Последствия вмешательства государства в прямые инвестиции > Воздействие прямых инвестиций на общество

Последствия вмешательства государства  в прямые инвестиции > Воздействие прямых инвестиций на общество Инвестиции

Инвестиционное законодательство стран снг: история становления и перспективы развития /с. мороз/

Инвестиционное законодательство стран СНГ: история становления и перспективы развития /С. Мороз/В странах СНГ становление инвестиционного законодательства
началось еще в период существования СССР и захватило процесс распада Союза и
образования независимых и суверенных государств. Доктор юридических наук,
профессор Каспийского общественного университета
С. Мороз анализирует.

Законы «Основы законодательства об инвестиционной
деятельности в СССР» от 10 декабря 1990 года /1/ и «Основы
законодательства Союза ССР об иностранных инвестициях» от 5 июля 1991 года
предоставили республикам право применять свое законодательство об
инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях, если оно не
противоречило союзной конституции и действующему законодательству (в советском
государстве, несмотря на федеративное государственное устройство, нормы союзных
законов воспроизводились в республиканских законах без каких-либо изменений).
 

В КазахскойССРЗаконобиностранныхинвестицияхбылпринят 7декабря1990года /2/,аЗаконобинвестиционнойдеятельности — 10 июня
1991
года /3/;в РСФСР Закон об инвестиционной деятельности был принят
26 июня 1991
года, а Закон об иностранныхинвестициях4июля1991года;вБелорусскойССРЗакон об
ин
вестиционнойдеятельности — 29
мая 1991 года, а
За
кон об иностранныхинвестициях14ноября1991года;вУкраинеЗакон о защите иностранных
ин
вестиций — 10 сентября
1991
года, Закон об
ин
вестиционнойдеятельности — 18
сентября 1991 года, Законобиностранныхинвестициях13марта1992года;Закон оГосударственнойпрограммепоощренияиностранныхинвестицийвУкраине17декабря1993года;вКыргызстанеЗакон об
ин
остранных инвестициях
— 28 июня 1991
года; в ТаджикистанеЗаконобиностранныхинвестициях10марта1992года ит.д. Здесь следует особо подчеркнуть
тот факт, что ЗаконКазахской ССР об иностранных
ин
вестициях был принят за семь месяцев до
принятия
Основ законодательства об иностранных инвестициях
и я
вляется первым законодательным
а
ктом в этой области (только Закон Литовской Республики об иностранных инвестицияхбылпринят29декабря1990года /4/ианалогичный
За
конРСФСРна одинденьраньшеобщесоюзногозакона,аостальные законы бывших союзных республик — уже после введениявдействиеоснов). ВЗаконе КазахскойССРобиностранных
ин
вестициях нашли отражение положения Закона «О
собст
венностивСССР»от6марта1990года,УказаПрезидентаСССР
«Об
иностранныхинвестицияхвСССР»от26октября1990года /5/, и впервые среди
союзных р
еспублик
было зая
влено о переходе от экономики закрытого типа к рыночным отношениям
и о
готовности республики
участ
вовать в
междунар
одных инвестиционных
отношениях.

Характеризуя основные
п
оложения
первых за
конов об иностранных инвестициях бывших союзных республик, вставших на путь обретения независимости, можно отметить
то, что они носили в большей степени декларативный характер
и немногим
отличались друг от друга, но
в их принятии были
ипозитивныемоменты:во-первых,этобылиакты,законодательно
закрепившие
уже сложившиеся в республиках отношения
с участием ин
остранных инвесторов; во-вторых,
эти за
конодательные акты определяли порядок привлечения
инос
транных инвестиций в национальную экономику и, в целом, способствовали притоку иностранного капитала; в-третьих, впервые иностранным
инв
есторам предоставлялись гарантии осуществленияимидеятельностиотличие,например,отзаконодательных
а
ктов 20-х годов, когда
сове
тское государство допускалопривлечениеиностранногокапитала,нонебралона себя никаких обязательств
по е
го безопасности и сохранности. Проведенная
д
войная национализация иностранной частной собственности сначала в
1917
году, а затем после НЭПа
была
хорошо известна за рубежом и не внушала особого
доверия к п
остсоветским государствам. Целый
ряд д
остаточно
изв
естных и действующих в наше время зарубежных
фи
рм (швейцарские фирмы «Сандоз», «Хофман-ля-Рош»,
французс
кая «Креди Лионе» и др.) в 20-40-х годах лишились своей собственности в
СССР
без какой-либо
компенсации, кроме
того,досрочное расторжениев30-хгодах прошлогостолетия концессионныхсоглашенийстакимикомпаниями, как«Лена Голдфилдс», «Тетюхе Майнингкорпорейшн»привело к возбуждениюарбитражныхисудебныхдел,окончившихсябезрезультатнодляиностранныхинвесторов /6/. Поэтомувключение
ра
здела,посвященногогарантияминостранныминвестициям,
увеличило интер
ес со стороны потенциальных инвесторов и существенно повлияло на их активность.

Всередине90-хгодовначался новыйпериод вразвитии инвестиционного законодательства стран СНГ, который был обусловлен необходимостью предоставления иностранным инвесторам дополнительных
гарантий и ль
гот, что проявилось в принятииновых законов
об ин
остранных инвестицияхлибововнесениисущественныхизмененийидополнений
в дейст
вующие законы. По первому пути пошли Республика Узбекистан (5 мая 1994 года был принят Закон об иностранных
инв
естициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов); Республика Армения (31 июля 1994 года был принятновыйЗаконобиностранныхинвестициях);Республика Казахстан (27 декабря 1994 года был
принят новый За
кон об иностранных инвестициях); Украина (19 марта 1996 года был
принят
Законорежимеиностранногоинвестирования)идр.,а по второму — Российская Федерация
и ряд д
ругих стран СНГ.

Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 года содержал нормы,
закреплявшие пр
едоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям; целого комплексагарантий,предоставляемыхиностранныминвестициям (от изменения законодательства, от экспроприации, от незаконных
действий
государственных
органов и д
олжностных лиц и др.); а также возможность установления
доп
олни- тельных льгот для
ин
остранных инвестиций в приоритетных секторах экономики и социальной сфере (ст. ст. 4-13) /7/.

В конце 90-х годов ХХ в. начался процессе переосмысленияинвестиционнойполитикивстранахСНГ:отпринципа «иностранныеинвестициилюбойценой»перешликпринципу избирательнойподдержкииностранныхинвестицийтолько прямых иностранных инвестиций (или инвестиций в форме капитальныхвложений),приэтомвряде
случаев —
прямых инвестиций в отдельные секторы экономики
(п
олучивших название приоритетных).

Про бизнес:  Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной деятельности – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ВРеспубликеКазахстан28февраля1997годабылпринят Закон РК «О государственной поддержке прямых инвестиций» /8/,
которымопределялисьтакиеосновныезадачи,как внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарамииуслугами;государственнаяподдержкаистимулирование отечественныхпроизводителей;развитиеэкспортоориентированных и импортозамещающих
произв
одств; создание новых рабочихмест;улучшениеокружающейприроднойсредыи т.п. Значимость Закона о государственной поддержке прямых инвестиций состоит в том,
ч
то инвестиционное законодательство РК перешло на качественно новую ступень в своем
развитии: до принятия За
кона о прямых инвестициях инвестиционная
п
олитика государства была
н
аправлена на увеличение иностранных
инв
естиций и создание для них правового режима более чем
наиб
олее благоприятного. В конечном счете эффективность иностранных инвестиций была минимальной вследствие того, что, в основном,
они вклады
вались в
н
едропользование, что не могло оказать ощутимого влияния на развитие экономики страны и приводило только к
усилению э
кспансии недр иностранными инвесторами. Как следствие,
наряду с принятием За
кона о прямых инвестициях были внесены серьезные изменения
и доп
олнения в текст Закона об иностранных инвестициях. Среди причин, послуживших основаниемдляэтого,можноназватьимевшиеместонатот момент
мно
гомиллионные убытки, понесенные государством по договорам, заключенным национальными инвесторами с
ин
остранными инвесторамиподправительственные
гарантии в силу на
рушения договорных обязательств казахстанской стороной.

В Российской Федерации 25 февраля 1999 года был принят Закон «Об инвестиционной
деятельн
ости в Российской Федерации,осуществляемойвформекапитальныхвложений» /9/ 5 марта 1999 года — Закон «О защите
прав и за
конных интересовинвесторовнарынкеценныхбумаг» /10/, а9июля1999 года — новый Закон «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации» /11/,
з
аложившийпринципсоответствияроссийского законодательства международным инвестиционным обязательствам /12/. ВРеспубликеУзбекистан30апреля1998 годабылипринятыдвановыхзаконавзаменранеедействовавшего Закона об иностранных инвестициях — Закон «Об иностранных инвестициях» и Закон «О гарантиях
и мерах защиты прав ин
остранных инвесторов» /13/,а 24 декабря 1998 года — новыйЗакон«Обинвестиционнойдеятельности» /14/. Вкачестве дополнительных мер
защиты ин
остранным инвесторам, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики,
о
беспечивающих
ус
тойчивыйэкономический рост, реализующим
инв
естиционныепроекты, обеспечивающие
укрепление и расширение э
кспортного потенциала республики,атакжепроектывсферемалогоисреднегопредпринимательства, направленных на переработку сырья
и
материалов,
произв
одство потребительских
товаров и услуг, обеспечение занятости населения,
о
казывается содействие в финансированиипроектов,создаются специальныеналоговыйиплатежный режимы и т.п. /15/.

ВУкраине18ноября2003годабылипринятыЗакон«Оспециальном режиме инвестиционнойдеятельности на
терри
ториигородаШосткиСумскойобласти»иЗакон«Оспециальном режиме инвестиционной деятельности на
терри
ториях приоритетногоразвитияЧерниговскойобласти»,всоответствии с которыми был введен специальный
режим инв
естиционной деятельностиотносительнореализацииинвестиционныхпроектов в
приоритетных видах э
кономической
деятельн
ости на территории города Шостки Сумской области и на территории Черниговской области
до 1 ян
варя 2030 года /16/.

СледующимшагомнапутисовершенствованияинвестиционногозаконодательствавстранахСНГсталопринятиеновых
инв
естиционныхзаконов,установившихединыйправовойрежим для иностранных и
нацио
нальных инвесторов. В Республике Беларусь 22 июня 2001 года был принят ИнвестиционныйкодексРеспубликиБеларусь /17/, который вступилвсилу9октября2001года. ВРеспубликеКазахстан 8 января 2003 года был принят Закон РК «Об инвестициях» /18/;вКыргызскойРеспублике27марта2003года — «ОбинвестицияхвКыргызскойРеспублике»/19/;
а
в Республике Таджикистан 12 мая 2007 года — Закон РТ «Об инвестиции»/20/. Всеэтизаконыобъединяетто,чтоониликвидировали различия
между иностранными и национальными инвесторами и закрепили
принцип равенства инвесторов как субъектов инвестиционной
деятельности. Однако, несмотря наположительныемоменты,естьинегативные. Вчастности, в Законе РК об инвестициях перечень гарантий по сравнению с ранее установленным в отношении иностранных инвесторов уменьшился вдвое, а отдельные из них, например, гарантии от изменения законодательства, претерпели
серьезнуютрансформациюисходяиззаконодательнойтрактовки, гарантии стабильности условий договоров не распространяются на изменения в законодательные акты, вносимые в целях обеспечения национальной и экологической безопасности,здравоохраненияинравственности(пп. 2п. 3ст. 4Закона РКобинвестициях). Так,законодательствомонациональной безопасности устанавливается, что в целях защиты национальных интересов РК, в том числе сохранения
и
укрепления промышленного потенциала государство с соблюдением гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляет контроль за состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управлении и собственности иностранных организаций или организаций с иностраннымучастием /21/Нарядусэтим предусматривается, что не допускается заключение международных договоров, способныхнанестиущербнациональнойбезопасности, ведущихкутратегосударственнойнезависимостиРКисужающих сферусуверенныхправРК.

Про бизнес:  Упрощенный бухгалтерский баланс | АК АЛЬТЕРНАТИВА

На наш взгляд, изъятия ограничительного характера из национального режима в отношении иностранных инвестиций могут
применяться
только врамках международных договоров (соглашений) либо в законодательном
поряд
ке. Полагаем, чтововсехостальныхслучаях использованиеограничительных
мер к деятельн
ости иностранных инвесторов вряд ли возможно. Зарубежный
опыт по
казывает, что предоставление различных льгот и установление определенных ограничений дляиностранныхинвестицийширокопрактикуютсявстранах с развитойэкономикой,идля этого вовсе не обязательноналичие специального акта в этой сфере. Поэтому мы считаем, что отмена Закона об иностранных инвестициях не может автоматическипривестикуравниваниюправовыхрежимовиностранных и национальных инвестиций в
силу о
бъективно существующихразличиймеждуиностраннойчастнойсобственностьюичастнойсобственностьюфизическихиюридических лиц
принимающе
го государства. Изучение опыта зарубежных государств
п
одтверждает, что сохранение различий вполне сочетается с установлением
обще
го национального режима для иностранных инвестиций, и это прежде всего в
интере
сах принимающего государства, которое стремится к сохранению экономической и политической независимости, а такжектому,чтобыстимулироватьотечественныхинвесторов. В
качестве
примера специ
ального правового регулирования иностранных инвестиций, осуществляемых
в с
тратегически важных отраслях экономики в странах СНГ,
можно привести Федеральныйзаконот29апреля2008года 57-ФЗ«Опорядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества,имеющиестратегическоезначениедляобеспечения
обороны с
траны и безопасности государства», в соответствии с которымбыли установленыизъятияограничительногохарактера в целях обеспечения обороны страны и безопасности государствадляиностранныхинвесторовидлягруппылиц, в
которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и
(или) совершении ими сделок,
влекущих за собой установление контроля над
у
казанными хозяйственными обществами (ст. 1).

В целом установление ограничений для иностранных
инв
есторовполучает все большее распространениевмировой практике впоследнее
время, но
среди стран СНГпервойна этотпутьвсталаРоссийскаяФедерация,когдаустановиларазрешительныйпорядокдляиностранныхинвестиций,осуществляемых
в с
тратегически важных отраслях экономики. Разработка законопроекта об ограничении доступа нерезидентов в стратегические отрасли экономики
была н
ачата
Правительст
вом РФ с 2005 года. Поводом послужила история покупки концерном «Siemens»российских«Силовыхмашин»едеральная антимонопольная служба отказала
немец
кой компании «Siemens», которая намеревалась приобрести акции «Силовых машин»крупнейшеговРоссиипредприятия,выпускающего энергетическое оборудование),
именно п
осле этого неприятного инцидента
Правительст
во РФ задумалось о том, каким образом подстраховать и себя, и
ин
остранных инвесторов в возможных будущих
сдел
ках, особенно в сфере стратегических отраслей,
имеющих
отношение к «оборонке» /22/.

Такая практика сложилась в силу ряда причин, прежде всеговсвязистем,чтогосударстводолжностоятьнастражеинтересовнациональных(отечественных)инвесторови
огражд
ать их от нежелательной иностранной конкуренции в определенных отраслях и сферах экономики. Что касается государств с развитой экономикой, то они стараются
защитить
отечественныхпроизводителейотиностраннойконкуренции
в
стратегическиважныхдляэкономикистраныотраслях(поэтомуставшийужетрадиционнымвпрактикемеждународного инвестированиятезисотом, чтовразвитыхстранахпрактически нет изъятий из национального режима или
они
очень незначительны, уже потерял свою актуальность). Если
говорить о государствах, экономика которых еще не достигла определенного
уровня развития (
так называемых развивающихся странах и
с
транах с переходной экономикой), то для
них ин
остранная конкуренция является нежелательной вследствиетого,что,например,вотраслях с передовойтехнологией
национ
альные инвесторы еще не в состоянии
на равных
конкурировать с
ин
остранными инвесторами. Наряду
с этим меры ограничительно
го характера могут применяться тогда, когда существует угроза монополизации отдельных
отраслей экономикииностраннымиинвесторами,чтоможетоказатьнегативноевоздействиенасостояниеконкурентоспособности в
цел
ом. Однако введение государством запрещения на приток иностранного капитала без достаточного экономического обоснования своих
действий расс
матривается действующими в этой области международными соглашениями
как нарушениеусловийонедискриминации /23/. Нотенденциякувеличению
числа за
конодательных актов, устанавливающих контроль за притоком иностранных инвестиций, сохраняется.

Про бизнес:  Интернет-инвестиции под проценты ежедневно: куда лучше вложиться, плюсы и минусы

ВРеспубликеКазахстантакжесделанапопыткаеслине установитьконтроль,то,покрайнеймере,изучитьтеиностранные
ин
вестиции, которые вкладываются в стратегические отрасли экономики. В
со
ответствии с Законом РК от 4 ноября 2003 года № 490-II «О государственном мониторинге собственности в отраслях
э
кономики, имеющих стратегическое значение», к таким отраслям отнесены: добыча и переработка топливно-энергетических полезных ископаемых
гля, нефти, газа, урана и металлических руд), машиностроение, химическая промышленность, транспорт и связь,
произ
водство и распределение электроэнергии,а также отрасли, производящие продукцию
военно-промышленного назначения
(пун
кт3ст. 1) /24/. Однаконаданномэтапеединственнаясфера экономики из имеющих стратегически важное значение,
в
которойнашегосударствочеткообозначилосвоипозиции,это недропользование. В результате появились
новые инсти
туты законодательстваонедрахинедропользованииприоритетное
пра
во государства на приобретение права недропользования
(для сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны во вновьзаключаемых, а также ранее заключенных контрактах на недропользование, за исключением контрактов по
п
одземным водам и общераспространенным
п
олезным ископаемым, государство имеет
приоритетн
ое право перед другой стороной контракта или
участни
ками юридического лица,обладающегоправомнедропользования,идругимилицами наприобретениеотчуждаемогопо возмезднымибезвозмездным основаниям права недропользования (его части) и (или) объектов,связанныхсправомнедропользования(п. 2ст. 12Закона о недрах и недропользовании) и преимущественное право наприобретениеполезныхископаемыхперед всемидругими участниками гражданского оборота (РК имеет преимущественное перед другимилицамиправонаприобретение
п
олезных ископаемых недропользователя по
ценам, не превышающим цены,
применяемыенедропользователемприсовершениисделок с соответствующими
п
олезными ископаемыми, сложившиеся на дату совершения сделки, за вычетом транспортных расходов и
з
атрат на реализацию)
(п. 1 с
т. 12 Закона о недрах и
н
едропользовании) /25/.

Нарядусэтимзаконодательотказалсяотпредоставления инвестиционныхналоговыхльготс1января2009года,смомента введения в
действие но
вого Налогового кодекса РК, они были исключены из перечня инвестиционных преференций /26/(закрепленных в п. 1 ст. 13 Закона РК об инвестициях), при этом
действие с
т. 123 Налогового кодекса «Инвестиционные
н
алоговыепреференции»приостановлено до
1 ян
варя 2022 года. Однако в сложившихся
условиях пре
одоления негативных последствиймировогофинансовогокризисатакоерешениебыло весьма преждевременным и привело к снижению
инв
естиционнойактивности,чтопобудилозаконодателяопятьрасширитьперечень
инв
естиционныхпреференцийза счет
вкл
ючениявнего льгот по
земельн
ому налогу и
н
алогу на имущество для юридических лиц, реализующих
инв
естиционные стратегические проекты, и промышленные
ль
готы для юридических
лиц,
реализующихинвестиционныестратегическиепроектывнаселенныхпунктахснизкимуровнемсоциально-экономического развития /27/.

Таким образом, в результате
пров
едения инвестиционной политики, направленной
на уравни
вание в правовом положении иностранных и
нацио
нальных инвесторов и стимулированиеотечественныхтоваропроизводителей,необходимость вспециальном законодательстве
об ин
остранныхинвестициях отпадает. Но это не означает, что не будет правовых основ дляпривлеченияиреализацииинвестиционныхпроектовиностранными
инв
есторами. С принятием единого инвестиционного закона
заклады
ваются основные
н
ачала осуществления
инв
естиционной деятельности независимо от принадлежности инвестора к тому или
ин
ому государству, а
надлежащее пра
вовое регулирование иностранных
инв
естиций всегда останется важным и значимым в деле создания в странах
СНГ разви
той экономики
и их д
альнейшей интеграции в мировое экономическое пространство.

Литература

1. Закон СССР
«Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР» от
10.12.1990 г. Ведомости Верховного Совета
СССР. 1990. № 51. Ст. 1109.

2. Закон КазССР
«Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» от
07.12.1990 г. № 383-XII. Ведомости Верховного Совета
Казахской ССР. 1990. № 50. Ст. 473. (Утратил силу
в соответствии с постановлением Верховного Совета РК от
27.12.1994 г. № 267-XIII).

3. Закон
Казахской ССР «Об инвестиционной деятельности в Казахской ССР» от
10.06.1991 г. № 653-XII. Ведомости Верховного Совета
Казахской ССР. 1991. № 24. Ст. 280. (Утратил силу
в соответствии с Законом РК от 28.02.1997 г. № 76-I).

4. Закон
Литовской Республики от 29 декабря 1990 г. № 1-906 «Об
иностранных инвестициях в Литовской Республике». Ведомости Верховного
совета и Правительства Литовской
Республики. 1991. № 2. Ст. 38.

5. Указ Президента
СССР «Об иностранных инвестициях в СССР» от 26.10.1990 г. Собрание
постановлений Правительства
СССР. 1990. Отд. 1. № 8. Ст. 35.

6. Баратова
М.А. Инвестиционные споры: понятие, виды, способы
разрешения. Законодательство. 1998. № 4. С. 66-67.

7. Закон РК «Об
иностранных инвестициях» от 27.12.1994 г. № 266-
XIII. Казахстанская правда. 1994. № 206
(21702). (Утратил силу в соответствии с Законом РК от
08.01.2003 г. № 373-II).

8. Закон РК «О
государственной поддержке прямых инвестиций» от
28.02.1997 г. № 75-I. Казахстанская
правда. 1997. № 50 (22300). (Утратил силу в соответствии с
Законом РК от 08.01.2003 г. № 373-II).

9. Собрание
законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.

10. Там
же. № 10. Ст. 1163.

11. Там
же. № 28. Ст. 3493.

12. Гущин
В.В. Инвестиционное право. Учебник. В.В. Гущин,
А.А. Овчинников. М.: Эксмо, 2006. С. 125.

13. Самарходжаев
Б.Б. Инвестиции в Республике Узбекистан (международно-частноправовой
аспект). Ташкент, 2003. С. 189-208.

14. Самарходжаев
Б.Б. Указ. соч. С. 208-218.

15. Самарходжаев
Б.Б. Указ. соч. С. 203-204.

16. Ранее
аналогичными законами был установлен специальный режим инвестиционной
деятельности на территориях Луганской и Донецкой области.

17. Инвестиционный
кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 г. Национальный реестр
правовых актов Республики
Беларусь. 2001. № 62. Ст. 62. 2/780.

18. Закон РК
«Об инвестициях» от 08.01.2003 г. № 373-II.

19. Закон КР
«Об инвестициях в Кыргызской Республике» от
27.03.2003 г. № 66. Эркин-Тоо. 2003, 4
апр. № 24.

20. Бозоров
Р.Б. Инвестиционное право. Учебник. Душанбе: ТГНУ,
2008. С. 38.

21. Закон РК «О
национальной безопасности Республики Казахстан» от
26.06.1998 г. № 233-1. Казахстанская правда. 1998, 30
июня. № 125 (22597).

22. Инвестиции. Еженедельник
промышленного роста. 2007, 5-11 февраля. № 3 (46). https://www.minprom.gov.ru. С. 8.

23. Доронина
Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций. Постановка
проблем и варианты
решения. Дисс. … докт. юрид. наук. М.,
1996. С. 124.

24. Закон РК «О
государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих
стратегическое значение» от
04.11.2003 г. № 490-I. Казахстанская правда. 2003, 7
ноября. № 318-319.

25. Приоритетное
право государства на приобретение права недропользования было введено в
результате внесения 1 декабря 2004 г. ряда изменений в ранее
действовавший Закон «О недрах и недропользовании» от 27 января
1996 г. № 2828. В новом Законе РК «О недрах и
недропользовании» от 24 июня 2022 г. № 291-IV этот институт
также нашел свое закрепление наряду с институтом преимущественной покупки.

26. Кодекс РК
«О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс) от
10.12.2008 г. № 99-IV ЗРК. www.online.prg.kz.

27. Внесены в
соответствии с Законом РК от 20.02.2022 г. № 567-IV.

Оцените статью
Бизнес Болика