Обеспечение инновационного развития региональных АПК: проблемы и пути решения

Обеспечение инновационного развития региональных АПК: проблемы и пути решения Инвестиции

2022: минсельхоз рассчитывает утвердить программу «цифровое сельское хозяйство» на уровне правительства рф

До конца 2022 года Минсельхоз рассчитывает утвердить на уровне правительства программу «Цифровое сельское хозяйство» для ее включения в программу «Цифровая экономика». Об этом TAdviser на конференции ЦИПР в июне 2022 года рассказал Игорь Козубенко, директор департамента развития и управления государственных и информационных ресурсов Минсельхоза.

По его словам, в июне ведомство вышло в правительство с этой инициативой, и теперь стоит задача защитить мероприятия и бюджеты новой программы.

В какую сумму оценена реализация «Цифрового сельского хозяйства», Козубенко отказался уточнить TAdviser. Исходя из цифр, которые он озвучил в рамках своего выступления на ЦИПР, она может исчисляться сотнями миллиардов рублей. Так, привел он данные, объем рынка ИТ в агропромышленном комплексе за 2022 год составил 360 млрд рублей. Источник этой оценки он не обозначил.

Предлагаемая программа рассчитана на 6 лет — до 2024 года. Она включает множество мероприятий. В их числе такие «основополагающие мероприятия» как построение «серьезной инфраструктуры» на сельскохозяйственных территориях. «По статистике», на 20% таких территорий в России есть 3G. Это катастрофически мало, отметил Игорь Козубенко. При этом на многих территориях связи нет вообще, добавил он.

Необходимо обеспечить качественным сигналом комбайны, трактора и другую технику. Поэтому Минсельхоз предложил правительству «амбициозную задачу» совместно с Минпромторгом, Минкомсвязи, «Ростелекомом» и другими обеспечить хорошим покрытием сельхоз угодия, возможно, 5G, заявил Козубенко.

Также, по словам представителя Минсельхоза, ведомство предложило правительству пересмотреть схемы господдержки и субсидирования информатизации отрасли:

Представитель Минсельхоза добавил, что реализация всего этого сначала требует аудита того, что уже сейчас есть. Для этого в Минсельхозе был создан «мощный аналитический центр», который ведомство рассматривает как базу для сбора тех технологий, которые эффективно работают, и продвижения этих технологий в отрасль, обучения специалистов и многого другого.

В числе существующих проблем в области ИТ в агропромышленном комплексе Игорь Козубенко отметил острую нехватку кадров: специалистов не хватает, ИТ-специалист сегодня получает зарплату больше, чем главный агроном. Другая проблема — зависимость от импортных технологий. В Минсельхозе подсчитали, что порядка 95% технологий в сельском хозяйстве — зарубежные.

2020: почти половина российских фермеров бойкотирует внедрение автоматизированных агротех-решений

Аналитики компании по мониторингу состояния растений на базе ИИFermata провели исследование и выяснили, что почти 48% российских фермеров решили не внедрять автоматизированные агротех-решения даже после увольнения сотрудников во время пандемии.

Эксперты выяснили, что во время пандемии самой острой проблемой для 37,5% опрошенных стало снижение объёмов поставок. 32,3% респондентов выделили сокращение рабочих мест как ключевую сложность, для 23,5% наиболее критичными оказались логистические проблемы.

Из-за ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, оборот 69% компаний снизился в несколько раз. 24% предприятий сохранили прежние показатели выручки, и только 7% опрошенных удалось их увеличить.

Во время пандемии 45% фермеров не стали сокращать своих сотрудников, при этом 15% предприятий уволили до 50% штата. Несмотря на увольнения, 48% респондентов решили не внедрять автоматизированные агротех-решения, 25% планируют добавить новые технологии во внутренние процессы. При этом 20% фермеров уже пользуются инновационными решениями – драйвером для их внедрения стала пандемия.

По данным экспертов Всемирного банка, чтобы поддержать российский агросектор в период пандемии, государство увеличило отсрочки по уплате налогов и снизило кредитные ставки, но новые технологические решения не были представлены.

По результатам анкетирования, 55% респондентов внедрили дезинфекционные системы из-за санитарно-эпидемиологических требований, 27% опрошенных начали использовать удалённый мониторинг для дистанционного управления процессами, а пропускные системы стали частью всего 10% предприятий.

50 млрд рублей на цифровые двойники, ии и дроны. минсельхоз представил программу цифровизации агропрома

В начале октября 2021 года стало известно о разработанной Министерством сельского хозяйства РФ программе цифровизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса РФ до 2030 года.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на этот документ, в нём говорится о внедрении в отрасли цифровых двойников, искусственного интеллекта, интернета вещей, беспилотных летательных аппаратов, технологий дистанционного зондирования Земли.

В документе поясняется, что технологии прогнозирования позволят строить предиктивные модели урожайности и вероятности заболеваний животных, использование роботов и беспилотников упростит производственные процессы, а решения в области дистанционного зондирования земли — сбор данных о сельхозземлях и их использовании по назначению.

В Минсельхозе сообщили изданию, что цифровая трансформация сельского хозяйства направлена на «повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение полноты и достоверности данных о ситуации в отрасли и на продовольственном рынке, снижение себестоимости продукции и стоимости входа в агробизнес новых сельхозпроизводителей».

Партнер PwC в России Михаил Фролов отметил, что наиболее активно внедрением цифровых решений занимаются крупные агропромышленные холдинги, располагающие достаточными ресурсами. По словам эксперта, в земледелии компании активно внедряют ERP, технологии спутникового позиционирования, системы мониторинга техники, оцифровывание полей и дроны.[1]

Государственная поддержка инновационной деятельности апк в ростовской области

В целях стимулирования инновационного развития агропромышленного комплекса Ростовской области осуществляется государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в области внедрения инновационных проектов в виде предоставления субсидий.

В Ростовской области, как аграрном регионе страны и одном из лидеров по валовому производству продукции сельского хозяйства, имеется мощный научный и кадровый потенциал в сельском хозяйстве:

  • 8 научно-исследовательских институтов;
  • 3 высших учебных заведения;
  • 5 средних учебных заведений;
  • 2 института повышения квалификации;
  • 1 межрегиональный учебный центр;
  • 2 опытные станции.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области проводится работа по содействию инновационному развитию агропромышленного комплекс. Оказывается также финансовая поддержка Сельхозтоваропроизводителям, осуществляющих затраты на инновационную деятельность, оказывается финансовая поддержка.

В областном бюджете предусмотрены средства на выплату  субсидий на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции. При этом под инновационным проектом понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции.

Одним из мероприятий в рамках работы по активизации инновационной активности в аграрном секторе региона является ежегодный конкурс «Лучшая инновационная разработка в агропромышленном комплексе Ростовской области», проводимый среди молодых ученых государственных аграрных образовательных и научных учреждений.

Несмотря на предпринимаемые усилия и  высокий научно-технический потенциал, Ростовская область характеризуется недостаточным уровнем реализации инноваций, проявляющемся как в незначительном количестве инновационно активных предприятий, так и в низкой доле инновационной продукции в общем объеме производства.

В Концепции развития АПК Ростовской области отмечается низкий уровень внедряемости существующих инновационных проектов и разработок. Причиной этого является недостаточная отработанность механизмов трансформации научных идей в технологии и продукты, позволяющей концентрировать инвестиционные и интеллектуальные ресурсы на прорывных направлениях.

Проблема внедрения инновационных разработок состоит также в низкой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей, а также консерватизма селян. В Концепции предлагается для успешного инновационного развития регионального АПК сочетать меры государственной поддержки, направленные на стимулирование предложений по внедрению инноваций, с мерами, пропагандирующими инновационное технологическое развитие отрасли [2].

Про бизнес:  Статья 6. Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства | ГАРАНТ

Из общего числа завершенных, принятых и рекомендованных к внедрению прикладных научно-технических разработок в сфере АПК реализуются всего 2-3%. Крайне низкая инновационная активность в АПК обусловлена целым рядом факторов:

  • отсутствие тесного взаимодействия государства и частного бизнеса;
  • низкий уровень затрат на аграрную науку;
  • низкие инвестиционные возможности сельхозтоваропроизводителей;
  • слабая подготовленность специалистов и недостаточная мотивация работников для освоения инноваций и др.

По экспертным оценкам в современной России внутренние факторы формируют одну треть инновационных рисков, а внешние – две третьих. В стабильных рыночных условиях это соотношение противоположное.

В качестве негативных факторов, сдерживающих инновационное развитие российского АПК, также следует отметить:

  • высокий уровень рисков инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства;
  • ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характеры высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20 министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК);
  • инертность бизнесменов, занятых в АПК, особенно среди мелких производителей, фермеров.

Слабым звеном в формировании эффективного инновационного развития АПК является изучение спроса на инновации. Маркетинг не стал еще неотъемлемым элементом формирования заказов на научные исследования и разработки. Как правило, при отборе проектов не проводится глубокая экономическая экспертиза, не оцениваются показатели эффективности и рисков, не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производстве. Это приводит к тому, что многие инновационные разработки не становятся инновационным продуктом.

Существенным фактором, сдерживающим инновационную деятельность в сельском хозяйстве, является также то, что использование нововведений носит сезонный характер. То же самое в большинстве случаев относится к рынку сбыта продукции и получению прибыли. Эти особенности могут являться препятствием для самофинансирования инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий, инвестирующих свои средства в дорогостоящие проекты и новейшие технологии, приобретаемые по импорту.

Особенностью АПК Ростовской области является преимущественно мелкотоварный тип производства. Зачастую экономическая и правовая безграмотность не позволяет фермерам использовать предлагаемые механизмы стабилизации бизнеса на основе внедрения инновационных проектов. Это также тормозит инновационное развитие отрасли.

К основным проблемам внедрения инновационных разработок можно отнести низкую платежеспособность сельхозтоваропроизводителей, а также консерватизм селян.

«Отсутствие заинтересованности частного сектора является одним из основных «узких мест» российской инновационной системы, пишет член-корр. РАН Н.А. Иванова, необходимо расширять косвенную поддержку инновационной деятельности, включая освобождение инновационных предприятий от налога на добавленную стоимость, импортных пошлин, налога на имущество и т.д.».

Финансовая мотивация к инновациям, безусловно, может дать определенный эффект, возможно даже в среднесрочной перспективе, однако не всегда сможет породить заинтересованность предприятий к инновационной активности, особенно если она не сулит значительных материальных выгод.

Камень преткновения, по нашему мнению, находится в том, что сегодня еще сохраняются значительные возможности заработать деньги без инноваций, без промышленного и сельскохозяйственного производства, на основе купли- продажи. Без устранения мифа о том, что можно зарабатывать не работая, который сформировался в лихие 1990-е гг. прошлого века, внес существенные деформации в сознание ряда предпринимателей, многие из которых ориентированы в своей деятельности на поиск легких денег.

Как только станет понятно, что этого больше не будет, мы ожидаем, что такой период уже наступит в среднесрочной перспективе, можно ожидать разворот предпринимателей в сторону инноваций и инновационного развития своих предприятий, в сторону сельского хозяйства. Многие темы научных исследований в научно-исследовательских институтах не адаптированы к проблемам АПК региона.

Кроме того, на недостаточное использование, особенно малыми формами хозяйствования, в процессе производства новых технологий и техники, результатов научных исследований влияет низкая информированность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основное мероприятие «Обеспечение инновационного развития АПК» включает следующие расходы областного бюджета:

  • мероприятия на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • мероприятия на создание системы государственного информационного обеспечения (СГИО);
  • мероприятия на разработку системы ведения агропромышленного производства Ростовской области;
  • мероприятия на проведение конкурса «Лучшая инновационная разработка в агропромышленном комплексе Ростовской области»;
  • мероприятия на создание и сопровождение банка данных в сфере обеспечения плодородия почв;
  • мероприятия на поддержку развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
  • субсидия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и индивидуальных предпринимателей) на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции;
  • субсидия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на возмещение части затрат на подготовку и дополнительное профессиональное образование кадров.

Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства кузбасса, инн 4205299903

Контактная информация:

Реквизиты компании:

Виды деятельности:

Учредители:

Является или была в прошлом учредителем следующих организаций:

Регистрация в Пенсионном фонде Российской Федерации:

Регистрация в Фонде социального страхования Российской Федерации:

Данные реестра организаций госзакупок по 44-ФЗ:

Уникальный учетный номер01392000059
Код по Сводному реестру32220397
Идентификационный код (ИКО)24205299903420501001
Дата присвоения ИКО19.01.2022
Адрес650000, Российская Федерация, Кемеровская область — Кузбасс обл, , Кемерово г, , ПРОСПЕКТ СОВЕТСКИЙ, 63
Почтовый адресРоссийская Федерация, 650000, Кемеровская область — Кузбасс обл, Кемерово г, ПРОСПЕКТ СОВЕТСКИЙ, 63
Дата постановки организации на учет в налоговом органе08.12.2022
Полномочия
Контактное лицоОвсянникова Кира Вячеславовна
Адрес электронной почтыovsyannikova-kv@ako.ru
Телефон 7 (3842) 36-50-51
Факс 7 (3842) 36-50-51
Сайтhttp://keminvest.ru
Всего 23 закупок по 44-ФЗ на 43.275 млн. руб., последние:

2420529990320000002 от 28.09.2020 на 1140000 руб.
Оказание услуг по присвоению и поддержанию кредитного рейтинга Кемеровской области – Кузбасса и выпускаемым государственным ценным бумагам Кемеровской области – Кузбасса по национальной шкале
Поставщик: АКРА (АО) ИНН: 9705055855 КПП: 770501001 ОКПО: 52600956адрес: 115035, Москва, Садовническая набережная, дом 75, подъезд F2, 4 этаж
контактное лицо: Леева Марина Станиславовна
e-mail: marina.leeva@acra-ratings.ru
телефон:

2420529990319000006 от 23.08.2022 на 630000 руб.
Оказание услуг по присвоению и поддержанию рейтинга Кемеровской области – Кузбасса и выпускаемым государственным ценным бумагам Кемеровской области – Кузбасса по национальной шкале
Поставщик: АКРА (АО) ИНН: 9705055855 КПП: 770501001 ОКПО: 52600956адрес: 115035, Москва, Садовническая набережная, дом 75, подъезд F2, 4 этаж
e-mail: info@acra-ratings.ru
телефон: 7 (495) 139-04-80

2420529990319000005 от 07.08.2022 на 705000 руб.
Оказание услуг по созданию и трансляции в эфире телевизионного канала цикла информационно-познавательных передач о становлении и развитии малого, среднего и крупного бизнеса, а также инновационных проектов в Кемеровской области под названием «История успешного бизнеса»
Поставщик: ГП КО ГТРК «КУЗБАСС» ИНН: 4205022034 КПП: 420501001 ОКПО: 57619989адрес: 650036, ОБЛ КЕМЕРОВСКАЯ 42, Г КЕМЕРОВО, УЛ ТЕЛЕЦЕНТР, 7, пом. 3
контактное лицо: Смирнов Александр Михайлович
e-mail: info@kuzbasstv.ru
телефон: 7 (3842) 54-54-58

Смотреть все закупки по 44-ФЗ

Госзакупки по 223-ФЗ не найдены

Коммуникационные технологии для agro iot

Компания J’son & Partners Consulting представила в 2022 году результаты исследования «Коммуникационные технологии для интернета вещей в сельском хозяйстве (Agro IoT) и роль операторов связи». По мнению экспертов J’son &

Про бизнес:  Отзывы о книге «Руководство богатого папы по инвестированию», рецензии на книгу Роберта Кийосаки, рейтинг в библиотеке ЛитРес

Partners Consulting, решения интернета вещей (IoT) для сельского хозяйства являются перспективным рынком для телеком-операторов в процессе поиска новых бизнес-моделей в рамках цифровой трансформации бизнесов.[7]

Экосистема Agro IoT и роль операторов связи в ней

В России формирование экосистемы Agro IoT находится на ранней стадии. В основном ее элементы зарождаются в крупных агропромышленных комплексах с частным капиталом и государственной поддержкой. В то же время, в мире развиваются решения для небольших фермерских хозяйств и частных садоводов-любителей.

При этом роль операторов связи в этой экосистеме не ограничивается лишь предоставлением услуг связи для подключения разнообразных датчиков для сбора информации о погоде, влажности почты и пр. Операторы активно участвуют в сегменте AIoT, предлагая специализированное беспроводное оборудование, сенсоры и датчики, аналитические платформы и платформы по управлению SIM-картами, решения для диагностики устройств M2M/IoT и пр.

Таким образом, функции операторов как провайдеров телеком-сервисов (connectivity) в экосистеме IoT значительно расширяются — фактически они становятся ключевым звеном, обеспечивающим доступность приложений и безопасность их использования. При этом сотрудничество и интеграция с полномасштабными платформами IoT дает оператору выход на новые рынки и новых заказчиков.

Интернет вещей (в частности, AIoT) постепенно становится и операторским бизнесом, представляя собой классический образец дополнительных услуг с добавленной стоимостью (VAS). Зарубежные операторы в целом больше склонны приобретать услуги у специализированных провайдеров и перепродавать их потребителям под своим брендом.

Что касается отечественных операторов, МТС, по данным J’son & Partners Consulting, занимает сильные позиции в сфере мониторинга транспорта, в том числе сельскохозяйственной техники. В большей степени оператор занимается гео-мониторингом коммерческого автотранспорта, использующегося в логистике поставок сельхозпродукции.

С развитием промышленных IoT платформ решения оператора и наработанный опыт будут масштабироваться. «Вымпелком», по мнению участников рынка, предполагает фокусироваться на мониторинге животноводческих хозяйств. «Мегафон» совместно с Huawei в 2022 году запустил технологию NB-IoT, уже в этом году, как ожидается, можно будет увидеть первые результаты ее применения в сельском хозяйстве.

По оценкам аналитиков, к 2020 году в сельском хозяйстве ожидается до 100 млн подключенных устройств интернета вещей (см. рисунок ниже). Роль операторов будет расширяться от предоставления услуг связи до предоставления законченных end-to-end решений для аграрного сектора в области IoT за счет партнёрств и вертикальной интеграции с другими участниками экосистемы.

Коммуникационные технологии в AIoT

По прогнозу J’son & Partners Consulting, в сельском хозяйстве для передачи данных на большие расстояния будут преимущественно использоваться технологии LPWAN /NB-IoT, в некоторых случаях — 2G и спутниковой связи, в то время как использование технологий 3G/4G и фиксированной связи находится под вопросом.

В России технология LoRaWAN используется, в частности, в проекте cиспользованием IoT-платформы Tibbo AggreGate. Основные особенности LoRaWAN, по сравнению с технологией ZigBee (применалась ранее): больше дальность связи и шире покрытие — для покрытия одной и той же площади требуется меньше базовых станций LoRaWAN; более низкое энергопотребление; доступнее стоимость производства.

По прогнозам Statista, количество подключений LPWAN, используемых в земледельческом сельском хозяйстве во всем мире, вырастет до более чем 117 млн к 2024 году по сравнению с 160 тыс. соединений в 2022 году. Экспоненциальный рост связан с резким снижением стоимости отдельных датчиков и эксплуатационных расходов на сеть.

В перспективе, после 2020 года в «умном» сельском хозяйстве будут использоваться сетевые технологии пятого поколения 5G, например, в области автономного вождения и мониторинга/управления сельскохозяйственной техникой, робототехники — там, где требуется малое время задержки и/или большие скорости передачи данных, недостижимые в современных сетях сотовой связи.

Об утверждении федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2022–2025 годы

Постановление от 25 августа 2022 года №996. Цель Программы – обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счёт применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции, технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала.

Справка

Подготовлено Минсельхозом
во исполнение Указа Президента России от 21 июля 2022 года №350 «О мерах по реализации государственной
научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства».

Подписанным
постановлением утверждена Федеральная научно-техническая программа развития
сельского хозяйства на 2022–2025
годы (далее –
Программа).

Цель Программы – обеспечение стабильного
роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счёт применения семян новых
отечественных сортов и племенной продукции, технологий производства
высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных
средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического
происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы
генетического материала.

Государственный
координатор Программы –
Минсельхоз России, ответственные исполнители Программы – Минсельхоз и Минпромторг России.

Программой, в
частности, предусмотрены:

— формирование
условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения
результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания
услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного
агропромышленного комплекса;

— привлечение
инвестиций в агропромышленный комплекс;

— создание и
внедрение технологий производства семян высших категорий (оригинальных и
элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по
направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в
настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции
(материала) иностранного производства;

— совершенствование
системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для
агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям
научно-технического прогресса.

Реализация
Программы будет финансироваться за счёт средств федерального бюджета (26,1 млрд рублей) в рамках
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2022–2020 годы, государственных
программ «Развитие
науки и технологий» на
2022–2020 годы, «Развитие образования» на 2022–2020 годы, «Развитие промышленности и
повышение её
конкурентоспособности»,
«Информационное
общество (2022–2020
годы)»). Предусмотрено
также финансирование за счёт
средств бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников (25 млрд рублей).

Эффективность
реализации Программы будет оцениваться на основе системы целевых индикаторов и
показателей Программы. К целевым индикаторам, в частности, относятся повышение
инновационной активности в сельском хозяйстве, привлечение инвестиций в
сельское хозяйство, повышение уровня обеспеченности агропромышленного комплекса
объектами инфраструктуры.

Робототехника

  • Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
  • Обзор: Искусственный интеллект 2022
  • Искусственный интеллект (рынок России)
  • Искусственный интеллект (мировой рынок)
  • Искусственный интеллект (рынок Украины)
  • В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, производственной сфере, образовании, Автопилот, транспорте, логистике, спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке

Роль технопарков в инновационном развитии региональных апк

Структурами, призванными обеспечить продвижение инноваций в секторе АПК, могут стать технопарки, создаваемые на базе крупных агроуниверситетов в тех регионах, в качестве «локомотивов роста» в которых выделен агропромышленный комплекс.

Задачи, решаемые с помощью таких технопарков:

  • увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции;
  • реализация мероприятий по развитию инновационной деятельности предприятий АПК;
  • повышение рентабельности сельскохозяйственного производства;
  • улучшение экологической обстановки в регионе;
  • создание новых рабочих мест, которое в перспективе должно привести к снижению миграции молодежи в города;
  • увеличение объема бюджетных поступлений.

Опыт функционирования таких технопарков в нашей стране, к сожалению, пока невелик. Как показал анализ опыта различных регионов,  в основном они создаются либо в высокотехнологичных отраслях, либо с целью стимулирования инновационной деятельности малых предприятий.

Про бизнес:  Более половины регионов продемонстрировали спад инвестиций в 2020 году | Регионы России | РИА Рейтинг

Идея создания таких технопарков в сфере  не нова, первые шаги в этом направлении делались еще в начале 1990-х. В качестве положительного примера можно рассмотреть опыт Воронежского госагроуниверситета, в котором еще в 90-х годах XX века был сформирован стартовый комплекс университетского агротехнопарка, включающий первый в России выставочный центр в учебном заведении, самофинансируемые инновационные бизнес-единицы, переферийные инновационные звенья в 12 районах Воронежской и Липецкой областей.

В настоящее время на базе Воронежского государственного аграрного университета работает пилотный проект регионального агротехнопарка, включающий экспоцентр, центр бизнес-образования, центр подготовки управленческих и финансовых кадров, центр продвижения современных технологий, центр агроинженерии, зооветеринарный центр, центр подготовки бухгалтеров, центр упаковочных технологий и др.

Все эти бизнес-единицы являются самофинансируемыми. Обслуживающими подразделениями агротехнопарка являются компьютерный центр, лаборатория дистанционного обучения, издательский центр, компьютерные аудитории. Кроме того, в составе технопарка работают представительства промышленных, торговых и консалтинговых фирм, заинтересованные в продвижении своей продукции в области АПК.

К сожалению, можно констатировать, что данный опыт является скорее исключением, чем правилом в нашей стране. При этом нужно отметить, что технопарковые структуры вообще пока еще недостаточно развиты, а те, которые уже созданы, по мнению экспертов, являются мало эффективными в своей массе.

Что касается технопарков в сельскохозяйственном секторе, то здесь особенно необходима поддержка государства. Это связано, прежде всего, с особенностями ведения бизнеса в агросекторе. Одной из глубинных проблем, без решения которой невозможно изменение ситуации в российской деревне, является низкая активность человеческого потенциала, людей, проживающих в сельских территориях, отсутствие инициативы, пессимизм, негативное отношение к сельскому образу жизни, сложившееся в настоящее время в России, низкая производительность труда в агропромышленном комплексе, вызванная отсутствием квалифицированных кадров на селе.

Пропаганда новых идей, изменение консервативного мышления крестьянства, повышение квалификации и овладение новыми компетенциями работников сферы АПК с целью перехода сельскохозяйственного производства на принципиально новый уровень является, по нашему мнению, важнейшей задачей, решить которую можно при условии сотрудничества власти, бизнеса и образовательных учреждений.

Интересным является изучение опыта Краснодарского края. В настоящее время разработан проект Закона Краснодарского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Краснодарского края». В нем дается следующее определение технопарка (технологического парка) – это специализированный субъект инновационной деятельности (сельскохозяйственные предприятия и их подразделения, научные организации, учебные заведения), на основе объектов недвижимости которого осуществляется формирование материально‑технической, социально‑культурной, сервисной, финансовой и иной базы для его эффективного становления и (или) развития. Основными задачами технопарка являются:

  • развитие научных исследований и разработок, внедрение результатов научной деятельности в производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
  • создание новых рабочих мест;
  • повышение квалификации руководителей и специалистов в области сельского хозяйства;
  • сокращение сроков реализации инновационных проектов и программ.

Для реализации основных задач технопарк осуществляет следующую деятельность:

  • выявление, отбор потенциальных рыночно‑эффективных инноваций с целью доведения их до опытных образцов и внедрения в производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
  • информационное обеспечение инновационной деятельности, обеспечивающее равный доступ к банкам и базам данных всех организаций, работающих в технопарке;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая целевое обучение для управления реализацией конкретных инновационных проектов и программ;
  • создание благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности предприятиями‑производителями сельскохозяйственной продукции.

При этом увеличение числа технопарков выделяется в качестве одного из основных направлений государственной региональной инновационной политики в агропромышленном комплексе Краснодарского края [3]. Агропромышленный комплекс является для края одним из структурообразующих межотраслевых комплексов, развитие которого буте способствовать росту экономики региона в целом.

Управляющие системы для агропредприятий

Технологии управления фермами оптимизируют использование удобрений, средств защиты растений, а также снижают расходы на посевную и уборочную компании благодаря автоматизации ручного труда. Рост финансовых результатов компании достигается за счет снижения себестоимости продукции (на 25-40%) и увеличения урожайности (на 10-15%).

Особенно полезны для фермеров системы контроля предприятий в режиме реального времени. Например, российский проект «Агросигнал» показывает все, что происходит с техникой: это отражается на мониторах — любые сбои в работе легко заметить и оперативно исправить.

Основной фокус компании — контроль за посевами. К системе подключено свыше 150 хозяйств, обрабатывающих более 2 млн гектаров земли. «Агросигнал» позволяет планировать весь производственный цикл, корректировать планы по ходу их выполнения: приборы и датчики автоматически регистрируют факт выполнения работ[8].

Компания ExactFarming предлагает онлайн-сервис мониторинга полей и управления сельским хозяйством. В системе отражаются данные о погоде, индекс вегетации, севооборот за все годы, состояние почвы, информация о расходах и остатках продукции на складах.

Сервис также позволяет вести учет и контроль хода полевых работ. ExactFarming помогает банкам принимать решения о выдаче кредитов аграриям благодаря более точной оценке различных рисков. В сентябре 2022 года экс-совладелец «Техносилы» Михаил Кокорич с партнерами вложил в проект $2 млн.

Smart4agro — облачный геоинформационно-аналитический сервис для поддержки принятия управленческих решений в области сельского хозяйства, контроля, анализа и прогноза состояния сельхозугодий, обеспечивающий достоверную информацию о том, что происходит в данный момент на каждом поле, что происходило на этих полях раньше, и обеспечивает возможность спрогнозировать, что будет происходить будущем.

Компания ANT является разработчиком комплекса специализированных программных решений в области растениеводства для агробизнеса и государственного сектора. Компания основана в 2008 году и накопила отраслевую компетенцию и практический опыт автоматизации процессов управления сельским хозяйством.

Одно из решений, которое уже проработали SAS и ANT, представляет собой учетную систему со встроенной бизнес-аналитикой. Оно позволяет вести учет, оптимально планировать работы, в том числе транспортно-элеваторную цепь, прогнозировать урожайность, с помощью интерактивных дэшбордов в режиме реального времени контролировать ход работ – посевных и уборочных, отслеживать отклонения от плана и видеть причины отклонений и влияющие на конечные результаты факторы.

Решение обеспечивает единую информационную среду для управляющего персонала агропредприятий и производственных подразделений и в конечном счете нацелено на то, чтобы повысить эффективность применения агротехнологий и сделать прозрачным процесс производства в растениеводстве. По сути, снижается зависимость от специалистов на местах и повышается управляемость бизнеса «от головы».

Cognitive Agro Control представляет собой программно-аппаратный комплекс, который позволяет организовать онлайн-обмен основными параметрами процесса уборки зерновых, их передачу на сервер центра управления уборкой, а также их накопление для ведения статистического анализа.

В мире не более 5% таких хозяйств автоматизировано, а для рыбных хозяйств РФ этот процент еще ниже. Aqual создал систему, позволяющую контролировать 50 параметров работы рыбной фермы – температуру, жесткость, кислотность воды, работу насосов, обогревателей, систем подачи кислорода, податчиков корма и т. д. Многие решения Aqual не имеют аналогов в мире, поэтому имеют потенциал для выхода на глобальный рынок.

kSense от компании Компонента:

  • Поиск пропавших животных
  • Контроль выполнения зоотехнических операций
  • Контроля за поведением животных
  • «Индивидуальный» подход к животным
  • Постоянный мониторинг местонахождения и состояния животных
  • Паспорт животного — «всегда с собой»
  • Контроль деятельности персонала
  • Зоотехнические операции — строго «индивидуально»
  • Экономия ресурсов — до 20-30 %
  • Унифицированные и оптимальные технологические процессы, «сшитые» kSense
Оцените статью
Бизнес Болика