Инвестиционное законодательство стран снг: история становления и перспективы развития /с. мороз/
В странах СНГ становление инвестиционного законодательства
началось еще в период существования СССР и захватило процесс распада Союза и
образования независимых и суверенных государств. Доктор юридических наук,
профессор Каспийского общественного университета С. Мороз анализирует.
Законы «Основы законодательства об инвестиционной
деятельности в СССР» от 10 декабря 1990 года /1/ и «Основы
законодательства Союза ССР об иностранных инвестициях» от 5 июля 1991 года
предоставили республикам право применять свое законодательство об
инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях, если оно не
противоречило союзной конституции и действующему законодательству (в советском
государстве, несмотря на федеративное государственное устройство, нормы союзных
законов воспроизводились в республиканских законах без каких-либо изменений).
В КазахскойССРЗаконобиностранныхинвестицияхбылпринят 7декабря1990года /2/,аЗаконобинвестиционнойдеятельности — 10 июня
1991 года /3/;в РСФСР Закон об инвестиционной деятельности был принят
26 июня 1991 года, а Закон об иностранныхинвестициях—4июля1991года;вБелорусскойССР—Закон об
инвестиционнойдеятельности — 29
мая 1991 года, а
Закон об иностранныхинвестициях—14ноября1991года;вУкраине—Закон о защите иностранных
инвестиций — 10 сентября
1991 года, Закон об
инвестиционнойдеятельности — 18
сентября 1991 года, Законобиностранныхинвестициях—13марта1992года;Закон оГосударственнойпрограммепоощренияиностранныхинвестицийвУкраине—17декабря1993года;вКыргызстане—Закон об
иностранных инвестициях
— 28 июня 1991 года; в Таджикистане—Законобиностранныхинвестициях—10марта1992года ит.д. Здесь следует особо подчеркнуть
тот факт, что ЗаконКазахской ССР об иностранных
инвестициях был принят за семь месяцев до
принятияОснов законодательства об иностранных инвестициях
и является первым законодательным
актом в этой области (только Закон Литовской Республики об иностранных инвестицияхбылпринят29декабря1990года /4/ианалогичный
ЗаконРСФСР—на одинденьраньшеобщесоюзногозакона,аостальные законы бывших союзных республик — уже после введениявдействиеоснов). ВЗаконе КазахскойССРобиностранных
инвестициях нашли отражение положения Закона «О
собственностивСССР»от6марта1990года,УказаПрезидентаСССР
«ОбиностранныхинвестицияхвСССР»от26октября1990года /5/, и впервые среди
союзных республик
было заявлено о переходе от экономики закрытого типа к рыночным отношениям
и о готовности республики
участвовать в
международных инвестиционных
отношениях.
Характеризуя основные
положения
первых законов об иностранных инвестициях бывших союзных республик, вставших на путь обретения независимости, можно отметить
то, что они носили в большей степени декларативный характер
и немногим отличались друг от друга, но
в их принятии былиипозитивныемоменты:во-первых,этобылиакты,законодательно
закрепившие уже сложившиеся в республиках отношения
с участием иностранных инвесторов; во-вторых,
эти законодательные акты определяли порядок привлечения
иностранных инвестиций в национальную экономику и, в целом, способствовали притоку иностранного капитала; в-третьих, впервые иностранным
инвесторам предоставлялись гарантии осуществленияимидеятельности(вотличие,например,отзаконодательных
актов 20-х годов, когда
советское государство допускалопривлечениеиностранногокапитала,нонебралона себя никаких обязательств
по его безопасности и сохранности. Проведенная
двойная национализация иностранной частной собственности сначала в
1917 году, а затем после НЭПа
была хорошо известна за рубежом и не внушала особого
доверия к постсоветским государствам. Целый
ряд достаточно
известных и действующих в наше время зарубежных
фирм (швейцарские фирмы «Сандоз», «Хофман-ля-Рош»,
французская «Креди Лионе» и др.) в 20-40-х годах лишились своей собственности в
СССР без какой-либо
компенсации, кроме
того,досрочное расторжениев30-хгодах прошлогостолетия концессионныхсоглашенийстакимикомпаниями, как«Лена Голдфилдс», «Тетюхе Майнингкорпорейшн»привело к возбуждениюарбитражныхисудебныхдел,окончившихсябезрезультатнодляиностранныхинвесторов /6/. Поэтомувключение
раздела,посвященногогарантияминостранныминвестициям,
увеличило интерес со стороны потенциальных инвесторов и существенно повлияло на их активность.
Всередине90-хгодовначался новыйпериод вразвитии инвестиционного законодательства стран СНГ, который был обусловлен необходимостью предоставления иностранным инвесторам дополнительных
гарантий и льгот, что проявилось в принятииновых законов
об иностранных инвестицияхлибововнесениисущественныхизмененийидополнений
в действующие законы. По первому пути пошли Республика Узбекистан (5 мая 1994 года был принят Закон об иностранных
инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов); Республика Армения (31 июля 1994 года был принятновыйЗаконобиностранныхинвестициях);Республика Казахстан (27 декабря 1994 года был
принят новый Закон об иностранных инвестициях); Украина (19 марта 1996 года был
принятЗаконорежимеиностранногоинвестирования)идр.,а по второму — Российская Федерация
и ряд других стран СНГ.
Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 года содержал нормы,
закреплявшие предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям; целого комплексагарантий,предоставляемыхиностранныминвестициям (от изменения законодательства, от экспроприации, от незаконных
действий государственных
органов и должностных лиц и др.); а также возможность установления
дополни- тельных льгот для
иностранных инвестиций в приоритетных секторах экономики и социальной сфере (ст. ст. 4-13) /7/.
В конце 90-х годов ХХ в. начался процессе переосмысленияинвестиционнойполитикивстранахСНГ:отпринципа «иностранныеинвестициилюбойценой»перешликпринципу избирательнойподдержкииностранныхинвестиций—только прямых иностранных инвестиций (или инвестиций в форме капитальныхвложений),приэтомвряде
случаев —прямых инвестиций в отдельные секторы экономики
(получивших название приоритетных).
ВРеспубликеКазахстан28февраля1997годабылпринят Закон РК «О государственной поддержке прямых инвестиций» /8/,
которымопределялисьтакиеосновныезадачи,как внедрение новых технологий, передовой техники и ноу-хау; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарамииуслугами;государственнаяподдержкаистимулирование отечественныхпроизводителей;развитиеэкспортоориентированных и импортозамещающих
производств; создание новых рабочихмест;улучшениеокружающейприроднойсредыи т.п. Значимость Закона о государственной поддержке прямых инвестиций состоит в том,
что инвестиционное законодательство РК перешло на качественно новую ступень в своем
развитии: до принятия Закона о прямых инвестициях инвестиционная
политика государства была
направлена на увеличение иностранных
инвестиций и создание для них правового режима более чем
наиболее благоприятного. В конечном счете эффективность иностранных инвестиций была минимальной вследствие того, что, в основном,
они вкладывались в
недропользование, что не могло оказать ощутимого влияния на развитие экономики страны и приводило только к
усилению экспансии недр иностранными инвесторами. Как следствие,
наряду с принятием Закона о прямых инвестициях были внесены серьезные изменения
и дополнения в текст Закона об иностранных инвестициях. Среди причин, послуживших основаниемдляэтого,можноназватьимевшиеместонатот момент
многомиллионные убытки, понесенные государством по договорам, заключенным национальными инвесторами с
иностранными инвесторамиподправительственные
гарантии в силу нарушения договорных обязательств казахстанской стороной.
В Российской Федерации 25 февраля 1999 года был принят Закон «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,осуществляемойвформекапитальныхвложений» /9/ 5 марта 1999 года — Закон «О защите
прав и законных интересовинвесторовнарынкеценныхбумаг» /10/, а9июля1999 года — новый Закон «Об иностранных инвестициях в РоссийскойФедерации» /11/,
заложившийпринципсоответствияроссийского законодательства международным инвестиционным обязательствам /12/. ВРеспубликеУзбекистан30апреля1998 годабылипринятыдвановыхзаконавзаменранеедействовавшего Закона об иностранных инвестициях — Закон «Об иностранных инвестициях» и Закон «О гарантиях
и мерах защиты прав иностранных инвесторов» /13/,а 24 декабря 1998 года — новыйЗакон«Обинвестиционнойдеятельности» /14/. Вкачестве дополнительных мер
защиты иностранным инвесторам, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики,
обеспечивающих
устойчивыйэкономический рост, реализующим
инвестиционныепроекты, обеспечивающие
укрепление и расширение экспортного потенциала республики,атакжепроектывсферемалогоисреднегопредпринимательства, направленных на переработку сырья
и материалов,
производство потребительских
товаров и услуг, обеспечение занятости населения,
оказывается содействие в финансированиипроектов,создаются специальныеналоговыйиплатежный режимы и т.п. /15/.
ВУкраине18ноября2003годабылипринятыЗакон«Оспециальном режиме инвестиционнойдеятельности на
территориигородаШосткиСумскойобласти»иЗакон«Оспециальном режиме инвестиционной деятельности на
территориях приоритетногоразвитияЧерниговскойобласти»,всоответствии с которыми был введен специальный
режим инвестиционной деятельностиотносительнореализацииинвестиционныхпроектов в
приоритетных видах экономической
деятельности на территории города Шостки Сумской области и на территории Черниговской области
до 1 января 2030 года /16/.
СледующимшагомнапутисовершенствованияинвестиционногозаконодательствавстранахСНГсталопринятиеновых
инвестиционныхзаконов,установившихединыйправовойрежим для иностранных и
национальных инвесторов. В Республике Беларусь 22 июня 2001 года был принят ИнвестиционныйкодексРеспубликиБеларусь /17/, который вступилвсилу9октября2001года. ВРеспубликеКазахстан 8 января 2003 года был принят Закон РК «Об инвестициях» /18/;вКыргызскойРеспублике27марта2003года — «ОбинвестицияхвКыргызскойРеспублике»/19/;
ав Республике Таджикистан 12 мая 2007 года — Закон РТ «Об инвестиции»/20/. Всеэтизаконыобъединяетто,чтоониликвидировали различия
между иностранными и национальными инвесторами и закрепили
принцип равенства инвесторов как субъектов инвестиционной
деятельности. Однако, несмотря наположительныемоменты,естьинегативные. Вчастности, в Законе РК об инвестициях перечень гарантий по сравнению с ранее установленным в отношении иностранных инвесторов уменьшился вдвое, а отдельные из них, например, гарантии от изменения законодательства, претерпели
серьезнуютрансформацию—исходяиззаконодательнойтрактовки, гарантии стабильности условий договоров не распространяются на изменения в законодательные акты, вносимые в целях обеспечения национальной и экологической безопасности,здравоохраненияинравственности(пп. 2п. 3ст. 4Закона РКобинвестициях). Так,законодательствомонациональной безопасности устанавливается, что в целях защиты национальных интересов РК, в том числе сохранения
и укрепления промышленного потенциала государство с соблюдением гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам, осуществляет контроль за состоянием и использованием объектов экономики Казахстана, находящихся в управлении и собственности иностранных организаций или организаций с иностраннымучастием /21/. Нарядусэтим предусматривается, что не допускается заключение международных договоров, способныхнанестиущербнациональнойбезопасности, ведущихкутратегосударственнойнезависимостиРКисужающих сферусуверенныхправРК.
На наш взгляд, изъятия ограничительного характера из национального режима в отношении иностранных инвестиций могут
применяться только врамках международных договоров (соглашений) либо в законодательном
порядке. Полагаем, чтововсехостальныхслучаях использованиеограничительных
мер к деятельности иностранных инвесторов вряд ли возможно. Зарубежный
опыт показывает, что предоставление различных льгот и установление определенных ограничений дляиностранныхинвестицийширокопрактикуютсявстранах с развитойэкономикой,идля этого вовсе не обязательноналичие специального акта в этой сфере. Поэтому мы считаем, что отмена Закона об иностранных инвестициях не может автоматическипривестикуравниваниюправовыхрежимовиностранных и национальных инвестиций в
силу объективно существующихразличиймеждуиностраннойчастнойсобственностьюичастнойсобственностьюфизическихиюридических лиц
принимающего государства. Изучение опыта зарубежных государств
подтверждает, что сохранение различий вполне сочетается с установлением
общего национального режима для иностранных инвестиций, и это прежде всего в
интересах принимающего государства, которое стремится к сохранению экономической и политической независимости, а такжектому,чтобыстимулироватьотечественныхинвесторов. В
качестве
примера специального правового регулирования иностранных инвестиций, осуществляемых
в стратегически важных отраслях экономики в странах СНГ,
можно привести Федеральныйзаконот29апреля2008года№ 57-ФЗ«Опорядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества,имеющиестратегическоезначениедляобеспечения
обороны страны и безопасности государства», в соответствии с которымбыли установленыизъятияограничительногохарактера в целях обеспечения обороны страны и безопасности государствадляиностранныхинвесторовидлягруппылиц, в
которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и
(или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над
указанными хозяйственными обществами (ст. 1).
В целом установление ограничений для иностранных
инвесторовполучает все большее распространениевмировой практике впоследнее
время, носреди стран СНГпервойна этотпутьвсталаРоссийскаяФедерация,когдаустановиларазрешительныйпорядокдляиностранныхинвестиций,осуществляемых
в стратегически важных отраслях экономики. Разработка законопроекта об ограничении доступа нерезидентов в стратегические отрасли экономики
была начата
Правительством РФ с 2005 года. Поводом послужила история покупки концерном «Siemens»российских«Силовыхмашин»(Федеральная антимонопольная служба отказала
немецкой компании «Siemens», которая намеревалась приобрести акции «Силовых машин»—крупнейшеговРоссиипредприятия,выпускающего энергетическое оборудование),
именно после этого неприятного инцидента
Правительство РФ задумалось о том, каким образом подстраховать и себя, и
иностранных инвесторов в возможных будущих
сделках, особенно в сфере стратегических отраслей,
имеющих отношение к «оборонке» /22/.
Такая практика сложилась в силу ряда причин, прежде всеговсвязистем,чтогосударстводолжностоятьнастражеинтересовнациональных(отечественных)инвесторови
ограждать их от нежелательной иностранной конкуренции в определенных отраслях и сферах экономики. Что касается государств с развитой экономикой, то они стараются
защитить отечественныхпроизводителейотиностраннойконкуренции
встратегическиважныхдляэкономикистраныотраслях(поэтомуставшийужетрадиционнымвпрактикемеждународного инвестированиятезисотом, чтовразвитыхстранахпрактически нет изъятий из национального режима или
они очень незначительны, уже потерял свою актуальность). Если
говорить о государствах, экономика которых еще не достигла определенного
уровня развития (так называемых развивающихся странах и
странах с переходной экономикой), то для
них иностранная конкуренция является нежелательной вследствиетого,что,например,вотраслях с передовойтехнологией
национальные инвесторы еще не в состоянии
на равных конкурировать с
иностранными инвесторами. Наряду
с этим меры ограничительного характера могут применяться тогда, когда существует угроза монополизации отдельных
отраслей экономикииностраннымиинвесторами,чтоможетоказатьнегативноевоздействиенасостояниеконкурентоспособности в
целом. Однако введение государством запрещения на приток иностранного капитала без достаточного экономического обоснования своих
действий рассматривается действующими в этой области международными соглашениями
как нарушениеусловийонедискриминации /23/. Нотенденциякувеличению
числа законодательных актов, устанавливающих контроль за притоком иностранных инвестиций, сохраняется.
ВРеспубликеКазахстантакжесделанапопыткаеслине установитьконтроль,то,покрайнеймере,изучитьтеиностранные
инвестиции, которые вкладываются в стратегические отрасли экономики. В
соответствии с Законом РК от 4 ноября 2003 года № 490-II «О государственном мониторинге собственности в отраслях
экономики, имеющих стратегическое значение», к таким отраслям отнесены: добыча и переработка топливно-энергетических полезных ископаемых
(угля, нефти, газа, урана и металлических руд), машиностроение, химическая промышленность, транспорт и связь,
производство и распределение электроэнергии,а также отрасли, производящие продукцию
военно-промышленного назначения
(пункт3ст. 1) /24/. Однаконаданномэтапеединственнаясфера экономики из имеющих стратегически важное значение,
в которойнашегосударствочеткообозначилосвоипозиции,—это недропользование. В результате появились
новые институты законодательстваонедрахинедропользовании— приоритетное
право государства на приобретение права недропользования(для сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны во вновьзаключаемых, а также ранее заключенных контрактах на недропользование, за исключением контрактов по
подземным водам и общераспространенным
полезным ископаемым, государство имеет
приоритетное право перед другой стороной контракта или
участниками юридического лица,обладающегоправомнедропользования,идругимилицами наприобретениеотчуждаемогопо возмезднымибезвозмездным основаниям права недропользования (его части) и (или) объектов,связанныхсправомнедропользования(п. 2ст. 12Закона о недрах и недропользовании) и преимущественное право наприобретениеполезныхископаемыхперед всемидругими участниками гражданского оборота (РК имеет преимущественное перед другимилицамиправонаприобретение
полезных ископаемых недропользователя по
ценам, не превышающим цены,применяемыенедропользователемприсовершениисделок с соответствующими
полезными ископаемыми, сложившиеся на дату совершения сделки, за вычетом транспортных расходов и
затрат на реализацию)
(п. 1 ст. 12 Закона о недрах и
недропользовании) /25/.
Нарядусэтимзаконодательотказалсяотпредоставления инвестиционныхналоговыхльгот—с1января2009года,смомента введения в
действие нового Налогового кодекса РК, они были исключены из перечня инвестиционных преференций /26/(закрепленных в п. 1 ст. 13 Закона РК об инвестициях), при этом
действие ст. 123 Налогового кодекса «Инвестиционные
налоговыепреференции»приостановлено до
1 января 2022 года. Однако в сложившихся
условиях преодоления негативных последствиймировогофинансовогокризисатакоерешениебыло весьма преждевременным и привело к снижению
инвестиционнойактивности,чтопобудилозаконодателяопятьрасширитьперечень
инвестиционныхпреференцийза счет
включениявнего льгот по
земельному налогу и
налогу на имущество для юридических лиц, реализующих
инвестиционные стратегические проекты, и промышленные
льготы для юридических
лиц,реализующихинвестиционныестратегическиепроектывнаселенныхпунктахснизкимуровнемсоциально-экономического развития /27/.
Таким образом, в результате
проведения инвестиционной политики, направленной
на уравнивание в правовом положении иностранных и
национальных инвесторов и стимулированиеотечественныхтоваропроизводителей,необходимость вспециальном законодательстве
об иностранныхинвестициях отпадает. Но это не означает, что не будет правовых основ дляпривлеченияиреализацииинвестиционныхпроектовиностранными
инвесторами. С принятием единого инвестиционного закона
закладываются основные
начала осуществления
инвестиционной деятельности независимо от принадлежности инвестора к тому или
иному государству, а
надлежащее правовое регулирование иностранных
инвестиций всегда останется важным и значимым в деле создания в странах
СНГ развитой экономики
и их дальнейшей интеграции в мировое экономическое пространство.
Литература
1. Закон СССР
«Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР» от
10.12.1990 г. Ведомости Верховного Совета
СССР. 1990. № 51. Ст. 1109.
2. Закон КазССР
«Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» от
07.12.1990 г. № 383-XII. Ведомости Верховного Совета
Казахской ССР. 1990. № 50. Ст. 473. (Утратил силу
в соответствии с постановлением Верховного Совета РК от
27.12.1994 г. № 267-XIII).
3. Закон
Казахской ССР «Об инвестиционной деятельности в Казахской ССР» от
10.06.1991 г. № 653-XII. Ведомости Верховного Совета
Казахской ССР. 1991. № 24. Ст. 280. (Утратил силу
в соответствии с Законом РК от 28.02.1997 г. № 76-I).
4. Закон
Литовской Республики от 29 декабря 1990 г. № 1-906 «Об
иностранных инвестициях в Литовской Республике». Ведомости Верховного
совета и Правительства Литовской
Республики. 1991. № 2. Ст. 38.
5. Указ Президента
СССР «Об иностранных инвестициях в СССР» от 26.10.1990 г. Собрание
постановлений Правительства
СССР. 1990. Отд. 1. № 8. Ст. 35.
6. Баратова
М.А. Инвестиционные споры: понятие, виды, способы
разрешения. Законодательство. 1998. № 4. С. 66-67.
7. Закон РК «Об
иностранных инвестициях» от 27.12.1994 г. № 266-
XIII. Казахстанская правда. 1994. № 206
(21702). (Утратил силу в соответствии с Законом РК от
08.01.2003 г. № 373-II).
8. Закон РК «О
государственной поддержке прямых инвестиций» от
28.02.1997 г. № 75-I. Казахстанская
правда. 1997. № 50 (22300). (Утратил силу в соответствии с
Законом РК от 08.01.2003 г. № 373-II).
9. Собрание
законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.
10. Там
же. № 10. Ст. 1163.
11. Там
же. № 28. Ст. 3493.
12. Гущин
В.В. Инвестиционное право. Учебник. В.В. Гущин,
А.А. Овчинников. М.: Эксмо, 2006. С. 125.
13. Самарходжаев
Б.Б. Инвестиции в Республике Узбекистан (международно-частноправовой
аспект). Ташкент, 2003. С. 189-208.
14. Самарходжаев
Б.Б. Указ. соч. С. 208-218.
15. Самарходжаев
Б.Б. Указ. соч. С. 203-204.
16. Ранее
аналогичными законами был установлен специальный режим инвестиционной
деятельности на территориях Луганской и Донецкой области.
17. Инвестиционный
кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 г. Национальный реестр
правовых актов Республики
Беларусь. 2001. № 62. Ст. 62. 2/780.
18. Закон РК
«Об инвестициях» от 08.01.2003 г. № 373-II.
19. Закон КР
«Об инвестициях в Кыргызской Республике» от
27.03.2003 г. № 66. Эркин-Тоо. 2003, 4
апр. № 24.
20. Бозоров
Р.Б. Инвестиционное право. Учебник. Душанбе: ТГНУ,
2008. С. 38.
21. Закон РК «О
национальной безопасности Республики Казахстан» от
26.06.1998 г. № 233-1. Казахстанская правда. 1998, 30
июня. № 125 (22597).
22. Инвестиции. Еженедельник
промышленного роста. 2007, 5-11 февраля. № 3 (46). https://www.minprom.gov.ru. С. 8.
23. Доронина
Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций. Постановка
проблем и варианты
решения. Дисс. … докт. юрид. наук. М.,
1996. С. 124.
24. Закон РК «О
государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих
стратегическое значение» от
04.11.2003 г. № 490-I. Казахстанская правда. 2003, 7
ноября. № 318-319.
25. Приоритетное
право государства на приобретение права недропользования было введено в
результате внесения 1 декабря 2004 г. ряда изменений в ранее
действовавший Закон «О недрах и недропользовании» от 27 января
1996 г. № 2828. В новом Законе РК «О недрах и
недропользовании» от 24 июня 2022 г. № 291-IV этот институт
также нашел свое закрепление наряду с институтом преимущественной покупки.
26. Кодекс РК
«О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс) от
10.12.2008 г. № 99-IV ЗРК. www.online.prg.kz.
27. Внесены в
соответствии с Законом РК от 20.02.2022 г. № 567-IV.