабатываемые и используемые в развитых странах;

ü стимулировать образование. Образование – это инвестиции в человеческий капитал. В США, по данным статистики, каждый год, затраченный на учебу, повышает зарплату работника в среднем на 10%. Образование не только повышает производительность труда человека, его получившего, оно имеет положительный внешний эффект (экстерналию);

ü стимулировать исследования и разработки. Научные исследования и разработки служат основой роста технологических знаний – главного фактора ускорения темпов экономического роста. Со временем знания становятся общественным благом, которым могут пользоваться все. Поэтому технологические знания, как и инвестиции в человеческий капитал, также обладают положительным внешним эффектом. Исследования и разработки могут быть простимулированы грантами, снижением налогов и патентами для установления временных прав собственности на изобретения;

ü защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди хотели работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены и что все соглашения будут выполнены. Даже малейшая возможность политической нестабильности создает неопределенность в отношении прав собственности, потому что революционное правительство может конфисковать собственность, особенно капитал. Это направление политики важно, во-первых, как институциональная основа для увеличения внутренних инвестиций и особенно для привлечения иностранных инвестиций и, во-вторых, для защиты интеллектуальной собственности, что является стимулом роста технологического прогресса;

ü стимулировать свободную торговлю. Свободная торговля подобна технологическим достижениям. Она позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно. Часто для развивающихся стран выдвигается аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности от иностранной конкуренции и проведении поэтому протекционистской политики, ограничивающей или даже запрещающей международную торговлю. Этот аргумент несостоятелен, поскольку расширение торговли с развитыми странами позволяет развивающимся странам не только экономить на издержках и не выпускать продукцию, производство которой неэффективно, но и пользоваться новейшими мировыми техническими и технологическими достижениями;

ü контролировать рост населения. Для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства более «тонкими» (в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает капиталовооруженность (количество капитала, приходящегося на одного рабочего), что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния.

§

В условиях рыночных отношений роль технологического развития возрастает, так как своевременная смена технологий в соответствии с требованиями рынка обеспечивает конкурентоспособность фирмы, ее процветание. Особенностью современного развития технологий является переход к целостным технолого-экономическим системам высокой эффективности, охватывающим производственный процесс от первой до последней операции и оснащенным прогрессивными техническими средствами. Уровень технологий любого производства оказывает решающее влияние на его экономические показатели, поэтому необходимо достаточное знание современных технологических Аномисов.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, Аномиику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Главная задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего, что лежит в основе инновационного процесса на систематической основе.

Экономический рост – способность производить больший объем продукции, который представляет собой результат увеличения предложения ресурсов и научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс – процесс совершенствования средств труда, являющийся исходной основой развития производительных сил общества. НТП выступает в двух формах: эволюционной и революционной. Эволюционная форма предполагает постепенное развитие, а революционная – качественный скачок, переход к новому типу средств труда, основывающийся на новых открытиях науки.

Революционная форма НТП – это научно-техническая революция (НТР), которая обусловлена общественными потребностями и уровнем развития производительных сил крупного машинного производства.

Одна из разновидностей сменяющихся этапов НТР – технологическая революция – это скачок в развитии технологии переработки и преобразования информации, энергии и вещества, базирующийся на освоении новых структурных уровней организации материи, форм ее движения. Среди базовых технологий выделяются: механическая, физическая, химическая, биологическая. История технологий рассматривается с позиции совершенствования механической технологии и ее последовательной замены другими видами технологий. В ходе научного прогресса усиливается взаимосвязь научного, технического и технологического процессов.

На различных этапах развития общества из многообразия направлений научно-технического прогресса выделяются приоритетные, которые отличаются более высокими темпами развития, большей концентрацией кадров, материальных ресурсов и имеют большую социальную значимость разрабатываемых проблем.

Приоритетные направления могут быть национальными (отдельных стран), региональными (международных объединений и организаций) и глобальными. Они обусловливаются типом организации общества и его Аномиическими отношениями.

Приоритетные направления НТП на современном этапе:

1. Электронизация народного хозяйства. Электронизация народного хозяйства позволяет обеспечить все сферы производства передовыми средствами вычислительной техники, в результате чего повышается производительность труда, экономия ресурсов, материалов и энергии, ускорение научно-технического прогресса в народном хозяйстве, сокращение сроков научных исследований, качественная перестройка непроизводственной сферы.

2. Комплексная автоматизация. Широкомасштабная комплексная автоматизация отраслей народного хозяйства приведет к повышению производительности труда в базовых отраслях народного хозяйства, надежности, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, существенно поднимет общий технологический уровень и эффективность производства, резко сократит ручной и малоквалифицированный труд.

3. Атомная энергетика. Главная цель ускоренного развития атомной энергетики – глубокая качественная перестройка энергетических хозяйств, повышение эффективности и надежности электроснабжения, сокращения использования органического топлива, охрана окружающей среды и рациональное использование энергии. Осуществление поставленной цели по данному приоритетному направлению позволит обеспечить наращивание энергетического потенциала страны, снизит капиталовложения в топливодобывающие отрасли промышленности, высвободит значительное количество топлива для других нужд, расширит ресурсную базу ядерной энергетики, повысит надежность и безопасность АЭС. Ускоренное развитие атомной энергетики необходимо сочетать с расширением использования альтернативных или нетрадиционных источников энергии – солнечной, геотермальной, ветровой, приливной. Такие источники являются возобновляемыми: они не загрязняют окружающую среду, Аномиически эффективны, позволяют создавать комплексные производства (использование геотермальных вод для получения энергии будет сочетаться с Аномииием содержащихся в них ископаемых).

4. Новые материалы и технология их производства и обработки. Внедрение новых материалов дает возможность переходить к принципиально новым технологическим процессам. Например, создание материалов, обладающих сверхпроводимостью при достаточно высоких температурах, позволяет подойти к революционному перевороту в технике. Уже сейчас имеются материалы с уникальными свойствами – память формы, отсутствие звука при ударе или трении, сочетание сверхпрочности и сверхлегкости и другие.

5. Биотехнология. Ускоренное развитие биотехнологии позволит увеличить запасы продовольственных ресурсов, освоить новые возобновляемые источники энергии, обеспечить предупреждение и эффективное лечение тяжелых болезней, дальнейшее развитие безотходных производств и сокращение вредных воздействий на окружающую среду.

§

Многообразие субъектов, входящих в Россию, предопределяет необходимость учета региональных особенностей при решении общих для страны экономических и социальных проблем. Поэтому при постановке задач государственного масштаба должен быть учтен территориальный аспект.

Основная цель прогнозирования территориального социально-экономического развития – обеспечение согласования общегосударственных и региональных интересов при разработке и реализации региональной экономической политики. Территориальные прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную перспективу и ежегодную (текущие прогнозы).

Задачи прогнозирования территориального развития на долгосрочную перспективу:

1. Размещение производительных сил.

Про бизнес:  Структура инвестиций. Валовое накопление основного капитала состоит иззатрат на капитальный ремонт, инвестиций в нематериальные активы и вложений востальные основные фонды. Эти последние вложения называют капитальными

2. Совершенствование территориальной структуры.

3. Выравнивание социально-экономического развития территорий.

4. Определение базовых (опорных) регионов, определяющих этапы реализации целевых государственных программ.

5. Определение путей рационального использования природных ресурсов.

6. Определение путей улучшения состояния окружающей среды регионов.

7. Определение направлений совершенствования демографической ситуации.

Эти задачи прогнозирования решаются совместно на федеральном и региональном уровнях.

Задачи прогнозирования территориального развития на среднесрочную перспективу:

1. Определение перспектив развития инфраструктуры региона.

2. Разработка собственного производства импортозамещающей продукции.

3. Разработка мероприятий по стабилизации экономической и финансовой ситуации в регионах.

4. Определение перспектив и путей развития экспортоориентированных регионов.

5. Выявление проблем, решение которых требует разработки целевых программ.

Среднесрочные прогнозы разрабатываются на территориях с последующим согласованием важных для страны задач на федеральном уровне.

Задача текущего (краткосрочного) территориального прогнозирования:

1. Определение инфляционных ожиданий (динамики изменения цен и тарифов).

2. Определение вариантов развития опорных (базовых) отраслей.

3. Определение налоговых потенциалов регионов, их бюджетной обеспеченности и потребности в дотациях и субвенциях из федерального бюджета.

Эти задачи обязательно должны быть решены на основании региональной политики, учитывающей специфику конкретного региона и особенности современного этапа проведения экономических реформ.

В плановой экономике СССР существовала система территориальных и региональных планов. С середины 60-х гг. основными признанными документами были Генеральная схема развития и размещения производительных сил, Генеральная схема систем расселения. К концу 70-х гг. появилась Комплексная программа научно-технического прогресса. В 80-х гг. разрабатывались основные направления экономического и социального развития СССР, республик, регионов.

Система прогнозов и планов имела определенные позитивные качества:
создавались условия для увязки макроэкономического, отраслевого, территориального аспектов развития, расчеты опирались на научно-технические, естественно-климатические, социальные факторы.

В России ситуация в сфере управления изменилась в связи с переходом на рыночную модель хозяйствования. Было ликвидировано детальное директивное планирование, в значительной мере утрачены контрольные функции при социально-экономическом прогнозировании. Сохранена (разработана и утверждена) генеральная схема расселения в России.

Однако отраслевые прогнозы утратили свою действенность, т. к. некоторые отраслевые министерства ликвидированы, другие же лишены возможности воздействовать на производство. Минэкономразвития РФ не управляет реальным сектором экономики; ликвидирована, собственно, основа прогнозирования, отсутствует отраслевая ответственность за выполнение намеченных прогнозом параметров и показателей. По-существу прежняя система прогнозирования и планирования разрушена.

Усилия федеральных и региональных органов власти по прогнозированию направлены, главным образом, на попытку регулировать процессы развития в ближайшей перспективе.

Современная система прогнозирования имеет следующие недостатки:

— не охватывает отрасли реального сектора экономики;

— не определяет долгосрочной перспективы;

— не обеспечивает согласование макроэкономического, отраслевого, территориального аспектов;

— не обладает обратной связью, то есть не отслеживается точность и достоверность прогнозных расчетов.

Учитывая долговременный характер решения большинства региональных экономических, социальных и экологических проблем, необходимо разрабатывать стратегию перспективного территориального развития, что способствовало бы в свою очередь целенаправленному формированию территориальной структуры стабильно развивающейся экономики.

Научный подход к обеспечению формирующейся системы государственного прогнозирования требует обоснования перспективы экономического и социального развития региона.

Наряду с общеизвестными прогнозами социально-экономического развития России и территорий следует разрабатывать в каждом муниципальном образовании прогноз-стратегию развития, комплексные и локальные прогнозы развития отдельных отраслей.

Ученые и специалисты отмечают, что долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные прогнозы субъектов РФ должны быть увязаны в единый комплекс с прогнозами по стране.

Такая взаимосвязь должна обеспечиваться:

— преемственностью долгосрочной стратегии, среднесрочных программ и прогнозов и текущих (краткосрочных) прогнозов по стране в целом и по отдельно взятой территории;

— существованием единой методологии сбора, обработки статистической информации, а также методических рекомендаций по разработке прогнозных показателей;

— разработкой прогнозных показателей по единым сценарным условиям, единой системе индикаторов и дефляторов;

— разработкой прогнозных показателей в единые сроки.

В идеальном случае необходимо наличие методических рекомендаций по всем территориальным аспектам прогнозирования:

— по разработке территориальных разделов прогнозов социально-экономического развития РФ;

— по разработке региональных аспектов отраслевых прогнозов;

— по созданию комплексного прогноза социально-экономического развития региона;

— по разработке региональных целевых программ.

Ежегодно Правительство РФ выпускает постановления, регламентирующие порядок разработки краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны и регионов, а также бюджетов на предстоящий год.

Этими постановлениями закрепляются функции федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти по сбору исходной информации, определению стартовых условий развития экономики, а также разработке сценарных, макетных параметров функционирования экономики страны на ближайшую перспективу. Особую роль в согласовании федеральных и региональных прогнозов играют контрольные цифры и финансово-экономические условия прогнозного периода.

Поскольку регионы страны значительно различаются между собой по географическому положению, инфраструктурному потенциалу, по обеспеченности топливо-энергетическими ресурсами, — очевидно, что в областях ЦФО и в Приморье динамика макропоказателей не может быть одинаковой.

Поэтому в составе контрольных цифр необходимо приводить конъюнктурные прогнозы рынков (внутренних и внешних) по важнейшим видам продукции, а также планы Правительства РФ о развитии системы государственных заказов, закупок, принятие мер по поддержке развития базовых отраслей, то есть то, что будет определять возможности развития отдельных регионов.

Анализ региональных прогнозов необходимо проводить на предмет установления пропорций:

— в развитии отдельных отраслей и составных частей ВРП;

— между инвестициями и их влиянием на развитие производства и социальной сферы;

— между развитием производства, занятостью, оплатой труда, доходами населения;

— между развитием экономического потенциала региона и бюджетной обеспеченностью.

На основании постановлений правительства в регионах издаются постановления, распоряжения администраций по разработке собственных проектов прогнозов и бюджетов на среднесрочную и краткосрочную перспективу.

Статистические службы обязаны предоставить в администрацию информацию о динамике показателей социально-экономического развития за предшествующие годы (как правило, за 2-3 года до начала прогнозируемого).

Организационная модель прогнозирования — понятие комплексное. Оно включает распределение: целей между различными исполнителями, задач и функций по разработке показателей прогноза между участниками процесса, ответственности, полномочий и прав внутри системы.

Важнейшими элементами модели являются коммуникации, потоки информации и документооборот. При построении организационной модели необходимо исходить из системного подхода и организационного моделирования.

При этом системный подход предполагает: учет всех задач прогнозирования; выявление системы функций, прав и ответственности и их «привязка» к задачам; исследование и организационное оформление всех связей и отношений по горизонтали при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных проектов; обеспечение сочетания (согласованности) вертикальных и горизонтальных связей (централизации и децентрализации).

Применяются следующие традиционные методы проектирования организационных структур: экспертно-аналитический (обследования и формирование структуры группой экспертов); структуризации целей.

Организационное моделирование представляет собой разработку формализованных (математических, графических и др.) отображений распределения полномочий и ответственности в каком-либо процессе, являющихся базой для построения различных вариантов организационных структур.

Существует несколько основных типов организационных моделей:

— математико-кибернетические, описывающие организационные связи и отношения в виде математических формул или при помощи имитационных языков;

— графо-аналитические-сетевые, матричные и др. табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, организационных связей (метасхемы информационных, денежных потоков, матрицы распределения полномочий и ответственности, органиграммы процессов принятия решений и др), которые дают возможность анализировать распределение функций, полномочий, ответственности, организационные связи;

— натурные модели организационных структур (для оценки функционирования реальных структур)

— математико-статистические модели построения на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организационных структурах, созданных для аналогичных целей в сопоставимых условиях.

§

10.1. Научные основы методологии прогнозирования и планирования

Методология прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов базируется на важнейших положениях кейнсианской, монетарной и марксистской теорий.

Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основополагающее кейнсианское уравнение:

C I G (E – M) = Y,

где C – внутреннее потребление в частном секторе;

G – государственные расходы;

I – инвестиции;

E – экспорт товаров и услуг;

M – импорт товаров и услуг;

Y – объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления.

В состоянии равновесия левая часть (совокупные расходы) равна правой части (объему производства в стране).

На этой модели базируется методика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуг.

Главный параметр стабилизационной политики, согласно монетарной теории, объем денежного предложения, то есть монетаризм делает упор на деньги. Основополагающим является уравнение обмена М. Фридмена:

MdV =PQ,

где Md– предложение денег;

V – скорость обращения денег;

P – уровень цен;

Q – физический объем производства товаров и услуг.

Монетарная политика – один из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.

Среди важнейших положений марксистской теории следует выделить: положение о делении общественного производства на две сферы (сферу материального производства и непроизводственную сферу), а также положение о прибавочном продукте как источнике накопления и о накоплении как источнике расширенного воспроизводства.

К. Маркс утверждал, что в условиях рыночного капиталистического хозяйства рабочая сила является товаром особого рода. Рабочий продает работодателю свою способность к труду. В процессе производства создается новая стоимость, которая больше стоимости рабочей силы. Таким образом, оплачивая рабочему полную стоимость его рабочей силы, работодатель получает взамен стоимость продукта, содержащую стоимость рабочей силы и прибавочную стоимость. В марксистской теории стоимость товара определяется как:

с v m,

где с – постоянный капитал, затраченный на средства и предметы труда в процессе производства (не меняет своей величины);

v – переменный капитал, авансированный на покупку рабочей силы;

m – прибавочная стоимость.

Эти положения имеют важное значение при установлении общеэкономических пропорций на плановый период. С использованием положений марксистской теории обосновывают соотношения между фондами потребления и накопления, производством и потреблением и другие пропорции.

Про бизнес:  Минимально приемлемая норма доходности - Энциклопедия по экономике

По степени формализации, способу получения информации все методы экономического прогнозирования подразделяются на две большие группы: интуитивные (основаны на интуитивно-логическом мышлении человека) и формализованные (базируются на математической теории).

10.2. Методы прогнозирования и планирования

В мировой практике широкое распространение получили следующие методы прогнозирования и планирования:

Методы экспертных оценок. «Эксперт» в переводе с латинского языка означает «опытный». В основу прогноза выделяется мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили метод интервью, аналитический метод и метод написания сценария. В мировой практике среди методов коллективных экспертных оценок наиболее широко применяются: метод коллективной генерации идеи, метод «635», метод «Дельфи», метод комиссий, метод написания сценария.

Методы экстраполяции. Их суть заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее. Экстраполяционные методы прогнозирования основаны на изучении динамических рядов (множество наблюдений, полученных последовательно во времени). Эти методы достаточно хорошо применимы в практике краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Среди методов экстраполяции широкое распространение получили метод подбора функций и метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом.

Методы моделирования. «Модель» в переводе с латинского означает «меру, образец». В настоящее время экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования социальных и экономических процессов. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик, компонент или признаков. Широко распространены матричные модели, модели оптимального планирования, сетевое моделирование, экономико-статистические модели. Экономическая модель после её математической формализации становится экономико-математической.

Экономико-математические методы представляют собой приемы расчета экономических показателей с применением методов прикладной математики и математической статистики. Они позволяют всесторонне обосновывать изменения экономических показателей, повышать качество прогнозов, осуществлять многовариантные оптимизационные расчеты. Среди экономико-математических методов, используемых в практике прогнозирования как в нашей стране, так и за рубежом, следует выделить: прогнозирование по аналогии, метод межотраслевого баланса, методы оптимизации (симплекс-метод и др.), корреляционно-регрессионный метод, теория катастроф, теория нейросетей.

Метод экономического анализа должен осуществляться на всех уровнях управления экономикой. Сущность его заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.

Балансовый метод планирования позволяет реализовать принцип сбалансированности и пропорциональности. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Данный метод предполагает разработку системы балансов. Баланс – это уравнение, равенство, равновесие двух сторон. Обычно баланс имеет вид таблицы с системой показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, показывающей распределение по всем направлениям их расхода. В планировании АПК (Агропромышленный комплекс) четко выделяются следующие основные балансы: трудовых ресурсов, материальные, энергетические, финансовые, земельных угодий, семян, удобрений, средств механизации, кормов и др.

Нормативный метод. Этот метод связан с балансовым методом. Нормативный метод предполагает использование в процессе прогнозных и плановых расчетов, совокупность прогрессивных норм и нормативов. Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения. Нормативы устанавливаются аналитическим или расчетным путем на укрупненные измерители, представляются в относительном выражении и характеризуют степень использования ресурса (на единицу техники, гектар посева, голову животного). С помощью норм и нормативов определяется потребность в ресурсах, регулируются социально-экономические процессы.

Программно-целевой метод заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки, при сбалансированном обеспечении ресурсами, с учетом эффективного их использования. Он используется при разработке целевых комплексных программ.

§

Известно, что межотраслевой баланс в СССР стал разрабатываться значительно раньше, чем в США или других странах мира. Первый в мире план-баланс народного хозяйства был составлен ЦСУ СССР (под руководством П. Попова) за 1923 — 1924 хозяйственный год и опубликован в 1926 г. В нем практически был реализован комплексный, системный подход к межотраслевым связям; выделен динамичный блок в виде межотраслевого баланса орудий труда, формирующих материально-вещественный потенциал развития экономической системы во времени. Им можно было руководствоваться в управлении народным хозяйством.

В экономических публикациях идея «затраты-выпуск» была зафиксирована в работе советского экономиста-практика Крицмана. В дальнейшем теоретические и практические работы в сфере МОБ (межотраслевого баланса) были возобновлены в СССР в конце 50-х — начале 60-х г. Первый отчетный баланс народного хозяйства был рассчитан за 1959 г., плановые на 1966, 1972, 1978 и 1982 гг.

Однако отечественные модели МОБ разрабатывались в отсутствие рыночных отношений, а потому их практическое значение носило в основном технологический, а не экономический характер.

В мировую экономическую мысль модель МОБ вошла с публикациями В. Леонтьева, выпускника Петербургского университета, гражданина США. Модель МОБ используется для макроэкономического анализа, так как охватывает весь процесс воспроизводства, отражает стоимостную и натуральную форму валового национального продукта, в нем представлены все основные показатели макроэкономики: сферы и секторы, валовой национальный продукт, промежуточный продукт, конечный общественный продукт, национальный доход, все материальные потоки.

Модель МОБ В. Леонтьева отличается двояким рассмотрением отдельных отраслей – как покупателей материальных благ и услуг, предложенных другими отраслями, и как продавцов материальных благ и услуг, созданных ими самими. Данная характерная черта модели МОБ позволяет определить ее как модель «затраты-выпуск».

В общих чертах модель МОБ представляет собой таблицу структуры валового национального продукта. Затраты каждой отрасли отражены по вертикали, что характеризует потребление (формирование затрат) промежуточной продукции каждой отраслью и ее вклад в создание конечного общественного продукта. По горизонтали в таблице отражен выпуск продукции по отраслям, что отражает отраслевую структуру потребления (распределения) части промежуточного продукта и конечный продукт отрасли. Используя эти данные, можно определить удельные затраты, разделив выбранный показатель строки или столбца на величину валового продукта, т.е. разделив величину затрат одной отрасли на объем продукции другой, получим удельное потребление этой отраслью продукции первой.

Итак, в народном хозяйстве складываются межотраслевые потоки средств производства, представляющие собой промежуточный продукт. Это находит отражение в I квадранте, во II квадранте представлена сумма использованных на конечное потребление продуктов (конечный общественный продукт). Совокупность промежуточного и конечного продуктов равна сумме всех продуктов предприятий в национальном хозяйстве (валовой национальный продукт). Распределение доходов по отраслям представлено в III квадранте МОБ. В IV квадранте могут быть отражены перераспределения доходов, потоки перераспределения доходов.

I квадрант
Промежуточное потребление
II квадрант
Конечное потребление
III квадрант
Распределение доходов
IV квадрант
Перераспределение доходов

Рис. 3. Схема межотраслевого баланса

Модель В. Леонтьева может быть представлена уравнением

X = AX Y,

где Х – объем производства какой-либо отрасли;

Y – конечный продукт данной отрасли;

А – матрица технологических коэффициентов аij, т.е. объем i-й отрасли для создания единицы продукции j-й отрасли.

Модель разворачивается в систему уравнений, отображающую отрасли с конкретными технологическими коэффициентами. Принципиальная схема МОБ производства и распределения продукта может быть представлена в виде табл. 1.

В строках и столбцах в одинаковом порядке перечислены одни и те же отрасли материального производства от 1 до n; показатели на пересечении строк и столбцов представляют собой величины межотраслевых потоков продукции — Хij, где i и j соответственно номера отраслей производителей и потребителей. Если обозначить количество продукции одной отрасли, необходимой для производства единицы продукции другой отрасли через Кирьянов А.В. - Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность , а через Кирьянов А.В. - Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность – объем продукции отрасли i и j составит Кирьянов А.В. - Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность

Таблица 1

Схема межотраслевого баланса производства и распределения валового национального продукта

Во втором разделе баланса (в таблице справа от первого) показывается структура конечного продукта, в третьем (он расположен под первым) – формирование его стоимости как суммы чистой продукции и амортизации.

В четвертом разделе показываются элементы перераспределения и конечного использования национального дохода.

Метод В.В. Леонтьева в современных условиях положен в основу моделей межотраслевого баланса, составляемых во многих развитых странах и международных организациях, он применим и для характеристики межотраслевого движения созданного продукта регионов.

Межотраслевой баланс представляет собой каркасную модель экономики, в которой отражаются многообразные натуральные и стоимостные связи в народном хозяйстве. Анализ межотраслевого баланса дает комплексную характеристику процесса формирования и использования валового национального продукта в отраслевом разрезе.

Особенность модели «затраты-выпуск» состоит в том, что число основных материальных и стоимостных потоков национального хозяйства не ограничено, все зависит от объема информации и необходимых вычислительных средств. Произведенные по межотраслевым балансам расчеты позволяют оценивать прямые и косвенные последствия изменений в масштабах, технологии и структуре производства, в потребительском спросе, внешней торговле, инвестиционной сфере, в соотношении цен и доходов.

С применением таблиц «затраты-выпуск» значительно возрастают аналитические возможности экономических служб государства, поскольку таблицы дают возможность проследить, каким образом рост производства какой-либо отрасли вызывает адекватный рост остальных отраслей, вариантов инвестиционной и налоговой политики, внешней торговли, военных расходов и т.п.

Подчеркивая значение модели межотраслевого баланса для управления экономикой, вместе с тем следует отметить, что данная модель далеко не полно отражает процессы взаимосвязи в национальной экономике. Так, одна из важнейших предпосылок модели межотраслевого баланса – линейность связей, состоящая в пропорциональности выпуска продукции прямым затратам, принимается условно. Линейность связей – это упрощение реальной экономической действительности – принимается для упрощения расчетов по межотраслевому балансу. А потому среди экономистов и математиков ведутся исследования в целях большего приближения межотраслевого баланса к действительности путем отказа, в той или иной форме, от предпосылки линейности.

Про бизнес:  Единоличное владение

Не нашли отражения в межотраслевом балансе В. Леонтьева и некоторые важные проблемы макроэкономики, в частности, цикличность развития рыночных процессов.

Еще одним недостатком модели МОБ является и то, что она демонстрирует формулу экономического развития на базе уже сложившихся технологических коэффициентов. Данный подход допустим при экстенсивном развитии, но мало приемлем при интенсивном. Научно-технический прогресс, обусловливающий интенсификацию производства, делает технологические коэффициенты изменяющимися, подвижными, что не позволяет с достаточной достоверностью оценить процессы экономического развития, межотраслевое движение продукта в динамических развивающихся условиях на основе пропорций, сложившихся в прошлых периодах. Методы же оптимизации МОБ еще недостаточно разработаны.

Вместе с тем следует заметить, что сама модель «затраты-выпуск» является основополагающей при исследовании отраслевой структуры национального производства.

Глоссарий

Аннуите́т (фр. annuité от лат. annuus – годовой, ежегодный) или финансовая рента – общий термин, описывающий график погашения финансового инструмента (выплаты вознаграждения или уплаты части основного долга и процентов по нему), когда выплаты устанавливаются периодически равными суммами через равные промежутки времени.

Бартер — способ торговли, состоящий в обмене товарами и услугами без использования денег.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из важнейших макроэкономических показателей, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам. Валовой внутренний продукт может быть исчислен следующими методами: а) как сумма добавленных стоимостей во всех отраслях (производственный метод); б) как сумма доходов от использованных за год факторов производства (распределительный метод); в) как сумма расходов на приобретение товаров и услуг, созданных в течение года в стране (метод конечного использования — потока расходов). В системе национальных счетов ВВП используется в качестве ключевого макроэкономического показателя.

Глобализация экономики – это процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Демонополизация– проводимая государством и его органами политика, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных законов, способствование созданию и существованию конкурирующих предприятий, фирм, компаний.

Директива(от франц. directive – направлять) – руководящее указание вышестоящей инстанции, органа управления.

Индекс потребительских цен –один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.

Индустриализация– это создание и развитие крупной промышленности, в первую очередь тяжелой, преобразование всего народного хозяйства на основе крупного промышленного производства.

Институционализм— в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание.

Институциональные условия – 1)найденные в ходе общественной практики и постоянно воспроизводящиеся наиболее существенные и устойчивые социальные отношения, нормы и правила человеческого поведения в экономической, социальной и любой другой сфере. 2) связанные с общественными институтами, имеющие отношение к ним. 3) официально установленные, закреплённые в своем общественном статусе.

4) условия, которые должны обеспечивать удовлетворение того спроса, который существует. В идеале, они должны стимулировать спрос на инновационное развитие, что и делается в развитых экономиках многими приёмами.

Инсайдер (от англ. inside – внутри) – любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям.

Интеграция (от лат. integer – целый) – объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

Инфляционное таргетирование – комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране. Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий: установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год); подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции; применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости; сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным; анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Институциональная среда – совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения. Институты существуют и функционируют в экономической системе, сферу их существования выделяют в особую среду, которую принято называть институциональной.

Капитализация – это увеличение своих доходов за счёт вложения средств или их части в выгодные производству факторы. Иными словами капитализация подразумевает под собой разумные ходы, которые позволяют при потере меньшей части суммы приобрести большую. Несложный пример капитализации – мужчина, работая плотником, имея определённую сумму средств, предварительно сбережённую, покупает дорогостоящий инструмент, который приносит ему большую прибыль в использовании.

Капитализированная стоимость – новая стоимость объекта, фирмы с учетом капитализации возможных дивидендов.

Картель – форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей – увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении

Когерентный – происходящий согласованно; сопряжённый, взаимосвязанный.

Концепция градуализма – одна из концепций эволюции, в соответствии с ней особи, обладающие адаптивными преимуществами перед другими особями популяции, будут выживать с большей вероятностью и передавать адаптивные гены потомству; постепенное (gradual) и непрерывное накопление таких генов в популяции в конце концов приведет к образованию нового вида.

Корпорация – 1) замкнутая группа лиц, объединенная общностью интересов (сословных, профессиональных и др.); 2) объединение, союз, общество.

Либерализация цен — переход от назначаемых государственных цен (государственного ценообразования) к системе свободныхрыночных цен (рыночному ценообразованию).

Легитимность (от лат. legitimus – согласный с законами, законный, правомерный) – согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – международная кредитная организация, представляющая специализированное финансовое учреждение Организации Объединенных Наций; неофициально называется Всемирным банком. Основная деятельность МБРР – предоставление долгосрочных кредитов по относительно низким ставкам государственным и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств, направление кредитов в развивающиеся страны и в региональные банки для их последующего распределения. МБРР основан в 1945 г. Членами банка могут быть только страны, вступившие в Международный валютный фонд. МБРР имеет филиалы: Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития и Многостороннее агентство гарантирования инвестиций.

Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-финансовая организация в виде специализированного органа Организации Объединенных Наций. Основные задачи МВФ: содействие развитию международной торговли и валютно-финансового сотрудничества, поддержание платежных балансов членов МВФ и регулирование курсов их валют, разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. МВФ предоставляет кредитные ресурсы своим членам. Организация создана в 1944 г.

Монетаристская концепция инфляции рассматривает инфляцию как денежный феномен, т.е. результат избыточного количества денег в обращении. С этой целью они сопоставляют индексы денежной массы и физического объема ВНП.

Монополия – 1. Исключительное право на производство или на продажу чего-нибудь, а также исключительное пользование чем-нибудь. Государственная м.2. Крупное хозяйственное объединение, сосредоточивающее в своих руках бо́льшую часть производства и сбыта какого-нибудь товара, тем самым устанавливая свое господство в определенной области хозяйства.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) – комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство.

Новые индустриальные страны (НИС) – группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей.

Общественный институт – это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей. Например, институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования.

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, созданная в 1945 в целях обеспечения мира и безопасности народов всех стран.

Патернализм – покровительственное отношение государства к своим гражданам, фирмы – к своим работникам, одной страны – к другой.

Стагнация– состояние экономики, характеризующееся застоем производства, торговли на протяжение длительного периода. С. сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения.

Трансакция – 1) соглашение (политическое, юридическое), сопровождаемое взаимными уступками; 2) банковская операция, перевод денежных средств (в т.ч. за границу) для каких-либо целей.

Центра­лизованное планирование – функционирование командной экономики на основе централизованного принятия решений. В странах с плановой экономикой центр принимает решения и спускает предприятиям планы по объемам производства и капиталовложений.

Постсоциалистические страны – бывшие государства социалистического лагеря, имеющие развитую промышленность и высокий образовательный уровень населения, но лишь приступившие к созданию целостной экономической системы рыночного или смешанного типа.

Протекционизм – экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.

Трансформационный спад – сокращение объема производства вследствие изменения форм собственности и методов хозяйствования, приспособления производства к платежеспособному спросу, перестройки отраслевой структуры экономики.

Фондовый рынок – общий термин, охватывающий организованную торговлю ценными бумагами через различные биржи и на внебиржевом рынке.

Экспансия (от лат. expansio – расширение, распространение), расширение сфер влияния монополистических объединений и групп.

Литература

1. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие); официальный сайт Счетной палаты http://www.ach.gov.ru/ru/

Оцените статью
Бизнес Болика
Добавить комментарий