- «рекомендации по подготовке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований и паспортов инвестиционной привлекательности»
- «я ищу ₽30 млн на…»: как стартапу найти инвестора в кризис и не только | рбк тренды
- В борьбе за иностранцев
- Государство стремится привлечь частные инвестиции в проекты по созданию комфортной среды в российских городах
- Единые инструменты
«рекомендации по подготовке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований и паспортов инвестиционной привлекательности»
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ СТРАТЕГИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И ПАСПОРТОВ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования — одно из важнейших направлений социально-экономического развития территорий. Органы местного самоуправления располагают возможностями существенно влиять на инвестиционный климат территории. Одним из важнейших направлений инвестиционной политики муниципалитета является маркетинг территории, то есть улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов.
Данные рекомендации подготовлены Департаментом содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ на основе практического опыта территориальных ТПП и региональных администраций по разработке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований и создания инвестиционных паспортов отдельных территорий.
1. Разработка стратегии инвестиционного развития муниципального образования.
Разработка стратегической цели или системы целей долгосрочного развития муниципального образования является наиболее важным и одновременно сложным элементом стратегического планирования. Цель должна указывать на конкретный желаемый результат или определенное состояние муниципального образования в будущем.
Стратегия инвестиционного развития муниципального образования представляет собой комплексный документ стратегического характера, который определяет ключевые экономические направления в развитии муниципального района (города) на расчетный срок до 2020 года. Данный документ составляет основу для принятия управленческих решений в сфере экономической и инвестиционной политики муниципального образования и обеспечивает согласованное развитие муниципальной территории в структуре субъекта РФ и Федерального округа Российской Федерации.
1.1. Формулирование стратегических целей инвестиционного развития и направлений их достижения.
Наиболее распространенной ошибкой при формулировании цели является описание абстрактного процесса, не имеющего ни начального, ни конечного состояния развития.
Например:
«улучшение инвестиционного климата и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста района на основе повышения его конкурентоспособности»;
Разрабатывая стратегические цели, в первую очередь необходимо определить общую идеологию развития муниципального образования.
Например:
«…наш город станет центром сосредоточения передовых строительных технологий и профессионального опыта в строительной индустрии».
Необходимо отметить, что в данной работе не существует стандартных шаблонов. Для того чтобы сформулировать конечную цель развития муниципального образования, важно представлять данный объект управления через определенный промежуток времени, иными словами визуализировать его будущее состояние.
Цели разрабатываются с учетом текущей ситуации и ведут по направлению к достижению видения будущего. Они должны отвечать следующим требованиям, то есть быть:
— конкретными,
— измеримыми,
— ориентированными на действия,
— реалистичными,
— привязанными ко времени.
Примеры стратегических целей инвестиционного развития муниципального образования:
«К 2020 году муниципальное образование должно стать популярным горноклиматическим и бальнеологическим курортом на Юге России, который способен принимать в круглогодичном режиме не менее 1,5 млн. туристов в год, предоставляя условия для максимально разностороннего активного отдыха с лечебно-оздоровительными возможностями».
«К 2020 году сформировать на территории муниципального образования высокотехнологичный кластер мясомолочной промышленности, продукция которого должна занимать не менее 15% соответствующего рынка Краснодарского края. При этом не менее 10% объема будет экспортироваться в другие регионы России».
«Обеспечить к 2020 году кардинальную технологическую модернизацию предприятий сельскохозяйственной отрасли (овощеводство и птицеводство), увеличив производительность труда в ней не менее чем на 25%, и сформировать единую закупочно-снабженческую систему сельскохозяйственной продукции с ежегодным оборотом не менее 13 млрд. рублей» <1>.
———————————
<1> Методические рекомендации по разработке стратегий инвестиционного развития муниципальных образований Краснодарского края до 2020 года. Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края. — Краснодар, 2009 г.
При выборе стратегических целей важно сделать акцент на те из них, которые способны принести максимальный положительный эффект для муниципального образования. Каждая стратегическая цель должна иметь обоснование, предпосылки и возможные ограничения.
В частности, при разработке стратегий инвестиционного развития муниципальных районов Ярославской ТПП в обязательном порядке реализуется базовый принцип устойчивого развития. Во время работы в Угличском районе Ярославской области специалисты палаты впервые обосновали применение перспективных технологий в реализации стратегических решений, опробированных в мировой и российской практике: кластерный подход и создание инновационно-производственных объединений предприятий, расположенных на территории района.
Как правило, стратегические цели должны способствовать реализации конкурентных преимуществ муниципального образования. Рекомендуемое число стратегических целей (направлений по достижению общей стратегической цели) — не более трех. Важно, чтобы каждая стратегическая задача имела краткое обоснование, раскрывающее смысл и планируемый эффект от ее реализации. В качестве обоснования можно представить результаты экономических расчетов.
Особое внимание также следует уделить вопросам финансирования реализации каждой стратегической задачи. Необходимо продумать несколько схем финансирования и выбрать наиболее оптимальную. Остальные будут являться запасными.
Финансирование может осуществляться за счет муниципальных целевых программ, краевых, при необходимости федеральных программ. Если средств в бюджете недостаточно, необходимо продумать, как привлечь частные инвестиции в этом направлении, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
Чтобы облегчить восприятие установленных стратегических задач, по возможности необходимо использовать схемы или картографические материалы, отображающие основную суть реализации определенных стратегических задач.
Таким образом, стратегические задачи представляют собой конкретные и измеримые шаги, с помощью которых достигаются стратегические цели. Каждая задача поддерживается набором определенных мер (мероприятий, проектов) по их достижению.
1.2. Формирование механизма отбора стратегических инвестиционных проектов муниципального образования.
Важно сформировать порядок и механизмы отбора стратегических инвестиционных проектов муниципального образования. Решение о присвоении инвестиционному проекту статуса стратегического должно приниматься органами власти муниципального образования коллегиально. При этом стратегия развития муниципального образования должна быть четко увязана со стратегическими документами развития субъекта РФ и федерального округа.
Стратегическим инвестиционным проектом муниципального образования является проект, который вносит важный вклад в достижение установленных стратегических целей и способствует решению важных стратегических задач развития местной территории.
Необходимым условием признания инвестиционного проекта стратегическим является его соответствие следующим критериям:
1) логическое соответствие установленным стратегическим целям инвестиционного развития, внесение важного вклада проекта в решение определенной стратегической задачи или нескольких задач;
2) улучшение в результате реализации инвестиционного проекта социально-экономических условий жизнедеятельности местных сообществ муниципального образования;
3) повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования (касается инфраструктурных проектов);
4) развитие на территории муниципального образования одной из важнейших отраслей народного хозяйства: агропромышленного комплекса, промышленности, туризма, науки и образования, информационных технологий и инноваций, финансовой отрасли, транспортно-транзитной и логистической отрасли, а также других отраслей.
Кроме того, стратегический инвестиционный проект также должен отвечать совокупности следующих требований:
а) наличие экономической эффективности стратегического инвестиционного проекта с учетом срока его окупаемости и прибыльности;
б) обеспечение совокупного объема инвестирования в развитие приоритетных отраслевых направлений, определенных стратегическими целями развития в объеме не менее 100 млн. руб. (исключением могут являться инновационные проекты).
в) использование наукоемких, энергосберегающих, ресурсосберегающих, а также иных высокоэкономичных технологий в случае, если стратегический инвестиционный проект связан с промышленным производством.
1.3. Создание соответствующих инфраструктурных условий для реализации стратегии инвестиционного развития.
Успешное достижение установленных в стратегическом плане целей и задач инвестиционного развития местной территории не представляется возможным без создания соответствующих инфраструктурных условий, адекватных потребностям муниципальной экономики.
Четко сформулированные стратегические цели и задачи инвестиционного развития, дополненные конкретными количественными критериями, позволяют спрогнозировать и рассчитать перспективные потребности муниципального образования в электроэнергии, системах водоснабжения и водоотведения, автодорожной инфраструктуре, телекоммуникациях, ж/д подъездах и прочих инфраструктурных объектах.
Прежде всего, рекомендуется определить общие потребности в инженерной и транспортной инфраструктуре на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. На основе рассчитанных общих инфраструктурных потребностей формируется перечень конкретных мероприятий на краткосрочную перспективу (до 2022 года) по обеспечению муниципальной территории необходимыми инфраструктурными объектами.
Важнейшей составляющей механизма реализации Стратегии является создание координационной структуры, которая будет осуществлять непосредственное управление реализацией Стратегии, например Совет по стратегическому развитию района (города) под председательством главы администрации муниципального образования (далее — Совет).
В состав Совета рекомендуется включить заместителей главы администрации муниципального образования, депутатов местных органов законодательной власти, глав сельских и городских поселений, руководителей федеральных и региональных организаций и ведомств, руководителей крупнейших (бюджетообразующих) предприятий, руководителей территориальной ТПП.
1.4. Разработка Программы (плана) реализации Стратегии.
Основной задачей создаваемого Совета является координация и принятие ключевых решений, связанных с разработкой, утверждением и выполнением Программы (Плана) реализации Стратегии.
В Программу включаются мероприятия по разработке бизнес-планов, ТЭО инвестиционных проектов, мероприятия по проведению геологоразведочных работ, реализации инвестиционных проектов и т.д.
Программа разрабатывается на ближайшие три года с детализацией первого года с указанием объемов и источников финансирования. Программа мероприятий инвестиционного развития утверждается соответствующим нормативно-правовым актом и становится программным документом, который учитывается при подготовке проекта муниципального бюджета. При этом мероприятия, вошедшие в Программу, пользуются приоритетом при выделении средств муниципального бюджета, а также привлечении региональных и федеральных ресурсов.
Включение в стратегический план определенного проекта служит дополнительным аргументом при привлечении средств частных инвесторов.
2. Создание инвестиционного паспорта муниципального образования.
Первый шаг маркетинга территории — создание информационного поля, необходимого инвесторам для принятия решений. Как показывает практика, наиболее эффективный инструмент в данном случае — инвестиционный паспорт муниципального образования — комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на конкретную аудиторию — потенциальных инвесторов.
Инвестиционный паспорт может выступать как составная часть долгосрочной стратегии инвестиционного развития муниципального образования.
2.1. Структурные разделы инвестиционного паспорта.
Наиболее востребованными со стороны инвесторов структурными разделами инвестиционного паспорта являются:
1. Общие сведения о муниципальном образовании;
2. Параметры социально-экономического развития муниципалитета: уровень жизни, экономика, местный бюджет, рынок труда, качество городской среды;
3. Перспективы развития муниципалитета. Прогнозные характеристики. Концепция развития муниципалитета;
4. Инвестиционная инфраструктура: транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, рынок недвижимости, производственная, инженерная, научно-образовательная, социальная, гостиничная инфраструктура;
5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционный процесс;
6. Процедуры организации бизнеса;
7. Предложения по инвестиционным проектам и инвестиционным площадкам;
8. Контактная информация.
В качестве приложений подготавливаются паспорта инвестиционных проектов и площадок, карты геологического строения и минерально-сырьевой базы, водных ресурсов, лесных ресурсов района.
Разрабатывая инвестиционный паспорт, муниципалитет заявляет о себе как о партнере для участия в инвестиционной деятельности. Одновременно оказывается информационная поддержка местным предприятиям, имеющим инвестиционные проекты.
2.2. Алгоритм действий по подготовке инвестиционного паспорта.
По мнению Тверской ТПП, ведущей работу по подготовке инвестиционных паспортов уже более пяти лет, алгоритм действий должен быть следующим: изучение потенциала территории, подготовка на основе этого анализа опережающей концепции развития муниципального образования, включающей конкретные деловые проекты, определение роли территории в структуре российского и мирового бизнеса, создание промышленных и инвестиционных площадок и сопутствующих условий для инвестирования, продвижение данного продукта к потенциальным инвесторам.
Составление инвестиционного паспорта муниципального образования должно строиться на регулярной основе с целью обновления представляемой информации. Для выполнения данной задачи необходимо:
— организовать периодический сбор достоверной статистической информации о состоянии экономики муниципального образования;
— определить инвестиционную политику на среднесрочную перспективу;
— определить потенциально возможные области и объекты для инвестирования;
— провести SWOT-анализ выбранных областей и субъектов;
— оценить возможные затраты и ожидаемые результаты, а также способы участия администрации.
2.3. Инвестиционный паспорт как элемент инвестиционной политики муниципального образования.
Инвестиционный паспорт, как элемент инвестиционной политики города, выполняет определенную задачу продвижения города на внешний (по отношению к муниципалитету) уровень — к потенциальным внешним инвесторам. Именно поэтому перед разработчиками ставится сложная цель — максимально эффективно проинформировать внешнюю бизнес-среду о возможностях муниципального образования в области инвестиций.
При составлении инвестиционного паспорта эксперты (работники муниципалитета, территориальной ТПП) должны придерживаться следующих способствующих успеху рекомендаций.
— Инвестиционный паспорт должен быть ориентирован на конкретную аудиторию — потенциальных инвесторов. Его цель — не просто освещать ситуацию в городе, а содействовать привлечению инвестиций.
— При изложении следует соблюдать баланс фактов и комментариев. Уход в любую из крайностей приведет либо к недостаточной информативности, либо к избыточной описательности, «размытости» документа.
— Информация должна излагаться ясным, доступным языком. В частности, следует, по возможности, избегать узкоспециальной или сугубо научной лексики. В тех случаях, когда подобные термины необходимы, их значение целесообразно пояснять.
2.3.1. Опыт Тверской ТПП по разработке инвестиционных паспортов.
Важной составной частью инвестиционного паспорта муниципалитета является детальное описание собственности (земельных участков, строений, оборудования), предлагаемых потенциальным инвесторам для освоения. Именно детальное описание предлагаемых к инвестированию объектов собственности отличает инвестиционный паспорт от инвестиционного и бизнес-профиля города.
Тверская ТПП при подготовке паспортов особое внимание уделяет разделу, включающему инвестиционные проекты. Проекты реальны, просчитаны с учетом возможных рисков и привязаны к стратегии развития района и его специфике. Так, в Калязинском районе Тверской области при исследовании было обнаружено значительное число неработающих производств, пустующих корпусов и площадок.
Это определило задачу: использовать имеющиеся возможности, вдохнуть в производства новую жизнь. В Кувшиновском районе была отмечена иная проблема: отсутствие глубокой лесопереработки, недостаточное использование отходов деревообработки. В соответствии с этим появились проекты производства строительных материалов и топливных брикетов на основе древесных опилок.
Также Кувшиновский и Весьегонский районы представляли высокий потенциал для развития туризма. Это сделало очевидным присутствие в пакете инвестиционных предложений проектов кемпингов, гостиниц, туристических маршрутов, агротуристических предприятий.
2.4. Проблемы при подготовке инвестиционных паспортов и способы их решения.
Инвестиционный паспорт — хотя и эффективный, но достаточно новый для российских муниципалитетов инструмент инвестиционной политики. С новизной данного инструмента связаны основные проблемы его внедрения.
Необходимо отметить, что до сих пор среди руководителей муниципалитетов преобладает мнение, что нет необходимости в целенаправленной информационной работе с инвесторами. Если же понимание важности данной работы существует, то в большинстве случаев нет соответствующего опыта ее организации.
Следствиями этой первичной, на наш взгляд, проблемы, с которыми сталкиваются администрации и территориальные ТПП при разработке инвестиционного паспорта, являются:
— слабая информированность муниципальных властей о назначении и преимуществах использования инвестиционного паспорта муниципалитета;
— ограниченность финансовой базы местной власти;
— дефицит квалифицированных кадров в области анализа инвестиций на муниципальном уровне.
Слабая информированность о назначении инвестиционного паспорта выражается в том, что зачастую за инвестиционный паспорт выдается описание социально-экономического положения или бизнес-профиль. Инвестиционный паспорт в отличие от упомянутых документов содержит вполне конкретную и детальную информацию об инвестиционных возможностях муниципалитета.
Условия, в которых сегодня существуют российские муниципалитеты, характеризуются в том числе и ограниченностью финансовой базы муниципалитетов. Когда большая часть собираемых в бюджет средств направляется на исполнение самых неотложных обязанностей (по определению муниципальных служащих, «зарплатно-коммунальный бюджет») и когда бюджеты развития являются скорее чисто номинальными (то есть мероприятия занесены в бюджет, но не финансируются), обоснование выделения средств на разработку инвестиционного паспорта (который относится именно к инструментам развития) сильно затруднено.
Основным способом решения данных проблем является изучение успешного опыта других муниципалитетов.
Еще одной важной проблемой современного муниципального менеджмента в России является недостаток высококвалифицированных кадров, способных проводить качественный анализ инвестиционных процессов. Также отсутствуют теоретические наработки, которые могли бы быть применены на практике в современных российских условиях.
Одним из возможных путей решения данной проблемы является привлечение сторонних организаций, специализирующихся на разработке инвестиционных стратегий и паспортов. Однако услуги таких организаций, как правило, довольно дороги.
Другая возможность заключается в привлечении специалистов местных крупных предприятий. Данный подход является более предпочтительным, так как способствует большему вовлечению местного бизнес-сообщества в решение задач продвижения города как места, благоприятного для ведения бизнеса.
Разработка инвестиционного паспорта муниципалитета требует организации системы сбора и анализа информации по социально-экономическому развитию, постоянного мониторинга бизнес-среды и инвестиционных предложений, а также создания информационной базы данных по имеющимся инвестиционным площадкам (объектам применения инвестиций).
Сложность данной работы и соответственно затраты на ее проведение повышается в связи с тем, что в муниципалитетах отсутствуют наработки по созданию информационных баз данных, содержащих полную и объективную информацию, необходимую для составления инвестиционного паспорта муниципалитета.
Как показывает опыт, основная часть затрат (как временных, так и финансовых) приходится на создание информационной базы данных по муниципальной недвижимости. Необходимо четко и ясно описать основные особенности объектов недвижимости, их границы и возможности по использованию в инвестиционных целях.
Подготовке такой базы данных муниципальной недвижимости значительно способствует составление земельного кадастра. Инвестиционная активность должна быть жестко привязана к генеральному плану, концепции развития муниципалитета, а также к стратегическому плану его социально-экономического развития.
Другую значительно меньшую часть составляют расходы на разработку, создание и подготовку печатного варианта инвестиционного паспорта, подготовка его электронного варианта и размещение информации в Интернете.
Информационная часть инвестиционного паспорта должна размещаться на сайте городской администрации (территориальной ТПП).
По оценкам экспертов, основным результатом внедрения инвестиционного паспорта является привлечение инвестиций в район, рост объемов производства и, как следствие, рост налогооблагаемой базы и отчислений в местный бюджет.
Необходимо отметить, что инвестиционный паспорт является важным, но далеко не единственным элементом, способствующим привлечению инвестиций, росту экономики и снижению безработицы.
Только комплекс мероприятий, включающий в себя инвестиционный паспорт, работу администрации с инвесторами, формирование благоприятного бизнес-климата — то есть то, что называется инвестиционной политикой муниципалитета, способно привести к значительным количественным изменениям в экономике муниципального образования. И поэтому не представляется возможным выделить эффект только от внедрения инвестиционного паспорта.
Как показывает российский опыт, инвестиционный паспорт является необходимым, но не достаточным условием роста инвестиционной активности. Наличие только инвестиционного паспорта при плохом климате для бизнеса не может увеличить приток инвестиций. Равно как и благоприятный климат сам по себе при условии, что инвесторы об этом слабо проинформированы, также не усиливает инвестиционную активность.
Система ТПП может выступать как независимый эксперт, обеспечивающий анализ инвестиционных потенциалов и перспектив развития муниципальных образований, разработчик бизнес-планов развития территорий и конкретных инвестиционных проектов и, наконец, основной информационный канал, обеспечивающий взаимодействие муниципальных образований и потенциальных инвесторов.
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА
Раздел 1: Презентация муниципального образования и демонстрация его основных показателей.
1.1 Особенности географического положения территории
1.2 Ресурсно-сырьевой потенциал
1.3 Кадровый потенциал
1.4 Демографическая ситуация и оценка социальной сферы
1.5 Экономическое развитие и анализ деловой активности
1.6 Структура доходов бюджета
1.7 Инвестиционная активность и проекты на активной стадии реализации
1.8 Итоговые выводы по разделу
Раздел 2: Состояние инфраструктуры
2.1 Транспортная инфраструктура
2.2 Связь и телекоммуникации
2.3 Инженерная инфраструктура
2.4 Финансовая инфраструктура
2.5 Итоговые выводы по разделу
Раздел 3: Стратегический план развития муниципального образования
3.1 Стратегические цели и задачи инвестиционного развития муниципального образования
3.2 Архитектура и градостроительство. Функциональное зонирование территории (в соответствии с СТП).
3.3 Перспективные стратегические инвестиционные проекты
3.4 Мероприятия по развитию инфраструктуры
3.4.1 Транспортная инфраструктура
3.4.2 Связь и телекоммуникации
3.4.3 Инженерная инфраструктура
3.5 Целевые индикаторы реализации стратегии
Раздел 4: Механизм реализации стратегии инвестиционного развития
4.1. Создание организационных структур по вопросам стратегического развития.
4.2. Мониторинг реализации стратегического плана.
«я ищу ₽30 млн на…»: как стартапу найти инвестора в кризис и не только | рбк тренды
Привлечь инвестиции в стартап и в мирное время не просто, а в условиях пандемии такая задача выглядит практически невыполнимой. Но даже в кризис проекты поднимают инвестиции: главное знать, где искать и что говорить
Об эксперте: Олег Котелюх, управляющий партнер «Инпро Технолоджис».
Шаг первый: четко определить цель и размер необходимых инвестиций
Инвестиции — это не цель, это средство. Основатель стартапа должен хорошо представлять, для чего ему понадобились деньги. Обычно сторонние средства нужны, чтобы ускорить развитие бизнеса. Компания растет медленнее, чем необходимо, а инвестиции ускорят этот процесс и позволят обойти конкурентов. Другой распространенный вариант ответа: средства нужны на улучшение продукта и усиление отдела продаж.
Определение конкретной цели важно по двум причинам. Во-первых, это позволит определить требуемый размер вложений, а, во-вторых, приблизиться к пониманию, где их искать: у частных инвесторов или фондов. От того, на какой стадии находится ваш проект, для чего и сколько нужно денег, будут зависеть критерии, по которым вы начнете искать источник финансирования.
Шаг второй: определить тип инвестора и создать воронку
Итак, вы определили причины, по которым вам необходимы деньги и обозначили, какие статьи расходов нужно закрыть в первую очередь, чтобы бизнес продолжал развиваться. Ответьте себе на вопрос, почему вы не можете взять денег у друзей, родственников и в банке? Почему вам нужен именно инвестор? Возможно, вместе с деньгами вы хотите получить опыт и связи. Тогда вам потребуется стратегический инвестор. Или вам полностью хватает компетенций и подойдет любой человек с деньгами. Тогда поискать его можно среди знакомых предпринимателей или на курсах начинающих бизнес-ангелов. Такие курсы есть у ФРИИ, Сколково, РВК.
Типичная ошибка начинающего соискателя инвестиций — думать, что инвесторов мало. Их много! Вся соль заключается в том, чтобы найти своего. Для этого создайте карту местности: изучите, какие фонды, работающие со стартапами, есть в вашем городе. Как правило, у таких организаций есть четкий набор критериев, куда они инвестируют: какие сферы, ниши и рынки им интересны, какая стадия развития проекта должна быть для начала обсуждения, какие суммы они готовы вкладывать. Уже на этом этапе будет понятно, кого можно иметь в виду, а с кем вам не по пути.
Подпишитесь на тематические каналы в мессенджерах, например, TheEdinorog и Startupoftheday. Просматривайте деловые СМИ. Составьте список местных акселераторов и бизнес-школ, у них тоже есть специальные дни, когда их резиденты и выпускники презентуют свои проекты инвесторам. Обратите внимание, кто инвестировал в проекты, похожие на ваш.
Конечно, городом ограничиваться не стоит. Вы должны хорошо понимать, какие фонды и люди в вашей стране инвестируют в вашу отрасль. Не стесняйтесь искать инвесторов и за рубежом. Примеров инвестиций иностранных бизнес-ангелов хватает на рынке.
К примеру, Константин Синюшин, сооснователь венчурной компании Untitled Ventures, сейчас занимается созданием фонда, базирующегося в Люксембурге. Фонд будет инвестировать в российские проекты. Foundation Capital из США в 2022 вложились в российский проект Grabr. В том же году «ЭкзоАтлет» смог получить инвестиции от южнокорейской Cosmo and Company Co.
Наконец, расскажите, что вы ищете инвестиции, в Facebook и Instagram, говорите об этом друзьям и знакомым. Прошерстите Linkedin: это отличное место для того, чтобы найти контакты нужного вам человека.
Главное, чего делать не стоит — бездумно вписываться в бесконечные стартап-шоу и конференции, делать массированные рассылки во всевозможные инстанции, спамить своим проектом налево и направо. Вы только потеряете время и заработаете на венчурном рынке ненужную репутацию.
Наметьте конкретных людей, с которыми вам надо познакомиться, найдите тех, кто может вас им представить. Докажите им, что от вашего знакомства выиграют все. Так вы убедите инвестора хотя бы инвестировать время на то, чтобы выслушать вас. Если встретиться лично невозможно, пишите потенциальному инвестору письмо.
Помните: холодная рассылка не работает. Письмо должно быть «теплым», содержать всю необходимую информацию, быть лаконичным, но при этом запоминаться и вызывать эмоцию. Ваш адресат должен заинтересоваться проектом с первого абзаца.
Шаг третий: подготовить документы и инвестиционное предложение
Параллельно с поиском инвесторов стоит начать подготовку пакета документов. Если фонды и госпрограммы — ваш случай, зайдите к ним на сайт и разберитесь, что они требуют. Там же будут указаны сроки действия программ и подачи заявок.
Если ваш путь — группа инвесторов или частное лицо, вам понадобится презентация проекта и финансовый план. Причем лучше не один, а сразу три: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Первый продемонстрирует, что будет, когда все ваши гипотезы окажутся верными, и росту бизнеса ничего не мешает. Приготовьтесь: сначала все будут смотреть на второй и третий варианты. Громоздкие таблицы не нужны — информация должна восприниматься легко.
Прежде всего инвестор хочет знать ответы на четыре вопроса:
- действительно ли вы разбираетесь в рынке и понимаете, кто ваши клиенты?
- почему бизнес не закроется завтра или через полгода?
- почему он не потеряет деньги, вложившись в ваш проект?
- когда и сколько он может с вами заработать?
Ответы должны быть в вашем инвестиционном предложении: «Я ищу 30 млн руб. на …, предлагаю инвестору долю в компании. Со мной через два года вы сможете заработать …, потому что …». В предложении должны быть две суммы: требующиеся инвестиции и сколько потенциальный партнер сможет заработать.
Не забудьте предусмотреть возможные сценарии для инвестора по выходу из компании. Распишите статьи расходов по запрошенным инвестициям, будьте готовы защитить свою оценку компании, объяснить, из чего складывается ее текущая стоимость. Помните, что прибыль, которую вы предлагаете инвестору, должна быть выгоднее банковских процентов по вкладам.
Чтобы заинтересовать инвестора, необходимо научиться говорить с ним на одном языке. Подготовьте питч — рассказ о бизнесе, который заинтересует потенциального партнера.
Питч должен быть коротким, вдохновляющим и по делу. Вот план вашего выступления:
- описание проблемы, и как ваш бизнес ее решает;
- стадия проекта, метрики и достижения;
- бизнес-модель;
- этапы развития (что есть и что будет сделано);
- рынок и конкуренты;
- команда;
- инвестиционное предложение.
Презентовать проект инвестору должен тот, кто лучше всего разбирается в проекте и умеет общаться с аудиторией. Выступление обязательно нужно отрепетировать. Избегайте непонятных терминов и двусмысленных трактовок, потренируйтесь на домашних. Будьте готовы, что вам будут активно возражать.
Шаг четвертый: проверить инвестора
Помните, что поиск инвестиций — это не только поиск денег, но и выбор подходящего вам партнера. Вы тоже должны выбирать, кто это будет. Нельзя соглашаться делить бизнес с первым встречным: тщательно изучите, с кем вы вступаете в игру.
Наведите справки. Попробуйте связаться с теми, кто может рассказать вам больше об инвесторе. Какой у человека характер и стиль работы? Будет ли он делиться знаниями и контактами людей, которые помогут бизнесу масштабироваться, или предпочтет только вложить деньги. Любит ли он вмешиваться в работу, вводить в команду своих людей? Хорошо ли разбирается в рынке? Наконец, адекватный ли он человек? Все это хорошо понимает тот, кто уже имел с ним дело. Поэтому важно найти уже проинвестированную им компанию и постараться узнать там все, что нужно.
Не волнуйтесь. Даже если инвестор узнает о вашей «разведке», это никак вам не навредит. Наоборот, покажет, что вы ответственно подходите к делу и любите подстраховаться.
Проверьте, чтобы в портфеле вашего инвестора не было вашего прямого или косвенного конкурента. Это поможет избежать конфликта интересов в будущем. Если такая компания в портфеле все же найдется, обязательно проговорите этот момент.
Самое главное — верьте в себя. Кризис — лучшее время для взлета стартапов. Помните, что инвесторы об этом тоже знают.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
В борьбе за иностранцев
Впрочем, ключевую роль в привлечении в регионы иностранных инвестиций продолжают играть макроэкономические факторы — хотя у экспертов нет консенсуса, какие именно тренды возобладают. В апреле ЦБ заявил, что приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2022 году сократился более чем в три раза по сравнению с 2022-м, до $8,8 млрд (0,5% ВВП), и достиг минимумв за последние десять лет (в досанкционном 2022 году он составлял $69,2 млрд).
Несмотря на последующую положительную динамику (в первом квартале 2022-го объем ПИИ вырос до $11,5 млрд), существенный рост ПИИ выглядит маловероятным, отмечали в Институте экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Аналитики компании KPMG, проанализировав динамику сделок слияний и поглощений (M&A), заявляют, что интерес иностранных инвесторов к России восстанавливается, особенно в инновациях и нефтегазовом секторе.
Там полагают, что риски, связанные со сложной геополитической обстановкой, компенсируются для иностранного инвестора в России более высокой доходностью и потенциалом роста, и утверждают: с точки зрения прироста прямых иностранных инвестиций 2022 год может стать «лучшим годом после санкций».
В KPMG также отмечают рост инвестиционной роли партнеров из Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Японию. Рост интереса азиатских бизнесменов к России подтверждает и торговый представитель РФ в Малайзии Никита Пономаренко. «Малайзийские бизнесмены заинтересованы в расширении своего глобального присутствия, диверсификации экономики и, как следствие, инвестировании в зарубежные проекты, включая российские.
В рамках Восточного экономического форума в сентябре этого года премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад заявил об интересе малайзийских отельеров к развитию отельного бизнеса на Дальнем Востоке. Деловые круги Малайзии проявляют интерес к нефтегазовым проектам, проектам в сфере металлургии и АПК, им очень интересна возможность инвестиций в высокотехнологичный бизнес», — говорит он.
По мнению Максима Соколова, в таких условиях конкуренция регионов за иностранные вливания должна строиться за счет комплексной и инновационно ориентированной политики территориального развития.
Государство стремится привлечь частные инвестиции в проекты по созданию комфортной среды в российских городах
«Сейчас есть спрос на комфортную городскую среду как на федеральном уровне в виде национальных проектов, так и среди населения, на гражданском уровне. И нам кажется, что мы видим необходимость в выработке национальной политики городского развития», – говорила в эфире «Ведомостей» «Девелопмент без масок» Кристина Ишханова, заместитель генерального директора Фонда Дом.РФ. К сожалению, благие намерения по формированию комфортной среды нередко или остаются на бумаге, или, к примеру, выливаются в проекты по «облагораживанию» придомовых территорий. Но «пара клумбочек во дворе, где природой не пахнет» не заменит зеленый каркас с настоящими природоохранными зонами, где люди могут гулять, заниматься спортом, и т. д., отмечает Тимур Башкаев, руководитель Архитектурного бюро Тимура Башкаева: «Важны не дворы, а природный каркас в пешей доступности от дома. При проектировании города будущего, я уверен, ставка будет делаться именно на это». Николай Переслегин, сооснователь архитектурного бюро Kleinewelt Architekten, добавляет к этому еще «качественную организацию пространства» и в доме, и на улице.
«Российское нормативное регулирование до сих пор не выделяет градостроительное право как отдельный вид права, а пространственное развитие определяется техническими документами без стратегического целеполагания», – говорит Ишханова. В результате ведомствам приходится регулярно пересматривать правила и стандарты развития городских территорий. Недавно, к примеру, Минэкономразвития России (как ранее писали «Ведомости») предложило ввести новый механизм комплексного развития территорий. Он подразумевает, что жилищное строительство в обязательном порядке должно быть полностью обеспечено общественным транспортом, инфраструктурой и социальными объектами. Доля жилья в общей застройке по новым правилам не должна превышать 80%, девелопер обязан позаботиться о том, чтобы это жилье было обеспечено общественными и деловыми пространствами. Разработкой планов застройки будут заниматься регионы, затем эти планы будут проанализированы Минэком и Дом.РФ. После чего концепции пройдут общественные слушания и начнут воплощаться в жизнь. Пилотным полигоном обкатки новых стандартов городского развития станет Краснодар.
Столица Кубани уже была площадкой для прогрессивных программ комплексного развития. В 2008 г., например, активно обсуждалось, как придать «Краснодару – столичный облик» и как превратить «Азов-сити» в «русский Лас-Вегас», одну из крупнейших игорных зон. Согласно программе «Краснодару – столичный облик», к 2022 г. казачья станица должна была стать, по выражению тогдашнего директора местного департамента архитектуры и градостроительства, абсолютно новым современным городом, в основном застроенным высотными домами, а его центр – лишиться стихийного частного сектора. В реальности в 2022 г. – для борьбы с расплодившейся стихийной застройкой, износом коммунальной и недостатком социальной инфраструктуры – началась разработка нового цифрового генерального плана, который призван обеспечить гармоничное развитие городских структур. А в 2020 г. Краснодар выбран площадкой для отработки новых стандартов для российских городов, что, по мнению министра экономического развития Максима Решетникова, позволит наконец городским властям получить действенный механизм редевелопмента центра и возможности привлекать инвесторов.
Практика привлечения бизнеса к созданию общественных пространств пока не является массовой, признают в неофициальных беседах сами чиновники. Примеров успешной синергии – желания властей облагородить город и возможностей бизнеса в это вложиться – немного. Например, в Ростове-на-Дону концессионеры помогли обустроить местный парк культуры и отдыха «Плевен», где были открыты дельфинарий, ледовая арена, разбит фонтан, размещены аттракционы и детские игровые площадки, установлены фонари. Сумма инвестиций по договору концессии, который заключен на 49 лет, составила 498,8 млн руб. Туристско-рекреационная зона на набережной реки Дон была обустроена по аналогичному принципу. Договор заключен на 32 года, а сумма инвестиций на благоустройство составила 330 млн руб. На набережной – от гостиницы «Якорь» до Газетного переулка – появились павильоны для кафе, светомузыкальный фонтан, места отдыха, подсветка, газоны и небольшие скульптуры.
Безусловной удачей профильная пресса называла проект реновации и редевелопмента исторического центра Тулы. В 2022 г. местные бизнесмены на торгах купили за 40 млн руб. заброшенную промзону недалеко от Тульского кремля. Чтобы превратить ее в модный креативный кластер «Искра», потребовалось три года и 150 млн руб., вспоминает Вячеслав Шингалеев, управляющий партнер кластера. Он говорит, что без поддержки местных властей, как «информационной», так и «инфраструктурной», проект вряд ли бы состоялся в нынешнем виде: «Нам помогли с коммуникациями, освободили тупиковый проезд от самостроя расположенной рядом воинской части, связали наш земельный участок с проезжей частью и тротуаром». В 2022 г. по инициативе и за деньги тульской администрации начались и заняли два года работы по редевелопменту Кремлевской (Казанской) набережной и близлежащих территорий – до них от «Искры» пешком можно дойти за несколько минут. В архитектурном бюро Wowhaus, разработавшем концепцию обновления исторического центра, этот проект называют ревитализацией: так заброшенные территории действительно были возвращены к жизни. На торжественном открытии объекта даже старожилы удивлялись, что у них в городе рядом с Кремлем есть река.
Единые инструменты
В правительстве неоднократно подчеркивали, что необходимые стимулы и инструменты для привлечения инвестиций у местных властей есть: например, регионы, продемонстрировавшие по итогам года прирост по сбору федерального налога на прибыль, могут рассчитывать на его возврат.
Кроме того, налоговые расходы по льготам, которые правительство считает эффективными, учитываются при расчете финансовой помощи со стороны федерального центра, а в 2022 году заработал механизм инвестиционной налоговой льготы, позволяющий регионам предоставлять преференции по налогу на прибыль в части новых инвестиций.
«Инструментов огромное количество, главное — грамотно ими пользоваться. И тут многое зависит от инициативы руководства регионов. В некоторых регионах губернатор и его команда лично занимаются поиском инвесторов не только по России, но и по всему миру, а в некоторых субъектах в это же время основная работа администрации сводится к тому, чтобы получить побольше финансовой помощи из федерального центра», — отмечал первый вице-премьер Антон Силуанов.
В то же время в правительстве стремятся унифицировать меры поддержки и намерены регулярно проводить их ревизию, чтобы региональная конкуренция не приводила к предоставлению неоправданных преференций, особенно в дотационных субъектах. Начиная с 2020 года все региональные и муниципальные льготы должны вноситься в специальные реестры, а их эффективность и соответствие целевому назначению — оцениваться кураторами из местной администрации.
Кроме того, в результате изменений в федеральном законодательстве с 2023 года регионы будут ограничены в установке льгот по налогу на прибыль организаций. «Как следствие, руководству субъектов РФ предстоит переориентировать инвестиционную политику в сторону внедрения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), поиска возможностей для создания и развития территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), а также активизации региональных инвестиционных проектов (РИП)», — отмечает Максим Соколов.
Однако на фоне унификации налоговых инструментов задача усложняется даже для регионов-лидеров. «Конкуренция за инвестиции сегодня очень непростая работа», — указывает замглавы Ассоциации инновационных регионов РФ Рустам Хафизов. Если еще недавно небольшое количество регионов имели ряд льгот и преференций, которые позволяли привлечь инвестора на более выгодных, чем у прочих, условиях ведения бизнеса, то сейчас большинство регионов могут предоставить аналогичные правовые и налоговые режимы.